Заканчивается первое десятилетие XXI века. Народы Дагестана ценой огромных жертв и неимоверных усилий выдержали страшные по своей жестокости вызовы прошлого, на стыке империй Персии, Турции, России. Лишившись государственности, Народы Дагестана не сдались, выстояли, не растворились в бушующих потоках исторического процесса. Более того, в условиях глобальной перекройки политических границ сумели не оказаться раздавленными под обломками раскалывающейся на части Советской империи, в надежде зажить на Родине как равные среди равных народов страны и мира. Увы, реальность оказалась намного суровее, чем ожидалась многими. Информация Правительства Российской Федерации(РФ) представленая к Седьмой сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов, Нью-Йорк, 21 апреля- 2 мая 2008 года: «Вопросы защиты прав коренных народов рассматривается Правительством РФ в числе приоритетных. В РФ к коренным малочисленным народам относятся 45 этносов, общей численностью около 280 000 человек. В составе этой группы народов выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ общей численностью 244 000 человек. Коренные малочисленные народы компактно проживают более чем в 30 субъектах РФ». Это не сенсационное признание Правительства РФ основано на интеграционно- ассимиляционной политике властей РФ и РД, является результатом колониального и неоколониального «сотрудничества народов», перечеркивающего само существование коренных малочисленных народов России. Особенно, это касается коренных малочисленных народов Дагестана. Прежде царскую Россию называли тюрьмой народов, а после октябрьского переворота, так же при нынешнем авторитарном режиме имитационной демократии, для представителей многих народов Россия оказалась еще и «кладбищем». Ассимиляционно- дискриминационная, сегрегационная политика эко-этно-геноцида властей РФ и Республики Дагестан наглядно выражена в их отношениях к коренным народов Кавказа, Дагестана: 1. «Дагестан в качестве многонациональной республики нигде и никем, в том числе и в Центре, не признан. И если не считать того, что в списке народов, названия которых разрешено зафиксировать во Всеобщей переписи населения имеются и тринадцать »титульных» дагестанских народов, ни один народ Дагестана не признан: а) ни как окончательно сложившаяся самостоятельная этнокультурная единица- в понятиях, терминах философии; б) ни как политически самостоятельная правосубъектная единица»- резюмировал председатель Совета национальностей Верховного Совета РФ Рамазан Абдулатипов по вопросу национальной специфики РД и РФ, их народов в процессе подписания Федеративного Договора. Данная оценка госчиновника верна и сейчас. 2. После распада СССР в июле 1993г. было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О Порядке введения в действие Основ законодательства РФ о правовом статусе коренных малочисленных народов», которое было единственным позитивным законодательным актом гарантии прав всех коренных малочисленных народов России. «Основы законодательства РФ о правовом статусе коренных малочисленных народов»: утверждали Перечень 63 коренных малочисленных народов РФ; установили, что с введением указанных Основ в действие ранее изданные законы и другие нормативные акты о коренных малочисленных народах применяются в части, не противоречащим Основам; предложили Правительству РФ до 1 декабря 1993 года; - представить на утверждение Верховного совета РФ Федеральную государственную программу возрождения, сохранения и развития коренных малочисленных народов, предусмотрев необходимое финансовое и материально- техническое обеспечение ее реализации; Рекомендовали Верховным Советам республик в составе РФ, в которых проживают коренные малочисленные народы, разработать и принять в соответствии с указанными Основами, а также республиканские законы о правовом статусе коренных малочисленных народов и государственные программы их развития с учетом местных природных, экономических, исторических и этнокультурных особенностей; Предложили Советам народных депутатов автономных округов, краев и областей, в которых проживают коренные малочисленные народы, привести свои нормативные акты в соответствие с указанными Основами и разработать региональные государственные программы возрождения, сохранения и развития этих народов. Приложение к Основам законодательства РФ о правовом статусе коренных малочисленных народов утвердили обоснованный, действительно отражающий объективную картину Перечень коренных малочисленных народов России, особенно в части касающейся 16 «нетитульных» коренных малочисленных народов Дагестана(13 андодидойских, арчинский, кайтагский, кубачинский). 3. Правительство Российской Федерации воздержалось от подписания Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. 4. Не принят закон о реабилитации депортированных в 1944 году коренных народов Дагестана. 5. РФ воздержалось от подписания ДЕКЛАРАЦИИ ООН О ПРАВАХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ. 