- Кавказские журналисты не понаслышке знают о Сулиете Кусовой. Эта мужественная черкешенка возглавляет в Москве Центр этно-конфессионных проблем СМИ. Она не только пишет, но и является автором многих проектов, направленных представление жителям России позитивного имиджа Кавказа, на отстаивание в российском обществе доброго имени кавказцев. Наша сегодняшняя беседа с этим глубоким человеком касается проблем очернения кавказцев в российских СМИ и перспектив лезгино-черкесского сотрудничества. - После краха СССР кавказцы стали изгоями в российском обществе. Это не могло произойти случайно или само собой. Кто, на Ваш взгляд, стоит за этой целенаправленной демонизацией кавказцев? - Кавказцы не в один момент стали изгоями внутри российского государства. Этому предшествовали 20 постперестроечных лет смуты, государственного необустройства и т.д. Безусловно, были некие конкретные факторы. Почему Кавказ стал главным персонажем, обсуждаемым на всех публичных площадках? Во-первых, это война в Чечне. Безусловно, спровоцированная, безусловно коммерческая, безусловно искусственная. Что бы сейчас не говорили о борьбе Чечни за независимость и не использовали термин «война Чечни с Россией», - это все бред абсолютный. Это была абсолютно искусственно развязанная коммерческая война, которая кому-то была очень нужна. Вот эта война надолго определила умонастроения россиян по отношению к Северному Кавказу. Вы же видите как понятие «Северный Кавказ» употребляется как единый массив - злобный, горбоносый, стреляющий, вообще не умеющий трудиться, изначально враждебно настроенный против России. Это вот такой общий образ Кавказа, невзирая на ту многоликость проблем и народов, которые существуют в нашем краю. Потому что здесь каждый народ имеет свой частный сюжет, свою частную историю, свою частную проблему. И все это помимо общероссийских. В том числе и вот это незнание и непонимание Кавказа сегодня делает нас некими изгоями. Изгоями в публичной сфере, но не в обыденной жизни. Потому что тысячи кавказцев живут в разных городах России. И на человеческом уровне вполне находят понимание. Потому что когда человек трудится в одной системе с кем-то у него с коллегами и соседями нет противоречий. Там другие связи выстраиваются. А враждебный образ Кавказа искусственно насаждается некоторыми политиками. В том числе федеральной прессой. В том числе при молчаливом согласии, а иногда и покровительстве некоторых представителей властных структур. Усугубляет проблему рассеянность и растерянность российской власти в национальном вопросе. Сегодня в стране нет вообще никакого плана, никакого общего российского многонационального проекта. Где все народы, оставаясь самобытными, работают на общий проект обустройства России. Его нет. Это целый комплекс проблем. Растерянность, постоянные скачки от одной системы к другой, постоянная смена лидеров… Все это длилось и длится двадцать очень беспокойных лет. Чего только не пережила Россия за эти годы. Заниматься национальным вопросом было некогда. Да власти и не знают, как им заниматься. - Какими методами, через какие каналы эти цели по очернению образа кавказцев реализуются? - Сейчас, к сожалению, все положительные и отрицательные образы создаются и продвигаются посредством СМИ. Они это делают активно и, надо сказать, «успешно». Они это делают, представляя зрителю только одну часть сегодняшней северокавказской жизни – терроризм. Плюс, к тому, в СМИ раскручивается проблема запредельной коррупции, поразившей республики Кавказа. Утверждается, что эта коррупция имеет свои корни в Москве. Поэтому она и запредельная. Потому что московские чиновники и кавказские казнокрады осуществляют совместный дележ бюджетного пирога нашей страны. Если сегодня федеральный центр захочет, если захочет президент, захотят властные структуры, и если они дадут команду Первому каналу, каналу «Россия», НТВ и другим каналам создать положительный образ Кавказа, поверьте, на это нужно будет всего каких-то полгода. Такой образ вполне возможно создать за такой срок. Берут же на Фабрику звезд незнакомых мальчиков и девочек - безликих, безголосых, никаких. И делают из них каких-то общенациональных звезд. И мы ложимся с их песнями и встаем с их песнями. Не помним их лиц, голосов. Только помним, что они все время дребезжат в эфире. А уж, если говорить о кавказцах, тут более чем достаточно, что показать. Это очень пассионарный, яркий патриотичный народ. Есть море исторического, культурного, познавательного материала на многие годы вперед. Захотят – сделают. И все срочно нас полюбят. Вот и все. Проблема в этом. - К чему может привести эта непрекращающаяся и целенаправленная травля кавказцев в российских СМИ? - Наверное, эта целенаправленная травля кавказцев может привести к их отчуждению от основных институтов российской государственности. И в целом от российской цивилизации, русской цивилизации. Речь даже не о нашем поколении. Мы - поколение сорокалетних, пятидесятилетних, шестидесятилетних. Мы – поколение, выросшее в советском плавильном котле. У нас есть некая твердая приверженность российской культуре и государственности. Мы все выросли в русской культуре, русской цивилизации, на общегосударственных