17 марта Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Договор о госгранице между Россией и Азербайджаном. Противниками утверждения данного договора выступали лезгинская общественность (общественные организации и местные жители) целые фракции в Госдуме - КПРФ и Справедливая Россия, которые неоднократно выражали свое несогласие с его условиями, потиворечащими интересам лезгинского народа и России, нарушающими Конституцию РФ. В этот день лезгинские общины организовали пикеты и митинги в разных городах. У здания Госдумы также был проведен одиночный пикет с лозунгом "Нет ратификации антилезгинского договора". Ниже можно ознакомиться со стенограммой 238 заседания Госдумы, в котором обсуждался проект ФЗ о ратификации Договора о госгранице между Россией и Азербайджаном. Председательствующий. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования". И переходим, как мы утром и договаривались, к пункту 14 и 15. Пункт 14. Проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел Григория Борисовича Карасина. Карасин Г. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляемый на ратификацию Договор о государственной границе с Азербайджаном был подписан Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым и Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Гейдаровичем Алиевым 3 сентября прошлого года в городе Баку. 27 октября министры иностранных дел двух стран - Сергей Викторович Лавров и Эльмар Мамедьяров подписали приложение к договору, набор листов - карта государственной границы. Договор является базовым документом, определяющим прохождение госграницы между Россией и Азербайджаном от исходной точки, расположенной вблизи стыка границ России, Азербайджана и Грузии, до конечной точки на берегу Каспийского моря. Работа над договором велась с апреля 1994 года, то есть 16 лет. Этот немалый период времени позволил делимитировать более 340 километров госграницы. Уточнялось прохождение линии границы на основе законодательных актов бывшего союза СССР об административно-территориальном делении. Точка стыка границ России, Азербайджана и Грузии будет определена отдельным трёхсторонним соглашением. На завершающей стадии в увязке с окончанием делимитации, было подготовлено соглашение о рациональном использовании вод этой реки -Самура, которая позволила отстоять наши интересы, а именно: добиться распределения водных ресурсов, 50 процентов на 50 процентов. До этого, к сожалению, Азербайджан забирал порядка 90 процентов воды этой реки. Хотели бы в этом контексте особо отметить конструктивность руководства Республики Дагестан. Его позиция позволила выйти на разумное решение по самому спорному вопросу прохождения российско-азербайджанской границы и использование водных ресурсов для сохранения экологической системы в нижнем течении реки Самур. Договор в полной мере отвечает российским интересам. С его подписанием решены наиболее сложные, несогласованные вопросы двусторонних отношений. После ратификации появится возможность, провести мероприятия по укреплению режима границы с Азербайджаном и обеспечению безопасности России, не создавая при этом препятствий и свободному общению граждан двух государств. Азербайджанский парламент закончил ратификационные процедуры в декабре прошлого года. Прошу уважаемых депутатов Государственной Думы ратифицировать договор о государственной границе между Россией и Азербайджаном. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь. Алексей Владимирович Островский делает содоклад от комитета. Островский А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как известно, установленные почти 20 лет назад между Россией и Азербайджаном дипломатические отношения достойно прошли испытание временем и стали убедительным свидетельством наших стран сохранить их предсказуемые, конструктивные, прагматичные и добрососедские отношения. И не только на ближайшее будущее, но и на отдалённую перспективу. Ратификация данного договора является ещё одним свидетельством развития, укрепления и реализации взаимных обязательств между нашими странами. Представленный договор базируется на положениях Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности, Бакинской декларации двух стран и совместного заявления президентов двух государств от 25 января 2002 года. Не скрою, уважаемые коллеги, мы прошли сложный путь от политики эмоций в отношениях с Азербайджаном к долгосрочному партнёрству, в том числе при подписании данного договора, работы над которым, обращаю на это особое внимание, велись более 16-ти лет, с апреля 1994 года. Договор является базовым документом и определяет прохождение государственной границы между нашими странами от исходной точки стыка границы России, Грузии и Азербайджана до конечной точки на берегу Каспия. Он в полной мере, на взгляд членов комитета, отвечает нашим общим интересам и, безусловно, его одобрение вами позволит нам осуществить мероприятия по укреплению режима границы, не создавая при этом препятствий свободному общению граждан двух государств, будет способствовать развитию приграничного и межрегионального сотрудничества. Необходимо отметить, что российская и азербайджанская стороны договорились синхронизировать реализации этого договора одновременно со вступлением в силу соглашения между правительствами наших стран о сотрудничестве в области рационального использования и охраны водных ресурсов трансграничной реки Самур, подписанного в прошлом году. Как известно, на это я также хотел бы обратить ваше особое внимание, ранее азербайджанская сторона забирала до 90 процентов стока реки Самур. Но в конечном итоге, на финальном этапе работы над данным документом и в результате его подписания, удалось довести эту пропорцию 50 на 50 процентов. Хотел бы в этом контексте отметить крайне конструктивную государственную позицию руководства Республики Дагестан, которое активно участвовало в этой работе. Убеждён, что ратификация упомянутого договора, отношения между нашими государствами, продемонстрируют не только тенденцию к развитию, но и выйдут на новый уровень понимания, особенно в нынешней, достаточно непростой обстановке в данном регионе. Настоящий договор и законопроект прошли необходимые процедуры в Государственной Думе. Комитет-соисполнитель поддерживает ратификацию. Правовое управление замечаний по соответствующему законопроекту не имеет. Исходя из вышеизложенного, комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать данный договор. Благодарю вас за внимание. Председательствующий. Спасибо. Давайте запишемся на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. Шеин О. В. Коллеги из КПРФ сказали, что в рамках договора два каких-то горных села, где живут люди с российскими паспортами, отходят под юрисдикцию Азербайджана. Просто хотелось прояснить эту ситуацию. Но моя личная позиция, конечно, надо здесь договор ратифицировать, потому что дружественный нам народ, и это действительно очень важно с точки зрения развития российского продвижения на Юг, в том числе, в стратегическом направлении, Каспийского моря и бассейна Персидского залива. Председательствующий. Пожалуйста, кто