Вторник, 05.11.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Февраль » 19 » АДАТЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В КЮРИНСКОМ ХАНСТВЕ
14:45
АДАТЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В КЮРИНСКОМ ХАНСТВЕ

Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев»

Глава I. По собранию доказательств

§ 1. Доказательства всегда предоставляет истец. Доказательства – это собственное признание и показания свидетелей. Число свидетелей зависит от важности разбираемого:

*

в делах, влекущих кровное мщение – 4 свидетеля;

*

во всех прочих – 2.

При одном свидетеле предусматривается присяга истца.

§ 2. Свидетелем может быть всякий мусульманин, достигший 15-летнего возраста. Не допускаются: лица женского пола, родственники, люди, опороченные обществом и питающие явную вражду к противнику.

§ 3. Каждый свидетель опрашивается отдельно и подробно о всех обстоятельствах дела в присутствии спорящих.

Если показания 2-х свидетелей разноречивые, то они не принимаются, и если свидетели устранены, то истец может представить новых.

Показания по слухам за доказательство не принимается. Показания свои свидетели подтверждают присягой, от которой освобождаются только с согласия ответчика.

§ 4. Присяга бывает двух родов:

1. Обыкновенная устанавливается шариатом.

2. Кебинная, состоящая в том, что если показание окажется ложным, то брак его с женою становится незаконным.

Глава 2. По преступлениям и проступкам вообще

§ 5. Если кто-нибудь обвиняет другого в совершении преступления, то требуют доказательств, как в §1. Если доказательств нет, то ответчик должен очиститься присягой с несколькими родственниками:

*

при убийствах, влекущих кровное мщение – 40 соприсягателей;

*

при краже из дома, мельницы, из ямы, где ссыпают хлеб, из мечети, за сожжение плуга – 40 соприсягателей;

*

при воровстве лошади или буйвола, цена коих не превышает 100 руб. – 10 присягателей;

*

при воровстве быка или коровы от 10 до 30 руб. – пять присягателей;

*

барана или мелкой скотины – 1 присягатель на одну голову.

Но число их не может быть больше 40, за исключением случаев, изложенных в § 6. Если истец и ответчик – родственники и свидетели – их общие родственники, то они могут отказаться от присяги и выбрать для нее посторонних людей.

§ 6. Если ответчик по какому-либо делу очистит себя присягой, то истец имеет право, собрав достаточно доказательств, возобновить свой иск, но должен выставить присягателей вдвое больше ответчика. Свидетели выбираются из ближайших родственников свидетелей ответчиком и самими же свидетелями.

§ 7. В делах спорных ответчик может предложить истцу принять присягу самому с несколькими родственниками в том, что жалоба его справедлива. В делах кровных этого не допускается. Если истец откажется от присяги, то он лишается права требовать очищения от ответчика и должен представить на иск свои доказательства.

По убийствам и ранениям

§ 8. За умышленное убийство родственники убитого могут убить убийцу или кого-то из его ближайших родственников. Когда же назначаются канлы, их выводят из деревни и остальные могут жить не опасаясь. Канлиями назначаются убийца и 2 его ближайших родственника. Побочные канлии могут вернуться: один – через 40 дней, а 2 – через полгода.

§ 9. Убийца же остается канлием, пока родственников убитого не склонят к примирению.

Право на убийство канлия имеют только ближайшие родственники, которые наследуют покойному и получают удовлетворение за кровь. В случае убийства виновного вражда прекращается. Но если убит кто-либо из родственников убийцы, но не канлий, возникает новая кровная вражда, если стороны не договариваются принять кровь за кровь.

§ 10. При примирении за кровь мужчины платится 250 руб., а за кровь женщины – 125 руб.

§ 11. Если после примирения родственники убитого убьют канлия, то возникает новое кровное мщение. Но обиженная сторона может также зачесть кровь за кровь и взять обратно отданную во время примирения сумму.

§ 12. Если убийство совершили несколько лиц, то все они выводятся в канлии до примирения. Кровные деньги платятся всеми по равной части. Если кто-либо из них убит, то вражда прекращается, а следуемая сумма выплачивается родственникам их убитого соучастника.

§ 13. Если отец убьет сына или дочь, то наказание зависит от местной власти.

§ 14. За убийство брата братом убийца выплачивает за кровь прочим братьям или детям убитого, если они есть. Если их нет, то освобождается от ответственности.

§ 15. Если убийство совершил несовершеннолетний, то он выводится в канлии, но обычно родственники убитого, снисходя к молодости, соглашаются получить плату за кровь.

§ 16. За нечаянное убийство в канлии не выводятся, но за кровь платят. Таким же образом поступают с сумасшедшими, совершившими убийство.

§ 17. Если кто умрет от нанесенной раны, то к виновному применяется §8.

§ 18. В том, что смерть произошла от раны, удостоверяет медик, но если он не определил смерть от раны, то со стороны человека, который ранил, должны быть представлены свидетели.

§ 19. За полученные от раны увечья с виновного взыскивается за половину крови. Действительность увечья подтверждается туземным медиком по лечению раны.

§ 20. Если от раны произошло несколько увечий, то платится 2/3 цены крови.

§ 21. За все прочие раны после их лечения обиженные получают вознаграждение по назначению туземного медика, который определяет, каким количеством скота оценивается рана, при оценке цена двух скотин полагается в 11 руб. серебром.

