Рабочая группа Общественной Палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе 21 июня 2011 года провела общественные слушания «Разделенные народы: правовой статус и трансграничное сотрудничество». Модератором слушаний выступил руководитель рабочей группы Общественной Палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Максим Шевченко. В первой части встречи были сделаны доклады, осветившие ключевые проблемы и вызовы, стоящие перед разделенными народами Кавказа. От лица лезгинской общины с докладом выступил президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Ариф Керимов, который, проследив историю лезгин с раннего средневековья, остановился на причинах, приведших к разделению территории проживания лезгиноязычных народов между Россией и Азербайджаном, а также современные проблемы, которые стоят перед лезгинами Южного Дагестана и Северного Азербайджана, живущими по обе стороны государственной границы. Среди этих проблем он признал ассимиляцию, сдерживание экономического роста, поощрение миграции, создание административных препятствий в получении высшего образования и социального продвижения. Керимов привел статистические данные о большом перекосе в обеспечении народов правом на изучение родного языка, создание национальных СМИ, развитие культурных проектов и программ относительно лезгин Азербайджана и азербайджанской общины Дагестана. По этим данным, азербайджанская община Дагестана намного лучше обеспечена возможностями для сохранения и развития языка и национальной культуры, нежели лезгинская община Азербайджана. Проблемы, стоящие перед осетинским народом по причине его разделенности между Россией, Грузией и Южной Осетией, озвучил Станислав Бидихов, заместитель постоянного представителя РСО-А при президенте РФ. В его выступлении были озвучены проблемы защиты собственных прав осетинским населением внутренних народов Грузии и Южной Осетии, обретения суверенитета Южной Осетией. Он озвучил те же вопросы, которые были подняты в выступлении предыдущего докладчика, однако применительно к осетинскому народу - ассимиляция, сдерживание экономического роста, поощрение миграции осетин из Грузии со стороны грузинского правительства. Бидихов подчеркнул необходимость возвращения беженцев из Южной Осетии и необходимость развития образовательных и гуманитарных проектов. Замир Шухов, заместитель председателя ОД «Хасэ» КБР, озвучил в своем выступлении ключевые проблемы, стоящие перед черкесским народом, который оказался рассеянным по всему миру после депортации и мухаджирства в результате Кавказской войны в XIX веке. С его слов, основной проблемой черкесов России и зарубежной диаспоры являются сложности в получении статуса «соотечественников», сложности репатриации на историческую родину. Шухов подчеркнул, что черкесские диаспоры в странах Ближнего Востока могут стать серьезным геополитическим ресурсом для России. Учитывая волну арабских революций, Шухов предложил эвакуировать черкесов из нестабильных стран (Ирак, Сирия, Ливия, Египет). Шухов внес ряд предложений и рекомендаций органам государственной власти и общественным организациям по разрешению проблем, стоящих перед черкесским диаспорами. Участники слушаний единодушно отметили, что распад СССР привел к печальным последствиям на всей территории огромной страны, были нарушены производственные связи, транспортная и прочая инфраструктура между бывшими республиками СССР и отдельными экономическими макрорегионами, в результате чего начались кризис и упадок социально-экономического развития на всем постсоветском пространстве. Одним из последствий «парада суверенитетов» союзных республик стало появление т.н. разделенных народов, чьи исторические земли оказались разделены между ставшими независимыми государствами. Среди российских народов, ставших разделенными, участники слушаний назвали следующие: русские, лезгины, черкесы, осетины, аварцы с ахвахцами, цахуры, рутульцы. Большая часть данных разделенных народов возникла вследствие появления границы между Россией и Азербайджаном. Черкесы стали народом, разделенным морской границей в результате последствий Кавказской войны и их депортации с исторической родины в середине XIX века. Сложности в районах проживания разделенных народов, на взгляд большинства участников, вызваны следующими обстоятельствами: - Превращение данных районов в депрессивные (нарушены производственные и экономические связи в целом, многие объекты социальной сферы стали недоступны, оказавшись на территории другого государства), вследствие чего резко выросла безработица и отток населения в более благополучные регионы. - Пограничный режим (исчезновение свободного общения и перемещения населения между частями единой в прошлом территории, отчуждение земель, в т.ч. имеющих большую природную и хозяйственную ценность). - Неотработанность законодательной базы, обеспечивающей возможности репатриации на историческую родину. Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в его новой редакции дает возможности для получения гражданства РФ, но программы по развитию и укреплению связей с соотечественниками имеют ограниченный период действия. Таким образом, на обсуждение участников слушаний были вынесены следующие вопросы: - проблема определения правового статуса разделенных народов; - проблема трансграничного сотрудничества в районах проживания разделенных народов; - проблема совершенствования законодательной базы, регулирующей возможности возвращения на историческую родину для соотечественников, оказавшихся за рубежом. В продолжение дискуссии Гаджи Махачев, постоянный представитель РД при президенте РФ, обратил внимание участников слушаний, что «разделенные народы – это не исключение, а правило», и призвал к ответственности тех политиков и общественных деятелей, которые призывают к конфронтации и пересмотру политических границ. Как один из лидеров аварского народа, разделенного между Россией, Азербайджаном и Грузией, дагестанский политик затронул сложности, с которыми сталкиваются аварцы, проживающие за пределами России, – непредставленность во власти, отсутствие печатных СМИ на родном языке, проблемы пересечения государственной границы при посещении родственников на территории России. Махачев также говорил о важности современных информационных технологий и Интернета, о возможности их использования для коммуникаций разделенных народов. Член Общественной Палаты РФ, руководитель Ассамблеи народов Грузии Гоча Дзасохов отметил важность более четкого юридического определения правого статуса разделенных народов. Кроме того, как лидер организации, объединяющей представителей народов Грузии в России, он подчеркнул важность нормализации отношений между грузинским, осетинским и русским народами после вооруженного конфликта 2008 года в Южной Осетии. Дзасохов предложил повысить статус русского языка на Кавказе, прежде всего через открытие русских школ на нероссийском Кавказе. Политик предостерег от спекулятивных увлечений историческими сюжетами, от попыток интеллектуальных элит искусственно удревнить историю своего народа, признав этот путь бесперспективным. Александр Журавский, директор Департамента межнациональных отношений министерства регионального развития РФ, отметил, что Россия гораздо в большей степени, чем многие страны мира, обеспечила права народов, проживающих на ее территории, на изучение национальных языков, культуры, на создание национальных СМИ. С его слов, сегодня в России обучение детей в государственной системе образования осуществляется на 89 языках, тогда как в 1989 году дети обучались на 55 языках. Кроме того, Журавский отметил, то Россия одна из немногих стран, где языки малых народов не исчезают, а наоборот, обретают письменность и развиваются. Журавский остановился на работе по подготовке диагонального соглашения о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Республикой Азербайджан, а также на некоторых базовых международных методологических принципах, касающихся миграционных подходов. Журавский подчеркнул, что при определении статуса соотечественника нужно учитывать и моральное измерение проблемы. Сергей Марков, депутат Государственной Думы РФ, начал свое выступление с извинения перед черкесским народом и его представителями на встрече за свои высказывания в интервью грузинскому телеканалу ПИК, которые были восприняты черкесами как оскорбляющие их национальное достоинство. Он внес свои предложения в определение статуса «соотечественника» применительно к представителям коренных народов России, по разным историческим причинам оказавшимся за пределами России. По его мнению, этот статус – «не подарок, который преподносится государством», а «самоощущение, с которым представители разделенных народов желают вернуться на свою историческую родину». Марков предложил лидерам черкесских организаций, присутствующим на слушаниях, свое сотрудничество при выработке проектов по улучшению положения черкесской диаспоры. Абдусалам Гусейнов, академик РАН, доктор философских наук, директор Института философии РАН, подчеркнул, что разделенность является угрозой национальной самобытности народов, оказавшихся разрезанными государственными границами. Ученый подчеркнул, что разделенным народам не хватает понимания того, что государство осознает их проблемы. Гусейнов также предложил продумать законопроект, который бы запрещал любые публичные рассуждения о разделе России по любому принципу. Алексей Казак, советник президента Южной Осетии, поднял проблему исхода русского народа из республик и независимых государств Кавказа, оценив ее как угрозу общественной и политической стабильности региона. Кроме того, Казак отметил, что осетины, проживающие в Южной и Северной Осетии, не испытывают проблем при пересечении границ между республиками. Малхаз Гулашвили, руководитель грузинского медиа-холдинга «Georgian Times», отметил, что отсутствие единой национальной политики на Кавказе можно приравнять к катастрофе. С его слов, в период реализации советской национальной политики в границах единого государства национальных проблем регион не знал. Однако сегодня, когда Кавказ стал ареной столкновения геополитических интересов мировых держав, регион раздираем национальными и религиозными конфликтами. Заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, доктор политических наук, профессор Владимир Зорин, долгое время курировавший национальную политику постсоветской России на уровне федерального министерства по делам национальностей, отметил важность сохранения федеративного статуса страны после краха СССР. Именно это, на его взгляд, позволило России сохранить свою территориальную целостность в отличие от некоторых государств постсоветского пространства. Высокую оценку ученый дал институту федеральных национально-культурных автономий, который в постсоветской России позволил обеспечить народы страны широкими возможностями по развитию национальных языков, культур, системы образования и СМИ. Также он подчеркнул важность сохранения моратория на пересмотр границ на всем