Российская Федерация - многонациональное государство, территорию которого населяют около ста народов, связанных общностью исторических судеб. Для подавляющей части населения страны родными являются языки четырех языковых групп: славянской, тюркской, финно-угорской и накхско-дагестанской. Язык межнационального общения народов Российской Федерации - русский. Пять коренных народов России: русские, татары, чуваши, башкиры, мордва составляют свыше 90 процентов всего населения. При этом общая численность 30 малых народов Севера, по данным на 1993 год, всего 200 тысяч (или 0,13 процента населения). На территории РФ дисперсно проживают представители народов, имеющих собственные государственные образования вне границ России: украинцы (около 3,5 миллиона), белорусы (около одного миллиона), немцы (около 0,5 миллиона), евреи (около 0,5 миллиона), поляки (около 100 тысяч). Этнический состав населения, как показывают данные переписей (первая из которых была проведена в 1897 году), непрерывно меняется. Это объясняется прежде всего: процессами этнической консолидации; миграцией населения; растворением оторвавшихся от исходного этнического массива групп населения в инонациональной среде. Изменения в этническом составе связаны и с неуклонным ростом смешанных браков. В городских центрах (где в 80-е годы проживало 74 процента населения) свыше 18 процентов семей состоят из представителей разных национальностей. После 1991 года сдвигам в этническом составе населения Российской Федерации содействовал приток беженцев из республик СНГ, а также - нелегальных иммигрантов, главным образом, из стран Азии, численность которых в 1995 году, по официальным данным, превысила один миллион человек. Одним из важных последствий распада СССР стало превращение многих населявших его этносов в так называемые разделенные нации. Как известно, не менее 25 миллионов этнических русских проживает в настоящее время в государствах Прибалтики, Закавказья, Центральной Азии, на Украине, в Молдавии и Белоруссии. Та же участь - стать "разделенными нациями"-постигла украинцев, белорусов, армян, осетин, лезгин, а также и многие народы Центральной Азии. Кроме того, распад Союза привел к вынужденной миграции населения из-за роста дискриминации по этническому признаку, национализма, экономических и социальных трудностей. Усилился начавшийся еще в 60-е годы отток русского (точнее, русскоязычного) населения из республик Закавказья. Только в 1992 году из Грузии, Армении и Азербайджана выехало девять процентов проживавших там русских. Из Грузии наблюдался массовый отток осетин. Постепенно нарастает и отток русскоязычного населения из Прибалтики, Таджикистана (что объясняется вспыхнувшей в нем гражданской войной) и других республик Центральной Азии. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА Российская Советская Республика, созданная после Октябрьской революции 1917 года, была унитарным государством. На III Всероссийском съезде советов 10 января 1918 года принято решение о превращении ее в федерацию советских республик, которое было закреплено в Конституции РСФСР (10 июля 1918 года). Формой государственно-административного устройства России, как наиболее приемлемой для многонационального государства, стала федерация; провозглашалось равноправие наций; церковь была отделена от государства и школа от церкви. Автономные республики имели право создавать собственные вооруженные силы, осуществлять денежную эмиссию и вести внешние сношения (в годы гражданской войны эти функции были переданы федеральным общероссийским органам управления). Основы существующего административно-территориального устройства РФ были заложены проведенными в 1918-1922 годах национально-государственной и в 1923-1930 годах административно-территориальной реформами. В результате национально-государственной реформы было образовано семь республик: Башкирская АССР, Татарская АССР, Киргизская АССР (с 1925 года - Казахская АССР в составе РСФСР; с 1936 года - Казахская ССР в составе Советского Союза); Горская АССР (упразднена 7 июня 1924 года - на ее территории образованы Кабардино-Балкарская, Чеченская, Карачаевская, Северо-Осетинская и Ингушская автономные области и округа). Дагестанская АССР, Крымская АССР и Якутская АССР. Эти республики обладали политической автономией. Они имели собственную конституцию, органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме семи названных, в состав РСФСР с июля 1930 года входила Каракалпакская АССР, которая с 