Салафитов клеймят смутьянами Переезжая вместе с женой и четырьмя детьми в Баку, 33-летний Адиль Раджабов оставлял позади дом, в котором вырос, родителей и друзей, но он чувствовал, что столица – единственное место, где он сможет свободно исповедовать свою религию. Проведя большую часть своей жизни в Закаталы – северном азербайджанском районе, известном своими горами и богатым сельскохозяйственными угодьями, Адиль и сегодня скучает по родным краям, но возвращаться туда, к проблемам, которые ему пришлось там пережить, он не хочет. Адиль получил образование в Медине (Саудовская Аравия) и относит себя к салафитам – приверженцам консервативного течения в суннитском исламе. Большинство мусульман Азербайджана принадлежат к шиитской ветви ислама, но есть в стране и значительное по численности суннитское меньшинство. «Меня называют «ваххабитом» из-за моей внешности, – сказал он. – Часто полиция и другие люди считают меня опасным». Раджабов рассказывает, что в Закаталы в последние два года перед тем, как он оттуда уехал, его трижды забирали в местное полицейское отделение, и всякий раз правоохранители сбривали ему бороду. «За последние годы мы получили множество звонков от людей, говоривших, что полиция преследует их из-за религиозных воззрений, – сказал глава бакинского «Общества правового просвещения» Интигам Алиев. – Когда арест или допрос конкретно не касается правонарушения, а основан на религиозной принадлежности (арестованного или допрашиваемого) лица, он считается незаконным». Имам Гамет Сулейманов заведует расположенной в столице суннитской мечетью Абу-Бакр, чей приход самый крупный в стране. После случившегося в мечети в 2008 году взрыва власти закрыли ее. Сулейманов утверждает, что община Абу-Бакра не делает ничего плохого. Мы просто призываем других мусульман к правильному соблюдению религии, и на каждого, кто делает это, вешается ярлык «ваххабит», – сказал он. «К продвижению ваххабизма это не имеет никакого отношения, – сказал Сулейманов. По его информации, в Азербайджане насчитывается от 10 до 20 тысяч салафитов. – Салафизм существовал задолго до того, как появился ваххабизм». С тех пор, как в 1991 году распался Советский Союз, в Азербайджане значительно усилилось, к вящей тревоге властей, влияние шиизма и суннизма. Государственные СМИ регулярно озвучивают предположения, что некоторые из действующих в Азербайджане религиозных групп связаны с «Аль-Каидой» и иными радикальными исламскими организациями. По словам историка Арифа Юнусова, салафизм обрел достаточное число последователей в Азербайджане и особой популярностью пользуется среди молодых людей, столкнувшихся с нищетой, чиновничьим произволом и насилием. «Вообще, салафиты в Азербайджане – люди мирные, они не радикальные исламисты», – сказал Юнусов. Помимо салафитов в Азербайджане, в частности в его северной части, четко обозначилась община хариджитов. Это консервативные сунниты, которые отличаются от последователей Сулейманова тем, что не признают легитимность нынешнего правительства страны. Политолог Расим Мусабеков считает, что исламистские общины не несут серьезной угрозы для страны, но присматривать за ними стоит. «Было несколько случаев, когда люди, идентифицирующие себя с этим религиозным движением, осуществляли вооруженные нападения и теракты... Опасность, которую представляют религиозные фанатики и радикалы, не может недооцениваться», – сказал он. Шахла Султанова http://gazeta-nv.ru/content/view/6298/109/
|