Политика Г. Алиева начиная с 1969 года, являлась политикой обмана, приписки и трайбализма В АР нарушается права нацменьшинств самым грубым образом. Здесь сколько бы не говорили о мультикультурализме – это лишь попытка очковтирательства, и не более того Территория нынешней Азербайджанской республики с древнейших времен известна как страна проживания многочисленных этносов, разговаривающих на Кавказских и Индоевропейских языках. С миграцией тюркоязычных масс и оккупацией монголов этническая ситуация этого региона стала более мозаичной. В течение всего средневекового периода тюркский язык постепенно стал языком межнационального общения для народов Азербайджана, Аррана, Ширвана и Талыша. Народы, населяющие эти исторические области, изъяснялись между собой на тюркском языке. Персидский язык был прерогативой грамотных людей, которые в те времена составляли не более одного процента от общего числа населения. Это обстоятельство привело к объективному историческому процессу - сближению этих народов, и создавало предпосылки для формирования новой исторической общности людей. Бурные события, происходившие в начале ХХ века, привели к благоприятным условиям для возникновения новых наций на международной арене в целом. Но в отличие от других регионов международной жизни, в Малой Азии и Закавказии этот процесс вышел из своего естественного русла по причине прямой экспансии пантюркистической идеологии. Конфликты на межнациональной основе стало обыденностью. Время правления младотурков ознаменовалось противостояниями на межнациональной и межконфессиональной основе. Большое число граждан Османской империи было истреблено, другая часть, в частности курды были выброшены из этого естественного процесса этногенеза единой нации и сплотились вокруг идеи курдского национального сопротивления. Пантюркизм в Турции для народов Малой Азии сыграл роль детонатора, приведший к распаду Османского единства народов империи. Такая же участь ждала народы Закавказии, в частности современного Азербайджана. Установление правления большевиков, и последующие развития событий, только к 30-м годам ХХ века свело на нет противостояние между кланами азеро-тюрков и других народов республики. Увидев пагубность такой политики, горский еврей и протеже Берии М. Багиров одним росчерком пера велел создать новую нацию под называнием «азербайджанцы». Был изобретен новый алфавит, и новая национальная идеология, предусматривающая насильственную ассимиляцию коренных народов республики. В течение чуть более 50-ти лет при полном отсутствии, каких либо демократических норм и свободы росли ростки формирования азербайджанской нации. Но как только начался демонтаж тоталитарного режима, шаг за шагом, изо дня в день стало прорисовываться распад этого искусственно созданного конгломерата народов. Наряду с открыто провозглашенными лозунгами пантюркизма типа «у турка нет друзей кроме турка», другие народы, особенно талыши, лезгины и аварцы стали выдвигать свои национальные амбиции. Даже среди азеро-тюрков не было национального единства. Не только карабахские армяне вышли из-под юрисдикции Азербайджанской ССР. Нахичеванцы также объявили о создании своего независимого государства. Этот прецедент наглядно показал, что в Азербайджане не только нет единой нации, даже нет единой национальной идеологии. Не смотря на робкие попытки объявить азербайджанизма («азербайджанчылык») объединяющий идеологией для всего азербайджанского народа, ведущая элита азеро-тюрков поощряемая из закордонных центров все громче выдвигала лозунг о тюркском единстве, полностью игнорировала полиэтничность страны. Всё это не могло не привести к ответной реакции. Лезгины сплотились вокруг движения «Садвал», талыши создали ПРНА и объявили ТМАР. При таком положении дел Г.Алиев, временно забыв о нахичеванском сепаратизме, велел разгромить талышских и лезгинских т.н. «сепаратистов». В независимом Азербайджане создалось новые реалии. Чтобы привить идею пантюркизма, здесь нужно было восстановить авторитарно - деспотического способа правления, чего с большим успехом сделал генерал КГБ Г. Алиев. Пантюркизм стал главной государственной идеологией. Но Алиев не был бы Алиевым, если свое истинные намерения не мог завуалировать весьма популистическими лозунгами. Отменив ряд инициатив времен кратковременного правления НФА, он создал у обывателей, особенно у тех, которые приняли ассимиляцию, иллюзию возвращения азербайджанизма. Его изречение «я горжусь, что являюсь азербайджанцем» стало притчей на языках простых граждан. Но он одновременно выдвигал лозунг «одна нация - два государства» подразумевающий азербайджанца как представителя тюркской нации. При этом надо отдать должное НФА и президенту Эльчибеку. Национальная политика, проводимая ими, по сравнению с политикой Алиевых была более-менее справедливой: они, взяв на вооружения идеологию пантюркизма, признавали права других народов страны на развитие своих культур. Т.