ОБЪЯСНЕНИЕ АДАТОВ с. ХУДАТ 1. Жители селения Худата согласились взыскивать с лиц, совершивших прелюбодеяние мужчины и женщины, по одному быку. Если штрафу подвергается только один из них, то за ним два быка стоимостью в пятнадцать овец. 2. За тем, кто совершил кражу, или нанес другому рваную рану, или ударил камнем, ногой, посохом или кинжалом, или схватил за горло другого, один бык — если виновный отдает его без шикиля, а в противном случае за ним два быка, стоимостью в восемь овец, согласно известному размеру. Если шариты (исполнители администрации) приняли быка не достигшего размера, то они сами должны внести быка. 3. За те, кто нанес другому удар кулаком е каком бы месте ни было, две шали, если он вносит без применения шикиля, а с шикилем — четыре шали. 4. За тем, кто, заступаясь за дерущегося своего человека, нанес другому удар, один бык стоимостью в восемь овец. 5. Если женщина нанесла другой женщине удар, за ней большая мерка. 6. За женщиной, нанесшей удар, заступаясь за сбою дерущуюся женщину, две овцы. 7. Если мужчина, заступаясь за свою жену, нанес удар другой женщине, за ним также две или четыре шали. 8. За убийцей — стоимость тридцати коров, половина которых взимается животными, а другая половина другим имуществом, согласно оценке; еще един бык в штраф в пользу жителей селения стоимостью в пятнадцать овец и один бык в пользу рода убитого за кровь. 9. Согласились не взыскивать штраф с мужчин или женщин только подозреваемых в прелюбодеянии без одного из следующих доказательства осмотра молока, рождение, крика или свидетельства двух справедливых лиц. Если на крикнувшую женщину падает подозрение, то за ним (мужчиной) дача присяги вместе с тремя соприсягателями. Если они дали присягу и тем самым опровергли претензию крикнувшей то за ней два быка стоимостью в пятнадцать овец, Если же она не прекратила крик и претензия об изнасиловании на протяжении суток то за обвиняемым два быка Если претендующий не предложил ему дать присягу, то после истечения суток люди привернули, и обвиняемый подвергается штрафу. 10. Если женщина, заявила о том, что посторонний мужчина прикоснулся к ней, и ан отрицал это, то он должен дать присягу с тремя людьми из ближайших его родственников. Если они присягнули и тем самым выявилась ее ложь, то за ней бык стоимостью в восемь овец. 11. Вор обязан возместить хозяину краденого имущества в пяти кратном размере. Также один бык для. Если оба они согласились между собой тайно в деле возмещения, то оба они должны внести указанный штраф пополам. 12. Если хозяин заявил о возмещении краденого, то за ним присяга на талак (развод иены). 13. Если кто-либо применил шикиль или нанес удар гостю в момент нахождения его на общественной земле, за ним стоимость двух шале. 14. За тем, кто сам пошел или послал кого-либо за пределы селения провожать гостя – стоимость двух шалей. 15. За тем, кто пропустил очередь пастьбы, две овцы. 16. За тем, кто изменил место пастьбы после одного лица, две овцы. 17. За тем, кто не дошел до стада животных в вечернее время или же от нее ушел до рассвета, одна мерка. 18. Если животное пало без убоя, то за пастухом большая мера. 19. Если животное пропадет (украдут), то за пастухом штраф две овцы и половина его стоимости хозяину (возмещение). Если хозяин не принял у пастуха эту половину, то с хозяина взыскивать эту половину за штраф. 20. Если возникает ссора о пропаже или краже по вине пастуха, то пастух, сообщивший об отсутствии животного, освобождается от возмещения и три пастуха, которые пасли перед ним, подвергаются присяге и к возмещению стоимости в случае отказа дать присягу. 21. За темп кто пригнал стада на посевы селения — одна мерка. 22. Если из стада отделился скот, то за пастухом один сах. 23. Если кто-либо пустил свой какой-нибудь скот в пределы кладбища, за ним две овцы, а если скот попал гуда по недосмотру, то за хозяином одна мерка. 24. Если гость (приезжий), после остановки в гостях (жителя нашего селения) косил траву на кладбище, так же, если рабочий скот попел гуда, то за приютившим его одна мерка. 25. Если приезжего гостя послал привезти траву или пустить туда рабочий скот, то за ним две овцы. 26. За тем, кто вошел в сад, загражденный колючками — две овцы. 27. Тот, кто нанес удар человеку, вошедшему в его владения не подвергается штрафу. 28. За тем, кто не брал причитающееся себе уплату за кровь (наверное выкуп) — две шали ежедневно. 