6. Государственность коренных народов Дагестана низведена до статуса губернии. 7. Народы ДАГЕСТАНА отстранены от права избирать Президента Республики на прямых, всеобщих выборах, его назначает Кремль. 8. Языки и культура коренных народов ДАГЕСТАНА на грани исчезновения, им запрещено получать образование на родных языках(ФЗ № 309). 9. Земля и прирдные ресурсы без осознанного согласия коренных народов отчуждаются государством в собственность государственных, а также юридических лиц. 10. Идет милитаризация территорий традиционного природопользования коренных народов Дагестана. 11. Природные ресурсы КАСПИЙСКОГО МОРЯ и его шельфа изъяты у Дагестана и переданы в Астрахань, для эксплуатации международным капиталом. ВЫВОД НАЛИЦО — ДЕГРАДАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ. Для предотвращения национальной катастрофы необходима максимальная мобилизация всех ресурсов нации во имя решения главной судьбоносной задачи - построения в Дагестане де-факто и де-юре ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, которой будет под силу защитить всех и каждого. Что такое государственность и как ее построить? До сих пор в дагестанском сообществе превалирует точка зрения, что государство, власти и все вокруг просто обязаны создать коренным колониальным народам все условия для возрождения, развития и процветания как незаконно репрессированному преступным тоталитарным режимом коренному народу полуострова, в том числе - восстановить в Дагестане утраченную ими государственность. Причем многие наивно полагают, что для этого достаточно принципиально и твердо сформулировать требования, изложить их на бумаге в виде документа и как можно сильнее давить на власть «снизу», призывая в союзники международные институты, сильных мира сего... И проблема в конце концов решится сама собой. Нет, не решится. Пора перестать витать в облаках и тешить себя иллюзиями о совершенном и справедливом мироустройстве. В современном мире жесткой конкуренции достойное место может занять лишь народ, способный отстаивать, защищать и реализовывать свои исконные права. Иметь права и обеспечить их реализацию на практике - отнюдь не одно и то же. Только наличие полноценной государственности является необходимым и достаточным условием сохранения, развития и будущности любого народа. Как показывает опыт человечества, никакая иная самоорганизация нации этого обеспечить не может. Без государственности народ обречен на медленную, но верную гибель. Поэтому, если дагестанские народы желают сохраниться как самобытные народы на Земле, у них не может быть иной цели, как возрождение и построение своей государственности. Нет и быть не может. Отсюда становится понятно, какой должна быть стратегия и национальная идея дагестанских народов XXI века – построения национальной государственности коренных народов Дагестана. Что же такое государственность, которую необходимо построить, чтобы иметь будущее? Государственность — это система власти, позволяющая сообществу через своих представителей во власти самостоятельно регламентировать и регулировать жизнь во всех ее многогранных проявлениях путем принятия тех или иных управленческих решений. Иначе говоря, целью должно стать получение в Дагестане исключительно правовым демократическим путем, через выборы, необходимых и достаточных для решения общенациональных задач властных полномочий. И уже сегодня, при максимальной мобилизации этнической энергии, ресурсов и коллективной воли, дагестанцы, даже при всем несовершенстве существующего законодательства, могут реально претендовать (и получить) полноту власти в системе общероссийской федеративной государственности. Де-факто это и будет определять наличие в Дагестане национальной государственности. При умелом, хозяйском управлении и распоряжении властными полномочиями в интересах всего населения такая государственность станет привлекательной и желанной для всех дагестанцев и национальных меньшинств Дагестана. При их солидарности и поддержке такая государственность может быть построена и в более сжатые сроки. Инструментом для реализации этой программы является воля коренных народов Дагестана. Как нам реорганизовать Парламент- Народное Собрание Дагестана? Нужны ли дагестанским народам представительные органы национального самоуправления? — Да, нужны. Какие? — В том виде и в том качестве, что имеются сегодня, представительные органы народов полностью исчерпали свои возможности. По большому счету, существующие представительные органы и созданные им структуры — переродились в полную свою противоположность, став дополнительным барьером между народами и системой власти. Поэтому чем раньше будет проведена фундаментальная реформа всей системы органов национального самоуправления, тем раньше дагестанские народы восстановят и уважение к себе, и свою дееспособность как нации. Что же должно быть взамен? Представительные органы народа только