Этот период характеризовался важными социально-экономическими сдвигами, связанными с проникновением в экономику цахуров, как и других народов Дагестана, элементов капиталистических отношений, увеличившимся объемом связей с близкими и более дальними соседями и т.д. Все это накладывало определенный отпечаток на бытовую культуру, способствовало проникновению инноваций, которые значительно обновляли ее традиционно-бытовой пласт. В задачу исследования входило выявление тех черт бытовой культуры цахуров, которые являлись продуктом ее спонтанного, внутреннего саморазвития и составляют фонд так называемой этнической культуры. Другая сторона этой же задачи состояла в изучении тех элементов бытовой культуры, которые являлись результатом контактов и взаимодействий цахуров с соседними этносами. В этом отношении особенно большой интерес представляет исследование бытовой культуры азербайджанских цахуров, проживающих на южных склонах гор Большого Кавказа. Длительное соседство с азербайджанским народом привело к образованию у них значительного фонда азербайджанских заимствований. Конкретные примеры этого рода мы постарались дать в настоящем исследовании. Актуальность работы предопределена уже самим выбором предмета изучения, ибо исследование бытовой культуры всегда было одной из главнейших задач этнографической науки. Очевидно, что актуальность подобного рода исследований особенно повысилась именно сейчас, когда, как мы уже говорили, было сформулировано само понятие "бытовая культура", открывшее новые возможности для анализа этнографической действительности. Предпринимаемое исследование обуславливается тем обстоятельством, что этнографическое изучение цахуров до сих пор остается малоизученной областью дагестановедения. Однако без знания истории и этнографии цахуров - одного из коренных народов Дагестанской АССР - невозможно представить целостную картину этнокультурного развития региона. Это обстоятельство объективно требует устранения существующего до сего времен пробела и реконструкции историко-этнографического прошлого одного из интереснейших народов Кавказа. Своим исследованием мы попытались внести определенный вклад в изучение этой актуальной проблемы. Исследованием зафиксирован тот традиционный слой бытовой культуры цахуров, который в настоящее время все сильнее размывается в условиях современной научно-технической революции и связанной с ней тотальной урбанизацией. Этот процесс, безусловно, прогрессивный в общеисторической перспективе, тем не менее, чреват некоторыми издержками, в частности, неоправданной утратой многих положительных традиций прошлого, которые с успехом могли бы служить в нашем обществе. Изучение этих традиций и заложенного в них позитивного заряда позволит использовать их в самых разных областях нашей жизни. Например, знание веками выработанного опыта местных скотоводов, несомненно, окажет помощь современным специалистам в этой области хозяйства. Приемы и методы традиционного домостроения могут и должны учитываться архитекторами при проектировании зданий в условиях дагестанского высокогорья. Положительные обычаи в семейной жизни такие, как почитание родителей и вообще лиц старших возрастных групп, трудолюбие, взаимопомощь и взаимовыручка и др. должны пропагандироваться и внедряться в нашу жизнь. Для этого и требуется тщательное этнографическое изучение традиционной бытовой культуры цахуров. Кроме того, данные настоящего исследования окажутся полезными при подготовке и завершении фундаментального издания по истории Дагестана, а также окажут помощь преподавателям истории вузов и школ республики полнее и глубже освещать ряд вопросов исторического прошлого цахурского народа. Что касается этнографических сведений по цахурам Азербайджана, то они привлекаются лишь в сравнительном плане. Такая направленность исследования не случайна. Территориальная разобщенность цахурского этноса, являвшаяся существенным фактом его этнической истории уже на протяжении двух веков, привела к возникновению значительных различий в бытовом облике обеих групп народа. Если цахуры, проживающие ныне на своей автохтонной территории, развивались в русле традиционной этнической культуры, то группы, мигрировавшие на южные склоны Кавказкого хребта, испытали и продолжают испытывать сильное влияние соседствующего азербайджанского этноса. Мощные ассимиляционные процессы, затронувшие все уровни бытовой культуры этой части цахуров, привели к ее значительному сближению с азербайджанской культурой. Традиция собирательного обозначения народов Южного Дагестана была характерна и для средневековых армянских и грузинских источников. В частности, во-первых, народы Южного Дагестана фигурируют под этнонимом "лек", "лакзи", а во-вторых, "леки", "леги". Конечно, собирательное значение отмеченных этнонимов затрудняет непосредственное их соотнесение с интересующим нас народом. Однако вдумчивый анализ письменных свидетельств, в которых они встречаются, может дать определенные ориентиры для восстановления древней и средневековой истории цахуров. Между тем в этот период в грузинских и армянских источниках встречаются хоть краткие, но прямые указания о собственно цахурах. Особую ценность в этом отношении представляют грузинские летописи, которые упоминают о стране и народе Цукети. Что касается армянских источников, то, по предложению З.