«Сказок прекрасней, богаче мечты – наше любимое Ахты» Ахты (Ахцагьар или Ахцагь) – крупнейший аул на юге Дагестана, в центре Самурской долины – столица Лезгистана. Проживает около 15 тыс. человек. Аул расположен на высоте 1054 м. над уровнем моря, у впадения р. Ахтычай в Самур, которая делит село пополам на Кузейскую и Гюнейскую сторону, что означает солнечная и теневая стороны. Существует несколько версий, относительно названия селения. Согласно одной из них, «цагь» – имеет несколько значений: огонь, очаг, дом, жилище, село. «Ах» – в пралезгинском языке означало «наш» «родной». Ахцагь –«родной аул», «наше селение». По другой версии название селения Ахты происходит от еврейского «ахоти» – «сестра». По легенде один из уважаемых священнослужителей, узнав, что полчища Надиршаха готовы уничтожить население за отказ принять ислам, первым принял ислам и выдал свою сестру за одного из предводителей персидского войска. Село было переименовано в Ахоти, которое со временем видоизменилось в «Ахты». У местных лезгин сложено много легенд и песен на эту тему. Предания гласят, что выдача еврейки замуж за предводителя мусульман смягчила сердца последних, и многим евреям удалось скрыться в горах, избежав отступничества. Время принятия ахтынцами мусульманства, согласно историческим источникам, совпадает с нашествием Надиршаха, что подтверждает народные воспоминания. Мне же особенно понравилась следующая анекдотичная версия. «В древности к одному жителю аула приехал гость. Хозяин дома угощал гостя отличной бузой. Но постоянно наливал гостю меньше, чем себе, а чтобы тот не обижался, приговаривал: «Ах, ты! – будто это случилось нечаянно. В следующий раз, только хозяин примерился разлить бузу, гость сказал: «Почтенный кунак, нельзя ли хоть один раз сделать мне «Ах, ты». Так это название и закрепилось за аулом». Про Ахты можно долго говорить, что это село самое-самое. Это самое старинное из постоянно существующих поселений в России! Это самое крупное селение Дагестана! Это самый южный райцентр в России! Живут здесь представители одной из многочисленных коренных народностей Дагестана – лезгины, общая численность которых около 500 тыс. чел. Ахтынцы в быту пользуются своим диалектом, который отличается от литературного лезгинского языка. Как утверждают жители, он обладает своим неповторимым блеском и ароматом, глубокой образностью, фразеологической изощренностью, мелодичностью, мягкостью, нежностью и поэтому ни один местный житель, даже самый образованный и интеллигентный, не может отказаться от него. Ахты возник не позднее V в. до н.э. К этому периоду относится первое упоминание о нем, как об одном из центров Кавказской Албании. Тогда это была большая область, состоявшая из многих населенных пунктов, жители которых именовались легами. Областью управлял правитель – назначавшийся царем Кавказской Албании, резиденция которого находилась в г. Кабала. Местные племена жили патриархально-родовым строем. Они почитали богов солнца, неба и луны. У них был распространен обычай захоронения человека в скорченном положении в огромных кувшинах. Такие кувшины найдены в Ахтах и недалеко от с. Кара-кюре также, входившего в состав области Ахцагь. В местном краеведческом музее имеется немало древних изделий албанских мастеров: монеты, бусы из камней, украшения, различные серьги, браслеты из металла Ахты всегда славился своими богатырями. Первым легендарным героем был Шарвили – сын простого горца-чабана, наделенного исполинской силой, защитника бедных и бесправных, который чтится народом на протяжении многих веков. С 1999 г. ежегодно в конце июня, на гостеприимной ахтынской земле проходит праздничное мероприятие, посвященное лезгинскому народному героическому эпосу «Шарвили». «Шарвили – не просто эпос, это звонкий гимн и звонкая песнь о надежном народном заступнике и защитнике, идея, очень созвучная нашим современным реалиям и потребностям народов Дагестана», – сказал один из выступающих гостей. О наступлении дня Шарвили, по традиции, возвещают мелодии зурны, разносящиеся по окрестностям с горы Келез-хев, на склонах