§ 22. Все расходы на покупку лекарств и за труды медика платит сам раненый.

По прелюбодеяниям

§ 23. За прелюбодеяние виновных убивают на месте преступления. Если женщина – замужняя, то муж. Если нет – то ее родственники.

§ 24. Если виновный скрылся, то к нему применяют § 8. А от мужа зависит судьба женщины. С канлия взыскивается за полную кровь или мужу, или ее родственникам.

§ 25. Если из виновных убит только мужчина, то при доказательстве прелюбодеяния убийца не обвиняется. В противном случае отвечает по §8.

§ 26. Если прелюбодеяние не обнаружено, то подозреваемый по требованию мужа должен присягнуть для очищения по §5.

По изнасилованию

§ 27. При изнасиловании женщины с виновным поступают как за прелюбодеяние.

§ 28. Изнасилование должно быть доказано свидетелями, иначе с обвиняемого требуется только очищение присягателями.

§ 29. За увод женщины отвечают как за убийство мужчины.

По воровству

§ 30. За доказанное воровство с виновного взыскивается двойная стоимость и сверх того выплачивает все расходы, затраченные хозяином на раскрытие преступления. Количество денег на эти расходы должно быть подтверждено присягой.

§ 31. При отыскании у кого-либо чужого имущества, хозяин при свидетелях может обобрать свое имущество и если человек, у которого оно найдено, докажет, что купил его, то получает письменное свидетельство, что у него изъято такое-то краденое имущество. С ней он обязан отправиться к лицу, у которого это приобрел, и вернуть затраченную при покупке сумму.

§ 32. Если тот, у кого отыскано воровское имущество, докажет, что оно приобретено им у законного родственника истца, живущего с ним в одном доме, полностью освобождается от ответственности.

Женщина, как лишенная права распоряжаться имуществом в доме, в подобных случаях приравнивается к вору.

§ 33. При одновременной пропаже разного имущества с одного места, достаточно отдать одну из уворованных вещей. И тот, у кого она будет найдена, изобличается в совершении целой кражи, если истец присягнет, что эта вещь пропала у него вместе с другими.

§ 34. Если хозяин откроет какие-то пороки у опознанной им скотины, то скотина оставляется за вором, который должен заплатить истцу цену скотины, и сверх того за воровство вдвое.

Глава 3. По гражданским делам

§ 35. Доказательства должны быть представлены на основании изложенного в 1 главе.

§ 36. Если кто из детей оставляет без разрешения родительский дом, то он лишается права на наследство, если отец не простит ему.

§ 37. Если кто при жизни отдал в пользование другого человека принадлежащее ему имение, то по смерти его наследники без явных доказательств не вправе претендовать на него, ибо оно было уступлено хозяином добровольно.

§ 38. Если девушка взята была в замужество с обязательством выдать за нее другую, то в случае отказа последней: если условие было заключено отцом, то она должна подчиниться его воле беспрекословно, если же условие создано другим родственником, то девушка может отказаться. А этот родственник должен отдать вместо нее другую беспорочную девушку и заплатить 60 руб.

§ 39. Если кто продает чужое имущество, находящееся в ведении его, то имущество возвращается хозяину. И тот, у кого его забрали, может обратиться за удовлетворением к лицу, у которого совершена покупка.

§ 40. Если после продажи возникает спор о цели товара, дело решается в пользу того, кто представит ясные доказательства. Если доказательств не имеет ни та, ни другая сторона, договор расторгается и имущество возвращается продавцу.

§ 41. Если покупщик откроет пороки в товаре, о которых он не знал при покупке, то договор уничтожается, если он может доказать наличие этих пороков до торга. В противном случае договор остается в силе.

§ 42. Если один из совладельцев дома желает его продать, то он должен предложить свою часть для покупки сотоварищам, которые пользуются преимуществом перед посторонними.

§ 43. Если кто-либо засевает чужое поле без позволения хозяина, то вся жатва поступает в пользу хозяина земли.

§ 44. Если кто находит чужую скотину, то он не вправе оною располагать, а обязан немедленно объявить об этом главе селения, который доведет это до сведения местной власти. Никто не может оправдаться при продаже чужой скотины тем, что она была найдена.

§ 45. Общественный пастух обязан пригонять стадо только до въезда в селение, а оттуда скотину должна разбирать сами хозяева. Если по возвращению стада не окажется какой-либо скотины, то за пропажу отвечает пастух, если же пропажа случается в деревне, то пастух не подвергается ответственности, так как потеря оной произведена от недосмотра самого хозяина.

§ 46. При назначении вознаграждения, в него поступает всякое имущество виновного, кроме только земли, с которой, по завещанию, часть дохода следует на мечеть. Но и в этом случае адат допускает только уважение, если имеется другое имущество. В противном случае, несмотря на доход мечети, земля поступает на удовлетворение, с тем только, что тот, кому она поступит, обязывается вносить в мечеть следующий доход.

Объяснение местных названий

Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею.

Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ.

Бязь – бумажная материя.

Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета.

Джамаат – общество одной деревни.

Кадий – лицо, управляющее обществом.

Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы.

Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника.

Каравашка – холопка.

Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб.

Кары – мера длины, ¾ аршина.

Кул – холоп.

Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому.

Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов.

Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда.

Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу.

Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности.

Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны.

Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.

Просмотров: 814 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024