В крупнейшем современном издательстве «Фолио» трехтысячным тиражом издан уникальный двухтомник повестей писателей Северного Кавказа. Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». Выпуск двухтомника организован Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ (Фонд С.А.Филатова). Каждый том имеет свое название: первый - «Цепи снеговых гор» (736 стр.), второй - «Лес одиночества» (800 стр.). В них представлены произведения 28 авторов разных национальностей. По признанию автора предисловия и составителя издания, известного русского писателя Гария Немченко, повести, вошедшие в двухтомник, прошли самый строгий отбор и являются наилучшими произведениями, созданными в последнее десятилетие не только в северокавказской, но и во всей российской литературе. Республику Дагестан представляет повесть «Пастух и орел» лезгинского поэта и прозаика, лауреата Государственной премии РД Арбена Кардаша. Эта повесть вошла в первый том. Следует напомнить, что до этого произведение нашего земляка стало победителем Всероссийского конкурса «Российский сюжет -2004», организованного московским издательством «Пальмира» и телекомпанией НТВ. В 2006 году повесть была опубликована в столичном писательском альманахе «Литрос». Известный литературный критик Руслана Ляшева в своей статье «Ангажированная литература, или Взгляд на Горгону», опубликованной в газете «Литературная Россия» (10 февраля 2006 г.), пишет: «Притча - это политика или нет? По-моему, да; поданная не в лоб, а с помощью художественных приёмов. «Лобовая» политика — это пиар; скучное зрелище. То ли дело притча: политика так глубоко запрятана -художником, что читателю надо прежде поймать утку в море, из неё добыть яйцо, а уж из него - иглу, на острие которой располагается истина. Пока всю процедуру одолеет, он проникнется истиной и не назовёт её политикой. Убедимся в этом на повести «Пастух и орел» Арбена Кардаша (альманах «Литрос», № 6), живущего в Дагестане». Лезгины говорят: своё надо самому возвеличивать - с поговорки начинается повествование о жизни горного лезгинского аула на берегу речки с громким названием Большая. Автор вспоминает отрочество и, живописуя будни и праздники горцев, обнаруживает сходство между характерами людей и природой Кавказа. Интригу фольклорной притчи разворачивает взаимодействие и переплетение судеб пастуха дяди Шах-Бубы и горного орла, Цавдара. Колхозный пастух по мироощущению поэт и наставляет подростка, пишущего стихи: «Знай же: с кем бы, с чем бы ты ни говорил, ты говоришь с Богом, потому что всех, с кем ты говоришь, Он создал. Вот почему что бы ты ни сказал, надо говорить откровенно и с чистыми помыслами, чтобы слова твои исходили из сердца. Надо приучать к этому самого себя. Слово, что ты сказал камню или роднику, цветку или орлу, слышит Бог, Он присутствует в каждом камушке, былинке, роднике — во всём... Каждый из людей... должен стараться не говорить такого слова, не совершать такого дела, после чего Бог может уйти из него». Пантеизм и фольклор в повести Арбена Кардаша не имеют затхлого душка, а свежи как ароматная земляника на поляне в горном лесу. Почему? Автору достало таланта, чтобы органично соединить роскошную природу Кавказа с ландшафтом души человека, обитающего здесь испокон веков? Или, на самом деле, древние правила гордости и чести в нынешнюю рыночную эпоху в горном ауле не потеряли значения? Скорее всего сказалось и то, и другое. Газета «Книжное обозрение» писала о высокой художественности повести Арбена Кардаша и о том, что «повесть развенчивает недоверие обывателя к «лицам кавказской национальности». В самом деле, этот двухтомник способствует тому, чтобы вернуть сокровенное значение извечным ценностям прошлого. Для того, чтобы накрепко соединить сердца людей и заново утвердить имя Кавказа как «места нравственной силы». Автор: Гюльмагомед Шугаев, член Союза писателей России Газета "Дагестанская правда" http://www.dagpravda.ru/?com=materials&...al&id=10785
|