Цель предполагаемой дипломной работы – осветить вкратце историю возникновения и дальнейшего развития одного из древнейших населенных пунктов Нагорного Дагестана – селения Хнов Ахтынского района ДАССР. Особое внимание в работе уделено периоду социалистического строительства в селе. Работа написана преимущественно на полевом историко-этнографическом материале, собранном мною о Хнове. Помимо этого использованы сведения и заметки о Хнове, о рутульцах и ахтынцах, опубликованные досоветской и советской литературе, а также материал хранящийся а архивах Ахтынского районного исполнительного комитета партии, Центрального Государственного архива ДАССР и годовые отчеты последних лет в бухгалтерии колхоза имени "Правда" села Хнов Ахтынского района. Как и в дореволюционный так и так и в советский период специальных работ, посвященных истории возникновения селения Хнов – нет. Кроме этнографического очерка "Хновцы" М.И.Ихилова. В кавказской этнографической литературе можно найти отдельные – очень отрывистые сведения о хновцах. Много данных истрико-этнографического характера находим а работах русских ученых начиная с середины Х1Х века. И этот материал освещен отрывисто и носит большей частью общий характер. Из дореволюционных авторов наиболее значительные сведения о рутульцах оставил М.М. Ковалевский, А.М.Дирр, Н.И. Кузнецов и многие другие. Работы Н.И. Кузнецова содержат сравнительно большой фактический материал и некоторые сведения об общественном строе, быте и культуре рутульцев. Большинство дореволюционных ученых и исследователей принижали уровень общественного строя. Их работы страдали серьезными недостатками. В них больше говорилось об общественном строе с целью осуществления завоевательной политики. После Великой Октябрьской революции ленинская национальная политика создала все условия для научного познания исторического прошлого и настоящего малоизученных народностей нашей республики. В этом отношении большой шаг вперед был сделан в изучении народностей лезгинской группы. По истории рутулов пока, что не издавалось специальной монографии, если не считать отдельных статей о строе, быте и культуре рутульцев. Большинство дореволюционных ученых и исследователей принижали уровень общественного строя. Их работы страдали серьезными недостатками. В них больше говорилось об общественном строе с целью осуществления завоевательной политики. После Великой Октябрьской социалистической революции ленинская национальная политика создала все условия для научного познания исторического прошлого и настоящего малоизученных народностей нашей республики. В этом отношении большой шаг вперед был сделан в изучении истории народностей лезгинской группы. По истории рутулов пока не издавалось специальной монографии, если не считать отдельных статей.(1) Ценный в то же время отрывистый материал об общественно-политическом строе рутульцев, ахтынцев содержится в трудах дагестанских историков Р.М. Магомедова, Х.М.Хашаева, Х.Х.Рамазанова, А.Р.Шихсаидова, М.М.Исмаилова. Они все освещают короткие данные дореволюционного времени. При освещении основных событий, происходящих за короткий период истории (после Великой Социалистической революции) автор старался прежде всего правдиво показать активность хновцев в борьбе за новую счастливую жизнь, за социализм и показать руководящую роль партии в строительстве социалистического и коммунистического общества. В первой главе частично освещен вопрос об истории возникновения селения Хнов, о населении и его занятиях и культуре до советского периода. Вторая глава охватывает с 1917 года до конца Великой Отечественной войны (социалистические преобразования в селе, коллективизация сельского хозяйства и период Великой Отечественной войны 1942-2945 годы0 Третья глава посвящена развитию экономики и культуры селения Хнов в послевоенный период (подъем экономики, партийно-политическая работа в селе и развитие культуры), и успехи, которые были достигнуты в период послевоенных пятилеток. ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ СЕЛЕНИЯ ХНОВ Исторические сведения о селении Хнов до Великой Октябрьской социалистической революции. Селение Хнов – один из отдаленных населенных пунктов Дагестана. Оно расположено на территории Ахтынского района в 33 км от районного центра Ахты. Языком хновцев является хновский диалект рутульского языка. Вопрос возникновения селения Хнов, как таковой остается загадкой. История его не изучена, как и история всех рутульцев. Некоторые аспекты исторического прошлого рутульцев нашли свое отражение в исторической литературе, монографиях и исследованиях советских историков. Село расположено на берегу рек Дели-чай(Сулукан) и Ахтычай(Шарахан), прямо у села они сливаются. Село Хнов образовалось в результате заселения жителей близлежащих пяти поселений, остатки этих поселений, кладбища еще сохранились. Место где расположено селение Хнов гористое, с летними пастбищами. Зимних пастбищ нет. Рельеф местности соответствует и интересам обороны. Позже, примерно в V1-V11 веках дальнейшим разложением первобытно-общинного строя и зарождением феодальных отношений, расширяется связь между населенными пунктами – соседями. (2) Многие, более сильные и влиятельные сельские общества, часто совершали походы на более слабые общества. В такой обстановке жители разрозненных населённых пунктов, расположенных в трёх-пяти километрах друг от друга, стали объединяться в одно крупное село, для совместного отпора внешним врагам. Так жители ряда маленьких поселенных пунктов заселились в селении Хнов. По нашему мнению, возникновение старого села Хнов, относится к периоду еще далеко до арабского нашествия на Дагестан(3), а возникновение нового крупного села Хнов (после объединения) относится к периоду 7-8 векам. Во всех перечисленных местах в настоящее время находятся кутаны для овец, кладбища и остатки поселений. Наиболее раннее упоминание о рутульцах относится к 7 веку. В "Армянской монографии" составленной в 7 веке, упоминаются рутульцы под названием "Хеноики", а наши соседи цахуры "Цахойки"(4). Данных до арабского нашествия, относящихся непосредственно к селению Хнов нет, но имеется интересный материал о Рутуле относящихся к 7 веку. В местной хронике "Ахты наме" содержатся данные об объединенном войске "Эмиров Тарса, Рутула, Джиниха, Руфука"(5). Это единственное, что нам известно из истории рутулов до арабского завоевания. Период с 7 по 10 век примечателен тем, что именно тогда и начался процесс слияния или объединения ряда мелких аулов в одно крупное село. Это объединение нескольких тухумных поселений вокруг одного, повышало значение территориальной общины и укрепляло её силы. Объединение возможно только на основе больших успехов в хозяйственной жизни. В ранних письменных дагестанских источниках о селении Хнов и его жителях не упоминается. Да и более поздние исследователи хновцев не выделяли их, как и рутульцев, их среды лезгинской массы. Видимо они вместе с рутульцами и лезгинами в первые века нашей эры входили в состав многоплеменной Кавказской Албании, в которой древние географы насчитывали 26 наречий и племен. Исторические данные позволяют утверждать, что лезгины, рутульцы, цахуры являются древнейшими родственными племенами нагорного южного Дагестана. Подтверждением этому является родство их языков, сходство физического типа, быта и культуры. В Хнове, в 1957 г., на левом берегу реки Ахты чая обнаружили большой могильник с погребениями в каменных гробницах, расположенных в три яруса. В одном из полуразрушенных каменных гробниц верхнего яруса были найдены два бронзовых браслета. По мнению дагестанских археологов - Д. Атаева и В.Ктовича – эти браслеты, относящиеся к раннему средневековью, аналогичны подобным украшениям, обнаруженным в горном Дагестане, Северной Осетии и Кабарде. Эти находки несомненно являются памятниками домусульманской культуры края. После распада Кавказской Албании территория, населенная лезгинами, подпала под власть Сасанидской Персии, а затем – арабского Халифата (12-10 вв.). Хнов, расположенный ближе к Нухе (Шеки) , был рано покорен арабами, о чем свидетельствует обнаруженная здесь раннемусульманский памятник 7 в. Эта нагробная плита шейха Магомеда Ибн-Асада, погребенного здесь в специальном зиярате (гробнице) в 54 г. Хиджры, т.е. в 675 г. н.э.(6) Если полагаться на достоверность этой даты, то перед нами один из самых ранних памятников мусульманской культуры на Кавказе. Свидетельством раннего проникновения ислама на территорию Хнов служат найденные здесь куфические надгробные плиты 11-13 вв.(7) Народные предания хновцев связывают проникновение ислама к ним с именем легендарного арабского полководца Абумуслима. В предании, получившем отражение в литературе, говорится, что селения Кюра, Ахты, Хнов принуждались вносить подати арабскому ставленнику в Дагестане Шах-Бааду (Беду). Очевидно в 13 веке мусульманская религия вытеснила у хновцев язычество и христианство. Археологические находки, исторические данные и сохранившиеся в народе предания говорят о том, что территория селения Хнов издавна была обжита человеком. Со времени основания своего селения хновцы исчисляют более двух тысяч лет и говорят, что он не менее древний, чем Дербент. Здесь, как в древнем Дербенте, повсеместно разбросано множество кладбищ и каменных надгробий разновременной эпохи. Население указывают на остатки маленькой крепости и армянской часовни (килисе)(8).