29. За тем, кто продал свое имущество, или подарил его, или отчуждал каким-либо путем, в намерении переселиться в другой округ, или при падении на него или на его родственника крови, две шали ежедневно вплоть до его возвращения к себе. 30. За тем, кто отказал в предложении администрации селения исполнить какую-нибудь должность вроде обязанности исполнителя администрации и других, две шали. 31. Если наш односельчанин убил гражданина другого аула, или нанес ему удар, защищая интересы жителей своего селения, то выкуп, штраф и возмещение за рану падают на всех жителей селения, и кители должны помогать ему в сельскохозяйственной работе и других занятиях. 32. Если кто-либо клеветал во вред нашего селения или в пользу кителя другого селения, за ним две шали. Если он отрицал клевету, то за ним присяга по обычаю общества селения. 33. «Нах рачарал» будут предлагать «Цадах раяарал» давать присяги ежемесячно в день пятницы перед вторым намазом. Если они будут отклоняться от дачи присяги, то за каждый месяц отклонения за ними две шали. Штраф с них будет требовать- «Нах рачарал». Если последние не требовали от «Цадах рачарал» присяги, то они сами должны платить штраф. От них штраф взыскивают старшины селения. 34. Если кто-либо брал себе что-нибудь из общественного имущества, будь он закят, вакуф, подаяние или книги без разрешения их надсмотрщиков, то за ними две шали. 35. Если кители селения требуют собрать в одно место вакуфы, то с недоимщика по истечению двух недель две шали. 36. Если кто-либо отделился от дисциплины кителей селения, уклоняясь от платы наложенного на него штрафа, тот исключается из состава кителей с оглашением об этом исполнителями администрации. Если исполнители отложили огласку и сообщение населению об этом, то с них взыскивается ежедневно по две шали со дня уклонения до тех пор, пока они огласят об этом. За тем, кто помогает ему чем-либо — две шали. «Цадах рачарал» должны требовать дачу присяги от тех, на кого падает подозрение в помощи ему. А если они не присягнули, за ним по две шали. Если уклонившийся хочет включиться в состав кителей селения, за ним бык по размеру. 37. Если у оштрафованного не окажется имущества для его оплаты, штраф переносится на его наследника, будь он со стороны отца или матери, и этому наследнику выдается пахотная земля из земель оштрафованного. Если наследник откажется от этой уплаты, за ним две шали. 38. Если совершилось групповое убийство, наследник убитого имеет право отомстить или получить выкуп с одного из соучастников по его выбору. 39. Если кто-либо пустил своих овец в количестве двадцати или меньше голов на территорию вокруг посевов, за ним каждый день две овцы. Если овцы доходяг до посевов, за ним одна мерка. 40. За тем, кто назначил своим вакилом (уполномочил) не свое го родственника из другого селения, из жителей своего аула, за ним каждый день две шали. 41. За тем, кто не пустил своего производителя-бугая или жеребца в стадо по требованию жителей, за ним за каждый день две мерки. Если же хозяин продал этого производителя, то за ним стоимость двух шалей. 42. Если один осведомил другого при трех свидетелях о грозящем ему ущербе со стороны его строения (обвалом и т.п.), и хозяин строения не принял меры предупреждения, за ним возмещение нанесенного ущерба. 43. Убийца и нанесший удар исключенному из состава жителей селения за отказ от выплаты штрафа не подвергается штрафу, лишению и возмещению, а исключенный и помогавший ему подвергается. 44. За тем, кто приютил в своем доме нежелательного сельскому обществу человека, или продал ему что-либо, также стоимость двух шалей. 45. Если между двумя людьми произошла драка и присутствовавшим там «Цадах рачарал» стало известно, кто из них первый нанес удар другому, то дело будет решаться на основании фактов, а в противном случае будет разобрано применением присяги, подобно делам о краже. 46. По делу о краже надо принимать присягу трех людей из каждого-рода на «талак» (развод жены). 47. Если кто-либо нанес рваную рану в области головы или лица другого, за ним котел весом с четыре ратала или его стоимость. А если нанес в другом месте тела рану размером ногтя большого пальца, и если рана нуждалась в лечении лекарем, то оплата и питание лекаря за ранившим. 