е. в отличие от сегодняшних правителей были сторонниками мультикультурализма. Элчибек для этих целей даже издал указ « О защите прав и свобод, государственной поддержке развития языков и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике». Но Алиевы пошли совсем другим, более изощренным путем. Восстановили большевистский метод управления страной и политику насильственной ассимиляции. Таким образом, в перспективе обрекли АР на ещё одну революцию. По привычку от советского режима эта власть говорит одно, а делает совершенно другое. Алиев - старший восстановив этноним «азербайджанец», вовсе не думал отменить идеологию пантюркизма. Он эту идеологию начал провести под лозунгом азербайджанизма, с целью охватить и не дать возможность национального развития другим народам страны. Всем известно, что политика Г. Алиева начиная с 1969 года, являлась политикой обмана, приписки и трайбализма. И сегодняшняя власть, и её идеологи придерживают эту линию поведения. На словах говорят об азербайджанизме, а на деле считают себя тюрками. Но, как говориться, одновременно на двух стульях не сядешь. Если ты тюрок, тогда об азербайджанцах, как об этнической единице придется забыть. Если ты азербайджанец, то ты представитель нового этноса, который ни иранским, ни тюркским, и ни кавказским называть никак нельзя. Точно так же как американцев, австралийцев, канадцев нельзя считать англосаксами, кубинцев, мексиканцев и т.п. нельзя считать испанцами, даже не смотря на то, что они в отличие от азеро-тюрков разговаривают на языке своих бывших метрополии. Значит, если судит по логике наших адептов пантюркизма, имеют больше основания считать себя англичанами и испанцами соответственно, нежели азеро-тюрки, которые считают себя тюрками. Это неопровержимо доказывает, что эксперимент большевиков не удался, «консолидация социалистической нации», «ленинская национальная политика» и другие подобные рецепты подразумевающие управление этническими процессами сверху путем диктата не принесли ожидаемых результатов. Увидев такое поведения властвующей элиты страны, нам невольно вспоминается слова средневекового автора Аммиана Марцеллина о гуннах: «в перемирии они неверны и непостоянны, не имеют никакого понятия о чести и бесчести, изменяют своим союзникам и снова примиряются». Недаром же пантюркисты гуннов считают своими предками, видимо зов предков даже сегодня дает о себе знать. Продолжение той национальной политики, которая была присуши большевизму, в АР ждет участь советского периода. Даже не смотря на то, что наши народы полностью отстранены от политической жизни страны, и ведущие представители нашей интеллигенции находятся под постоянным политическом прессингом, шантажом и угроз, вопреки ожиданиям число талышей вернувшихся к своим историческим корням неуклонно растет. На улицах городов не только Талышстана, даже в Баку и в Сумгаите часто можно услышать талышскую речь. Раньше такое считалось за экзотикой, сейчас это превращается в обыденность. Такой же процесс наверняка идет среди представителей других народов страны. И это радует. Исторический опыт показывает, чтобы навязывать народу идеологию основанной на лжи и демагогии, надо в первую очередь установить авторитарного форму правления и сворачивать все демократические институты. Так была с идеологией коммунизма в России, и во времена правления национал-социалистов в Германии. Без установления авторитарного режима, (фюреризма, вождизма) сторонники этих демагогии ни шагу не смогли бы двинуться с места. Дела точно так же стоят на сегодняшней Азербайджанской Республике. Вот уже около 20-ти лет здесь сверху идет процесс формирования нового тюркского этноса. С этой целью был изменен алфавит (Элита азеро-тюрков настолько была увлечена этой затеей, что приняли тюркский алфавит со всеми изъянами. Это «в знак уважения памяти великого Ататюрка». А узбеки при переходе на латиницу такого уважения почему-то не проявили; приняли латиницу без «ататюркских» недостатков. Потому что они в отличие от азеро-тюрков состоявшаяся нация со своими национальными интересами, и их элита является проповедницей этих интересов). Дважды был принят закон о фамилиях с целью утверждения фамильных окончаний исключительно тюркского происхождения. Недавно был принят закон об именах, обязывающий весь народ дать новорожденным только те имена, которые заблагорассудиться баронам азеро-тюрков. Им глубоко наплевать на какую-нибудь Хартию о правах человека, или на европейский путь развития. Как говориться, «пьяному (в данном случае опьяненному от своего всевластия и вседозволенности) море по колено». Наряду с этими идет процесс превращения азербайджанского языка на тюркский. В этом деле Комиссии по терминологии при Президиуме НАН АР отведено исключительную роль, и она успешно справляется этим делом. Ведь как это можно? Представители «одной нации» разговаривают на разных языках. Называют вещи по-разному как, например, одни