По преданию село Хнов образовалось от слияния пяти населенных пунктов: Хнов, Донгуэ-Тала (свиное поле) , Нухух, Жилих,Курдул. В 14-15вв. селения Ахты, Рутул,Хнов, расположенные в верховьях реки Самур периодически попадали в зависимость от правителей Ширвана. Но зависимость лезгин и рутульцев от ширваншахов была незначительной. По рассказам жителей они никому не подчинялись, свою независимость всегда отстаивали с оружием в руках. Однако были и междуусобные столкновения между отдельными обществами этих народностей. Завоеванием Дагестана арабы сразу же с 7 в. начали распространять религию-ислам. Само понятие ислам - означает покорность, предание себя единому богу. Они не только стремились распространить, но и навязывали насильственно, об этом свидетельствует те факты, что на протяжении всего 7 в., им удалось обратить в мусульманство лишь отдельных дагестанских раннефеодальных владений, а основная масса населения продолжала придерживаться местных веровании и всячески противилась исламизации. Завоевание Дагестана арабами ускорило образование феодальной верхушки не только в равниной части Дагестана, но и в горных районах южного Дагестана. Утверждение новой религии требовало изучения арабской письменности. С этого периода дагестанцы, в том числе и хновцы знакомятся с культурными достижениями народов Востока. О раннем распространении ислама среди рутульцев свидетельствует наличие куфических надписей в Хнове и мечети, воздвигнутая в 11 веке. Исламизация еще больше ускорила расслоение общества, тем самым росли и набеги на соседние сельские общества. Так, например, из-за раздела земли и пастбищ, хновцы часто нападали на сел. Борч и принуждали его население выполнять повинности. Известны факты вторжения хновцев и цахурские селения Курдул и Гелмец. Воинственными были не только мужчины, но и женщины Хнова. До сих пор старики рассказывают о храброй хновской женщине, по имени Зухра, которая выстрелом из лука выбивала из рук противника оружение. В честь этой женщины хновцы назвали окружающую горную высоту "Зухра". В 16-17 вв. турецкие султаны и персидские шахи неоднократно пытались подчинить себе лезгин и рутулов, стремясь использовать эти воинственные племена в своих интересах особенно в борьбе с христианской Грузией. В 1555 г. хновцы, совместно с рутульцами и цахурами предприняли поход на Кахетию и вынудили грузин переселиться за р. Алазань (9). Старались использовать рутульцев и наиболее сильные дагестанские правители, так "Хновская рать " – ополчение жителей сел. Хнов упоминается в 1597 г. в числе союзников шамхала Тарковского. Внешние вторжения, и междуусобные войны мешали национальному сближению лезгин, рутульцев и цахур. Частые междуусобные войны происходили за захват удобных пастбищ и земель. В 16-17 вв. хновское, как и другие рутульские общества, хотя и сохраняли свою независимость и управлялось аксакалами, но было вынужденно политически и экономически подчиняться Главному селению Рутулу и находившимся в нем бекам. Не раз хновцы отстаивали свою независимость Ахтыпар вольного общества. Хнов продолжал управлять своими выборными старшинами – "кевха". Кевхами становились обычно представители зажиточной верхушки. В начале 19 в. В вольных обществах Самурской долины утвердилась власть России, но рутульцы в числе других народностей оказали сопротивление царским войскам. Но наконец представители общества долины Самура, кроме рутульцев, еще в 1812 году подписали с генерал-майором Хатунцевым договор о вступлении их под покровительство России и согласились платить дань.Эти "вольные" общества номинально считались под контролем коменданта г.Кубы. В 1838 г. рутульский Ага-бек с ополчением из Борча, Хнова и других рутульских селений неожиданно захватил г.Нуху (Щеки), хотя на третий день вынужден был был бежать. Эти события в 1839 году повлекли за собой выступления русских войск русских войск в Рутул, в результате чего Рутульский магал был присоединен к России. Однако и после этого рутульцы и хновцы продолжали борьбу с царскими войсками. Тогда царизм в том же году для покорения населения направляет воинские силы, которые были вынуждены прорубить, проложить дорогу, чтобы пройти в труднодоступный Хнов(10). Дорога эта была проложена по сильно пересеченной местности с военной целью, и называлась «Урусады рак» (« русская дорога»), теперь она пришла в негодность. Еще до сих пор рассказывают об отважном герое хновцев по имени Челеби, который принимал активное участие в восстании 1839-1938 г.г. в Южном Дагестане. Царизм жестоко расправился с непокорными, в том числе с хновским населением. Многие из хновцев были высланы, другие, проникнув в селение, переселились в цахурские села – Курдул, Телмец, а также в Ках и Закаталы ( Азербайджан). После покорения рутулов, селение Хнов было включено в состав образовавшегося Самурского округа. На жителей селения были наложены подати и повинности. Присоединение рутульцев и лезгин к России, несмотря на колониальную политику царизма, сказалось положительно на развитии хозяйственной и культурной жизни края. Население Хнова, вместе с другими рутульскими и лезгинскими обществами, постепенно втягивалось в русло развивающихся капиталистических отношений. В конце 19 в. Наметились сдвиги в развитии животноводства. Овцеводческое хозяйство у них стало приобретать товарный характер. В сельском хозяйстве появляются серпы и косы. Стали сеять лен, выращивать картофель. Хновцы чаще стали вывозить на азербайджанский рынок (Нуха) и лезгинский (Ахты) шерсть, овчину, мясо, молоко, масло, сыр, домашние изделия, ковры, паласы и т.д. Вместе с ростом товарно-денежных отношений усиливались экономические и культурные связи населения Хнова с лезгинами и азербайджанами. Это способствовало усвоению хновцами лезгинского и азербайджанского языков, улучшению быта, повышению культурного уровня. Хновцы издревле тесно были связаны социально-экономическими узами с Азербайджаном и другими народами Кавказа. В древности были известны пути, связывающие с Азербайджаном: 1. Хнов-Борч-Салаватский перевал- азербайджанские селения Гюнюк-Нуха. 2. Хнов -Гдым-Дашаглы. 3. Хнов – озерный перевал- Кайнар-Нуха. В собственности хновцев, примерно до начала 20-х годов 20 в. плодородные земли и пастбища находились в руках отдельных тухумов. В руках узденей и бедняцких слоев находились маленькие клочки пахотной земли. Основные вопросы «военного» и хозяйственного характера решались на общем сходе только взрослым мужским населением. Решение принималось по предложению влиятельных тухумов. Узденские мужчины не удовлетворяли потребностей их семьи, поэтому многие нанимались нукерами, чабанами к богатым. Жителям селения Хнова с давних пор известна категория крестьян- лежбер ( по хновски –лажбар). Лежбером называли бедного человека, который работал на богатого. Внутреннюю социальную жизнь алтыпаринского вольного общества регулировал диван (суд), состоящий из кази эфенди, мулл и чауша, которых выбирал джамаат на общем сходе. Аксакалы вместе с кадием осуществляли руководство общественной жизнью села. Крупные земельные участки принадлежали мечетям. Их было две. Вакуфные земли и закят использовались для содержания мечетей, сирот и духовенства. Высоким духовным лицом в селе являлся кази. Их было во всей Самурской провинции только четыре – в Рутуле, Ахтах, Хнове и Шиназе(11). Выбирались на должность казий и мулл люди из богатого и влиятельного тухума. Так же учитывалось наличие их учености и авторитета в обществе. Тухумы отличались друг от друга своей численностью и уровнем экономического положения. Хновскому кадию подчинялись и жители Борча и других селений ахтыпаринского вального общества. Во время сходов в Рутул являлись по одному эфенди из Хнова и Шиназа, а Кази туда не являлся и решали все вопросы у себя. Все члены сельского общества могли пользоваться пастбищами, лесами, выгонами, независимо от имущественного положения. Однако, на деле это право превращалось в формальность для тех членов джамаата, которые не имели скота или имели в небольшом количестве. № 2. Хозяйство, культура и быт дореволюционных хновцев. Основными отраслями хозяйства, еще с древнейших времен у жителей селения Хнов были земледелие и животноводство. Среди этих отраслей, наиболее развитой было животноводство, в основном отгонное овцеводство. Земледелие хоть и было развито, Не смогло удовлетворить потребности населения в хлебе. Поэтому дополнительно хлеб приходилось привозить с азербайджанских хлебных районов (Шеки, Куба). Наряду с земледелием и животноводство получило развитие домашнее ремесло, а именно обработка шерсти, кожи. О раннем развитии земледелия свидетельствует существование странных земледельческих обычаев и праздников. Так, обряд встречи весны, вызов дождя при засухе, праздник урожая и т.д. Раннее развитие земледелия подтверждается существованием таких примитивных орудий труда, как деревянная соха с железным лемехом («дылан»), каменные- ручные зернотерки ( по-хновски «Рухбы»). Еще в середине 19 века посевная площадь земли каждого хозяйства была незначительной, если не считать хозяйства богатых. Особое распространение в селе получило террасное земледелие. Многие поля были расположены на таких крутых склонах гор, что с помощью быков обработать их было невозможно. Такие поля обрабатывались только вручную (лопатами). Искусственные террасы создавались следующим образом: Покатая поверхность склона горы разбивалась в виде горизонтальных площадок, придающих склону ступенчатую форму. О труде земледельца говорит Х.М.