Понедельник, 30.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Июнь » 28 » О проблемах разделённых народов России
09:53
О проблемах разделённых народов России

Впервые в России представители общественности, ученые и чиновники обсуждали проблему разделенных народов. Ключевым партнером Рабочей группы Общественной палаты РФ по Кавказу в организации данных Слушаний выступила Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Зал заседаний Общественной палаты РФ был переполнен, так как тематика мероприятия вызвала неподдельный интерес у представителей многих народов, а также ученых и политиков.

Многочисленные попытки заявить о существовании разделенных народов и их проблемах предпринимались и раньше. Однако по разным политическим соображениям власти всячески препятствовали проведению такого рода мероприятия, особенно в стенах госучреждений. Однако уже давно настала насущная необходимость его провести, причем с ясно обозначенной тематикой. Изначально под разделенными народами предполагались те из них, чья этническая территория госграницами делилась на отдельные части. В качестве таковых организаторы в первую очередь выделяли русских, лезгин и осетин, а также аварцев, цахуров, рутульцев. Однако затем были внесены небольшие коррективы и в этот список были включены еще и адыги (черкесы). Окончательно тема слушаний звучала так: «Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество».

Во время вступительной речи Максим Шевченко призвал всех присутствующих в своих докладах и выступлениях акцентировать внимание на конкретных предложениях, способствующих улучшению положения разделенных народов. По атмосфере, царящей в зале, чувствовалось, что данная инициатива общественных организаций взволновала верхи: слушания согласованно проигнорировали высокопоставленные чиновники Дагестана за исключением Постоянного представителя РД при Президенте РФ Гаджи Махачева, МИД России и Посольство Азербайджана в РФ. А азербайджанская пресса, болезненно реагирующая на любое событие в России, касающееся лезгин и Азербайджана, неожиданным образом «не заметила» данное событие.

С основным докладом выступил Президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Ариф Керимов. Часть его он посвятил историческим причинам возникновения разделенности у лезгин, связанных с административными реформами Российской империи в 19 веке. В частности он отметил: «После вхождения лезгинских земель в состав Российской империи, по непонятным в историческом смысле до сих пор причинам в отношении лезгинских народов, принял очень агрессивные и антилезгинские акты:

- 11 марта 1836 года императором Николаем I было подписано особое «Положение» из 10 глав и 111 статей, регламентирующее положение Армянской Церкви. Согласно этому документу, был упразднен Албанский Католикосат, а на его месте были образованы две епархии (Арцах-Шуша и Шемаха) в юрисдикции Эчмиадзинского Патриархата Армянской Церкви.

- В 1860 году царская Россия по отношению к лезгинскому народу совершила ещё один репрессивный акт, разделив единый этнос на две части: между впервые созданной Дагестанской областью, Тифлисской и Бакинской губерниями.

- В 1909-1910 годах Российский Святейший Синод дал разрешение Эчмиадзинскому синоду и Эриванской армяно-григорианской консистории уничтожить старые архивные дела подведомственных епархий. По мнению многих исследователей очевидно, что среди этих архивов были уничтожены уцелевшие до тех пор архивы Албанской Церкви.

Более подробно он остановился на положении лезгин в Азербайджане. Являясь вторым по численности народом этой страны, лезгины испытывают дискриминацию еще с советских времен. Одним из вопиющих фактов явилось введение специального налога для некоренных народов, желающих получить среднее техническое и высшее образование. К ним отнесли и лезгин, а налог получил название «лезги пул». Официальные данные о численности лезгин были занижены в несколько раз. Так, по переписи 1999 года в Азербайджане было учтено 178 тысяч лезгин, в то время как в докладах ОБСЕ фигурирует цифра в 700 тысяч.

Керимов отметил: «что интересы лезгинского народа и в советское время были игнорированы, обделены государственной политикой. К примеру, уступающие лезгинам в численности карабахские армяне, имея Армянскую Республику, получили автономию в Азербайджане, не остались без собственного дома – аджарцы, абхазы, адыгейцы, черкесы, карачаево-балкарцы, а осетины удостоились двух отдельных автономий по обе стороны Кавказского хребта – в России и Грузии.

После распада СССР лезгины оказались разделенными уже государственной границей между двумя суверенными государствами. Лезгинскую общественность очень беспокоит тот факт, что весь переговорный процесс между Россией и Азербайджаном прошёл без участия самого лезгинского народа, без участия его общественных институтов, без учёта его национальных интересов. И это при том, что лезгинам федеральными органами не раз было обещано, что граница будет прозрачной, не будет никаких препятствий для общения лезгин, проживающих в России и Азербайджане. А граница с Азербайджаном становится всё более жёсткой и закрытой. На единой и общей для всех лезгин территории установился разделительный рубеж с пограничниками и таможенными постами. Даже родственники, живущие в непосредственной близости друг от друга, в одночасье оказались по разные стороны госграницы. Крайне обременительные правила межгосударственных отношений между Россией и Азербайджаном в сочетании с бюрократическим и коррупционным таможенно-пограничным пропускным режимом, делают жизнь лезгин, оказавшихся разделенным народом, крайне тежелой.

