Из третьего неопубликованного тома Леонтович «Адаты кавказских горцев» Глава I. По собранию доказательств § 1. Доказательства всегда предоставляет истец. Доказательства – это собственное признание и показания свидетелей. Число свидетелей зависит от важности разбираемого: * в делах, влекущих кровное мщение – 4 свидетеля; * во всех прочих – 2. При одном свидетеле предусматривается присяга истца. § 2. Свидетелем может быть всякий мусульманин, достигший 15-летнего возраста. Не допускаются: лица женского пола, родственники, люди, опороченные обществом и питающие явную вражду к противнику. § 3. Каждый свидетель опрашивается отдельно и подробно о всех обстоятельствах дела в присутствии спорящих. Если показания 2-х свидетелей разноречивые, то они не принимаются, и если свидетели устранены, то истец может представить новых. Показания по слухам за доказательство не принимается. Показания свои свидетели подтверждают присягой, от которой освобождаются только с согласия ответчика. § 4. Присяга бывает двух родов: 1. Обыкновенная устанавливается шариатом. 2. Кебинная, состоящая в том, что если показание окажется ложным, то брак его с женою становится незаконным. Глава 2. По преступлениям и проступкам вообще § 5. Если кто-нибудь обвиняет другого в совершении преступления, то требуют доказательств, как в §1. Если доказательств нет, то ответчик должен очиститься присягой с несколькими родственниками: * при убийствах, влекущих кровное мщение – 40 соприсягателей; * при краже из дома, мельницы, из ямы, где ссыпают хлеб, из мечети, за сожжение плуга – 40 соприсягателей; * при воровстве лошади или буйвола, цена коих не превышает 100 руб. – 10 присягателей; * при воровстве быка или коровы от 10 до 30 руб. – пять присягателей; * барана или мелкой скотины – 1 присягатель на одну голову. Но число их не может быть больше 40, за исключением случаев, изложенных в § 6. Если истец и ответчик – родственники и свидетели – их общие родственники, то они могут отказаться от присяги и выбрать для нее посторонних людей. § 6. Если ответчик по какому-либо делу очистит себя присягой, то истец имеет право, собрав достаточно доказательств, возобновить свой иск, но должен выставить присягателей вдвое больше ответчика. Свидетели выбираются из ближайших родственников свидетелей ответчиком и самими же свидетелями. § 7. В делах спорных ответчик может предложить истцу принять присягу самому с несколькими родственниками в том, что жалоба его справедлива. В делах кровных этого не допускается. Если истец откажется от присяги, то он лишается права требовать очищения от ответчика и должен представить на иск свои доказательства. По убийствам и ранениям § 8. За умышленное убийство родственники убитого могут убить убийцу или кого-то из его ближайших родственников. Когда же назначаются канлы, их выводят из деревни и остальные могут жить не опасаясь. Канлиями назначаются убийца и 2 его ближайших родственника. Побочные канлии могут вернуться: один – через 40 дней, а 2 – через полгода. § 9. Убийца же остается канлием, пока родственников убитого не склонят к примирению. Право на убийство канлия имеют только ближайшие родственники, которые наследуют покойному и получают удовлетворение за кровь. В случае убийства виновного вражда прекращается. Но если убит кто-либо из родственников убийцы, но не канлий, возникает новая кровная вражда, если стороны не договариваются принять кровь за кровь. § 10. При примирении за кровь мужчины платится 250 руб., а за кровь женщины – 125 руб. § 11. Если после примирения родственники убитого убьют канлия, то возникает новое кровное мщение. Но обиженная сторона может также зачесть кровь за кровь и взять обратно отданную во время примирения сумму. § 12. Если убийство совершили несколько лиц, то все они выводятся в канлии до примирения. Кровные деньги платятся всеми по равной части. Если кто-либо из них убит, то вражда прекращается, а следуемая сумма выплачивается родственникам их убитого соучастника. § 13. Если отец убьет сына или дочь, то наказание зависит от местной власти. § 14. За убийство брата братом убийца выплачивает за кровь прочим братьям или детям убитого, если они есть. Если их нет, то освобождается от ответственности. § 15. Если убийство совершил несовершеннолетний, то он выводится в канлии, но обычно родственники убитого, снисходя к молодости, соглашаются получить плату за кровь. § 16. За нечаянное убийство в канлии не выводятся, но за кровь платят. Таким же образом поступают с сумасшедшими, совершившими убийство. § 17. Если кто умрет от нанесенной раны, то к виновному применяется §8. § 18. В том, что смерть произошла от раны, удостоверяет медик, но если он не определил смерть от раны, то со стороны человека, который ранил, должны быть представлены свидетели. § 19. За полученные от раны увечья с виновного взыскивается за половину крови. Действительность увечья подтверждается туземным медиком по лечению раны. § 20. Если от раны произошло несколько увечий, то платится 2/3 цены крови. § 21. За все прочие раны после их лечения обиженные получают вознаграждение по назначению туземного медика, который определяет, каким количеством скота оценивается рана, при оценке цена двух скотин полагается в 11 руб. серебром. § 22. Все расходы на покупку лекарств и за труды медика платит сам раненый. По прелюбодеяниям § 23. За прелюбодеяние виновных убивают на месте преступления. Если женщина – замужняя, то муж. Если нет – то ее родственники. § 24. Если виновный скрылся, то к нему применяют § 8. А от мужа зависит судьба женщины. С канлия взыскивается за полную кровь