от..? Григорий Борисович, наверное, да? Пожалуйста. Или тогда, пожалуйста, центральная трибуна. Островский А. В. Да, вы не указали, кому адресуете вопрос. Готов ответить. Вы абсолютно правы, как и наши уважаемые коллеги из фракции КПРФ. В силу трагедии, главной трагедии прошлого века - распада Советского Союза часть уважаемого и одного из древних народов России - дагестанского народа - лезгинов оказались проживающими на территории Азербайджана. Но это вопрос не сегодняшних реалий, вопрос не сегодняшних соглашений. Это историческая трагедия. Ровно так же, как в силу определённых причин разделённым народом является осетинский народ, другие народы, а самым разделённым народом является в силу трагедии ... века русский народ. Миллионы русских также остались за рубежом, и многие из них имеют паспорта Российской Федерации. Вместе с тем, продолжая логику ответа, на наш взгляд, на взгляд руководства страны, решение спорных приграничных вопросов как раз и позволит нам в большей степени оказывать помощь тем лезгинам, которые волею судьбы оказались отрезанными историей от своей исторической Родины. Спасибо. Председательствующий. А два села, два села, вопрос был по этим двум сёлам. Островский А. В. Два... я сказал же, два села остались на территории Азербайджана после распада Советского Союза, как и сотни, тысячи других населённых пунктов, где остались русские. В Северном Казахстане, на Украине, в других государствах. Эту логику можно продолжать до бесконечности. Председательствующий. Пожалуйста, Григорий Борисович, может быть, вы дадите ответ дальше. Карасин Г. Б. Я к тому, что сказал Алексей Владимирович, хочу добавить следующее. Речь идёт о двух сёлах, где действительно проживают люди, наши люди с российскими паспортами, граждане Российской Федерации. Но история распорядилась так, что эти два небольших села находятся на расстоянии 28 километров внутрь территории Азербайджанской Республики. Мы постоянно поддерживаем контакты и с населением этих, с нашими людьми, живущими там, их немного. ... - это 290 человек, живущие там, где-то порядка ста домов. Разговор идёт напрямую с азербайджанскими властями относительно того, чтобы права этих людей уважались. Они могут оставаться российскими гражданами, могут принять гражданство Азербайджана, могут решить и продать свою недвижимость и переехать жить в Российскую Федерацию в любой момент, когда они захотят, это вопрос их выбора. Не надо тут торопить их и как-то оказывать какое-то давление. Это хорошо понимают в Баку, это хорошо понимает российское руководство. Вопрос жизни и безопасности перспектив этих людей находится под постоянным контролем руководства Российской Федерации. Вопрос со вторым небольшим селом практически решён. Там проживало где-то 60 человек, которые частично продали своё имущество и уехали на постоянное жительство в Дагестан, а частично приняли гражданство Азербайджана. Мы должны понимать и руководство Азербайджана. Они, естественно, тоже имеют дело с этими двумя общинами, которые живут на их территории. Они откликаются на все пожелания и требования, которые часто звучат от Российской Федерации. В этом смысле дружественное нам Азербайджанское государство идёт во многих вопросах навстречу. И мы будем продолжать в сотрудничестве с Баку дальше решать вопросы без ущерба для интересов и прав наших людей. Спасибо. Председательствующий. Исчерпывающий ответ, по-моему, Олег Васильевич. Селезнёв. Селезнёв В. С., фракция ЛДПР. Спасибо. У меня вопрос к представителю МИДа. Первый вопрос. Не можете ли вы мне сказать, сколько мы платим за аренду Габалинской РЛС, которая была построена за деньги Советского Союза, собственно говоря, и находится сейчас на территории Азербайджана? И второй вопрос. Известна ли вам официальная позиция внешнеполитического ведомства Грузии по отношению к ратифицированному договору? Поясню, что сегодня Грузия - это режим Саакашвили, а завтра это может быть ещё более дружественная страна для нас, чем Азербайджан. Не исключаю это. И поэтому точка отсчёта, она не определена. Вы сами говорите, что точкой отсчёта является стык Грузии, России и Азербайджана. И когда вы эту точку отсчёта определите неизвестно. Спасибо. Председательствующий. Пожалуйста. Карасин Г. Б. Попытаюсь ответить по порядку. Значит в том, что касается Габалинской РЛС, которая действительно была построена в советское время и представляет из себя такой значимый военный объект. Российская Федерация платила 10 миллионов долларов. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы условия, модернизировать, скажем так. В том, что касается наших отношений с Грузией. Я поддержал бы, наверное, тональность задающего вопрос сказав, что мы заинтересованы в том, чтобы отношения с Грузией строились у нас на дружественной прочной основе добрососедства, тем более, что для этого есть все основания. Более миллиона грузин являются гражданами Российской Федерации и фактически являются гражданами нашей страны и нашим собственным народом. Поэтому я бы не стал пессимистично оценивать такие перспективы. Но вместе с тем, говоря о конкретном вопросе точке стыка границ, сейчас позиция Грузии неприемлема ни для России, ни для Азербайджана, поскольку грузины, по непонятным для нас причинам, хотят видеть эту точку на одной из высот в горах, которая относится к территории Российской Федерации. Мы продолжим согласовывать точки стыка на трёхсторонней основе. И я веру в том, что в течение какого-то времени мы сможем договориться. Спасибо. Председательствующий. Рябов Николай Фёдорович. Рябов Н. Ф., фракция КПРФ. Григорий Борисович, в докладе вы сказали, что мы, так скажем, выиграли водные ресурсы. Уточните, пожалуйста, что имеется в виду под этим, вы сказали, что 90 процентов забирал Азербайджан, площадь или, так скажем, объём воды, а теперь мы 50 на 50 поделили. Что вы под этим имели в виду? И, как известно, всё-таки Самур, граница проходила по правобережью и входила в территорию Советской Федеративной Социалистической Республики. Вот эти моменты уточните, пожалуйста. Карасин Г. Б. Понял ваш вопрос. Река Самур действительно и образовывается и потом уходит на территорию Российской Федерации, только на небольшом участке она соприкасается с Азербайджаном. Неурегулированность пограничной проблемы позволила в те самые печальные годы: 1991-й, начало 90-х годов, когда произошла трагедия, и распался Советский Союз, бесконтрольно пользоваться гидроузлом азербайджанской стороне, которая заинтересована в том, чтобы использовать эти воды для подпитки городов, населённых пунктов. И вот эта бесконтрольность позволяла временами забирать до 90 процентов водных массивов, фактически лишая даже подпитки реликтовые леса, которые находились в низовьях Самура ближе к морю. Вопрос этот был чрезвычайно болезненным для нас и для... с разных точек зрения. Но, прежде всего, потому, что он мешал продвижению вперёд в пограндоговоре. Значит, удалось выйти на компромисс. Во-первых, провести границу посередине транспортного перехода этого гидроузла. Во-вторых, создать, и это соглашение подписано было как бы в пакете с пограничными территориями... с пограничным договором, создать совместную компанию российско-азербайджанскую, которая будет находиться на территории гидроузла, работать там и наблюдать за тем, как будут, каким образом будет распределяться водный массив в пропорции 50 на 50. Это уже в рабочих графиках наших соответствующих специалистов, будет восстановлена справедливость в этом вопросе, азербайджанцы тоже заинтересованы в этом. И самое главное, что 50 на 50 без учёта 30 процентов воды, которая идёт на подпитку реликтовых лесов ближе к Каспию. Значит, вот так бы я ответил на ваш вопрос. Председательствующий. Лекарева Вера Александровна. Лекарева В. А. Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Григорию Борисовичу. Уважаемый Григорий Борисович, вот удаётся ли вам при совместной работе и избегать негативных тенденций и иждивенческих настроений всё-таки бывших наших республик, которые стараются решить вопросы за счёт России. И учитывая, что будет подписан трёхсторонний Договор, предусматривает ли этот Договор расходы из федерального бюджета, в каком объёме российская сторона будет нести расходы, и как пропорционально они будут делиться между странами заинтересованными? Спасибо. Карасин Г. Б. Трёхсторонний Договор Вы какой имеете в виду? Из зала. (Не слышно.) Карасин Г. Б. Нет, нет, это по точке стыка. Трёхсторонняя договорённость должна быть достигнута между Россией, Азербайджаном и Грузией по точке стыка границ трёх государств. Из зала. (Не слышно.) Карасин Г. Б. Ну естественно, мы свою границу привыкли обустраивать сами. А, значит, в том, что касается границы, в том, что касается границы российско-азербайджанской, то после, в случае и после ратификации этого Договора будет создана специальная делегация Российской Федерации, которая будет обсуждать теперь уже демаркацию, то есть установление непосредственных надолбов, столбов, так сказать, аппаратуры, которая позволит считать нашу границу безопасной, надёжной, это потребует, естественно, средств из государственного бюджета, но обустройство границы - это святой долг российского государства, имея в виду количество соседей, размеры территории. И в последнее время, как вы знаете, граница обустраивается современными способами, не только столбами, но и электроникой и, так сказать, современными способами наблюдения, поэтому деньги, конечно, потребуются, но я думаю, что дело стоит того. Спасибо. Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич. Коломейцев Н. В. Спасибо. Уважаемый Григорий Борисович, Вы являетесь опытным дипломатом, но вот меня удивляет, почему Вы, начав карьеру при мистере "Нет", как называли Громыко, всё же впитали в себя вместе с Лавровым всё козыревское. Вы всё за счёт России хотите, побуждая аппетиты всех соседей. Ну объясните мне, на каком основании, если незаконно захваченный объект, Вы сегодня берёте и говорите - давайте теперь пополам. Это всё равно что к вам в дом ворвался разбойник, потом вы с ним, чтобы помириться, говорите - вот тебе полдома и давай жить дружно. Хотя большая часть водостока формируется за счёт территории Российской Федерации. В чём же справедливость, я понять не могу? И почему вы не учитываете интересы четвёртого этноса Дагестана по численности, который и так сегодня разделен. И вы, вероятно, знаете, что там главу администрации взвод спецназа охраняет каждый день. Кто будет этих 300 человек охранять, которые останутся, и сегодня они подвергаются гонениям... (Микрофон отключён.) Карасин Г. Б. Я бы начал отвечать с конца и сказать сразу и категорично, что интересны, законные интересы и права тех сотен людей, которые остаются на территории Азербайджана, будет защищать Российская Федерация, наше государство с вами. И в этом смысле мы не будем жалеть ни средств дипломатии, ни средств переговоров, ни контактов с азербайджанской стороной. Такие контакты уже ведутся, поэтому я верю в то, что это будет результативно. В том, что касается господина "Нет", то я тоже тут поспорю. Я, например, считаю, что для министра иностранных дел великой державы быть господином "Нет" это не самая плохая характеристика. Но в том, что... я не буду отвечать на уколы в адрес Министерства иностранных дел России, я хочу только отметить, что никогда, ни при каких поколениях советских и российских дипломатов дипломаты не сдавали ни пяди родной земли. Это было и при демаркации и делимитации границы с Китайской Народной Республикой и сейчас при делимитации границы с Азербайджаном. Но при всём этом надо понимать, что с соседями надо жить дружно и иногда надо учитывать их собственные интересы для того, чтобы у нас потом не возникали серьёзные проблемы во взаимных отношениях. Вопросы региональной безопасности и налаживания отношений с государствами, которые являются твоими соседями, это золотыми буквами написано на всей дипломатии и внешней политике России во все времена. Спасибо. Председательствующий. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. Решульский С. Н. У меня вопрос Григорию Борисовичу. Уважаемый Григорий Борисович, вообще-то, поясните, я никак не могу разобраться, а что мешает до ратификации заключить соглашение руководству России и руководству Азербайджана о судьбе этих людей, которых после ратификации мы просто бросаем за границей. Ведь они, эти люди, я так чувствую, вы это хорошо знаете, не хотят принимать азербайджанское гражданство. Они не могут самостоятельно продать свои дома там, потому что их скупают за бесценок. И если вам нужны такие факты, я думаю, что это вы нам должны дать такие факты, у вас их тысячи. Вы сослались на позицию руководства Дагестана, но, буквально, в мае месяце руководство Дагестана, Народное Собрание, обратилось к вам, я имею в виду руководству России, с просьбой урегулировать эту проблему до ратификации и принять какую-то... (Микрофон отключён.) Председательствующий. Добавьте время. Завершайте вопрос. Решульский С. Н. Принять целевую программу по переселению этих людей, вот тогда бы не возникало вопроса. И ещё один вопрос. Вот вы два раза уже упомянули, что азербайджанская сторона заинтересована, получая 90 процентов водостока на разделение 50 на 50. В чём эта заинтересованность? Если я получаю 90 процентов, а потом делюсь в 50 на 50? Ну в чём эта заинтересованность заключается? Что они тогда получают из этого? Они же меньше будут получать тогда воды и так далее. Вот два вопроса. Что мешает соглашение такое заранее заключить, чтобы люди хоть знали о своей судьбе? Карасин Г. Б. Спасибо. По поводу водостока вы сами ответили на свой собственный вопрос. Мы добились того, чтобы у нас было собственное понимание, какими водными ресурсами мы распоряжаемся. Мы в известной степени удовлетворили наших азербайджанских соседей, потому что им тоже нужна вода, так? Но 30 процентов общего водостока идёт на наши леса, 50 процентов идёт на нужды Дагестана и 50 процентов, я имею в виду оставшихся после 30, 50 на 50 мы делим эти водные массивы. В том, что касается соглашения. Во-первых, я убеждён, что быстрая ратификация очень важного договора о госгранице с Азербайджаном заметно укрепит наши отношения с нашим