5 декабря 1936 года передана в Узбекскую ССР. Помимо автономных республик, было образовано девять автономных областей и округов (трудовых коммун), обладавших территориально-административной автономией. Это Трудовая коммуна немцев Поволжья, Карельская трудовая коммуна. Чувашская автономная область. Коми (Зырян) АО, Вотская АО (с 1932 года Удмуртская АО), Марийская АО, Калмыцкая АО, Кабардинская АО, Бурят-Монгольская АО (с 1958 года - Бурятская АССР), Ойратская АО (с 1948 года - Горно-Алтайская АО). Административная реформа 1923-1930 годов проводилась исходя из принципов экономического районирования и затронула, главным образом, этническую территорию русского народа. Вместо 72 губерний, существовавших в РСФСР в 1922 году, к 1930 году было образовано 13 крупных административно-территориальных единиц: семь краев (Дальневосточный, Нижнегородский, Нижневолжский, Северный, Северо-Кавказский, Сибирский, Средневолжский) и шесть областей (Западная, Ивановская, Ленинградская, Московская, Уральская, Центральная черноземная). После 1932 года по мере экономического развития страны началось разукрупнение краев и областей. В 1991 году в Российской Федерации насчитывалось шесть краев и 49 областей. Происходили изменения и в составе автономных национально-территориальных образований. Так, в конце 1991 года в РФ их было 32: автономных республик-17, автономных областей - пять и автономных округов - 10. Общая площадь, занимаемая ими - 9106.3 тысячи квадратных километров (или 51,31 процента всей территории Российской Федерации). Что касается этно-национальной структуры населения автономных республик, областей и округов, то только в восьми из них численно преобладает коренное (или титульное) население. Это Дагестан, в котором коренные народы составляют около 76 процентов всего населения, Ингушетия - около 75. Кабардино-Балкария - около 60, Тува - около 65, Чечня - около 70, Чувашия - около 70 процентов, а также два автономных округа - Агинский Бурятский - 52 процента и Коми-Пермяцкий - 61 процент. Во всех остальных национально-территориальных образованиях численно преобладают русские. Так, например, в Карелии русские составляют 71,3 процента населения республики (карелы - 11,1 процента), в Ханты-Мансийском автономном округе русские - 74,3 процента (коренное население - 3,1 процента). Доля коренных народов Севера в районах их проживания не превышает одного процента. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС Изучение новой и новейшей истории России, а также других многонациональных государств, показывает, что присущие большинству из них межнациональные противоречия, как правило, вырастали (и вырастают) в результате столкновения интересов имущей "верхушки" различных этносов, населяющих страну. Эти противоречия нередко до крайности обостряет диктуемая подчас конъюнктурными соображениями шовинистическая близорукая политика, проводимая правящими кругами того или иного многонационального государства. Для того, чтобы дать корректную, научно обоснованную характеристику национального вопроса, каким он был в Советском Союзе и каким сложился в Российской Федерации, а также протекающих в отдельных регионах страны национальных движений, необходимо расстаться с некоторыми мифами. И прежде всего, с мифом о том, что Советский Союз якобы был социалистическим государством. СССР никогда, ни одного дня своей истории не был таковым. А создан этот миф был и всячески поддерживался и раздувался, прежде всего, в интересах советской бюрократической буржуазии. Думается, что наиболее корректной является характеристика нашего общества, каким оно сложилось к середине 30-х годов (и каким оно остается по сей день), -не как "общества развитого социализма" и не как "командно-административного социализма", а как общества государственного капитализма. Такая система давала и дает верхушке бюрократической буржуазии, то есть фактическому владельцу средств производства (через находящуюся в ее монопольном владении государственную машину), уникальные возможности извлекать, присваивать, отчуждать в свою пользу большую часть вновь созданного в государственном секторе продукта. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье: Ю.