Хашаев, что «В горах земледелие также старо, как и на плоскости, хотя земельная теснота, буквально земельный голод и сверх человеческий труд, который требовался для приспособления горных склонов под пахотные земли (участки), были серьезным препятствием к развитию земледелия»(12). Техника обработки земли и сельскохозяйственные орудия труда были примитивными (деревянная соха с железным лемехом, молотильные доски (ниграбы), деревянные лопаты (гилсабы), серпы и косы. «Начиная с плавки железной руды, - писал Ф. Энгельс, - впервые встречаем плуг с железным лемехом, с домашним скотом в качестве тяги: благодаря ему стало возможно в крупном размере земледелие, полеводство, а вместе с тем и практически неограниченное для тогдашних условий увеличение жизненных припасов»(13). В селении сельскохозяйственные орудия труда изготовлялись ремесленниками, но в основном привозили из Азербайджана. Полевые работы начинались с 22 марта – со дня равноденствия. Начало весны отмечали как праздник весны. Пахота считалась исключительно мужским занятием. К уборке урожая приступали с июля месяца. Снопы вязали и укладывали в скирды. В уборке урожая участвовали все взрослые члены семьи. Колосья достаточно просохшие, молотили при помощи молотильных досок (ниграбы), приводимых в движение быками или лошадьми. При молотьбе, снопы переворачивали 2-3 раза, чтобы не оставалось необмолоченных колосьев. Зерно с мякиной собирали в кучу и веяли с помощью вил, а затем деревянных лопат- (гилсабы). Мякина служила кормом для скота. Так же сохранился обычай взаимопомощи. Он объяснялся недостатком рабочих рук. Зерно мололи на водяных и ручных мельницах. Молоть зерно ручными мельницами считалось чисто женской работой. Основным и важным занятием хновцев было животноводство. О древности скотоводства говорят такие приемы и навыки, как сушка мяса на зиму, приготовление молочных продуктов (сыр, молоко - разного способа приготовления) и т.д. Собственники скота присваивали себе лучшие пастбища, которые сдавали крестьянам в аренду. Кроме собственных пастбищ были пастбища, находящиеся в общественном пользовании. Из–за отсутствия достаточного количества зимних пастбищ, жители селения Хнов вынуждены были прибегать к системе отгонного животноводства, заключавшегося в том, что овцы и козы осенью перегонялись на зимние пастбища в Азербайджан. Основная масса крестьянства не имели возможности нести расходы, связанные с отгонным скотоводством отдельно (своими силами). Поэтому 10-15 хозяйств объединяли свой скот в одну отару и все расходы, связанные с перегоном и уходом за скотом распределялись между собой. Обычно для присмотра крупного рогатого скота выбирались общественные пастухи. Скот селения делили на два стада. Труд пастуха оплачивали за счет владельца скота. Большую роль в хозяйстве имели: волы, ишаки и лошади. Которых использовали, как тягловую силу. Селение Хнов славилось своими охотниками на туров, ликих коз, на зайцев и т.д. Охота являлась любимым занятием. Мясо служило продуктом питания, а кожа использовалась для хозяйственных нужд. В.И. Ленин говорил, что « Домашней промышленностью мы называем – переработку сырых материалов в том, самом хозяйстве (крестьянской семье), которое их добывает. Домашние промыслы составляют принадлежность натурального хозяйства, остатки которого почти всегда сохраняются там, где есть мелкое крестьянство. Промышленности, как профессия, еще нет в этой форме; промысел здесь неразрывно связан с земледелием в одно целое»(14). Мастера самоучки знали разные методы обработки кожи, шерсти, дерева. Из шерсти изготовляли разного сорта нитки, их красили во всевозможные цвета и вязали носки с красивым орнаментом. Так же сел. Хнов славилось своим мастерством по изготовлению войлока, по ковроткачеству и т.д. Культурное развитие хновцев хотя и имеет свои особенности, но мало отличается от культурного развития народов южного Дагестана. Основным и древним типом поселения является аул. Отдельное жилище, принадлежащее одному хозяину, называется «хал». У хновцев как и у рутульцев нет отдельного произношения слова – комната. Слова комната и дом звучат одинаково»хал», а во множественном числе – «комнаты», «дома» - «халбы». Село хнов расположено в удобном месте, как бы на перекрестке трех долин. Прямо перед селением протекает две речки «Сулукан» и «Шарахан», которые сливаются в одно целое, и образует с другими притоками «Ахтычай». В селе имеется четыре родника. В архитектурном отношении, селении состояло их тесно прижатых друг к другу домов с узкими кривыми улицами. Имеются дома трехэтажные (Исмаилова). Само село состояло их нескольких кварталов. Каждый квартал имел свое название и назывался по имени более влиятельного тхума, который проживал на территории этого квартала. Улицы не имели названий и назывались просто – верхний, нижний внутренний магал ( по-хновски «махла»). Внешние дома богатых отличались от крестьянских размером и красивым оформлением. Окна почти у крестьянских домов не были, свет проникал через отверстие в центре крыши, из-за отсутствия стекла. Каждая комната имела свое назначение. Хозяйственная комната служила для того, чтобы готовить пищу, сохранять продукты питания, в ней находилась домашняя утварь. Кунацкая комната, как и у всех народностей Дагестана, обставлялась как можно богаче. В некоторых местах встречаются арковые сооружения, это обходилось гораздо дешевле, чем перекрытие лесом. Одежда хновцев не отличается от одежды народов всей лезгинской группы. Мужская одежда состояла из берешей, наплечной шубы, бурки (чухи) домашнего производства, нательной рубашки. Шапка была из овчин, обувью служили чарыки ( по-хновски-«каламбы») из сыромятной кожи волов и шерстяные носки из цветных ниток. Кроме них еще вязали узорчатую обувь с загнутым кверху носком ( по-хновски- «шаталбы»). По сохранившимся обычаям, девушке после выдачи замуж, мать давала целый хуруджин шерстяных носков, которые раздавались родным и гостям жениха. Зимой мужчины вместо пальто одевали тулупы («кылымат»). Тулуп изготовлялся из обработанных овечьих кож. На один тулуп расходовали от восьми до десяти шкур. Он имел ложные рукава, которые пришивали просто для сохранения формы. Женская одежда состояла из нательной рубашки, платья (по-хновски «вахчег»), платка, шульки(«Тулу») – сшитой трубообразно, предназначенной для прикрытия волос от «дурных глаз». Зимой женщины поверх платья носили овечью шубу. Кроме того они носили ватные пиджаки-безрукавки (по-хновски «душлуг»). Верхняя одежда женщин, преимущественно молодых девушек украшалась бусами, красивыми пуговицами и серебряными монетами. На пальцы одевались кольца с драгоценными камнями, на кисти рук одевались браслеты («зимаг»), носили широкие пояса(«кемар»), с многочисленными серебряными монетами и драгоценными камнями, также носили серьги. Пища хновцев не отличается от пищи народов всей лезгинской группы. Основными продуктами питания были животноводческие продукты: молоко. Мясо, сыр и т.д. Земля давала хлеб. Зажиточные семьи полностью были обеспечены хлебом, так как имели в наличии достаточную посевную площадь земли, а беднейшим слоям крестьянства, имеющим незначительную посевную площадь, собственного хлеба хватало лишь на шесть-восемь месяцев года. Поэтому они вынуждены были идти на заработки или же покупать хлеб в Азербайджане и в хлебных районах Южного Дагестана и привозить его на лошадях. Горячую пищу в чугунных или медных котлах, а чай в самоварах. Хлеб пекли на чугунном кругляке («садж»). Употребляли мясо животных: коров, овец, коз, разной домашней птицы, диких голубей, русалок, туров и диких коз. Как и все жители мусульманского происхождения, хновцы но религиозным запретам не ели свинину, мясо дикого кабана т. д. Мясо употребляли как в свежем, так и в сушеном виде. Национальными праздничными блюдами хновцев считались: общекавказский плов, шашлык (кебаб), пельмени с мясом, сыром, разного рода съедобными травами, хинкал со сметаной или специально заквашенным молоком(«маст»). А из хлебных продуктов : пироги с сыром, мясо, яйцами, сладкие пироги («ума»). Повседневными блюдами были всякие молочные супы, лапша, каша из пшена и крупы и молоком. Начиная с конца 19 века хновцы стали употреблять рис. Блюда из риса считались блюдами господствующего класса. Славился у крестьян хлеб из муки гороха и ржи в виде круглых пирогов(«чать»). Предметы первой необходимости, как соль, спички, сахар и т.д. привозили из Азербайджана и с района – Ахты. Из все сказанного о жилищах, одежде, пище жителей селения Хнов можно сделать заключение, что они имеют очень много общего с культурой других народов Дагестана, а особенно с народами лезгинской группы. Таковы в основных чертах сведения о селении Хнов и его жителях до победы Великой Октябрьской социалистической революции и победы Советской власти в Дагестане. ГЛАВА 2 Хнов В ГОДЫ ПРЕДВОЕННЫХ ПЯТИЛЕТОК №1. Село Хнов в первые годы Советской власти Встречая 50-летие Октября, - говорится в постановлении ЦК КПСС « О подготовке к 60-летию Октября», - советский народ подводит итоги полувекового пути борьбы и побед. Это путь от помещичье-капиталистического строя к коренным социалистическим преобразованиям, к обществу, не знающему эксплуатации; от политического бесправия трудящихся к социалистической демократии; от национального угнетения народов к их свободе и равенству, дружбе и братству; от технико-экономической отсталости к современной индустрии и механизированному сельскому хозяйству; от неграмотности к невиданному росту народного образования, науки и культуры»(15). Народы Дагестана с помощью великого русского и других народов перешли к социалистическому строительству минуя капиталистический строй. До великой Октябрьской социалистической революции царское самодержавие не только не признавало других национальностей и этнографических групп, но даже не упоминается о хновцах в энциклопедии 1898 года. Победившая в центре февральская буржуазно-демократическая революция не внесла никаких изменений в жизнь горцев, но все же она оказала большое влияние на беднейшие слои населения, вызвав их революционное пробуждение. 