Вторник, 05.11.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Февраль » 17 » Русско-турецкая война (1828—1829) и завершение вхождения Северо-Западного Кавказа в состав России
19:56
Русско-турецкая война (1828—1829) и завершение вхождения Северо-Западного Кавказа в состав России

Положение на Северо-Западном Кавказе оставалось крайне тревожным. Происки османской агентуры в Закубанье и нападения на русские посты еще более усилились во время подготовки и ведения шахским Ираном войны с Россией. В 1824—1825 гг. царские войска вновь разрушили ряд аулов в Закубанье: сопротивление требованиям российских властей в Закубанье возглавляли местные феодалы, тесно связанные с Османской империей доходами от продажи в рабство людей, а также от сбыта ценной древесины (самшита), мехов, кож и шерсти.

Простой же народ не желал оказаться под султанским владычеством. В 1826 г. в Анапу прибыл новый паша Хаджи Хассан-оглу и потребовал от ближайших селений присяги на верность султану. Лишь немногие старшины за подарки готовы были на это, но горские крестьяне решительно воспротивились. От шапсугского «простого народа», натухайцев и абадзехов к русскому командованию поступали просьбы о покровительстве.

Положение на Северо-Западном Кавказе во многом осложнялось назреванием войны России с Османской империей. Разногласия между ними охватывали и балканские проблемы и дела Кавказа. В 1826 г. российское правительство стало более решительно поддерживать восстание греков против османского ига и достигло соглашения с британским кабинетом об урегулировании положения в Греции на основе предоставления грекам широкой автономии. Но Порта не давала на это согласие и не верила в то, что обе державы применят силу в защиту греков. Правительство России требовало вывода османских войск и уточнения границы в гирлах Дуная, добивалось от Порты выполнения обязательств предоставить самоуправление Сербии и устранения препятствий для торговли через Черноморские проливы, возникших во время военных действий против греков. На Кавказе оно требовало от Порты признания принадлежности России добровольно вошедших в ее состав Грузии, Имеретин, Мингрелии, Гурии и Абхазии. Обо всем этом Порте были направлены ультимативные требования 142.

Султанское правительство надеялось выиграть время, чтобы успеть подавить Греческое восстание. Порта сделала вид, что принимает pocсийские требования, не касавшиеся Греции. 25 сентября (7 октября)1826 г. в Аккермане была подписана русско-турецкая конвенция, по которой Порта отказывалась от своего произвольного толкования Бухарестского мира и признавала существующие границы с Россией на Кавказе. Обязательства Порты относительно Дунайских княжеств и Сербии подтверждались отдельными актами, приложенными к конвенции, подписание которой на время отсрочило войну с Россией

Дальнейшие события опрокинули расчеты султанского правительства на полный разгром греческих повстанцев с помощью египетских войск. Греки отчаянно защищались, а 6 июля 1827 г. Россия, Англия и Франция заключили Лондонскую конвенцию о Греции. По настоянию России в нее включена была секретная статья о применении к Порте «принудительных мер», если она не согласится на посредничество трех держав и на автономию Греции. 20 октября 1827 г. эскадра трех держав вошла в Наваринскую бухту и в ответ на огонь с османской стороны уничтожила в Наваринской бухте турецко-египетский флот, что предотвратило высадку сильного войска египетского паши и массовое истребление греков. Наиболее решительно действовало русское командование и его корабли.

Но после Наваринского боя Англия решительно отказалась от дальнейших военных мер против Порты, а правительство Австрии было в ярости и пыталось подготовить вмешательство западных держав против России, уже втянутой в войну с Ираном. В расчете на обострение разногласий между западными державами и Россией Порта резко изменила курс и решилась на войну144. В конце декабря 1827 г. был обнародован султанский «хатти-шериф» с объявлением о расторжении Аккерманской конвенции и призывом к джихаду, или священной войне, против русских 145. Российские подданные в Османской империи подверглись грабежам и репрессиям. Формально Порта выдавала хатти-шериф за свое внутреннее дело, но фактически он означал войну. 2(14) апреля 1828 г. царский манифест возвестил, что Россия вступает в войну с Османской империей, но не замышляет ее «разрушения». Главным театром военных действий был Балканский п-ов. Взятие османских крепостей оказалось нелегким и замедлило наступление русских войск, совершавшееся при поддержке болгарских, молдово-валашских ополченцев. Только осенью 1828 г. русские войска овладели Варной, но переход через Балканы пришлось отложить до будущего лета. На Кавказе дела шли более успешно, но не имели решающего значения ввиду отдаленности военных действий от османской столицы. В мае русские корабли и войско блокировали главный османский оплот на побережье Северного Кавказа — Анапу.