тогда будут эффективны, когда они будут вписаны в существующую систему власти и государственности. Представителями народа должны стать избранные на всеобщих выборах от джамаатов, союзов джамаатов коренных малочисленных народов Дагестана, как депутаты советов всех уровней: от сельских до Двухпалатного Парламента. При этом отпадает необходимость дополнительного узаконения Маджлиса в правовом поле в том или ином качестве. Как Собрание депутатов всех уровней такой он и де-юре, и де-факто ЗАКОНЕН по всем нормам существующего права. В этой схеме: Собрание депутатов местного совета — местный меджлис; Собрание депутатов всех уровней в регионе — региональный меджлис; Собрание депутатов всех уровней Дагестана - Национальный двухпалатный парламент. Важно отметить, что все без исключения депутаты будут проходить тест на состоятельность перед народом на каждых выборах. Тем самым будет обеспечиваться необходимая ротация состава Маджлиса и естественная смена национальной элиты, что исключит в принципе разлагающую общество стагнацию и застой в высшем представительном органе — Национальном парламенте. В процессе работы в советах необходимо искать и находить согласие и понимание с депутатами от гражданского общества с целью наполнения правами и полномочиями, которые в будущем обеспечат процветание Дагестана и всех его граждан независимо от их национальности. Существующий унитарный тип государственности, при 30 коренных народах Дагестана, созданный во вред единства, неосмысленным, несвободным выбором всех народов не может быть легитимным. Известно, что сильный парламент в такой многонациональной республике как Дагестан, может существовать только сформированный на основе учета легитимных национальных «джамаатских» интересов, формируемой и признаваемой самими избирателями в момент выборов. Подлинная этническая структура дагестанского общества состоит из национальностей, состоящих из отчетливо выраженных территориально-этнокультурных т.н. джамаатов. В конце 18 и начале 19 века, в Дагестане было более 60 политических образований. В основе всех политических образований, находились джамааты, которые имели свое публичное гражданское законодательство “джамаатские адаты” и сейчас могут обоснованно претендовать на право называться самостоятельными этническим общностями. Принадлежность к своему джамаату или союзу джамаатов до сих пор является чрезвычайной важной составляющей социальной идентичности дагестанца. Ученые РФ и РД в своих работах, а также в выступлениях в СМИ, указывали путь к построению гражданского общества: Дагестан сохранял свое единство на протяжении веков, не имея ни центральной государственной власти, ни единого правительства, ни единой армии, ни единой налоговой системы. Дагестан уцелел во всех исторических драмах и до сегодняшнего дня сохраняет свое единство на основе тысячелетней практике джамаатского самоуправления. Горский джамаат - это ключ к пониманию истории Дагестана. Джамаатская организация, единая и универсальная в своих основных чертах для всех народов Дагестана, была и есть одним из главных условий его единства. Джамаатские традиции и сегодня играют эту роль ровно настолько, насколько они сохранились в жизни и сознании наших земляков. Поддерживалась система непрерывным контролем нравственного кодекса «ягь-намуса» джамаатами и тухумами - контролем невидимым, но сильным и постоянным, силой джамаатского общественного мнения. В политологическом смысле совет старейшин - это прообраз сената, основной элемент гражданского самоуправления. О местном самоуправлении профессор Р.М. Магомедов писал:- «Некоторые моменты не до конца еще забытых джамаатских традиций могут уже сегодня послужить делу стабилизации и единения Дагестана. Высшим местным органом власти должно стать, как и сотни лет назад, собрание джамаата, как единственный орган власти, распоряжающийся всеми землями села. Джамаатское самоуправление создает условия и возможности оживления традиционных местных судебных структур, возникает возможность для возрождения традиционных форм охраны порядка и безопасности. Джамаатские принципы организации обеспечат полный и всесторонний учет местных интересов и этноконфликты утратят смысл. Если нам суждено уцелеть на страницах истории и в цепи поколений наших потомков, то только вместе, а порознь наши народы не имеют будущего. И помнить, что без сохранения национальных традиций не сохранить единство дагестанских народов». Законотворчество для профилактики государственного и протестного терроризма Власти заигрывая с руководством этих этнодвижений добилось уничтожения их роли в обществе. Дагестану нужна стабильность посредством справедливости, ибо только при этом условии может быть гарантирована политическая, а значит и экономическая стабильность. В целях устранения причин способствующих нарушению прав человека и народов, профилактики межнациональных конфликтов и формирования политики по указанным вопросам и