1. Из постановления ЦК КПСС «О подготовке к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции», «Правда», 7 октября 1977 г. Весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции с быстротой молнии докатились и до гор Дагестана. В ноябре 1917 года под руководством Улубия Буйнакского Советская власть установилась в Порт-Петровске, 2 мая 1918 года в Темир-Хан-Щуре и во многих других округах. Событием в Баку и в Дагестане живо интересовались и в селении Хнов. Отходники сообщали о событиях и о победе власти рабочих и крестьян. Контрреволюционные клерикальные элементы, опираясь на русскую белогвардейщину и иностранную интервенцию стремились не допускать к власти трудовой народ. Осенью 1918 года английский наймит Лазер Бичерахов захватил Дербент, Порт-Петровск и Советская власть в Дагестане временно пала. Прибыли турецкие аскеры как «братья по вере», как вооруженная сила предательского «горского правительства». Турки вели себя надменно, авантюристически. Но вскоре им пришлось покинуть Дагестан. После гражданской войны в Дагестане были созданы революционные органы Советской власти в Самурском округе, в Ахтах, в населенных пунктах. В их функции входили вопросы укрепления Советской власти. В своем обращении к «Товарищам комуннистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики» В. И. Ленин указывал, что «более медленный, более осторожный, более систематический переход к социалистическому, вот что возможно и необходимо для республики Кавказа в отличие от РСФСР, не копировать нашей тактики, а самостоятельно продумывать причины ее своеобразия, условия и итоги ее, применять у себя не букву, А дух, смысл, уроки опыта 1917-21 годов»(16). Проводя в жизнь ленинскую национальную политику на чрезвычайном съезде народов Дагестана от 13 ноября 1920 года в Темир-Хан-Щуре была провозглашена, - И.В. Сталиным, - автономия Дагестана. В единственно принятой революции говорится: «Съезд заявляет, что потоками пролитой крови в борьбе с врагами свободы и революции, крови, оросившей союз с трудовым народом Советской России. С этого момента вырастает в вечные мощные, неразрывные узы братства и взаимной солидарности на весь долгий путь борьбы и победоносного творчества новой жизни»(17). С этого момента начинается напряженная работа по восстановлению разрушенного хозяйства, укрепление Советской власти на местах, приобщение народов Дагестана к социалистическому строительству. Постепенно решались вопросы народного образования, создание Советской власти. «…Без поголовной, - писал В.И. Ленин, -грамотности, без достаточной степени толковости, без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, и без материальной основы этого, без известной обеспеченности, скажем, от неурожая, от голода и т.д., -без этого нам своей цели не достигнуть»(18). До победы Советской власти в Дагестане хотя арабская письменность в некоторой степени была распространена, но со светским образованием грамотных было очень мало. В 1931 году Была открыта первая школа .Из-за отсутствия помещения и учителей не все дети были охвачены учебой .Многие жители находились под влиянием мусульманского духовенства и предпочитали отправить своих детей в медресе .Что касается женского образования ,вплоть до конца 30-х годов школу не посещала ни одна девочка .Мероприятия Советской власти встречали отпор от кулацких элементов .С установлением Советской власти пало господство беков .Ограничение эксплуататорской деятельности кулачества ,а потом и ликвидация его как класса происходили так же в условиях ожесточенной борьбы . 15\\06\\1930 года антисоветские элементы подняли мятеж .Организаторами мятежа были Усманов Гара-Муса и Рамазанов Балабег .Восстаешие заняли все дороги ,которые вели в село Хнов .Со стороны районного центра Ахты был выслан отряд для подавления мятежа .Но мятежники заняли туннель и не подпускали их,в перестрелке был убит работник НКВД .На следующий день через Цайлакан прибыл отряд во главе с уроженцем сел. Шаниз Рутульского района –Мирзабековым Закку .Не дойдя отряд до селения .мятежники открыли огонь и тов. Мирзабеков М.был ранен,отряд отошел назад и поднявшись на гору ,спустились в другое ущелье ,подойдя к селу они открыли огонь из пулеметов .Войдя в село ,сразу начали вести следствие ,выявлять зачинщиков мятежа .А.Мирзабеков ,который был ранен и упал с коня ,остался там .Позже к нему подошли мятежники и изрубили его .Так,по зверски ,отнеслись восставшие к народному герою. Шиназцы чтят память тов. Мирзабекова Закку и на его могиле поставлен памятник ,а его имя присвоено колхозу селения Шиназ .В Хнове в течение двух месяцев находился военный пост .Зачинщики восстания были арестованы и приговорены к различным годам тюремного заключения.Село Хнов до 1934 года относилось к Рутульскому ,а в 1934 г. оно перешло к Ахтынскому району .И в это время еще в селении Хнов коллективизация не прошла .Только в 1936 году началась коллективизация .В 1936 году собрались жители селения на плошади (гимге) где был поставлен вопрос об организации колхоза .Большинство жителей были за организацию колхоза .Здесь же окончательно был решен вопрос о вступлении в колхоз .Каждый,кто вступал в колхоз, вносили: мелий рогатый скот по 20-50 голов ,крупный рогатый скот-1 голову ,лошадь и другой сельскохозяйственный инвентарь .Только два человека отказались от вступления в колхоз –Маиатов Аббас и Зазиев Ахмед .Но они тоже после наложения налогов подались в колхоз. Был принят устав колхозный :норма содержание овец-70 голов,1 бык,2 лошади, 2 коров. В 1939году эту норму понизили: овец до 40 голов, лошадь-1, корова-1, и т.д. Первым председателем колхоза был Агаев Ага, главным бухгалтером Раджабов Махмуд, Все записи велись на арабском языке. Если поголовье овец в колхозе было в 1939 году До 5 тыс.то уже в 1950 году до 14 тыс. голов. Колхоз сначала был имени Ш Интернационала, а затем им. Г.Алиева, а с 1951 года – им. «Правда». В настоящее время колхоз «Правда» является одним из передовых колхозов в районе. Поголовье скота в 1977 году: Овец – 12290 голов В т.ч. овцематок – 8200 голов Надой молока – 17л. От каждой овцы Настриг шерсти – 3кг. Продажа государству мяса – 85 тонн _»_ _»_ молока - 105 тонн _»_ _»_ шерсти - 34 тонны По полеводству: Зерновые…………-230 га Картофель……….-2 га Заготовка кормов……-2032 тонны С 1 га получили зерна – 14ц. Картофеля с 1 га – 105ц. Внесли удобрения – 225 тонн(19) №2. Село Хнов в годы Великой Отечественной войны. За пять лет существования колхоз им. Ш Интернационала добился больших успехов, как в колхозном строительстве, так и в поднятии экономического и культурного уровня жителей села Хнов.В середине 1941 года созидательная жизнь советских людей была прервана ве6роломным нападением фашисткой Германии. Началась Великая отечественная война. Это была справедливая война советского народа против гитлеровской Германии, война, которая велась в интересах всего прогрессивного человечества. Великая Отечественная война СССР против фашизма навсегда вошла в историю, как героический подвиг советского народа. Планы гитлеровских полчищ о тотальной войне провалились. С первых же дней войны советский народ поднялся на борьбу против захватчиков. Вместе со всеми народами всей страны для отпора врагу поднялись и народы Дагестана. В первые же дни в Райвоенкомат Ахтынского района стали поступать заявления трудящихся с просьбой зачислить их в ряды Красной Армии. Многие из них были отправлены на фронт. А те, которые служили в то время, 22 июня 1941 года вступили в бой с врагом. Сотни хновцев были признаны в действующую армию и сражались в тяжелых оборонительных боях 1941 года. В 1942 году, когда враг рвался на Кавказ, более 50 человек из Хнова не покладая рук трудились на оборонительных сооружениях в республике( На оборонительных сооружениях в Буйнакске трудились более 30 человек Из Хнова трудились: Агасиев К., Абдуллаев, Агакиши, Пирмагомедов Байрам, Кадиров Селейман, Агасиева Баллы, Насибова, Фатьма, Меджидов Имамгусейн, Пашаева Таммам, Сулейманов Гусейн, Сулейманов Керим и мн.др.). Патриотизм хновцы проявляли с первых дней войны. Несмотря на большую, казалось бы, оторванность с. Хнов от внешнего мира, хновцы жили жизнью всей страны. Главной заботой хновцев было развитие животноводства. Много внимания уделяли помощи фронту сельсовет и партийная организация. Еще в середине сентября 1941 года в Хнов приехал уполномоченный райкома партии Агакишиев, собрал коммунистов, руководящих работников колхоза, и рассказал о постановлении Центрального Комитета партии, бюро обкома и Ахтынского райкома о сборе теплых вещей для фронтовиков. Сбору теплых вещей и белья для Красной Армии придавалось большое значение. В постановлении говорилось, что этот сбор должен происходить не в порядке благотворительности, а как серьезное государственное мероприятие, что ему надо придать большевистский размах, проводить систематически, а не превращать в кратковременную кампанию. В Хнове председателям комиссии по сбору теплых вещей утвердили тов. Ашрбекова Талиба Р- председателя сельсовета, в комиссию вошли председатель колхоза, секретарь комсомольской организации и директор школы. Комиссия направила своих членов для информации по бригадам и фермам, собрала агитаторов, побеседовала с активистами и назначили митинг. После доклада (выступал уполномоченный райкома партии Агакишиев) начали выступать колхозники, и тут же стали сдавать теплые вещи: шерстяные носки, шапки, полущубки, белье, одеяла, подушки т.