постсоветском пространстве. Модератор cлушаний Максим Шевченко в продолжение встречи высказал свое мнение относительно определения статуса разделенных народов. Он призвал в рамках данной дискуссии под «разделенными народами» иметь в виду народы, территории проживания которых в силу исторических потрясений оказались разделенными государственными границами против воли самих народов. Шевченко предложил в рамках слушаний остановиться именно на этом определении и не включать в категорию разделенных народов те народы, которые проживают в разных субъектах России, народы, представители которых добровольно переселились в другие государства. Также он призвал в рамках данной дискуссии не касаться проблем национальных меньшинств и сообществ внутри других государств. Сулиета Кусова, президент центра этнопроблематики в СМИ при Союзе журналистов России, отметила важность учета адыгского культурного компонента в Олимпиаде -2014 года в Сочи для снятия напряженности относительно черкесского вопроса, нагнетаемого из-за рубежа. Она призвала государственные органы страны к более широкому использованию общественного, политического и экономического потенциала зарубежных черкесских диаспор на благо России. Кусова подчеркнула, что кавказская интеллигенция предложила несколько культурных проектов, способных снизить политический градус вокруг черкесского вопроса, однако ни на один из них не отреагировали чиновники из властных структур. Кусова призвала дипломатов и политиков новой демократической России вернуться к советскому прагматизму в отношении черкесской диаспоры. Депутат Народного Собрания Республики Дагестан Эдуард Хидиров отметил, что после подписания лидерами России и Азербайджана договора о делимитации российско-азербайджанской границы и ратификации этого договора российским парламентом в июне 2011 года проблемы разделенного между этими двумя государствами лезгинского народа получили особую остроту. Политик внес предложение участникам встречи поддержать обращение в Государственную Думу РФ о поддержке постановления Народного Собрания РД о принятии Федеральной целевой программы переселения жителей российских сел Храх-уба и Урьян-уба с территории Азербайджана на территорию Дагестана. Константин Казенин, заместитель главного редактора ИА REGNUM, остановился на проблемах аварцев и цахуров, проживающих в Азербайджане. Казенин призвал открыть новые переходы через границу между Азербайджаном и Россией, что значительно улучшит положение цахуров, а также организовать системный независимый мониторинг положения этих народов. Казенин подчеркнул, что достоверная информация об анклавах этих народов в Азербайджане практически отсутствует. Эльхан Османов, юрист мусульманской общины «Лезги мечеть» города Баку, отметил, что конструктивный диалог между властями соседних стран, в которых проживают разделенные народы, возможен только в ситуации, когда наличие всего комплекса проблем признается обеими сторонами. Нели Пухаева, член Общественной Палаты Северной Осетии – Алании, остановилась на проблемах беженцев из внутренних районов Грузии на территории России, в первую очередь в Северной Осетии. Пухаева внесла предложение о том, чтобы не только Россия, но и Грузия несла моральную и материальную ответственность за будущее этих людей. Ответственный секретарь и член президиума Академии геополитических исследований Араик Степанян в очередной раз отметил остроту проблемы разделенности лезгинского народа для национальной безопасности России. С его слов, провоцирование ситуации по обе стороны российско-азербайджанской границы в ареале проживания лезгинского народа может привести к масштабной эскалации конфликтной ситуации, что может привести к вмешательству в конфликт третьих стран. Инга Кочиева, секретарь посольства Южной Осетии, внесла предложение о принятии федерального закона «О разделенных народах» и совершенствовании законодательной базы по проблеме разделенных народов. Аскер Шхалахов, председатель комитета по связям с соотечественниками Республики Адыгея, рассказал о позитивном опыте репатриации соотечественников в Республике Адыгея. Шхалахов предложил продумать федеральный закон «О репатриантах». Итоги дискуссии подвел заведующий сектором Кавказа центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев, который назвал провалом российской дипломатии подписанный между Азербайджаном и Россией договор о делимитации государственной границы, в результате которого два села с российскими гражданами остались на территории Азербайджана. Ученый предложил продолжить взаимодействие с МИД России в целях снижения негативных последствий, возникших после подписания и ратификации данного договора. По итогам слушаний были выработаны рекомендации органам государственной власти федерального, регионального и республиканского уровней по разрешению проблем разделенных народов России и повышению уровня и эффективности трансграничного сотрудничества между органами государственной власти России и сопредельных регионов: - Рекомендовать общественным, государственным и иным структурам РФ, занимающимся проблемами разделенных народов, принять за основу определение, понимающее под разделенными те народы, территории проживания которых в силу исторических потрясений оказались разделенными государственными границами против воли самих этих народов. - Рекомендовать общественным организациям РФ продолжить взаимодействие с МИД РФ и иными государственными структурами в целях официального определения правового статуса разделенных