Лезгины Азербайджана являются коренным населением республики, что признается со стороны местных этнографов и историков, однако это признание имеет слабую фактическую наполняемость политико-правового свойства. Жесткое политическое неприятие любого намека лезгинского национального меньшинства, компактно проживающего на северо-востоке страны, на институциональные попытки своего самоопределения были пресечены в начале 90-х годов прошлого века. Национальное противодействие между азербайджанцами и лезгинами началось в 1992г. и достигло своего пика в середине 1994г., вскоре после тяжелых поражений в Нагорном Карабахе. В дальнейшем напряжение уменьшилось, но страх перед ассимиляцией и ощущение угрозы своей национальной общине у лезгин сохранились, особенно это проявилось после разделения лезгин как этнической группы между Азербайджаном и одним из субъектов Российской Федерации – Дагестаном. В результате этого разделения укрепились опасения, что национальная идентичность лезгин может существенно ослабнуть. Правовая составляющая противодействия национальным устремлениям второй этнической группы Азербайджана, о которой мы часто говорим и в отношении других национальных меньшинств республики, имеет как общие дискриминационные подходы, так и отличительные свойства, связанные, в частности, с тем, что лезгины не только по количественным критериям выделяются на фоне других меньшинств республики, но и юридически обоснованно могут претендовать на особое положение в силу факта своей укорененности на данных территориях. Формат статьи не позволяет углубиться в вопрос соотнесения статуса национального меньшинства и статуса коренного народа. Здесь лишь заметим, что, с нашей точки зрения, одновременное обладание этими двумя статусами какой-либо конкретной этнокультурной группой должно с необходимостью вести к увеличению ее прав, углублению ее более привилегированного положения в рамках государства ее проживания. Лезгины на территории Азербайджана компактно сосредоточены на северо-востоке республики в бассейне реки Самур. Лезгинский язык принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказской семьи. Диалекты этого языка делятся на три группы: кюринская (диалекты гюнейский, яркинский, курахский); самурская (докузпаринский и ахтынский диалекты); кубинский (кубинский диалект). Литературный лезгинский язык представлен на основе гюнейского диалекта. По своей религиозной принадлежности большинство лезгин – мусульмане-сунниты. По данным последней всесоюзной переписи 1989г., их насчитывалось 171 тыс. человек. На настоящий момент лезгины вторая по численности этническая группа Азербайджана. По переписи 1999г. в Азербайджане выявлено 178 тыс. человек, относящих себя к лезгинам (2,2% от общего населения республики). Однако местные эксперты говорят о 250-260 тыс. лезгин. В Кусарском районе лезгины составляют 91% населения, в Баку – 15%. Кроме Кусарского района лезгины также расселены в Хачмасском, Губинском, Габалинском и некоторых других районах Азербайджана. Кусарский район Азербайджана представляет собой наиболее «болезненную» точку лезгинского присутствия для центральных властей республики на фоне других лезгинонаселенных административно-территориальных единиц. Несмотря на то, что центральная власть всячески пытается сгладить национальные противоречия между лезгинами и азербайджанцами, оперируя при каждом удобном случае и на всевозможных аренах международного общения заученными фразами о «государственной поддержки языковых и культурных инициатив лезгин, газет и радиопрограмм на лезгинском языке»9 и о большой «интегрированности» лезгин в азербайджанское общественно-культурное поле, реальная картина далека от идиллии. Последнее особенно ощущается на фоне непреодоленной разделенности и прогрессирующего осознания своей национальной ущемленности по обе стороны от реки Самур. Укажем узловые моменты современного состояния дел в национальном вопросе лезгин Азербайджана и Дагестана и попытаемся выявить проблемные вопросы двустороннего «азербайджано-дагестанского» свойства, затрагивающие национальные чувства лезгин. Сами лидеры лезгинского национального движения (в частности, председатель комитета по национальному вопросу движения «Садвал» Назим Гаджиев), обобщенно отмечая, что «лезгины являются ущемленным в социально-экономическом и национально-политическом плане народом, положение которого в Дагестане несправедливо ущемленно, а в Азербайджане можно приравнивать к геноциду», детализируют национальные проблемы лезгин, следующим образом. 