Как гласит легенда, на страну леков часто нападали несметные полчища врагов. «И объединились лекские племена, и принесли они каждый по камешку – от земли до неба поднялись горы Кавказа, зарыли в землю они каждый по косточке – выросли сады, священные рощи и Самурский лес. И с той поры неприятель не мог одолеть леков в бою, их родная земля стала неодолимой, а воины непобедимы»… У каждого народа есть свои святые символы, которые отличают его от других народов. Они плоть от плоти и духовно связаны с родной землей, ее горами и реками, с языком, духовным и материальным наследием народа, именами его славных сынов. И чем древнее народ, чем богаче его история и культура, тем таких символов больше и они значительнее. Духовным паспортом народа является его язык, его культурные традиции, песни и танцы, сказки и притчи, сказания и эпосы… С «Шарвили» лезгины оказались в числе немногих народов мира, имеющих свои эпосы («Гильгамеш» у шумеров, «Махабхарата» и «Рамаяна» у индусов, «Сказания о Нартах» у осетин, «Песнь о моем Сиде» у испанцев, «Песнь о Нибелунгах» у немцев, «Песнь о Роланде» у французов, «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда» у скандинавов, «Давид Сасунский» у армян, «Манас» у киргизов, «Джангар» у калмыков, «Лачплесис» и «Калевала» у прибалтов, «Слово о полку Игореве» у славян и т. д.). Героический эпос лезгин «Шарвили» возник предположительно в период V – III вв. до н.э. Очевидно, прототипом эпического героя послужило реальное историческое лицо, судя по имени, он был царем (Шарр-Вили означает «царь Вили»). Любопытно, что герой с таким именем встречается и в скандинавском эпосе (это Ве и Вили, правители Асгарда и братья Одина, царя асов). Деятельность царя Вили происходила в языческие времена. Возможно, при нем происходило наиболее успешное освобождение и объединение лезгинских земель. Он побеждал своих внешних врагов ассирийцев, сарматов, мидян, скифов… Народ сложил про своего героя и про его подвиги героические песни, объединив в образе Шарр-Вили свою мечту о свободе, о сильном царе-защитнике, о народном герое-заступнике, обладающем богатырской силой. В последующем образ царя Шарр-Вили мифологизировался, а из отдельных героических песен сложился цельный эпос «Шарвили». Конечно же, эпос продолжал разрастаться событиями и в последующие эпохи. Поэтому на сегодняшний день и существует множество его вариантов. Эпос «Шарвили» – это духовный паспорт лезгинского народа, а его герой стал символом свободы и возрождения национального духа. С именем Шарвили связана и первая, официально зарегистрированная общественная организация – Лезгинский культурный центр «Шарвили», созданный в 1989 году, а в 2004 году культурный центр преобразован в Дагестанский региональный общественный благотворительный фонд «Шарвили». Задача Фонда – содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности. Идея ежегодного празднования дня эпоса «Шарвили» принадлежит И. М. Яралиеву, который и является бессменным вдохновителем и организатором проведения этих празднеств. Начиная с 2000 года, в каждую последнюю субботу июня на родину Шарвили, на землю древнего Т1ури, в селение Ахцах, съезжаются гости со всех районов и городов Дагестана, а также из Азербайджана и России. Герой эпоса Шарвили является примером для подражания не только для современников, но и для потомков, имеет непреходящую духовную ценность и служит неувядающим примером высокого патриотизма и интернационализма. В его образе отразились самые лучшие черты национального характера и духа. Эпос «Шарвили» – нетленный памятник истории и культуры лезгинского и всех лезгиноязычных народов Восточного Кавказа, достояние отечественной и мировой цивилизации, народная мечта о сыне-герое, который демонстрирует высший образец патриотического служения Родине. Фейзудин НАГИЕВ http://gazeta-nv.ru/content/view/6277/109/
|