д. Это было началом большой и длительной работы. В дальнейшем было организована вязка шерстяных носков и перчаток. Комиссия через каждые 10 дней должна была отчитываться перед районной комиссией. В то же, примерно, время на партийном собрании обсудили передовую «Правда» под заглавии -ем «Дальнейший рост животноводства – боевая задача военного времени». Эта статья обсуждалась, и колхозники брали на себя конкретные обязательства по развитию животноводства. Однако зимовка скота в первые военный год проходила в суровых условиях, и у хновцев произошел большой падеж скота. В дальнейшем, учтя горькие уроки этого года, хновцы стали тщательнее готовиться к зимовкам, и хновский колхоз вышел постепенно в число передовых. Когда гитлеровцы ворвались на Северный Кавказ, сельсовет и партийная организация вели особенно напряженную массовую работу, призывая население всемирно помогать фронту. Когда проходил сбор средств на строительство авиаэскадрильи им.Героя Советского Союза Валентина Эмирова, нашего земляка, колхозники внесли 400489 рублей; из личных сбережений внесли: Нуралиев Агахан – 30000 рублей, Халилов Гашим – 25000 рублей, Ащурбеков Талиб – 25000 рублей, Ахмедов Срадж – 20000 рублей и т.д.(20) Хорошо проходила у хновцев подписка на государственные займы, Хновский сельсовет ежегодно оказывался передовым в районе, с 1942 по 1944 годы получали переходящее Красное знамя райкома партии и райисполкома. При сельсовете действовали постоянные комиссии – бюджетная, хозяйственная, культурно-бытовая, дорожная. Во время войны создали еще специальную комиссию для оказания помощи фронту. Эту комиссию возглавлял депутат Ахмедов Срадж, комиссия готовила посылки на фронт, Собирала медный лом (всего собрали 8 пудов медной посуды), а в 1943-1944 годах-средства на постройку танковой колонны «Шамиль», на которую хновцы внесли 80 000 рублей. Когда мужчин призвали в армию, понадобилось шире привлечь к колхозной работе женщин и и девушек; хозяйственная комиссия под председательством М. Ахундова организовала 10-дневный курсы, где молодых женщин обучали пахать, сеять, доить овец. Хновский колхоз имел большое поголовье овец, он ежегодно сдавал государству от 34 до 60 тонн мяса, от 3 до 10 тонн молока, от 3 до 9 тонн шерсти и другие продукты. За годы войны колхоз обеспечили расширение посевных площадей с 107 до 136 гектаров, увеличили поголовье крупного рогатого скота с 141 головы в 1940 году до 195 голов в 1945 году, поголовье овец – с 4770 в 1940 году до 7600 голов в 1944 году.За два года войны колхоз сдал в армию более 150 лошадей(21). По решениям общих собраний колхоз за три года войны (1942-1944) отчислил в фонд обороны 56000 рублей и на приобретение облигаций военных займов за те же годы – 108 000 рублей(22). В годы войны в селении Хнов начали выращивать новые сельскохозяйственные культуры. С 1943 г. начали сажать картофель. Опыт оказался удачным. После удачи с картофелем, начали думать о закладке садов. В апреле 1944 года пригласили садовода из районного центра Ахты, приехал главный агроном земельного отдела Чураев. Были привезены 305 саженцев яблонь. Участок выбрали на самом лучшем месте, поливном, ровном. Так был заложен первый сад в одном из самых высокогорных селений – ауле Хнов. В годы войны начали сажать и капусту, первый урожай получили в 1945 году – по 18 кг. Кочан. Кроме того, уродились редкие тыквы, отдельные весили по 24 кг. Хновский сельский Совет оказывал большую помощь семьям военнослужащих и инвалидов Отечественной войны. В колхозах были организованы кассы взаимопомощи и создан фонд помощи семьям фронтовиков. Только по Хновскому колхозу в этот фонд отчислили за 1942-1945 годы: зернобобовых – 6600 кг, сыра – 474 кг, молока 320 литров, шерсти – 380 кг, яиц – 265 штук, картофеля – 240 кг, мяса – 441 кг, сена – 2500 кг (20). Когда в аул завозили хлеб по авансам, то в первую очередь обеспечивали семьи фронтовиков и инвалидов. В 1944 году, когда проходил сбор в фонд помощи семьям военнослужащих, колхозники из своих личных сбережений внесли в этот фонд 10000 рублей, три тонны зерна, полторы тонны брынзы. За счет этого фонда обеспечивали школьников из семей фронтовиков одеждой, обувью, учебниками. В порядке помощи районам, освобожденным от гитлеровцев, Хновцы выделили 150 овец, 8 голов крупного рогатого скота и 4 лошади. Сельский Совет заботился о работе школы. Несмотря на отдаленность от городов, несмотря на откочевку, школа в Хнове работала нормально. Уже в годы войны был создан интернат для детей, родители которых откочевывали на зимние пастбища. С первых же дней войны жители села не забывали слова основателя советского государства - В.И.Ленина: » Ту Россию, которая освободилась ,которая за два года выстояла свою советскую революцию , эту Россию мы будем защищать до последней капли крови».(23) Когда колхозники и колхозницы боролись на полях и фермах за хороший и продуктивность скота их братья и мужья сражались с коварным врагом. В годы войны на борьбу с германским фашизмом из села Хнов было призвано 147 человек ,из них вернулись домой только – 79 человек. Хновцы были участники всех фронтов обороны городов Сталинграда , Севастополя , Москвы , Киева и Одессы и т.д Гордостью Хновцев является сын колхозника ,который прославил село Хнов на всю страну , Это Герой Советского Союза – Гасрет Алиев . Это высокое звание было присвоено ему за форсирование Днепра .Ныне Гасрет Алиев проживает в работает в гор. Махачкале. Десятки хновцев были награждены орденами и медалями .Среди них разведчик Алиев Гаджихан ,награжденный двумя орденами «Славы» многими и медалями . Артиллерист Гасанов Энвер – ныне работает председателем Хновского сельсовета, награждённый десятью орденами и медалями, снайпер – Аббасов Аббас ,награждённый двенадцатью орденами и медалями, пехотинцы Исламов Ислам , Аскеров Ахмед , Ибрагимов Азизага ,Касумов Бахарчин ,Сулейманов Амрах, Пирмагамедов Байрам, Кадиров Сулейман ,Гаджиюсубов Сафарали, Агасиев Исак и многие другие награждённые многими орденами и медалями. Все не перечислишь и не всех сыновей встретила Хнов. 79 человек сложили свои головы за защиту своей любимой Родины – СССР. А те, которые вернулись с победой домой сразу же взялись за восстановление сельского хозяйства и в мирное время показывали мужество и героизм, они, те которые остались в живых, всегда впереди . Многие отмечались нашим правительством Почётными грамотами и медалями, а полевой бригадир Гаджиюсубов Сафарали в 1975 году награждён орденом Трудового Красного Знамени. В наши дни постоянно организуются вечера встреч фронтовиков со школьниками, жители селения Хнов. Кончилась великая Отечественная война . Советский народ сразу приступил к восстановлению разрушенного народного хозяйства. А Хновцы за это время сделали большой шаг по росту экономии и улучшению культурно- бытовых условий колхозников. Глава 3 Подъем экономики и культуры селения Хнов в послевоенный период. 1. Подъем экономики и культуры селения Хнов в послевоенный период С окончанием Великой Отечественной войны весь советский народ направил все усилия на ликвидацию ее тяжелых последствий, на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. Решение этой задачи было связано с большими трудностями. В марте 1946 года Верховный совет СССр принял закон о состоянии четвертого пятилетнего плана (1946-50 годы), который предусматривал восстановление разрушенного народного хозяйства, рост экономического могущества СССР, усиление его обороноспособности, повышение материального и культурного уровня жизни народа. В сельском хозяйстве пятилетний план предусматривал, наряду с восстановлением и дальнейшим расширением посевных площадей зерновых культур, садов и всемирное повышение урожайности и увеличения валового сбора сельскохозяйственных культур. Большое внимание было уделено развитию животноводства и повышению его продуктивности. Первые послевоенные годы для Хновцев, как и для всего Дагестана были очень тяжелыми. Посевные площади были поражены сильной засухой, что сильно отразилось на положении колхозников, хотя возросли посевные площади. Однако урожайность еще отставала от довоенного уровня. Нарушение севооборота, некачественная обработка пашни, эрозия почв – все это еще отражалось на урожайности полей. Кроме того, слабо была поставлена агротехническая служба в колхозе. В годы пятилеток укреплялась экономическая основа колхоза. Значительная Работа была проведена по организационно-хозяйственному укреплению хозяйства. В послевоенные годы в целях организационно-хозяйственного укрепления колхозов был принят ряд важных решений и постановлений советским правительством, в том числе постановление ЦК ВКП и Совета Министров СССР от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». В феврале 1947 года опубликовали другое постановление Пленума ЦК ВКП «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». Февральский пленум поставил перед тружениками колхозов задачу – в кратчайший срок достигнуть довоенного уровня сельскохозяйственного производства и превзойти его. Спустя два года, в апреле 1946 года придавая серьезное значение подъему животноводства, Совет Министров СССР и ЦК ВКП приняли постановление о трехлетнем плане развития общественного колхозного и совхозного и продуктивного животноводства на 1949-1957 г.