1. Проблема разделенности. В первой половине ХIХ-го века границы Дагестана проходили на севере по реке Сулак, а на юге по реке Сумгаит. То есть в состав военно-административной области Дагестан входили Кусарский, Кубинский, Хачмасский, Дивичинский, Сиазанский и часть Апшеронского районов Южного Лезгистана, где 70% населения тогда были лезгины. В 1860г. эти земли Кубинского уезда царская Россия незаконно включила в Бакинскую губернию, а территории Куткашенского, Варташенского, Исмаиллинского, Шекинского районов, населенные лезгинами, включила в состав Елизаветпольской губернии. Постановлением ВЦИК от 20 января 1921г. и резолюцией Вседагестанского Учредительного Съезда Советов от 5 декабря 1921г. был поднят вопрос о воссоединении лезгинских земель Азербайджана с Дагестаном. Вопрос этот стоял на повестке дня за весь советский период и в период демократизации, но реализации его до сих пор не видно; 2) лезгины – второй по численности народ в Дагестане, численность его по переписи 2002г. в Дагестане составляла 502630 чел., уступая лишь аварцам. Во всех дагестанских справочниках лезгиноязычные народы справедливо будет включить в состав лезгин. Так же, как и в аваро-андо-дидойской и даргино-кайтаго-кубачинской группах. Выборочное раздробление только лезгинской группы вселяет в лезгинах недоверие к представителям народов, сидящих в высшем эшелоне власти. Отсюда, национальная политика в Дагестане ведется по двойным стандартам. С одной стороны народ, тысячелетие имевший единое самосознание и единый этноним «лезги», выборочно и искусственно раздробили на рутульцев, агульцев, цахурцев и табасаранцев. И в то же время в противовес лезгинам на их же исторической земле, парниковым методом, из различных, не только языковых групп, но даже и рас, то есть из терекемейцев 12 сел, лезгиноязычных 9 сел Табасаранского района, персов Дербентского магала и татов-мусульман Дербентского района составили никогда не существовавший этнос – азербайджанцы; 3) в Азербайджане протекает процесс насильственной ассимиляции лезгин и аварцев, а также лезгиноязычных будугов, крызов, хиналугцев и удин12. Чтобы изменить положение, власти Дагестана должны требовать на государственном уровне, чтобы положение лезгин и аварцев в Азербайджане было равным положению так называемых азербайджанцев в Дагестане. Они должны иметь свои школы, республиканские газеты, равное с азербайджанцами число часов радиовещания и телепередач». Можно констатировать определенный спад в лезгинском национальном движении, если проводить параллели по критерию интенсивности с 1992-94 годами. Однако напряженность спала, но не исчезла. После 1994г. скорее она перешла в фазу дискретной актуализации, когда проблемы лезгин по обе стороны реки Самур стали привязываться к конкретным политическим вопросам в российско-азербайджанских отношениях, и каждый раз инспирироваться на местном уровне после конкретных происшествий. Стратегическая расположенность территорий с численно преобладающим и компактно проживающим населением лезгин на транспортных путях между Россией и Азербайджаном предполагает сохранение лезгинского фактора в качестве потенциальной резервной составляющей реализации государственных интересов в регионе. Вместе с тем главные причины сохраняющейся напряженности в лезгино-азербайджанских отношениях, как и в отношениях с другими национальными меньшинствами республики, следует искать именно в грубой ассимиляционной политики азербайджанских властей. Национальная политика республики, в которой практика регистрации представителей национальных меньшинств в качестве «азербайджанцев» возведена в ранг главных составляющих национального строительства, а самым заметным органом по работе с нацменьшинствами является министерство государственной безопасности, обречена на неконструктивность и содержит в себе большой конфликтный потенциал. Автор: Г.А.Абдурагимов, профессор http://stopxenophobia.org/?p=479
|