народов и повышения эффективности трансграничного сотрудничества России со странами проживания разделенных народов. - Рекомендовать органам государственной власти РФ и сопредельных государств, в которых проживают народы, признанные разделенными, инициировать практику создания Межправительственных и Межпарламентских комиссий с включением в их состав представителей общественности разделенных народов для разрешения накопившихся проблем, обсуждения вопросов правового статуса разделенных народов и трансграничного сотрудничества в регионах их проживания. - Рекомендовать органам государственной власти РФ и сопредельных стран ратифицировать Европейскую хартию о региональных языках и ускорить процесс реализации межгосударственного взаимодействия по поддержанию единого языкового и этнокультурного пространства на территории проживания разделенных народов. - Обратиться к органам государственной власти стран, в которых проживают представители коренных народов России в статусе «разделенных народов», с просьбой обеспечить возможность и условия для изучения родного языка, создания СМИ на родном языке, создания общественных организаций, культурных центров, основной задачей которых является сохранение и развитие родной культуры, а также обеспечить охрану памятников истории, архитектуры и культуры этих народов. - Призвать органы государственной власти РФ и сопредельных стран способствовать облегчению режима пересечения государственной границы представителями разделенных народов, проживающими в районах, прилегающих к границе. -Рекомендовать органам государственной власти РФ в целях выполнения постановления Государственной Думы РФ от 4 июня 1997 года за N 1465 – II ускорить заключение международного договора между Россией и Азербайджаном о правах лезгинского и аварского народов. - Рекомендовать органам государственной власти РФ дать четкую формулировку статусу российского «соотечественника» применительно к представителям зарубежной черкесской диаспоры и официально признать черкесов зарубежной диаспоры российскими соотечественниками по их персональным заявлениям о таком желании согласно закону о соотечественниках РФ. - Рекомендовать органам государственной власти РФ рассмотреть возможность и целесообразность включения регионов Северного Кавказа (Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Краснодарского края, Ставропольского края, Моздокского района Северной Осетии), в которых проживают черкесы, в государственную программу добровольного переселения представителей зарубежной черкесской диаспоры на историческую родину. - Рекомендовать органам государственной власти РФ разработать правовые механизмы упрощенного получения гражданства представителями коренных народов России, оставшимися в силу исторических потрясений за пределами страны и желающими вернуться на свою историческую родину, включая пункт о сокращении срока проживания в России вернувшихся лиц с 5 лет до 1 года. - Рекомендовать органам государственной власти РФ разработать государственную программу по поддержке и адаптации репатриантов – лиц, вернувшихся на территорию исторического проживания своего народа. - Рекомендовать органам государственной власти РФ обратиться к международным структурам с предложением о разделении Грузией моральной и материальной ответственности за положение беженцев из внутренних районов Грузии, находящихся в настоящее время на территории России. - Рекомендовать органам государственной власти РФ ввести на законодательном уровне запрет на спекуляции в информационном и публичном пространстве относительно возможного развала России. - Рекомендовать органам государственной власти РФ считать заявления общественных или государственных деятелей о необходимости распада РФ, отделения от нее той или иной части страны изменой и преступлением и преследовать подобные заявления по всей строгости закона. - Обратиться в Государственную Думу РФ с рекомендацией поддержать постановление Народного Собрания РД о принятии федеральной целевой программы переселения жителей российских сел Храх-уба и Урьян-уба с территории Азербайджана на территорию Дагестана. - Обратиться в МИД России с рекомендацией поддержать обращение к государственным органам Азербайджана с просьбой не препятствовать возвращению к местам проживания жителям российских сел Храх-уба и Урьян-уба, выехавшим за пределы Азербайджана. Общественные слушания являются результатом сотрудничества рабочей группы Общественной Палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, органов государственной власти, общественных структур, академических и образовательных учреждений России. Партнерами мероприятия выступили Федеральная лезгинская национально-культурная автономия, Московская осетинская община, общественное движение «Хасэ» Кабардино-Балкарии. Слушания были организованы в рамках реализации более широкого круга проектов по поиску и выработке комплекса общественных мер в ответ на вызовы и угрозы общественной и политической безопасности на Кавказе. В слушаниях приняли участие более 120 участников, в числе которых представители министерства регионального развития РФ, аппарата Полномочного представителя президента РФ в СКФО, Государственной Думы РФ, Общественной Палаты РФ, Федеральной Таможенной службы, МВД, представители постпредств республик Северного Кавказа при президенте РФ, руководители и представители органов власти и общественных организаций северокавказских республик, эксперты и журналисты. http://www.riadagestan.ru/news/2011/06/23/115905/
|