Мощные укрепления Анапы были построены с помощью иностранных инженеров еще в 1781-1782 гг. в 30 верстах южнее устья р. Кубань. Крепость имела толстые степы, ров, артиллерийские батареи и гарнизон более 4 тыс. человек. Овладение ею должно было лишить Османскую империю военного плацдарма на Северо-Западном Кавказе, создать более благоприятные условия для расширения торговых и других связей кавказских народов с Россией, ликвидировать постоянный очаг работорговли и диверсий. Решено было нанести по Анапе комбинированный удар с моря и суши. Туда было направлено 11 крупных и столько же малых судов с десантным отрядом в 3148 человек, а с суши к Анапе двинулся Таманский отряд - 1 тыс. человек с 20 орудиями. Морскими силами командовал вице-адмирал С. К. Грейг, а сухопутными операциями - бездарный контр-адмирал кн. А. С. Меншиков. Османскому гарнизону помогла часть местных феодалов. Попытки взять крепость штурмом не удались, после чего была установлена блокада и велся сильный артиллерийский обстрел. Приготовления русских войск к новому штурму и безуспешность турецких вылазок принудили анапский гарнизон капитулировать (12 июля 1828 г.). Было взято 85 орудий, много ружей боеприпасов и продовольствия 146.

Взятие Анапы, по тем временам очень мощной крепости, и дальнейшие успехи русских войск в Закавказье произвели большое впечатление на закубанские народы. Горское крестьянство окончательно отшатнулось от феодалов, ориентировавшихся на Османскую империю. Феодальные верхи карачаевцев пытались оказывать сопротивление, но 21 октября 1828 г. их отряд был разбит русскими войсками генерала Г. А. Эммануэля, после чего депутация карачаевцев во главе с Исламом Крым-Шамхаловым подала «прошение» от «карачаевских владельцев» и «черного народа на верность России» 147.

В Закавказье отряды русских войск еще летом 1828 г. с боями взяли Поти, Каре и Ахалцих. Грузинское и армянское население встречало русских как своих избавителей и помогало им, но вынудить Порту к миру могло только движение русской армии через Балканы в сторону Константинополя. Возможные последствия этого вызывали сильнейшую озабоченность в западных столицах.

Зная это, российское правительство заранее объявило, что не имеет в виду никаких территориальных присоединений на Балканском п-ове. Вопреки распространенному в Западной Европе мнению, Николай I, Нессельроде и много высших сановников империи действительно были убеждены в ненужности для России захвата проливов и не желали распадения Османской империи. В случае, если бы оно совершилось помимо воли России, петербургское правительство находило целесообразным превращение Константинополя в «вольный город» под международным контролем.

Совершенно секретная записка Нессельроде, одобренная Николаем I, еще перед войной отмечала, что цель России не в «сокрушении Оттоманской империи и не в овладении Константинополем, а лишь в выполнении Лондонского договора и сохранении важных преимуществ, обеспеченных Аккерманской конвенцией». Нессельроде указывал посланнику в Турции Рибопьеру на ненужность Константинополя для России и заинтересованность ее в сохранении Османской империи как соседа более слабого и менее опасного, чем западные державы148.

Нессельроде заранее уведомил лондонский и парижский кабинеты и о том, что на Северном Кавказе Россия намерена присоединить Анапу, ибо «она служит складом оружия воинственным племенам, населяющим берега Кубани, и крепость Поти в устье р. Рион, имеющую почти то же значение» 149. Столь откровенные объяснения успокоили французское и отчасти даже английское правительства и способствовали тому, что предложение Меттерниха созвать европейский конгресс для «умиротворения Востока», чтобы вынудить Россию отказаться от своих целей, не получило отклика. Западная граница России была в относительной безопасности, ибо Пруссия стремилась к укреплению связей с Россией и не хотела усиливать влияние Австрии.

В 1829 г. русские войска в Закавказье овладели Эрзерумом, а на Балканах армия И. И. Дибича перешла горы и заняла Адрианополь. Путь к османской столице был открыт, и это решило исход войны. 22 августа (2 сентября) был подписан Адрпанопольскпй мир. условиям Порта предоставляла полную автономию Греции и самоуправление Сербии, обязывалась соблюдать привилегии Дунайских княжеств и дать согласие на уточнение границы в гирлах Дуная.