ценностях. Страшно то, что это может привести к отчуждению молодого поколения от российской государственности. Формально, в течение каких-то лет они будут существовать в этой культурной и политической системе. Но идеологически они будут существовать уже в собственной культурной, духовной, идеологической, социальной резервации отдельных республик, городов и социальных групп Кавказа. И это страшно. Потому что свято место пусто не бывает. Кавказ всегда был лакомым кусочком. И сегодня с Кавказом работают очень мощные международные стратегические институты. Эта политика российских СМИ, делающая нас изгоями в нашей собственной стране, приведет к страшным, катастрофическим последствиями для Кавказа, и для самой России. - Смогут ли кавказские народы что-то противопоставить этому накату со стороны российских СМИ? - Я не сторонница постоянных отбивных атак, несмотря на то, что нас сегодня, действительно, травят. Это удел слабых. Нужно просто самодостаточно представлять себя в российской государственности. Заниматься собственным имиджем в республиках. Представлять своих ярких людей. Представлять интеллигенцию как переговорную площадку. Потому что сегодня кроме Дагестана ни одна республика Кавказа этим не озабочена. Такая беспечность в плане собственного имиджа и в плане обнародования собственных ценностей, своего собственного портрета характерна всем республикам Кавказа. Во-первых, не озабочены в руководстве республик. Во-вторых, в кавказских республиках очень слабый журналистский корпус. Журналистика там просто умерла. Особняком стоит, опять-таки, Дагестан. Я недавно была на встрече Главы Дагестана Магомедсалама Магомедова с независимыми государственными СМИ. И я сказала, что я искренне завидую журналистам Дагестана, с которыми так уважительно, бережно разговаривает власть. Потому что это был настоящий диалог. Задавались острые вопросы. На них президент отвечал без всяких обид, амбиций. Он просто беседовал с журналистами, как простой гражданин. Такой практики уже нет в других республиках. И журналистика в остальных республиках сегодня молчит, и интеллигенция молчит. Кто будет тогда создавать положительный образ кавказцев? Кто тогда будет озвучивать наши проблемы? И сегодня, когда российские СМИ пугают страну кавказским терроризмом, кто первым от него страдает и гибнет? Сами же жители Северного Кавказа. Каждую неделю очередная мать теряет своего сына. Это страшно! - Как могли бы сотрудничать в этом деле такие народы Кавказа, как лезгины и черкесы, учитывая их малочисленность, разобщенность и разделенность? - Да, у нас есть собственная проблематика - разделенность. Она очень острая. О ней сегодня не хотят слышать власти и общество. Это очень горько. Потому что сегодня у кавказцев очень законсервирована национальная боль. Я знаю, что ФЛНКА активно занимается проблемами разделенности своего народа. Черкесская пресса этим занимается меньше. Тем не менее, для лезгин и черкесов вопрос разделенности стоит и переживается очень остро. И это не потому, что мы пропитаны национализмом. Просто нас история очень больно прокромсала. Не наша вина в этом. Мы не можем собрать разделенные тела наших народов воедино. И мы стремимся к этому не для того, чтобы создавать самостоятельные республики вне России, вне Кавказа. Если мы хотим сегодня слиться с многомиллионными частями наших народов, оказавшихся за рубежом, но это нужно для того, чтобы наши разделенные народы воссоздали свои полноценные кровеносные системы. Чтобы все части и органы наших народов заработали в полную силу. Мы мечтаем собрать покромсанные тела наших народов воедино, чтобы сохранить себя для будущего. Вот и все. Сохранив и укрепив наши народы, мы лучше сможет послужить нашей Родине. У черкесов самая пассионарная часть народа ушла за рубеж. Она себя воспитала, сформировала на европейских и на восточных традициях. То же самое с лезгинами. Лезгины видят в Дагестане лишь маленькую горсточку своего народа. И знают, что там - в Азербайджане огромное количество соплеменников, родовых корней. И при этом лезгины постоянно осознают невозможность контактов и общения со своими братьями. С болью наблюдают, что там, в Азербайджане все-таки идет по отношению к лезгинам дискриминационная политика. И лезгины российские вполне закономерно считают, что оставаться равнодушным к проблемам своих братьев – преступно. Эта проблема очень глубокая. Она не исчезнет завтра. Она и нашим детям передастся. И молодежь будет этим заниматься. Но нужно эту проблему решать быстрее. Но я не думаю что мы – лезгины и черкесы - должны как-то очень обособленно участвовать в этой проблематике. Мы должны это делать сообща с остальными народами Кавказа. И наш вклад в этот общекавказский вопрос заключается в том, чтобы собрать свои силы, собраться вместе и вместе послужить своему отечеству. Вот и все. Очень простая формула. Ее нужно понимать и не нужно называть нас сепаратистами, националистами. И в этом я, как черкешенка, полностью солидарна с лезгинами. Этнокультурный портал «Яран Сувар» Беседовала Альбина Курбанова Корреспондентский корпус ФЛНКА http://flnka.ru/interview/409-sulieta-kusova-ob-informacionnoy-travle-kavkazcev-i-lezgino-cherkesskom-sotrudnichestve.html
|