партнёром и соседом, Азербайджаном, создаст новую атмосферу ответственного отношения ко всем тем бедам, нуждам и потребностям, которые у двух стран существуют в двусторонних контактах, в том числе и по поводу судьбы людей, которые находятся на... и живут, исторически так сложилось - живут на территории Азербайджана. Значит, но в том, что касается позиции руководства, я хочу просто процитировать вам письмо, которое было адресовано мне лично 2 июня правительством Республики Дагестан, благодарственное письмо, в котором отмечается роль и МИДа, и посольства, и так далее. И написано: особо отмечаем оперативность и профессиональное взаимодействие посла России Дорохина Владимира Дмитриевича с азербайджанскими властями и жителями населённого пункта Храхуба. Это хорошая оценка, я, кстати, уже об этом даже информировал нашего посла, что такую совместную продуктивную работу мы будем продолжать. Поэтому заводить всё в тупик переговоров по ещё одному соглашению было бы, на мой взгляд, контрпродуктивно. Многое надо делать в живом режиме, исходить из конкретных фактов жизни. Спасибо. Председательствующий. Горячева Светлана Петровна. Горячева С. П. Спасибо большое. У меня вопрос к Григорию Борисовичу. Вот сейчас по Думе распространяются документы, из которых видно, что лезгины не довольны вот этой ратификацией Договора о границе. Вам не кажется, что ратификацией мы создаём искусственно ещё одну точку напряжённости на Кавказе? Может быть, было бы более правильно всё же снять все, даже пусть малые спорные ситуации, в том числе по тем небольшим сёлам, которые там находятся и как-то разобраться более предметно с теми людьми, которые хотят, может, переехать, может, оказать им помощь, но чтобы снять противоречие. Потому что на Кавказе всё, что касается земли, вы сами знаете - это приводит подчас к многолетним войнам. Поэтому в политике есть такой принцип - семь раз отмерь. Вы семь раз отмерили прежде, чем выносить на ратификацию этот договор или всё же нет? Председательствующий. Пожалуйста. Карасин Г. Б. Спасибо большое, Светлана Петровна. Я думаю, что мы не семь, а больше раз отмеряли за 16 лет и вели довольно длительные и жёсткие переговоры по всем этим вопросам. Но если говорить кратко, я убеждён, что ратификация этого договора, она во многом упростит решение всех тех вопросов, связанных с жизнью людей, которые традиционно живут и работают на территории Азербайджана, чем без такого договора. Спасибо. Председательствующий. Багдасаров Семён Аркадьевич. Багдасаров С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Григорию Борисовичу, он несколько схож с вопросом Горячевой, ну так конкретизированней. Как по-вашему это соглашение отразится на не межгосударственных отношениях, а на лезгино-азербайджанских отношениях в Азербайджане и в Дагестане? Они очень-очень непростые, чтобы вы не говорили, они на грани взрыва. Соответственно, как это отразится в целом на стабильности на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане, что для нас предельно важно. Я, вообще, мы должны чётко понимать кавказский менталитет: кто-то уступает. Да, два села или сколько, тот слабый, кому бы он ни уступал. Я, вообще, не представляю, вот Узбекистан имеет ряд анклавов на территории Киргизии ..., ...Мардан и так далее. Чтобы узбекское руководство сдало какой-то анклав, они зачастую меньше, чем те, как вы говорите. Речь идёт об авторитете государства. Кто в регионе главенствует? Поэтому с этой точки зрения, вы можете оценить ситуацию? Карасин Г. Б. С удовольствием. Я убеждён, что этот договор во многом упростит решение вопросов, связанных с нашими людьми, живущими в Азербайджане. Надо идти от добра, надо показать и азербайджанцам, и россиянам, что у нас есть граница, но у нас остались определённые деликатные, чувствительные проблемы, которые мы будем в режиме дружбы и кооперабельности решать друг с другом. Это будет очень хороший сигнал тем властям в Азербайджане, которые связаны с этими проблемами. Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь, Алексей Владимирович. Есть ли желающие выступить? Одно выступление от КПРФ, одно выступление от ЛДПР и одно выступление, я вижу, рука из "ЕДИНОЙ РОССИИ". Подводим черту. Три выступления. Пожалуйста, Рябов. Рябов Н. Ф. Григорий Борисович постоянно применял фразу: как только подпишем и ратифицируем этот договор, так и сразу все остальные вопросы сами по себе решатся. Ну позвольте нам не согласиться с этим. Значит, мы вчера наблюдали интересную картину, как Каддафи, так скажем, кинул огромный камень в адрес Российской Федерации, не приняв нашего, так скажем, посланника. Это означает, что даже Каддафи перестал считаться с Российской Федерацией. Но, более предательской власти, чем современная, Россия ещё не знала. Мы сдаём все свои интересы, в том числе союзное государство Беларусь. Это же надо дойти до такой точки, чтобы Министр финансов, правда, он является заместителем председателя правительства, Кудрин решал, дать или не дать кредиты союзному государству, увязывая это с российскими СМИ. А что делать, если российские СМИ являются диверсантами для Республики Беларусь и подрывают социально-политическую устойчивость в стране? Некоторые коллеги здесь скажут, что я выступаю не по теме. Нет, уважаемые, как раз по теме. По теме, кому служит российская власть и чьи интересы отстаивает. Россия крепла и прирастала территориями, народами тогда, когда великие князья и цари заботились о княжестве, а затем и о государстве. И как только национальные интересы были переведены в интересы американских идеологов, так Российская империя, а затем СССР распались. Теперь кроим территорию России, создавая очаги напряжённости. Да. Ещё династия царей Романовых впервые за бесценок не продала, а отдала Аляску Америке. Многие современные идиоты рассуждают, а зачем нам Аляска? Нам и просторов Сибири не освоить. Затем предатель Горбачёв и Шеварднадзе тайно подписали договор о разграничении между СССР и США морских пространств в Беринговом и Чукотском морях. Поэтому соглашению наша страна потеряла в 200-мильной зоне район площадью 7,7 тысяч квадратных метров водной поверхности и 46,3 тысячи квадратных километров континентального шельфа. Затем Владимир Владимирович Путин, будучи президентом страны, подарил Китаю территорию, о которой только что Григорий Борисович сказал, что мы это соглашение, этот договор, вернее, урегулировали во взаимоинтересах. Недавно вы, депутаты из "ЕДИНОЙ РОССИИ" ратифицировали договор между Россией и Норвегией о 200-мильной зоне в Баренцевом море, где мы снова подарили 86 тысяч квадратных километров территорий. На этой территории добывалось более 50 процентов северной рыбы. Спасибо вам, за заботу о стране и народе. Вот уж поистине, раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. Вот действующая власть и режет. Всё что можно сохранить в России, всё отдаём. Ну не они же проливали кровь людскую за выход в Балтию и северные моря, не они же освобождали Курилы и приращивали Русь Сибирью, не они же укрепляли южные границы страны. Давай, круши! Мы же в едином мировом пространстве и порядке