В целом поражение Османской империи и Адрианопольскии мир сильно укрепили влияние России в Константинополе, ослабили позиции Османской империи в Европе и на Кавказе, и западные державы не смогли помешать этому. Возражения британского кабинета против включения в состав России 'значительной части восточного побережья Черного моря и Ахалциха были решительно отклонены в Петербурге. Сразу же после Адрианопольского мира осенью того же года Особый секретный комитет из наиболее влиятельных сановников Российской империи подтвердил мнение Николая I и Нессельроде о нежелательности овладения Босфором, ибо в этом случае западные державы «могли сделать гораздо более выгодные приобретения, чем Россия». Комитет нашел, что сохранение Османской империи в том виде, как она вышла из войны, «более полезно, нежели вредно, для интересов России»150.

Вопреки реакционности и агрессивности царизма победа России над шахским Ираном и Османской империей имела объективно прогрессивное значение для народов всего Балканского п-ова и Кавказа. Поход русской армии через Балканы оказался решающим для воссоздания независимой Греции, для возможного дальнейшего продвижения Сербии, Валахии и Молдавии к упрочению автономии, а затем и к независимости от Османской империи. Туркманчайский и Адрианопольский договоры явились эпохального значения вехой в освобождении большей части армянского народа от шахского и султанского гнета, избавлении армян и грузин от постоянной угрозы физического истребления, упрочили безопасность народов Кавказа и Закавказья в рамках централизованного Российского государства.

Признание Портой Закубанья на «вечные времена» владением Российской империи наносило решающий удар попыткам Османской империи подчинить его своему владычеству и закрывало пути для вывоза рабов с Северного Кавказа.

Итоги войн России с шахским Ираном и Османской империей в первой трети XIX в. закрепляли результаты векового процесса поэтапного и добровольного, в основном, вхождения народов Северного Кавказа в состав России, присоединения к ней этого обширного региона, оформляли юридическое признание шахским Ираном и султанской Турцией принадлежности Северного Кавказа и большей части Закавказья к России.

По своему развитию Россия намного опережала отсталые шахский Иран и Османскую империю. Ф. Энгельс писал, что «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку, господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей…»151.

На Северном Кавказе создавались предпосылки для дальнейшего искоренения работорговли, феодальных разбоев и грабежей, произвола князей, ханов и беков, вовлечения народов Северного Кавказа в общероссийский рынок, дальнейшего развития их взаимных связей с русским народом, открывался путь влиянию на них передовой русской культуры и общероссийского освободительного движения против царизма.

Примечания:

141 Фадеев А. В. Указ. соч. С. 336-338

142 ВПР. Т. 14. Док. № 142, 144, 148 is' 166, 177, 203, 205. Примеч. 149' 210 298.

143 Подготовка и ход переговоров в Аккермане впервые детально освещены в кн.: ВПР. Т. 14. Док. № 224-226 Примеч. 298.

144 Шеремет В. И. Турция и Адриано-польский мир 1829 г. М., 1975 С 22 32-35, 192.

145 Текст султанского «хатт-и-шерифа» во французском переводе см.: Ргоkesch-Osten A. Geschichte des Abfalls der Griechen vom Turkischen Reiches... Wien, 1867. Bd. 6. S. 140-144.

148 Ляхов В. А. Анапская десантная экспедиция 1828 г. // Учен. зап. Ярослав, пед. пн-та. 1870 г. Вып. 76. История С. 3-12.

147 Карачаевцы. Черкесск, 1978. С. 26; см. также: Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1967. Т. 1.

148 Письмо гр. К. В. Нессельроде Николаю I от 20 дек. 1827 г. (1 янв 1828 г.)//АВПР. Ф. Канцелярия Д. 6972. Оп. 1. Л. 221-251; Д. 108 Л. 329-335; Д. 2995. Л. 253-257

149 Письмо гр. К. В. Нессельроде кн. X. А. Ливену и гр. К. Поццо ди Борго от 25 дек. 1827 г. (6 янв 1828 г.)//АВПР. Ф. Канцелярия. Оп. 1. Д. 6972. Л. 252-261.

150 Мартене Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами... СПб 1878. Т. 4. С. 438-439.

151 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27. С. 241.

Источник:

История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.).— М.: Наука. 1988.— 659 с.

Просмотров: 1578 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024