обеспечения конструктивного взаимодействия с органами государственной власти дагестанскому обществу, в целях сохранения стабильности в РД необходимо, срочно определиться по ниже перечисленным вопросам: 1. Признания 16 «нетитульных » народов РДправосубъектными по Конституциям и всем законам РД и РФ; 2. Введения изменений в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ с включением «нетитульных» 13 андо-дидойских народов, а также кубачинцев, кайтагцев; 3. Распространения на «нетитульные» народы РД требования законодательства о выборах, в целях обеспечения в законодательных и представительных органах РД и РФ представительства народов, проживающих на территории Республики Дагестан, отказ этим народам в активном и пассивном избирательных правах и квот представительства признать противоправным; 4. Создания национальных школ, выделения квот для получения среднего и высшего образования, издания газет, выделения часов для теле- радиовещания согласно законодательства РФ и РД для «нетитульных» народов РД. Гарантировать всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития(п.3 ст. 68 Конституции РФ); 5. Принятии срочных мер по приведению Конституции и Законов РД в соответствие с Конституцией РФ и международных законов по исполнению требований ст.72 Конституции РФ об обеспечении соответствия Конституции и законов РД Конституции РФ, защите прав и свобод человека и гражданина по статьям- 19п.2 гарантирующего равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, -26 о праве определять и указывать свою национальную принадлежность, -32 об участии в управлении делами государства, избирать и быть избранным в органы госвласти, -69 о гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; 6. Внесении изменений в Конституцию РД в целях создания двухпалатного Парламента РД: -Нижней - «Палатой республики», аналогом Госдумы РФ, формируемой -70% представителей по мажоритарным, 30% по партийным спискам, функция палаты - законодательная;- Верхней - «Палатой национальностей»- по одному представителю от каждого из 30 народов РД, функция представительная и законодательная; 7. Внесении изменений в Конституцию РД, с учетом переписи населения и компактного проживания этносов, по образованию для «нетитульных» народов РД административных национально-территориальных образований, по крайней мере, возрождения Андийсого округа с этно-территориальными участками, как это было определено при Царской Российской империи. На территории округа законодательством РФ создать национально- территориальные заповедники в интересах всех коренных малочисленных народов региона; 8. О проведении очередной переписи 2010 года с учетом требований законных интересов по андо-дидойским народам, особенно проживающим в РД вне своей этнической территории; 9. О разработке концепции правовой защиты коренных малочисленных андо-дидойских народов с учетом международно-правовых стандартов и особенностей национально-государственного устройства РД; 10. Об определении оптимальных форм регламентации статуса коренных малочисленных андо-дидойских народов с учетом федеративного характера РД и особенностей культуры и образа жизни данных народов; 11. Осуществлении проверки состояния применения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующего статус коренных малочисленных и репрессированных народов, на территории РД; 12. О разработке и принятии федерального закона о государственной политике РФ и РД в отношении защиты прав коренных малочисленных андо-дидойских народов с целью единообразного исполнения международных обязательств и обеспечения единых стандартов защиты прав в РД; 13. О разработке механизма территориальной реабилитации, гарантирующего обеспечение прав и законных интересов репрессированных андо-дидойских народов, с учетом того, что 50% депотрированных в 1944 году составляли представители этих народов; 14. О конкретизации на законодательном уровне конституционного запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 15. Об учете мнения всех коренных малочисленных народов при разработке и принятии законов и нормативных правовых актов, осуществлении административных мер, затрагивающих их интересы, на федеральном, региональном и местном уровнях; 16. Обеспечении разработки и осуществлении федеральных и региональных программ национально-культурного развития коренных малочисленных народов, выделение из федерального бюджета и бюджета РД ассигнований для оказания поддержки национально-культурным автономиям; 17. Признании назначение Президента РД по представлению Президента РФ нелегитимным, обеспечении мер по организации всенародных выборов на эту должность; 18. О принятии федеральной и региональной программы по государственной поддержке коренных малочисленных андо-дидойских народов на период 2011-2021 годы; 19. Информировании коренных малочисленных народов, путем проведения круглого стола с участием заинтересованных органов государственной власти