жить не намерены, так сказать, в глобальном мире. А национальные интересы оставьте нам, якобы народу, русскому человеку. Упреждая некоторые вопросы о том, что якобы большевики в 1920 году сдали территорию Западной Украины и Белоруссии полякам, был такой факт. Но не Сталин и Ленин, а Троцкий и его выкормыш, враг народа Тухачевский, провели эту бездарную операцию. А кто был Троцкий? Напоминаю, он был глобалист-перманентник и стремился к всемирной революции, и, выражаясь языком современных политиков, глобалистом-антигосударственником . И ещё один последователь троцкизма Никита Сергеевич Хрущёв, раздаривал территории: Крым подарил Украине и ряд территорий Казахстану. Это была не трагедия в то время, тогда все находились в едином государстве -Союз Советских Социалистических Республик, но бездарные управители Горбачёв и Ельцин, закрепили это беловежскими соглашениями. Вот и сейчас собираемся без изучения и точно выверенного положения границы депутатами Государственной Думы проголосовать за ратификацию Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе, где сдаём интересы России. Как известно, часть границы будет проходить по реке Самур. Так вот, ранее граница проходила по правому берегу реки и река входила в территорию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Теперь разграничение по договору осуществляется посередине русла реки. А два селения: Храхуба и Урьянуба, населённые гражданами Российской Федерации, которым никто не ответил, что бы здесь ни говорили, что с ними будет, и они остаются на территории Азербайджанской Республики. Азербайджанская сторона имеет своё видение этого вопроса и оно состоит из двух предложений. Одно жителям этих поселений - принять гражданство Азербайджана, что их не устраивает, другое - продать дома за бесценок и ехать в Россию на все четыре стороны. А, как вы понимаете, для жителей ни то, ни другое предложение неприемлемо. Они готовы на переселение, но тогда российские власти должны выделить землю и построить дома. В этом случае проблема имеет контур решения, а так ратифицируя договор, мы оставим их на территории Азербайджана, и тогда у них есть два варианта, предлагаемые азербайджанской стороной. А Россия, как всегда, будет разводить своих граждан обещаниями. Может быть, в этом разграничении есть и другие подводные камни, о которых мы, депутаты Государственной Думы, ещё не знаем, но, когда узнаем, территорию вернуть назад будет невозможно. Поэтому голосовать за ратификацию такого договора фракция КПРФ не будет. Считаем, что будет правильно отложить ратификацию и провести "круглый стол" по этой непростой теме, и досконально разобраться в тонкостях этого документа. Председательствующий. Жириновский Владимир Вольфович. Жириновский В. В. Ратификация Договора о границах, ну, что это означает? Наверное, завершение Октябрьской революции, они начали это в 1917 году - разрушение Российской империи. Не было никакого Азербайджана, была Бакинская губерния, и не было никаких бакинских комиссаров, а русские промышленники и русские рабочие добывали нефть в Каспийском море, и никаких проблем не было вообще. И Дагестана как Республики не было, была одна Республика - Российская. И русские пограничники стояли на границе с Ираном - Джульфа, Астара, и всё работало исправно. И Николай Фёдорович правильно вспомнил про глобалистов. Вот создание СССР - это и был первый проект глобалистов, чтобы вы знали. И именно в таком ключе хотели повернуть всю планету Земля. Создать Союз вот таких Социалистических Республик. Сегодня это делают в Европе, поскольку у нас это рухнуло. Поэтому Троцкий откровенно этим занимался. Чего же вы его избрали председателем Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, дали власть? Ему стало стыдно, он отдал Ленина, говорит: мне стыдно. Он же еврей, чего же будет еврей возглавлять Российскую империю, новую российскую республику. Он отдал, так сказать, Ленину, который только на четверть еврей, всё-таки там есть и русская кровь. Вот так они разошлись, а так Троцкий был бы во главе. И Свердлов. Глобализм начался вот с этого проекта коммунистического. Маркс и Энгельс, они авторы этого манифеста. Давайте объединим пролетариев для видимости, создадим эти государства социалистические, пусть народ думает, что возможен социализм. Я сегодня термин придумал новый - политическая педофилия. Я почему люблю коммунистов? Вот из политических воззрений, что они как дети наивные. Педофилия - это любовь к детям. А коммунисты наивны, они верят в чудо. Вот в чудо какое-то верят, какой-то социализм, коммунизм. Когда вся история человечества замешана на крови, на провокациях, на диверсиях. И вы хотите сказать, почему ратификация? Я вам объясняю, если вы 100 лет не можете понять с 1917 года, для будущего конфликта, для будущей войны на Кавказе нужны спорные моменты. А как начать вооружённый конфликт? Вот и закладываются заранее в мирное время спорные участки, спорные территории, обиженное население. Немцы в Судетах, а Судеты в Чехии. А давайте отдадим вместе с немцами в Судетах, отберём часть Чехословакии. А давайте у Азербайджана заберём часть населённых лезгинами сёл, там их обижают. Вы до сих пор этого не понимаете? Я вам объясняю. Все ратификации делаются для того, чтобы в будущем можно было организовать приграничные конфликты, спровоцировать войны. В этом была сила Российской империи, что нельзя было никого ни с кем стравить. Стояла одна русская пограничная стража. И империя стояла. Не было национального вопроса. Были православные, подданные империи, вот это и разрушили, то есть была крепость Россия, стояла глыба 23 миллиона квадратных километров. Как раздробить её? Оранжевая революция. Запустить подготовленных большевичков из Цюриха и из Нью-Йорка, из Вашингтона. Приехали в кожанках вооружённые, с деньгами, с динамитом и взорвали страну. А теперь выходят сюда и говорят, а что мы сейчас делаем? Мы продолжаем Октябрьскую революцию только уже правильно ни Ленин и не Сталин, и не Ельцин. Продолжаем границы устанавливать, делить, так сказать, фронт создаём. Мы вот фронт создали уже, фронт есть уже, можно будет его быстренько, так сказать, трансформировать, фронт борьбы с теми, кто покушается на границы нашей страны, и "Родина-мать зовёт", опять там лицо, чьё, не знаю сделать лицо, Горячевой или Плетнёвой "Родина-мать зовёт", депутат Государственной Думы Апарина. Не знаю, чьё ещё, может быть, Слиска Любовь Константиновна, нет её, уже ушла. Три лица таких вот сделать: Слиска, Горячева, Апарина - "Родина-мать зовёт" и войска двигаются в сторону лезгинских сёл, оказавшихся на территории Азербайджана. И новый Орджоникидзе водрузит красное знамя, теперь уже не красное, а бело-сине-красное над Баку и сообщит, Москва-Кремль - Медведеву: "Российский флаг веет над городом Баку", как было в 1921 году, Орджоникидзе привёл Красную армию в Тбилиси и Москва-Кремль - Ленину: "Над Тефлисом реет красное знамя". Всё повторяется, всё повторяется потому, что главное нефть. Уберите из Азербайджана нефть и вопросы бы решались по-другому. Поэтому исторически, не надо было нам брать Азербайджан в