г. призванное содействовать увеличению поголовья скота и повышению продуктивности. Главными задачами, стоящими перед Хновцами в годы четвертой пятилетки являлись увеличения общественной собственности на базе развития отраслей сельскохозяйственного производства, улучшение организации и оплаты труда колхозников, непрерывное повышение их морального и культурного уровня. В области животноводства процесс увеличения поголовья скота проходил медленно, но все же в 1950 году был превзойден довоенный уровень по мелкому рогатому скоту. Большое значение в оживлении работы колхоза имело постановление сентябрьского Пленума ЦК КПСС 1953 года « О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» . Благодаря неустанным заботам партии всемерно развивается сельское хозяйство и в Хнове. Трудящиеся села Хнов, как и весь советский народ встретили постановление пленума ЦК КПСС с большим воодушевлением и включившись в социалистическое соревнование взялись за претворение его в жизнь Большие успехи Хновцы достигли в годы семилетки. Благодаря заботе Коммунистической партии и советского правительства о дальнейшем развитии сельского хозяйства общественное богатство в колхозе с каждым годом заметно возрастало. Так, если в 1953г. в колхозе насчитывалось 6500 голов мелкого и 320 крупного рогатого скота, то в 1964 году эти цифры возросли соответственно 11700 голов мелкого и 340 голов крупного рогатого скота. Следовательно, возрос и годовой доход колхоза. В 1958 году общий доход в денежном выражении около 60 тысяч рублей, а в конце семилетки эта сумма возросла более чем в два Раза и составила 168892 рубля.(24) Начиная с 1964 года правительство СССР было принято ряд постановлений и решений ( мартовский, 1965 года пленум ЦК КПСС по дальнейшему развитию сельского хозяйства и другие), направленных на повышение поголовья общественного скота и посевных площадей под зерновыми культурами. Большое значение в осуществлении сельскохозяйственных работа и повышению производительно сти труда обеспечение колхоза сельскохозяйственными машинами. В этом отношении Хновцы сделали большой шаг вперед. За период с 1953 по 1978 колхоз приобретал каждые два года – две машины сельскохозяйственные: автомобили, тракторы, комбайны, сеялки, молотилки. В тоже время на этих машинах работают высококвалифицированные специалисты. Половина этой техники работает на землях, выделенных для колхоза, в Муганской степи Азербайджанской ССР. Большую помощь колхозу в обеспечении колхозников хлебом, а также скота кормами оказывает эта земля. Здесь также выращивают лук, арбуз и т.д. тем самым обеспечивает колхозников овощами. Ограниченность пахотоспособных земель в горах и в связи с этим наличие больших территорий абсолютно овечьих пастбищ явилось и является теперь основной причиной развития Горного животноводства. А естественноисторические условия, гористый характер рельефа, сильная вертикальная зональность, характерная абсолютная овцепастбищам, обусловили преимущественное развитие овцеводства. Основой экономики колхоза является земля. От рационального использования, которой зависит экономика хозяйства в целом. Урожайность низкая, поэтому колхоз не в состоянии обеспечить хлебом колхозников и скот кормом. В связи с этим приходим к выводу, что экономика колхоза полностью зависит от правильной организации ведения овцеводства, от его численного роста, структуры стада, продуктивности. Специфические горные условия, состояние овцеводства и так породная пестрота напрашивается на свои особые, отличающиеся от стации онарного и отгонного форм содержания скота, ухода и кормления, ведение племенной работы, направленной на рациональное использование скудных запасов нагорной растительности. 2. Партийно-политическая работа на селе. Особое место в осуществлении всех мероприятий советской власти на селе занимала партийно-политическая работа. С первых же дней победы Советской власти в Дагестане все общественно-организаторские органы во всех населенных пунктах республики стали осуществлять всю работу под непосредственным руководством партийных органов. Все сельские советы и партийные ячейки осуществляли всю работу под руководством партийной организации, центр которого находился в селении Ахты. В селении Хнов первая партийная ячейка была образована в 1938 году. К этому времени всего было коммунистов 4 человека. Первым коммунистом был Ахундов Меджид. В 1940 году в селении Хнов была образована первая комсомольская организация. Первыми комсомольцами были братья Сулеймановы Амрах и Идрис. Всего было принято около 8 человек. Плохо обстояло дело с пропагандой горянок из-за отсутствия пропагандистов и активистов из числа женщин. Но партийная организация села с помощью активной агитации добивалась вступления в партию первой горянки села. Этим был положен конец предрассудкам старины. Первой женщиной-коммунисткой селения Хнов была Османова Баллы. Спустя несколько месяцев после вступления в партию Османовой, благодаря ее пропаганде вступили в партию несколько женщин селе: Тагирова, Ибрагимова и т.д. Вступление в партию женщин имело очень большое политическое и воспитательное значение. Большую организаторскую работу вели коммунисты в организации сельскохозяйственной артели. Они привлекали к руководящей работе и беспартийных лиц. Большими организаторами были коммунисты – Раджабов М., Ащурбеков Т., Халилов Г. Помимо своей организаторской работы, коммунисты и комсомольцы оказывали и практическую помощь чабанам и пастухам. В дождливую погоду или зимой, в период больших снегов, коммунисты и комсомольцы распределялись по отарам и стадам, чтобы совместно пасти скот. Коммунисты, комсомольцы и пропагандисты оказывали большую помощь в привлечении взрослого населения в лекпункты и другие школы. Комсомольская организация росла медленно. При приеме в комсомол учитывались все стороны ( происхождение, мировоззрение, отношение к социалистическим преобразованиям на селе, как самого, так и его родителей, участие в общественно-полезном труде). Подбирали испытанных людей, достойных звания комсомольца. Секретарем комсомольской организации селения Хнов был Сулейманов Амрах. По его словам, комсомольская организация была малочисленная, но зато члены были активными участниками всех мероприятий, проводимых партийной организацией. В период уборки урожая комсомольцы, работая со всеми, Показывали пример своим трудом. Многие из них прямо на полях читали лекции, проводили беседы с колхозниками и т.д. В условиях многонациональной республики, особо важное значение приобретало укрепление дружбы народов и сказание взаимопомощи друг другу. Так, в 1939-40 годы в Дагестане развернулась работа по строительству каналов и обеспечению засушливых районов водой. На строительстве ирригационных каналов в Ахтах активное участие принимали коммунисты и комсомольцы селения Хнов. Они организовали бригаду и подбирали лучших работников колхоза. Коллективизация сельского хозяйства, полностью которого закончили в 1937 году, осуществляется под непосредственным руководством партийной организации села с помощью районного комитета партии. Мирный труд советского народа был прерван вероломным нападением фашизма на страну Советов. С первых же дней войны многие коммунисты и комсомольцы добровольцами ушли на фронт. А те кого мобилизовали в армию стали вести агитационно-массовую работу. Они читали лекции, проводили беседы с жителями села, сообщали данные Совинформбюро. Это имело громадное значение тогда, когда враг воспользовавшись своим вероломством и временными успехами наступал на мирные города и села советский страны. За период войны ими было организованы десятки кружков с охватом сотен женщин и стариков . Это способствовало повышению производительности труда и своевременному осуществлению весенних полевых работ. Лучшими агитаторами в годы великой отечественной войны были Раджабов М., Залилов Г., Ашурбеков Т., Ахмедов С. И другие. В первые годы послевоенного периода, агитационно-массовая работа, проводимая парторганизацией, имела некоторые успехи в поднятии духа народа, способствовала повышению активности трудящихся села в общественно полезном труде. В 1948 году в селе имелось 12 агитаторов. Они своевременно оповещали об успехах передовиков производства в номерах стенных газет, боевых листках, указывали на недостатки. В результате хорошей постановки агитационно-массовой работы план посева яровых культур в колхозе был перевыполнен. Парторгом села был ******** лучшими агитаторами были Исмаилов М., Исмаилов И., Махмудов М. и многие другие. Следует отметить, что большую практическую помощь первичной парторганизации оказывал районный комитет партии. На селе выступали перед населением члены лекторской группы РИКа, колхозной парторганизации и партийно-советский актив. Большая работа была проведена РИКом и в разъяснении постановлений и решений партии и правительства . Так, районных комитет партии, с выходом в свет постановления сентябрьского Пленума ЦК КПСС развернул массово разъяснительную работу среди трудящихся района с тем, чтобы довести значение этого исторического документа до сознания каждого колхозника. В конце 50-х и 60-х годов большое место занимает читка лекций лекторами райкома партии, проведение бесед, орга зуются агиткружки (текущая политика по изучению материалов съездов, пленумов и т.