Основной причиной занижения данных о численности лезгин в пределах Азербайджанской Республики была целенаправленная политика, которая стала проводиться руководством этой республики со второй половины 1930-х годов. Её суть сводилась к нивелированию этнического многообразия, административному навязыванию лезгинам азербайджанской этнической идентичности, стремлению путем ассимиляции построить моноэтничное государство. Дело доходило до того, что в условиях социалистического развития в 30-50-е гг. прошлого века бесплатным образованием (высшим и средним специальным) могли быть обеспечены только те, кто числился этническим азербайджанцем. В этот период подавляющее большинство молодых представителей лезгинского народа, стремящихся к знаниям, были вынуждены регистрировать себя в качестве «азербайджанцев», оставаясь по существу своей идентичности и этнокультурному облику лезгинами. В результате этого и других государственно-бюрократических приемов численность лезгин в Азербайджане почти перестала расти. В настоящее время не менее половины представителей лезгинского народа, главным образом, из числа наиболее образованных и продвинутых в статусном отношении, принадлежат азербайджанской гражданской нации, числятся «азербайджанцами», но считают себя лезгинами, чтут и передают из поколения в поколения свою лезгинскую национальную идентичность, хранят свой язык и культуру.

Лезгинский народ с реальной численностью населения более 1500000 человек, расселенный на хозяйственно целостной территории, превращен в обоих государствах в национальное меньшинство. Резко снизился правовой и социальный статус. Его историческая судьба почти целиком оказывается в распоряжении государственных органов Азербайджана, Дагестана и России».

Керимов сравнил положение лезгин в Азербайджан с положением азербайджанцев в Дагестане, где последние имеют те же самые права, что и остальные 13 народов, получивших статус титульных в советское время. Государство обеспечивает культурно-языковые права азербайджанцев Дагестана, осуществляет финансовую поддержку в этой области. Кроме того азербайджанцы очень хорошо представлены на руководящих должностях в Дагестане, особенно в Дербенте и Дербентском районе. Ситуация же с лезгинами в Азербайджане кардинально отличается. Государство почти не выделяет деньги на поддержание лезгинского языка и культурной идентичности лезгин, резко сужены возможности применения лезгинского языка во всех сферах кроме внутрисемейного общения. Далее в своём докладе, Керимов сказал: «Азербайджан должен создать элементарные условия для нетитульных национальностей, как минимум на том уровне, на котором созданы условия для азербайджанской диаспоры в Дагестане. Там азербайджанская диаспора имеет республиканскую газету, которая финансируется из бюджета Дагестана, радио на азербайджанском языке, главную редакцию азербайджанских телепередач на ГТРК. В Дербенте работают филиалы азербайджанских вузов, есть учебное заведение по подготовке преподавателей для азербайджанских школ.

Более 200 лет территория нынешнего Азербайджана находилась в составе России, и азербайджанцев никто не пытался ассимилировать. Для них создали национальные академии, высшие учебные заведения, национальное телевидение, чтобы они как нация состоялись.

Искусственно создавать единую азербайджанскую нацию, нарушая права остальных народов, – это очень опасная игра для самого Азербайджана. Он, как суверенное государство, существует всего 15-20 лет, а чтобы страна состоялась как государство нужно долгое время, необходимы четкая и ясная национальная политика, соблюдение прав нацменьшинств. Надо сделать так, чтобы лезгины и другие народы ощущали себя полноценными гражданами своей страны. Хотят они или нет, гражданская нация Азербайджана на 30-40% состоит из населения неазербайджанской национальности».

Политолог, бывший председатель комитета по делам национальностей Госдумы Валентин Никитин в своей речи высказался однозначно насчет того, что разделенными народами России следует считать только русских, осетин и лезгин. Отметив, что проблемы лезгинского народа стоят наиболее остро в этом ряду, он попросил всех присутствующих сконцентрироваться на разделенности лезгин. Также он предложил заключить международный договор с Азербайджаном о статусе лезгинского народа в этой стране.

По положению лезгин выступил также директор Института философии РАН академик Абдусалам Гусейнов. По его мнению, народы, чья этническая территория разделена пополам госграницей пострадали гораздо сильней и без оказания помощи в сохранении этнокультурного единства двух половинок народ обречен. Он отметил, что разделенность является угрозой национальной самобытности народов. В такой тяжелой ситуации находится и лезгинский народ. В целом он предложил вопрос о разделенных народах включить в международную повестку дня, а также высказался за привлечение к уголовной ответственности лиц за публичное высказывание идей об отделении от России каких-либо территорий.