48. Если ответчик отрицал нанесение или рваной раны, то он должен присягнуть с тремя людьми из каждого рода. 49. За тем, кто срубил плодоносящее дерево, стоимость двух шалей, если он заранее не сообщил трем лицам, назначенным по этому делу из кителей и не доказал принадлежность себе срубленного дерева. 50. За вырастившего коконы ежедневно две овцы до прекращения этого занятия. От штрафа не может быть освобожден соглашением сельского общества, если этого не требует какое-нибудь обстоятельство, например, необходимость угощения гостя, на которое принуждено общество. Если при подобных обстоятельствах требуется снижение штрафа, может быть снижен до половины, соглашением трех справедливых людей из каждого рода. 51. Сельское общество согласилось освободить кадия от очереди пастьбы, от очереди приюта гостей и от других повинностей, падающих на общество. Общество также согласилось на привлечение исполнителей администрации на следующей год, если они не соблюдали дисциплин; хотя бы один месяц. 52. Если один из троих «Цадах рачарал» самовольно отделился от остальных двоих, то за ним один бык стоимостью в восемь овец. 53. За тем, кто отказался от оплаты долга или возмещения ущерба в течение одного месяца при наличии свидетелей, доказывающих отказ, один бык стоимостью в восемь овец, и также продолжат взыскивание одного быка за каждый месяц при отказоа. 54. За тем, кто сдал в аренду свое недвижимое имущество человеку из другого аула — бык стоимостью в восемь овец. 55. За тем, кто отказал печь хлеба по очереди для питания в мечети в месяц вмазана, две овцы. 56. За тем, кто отказался убрать свои камни, попавшие на чужое владение после того, как ему было предложено убрать, две овцы за каждые сутки. 57. Такому же наказанию подвергаются и те, кто несмотря на требование, не исправил или не убрал сбою стену, наклонившуюся на чужое владение. 58. За тем, кто не вышел на работу, выполняемую всем обществом две овцы. 59. Если старшина селения назначили одного сельчанина на какую-нибудь должность, а он уклонился от исполнения, за ним две шали. 60. Сельское общество согласилось не посылать к стадам и крупного рогатого скота в качестве пастуха за исключением стада молодняка, человека несовершеннолетнего, неразумного, не вошедшего в состав зрелых людей, ведающих делами аула. 61. Если тот, за кем числится ягненок, не отдал его до истечения двух недель со дня смешания овец для удоя, он лишается доли подаяний которую получают односельчане. Если же он или другой несовершеннолетний, самовольно, без выдачи ему распределителем взял себе долю подаяния, за ним две шали. 62. За тем, кто испортил воды мечети, одна шаль. 63. За тем, кто пропустил (не совершил) намаз или намаз дня пятницы, будучи на расстоянии, где слышен зов Муэзина, одна мерка. 64. Вместо штрафа допускается принимать залог в друхкратном размере штрафа сроком на две недели, который по истечении срока залог остается в пользу общества. Если «Цадах рачарал» и «Алабаз» приняли в качестве залога имущества меньше двухкратного размера штрафа, то они сами должны возместить штраф. 65. Если уполномоченный аула предложил пастуху крупного рогатого скота пригнать скот в определенное место, а пастух не подчинился, то за ним большая мерка. 66. Если кто-либо из исполнителей или другой предложил бы пастуху перегнать стадо с места на место без согласия старшин или уполномоченного, то за ним большая мерка. 67. Общество аула согласилось, чтобы исполнители администрации резали поступавший в качестве штрафа скот, распределяли мясо кому полагается и изготовляли пищу, согласно этому. 68. Если кто-либо разбазарил мясо, минуя исполнителей, или приготовил пищу без разрешения старшин, за ним такое же животного которое было прирезано для этой цели. 69. За мужчиной, который упрекая в убийством или прелюбодеянием другого, две шали. 70. За тем, кто дал ложную клятву, бык стоимостью в восемь овец, Ложность клятвы может быть установлена объяснениями старшин аула. 71. За женщинами, оклеветавшими мужчин при ссоре в убийстве или прелюбодеянии (ругавшими нецензурными словами), две шали. За мужчинами, ругавшими женщин, то же самое. 72. За женщинами, ругавшими друг друга, одна мерка. 73. Если кто-либо отрезал чужой лошади хвост на зло хозяину, то за ним в пользу хозяина бык стоимостью в пятнадцать овец. 74. Если кто-либо нанес удар саблей или кинжалом чужому животному или же ранил его каким-либо предметом, за ним тот же штраф в пользу обществе. 