качестве подарка за убийство российского посла Грибоедова, не надо. Нужно было взять подарок в другом месте, нужно было взять Туркмению, которая сегодня находится на территории Ирана, город Мешхед, вместо Баку взять Мешхед и у нас было бы больше газа, меньше нефти, но более спокойный регион. То есть всегда в России не хватало специалиста, решал царь. Царю говорят: "Ваше Величество, не надо Грузию брать в состав Российской империи", а он молодой 25 лет. Вот сегодня закон убрал Тараканов, он предлагает в этом законе, чтобы установить квоту в трудовых коллективах до 30-ти лет брать на работу. Давайте квоту для инвалидов, для молодых, для женщин, для нацменов, для сексуальных меньшинств, и страна, и экономика рухнет. Они работать не умеют все. В этом же смысл как бы вот таких провокаций. Давайте одну квоту, сделаем квоту для нормальных и для недоумков, и там для недоумков давать там одно рабочее место - курьер, и на входе пускай чай готовит. У турок всегда есть, чай этот подаёт один, рабочее место. Вот пришли гости, чай подал и ушёл обратно, нет гостей, сидит, дремлет, всё. Ну а зарплата идёт. То есть квота может быть, я буду предлагать, когда закон, если дойдём до него, то квота для недоумков, а они есть и всегда будут. Но квоту по возрастному принципу, половому, национальному и прочему нельзя вводить, нарушение Конституции. Депутат Москалец, наверное, выступит с жёстким заявлением, что это нарушает Конституцию. Поэтому здесь вот это проблема: Кавказ, Средняя Азия - это самые тяжёлые регионы. Поэтому царь и сказал: Бакинская губерния, Тифлисская, Кутаисская, и молчать всем, и русский наместник сидел, и никаких партий, никаких парламентов, никаких выступлений, никаких Саакашвили, все кланялись русскому царю, и никто не двигался, никаких мигрантов, ни одного из них не было на рынках России. И были счастливы, что разрешали на три часа приехать в Петербург, посмотреть на великий город, столицу Империи. Но вы создали республики, теперь они хозяйничают здесь у нас все. У них там государство, а Россия как торговая площадка. Пять-шесть миллиардов долларов уходит ежегодно в Закавказье, в тот же Азербайджан. На нефть живёт руководство Азербайджана, а беднота, нищета живут за счёт всех рынков России. На всех рынках России стоят азербайджанцы, а русские, разрешают, иди, русская бабушка, но сто рублей плати в день. Он подходит такой, здоровый, сильный, с усами, и она ему платит, дань платит ему. Новое нашествие, татаро-монгольское иго забудьте, это ерунда, одну десятую брали. Сегодня душат и давят все эти наши друзья Закавказья. Все рестораны в их руках, банки, рынок, криминал, всё в руках Закавказья. А сейчас границу делаем: ребята, вот здесь вы должны паспорт показать свой. То есть очень неправильная была вся позиция, начиная с 1917 года, никаких комиссаров нам не надо, было 26 бакинских комиссаров, их убили в Закаспийских песках. Видите, такие глупые, плыли из Баку в Астрахань, повернули вдруг на Красноводск. Что такие тупые все на корабле? Ничего не видите, где Астрахань, где Красноводск. Это что, комиссары вообще? Географию не знают, ничего не соображают. Ребёнка в лодку посади, он понимает, куда курс взять. А это как дети. Мы, - говорят, - в Астрахань, думали, мы плывём. А их привезли в закаспийские степи и пустыни. Очень сложно. Это самый сложный регион. Ведь, вы думаете арабские революции, да наплевать им на Северную Африку, это постепенно, Сирия, смотрите, они уже к Сирии подошли, уже беженцы в Турции, следующее там взорвать Турцию через Курдистан, и армян, и взорвать Азербайджан и Иран. И вот вся эта лавина хлынет на Северный Кавказ и Южный Урал, и Южная Сибирь. Постепенно. Не сразу. А пока границы давайте, чтобы можно было посмотреть, где действует Красный Крест из Женевы, а где, допустим, русских обвинить, что применяют неадекватные меры. Надо беженцев принять и поселить в лучшие санатории и дома, а русских гнать куда угодно. А вот их беженцев, миллионы, нужно будет принять, кормить, мыть, и работать они не хотят, работать они будут не должны. Поэтому очень тяжёлый наш Юг, много было ошибок, но назад не вернуть, а вперёд, конечно, надо думать и укреплять Юг, менять там население, может быть какой-то вариант находить, новый особый статус вводить, особый спецназ должен быть, электронное наблюдение должно быть, то есть контролировать, иначе Каспийское море, там сплошная контрабанда... (Микрофон отключён.) Председательствующий. По ведению Плетнёва. Плетнёва Т. В. Уважаемый Олег Викторович, отношение Владимира Вольфовича к женщинам давно понятно, поэтому он и термины такие выдумывает, которые ему близки по его самосознанию. И вообще, воспалённое только сознание или мания величия у человека может себе позволять такие вещи говорить. Просим Вас сделать хотя бы замечание. Председательствующий. Тамара Васильевна, да я бы и рад бы сделать замечание, мне многое не нравится из того, что звучит с этой трибуны, но у меня другая роль. Если бы я видел, что действительно нарушается Регламент, я в этих случаях всегда делаю замечание депутату Жириновскому. Пожалуйста, депутат Нюдюрбегов. Спокойно, спокойно, коллеги, спокойно. Тамара Васильевна, Владимир Вольфович. Владимир Вольфович, у вас есть возможность, если вы хотите пополемизировать, вот выйдите туда и там, пожалуйста. Спасибо, всё. Договорились, Владимир Вольфович, тихо, а то я буду вынужден сделать вам замечание, а вы знаете, это же плохо. Пожалуйста, стоит уже докладчик на трибуне. Владимир Вольфович, вас никто не перебивал. Нюдюрбегов А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Я составлял доклад для выступления и проводил элементарный анализ плюсов, минусов, скажем, на одной территории, на другой и, накладывая карту административного управления, которая была в советское время, и нынешняя карта, которую мы хотим сегодня сделать, этого договора ратифицировать, то эти все замечания, все эти местности, все эти названия, всё это перечислять, мне кажется, мне показалось, немножко сейчас этот как бы не поймут ... депутаты. Поэтому я решил его отложить как бы в сторону и не рассказать, поскольку это можно всем и так приложение, которое только сегодня появилось в отношении этого закона от комитета по СНГ, его вчера, до сих пор не было. Можно было видеть эти все замечания. Я хочу сказать немножко другое. Конечно же, мы в этом зале, постоянно ратифицируя разные договора, привыкли и не обращаем внимания и, может быть, многие депутаты на сегодняшний день не понимают, скажем, о чём идёт, скажем, о чем идёт разговор, о чем идёт смысл глубоко этого договора. Я хочу сказать, я являюсь, как бы не говоря, как гражданин Российской Федерации и как избранник-депутат именно от Южного федерального округа, а конкретно Дагестана и южной части Дагестана, от лезгинов, я являюсь представителем этого народа и хочу сказать, для меня, конечно, принятие такого договора является и трагедией, и, скажем, трауром для всего лезгинского народа, поскольку можем сейчас, конечно, копаться глубоко в историю со времён, начиная чуть ли начало нашей эры 45 года, Лезгиния является апостоловским