РД, приглашением представителей этих народов и интеллигенции РД о работе(если она вообще имеется) проводимой по реабилитации и восстановлению систематически нарушаемых прав этих народов и мерах по выходу из сложившегося положения, угрожающего единству и целостности Дагестана. Как разрешать внутриобщинные споры и конфликты? Спорят и ругаются во всех обществах и во все времена. Одним из показателей развития народа является умение решать любые проблемные вопросы с учетом интересов всех вовлеченных в конфликтную ситуацию сторон. В былые времена в Дагестанских джамаатах существовал вполне эффективный институт национального судопроизводства - Кадият, решения которого являлись обязательными для представителей всех сословий и рангов. Возможно ли в нынешних условиях возродить в том или ином качестве национальный институт общественного порицания? Да, возможно. По крайней мере, для разрешения гражданских споров Кадияты можно создать на основе Третейских судов. Законодательство Российской Федерации сегодня позволяет сделать это. В составе Третейского суда — Кадията должны быть: юрист, глава Совета старейшин и глава мусульманской общины (имам). В таких судах можно было бы разрешать все происходящие внутри сообщества споры и конфликты (без обращения в суды общей юрисдикции) оперативно, без дополнительных затрат, а самое главное — в соответствии с традиционным пониманием Добра и Зла, Верой и национальными обычаями. Как консолидировать национальный бизнес? Ни один народ не может существовать без своего экономического базиса. В его создании огромная роль отводится организаторам и руководителям того или иного вида экономической деятельности, финансистам, предпринимателям и бизнесменам. Как сегодня обстоят дела в этом плане у дагестанцев? Увы, имеют место общая слабость и зависимость национального бизнеса от внешних факторов. Почему? Логика развития этой сферы деятельности требует привлечения в дело постоянно недостающих финансовых ресурсов. Поэтому деловые люди вынуждены обращаться за помощью во внешние финансовые учреждения. Как правило, условия «сотрудничества» составляются таким образом, что сами того не замечая, многие бизнесмены быстро попадают в кабальную зависимость к тем, кто «помогает», и с каждой «удачной» сделкой все дальше и дальше отчуждаются от народа. Это, кстати, один из проверенных механизмов отрыва от народа его наиболее активной, предприимчивой части. Как вернуть бизнесменов к участию в общенациональной жизни? Путь один — необходимо обеспечить правовую и политическую безопасность их деятельности от внешних воздействий, устойчивость и развитие бизнеса и самое главное — создать собственные источники и резервы финансирования экономической деятельности. Несмотря на бедственное положение многих дагестанцев, внутри почти трехмиллионного национального сообщества в Дагестане сосредоточено не менее миллиарда свободных «неработающих» долларов, сохраняемых по традиции на «черный день» практически в каждой семье. Все эти ресурсы, собранные в одно национальное финансовое учреждение - Народный Банк, можно не только сохранить, но и приумножить. Такой Банк можно создать на базе уже успешно действующих кредитных союзов и тех, которые необходимо создать во всех мало-мальски крупных центрах экономической активности населения. Важно обеспечить работу Народного Банка на принципах работы исламских финансовых учреждений. А покуда в этой тонкой специфической сфере превалирует закон джунглей — «Каждый сам за себя», у дагестанцев не будет ни серьезной доли в экономике Дагестана, ни влиятельных бизнесменов, хотя бы на уровне тех, кто сегодня занимает определяющие позиции. Учреждение Народного Банка - это в первую очередь дело самих бизнесменов, в чем им необходимо всячески содействовать. Задача джамаатов, маджлисов народов, Национального двухпалатного парламента и Кадията - обеспечение политической, правовой и иной необходимой защиты Народного Банка от посягательств извне и изнутри, в обеспечении контроля и прозрачности его деятельности во благо подъема и развития национальной экономики и всех, кто в нее активно включен. Чем занять молодежь? Часто можно услышать сетования, что дагестанцы безвозвратно теряют свое молодое поколение. Говорят, что молодежь все больше и больше утрачивает интерес к национальной жизни, культуре и родному языку, предпочитая участие в более успешных и «перспективных» социокультурных проектах. В этих словах есть большая доля истины. Ведь молодым нужна ясная перспектива и мотивация деятельности, чего до сих пор им никто не показал и не разъяснил. Поэтому многие молодые люди без ясного представления о своем будущем, подвергаясь скрытой, а порой и явной дискриминации по национальному признаку, отказываются от национального в надежде занять достойное место в обществе в соответствии со своими способностями, талантом и энергией (как правило, за пределами Дагестана). Другие, закрыв глаза, плывут по течению, прожигая