д.). В настоящее время партийная организация колхоза насчитывает 62 члена, где секретарем работает Ахмедов Идаят, а партийная организация школы – 8 членов, секретарь – Махмудов Гайбат, учитель по истории. Партийная организация колхоза и школы совместно с сельским Советом ведут большую агитационно-массовую работу по выполнению планов третьего года 10-й пятилетки к первой годовщине принятия Новой Конституции. Этой замечательной дате посвящаются многие лекции и беседы читаемые колхозникам лекторским коллективом. В каждом месяце проводить политдень приезжают лекторы из районного комитета комитета партии, исполнительного комитета партии и проводят политдень с жителями села. Особое места в работе парторганизации и сельского Совета занимает благоустройство села и улучшение культурного уровня колхозников. 3. Социалистическая культура Хновцев Годы строительства социализма были периодом подлинной культурной революции. (25) Всего народа объединившегося в единую братскую семью Советов. Для Дагестана она означала, прежде всего, ликвидацию неграмотности почти 85-90 процентов населения страны гор. Социалистическое строительство, непрерывно умножая производство материальных благ, и обеспечивает ими все население, создает тем самым необходимые предпосылки, как для развития культуры, так и для приобщения к ней широких слоев трудящихся. Еще в первые годы советской власти В.И. Ленин говорил : «… нигде народные массы не заинтересованы так настоящие культурой, как у нас, негде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас».(26) Огромная роль в государственном, хозяйственном и культурном строительстве, в формировании нового человека принадлежит школе, средним и высшим учебным заведениям. Именно свои первые преобразования в культурном развитии Хновцы начали с Хновской начальной школы. Школа была открыта в 1931 году, где учителем работал Мусаев Али. Вообще ко времени победы Великой Октябрьской социалистической революции в Хнове были всего 2 человека по светски грамотных. Кроме них в селе многие из кулацких семей знали арабский язык, могли писать и читать. Они получили образование в местной медресе. Первая школа была открыта на частной квартире и работала в две смены. Это школа помещалась в доме Алимирзоева Ассадуллаха. До восстания в Хнове, письменность была на арабском языке, потом была латынская письменность. После восстания уже полностью перешли на азербайджанский письменность. Наряду со школой в селении Хнов было 4 мечети. В пятницу все жители ве рующие собирались в главной мечете, которая имела две двери: с нижней стороны и верхней. Жители верхней части села входили через верхнюю дверь, а жители нижней части – через нижнюю дверь. Сейчас эти мечети переоборудованы. В главной мечети размещается школа, в другой мечети – больница, третья - под склад для магазина, а четвертая снесена. Особое значение в культурном развитии села имело открытие в селении Хнов семилетней школы в 1946 году. Директором был назначен Довудов Довуд. К этому времени школой было охвачено 69 человек. Кроме хновцев учились в ХСШ и дети из селений Гдыма, Борча. Среди этих учеников девочек было всего несколько и то в начальных классах, а с пятого класса их в школу не пускали. Навязанная, советскому народу, война не дала труженикам села быстрыми темпами идти по проложенной Лениным дороге культурного развития народов. Но им не удалось сломить дух многонациональной страны Советов, народ еще крепче сплотился вокруг Ленинской партии большевиков. В Хновской семилетней школе вплоть до конца 50-х годов работали учителя приезжие, преимущественно русские. Основным резервом для пополнения коллектива учителей была школа. Многие из выпускников семилетней и средней школы становились учителями или же направлялись на продолжение учебы в педучилищах. В настоящее время большим уважением пользуются учителя Исмаилов А., Магомедов Г. За плечами этих учителей более 26 лет трудовой плодотворной педагогической деятельности. Все, кто получили или получают среднее и высшее образование, обязаны им. С начала 60-х годов проблема обеспечения школы местными кадрами была решена почти полностью. К этому времени со средним образованием в Хнове насчитывалось более 5 человек, со среднеспециальным – 8 человек, а с высшим – 4 человека. Первым человеком на селе, получившим высшее образование был выпускник исторического факультета ДПИ Ашурбеков Ашурбег, ныне работает старшим инспектором Ахтынской РЗК. В 1969 году Хновская восьмилетняя (1962г) школа преобразована была в среднюю школу. Это не случайно. В селе с каждым годом повышается жизненный уровень населения и вместе с этим растет численность населения села. В настоящее время в дневной школе обучаются более 670 учеников, около 70 человек в вечерно-заочной школе. Большим спорным вопросом в селе был вопрос об образовании женщин. Старики считали, что получить среднее или высшее образование не женского ума дело. Этим мифологиям, унаследованным от мусульманской религии, был положен конец в конце 50-х годов. Впервые получили педагогическое образование в Дербентском педучилище Гасанова Катюша и Махмудова Гюлизар. Ныне в Хновской средней школе работают 8 горянок со средним специальным и двое с высшим образованием. Первым литератором, получившим высшее образование, был выпускник ДКУ – Исмаилов А, первым историком – Ащурбеков А. Особым уважением среди сельчан пользуется выпускник исторического факультета ДГУ, известный борец вольного стиля – Курбаг Агаев, который работает физруком, является тренером по вольной борьбе и по легкой атлетике. В 1977-78 учебном году в Хновской средней школе работают 29 человек, из них 20 человек с высшим образованием, а остальные со среднеспециальным образованием. В 1977-78 учебном году в школе учится 670 учеников, из них 327 девочек. Если раньше школа помещалась в мечети, то теперь построена благоустроенная школа, большая мастерская, библиотека, лаборатория, пионерская комната, спортзал, спортивная площадка. Школа имеет свою автомашину. Теперь в Хнове имеются: кандидат биологических наук – 1, аспирантов – 2, с высшим образованием – 38, со средним специальным образованием – 17. Учатся в вузах, как с отрывом, так и без отрыва – 17 человек, в среднеспепциальных заведениях 23 человека. В колхозе имеются специалисты: зоотехников – 2, экономистов – 2, медработников – 11, механизаторов – более 30 человек. Особое жизненно-важное значение имело для Хновцев получение медицинской помощи. До 1906 года в селе не было своих медицинских работников, а теперь Хновцы гордятся тем, что в селе построена участковая больница и работники свои. Силами колхоза был построен клуб на 200 мест в 1961 году. С 1970 года клуб преобразован в сельский дом культуры. Кроме того, имеется сельская библиотека, почтовое отделение, сельмаг. Большим событием в жизни Хновцев была электрификация села. Вплоть до конца 60-х годов Хновцы не могли мечтать о лампочке «Ильича». После работы Ахтынской геологоразведочной партии в Кизил-Дете село было электрифицировано и проведена дорога для машин. В домах колхозников появились радио приемники, холодильники, стиральные машины и другие электробытовые приборы. Колхозники приобрели легковые автомашины, мотоциклы. Постепенно благоустраивается и хорошеет сел. Хнов, жителей не устраивает дома старого типа, где в одном дворе расположено несколько хозяйств. Колхозники строят дома городского типа, в основном двухэтажные, с застекленными балконами, с отдельной кухней, с помещением для скота, ниже и верху села. Улицы планируются с дорогами для транспорта. Жители села Хнов очень большие ценители музыки, песни и веселья. Особенно пенят в селе ашугов, исполняющих песни на национальном музыкальном инструменте – Саз. Очень часто летом приходили в село, ашуги из Азербайджана и пели свои песни на свадьбах. В настоящее время гордость хновцев является ашуг – Курбанов Сакит, который учился у лучших ашугов в Азербайджане. Теперь сам составляет слова и поет на Хновском языке. Большой популярностью среди народа пользовался ашуг Семед Гусейханов. В молодости он ездил со своим сазом по лезгинским и азербайджанским районам и исполнял песни. В 40-е годы он ослеп и мог совершать свои поездки только близлежащим районам. Гусейханов – воспевает не только песни, куплеты древних певцов и мыслителей, но и является автором многих стихов и песен, таких, как: « Праздник Мая», « В.И.Ленин», «8-е марта», «Октябрь» и т.д. Все они написаны в двадцатые сороковые годы. Человечество, - указывал В.И.Ленин, не может идти вперед, не делая шагов к социализму. Социализм осуществление объективных потребностей общественного развития, выражение интересов рабочего класса, широчайших народных масс. Только социалистическая организация общества способна обратить развитие экономики, науки и культуры на благо народа, поднять трудящихся к свободному труду и творчеству, открыть простор для всестороннего развития талантов и способностей людей.(27) Жители селения Хнов, как и весь советский народ будет и дальше работать и жить по-лененски, созидая прекрасный памятник В.