Предложение Гусейнова развил заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, профессор Владимир Зорин, который выразил идею ввести жесткий мораторий на пересмотр границ на всем постсоветском пространстве.

Заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев, согласившись с позицией Зорина, выразил возмущение действиями российских чиновников и дипломатов, которые как раз и пересмотрели границы между Россией и Азербайджаном. В результате этого сильно пострадали интересы страны и российских граждан. Причем он подчеркнул, что непонятно какими целями руководствовались данные лица и что Россия получила взамен сделанных Азербайджану уступок.

Действия других ответственных лиц – депутатов Госдумы были подвергнуты критике постоянным представителем РД при президенте РФ Гаджи Махачевым. Его позиция по этому вопросу заключалась в том, что депутаты, не участвующие в обсуждении таких важных вопросов, непосредственно касающихся существования дагестанских народов, не должны представлять Дагестан в Госдуме. Об этом он обещал доложить Президенту РД. Он также поделился информацией по положению аварцев в Азербайджане, а также в Грузии. Одним из путей решения проблем разделенных народов он видит в широком внедрении информационных технологий и Интернета, их использования для коммуникации между представителями данных народов.

Заместитель главного редактора ИА REGNUM Константин Казенин осветил проблемы цахуров и аварцев, проживающих в Азербайджане. Государственная граница свела на нет транспортную связь со своими соплеменниками, отделенных от них и естественно-географической преградой – Большим кавказским хребтом. Жизненно необходимым для них является прокладка дорог через перевалы, так как для того чтобы попасть друг другу в гости в настоящий момент они вынуждены сделать крюк сотни километров длиной, огибая хребет.

Кстати в такой же ситуации находятся также лезгины и рутульцы, проживающие на южных склонах Большого Кавказа к востоку от цахуров и аварцев. Об этом сказал руководитель информационно-аналитического центра ФЛНКА Амиль Саркаров. Он подчеркнул, что важно знать реальную численность народов, которая может резко отличаться от официальной информации, полученной при проведении переписи населения. Так, он подтвердил цифру по лезгинам Азербайджана, которую привел Ариф Керимов. Численность аварцев он оценил в 100-150 тысяч человек, цахуров – 50-80 тысяч, рутульцев – 20-30 тысяч. Кроме того он отдельно остановился на международных соглашениях, которые поддерживают и защищают интересы народов, разделенных госграницей. В частности это касается Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и Хартии региональных языков и языков национальных меньшинств. В последней имеется специальная статья, которая касается международных обменов и может существенно помочь положению разделенных народов. В частности, страны, ратифицировавшие данную Хартию, обязуются «применять существующие между государствами, в которых тот же язык используется в идентичной или схожей форме, двусторонние и многосторонние соглашения в сфере культуры, образования, информации и других областях, либо при необходимости добиваться заключения таких соглашений с тем, чтобы содействовать расширению контактов между лицами, пользующимися одним и тем же языком в соответствующих государствах. А также развивать приграничное сотрудничество, в частности, между региональными или местными властями, на территории которых тот же язык используется в идентичной или схожей форме.

Секретарь посольства Южной Осетии Инга Кочиева и главный редактор «НВ» Милрад Фатуллаев, внесли предложение о принятии Федерального Закона «О разделенных народах» и совершенствовании законодательной базы по проблеме разделенных народов.

В своей речи Депутат Народного Собрания Республики Дагестан Эдуард Хидиров затронул проблему Храх-Убы и Урьян-Убы – российских анклавов в Азербайджане, для решения которых разрабатывается Федеральная целевая программа переселения их жителей в Дагестан.

Подробнее о проблемах, с которыми сталкиваются сельчане рассказал Аллахверди Мамедов – один из храхубинцев, делегация которых специально приехала на слушания.

Еще один гость, юрист общины Лезги мечеть города Баку Эльман Османов кратко рассказал, что этнокультурная идентичность лезгин в Азербайджане стирается посредством того, что убирается слово «лезги» из названий объектов культуры, как это произошло с Лезги мечетью. Решением проблемы разделенного лезгинского народа, по его мнению является простое признание приграничными государствами наличия этой самой проблемы и придание статуса разделённого народа, и, пусть даже, при представлении доказательств разобщенности с родственниками, разрешить этим народам иметь двойное гражданство для правового обеспечения сохранности родственных связей. Проблема разделенных народов имеет и конфессиональный аспект. Как известно верующие лезгины исповедуют Ислам суннитского толка. В настоящее время, усилия шиитских деятелей Азербайджана направлены на полное искоренение, то есть запрещение суннитских общин.