75. За теп, кто насильственно потравил чужой сенокос, одна шаль. 76. Если кто-либо пустил животное без надзора, и это повлекло потраву сенокоса или посева, то за хозяином животного одна мерка. Эта мерка не взыскивается, пока не выявят хозяина потравленного. 77. Если человек из другого аула женился на женщине нашего аула, и оставил ее в ее доме, и она не ушла в его дом, и отец женщины или наследник согласился на это, то за ней или за ее наследником ежедневно одна шаль. 78. Общество селения согласилось взыскивать два выкупа — один в пользу селения и другой в пользу наследников убитого. 79. За тем, кто по донесению жителя другого аула убил жителя нашего аула, двойной выкуп. 80. Если кто-либо донес и помог кителю чужого аула в убийстве жителя нашего аула, но он отрицал это, то он должен дать присягу вместе с пятнадцатью соприсягателями на талак (развод жены). Так же штраф и выкуп нанесенной раны. 81. Согласилось взыскивать возмещение растраченного имущества с жителя нашего селения доносившего в пользу жителя другого аула. 82. Если мальчику, достигший семи лег, нанес рваную рану другому, то за ним в пользу раневого один котел весом в три ратала. Он не подвергается штрафу для общества. 83. Общество селения согласилось лишать всяких подаяний вакуфнух и других тех лиц, которые не принимает очередных гостей после того, как имущество, оставшееся от его родителей, разделено. 84. Согласились не посылать человека из чужого аула к кителю нашего аула без надобности — для сватания иди развода, или на другое примирение без согласия главных и кадия селения. Вши кто-либо до их согласия пошлет, то за ним бык стоимостью в восемь овец. 85. За тем, кто вместе с кителем другого аула нанес удар кителю нашего аула, бык стоимостью в восемь овец. 86. Если кто-либо предъявил иск в наследникам умершего относительно долга, числившимся за ним. если об этом не было выявлено в течении сорока дней при двух справедливых свидетелей, то его иск не будет приниматься. Также не принимать иск, после истечения годового срока без доказательства двух справедливых свидетелей о том, что спорный- предмет является его собственностью. 87. За тем, кто испугал и разогнал стадо крупного рогатого скота или табун лошадей, штраф две шали. 88. Согласились взимать две головы овец с не вышедшего для исполнения большой повинности по приказу исполнителя администрации, а также взимать одну мерку с не вышедшего для исполнения «малой» повинности. 89. Жители селения согласились взыскивать возмещение хозяину половину стоимости павшего или пропавшего животного, если пастух оставил животное, не доведя его до стада, или к хозяину. 90. Если «Цадах рачарал» оставили наложенный на кого-либо штраф, то за ними размер не взысканного штрафа. 91. Согласились заставлять «Цадах рачарал» присягнуть полной присягой в большой день о том, числе они в своей деятельности в течение года были справедливы. Присягу будет принимать, на кого укажет кадий или муэдзин при его отсутствии. 92. Наемные работники аула и их рабы приравниваются к жителям аула в штрафах и других положениях. 93. Если кто-либо совершил кражу, ломал двери, посеял чужую землю или насильно завладел чужим домом, то за притеснителем бык стоимостью в пятнадцать овец, если преступление установился свидетелями. Если свидетелей не окажется, то суд будет основываться на известности этого лица среди населения. Если же и то не удается, то прибегнуть к присяге грех человек из каждого рода. 94. Жители селения согласились взимать штраф два быка стоимостью в пятнадцать овец каждый с того, кто продал свою собственность, или подарил ее, или же отчуждал ее каким-либо (шариатским или адатским путем) жителю одного селения из пяти сел или других аулов. Также согласились взимать с него еще за каждый день по две шали до возврата указанного имущества к себе -например, пахотную землю, деревья, сада, а также сенокосные земли или травы для пастьбы. 95. Если ответчик отрицал продажу, мотивируя ев свое право на аренду или дачу в пользовании и другими мотивами, то он подвергается к присяге грех справедливых соприсягателей, согласно адату о краже. 96. Если пастух 6ыкое не дал заменяющему ему по очереди пастуху отчет численности стада, то за ним две шали. 97. За пастухом, которой не дошел до стада до его прогона на пастбище и за тем, кто после окончания своей очереди пастьбы не сообщил следующему, за ним о наступлений его очереди — половина мерки.
|