В. Ганковский. Кто правил Советским Союзом? - "Азия и Африка сегодня", № 2, 19я5, с. 40-45. Эта буржуазия составляла не больше четверти процента населения СССР. Хотелось бы отметить, что в 1989 году среди сотрудников руководящих органов КПСС было только семь процентов выходцев из рабочих и крестьян. Верхушка советской бюрократической буржуазии действовала фактически бесконтрольно. В 70-80-е годы часть ее срослась с королями сформировавшегося в СССР "черного рынка". Однако необходимо отметить, что она не являлась (и не является) монолитом. Она состояла (и состоит) из большого числа соперничающих кланов и групп - территориальных, этно-национальных, профессиональных. В политической жизни Центральной Азии в советское (и постсоветское) время значительную роль играли (и играют), прежде всего, территориальные кланы. В Таджикистане это - ходжентский (ленинабадский), кулябский, курган-тюбинский, гармский и памирский (горно-бадахшанский) кланы, ожесточенная борьба между которыми стала основной причиной вспыхнувшей в республике кровопролитной гражданской войны, в Киргизии - группировка южных (Ош и Джалал-Абад), северных (Нарын, Талас) и других кланов. Территориальные кланы Казахстана и Туркмении восходят к традиционной родо-племенной структуре коренного населения: в Казахстане - к Старшему, Среднему и Младшему жузам, в Туркмении -к крупнейшим племенам (теке и иомудам, а также гокленам, ходжа, эрсары и другим). Борьба между кланами советской бюрократической буржуазии за привилегии, высшие государственные посты, власть и влияние часто принимала и принимает крайние, экстремальные формы, Эта борьба лежит, практически, в основе всех массовых столкновений и беспорядков, происходивших в последние годы. Чтобы реализовать свои эгоистические цели, нередко провоцировались этно-национальные конфликты, искусственно создавались экономические трудности и политическая напряженность. Сказанное относится, например, к кровавым столкновениям, которые происходили в Ферганской долине, в Оше и многих других районах Центральной Азии и Закавказья, а также в Чечней Подробнее см.: Ю.В. Ганковский. Чечня: причины кризиса. - "Азия и Африка сегодня", № 8,1995, с. 2-6. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Политические партии, существовавшие в царской России, после революции 1917 года или самораспустились, или были запрещены, или слились в ходе гражданской войны с РКП(б). Так произошло, например, с казахской партией "Алаш" (созданной весной-летом 1917 года), которая в октябре 1919 года (когда войска генерала А.И. Деникина взяли Орел, подходили к Туле и советская власть в России переживала самые трудные испытания) вошла в РКП(б), сочтя невозможным сотрудничество с лидерами белого движения, выступавшими за реставрацию "единой и неделимой России" и дореволюционных порядков. Хотелось бы отметить, что поддержку РКП(б) оказывали не только политические, но и религиозные организации, действовавшие в районах расселения национальных меньшинств. Так, например, в 1917 году к большевикам вместе со своими последователями примкнул Инан Вайсов (руководитель действовавшей в Татарстане ветви известнейшего мусульманского суфийского ордена накшбандия). И. Вайсов принял активное участие в гражданской войне и в 1918 году погиб в бою с белогвардейцами. Развитие националистических настроений, наметившееся в союзных республиках СССР и в национально-территориальных образованиях Российской Федерации в 70-е и нараставшее в 80-е годы, как показывает анализ доступных в настоящее время материалов, было обусловлено в первую очередь обострением противоречий между этно-национальными и территориальными группировками и кланами советской бюрократической буржуазии. Лидеры этих группировок и кланов для укрепления своих позиций на местах, а также получения поддержки коренного населения разжигали националистические настроения. Так, например, 26 мая 1989 года в Грузии, по решению ЦК Коммунистической партии Республики, впервые как национальный праздник отмечалась 71-я годовщина "восстановления грузинской национальной государственности". Авторов этого решения не смутило, что именно в этот день (71 год назад) - 26 мая 1918 года Грузия была оккупирована турецкими и немецкими войсками. Выполняя указания оккупантов, так называемое правительство Грузинской демократической республики заключило соглашение с Турцией о передаче ей Батуми, Ахалкалаки, Ахалцихе и других грузинских территорий. Немецким оккупантам это правительство передало контроль над банками, железными дорогами и телеграфом, а также передало на 60 лет Поти и на 30 лет Чиатуру. Примером соперничества территориальных кланов советской бюрократической буржуазии, облаченного в псевдо-националистические одежды, могут служить события в Горно-Алтайской автономной