И Ленину – здание коммунизма, великое достойное воплощение его бессметных идей. « … Еще теснее сплотим наши ряды! Больше упорства и самоотверженности, дисциплины и организованности! Больше творческой инициативы на всех участках коммунистического строительства! Выше революционное марксистско-ленинское знамя борьбы за коммунизм». Заключение Исторические сведения прошлого говорят о том, что селение Хнов одно из древнейших населенных пунктов Ахтынского района. Период возникновения относится ……. Селение Хнов веке был крупным населенным пунктом, где было развито скотоводство и земледелие. Животноводство было преимущественно отгонное овцеводство. В сельском хозяйстве выращивание зерновых культур было знакомо хновцам с давних пор. Орудие труда были примитивные (соха с железным лемехом), а рабочей силой служили волы, лошади, ослы. До 1934 года Хнов относился к рутульскому району, а после 1934 года к Ахтынскому району. Присоединение Дагестана, в его составе и Рутульского «вольного» общества к России положило конец междоусобицам, юридически был поставлен коней кровной мести, (кровная масть сохранилась вплоть до установления Советской власти в селении Хнов), и в тянуло народы Дагестана в общее русло культурного развития. В селении Хнов остро ощущался недостаток пахотных земель, в связи с этим жители не были полностью обеспечены хлебом. Недостающий хлеб приобретался в обмен ан продукты животноводства у азербайджанского населения. …. веках получает свое развитие ремесло (ковроткачество, обработка шерсти, кожи, дерева, камня). Материальная культура хновцев (жилища, одежда, пища и т.д.) имеет много общего с материальной культурой народов лезгинской группы и создавалась она в тесной связи с лезгинами и азербайджанцами. Особое значение для беднейших слоев имело отходничество.Отходники уезжали на заработки, как в округа южного Дагестана, так и в Азербайджан. До победы Великой Октябрьской социалистической революции Хновцы как бы стояли в стороне от советской культуры и быта. В селе ко времени Октябрьской социалистической революции были всего два по светски грамотных человека. Не было медпункта, пользовались преимущественно услугами примитивной народной медицины. Культурная отсталость, антисанитария приводили к массовым заболеваниям и большой смертности. Многие беднейшие слои населения батрачили на кулаков, работали чабанами, пастухами и т.д. Героический русский рабочий класс в союзе с многомиллионным крестьянством, вооруженным революционным учением марксизма-ленинизма и руководимый партией большевиков во главе с В.И. Лениным в октябре 1917 года совершили социалистическую революцию, открывшую начало новой истории и уничтожившей эксплуатацию человека человекам. «Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества, - говорится в программе КПСС, - эру крушения капитализма и утверждения коммунизма» (Программа КПСС, М., 1961, стр.3). Под влиянием Октябрьской революции широко развернулась борьба народов Дагестана, как и трудящихся всей нашей страны, за свое освобождение, за социализм и коммунизм. Эта борьба приняла ожесточенный и затяжной характер. Во всех населенных пунктах и городах Дагестана. В 1929 году в Хнове началось восстание. Это восстание было поднято противниками Советской власти. Во время восстания все пути были заняты восставшими. Были убиты работник НКВД, несколько человек арестованы, высланы с Ахтов, а так же зверски был убит командир отряда Мирабеков Закку. Восстание было подавлено, организаторов и главных участников восстания арестовали и были приговорены к различным годам тюремного заключения. Хновцы были активными участниками в Великой Отечественной войне. Достаточно будет, если назвать цифру участников войны. Их было 147 человек, а из них вернулись домой вместе с инвалидами только 79 человек, а остальные 68 человек отдали свою жизнь за свободу и счастье нашего народа. Вернулся домой гордость Хновцев – Герой Советского Союза Гасрет Алиев. Колхозники в годы войны приложили все силы для выполнения государственных планов по продаже продуктов животноводства государству. Многие из них оказывали помощь деньгами, продуктами животноводства, обмундированием и т.д. Только деньгами были отчислено в фонд обороны более *******тысяч рублей. За все время своего существования всеми мероприятиями, осуществленными жителями села, руководила партийная организация села, получая большею помощь со стороны райкома партии. Таким образом, объединенными силами братских народов нашей страны был разбит германский фашизм, который стремился захватить богатство нашей страны и народ страны Советов держать в рабстве. С окончанием войны хновцы, как и весь советский народ, взялись с еще большей энергией за осуществление мероприятий советского государства. За этот период экономика возросла более чем в шесть раз. Вместе с тем растет и культура хновцев. Село было радиофицировано в 1954 году, а электрифицировано в 1972 году. Теперь в сельском хозяйстве вместе примитивных орудий труда господствующее положение в хозяйстве заняла современная сельскохозяйственная техника. В распоряжении колхоза поступило 18 сельскохозяйственных машин. В связи с осуществлением культурной революции к концу 40-х годов в селении Хнов была ликвидирована неграмотность, а сегодня взят курс на всеобщее среднее образование. В настоящее время в селе с высшим образованием 38 человек, более 40 человек со средним специальным образованием, не считая десятки учащихся в вузах и техникумах. Специалисты сельского хозяйства из селения Хнов работают во многих районах и городах республики и нашей страны. Более 40 человек работают специалистами своего дела в Ахтынской геологоразведочной партии в Кизил-дере. Очень большое влияние оказало на культурное развитие хновцев начало геологоразведки в 1966 году недалеко (2 км) от селения Хнов. Многие хновцы посвятили свою жизнь служению в Советской Армии: Сулейманов Эшреф в чине подполковника служит в городе Баку, участвовал в строительстве нового Ташкента после землетрясения, Ахмедов Ширин в чине майора также служит в Баку. Несколько человек учатся в военных училищах. Советская власть дала женщинам гор свободу и равенство. Десятки их них получили высшее и среднеспециальное образование. Таким образом, изменилось положение женщин в семье и в обществе. Сравнивая прошлое и настоящее хновцев, мы видим величественную роль Коммунистической партии и советского правительства в деле коренного преобразования всей жизни, быта и культуры. В настоящее время селение Хнов Ахтынского района ДАССР вместе со всем народом нашей страны, построив социализм, уверенно идет по пути, проложенному ленинской национальной политикой – к коммунизму. Сегодня, когда весь советский народ стремится встретит первую годовщину Новой Конституции трудовыми успехами, выполнением планов 3-го года десятой пятилетки к этой замечательной дате и хновцы дали слово, что они приложат все усилия и знания для выполнения взятых социалистических обязательств к этой юбилейной дате и хновцы сдержат свое твердое слово. 1.Г.М. Мусаев. Социальный строй и политическое положение Рутулов в Х1Х начале ХХ в. Сборник по истории и этнографии Дагестана, вып.V1. 2. Р.Магомедов. История Дагестана. Махачкала,1961; Х.Х.Рамазанов, А.Р.Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана, Махачкала,1964; М.М. Ихилов.Хновцы. Ученые записки ИИЯЛ Даг.ФАН СССР,т.1V/ Махачкала, Народности лезгинской группы1967; Г.М. Мусаев. Социальный строй и политическое положение рутулов до присоединения Дагестана к России. 3. Полевой материал, собранный в сел. Хнов, в 1977 г. Инфор. Ахмедов Султан, 74 года. 4.Р.М.Магомедов. что можно узнать о Дагестане у писателей древнего мира? Махачкала, 1940,стр. 17-18. 5.Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов. Указ. Соч., стр.33. 6.Полевой материал. Обнаружен в сел.Хнов, лето 1957 г. 7. Там же, Август 1957 г. 8. Полевой материал. Собран в Хнове, летом 1957 г. 9. А.И. Фон-Плотто. Природа и люди Закатальского округа."Сб. сведений о кавказских горцах". Вып. 4.Тифлис, стр.2. 10. Полевой материал. Собран летом 1957 года. 11. Х. М. Хашаев. « Памятники обычного права Дагестан». М., 1965,стр.29. 12. Х.М.Хашаев. Трудовая деятельность населения Дагестана В 19 в., Махачкала, 1958, стр.6. 13.Ф. Энгельс. «Происхождение семьи частной собственности и государства». М., 1945, стр.33. 14.В.И.Ленин. Полн. Собр. Соч., т. 3, изд. 4-е, стр. 285. 15. Из постановления ЦК КПСС «О подготовке к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции», «Правда», 7 октября 1977 г. 16.В.И.Ленин. Полн.собр.соч.,т.32,изд4,стр.295-297. 17.»Октябрьская революция и решение национального вопроса в Дагестане»(Группа авиоров),стр.83,Махачкала,1967. 18.В.И.Ленин. Полн. Собр.соч.,т.30,стр.430. 19. Бухгалтерия колхоза им. «Правда». Годовой отчет за 1977 год. 20.Дагестан в годы Великой Отечественной войны. Махачкала, 1962, стр.224. 21. Там же, стр.225. 22. Дагестан в годы Великой Отечественной войны. М-кала, 1962, с. 225 Институт ИЯЛ им. Г. Цадасы 23. В.И.Ленин. Полн.собр. соч. т.30, стр.370. 24. Архив Ахтынского РИКА, ф.26,оп.3,д.24,л.17 25. История Дагестана (в 4-х томах), том 3, стр.327,М.,1968. 26. Материалы ХХ111 съезда КПСС, стр.162-163.М., 1966 27. Постановление ЦК КПСС "Подготовке к 100 летию со дня рождения В.И.Ленина" .М.,1968, стр.30. Министерство высшего и среднего образования РСФСР Дагестанский государственный университет имени В. И. Ленина Кафедра истории Дагестана Д.М.Исмаилов ДИПЛОМНАЯ РАБОТА История развития колхозного селения Хнов Ахтынского района Научный руководитель: Преподаватель кафедры истории Дагестана – Г.М. Мусаев Махачкала, 1978 год
|