А. Никольской, цахуры в них известны под именем "цахайков". Исследователь, к сожалению, не уточняет, какой конкретно источник имеется в виду, но, по всей вероятности, речь идет об Армянской Географии YII в. ("Ашхарацуйц"), принадлежащей перу Анания Ширакаци, в которой действительно встречается подобный этноним. Другую группу литературных публикаций о цахурах представляют собой работы, в которых предпринимались попытки осветить исключительно политическую историю цахуров, становление и развитие Елисуйского султанства, особенности управления и общественного устройства этого государственного образования. Здесь следует подчеркнуть, что дореволюционная историография мало интересовалась древнейшим периодом истории цахурского народа. Ее внимание было сосредоточено, в основном, на событиях нового времени, а конкретно на периоде колониальной экспансии царской России в этот регион. Это вполне понятно, так как Джаро-Белоканские вольные общества и тесно связанное с ними Елисуйское султанство играли весьма значительную роль во всем Закавказье и царской администрации долго приходилось считаться с этой реальностью. Наконец, третью группу публикаций о цахурах составили работы, в которых нашли отражение сведения этнографического характера. Как уже отмечалось, они немногочисленны и поэтому каждая, даже мельчайшая крупица информации, представляет для нас большую ценность. Весьма интересна работа А. Посербского. В ней также содержится материал о поселении дагестанцев в Закавказье, о завоевании царскими войсками Джаро-Белокан и т.д. Однако автор не вносит сюда ничего нового. Гораздо важнее, что его внимание привлекли другие сюжеты. В частности, он обратил внимание на тухумную организацию цахуров. Правда, его рассуждения несколько наивны и далеко отстоят даже от тех знаний, которые к тому времени стали уже достоянием русской науки. Так, "тухум, - по мнению А. Посербского - это семейство с главою и рабами-нукерами, т.е. прислугой ". Общественный строй Закатальских обществ А. Посербский считал республиканским; основными сословиями - духовенство, свободных земледельцев (цахкры; "лезгины" по его терминологии) и зависимые крестьяне (ингилойцы и мугалы). Наиболее ценную часть работы А. Посербского составляют сведения о поселениях и жилищах местного населения, замечания по свадебным обычаям и семейному быту, пище, одежде. Разнообразные и очень добротные сведения сообщает анонимный автор в своей статье, посвященной экономическому быту жителей Елисуйского наибства. Автор указывает, что вследствие разнообразия почвенных и климатических условий, развитие земледелия в различных местах Елисуйского наибства неодинаково: чем ниже к плоскости, тем его успехи значительнее. Автор перечисляет основные возделываемые культуры ( пшеница, ячмень, просо, чалтик), указывает на важное значение полива для местного хозяйства и отмечает хорошую организацию здесь оросительного дела. Автор подробно останавливается на скотоводстве, которое считает главной отраслью цахурского хозяйства. В работе Д. З. Бакрадзе дается характеристика социально-экономического и поземельного устройства в Закатальском округе. Хотя автор порой почти текстуально следует за уже опубликованными работами (например, за работой А. И. Фон-Плотто), данная статья интересна, так как в ней есть и оригинальный материал, в частности, основанный на использовании данных из журнала Закатальской сословно-поземельной комиссии. Любопытные заметки о своем путешествии в Дагестан оставил К. Ф. Ган. Он посетил, в частности, территорию бывшего Елисуйского султанства, побывал в аулах Сарыбаш и Гельмец. Хотя этнографические сведения в работе очень краткие, они, тем не менее, во многом дополняют наши представления о предмете. К этому ряду работ примыкают и другие записки путешественников, посетивших Дагестан, и, в частности, цахуров. Эти поездки преследовали самые различные цели - от научных до развлекательных. Сведения этнографического характера встречаются лишь попутно, но при отмеченной скудности литературы по цахурам и эти краткие упоминания очень ценные. Примерно в это же время появляются другие работы советских историков, в которых освещались вопросы общественно-политического и земельного устройства цахуров Азербайджана. В этих работах были подвергнуты критике концепции некоторых русских буржуазных историков XIX в. в освещении некоторых моментов истории кавказских народов, в том числе цахуров. Советский кавказовед А. Н. Генко в своем докладе на 2-й сессии Ассоциации арабистов впервые осветил много неясных вопросов, связанных с историей народов Кавказа и, в частности, цахуров. В начале 1950-х гг. в Дагестане работала специальная этнографическая экспедиция в составе Л. И. Лаврова, В.