или мужу, или ее родственникам. § 25. Если из виновных убит только мужчина, то при доказательстве прелюбодеяния убийца не обвиняется. В противном случае отвечает по §8. § 26. Если прелюбодеяние не обнаружено, то подозреваемый по требованию мужа должен присягнуть для очищения по §5. По изнасилованию § 27. При изнасиловании женщины с виновным поступают как за прелюбодеяние. § 28. Изнасилование должно быть доказано свидетелями, иначе с обвиняемого требуется только очищение присягателями. § 29. За увод женщины отвечают как за убийство мужчины. По воровству § 30. За доказанное воровство с виновного взыскивается двойная стоимость и сверх того выплачивает все расходы, затраченные хозяином на раскрытие преступления. Количество денег на эти расходы должно быть подтверждено присягой. § 31. При отыскании у кого-либо чужого имущества, хозяин при свидетелях может обобрать свое имущество и если человек, у которого оно найдено, докажет, что купил его, то получает письменное свидетельство, что у него изъято такое-то краденое имущество. С ней он обязан отправиться к лицу, у которого это приобрел, и вернуть затраченную при покупке сумму. § 32. Если тот, у кого отыскано воровское имущество, докажет, что оно приобретено им у законного родственника истца, живущего с ним в одном доме, полностью освобождается от ответственности. Женщина, как лишенная права распоряжаться имуществом в доме, в подобных случаях приравнивается к вору. § 33. При одновременной пропаже разного имущества с одного места, достаточно отдать одну из уворованных вещей. И тот, у кого она будет найдена, изобличается в совершении целой кражи, если истец присягнет, что эта вещь пропала у него вместе с другими. § 34. Если хозяин откроет какие-то пороки у опознанной им скотины, то скотина оставляется за вором, который должен заплатить истцу цену скотины, и сверх того за воровство вдвое. Глава 3. По гражданским делам § 35. Доказательства должны быть представлены на основании изложенного в 1 главе. § 36. Если кто из детей оставляет без разрешения родительский дом, то он лишается права на наследство, если отец не простит ему. § 37. Если кто при жизни отдал в пользование другого человека принадлежащее ему имение, то по смерти его наследники без явных доказательств не вправе претендовать на него, ибо оно было уступлено хозяином добровольно. § 38. Если девушка взята была в замужество с обязательством выдать за нее другую, то в случае отказа последней: если условие было заключено отцом, то она должна подчиниться его воле беспрекословно, если же условие создано другим родственником, то девушка может отказаться. А этот родственник должен отдать вместо нее другую беспорочную девушку и заплатить 60 руб. § 39. Если кто продает чужое имущество, находящееся в ведении его, то имущество возвращается хозяину. И тот, у кого его забрали, может обратиться за удовлетворением к лицу, у которого совершена покупка. § 40. Если после продажи возникает спор о цели товара, дело решается в пользу того, кто представит ясные доказательства. Если доказательств не имеет ни та, ни другая сторона, договор расторгается и имущество возвращается продавцу. § 41. Если покупщик откроет пороки в товаре, о которых он не знал при покупке, то договор уничтожается, если он может доказать наличие этих пороков до торга. В противном случае договор остается в силе. § 42. Если один из совладельцев дома желает его продать, то он должен предложить свою часть для покупки сотоварищам, которые пользуются преимуществом перед посторонними. § 43. Если кто-либо засевает чужое поле без позволения хозяина, то вся жатва поступает в пользу хозяина земли. § 44. Если кто находит чужую скотину, то он не вправе оною располагать, а обязан немедленно объявить об этом главе селения, который доведет это до сведения местной власти. Никто не может оправдаться при продаже чужой скотины тем, что она была найдена. § 45. Общественный пастух обязан пригонять стадо только до въезда в селение, а оттуда скотину должна разбирать сами хозяева. Если по возвращению стада не окажется какой-либо скотины, то за пропажу отвечает пастух, если же пропажа случается в деревне, то пастух не подвергается ответственности, так как потеря оной произведена от недосмотра самого хозяина. § 46. При назначении вознаграждения, в него поступает всякое имущество виновного, кроме только земли, с которой, по завещанию, часть дохода следует на мечеть. Но и в этом случае адат допускает только уважение, если имеется другое имущество. В противном случае, несмотря на доход мечети, земля поступает на удовлетворение, с тем только, что тот, кому она поступит, обязывается вносить в мечеть следующий доход. Объяснение местных названий Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею. Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ. Бязь – бумажная материя. Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета. Джамаат – общество одной деревни. Кадий – лицо, управляющее обществом. Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы. Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника. Каравашка – холопка. Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб. Кары – мера длины, ¾ аршина. Кул – холоп. Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому. Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов. Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда. Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу. Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности. Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны. Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.
|