говорят «вертолёт», а другие – «геликоптер». Чтобы не было обидно старшему брату надо срочно исправлять этот исторический анахронизм. И других таких анахронизмов тоже, которые составляет более половины лексического состава азербайджанского языка. И шиитских канонов тоже надо искоренить, для этой цели ваххабизм и нурсизм как раз приходиться кстати. Нельзя допустить, чтобы «одна нация» исповедовала разные направления религии. Иначе план слияния в одну нацию и превращение Азербайджана в страну тюрков может с треском провалиться. Даже не смотря на водружении тюркского флага на самый высокий флагшток мира. Этот процесс, как и в Турции начала 20-х годов прошлого века идет сверху и насилием, откровенной демагогией, ложью и цинизмом. Вся сфера общественно-политической и экономической жизни страны находятся под тотальным контролем одного – нахичеванского клана. О несуществовании единой нации под называнием «азербайджанцы» говорит ещё тот факт, что этот процесс не только не встретил никакого протеста, даже с большим одобрением получил поддержку верховной элитой страны. А вопрос касающихся судеб других народов страны по-прежнему остается открытым. Велик соблазн завершить их ассимиляцию по методу большевиков и инерции советского мышления. Но это не так-то просто. Не выдаваясь всестороннему анализу, проще говоря, не те времена, и народ тоже не тот. С другой стороны АР со своей внешней политикой экспорта пантюркизма на соседние страны накопила достаточно большего количества отрицательного заряда от них. И нет уверенности в том, что они этот заряд когда-нибудь не направят против него. Хотя власть надеется на поддержку Запада, но исторический ход мировых событий ясно показывает, что у последнего, по словам У. Черчилля «нет постоянных друзей, а есть постоянные интересы». По этой причине Запад никогда до конца не защищает «своего сукиного сына». Демократизация Азербайджана лишь вопрос времени. На повестке дня стоит вопрос обеспечения правами других народов страны. Но нахичеванский клан узурпировал власть, отстранил от политической жизни представителей других народов страны, лишил их всяких прав. Ни в составе правительства, ни в парламенте нет представителей этих народов. В парламенте любой нормальной страны все этносы, проживающие в данной стране должны быть представлены. В Милли Меджлисе АР полутора миллионный талышский народ представлен лишь одним депутатом-назначенцем, который за своего вот уже второго депутатского срока на заседаниях парламента не уронил ни одного слова! Книга Гиннеса плачет по такому народному избраннику. А другие депутаты из места компактного проживания талышского народа являются исключительно азеро-тюрками. Будь это Г. Раджабли, Э. Ахундова, З. Аскеров, С. Рустамханлы и иже с ними. Такое положение дел стоит на местах проживания лезгин и аварцев. Кстати одна из них «избранница» этих народов Рабият ханум Асланова. Она, как председатель Комитета по правам человека ММ приняла участие в мероприятии ПА ОБСЕ, посвященному вопросу защиты национальных меньшинств. В своем интервью, размещенным на сайте «news.az» признает существования серьезных проблем в отношениях с нацменьшинствами в Европе и одновременно заявляет, что «Азербайджанское правительство выполняет все обязательства, связанные с обеспечением прав национальных меньшинств», приводит цитату из выступлении Президента И. Алиева о том, что «опыт Азербайджана, как прошлых лет, так и уже 20- летнего периода независимости говорит о том, что у мультикультуризма (наверно мультикультурализм имеется ввиду – И.З) есть очень позитивные результаты. Те, которые выступают против мультикультуризма должны шире проанализировать этот вопрос. Должна быть изучена практика стран, обладающих положительным опытом» (Вот и приехала Криста Гофф из США для изучения этого опыта. Но её чуть не сожрали). Попутно Рабият ханум упоминает о присоединении АР к Рамочной Конвенции «О защите прав национальных меньшинств», указ от 16 сентября 1992 года «О защите прав и свобод ….национальных меньшинств… проживающих в АР». Правда она, перечисляя этих и ещё несколько не имеющие существенного значения при авторитарном режиме правления юридических нормативов, почему-то забывает дополнить свое высказывания тем, что эта Рамочная Конвенция давно уже выброшена в мусорную корзину ММ, а вышеназванный указ еще при жизни его автора – Эльчибека не был реализован, и до сих пор не выполнен ни один из его пунктов. Это не более чем фиговый лист, для прикрытия своего срама. И вряд ли стоит выдаваться в подробностях словоблудия Аслановой. Скажем лишь то, который известен всем: в АР нарушается права нацменьшинств самым грубым образом. Здесь сколько бы не говорили о мультикультурализме – это лишь попытка очковтирательства, и не более того. А вот статья Расима Мусабекова размещенная на этом же сайте днем раньше, о формировании национальных идеологий и национальных проектов, из другого калибра и