Ал-Лакз — горная область севернее Ширвана, заселенная племенами, которые мусульманскими источниками называются лакзами (лезгинами) (Йакут, IV, 364). По ал-Масуди (Мурудж, II, 5), защищала Ширван от захватчиков с севера (см. также: Минорский. История Ширвана, 112). Оказывается, уже много лет так называемая Академия Наук АР ведет активную компанию по азербайджанизации (т.е. тюркизации) древних историко-культурных памятников лезгин (лезгин и лезгинских народностей), а значит алпанских. Кроме того, активным образом присваивается история этих древних народов, в результате которого азербайджанская молодежь прямым потомком Алпанского наследства считает себя, что и является абсурдом. В течение многих десятилетий с территории Азербайджана идут грубые, наглые притязания на древний лезгинский город Дербент, лезгинским названием которого является КьIвевар. Давайте же посмотрим, что представляет из себя так называемый "Азербайджан". Итак, "Азербайджанский язык" это ирано-кавказский диалект турецкого языка. Для того чтобы понять что из себя представляет "азербайджанский язык" в отдельности, надо покопаться в не далекой истории азербайджанцев. До 1918-го года на территории Кавказа в течении всей истории топонима или т.п. понятие Азербайджан небыло НИКОГДА. Азербайджан это древняя персидская область Адербадаган ( араб. Адербиджан, греч. Атропатена, арм. Атрпатакан ). Эта область с самого начального этапа своей истории до сегоднешнего дня находится на территории Ирана, южнее реки Аракс. Там же рассположены города Тебриз и Ардебиль, так же озеро Урмия. С 11-го века в результате огромнейшего потока тюрков-огузов (сельджуков) название этой области трансформировалась как "Азербайджан" или "Азырбайджан". Тогда же произошли первые и самые крупные демографические изменения - ираноязычный Адербадаган-Адербайджан, стал тюркоязычным "Азербайджаном". На месте где сейчас находится Республика Азербайджан ( или так называемый "северный Азербайджан") в течении долгих эпох существовало древнее лезгиноязычное государство Алупан (Албания Кавказская) или Арран ( в 387-ом к нему были присоеденены правобережные армянские области ). Потомками кавказских албан в настоящий момент являются лезгины со своими субэтническими группами. Вторжение тюрков в Адербайджан ( Иран ) и в Арран (Кавказ) проходило почти поралеллно. Уже к 16-17 вв. данные территории стали тюркоязычнами. В досоветских документах "азербайджанцы" упоменаются как мусульмане, турки, кавказские татары и т.д.. В эту эпоху азербайджанского народа, как единой этнической формированной единицы еще не существовало. Они в основном вели полукочевой образ жизни ( существовали десятки племен : айрумы, карапапахи, падары, шахсевены, карадагцы, афшары, ягубы и др.). В майе 1918 года пантюрскисты в качестве своего форпоста на Кавказе создали первое государство "азербайджанцев" - Восточно-Кавказская Мусульманская Республика. В скоре по определенным амбициям она была переименована "Азербайджан". Таким образом в начале ХХ века в первые на карте Кавказа был очерчена страна под таким названием.Вот что об этом писал Академик В.В. Бартольд: «Ширван ( * правый берег Куры с 15 века назывался так же Ширваном ) никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию теперешней Азербайджанской республики. Ширван – это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города, как Гянджа и др., никогда в состав Ширвана не входили, и если нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяет сейчас Азербайджанская республика, то, скорее всего можно было бы принять название Арран, но термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое ...» (В. В. Бартольд. Сочинения. Том 2/1, с. 703). Опротестовали так же иранские ученые, Саид Ахмеда Кесреви Тебризи по поводу названия Азербайджанской Республики: «Это большая ошибка и в истории нет другого примера подобного этому» («Шахрияран-е Гомнам», второе издание, с. 265). Даже русский генерал А. Деникин был удевлен данной фальсификацией пантюркистов, « Все в Азербайджанской республике было искусственным, «ненастоящим», начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарскую Бакинскую и Елисаветпольскую (Гянджа) губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма на Кавказе. Искусственная государственность. Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально - волею Нури-паши, потом генерала Томсона и в дальнейшем - просто инерции». (Из книги «Очерки русской смуты» (1921 - 1926)). Таким образом был создан Азербайджан. Но этим все не закончилось. Далее, в соответствии со «Сталинской конституцией» 1936 года по отношению к разным мусульманским народам Азербайджанской ССР стали строго применяться термины «азербайджанец» вместо использовавшихся ранее «тюрок», «тат», «талыш», «курд», «лезгин» и т. д. Цель введения этого официального названия вошедшего в употребление с 1938 г. – последовательная ассимиляция нетюркских мусульманских народов Азербайджанской ССР и отрицание идентификации самих азербайджанских тюрок с остальным тюркоязычным миром. Вследствие этого в паспортах татов, талышей, курдов, равно как и тюрок в графе национальность стали писать «азербайджанец». В итоге, под термином «азербайджанец», придуманным «отцом народов» ассимилировали нетюркские мусульманские этносы в "Азербайджанской Республики". Для официального языка Азербайджанской Республики было принято казусное название «азербайджанский язык» (представьте, на минутку, например, «американский язык», «российский язык», «аргентинский язык», «туркменистанский язык») вместо бытовавшего ранее «тюркский язык». Таким образом был урожден Азербайджан и азербайджанский язык ... Арабский энциклопедист Якут Хамави, побывавший на Кавказе в XII веке, писал: "Ранее Ширван лекзов теперь заселён как саранчой туркменами-сельджуками". Гильом Рубрук (1215 - 1270). "Путешествие в восточные страны": "Между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые также не покорены, так что татарам, жившим у подошвы гор аланов, надлежало дать нам 20 человек, чтобы проводить нас за Железные ворота" (Дербент. - Ш.Ц.). Что касается дербентской земли, она была территорией Алпанской (лезгинской) провинции Лакз. В V и VI веках при воздвижении грандиозных дербентских стен сюда были переселены персидскими царями таты и персы из иранской провинции Табаристан. Впоследствии это название в изменённом виде – Табасаран и табасаранцы – перешло на часть леков-лекзов, оказавшихся под властью персов. И поныне южнее Дербента расположены бывшие ираноязычные сёла, население которых неправильно называют азербайджанскими. Обратите внимание на их иранские названия: Сабнова, Гьимейди, Билкъеди, Белиджи, Нюгди, Митагъи, Мугъарти, Музаим, Хели-Пенджик и т. д. Средневековые авторы писали: «Оплотом Ширвана являются лезгины». Из-за их непокорности и постоянных войн в Иране сложилась поговорка «Если шах глуп, пусть идёт войной на лезгин». Отмечая воинственность лезгин, азербайджанские тюрки и иные говорят: «Лезги чыхды, хенжел чыхды, канн чыхды», что в переводе значит: «Где лезгин – там обнажится кинжал и прольётся кровь». Высокую честь и достоинство азербайджанцы называют «Лезги намус». На северной стене Дербентской крепости имеется албанская лезгиноязычная надпись, что подтвердил академик Акакий Шанидзе. Как следует из исторических данных, крепость построена лезгинами в VI веке, когда предки азербайджанских тюрков ещё кочевали на Алтае (Алатау) К XVII—XVIII вв. относится переселение Сефевидами из Ирана тюркоязычных падаров. Большая часть их была размещена в районах, населенных лезгинами. Задачей падаров было отражение лезгинских набегов. Остатки падаров и поныне живут в селениях Падар Дербентского района, Шабран-Падар Дивичинского района, Армуд-Падар — Гюльмали Хачмасского района, Кардаглы-Падар Агдашского района, а также в Шемахинском, Нухинском и других районах" (История Азербайджана, 4.1, 1948, с.266). Испанский путешественник Аль-Андалуси, бывший в Дербенте в 1130 году, пишет: "Правителем города был Сайфадин Мухамед. Дербентское княжество тянулось тогда к югу на несколько десятков километров и включало в свои границы город Шабран, к западу простиралось не далее ближайших горных ущелий, а на севере включало часть табасаранских земель. Население дербентского княжества состояло из лезгин, табасаранцев, татов. Жили в княжестве и остатки давно осевших здесь персов и арабов". Чтобы закрепиться на завоеванных землях, Хосров I Ануширван большими партиями переселял семьи из Ирана в Дербент и его окрестности. В среду переселенцев попало много татов, говоривших на диалекте иранского языка, живущих в Дербенте и поныне. Таким образом, и в XI—XII веках местное население Дербента составляли лезгины, табасаранцы, таты, арабы, иранцы. В XII в. тюрки-сельджуки захватывают южные районы Кавказской Албании. До появления тюрков-сельджуков на территории Кавказской Албании тюркоязычное население практически отсутствовало. Об этом со всей определенностью говорят сами азербайджанские ученые. Население Дербентского района, говорящее в настоящее время на тюркском языке, складывалось из переселенцев: иранцев, турок, арабов, сирийцев, терекемейцев и др., привезенных и заселенных завоевателями. Все помнят, что даже в недавнее время, в 60-е годы, у многих в паспорте в качестве национальности было записано: иранец, турок и т.д. Таким образом, можно привести бесконечное множество данных и фактов из различных письменных источников древних и нынешних историков, ученых и путешественников, которые достоверно доказывают принадлежность Дербентского района и самого города Дербента лезгиноязычным народам, а население иного происхождения вокруг Дербента и в самом Дербенте — это переселенцы, привезенные иранскими, арабскими, тюркскими и другими завоевателями. http://lezgi-kabir.ucoz.ru/publ/fakt/1-1-0-23
|