жизнь в барах, танцболах, и, даже впадая во все тяжкие, становятся отбросами общества. Немало и тех, кто попав в сети проповедников чуждых народу идеологий, становятся расходным материалом для архитекторов и строителей очередного «светлого будущего человечества» типа Мирового Халифата и подобного рода мифов и химер. Программа «Народы Дагестана: Стратегия XXI века» открывает для молодежи другой путь. Активно включившись в деятельность по реализации Программы строительства национальной государственности в Дагестане, молодежь может и должна занять достойное место в жизни дагестанского сообщества. К моменту построения государственности те, кому сегодня по 20-30 лет, должны быть готовы взять на себя всю полноту ответственности за судьбу Дагестана и его будущих поколений. То есть за тех, кто рождается сегодня и родится еще при движении к государственности. Молодежь должна получить необходимый опыт политической деятельности в условиях жесткой конкуренции, при этом оставаясь самими собой - дагестанцами. Именно поэтому молодежь должна стремиться получить качественное образование, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, создавать крепкую семью, не забывая о главной миссии человека - продолжении рода. Мотивация есть - это необходимо для возрождения нации и самоутверждения в условиях полноценной дагестанской государственности, которую предстоит построить. Выводы: Программа «Народы Дагестана: Стратегия XXI века» открыта для всех патриотов и честных людей, независимо от того, в каких структурах и организациях они сегодня пребывают, и не оставляет выбора для тех, кто привык спекулировать на национальных проблемах и бедах. Она открывает ясную перспективу, показывает путь реализации чаяний коренных народов Дагестана - путь построения в Дагестане национальной государственности правовым путем, собственными силами во вполне обозримом будущем. Одним из основных направлений деятельности гражданского общества в республике является защита прав коренных малочисленных народов Дагестана, в том числе обеспечении: а) правосубъектности на федеральном, региональном и местных уровнях; б) представительства всех 30 коренных народов РД в органах власти на федеральном, региональном и местных уровнях; в) помощи в создании национально- территориальных образований, национально- культурных сообществ и национальных школ, сохранении самобытной культуры, языка и т.д. Не согласные с этой Программой должны либо представить обществу более эффективную альтернативу, либо расписаться в своем неумении/ нежелании ставить и решать масштабные задачи возрождения национальной жизни, прогнозировать и противостоять вызовам современности. Для реализации Программы «Народы Дагестана: Стратегия XXI века» на первом этапе необходимо: Завершить возрождение и строительство традиционных джамаатов, состоящего из жестких тухумных ячеек, устойчивой правовой системы с элементами норм традиционного права, с их легализацией как полноценной политической структуры коренных народов в правовом поле Дагестана; Обеспечить максимальную активность избирателей на выборах в местные органы власти, получить их поддержку и защитить результаты их волеизъявления по всей вертикали власти от джамаатов до Двухпалатного Парламента; В целях недопущения милитаризации республики и нагнетания братоубийственной гражданской войны, безотлагательно начать процессе деколонизации коренных малочисленных народов Дагестана; Для решения вопроса легитимного представительства коренных малочисленных андо-дидойских народов Дагестана в органах государственной власти сформировать двухпалатный парламент с правом вето законодательной инициативы Верхней «Палаты национальностей (народов) Дагестана; На этно-территориях и местах компактного проживания «нерусских» народов- отменить действие ФЗ № 309- 2007г.; Созвать легитимные чрезвычайные Съезды народов Дагестана, как высший полномочный представительный орган дагестанских народов. Народы Дагестана могут заслуженно гордиться тем, что выстояли, сохранили, Родину свои языки и свою идентичность на стыке империй, среди гигантов Востока и Запада. Но надо всегда помнить и не забывать о том, что народы часто погибают от недостатка бескорыстной заботы об их будущем. А личные дела, как бы они сегодня не процветали, приходят в упадок при утрате коллективной исторической перспективы. Программа «Народы Дагестана: Стратегия XXI века» такую перспективу открывает каждому из нас. (Программа «Народы Дагестана: Стратегия XXI века» принята делегатами Конференции Союза общественных объединений Дагестана «Отечество» 11 декабря 2010 г. г. Махачкала) P.S. Все замечания, предложения и дополнения к Программе вы можете присылать по адресу: г. Махачкала ул. Манташева, 18, офис Союза общественных объединений Дагестана «Отечество». Тел. (8928)480-81-00; (8988) 429-53-11 Ахмеднабиев Магомед http://lezghins.com/index.php?option=com_idoblog&task=viewpost&id=584&Itemid=61
|