Ответственный секретарь и член президиума Академии геополитических исследований Араик Степанян, отметив взрывоопасность проблемы разделенного лезгинского народа и, в случае возникновения вооруженного конфликта, возможного участия в нем третьих стран.

Один из лидеров талышской диаспоры России Фахраддин Аббасов предложил самый действенный политический механизм. Он сказал, «пусть в следующий раз за общий стол сядут с одной стороны представители лезгинского и аварского народов, с другой – представители Азербайджана». По его мнению, на такой встрече можно будет обсудить все проблемы и статус народов, заслуживших право на отдельную автономию в пределах Азербайджана.

Среди выступающих был и директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский, рассказавший о работе по подготовке диагонального соглашения о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Республикой Азербайджан, а также депутат Государственной Думы РФ Сергей Марков.

По итогам слушаний был приняты рекомендации органам государственной власти федерального, регионального и республиканского уровня по разрешению проблем разделенных народов России и повышению уровня и эффективности трансграничного сотрудничества между органами государственной власти России и сопредельных регионов:

• Рекомендовать общественным, государственным и иным структурам РФ, занимающимся проблемами разделенных народов, принять за основу определение, понимающее под разделенными те народы, территории проживания которых в силу исторических потрясений оказались разделенными государственными границами против воли самих этих народов

• Рекомендовать общественным организациям РФ продолжить взаимодействие с МИД РФ и иными государственными структурами в целях официального определения правового статуса разделенных народов и повышения эффективности трансграничного сотрудничества России со странами проживания разделенных народов

• Рекомендовать органам государственной власти РФ и сопредельных государств, в которых проживают народы, признанные разделенными, инициировать практику создания Межправительственных и Межпарламентских Комиссий с включением в их состав представителей общественности разделенных народов для разрешения накопившихся проблем, обсуждения вопросов правового статуса разделенных народов и трансграничного сотрудничества в регионах их проживания

• Рекомендовать органам государственной власти РФ и сопредельных стран ратифицировать Европейскую хартию о региональных языках и ускорить процесс реализации межгосударственного взаимодействия по подержанию единого языкового и этнокультурного пространства на территории проживания разделенных народов

• Обратиться к органам государственной власти стран, в которых проживают представители коренных народов России в статусе «разделенных народов», с просьбой обеспечить возможность и условия для изучения родного языка, создания СМИ на родном языке, создания общественных организаций, культурных центров, основной задачей, которых является сохранение и развитие родной культуры, а также обеспечить охрану памятников истории, архитектуры и культуры этих народов

• Призвать органы государственной власти РФ и сопредельных стран способствовать облегчению режима пересечения государственной границы представителями разделенных народов, проживающими в районах, прилегающих к границе

• Рекомендовать органам государственной власти РФ в целях выполнения Постановления Государственной Думы РФ от 4 июня 1997 года за N 1465 – II ускорить заключение международного договора между Россией и Азербайджаном о правах лезгинского и аварского народов

• Рекомендовать органам государственной власти РФ дать четкую формулировку статусу российского «соотечественника», применительно к представителям зарубежной черкесской диаспоры и официально признать черкесов зарубежной диаспоры российскими соотечественниками по их персональным заявлениям о таком желании согласно Закону о соотечественниках РФ

• Рекомендовать органам государственной власти РФ разработать правовые механизмы упрощенного получения гражданства представителями коренных народов России, оставшимися в силу исторических потрясений за пределами страны, и желающими вернуться на свою историческую родину, включая пункт о сокращении срока проживания в России вернувшихся лиц с 5 лет до 1 года

• Рекомендовать органам государственной власти РФ разработать государственную программу по поддержке и адаптации репатриантов – лиц, вернувшихся на территорию исторического проживания своего народа

• Рекомендовать органам государственной власти РФ ввести на законодательном уровне запрет на спекуляции в информационном и публичном пространстве относительно возможного развала России

• Рекомендовать органам государственной власти РФ считать заявления общественных или государственных деятелей о необходимости распада РФ, отделения от нее той или иной части страны изменой и преступлением и преследовать подобные заявления по всей строгости закона

• Обратиться в Государственную Думу РФ с рекомендацией поддержать Постановление Народного Собрания РД о принятии Федеральной целевой программы переселения жителей российских сел Храх-уба и Урьян-уба с территории Азербайджана на территорию Дагестана

• Обратиться в МИД России с рекомендацией поддержать обращение к государственным органам Азербайджана с просьбой не препятствовать возвращению к местам проживания жителям российских сел Храх-уба и Урьян-уба, выехавшим за пределы Азербайджана

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

http://lnka72.ru/Newsm/826-O-problemakh-razdeljonnykh-narodov-Rossii

Просмотров: 790 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024