К. Гарданова, З.А. Никольской, Б.А. Калоева и др., имевшая целью сбор полевого материала народов. Участник экспедиции З. А. Никольская посвятила цахурам несколько публикаций. В которых есть немало ценных фактов описаний жилища, хозяйства, других сфер материальной и духовной культуры цахуров. З.А. Никольская является также автором очерка "Цахуры", помещенного в известном издании "Народы Кавказа". Ценный материал по этнографии цахуров содержится в работах М. М Ихилова. В одной из первых своих публикаций автор дает краткие, но чрезвычайно информативные сведения по самым различным элементам традиционной бытовой культуры народа. Позднее автор вернулся к изучению народностей лезгинской группы, опубликовав обобщающую монографию, в которой рассматриваются вопросы этногенеза, хозяйства и материальной культуры, семейного быта, духовной культуры этих народов, в том числе цахуров. В последнее время вышло несколько работ, посвященных изучению материальной культуры цахуров. Традиционное жилище было исследовано С. О. Хан-Магомедовым. Автор по профессии - архитектор, поэтому материал в статье рассматривается под специфическим углом зрения. Однако взгляд архитектора оказывается весьма полезным этнографу. С. О. Хан-Магомедов лично объездил цахурские аулы, провел тщательные обмеры жилищ и дает подробные описания жилых и хозяйственных построек, культовых сооружений. Статья снабжена рисунками и схемами, что делает изложение зримым и наглядным. Поздние традиционные поселения и жилища стали предметом изучения в специальной статье А. И. Исламмагомедова. Автор рассматривает эти элементы материальной культуры не обособленно, а в контексте реального быта, с учетом разнообразных факторов и условий хозяйственной и общественной жизни, которые формировали конкретные формы и типы поселений и жилищ. Это позволило автору выявить несколько ступеней, которые прошло цахурское жилище, в соответствии с этапами развития социально-экономического уклада и семейно-брачных отношений. Другой элемент материальной культуры - одежда - исследовалась А. Г. Булатовой. Обобщив соответствующий материал, автор приходит к выводу , что особенностью национальной одежды цахуров является сходство в покрое мужского и женского костюмов. Автор установил близость одежды цахуров к одежде других народов Дагестана. В то же время сопоставительный анализ привел А. Г. Булатову к выводу, что на одежду цахуров оказали большое влияние соседние азербайджанцы. Исследование А. Г. Булатовой внесло существенный вклад в этнографическое цахуроведение. Сведения по традиционной одежде цахуров содержатся также в сводном труде С. Ш. Гаджиевой, посвященном изучению этого элемента материальной культуры народов Дагестана. Земледельческое хозяйство цахуров изучалось М. Агларовым. Автор отмечает неравномерность сосредоточения разных отраслей хозяйства в Южном Дагестане и показывает формы осуществления двусторонних хозяйственных отношений цахурского населения по обеим экспозициям Главного Кавказского хребта. Далее автор рассматривает вопросы о сельскохозяйственных культурах, возделывавшихся народами Южного Дагестана, в том числе цахурами, о террасной системе земледелия, которую автор считает крупным агротехническим достижением горцев, о способах удобрения почвы и др. Другая отрасль хозяйства цахуров - скотоводство - исследовалась М.-Г. А. Гаджиевым. На основании собственных полевых наблюдений и обобщения литературных данных, автор обстоятельно рассматривает ряд аспектов проблемы. Собранный и проанализированный материал представляет большую ценность; особенно интересны сведения по эмпирическим знаниям народа по уходу и содержанию скота. Большую помощь в работе нам оказали сводные труды по истории Дагестана, в которых сконцентрирован материал, подытоживший усилия целого поколения отечественных историков по изучению прошлого его народов. В нашем исследовании мы опирались также на работы, посвященные изучению истории и этнографии других народов Дагестана. Генетическая общность всех народов региона, связи и взаимовлияния практически во всех сферах бытовой культуры делают вполне оправданным и необходимым проведение широких сравнительных параллелей и сопоставлений.
|