народом, который принял христианскую веру. И дальше, начиная со времён Петра, всегда были и желали быть с Россией, служили для России. Дальше у нас есть такой договор, который был в 1813 году между Ираном и Российской Федерацией... Россией, царской Россией тогда, договор, который, было где сказано, что между границей, между Ираном и Россией не должны появляться никакие третьи страны. С этим, конечно, договором мы абсолютно согласны и жили, жили во всех бедах или, скажем, во всех радостях, во всех праздниках, везде, во всём лезгинский народ участвовал в России. Но тут я абсолютно полностью согласен с предыдущим выступающим, который изложил более красиво, может быть, чем я, может быть, у меня так не получится, тем не менее я хочу довести до всех именно звон души лезгинского народа. Конечно же, всё, что сегодня будет принято, оно неправильно, и, конечно же, я не могу это остановить и процесс пойдёт, конечно, дальше. Ну хочу сказать, всё это неправильно, что так происходит. Я, конечно, предлагаю, чтобы этот договор не ратифицировать, отложить на определённый срок и пересмотреть много ещё вопросов нерешённых по границе и тогда вернуться к этому вопросу. Да, спасибо. http://moslezgi.ru/novosti/58-ratifikaciya-dogovora-o-gosgranice-mezhdu-rossiey-i-azerbaydzhanom.html Председательствующий. Присаживайтесь. Депутат Багдасаров. Багдасаров С. А. Уважаемые коллеги! Я хотел бы отметить несколько вопросов. Первое. Мы в последнее время, я понимаю, надо с соседями устанавливать какие-то добрососедские отношения, всё время кому-то что-то уступаем, если вы обратили внимание. И, конечно, любой такой вопрос можно как-то обосновать. Я недаром привёл пример Узбекистана. Вот в Центральной Азии этот вопрос, а тот вопрос, который был поднят по двум этим... это анклавы, понимаете. И после Советского Союза это анклавное расположение осталось очень много. У узбеков, например, есть несколько крупных анклавов на территории Киргизии, может быть, не таких крупных, они, может быть, сопоставимы с такими объёмами - это Сох и Шахимардан. Они, возможно, ещё более дальше от границ Узбекистана в глубь киргизской территории. Но никто не думает даже уступать эту территорию киргизам или таджикам, там тоже есть ряд анклавов. Суть простая, не в экономике. Там по сути тоже горы и речка, и всё, а в авторитете государства, в авторитете той или иной страны в этом регионе. Понимаете? И узбекское руководство никогда на это не идёт, в первую очередь, по этой причине и никогда не уступит. Почему же мы уступаем? Дело же не в том, сколько воды там, сколько ещё чего-то. Я хотел бы вам напомнить, что действительно существуют очень непростые отношения. Если на межгосударственных отношениях Москвы, Баку и даже Дагестана, Махачкалы как-то нормально, существует серьёзная проблема в отношениях лезгин и азербайджанцев. Мы не можем это отойти. Мы не можем говорить красивые слова, это существенная вещь. Сейчас господин Нюдюрбегов выступал, он - лезгин, ему трудно это говорить, но вся проблема в том, что в Азербайджане живёт, по официальным данным, 800 тысяч лезгин. А лезгины утверждают, что их полтора миллиона - это второй народ в Азербайджане. Они утверждают, я вот гибко, дипломатически пытаюсь, что их ассимилируют, их постепенно ассимилируют. Есть такая проблема - талыши, которые расположены на иранской границе в районе Ленкорани, Астары, я с ними общался, они говорят: нас тоже ассимилируют, потому что это разные национальности, абсолютно разные, персоязычные нации. Возможно, азербайджанское руководство напугано карабахскими событиями, и вот ... такую национальную политику, возможно, оно право. Я не хочу обсуждать это, но это есть. И если нас талышский вопрос не интересует, это больше вопрос к иранцам, да, это туда, то лезгинский вопрос нас не может не интересовать, потому что лезгины в Дагестане - это второй народ, правильно сказали, извините, в Азербайджане - второй по численности народ, в Дагестане - четвёртый. А вы что, забыли, что в 1990-х годах был вопрос на грани вооружённого восстания лезгин на территории Азербайджана? Вот представитель Министерства иностранных дел не даст мне соврать. Стоял такой вопрос и все были тенденции к этому. И когда мы говорим: да давайте уступим здесь два села. Это на нашем уровне. А никто не подумал, что думают о Москве, о Махачкале сотни тысяч лезгинов в Дагестане? Они думают: они слабые, они нас не хотят защищать. А для нас вопрос Северного Кавказа предельно важен. Мы что на Северном Кавказе решили проблему борьбы с сепаратизмом, борьбы с терроризмом, борьбы ещё, Бог знает... Нет, не решили. И в этом воспалённом организме мы ещё дополнительную инфекцию вносим. Слушайте, что вы делаете? Ну что не подождало всё пять, шесть, десять лет, что ли такая ситуация? Подождало. Нет, мы говорим, нет, мы сейчас проведём демаркацию границы и будет вот так. А завтра эти 200-300 человек, которые будут обижены, которые скажут: или вы с завтрашнего дня не просто граждане Азербайджана, а азербайджанцы, или уезжайте отсюда. Они приедут в районы компактного проживания лезгин в Дагестане, и там будут нарастать, извините меня за откровенность, антироссийские настроения. Вы не думали об этом? Что это намного важнее, чем то, сейчас происходит в плане нефти и газа. А сейчас происходят вещи там действительно серьёзные. И, кстати, полное игнорирование интересов Российской Федерации. Вы знаете, Каспийское море, его статус ещё не решён до конца, в том числе по дну Каспийского моря. Была договорённость, что мы не будем это дно трогать. И что вы думаете? Недавно Туркмения и Азербайджан, по сути, договорились под эгидой США и Евросоюза о прокладке газопровода по дну Каспийского моря вопреки интересам Российской Федерации. Слушайте... И сразу вспоминаешь, что когда распался Советский Союз, иранское руководство предлагало Российской Федерации Каспий поделить по принципу Гилюстанского мирного договора 1813 года пополам. Мы сказали: нет, ну вы что, у нас же есть друзья: Азербайджан, Казахстан, Туркмения. Теперь эти друзья говорят, в том числе со слов некоторых руководителей, в том числе Туркмении, что Россия не должна в это вмешиваться - это её не касается, это наши двусторонние отношения. И мы на этом фоне, на фоне игнорирования полностью наших интересов в этом регионе, мы говорим: демаркация? Пожалуйста. Неужели мы не пониманием тяжесть того, что происходит? Если кто-то думает, что это всё не отслеживается, что на уровне каких-то людей это не используется, то сильно обижает. Мы даём козырные карты врагам России для развёртывания антироссийской пропаганды среди народов Северного Кавказа, среди народов Южного Кавказа и это более важно, чем вода реки, той или иной реки, которая распределяется туда-сюда. Мы ещё не знаем, может 10 процентов хватало для полива этих полей. Это достаточно влажные такие места, это не какие-то, так сказать, степи или пустыни. Это очень прецедент серьёзнейший. Поймите, Азербайджан и в целом Южный Кавказ, мы как-то приняли считать, что это какая-то наша часть территории и всё. Нет. Это часть Ближнего Востока, это территория, граничащая