области, где русских 63,2 процента всего населения. Руководство области, стремясь упрочить собственные позиции, в октябре 1990 года провозгласило область республикой, а в мае 1992 года приняло решение называть ее Республикой Алтай. Весной 1992 года власти Корякского автономного округа (где русских вместе с украинцами 70,2 процента всего населения, а коряки составляют только 16,2 процента) приняли решение о его отделении от Камчатской области и создании Корякской автономной республики, что, по-видимому, вызвано стремлением местных властей округа (население которого не превышает 40 тысяч) прибрать к рукам имеющиеся на его территории богатые запасы рудного золота. Число подобных примеров легко увеличить. Можно вспомнить о недавних попытках вывести из состава Архангельской области Ненецкий автономный округ; выделить в национальные республики Еврейскую автономную область, Чукотский округ и Нанайский район; превратить Красноярский край в Енисейскую республику; Архангельскую область -в Поморскую республику, а Кузбасс - в автономную область; создать Дальневосточную республику из Читинской области и Приморского края; образовать на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока Северо-Азиатские Соединенные Штаты; образовать Сибирскую республику из 19 краев, областей и национально-территориальных образований (расположенных к востоку от Урала), а также - Вологодскую и Уральскую республики и Северотихоокеанскую федеративную республику. Возникли и действуют партии и общественные организации, обосновавшие и пропагандирующие требования создания названных территориальных образований. Это - Ассоциация Сибирское соглашение. Северотихоокеанский форум. Дальневосточная республиканская партия и даже Партия независимости Сибири. Наиболее яркими примерами негативных последствий, к которым приводит соперничество этно-национальных и территориальных кланов, служат события в Чечне, а за пределами Российской Федерации - в Таджикистане. ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА Межнациональные противоречия возникают в многонациональных государствах, как правило, из-за столкновения интересов имущих верхушечных слоев населяющих данное государство этносов, а в последовательно демократическом решении национального вопроса непосредственно заинтересованы самые широкие слои населения. Объясняется это тем, что народные массы в первую очередь ощущают на себе тяжесть любых форм этно-национальной дискриминации. И они же в первую очередь становятся жертвами, несут на себе основную тяжесть межнациональных конфликтов и столкновений. Единственным путем, который иедет к установлению мира в таких государствах, является последовательное демократическое решение национального вопроса. Для этого необходимо: - обеспечение полного и безусловного равенства всех наций, населяющих государство, и всех языков. Для чего необходимо принятие закона, закрепленного в Конституции; - искоренение и запрещение какой-либо дискриминации или, наоборот, каких-либо привилегий на расовой, этно-национальной, конфессиональной или лингвистической почве; - отсутствие государственного языка и обеспечение преподавания в школах на местных языках; - республиканское, правовое, светское, демократическое устройство государства; местная автономия на национальной (этнической) основе и демократическое местное самоуправление. Любое отступление от последовательного демократического решения национального вопроса (какими бы конъюнктурными соображениями или субъективными побуждениями оно не вызывалось), подрывает единство многонационального государства, делает трудно достижимыми или даже невозможными такие отношения между населяющими его нациями, которые были бы основаны на принципах равенства, дружбы и сотрудничества, создает возможности для вмешательства во внутренние дела данного многонационального государства внешних сил, стремящихся к подрыву его единства. В этой связи хотелось бы отметить одно весьма важное обстоятельство: никогда за последние 300 лет международное положение России не было столь трудным и сложным, как в настоящее время. За рубежом действуют силы, которые не скрывают своих намерений развалить Российскую Федерацию и открыто планируют действия, на это направленные. Так, например, в 1988 году в Лондоне проводилась Международная конференция (одним из ее спонсоров была Саудовская Аравия), на которой обсуждался вопрос: "Как вернуть Россию к границам 1552 года" (восточная граница России проходила тогда западнее