заслуживает более серьезного внимания. Она научно обоснованная и более-менее объективная. Такую статью на информационном пространстве АР не каждый день читаешь. Но, к сожалению, автор допускает мысль о том, что одновременно, параллельно можно провести политику пантюркизма ( «тюркчулик») и азербайджанизма («азарбайджанчылык») . Почему-то им не анализируется противоречия между этими понятиями. По нашему мнению, азербайджанизм подразумевает единства всех народов страны не зависимо от их этнического происхождения. А пантюркизм проповедует единство народов по тюркскому происхождению. Эту парадигму можно решать только путём признания талышей, лезгин и аварцев как отдельные этносы, и обеспечить их всеми правами на развитие своих культур. При этом нельзя заявить об их правах на уровне декларации, как это было в случае с вышеназванном указом Эльчибека. Или как с попыткой созданием радиопередач на талышском языке. И тут без хитростей и лукавства не обошлось. Судите сами: это радио существует (существует ли?) как радиопередатчик белорусских партизан, избегающий пеленгатора немцев. Говорят, якобы выходит в эфир 2 раза в неделю по 15 минут, и так часто меняет диапазон и время своих передач, что никто из потенциальных слушателей не может их ловит. Да и сигналы так слабы, что тем талышам, желающим их прослушать, придется приехать в столицу в нужное время, в нужный час, и находиться в нужном месте – в радиусе нескольких км от телебашни. Говоря о положительном опыте, который должен быть изучен противниками мультикультурализма, Президент Ильхам Алиев неужели такого отношения к решению проблем имел ввиду? Власть настолько заражена пантюркизмом, столько же талышофобией, что призывает закрыть иранское радио вешающее на талышском языке для иранских талышей. Реальное положение народов страны показывает, что, возможно Президент И. Алиев и на самом деле сторонник мультикультурализма, но не на своей стране, а там где живут объекты пантюркистической идеологии – в России, в Иране, в Молдове и в далеком Китае. А в АР существует принцип «нет народа – нет проблем», и команда Президента занята реализацией этого плана. Автор вышеназванной статьи доктор Мусабеков говоря о том, что «…мы состоялись как отдельная нация … сегодня никто не оспаривает принадлежность азербайджанцев к тюркскому миру» уже весьма определенно и четко признает, что азербайджанцы – это тюрки. Значит, другие нетюркские этносы страны к ним не могут быть отнесены. Развивая эту мысль надо найти в себе силу признать, что другие народы, а в частности талыши, лезгины и аварцы тоже состоялись как нации, и следовало бы Азербайджанскому государству, как государству не только азербайджанских тюрков обеспечить их всеми правами какими имеют господствующая нация. Автор верно отмечает, что «успешно функционирует международное объединение Тюрксой». Хочется добавить: «и культурные центры татар и месхетинских турок проживающие в АР». А культурные центры наших народов разогнаны, а их наиболее строптивых активистов брошены в тюрьмы. А судьба Новрузали Мамедова вообще наглядно показывает уровень толерантности власти. Если вещи объективно называть своими именами, то это есть откровенный расизм, и дискриминация по национальному признаку. Слова автора «этнический национализм, сыгравший на фазе борьбы на независимость свою позитивную роль, содержательно беден для консолидирующей роли, с учетом полиэтничного… характера азербайджанского общества не совсем пригоден»- по нашему общему мнению является кульбитом в сторону других этносов для убаюкивания их. Поскольку т.н. этнический национализм в виде пантюркизма (по выражению автора – «тюркчулик») уже является государственной идеологией, и никто не надеется, что кто-нибудь и когда-нибудь возьмет и отменит, или заменит её другой, например, идеологией азербайджанизма. А утверждение о роли Г. Алиева в сохранении понятие «азербайджанцы», а не «азербайджанские тюрки», следовало цель продолжать ассимиляцию других народов страны. Об этом нами было сказано выше. Повторяться нет смысла. Ход выполнения ряд решений имеющие государственные значения и полученные результаты, будь это решение проблем с нацменьшинствами, или борьба с коррупцией, наглядно показывает, что власть переживает кризис, присущи позднебрежневскому периоду советского правления. Авторитарная форма правления в современном глобальном мире не может продолжаться десятилетиями. Страна неминуемо придет к подлинной демократии, как это случилось, например, с Турцией. АР ждет тот путь развития, по которому прошла эта страна. После того как все народы страны получат равные права для национального развития, формирование азербайджанской нации вернется в свое естественное русло, начнется новая, справедливая стадия становления подлинно гражданского общества с формированием единой неделимой азербайджанской нацией. Захираддин Ибрагими, Председатель Комитета защиты прав талышского народа talish.org
|