с Ираном, имеющая выход... Это часть вот этой огромной ситуации. Это для нас важный вопрос, вопрос безопасности наших южных границ. И мы ради чего идём? РЛЭС? Может, хватит быть заложниками РЛЭС в Азербайджане, заложниками РЛЭС в Таджикистане. Может, пора нашим военным потратиться, тем более, бюджет... и построить новые РЛЭС на нашей территории? Нельзя такие объекты иметь на чужой территории государств, которые игнорируют твои интересы, и которые в любой момент будут тебя шантажировать. Это глупость величайшего плана. Правильно вы сказали по РЛЭС, представитель Министерства иностранных дел. Они сейчас предлагают нам совершенно другую ситуацию, в том числе включить в договор, что мы не имеем права делиться информацией, полученной в результате деятельности РЛЭС, с третьей страной. Слушайте! Завтра вообще будут над каждым нашим специалистом два специалиста стоять или из США, или... и, бог знает, ещё откуда. Надо переносить, как вот мы Байконур переносим, только это ещё быстрей можно, потому что это дешевле. Я сейчас скажу вам, что мы сегодня не должны ратифицировать этот договор. Если господин Решульский прав, а я ему верю, есть, известно заявление Госсовета Дагестана, слушайте, я вообще тогда ничего не понимаю. Зачем мы хотим это делать? Неужели нам не хватает проблем на Северном Кавказе? В первую очередь, должен вопрос касаться нашей национальной безопасности, потом экономики, а потом чего угодно. Не решим вопрос национальной безопасности, ничего мы не решим, а мы его, к сожалению, пока... Извините меня за откровенность, здесь на этот трибуне выступал известный руководитель известного ведомства и сказал очень много, как мы его решаем, не всегда положительно, мягко говоря. Так зачем же мы это усугубляем? Я считаю, что ратифицировать такое соглашение крайне нельзя. И я скажу ещё одну важную вещь. У нас совершенно не выработано понимание стратегического расположения России, её военно-политических и геостратегических интересов. У нас у МИДа - одно, у Минобороны - второе, ещё у кого-то - третье. Особенно это касается нашего постсоветского пространства. У нас на Южном Кавказе два стратегических союзника, вы вдумайтесь в это, одно - Армения, в ОДКБ входящая, а другое - Азербайджан, которые между собой... Такого не бывает. Не бывает так, что мы и с вами дружим, и с вами дружим, но, правда, вы друг друга ненавидите, но всё равно вы все друзья. Надо определяться. И в результате нашего неопределения мы потеряем и Азербайджан, и я больше уверен, вот мы сейчас будем по Армении, в ближайшее десятилетие потеряем Армению, потому что всё это наблюдается, всё это видится. И хозяином в этом регионе становятся Соединённые Штаты Америки. Что, МИД не знает или армия не знает, что у американцев есть договорённость с Азербайджанской стороной о пролёте АВАКС через территорию Азербайджана? А можно задать вопрос: АВАКС, что такое? Это разведывательный самолёт. А информацию с кого..? Две стороны есть: справа - Иран, а слева -Россия. Там всё более и более усиливается американское и натовское влияние и мы на этом фоне идём на какие-то уступки. Я скажу, что нам не хватает. Нет, не умных людей, умных людей у нас всегда было, профессионалов тоже хватает, но нам не хватает идеологии, идеологии российской, и я это подчёркиваю, российско-имперского национализма, осознавания, что Россия - это государство, ради которого мы должны работать, а не говорить, а как же наши друзья там? Вы же наши друзья, да? Да. Вы нас и к газовому проекту, нас в сторону и потому, но вы наши друзья. Пока не будет идеологии российско-имперского национализма, гордости за свою страну и проталкивания наших интересов правдой и неправдой, мы ничего не добьёмся. Правильно. Извините, любое государство СНГ тащит отсюда огромные деньги. Азербайджан 2-3 миллиарда тащит. Сколько стоит это РЛЭС? Это можно было за 2-3 года бы построить, и ничего, мы не используем эти рычаги, как и в другом направлении. Поэтому я считаю ратифицировать это соглашение, ну это просто не по-государственному. Спасибо. Председательствующий. 9 минут. Коломейцев - по ведению. Коломейцев Н. В. Олег Викторович, спасибо. Учитывая, что депутат Нюдюрбегов никогда не выступал по политическим мотивам и является как раз представителем вот этого юга Дагестана, я всё же призываю вас к здравому смыслу. Давайте отложим рассмотрение этого... (Микрофон отключён.) Председательствующий. Это предложение уже сегодня рассматривалось и голосовалось, Николай Васильевич. Коломейцев Н. В. Ну ещё раз давайте. Не выступал же Нюдюрбегов... Председательствующий. Ещё раз повторяю. Это предложение рассматривалось и голосовалось. Депутат Нюдюрбегов имеет право на личную точку зрения, он её высказал. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" занимает другую позицию, и мы будем поддерживать ратификацию данного договора. По ведению Шеин. Шеин О. В. Я когда задавал вопрос, сказал, что готов поддержать эту ратификацию, но в свете дискуссии, которая состоялась, просто изменил точку зрению свою и я голосовать за это не могу и не буду. Спасибо. Председательствующий. У нас нет... Коллеги, у нас 450 человек в зале. Сейчас каждый нажмёт кнопку и будет объяснять, как он будет голосовать. Мы так докатимся до регламентного безумия. Фокин по ведению. Фокин А. И. Спасибо. Уважаемые коллеги, я хотел бы предложить, учитывая, что представители министерств у нас находятся с 11-и утра в зале, всё-таки вот этот комплекс вопросов: 15, 16, 17 и 18 рассмотреть, а потом уйти на перерыв. Спасибо. Председательствующий. Давайте, я поставлю это на голосование после того, как мы завершим обсуждение данного вопроса. Итак, обсуждение состоялось. Пожалуйста, представитель президента, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Представитель комитета? Есть. Пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте Островскому. Островский А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Очень лаконично. Спасибо за содержательную дискуссию. Я хотел бы всё-таки подчеркнуть одно. Вот спор и дискуссия вокруг двух сёл, в которых проживают представители очень уважаемого древнего народа России - это спор ни о чём. Граница прошла не сегодня, граница прошла в 91-м году. Эти люди жили, живут и будут жить на территории другого государства. К сегодняшнему обсуждению это, к сожалению, не имеет уже никакого значения. Это свершившийся факт, и из этого нужно исходить. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Выносим данный вопрос на "час голосования", и переходим к 15-у вопросу "О ратификации Протокола номер 5 между Российской Федерацией и Республикой Армения о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя Министра обороны Николая Александровича Панкова. Панков Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию пакет ратификационных документов содержит два новых положения. Первое из них - это продление первоначального срока действия Договора о российской военной базе на территории Республики Армения до 49 лет. http://moslezgi.ru/novosti/59-ratifikaciya-dogovora-o-gosgranice-mezhdu-rossiey-i-azerbaydzhanom-chast-2.html
|