У каждого дагестанского народа были свои свадебные обычаи, хотя и наблюдались общие черты. Они представляли собой завидную мозаику красок одежды, пунктуальную согласованность действий и широкую гамму настроения. Издавна существовало три формы брака: по сговору, умыкание и колыбельный сговор. Из них самая распространенная – по сговору родителей и с согласия молодых. Колыбельный сговор - это выбор невесты для сына, когда он еще лежал в люльке. Невестами становились девочки с 5,10,11-летнего возраста. Подобные сделки в большинстве случаев оказывались неудачными. Как правило, обрученная с детства девушка потом выходила замуж за другого. Умыкание (похищение) крайне болезненно воспринималось родителями и невесты, и жениха. Да и у народа этот обычай не имел поддержки. Такие ситуации часто приводили к кровавым междуусобицам. Был и обменный брак: это когда семья брала девушку из другой семьи с условием, чтобы выдать свою дочь за ее брата. Имели место и такие браки, которые не пользовались особым уважением со стороны общества. Таковыми считались браки с людьми из другого села и между неполноправными в сословном отношении семьями. Живучей была и такая форма, как внутриродовой брак. Его еще называют эндогамным. Ему отдавали предпочтение потому, что в данном случае внутриродовое имущество (богатство) оставалось в пределах тухума. Такой брак до сих пор имеет место. Самый ответственный цикл - это предсвадебный. Вопрос о женитьбе сына или выдаче дочери замуж решался на самом высоком уровне. Сначала родители, а потом родственники сговаривались между собой. Свадьбу играли в основном после окончания осенних полевых работ. Поиск невесты для жениха был сложной процедурой: учитывались моральный авторитет и материальная состоятельность ее родителей. Иногда сами молодые находили друг друга. Иных сватали родители. Во многих случаях новобрачные не знали друг друга до свадьбы или виделись мельком. Юноше и девушке запрещалось встречаться, в противном случае их жестоко карали. После выбора невесты в некоторых аулах сами родители ходили сватать, в других - посылали почетного человека. Бывало, что родители невесты старались не уронить своего достоинства и не сразу давали согласие. После согласия происходила церемония обручения в присутствии почетных людей. А затем от жениха отправляли подарки невесте. Родители невесты снабжали ее всем необходимым, что в будущем могло ей пригодиться в домашнем обиходе. Все, что давали невесте жених и ее родители, считалось ее собственностью. Самой богатой невестой считалась та, что приносила с собой большое количество медной посуды. А в селениях Зубутли и Инхо на девушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились. В Харбуке невесту встречали у дома жениха выводом к порогу бычка. Затем невесту осыпали мукой и в комнате усаживали на мешок с мукой. В Урада мать жениха при первом посещении дома невесты по поводу сватовства брала с собой девять пирогов из творога и чашку с медом. Если мать невесты не брала принесенного, то это означало отказ: сватовство не состоялось. В селении Ванашимахи перед приходом невесты жених находился за дверью комнаты. Когда невеста входила в нее, он три раза ударял ей по спине в знак своей власти над ней с этого момента. У мурегинцев был такой обычай. По пути от дома невесты до дома жениха с крыш домов на невесту сыпали муку. Это означало пожелание, чтобы невеста в дальнейшем не знала нужды в муке. Сопровождающие невесту не входили в дом жениха и требовали от его родителей подрезать ухо буйволицы или коровы и привести к невесте. Эта скотина становилась собственностью молодожёнов. После этого требовалось постелить под ноги невесты ковер или палас. Затем свекровь давала невестке три ложки меда, чтобы жизнь невестки была такой же сладкой, как мед. В с. Эрпели до свадьбы парень должен был избегать родственников невесты, а невеста - родственников жениха. Жених и невеста не появлялись в общественных местах. Во всех дагестанских аулах по дороге в дом жениха молодежь преграждала путь свадебному кортежу, требовала выкупа и не пропускала, пока его не получала. Во время свадьбы жених не присутствовал дома - находился у друга и возвращался глубокой ночью, когда все расходились, за исключением близких друзей. При приближении балхарской свадебной процессии у каждых ворот зажигали костры. Для танца на площади села жениха и невесты играли особую мелодию. На этот танец женщины приходили в особых широких платьях. В селении Бурдеки девушку не выдавали за парня, не умеющего угонять ханский скот. Этот обычай означал, что жених не оставит невесту в голоде. Автор: Гапиз Нурмагомедов
|