Статья, посвященная политике властей Азербайджана по отношению к коренным народам этой республики, была опубликована на сайте движения «Антитуран». Касаясь информации о том, что власти Азербайджана намереваются построить Мемориальный комплекс геноцида на месте массового захоронения в городе Куба, мотивируя это тем, что это останки погибших от рук армян азербайджанцев, в статье говорится, что в настоящее время азербайджанская пропагандистская машина усиленно раскручивает очередной миф по обвинению армян в совершении «зверств». Касаясь истории вопроса, автор утверждает: «В 1918 г. турецкая армия под командованием Нури-пашы вместе с армией мусаватистской азербайджанской республики захватила город Баку и его окрестности. После массовых расправ над лезгинским, татским, армянским населением, турецко-азербайджанская армия двинулась на Дербент. Тысячи лезгин и лезгиноязычных народов подверглись геноциду. В это же время была учинена расправа над нетюркским населением не только Южного Лезгистана, но и Закатальского и Ленкоранского уездов». Азербайджанские ученые неоднократно получали приглашение в Дагестан, для ознакомления с архивными документами и показаниями свидетелей тех дней. Однако азербайджанская сторона игнорирует эти приглашения. Куда более выгодно, искажая историю и факты, попытаться настроить коренное население против армян, чтобы использовать их в возможной войне против армян в Карабахе, утверждает автор. Сразу же после создания фиктивного государства под названием Азербайджан, перестал функционировать действующий с 1905 г. «Лезгинский театр» в Баку. Коренным народам – лезгинам, аварцам и талышам – было запрещено изучение родных языков. В 1952 г. власти Азербайджана приняли закон, согласно которому представители коренных народов в первую очередь лезгины, должны были платить за право учиться в высших учебных заведениях Азербайджана. В школах история лезгин, аварцев и талышей преподносится как история Азербайджана: Гаджи Давуд становится Гаджи Челеби, Дербент становится великим тюркским городом. Таких примеров более чем достаточно. Пантюркисткие идеологи и сегодня не прекращают насильственную политику ассимиляции коренных народов. Недавние события в Баку вокруг построенной в 1169 г. «Лезги мечеть» лишнее тому подтверждение. Своим названием древняя лезгинская мечеть сильно подрывала теорию происхождения «азербайджанцев», была переименована в Ашурбековскую. Отметим, что это не первая попытка официального Баку переименовать мечеть. В начале 80-х гг. надпись «Лезги мечеть. 1169 г.» соскоблили со стены и вместо нее повесили табличку «Мечеть XII века», что вызвало бурю негодования лезгинской общественности. После серьезных усилий лезгинской общественности и ученых и в результате обращения в Центральный Совет Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры на древнем здании опять появилась надпись «Лезги мечеть. 1169 г.». Ныне, как уже говорилась, Лезгинская мечеть в Азербайджане вновь переименована. Говоря о политике азербайджанских властей в отношении коренных народов региона, автор называет их Этноцидом, и отмечает, что они не приемлемы ни в одном современном цивилизованном государстве. Но для мировых держав важнее азербайджанская нефть, чем проблемы коренных народов. Исходя из этого, можно сказать только одно – судьба коренных народов в их собственных руках, пишет «Антитуран». http://www.panorama.am/ru/society/2010/05/03/antituran/
|