города Казани). Спустя три года, в октябре 1991 года, татарская молодежная националистическая организация "Азатлык" обратилась к властям Российской Федерации с требованием "воссоединить все татарские земли в границах 1552 года", предупредив, что "если этот территориальный вопрос не будет решен, то она оставляет за собой право начать борьбу за присоединение своих исконных земель". В это же время (27 октября - 1 ноября 1991 года) по приказу Д. Дудаева были проведены выборы президента и парламента Чечни и обнародован его указ: "Об объявлении суверенитета Чечни". Случайно ли эти события совпадают по времени? Число подобных примеров, к сожалению, можно увеличить. В сложившейся ситуации трудно переоценить значение средств массовой информации, ту роль, которую они играли, играют и смогут сыграть в будущем в решении проблем, связанных с национальным вопросом и национальными движениями в Российской Федерации. Можно было бы привести немало конкретных примеров, показывающих, как СМИ содействуют формированию негативных этнических, расовых и конфессиональных стереотипов. Поощряют и оправдывают противозаконные (агрессивные по своей сути) действия против представителей тех или иных наций, расовых, этнических и конфессиональных групп населения. На мой взгляд, самым решительным образом следует осудить пропаганду в СМИ: требований и призывов предоставить привилегии или осуществить любую дискриминацию граждан (в экономической, общественной, культурной и политической сферах деятельности), исходя из их расовой, национальной или религиозной принадлежности; -представлений об исходном (природном) превосходстве или ущербности любой расы, нации, народа (большого или малого), любой религиозной конфессии; -негативных характеристик отдельных представителей любой расы, нации или конфессии (в связи с совершением ими тяжких противоправных действий) с целью распространения их на всю расовую, этническую общность или религиозную конфессию, к которой они принадлежат; -требований коллективной ответственности всех членов расовой, этнической или религиозной общины за противоправные действия, совершенные отдельными ее представителями; -утверждений о наличии враждебных замыслов и планов у одной расовой, этнической или религиозной общины против другой, а также утверждений, что бедствия и трудности в прошлом и настоящем (переживаемые теми или иными народами, представителями религиозных конфессий или всем населением Российской Федерации) были вызваны злонамеренной, целенаправленной деятельностью тех или иных расовых, национальных или конфессиональных общин. Представляется целесообразным, чтобы систематическое нарушение этих морально-этических положений влекло за собой прекращение регистрации и запрещение деятельности любого органа массовой информации. Что же касается политических и иных кругов любого многонационального государства, заинтересованных в процветании и укреплении его независимости и единства, то они прежде всего должны вести повседневную и кропотливую работу: -по установлению действительного (а не формального) равенства во всех сферах жизни представителей больших и малых наций, населяющих данное государство; -по преодолению представлений о национальной (этнической) исключительности, а также национального эгоизма, косности, ограниченности; -по устранению недоверия, которое веками накапливалось у небольших по численности народов к их более многочисленным соседям. Только такая неустанная работа (подкрепленная широкими, последовательными демократическими преобразованиями во всех сферах экономической, социальной, культурной и политической жизни) может обеспечить межнациональный мир в многонациональных государствах, упрочить их единство, сделать невозможным появление и распространение сепаратистских настроений и тенденций. При проведении в Российской Федерации правовых, административных и иных реформ, затрагивающих интересы любого из ее народов, следует отказаться от механического, стандартно-бюрократического подхода к их планированию и проведению. Необходим тщательный, строго индивидуальный учет особенностей территориального размещения любого - большого или малого - народа; его исторического наследия; хозяйственных и культурных традиций; особенностей экологической обстановки в местах его проживания; последствий, которые та или иная реформа может оказать на уровень жизни данного народа, его духовную и материальную культуру. Ю.ГАНКОВСКИЙ Доктор исторических наук http://www.xserver.ru/user/nazna/
|