которой памятник – пантеон Шарвили. В этот день организовываются праздничные майданы, выступают музыкальные коллективы, ашуги, профессиональные исполнители, проводятся спортивные состязания. Исполняется «Песнь о смерти Шарвили» – печальная народная песня, плач матери о погибшем сыне, созданная еще во времена Кавказской Албании. В песне говорится о том, как Шарвили любил родной край, помогал людям защищаться от врагов, а теперь, когда сын убит, наступило всеобщее горе: «Долина Тури стала кровавой, мой Шарвили родимый. Уносит красные воды Алпан-река, мой Шарвили родимый» «Родину,– причитает его мать, – которую так мужественно защищал Шарвили, погубил царь Албании». Согласно легенде, перед смертью Шарвили обратился к ахтынцам; «Если будет вам трудно, поднимитесь на гребень горы Келез-хев и трижды позовите меня. Я приду к вам на помощь». В музее Дагестанского госуниверситета хранятся две медные монеты с именем царя из династии Селевкидов – Антиоха IV Эпифана (176-164 гг. до н.э.). Первая монета: аверс – голова мужчины вправо, волосы перехвачены лентой с розеткой, вокруг головы – точечный ободок; реверс – орел, надпись на трех параллельных строках – (Антиоха бога явленного). Вторая монета отличается, только тем, что на голове мужчины диадема. Монеты были обнаружены около совхоза им. Герейханова. Находка селевкидских монет в Южном Дагестане доказывает, что сюда проникали купцы из Сирии или Месопотамии. В Шаракунском могильнике, расположенном там же, были найдены стеклянные позолоченные бусы, центры производства которых были в Александрии и Сидоне. Могильник датируется VI-I вв. до н.э., т.е. скифским и албано-сарматским временем. Ахты не зря называют душой лезгинского народа. Во все времена это селение занимало центральное положение в системе южных районов Дагестана. Это касалось и Кавказской Албании, и раннего средневековья, когда она стала столицей Лакза. Это поистине благодатный край: прекрасный кисловодский воздух, ессентукские целебные воды, плодородная долина, полезные ископаемые, две реки Ахты-чай и Самур, нескончаемые сады, в которых произрастают различные виды фруктов. Ахтынские яблоки издавна славились на Ближнем Востоке, в Средней Азии, России. Лезгинский поэт Гаджи Ахтынский писал: «Что за чудо-родина этот аул?!», а поэт Тагир Хрюгский сравнил селение с раем. Не случайно дикие племена, восточные орды и многие государства устремлялись в вожделенную Самурскую долину. Согласно преданию Нуширван, будучи еще царевичем проживал в Дербенте и, услышав о целебных минеральных водах близ Ахты, послал родственника с несколькими нукерами испытать их. Получив восхищенные отзывы, отправил туда 60 персидских семей и 300 воинов, которые близ вод основали деревню и устроили бани. В это время прибывшие иранцы построили на горе крепость «Шах-баны» и долгое время, вели борьбу с пришедшими в Самурскую долину хазарами, также имевшими желание захватить Ахты. Это событие произошло в 530 г., т.е. почти полторы тысячи лет тому назад. Ахтынская земля богата различными минеральными водами. Источники содержат 3 вида минеральных вод: сероводородные, радоновые и йодо-бромные. Температура воды колеблется от 38-40°C до 65-68°C. Здесь находится бальнеологический курорт «Ахты» Большую роль в продвижении дагестанского общества к цивилизации сыграл приход в самурскую долину в VII в арабов, распространение ислама и мусульманской культуры. В этот период Ахты и соседние аулы входили в состав раннефеодальной области Лакз. Этнограф XIX в Ханыков, исследуя эпиграфические надписи на камнях в стенах древних строений Ахтинского района, писал, что превосходство памятников куфической письменности Самурского округа ясно указывает, что именно здесь скорее, чем где-либо, привился арабский элемент. Благодаря арабам и исламу горцы освоили грамоту, возвели величественные здания мечетей, переписывали Коран и другую литературу, развивали науку и образование. По преданию в VIII в. в Ахтах побывал араб Абу-Муслим, построивший здесь одну из старейших мечетей. Сейчас на этом месте находится Джума-мечеть (1899 г.), которая стоит на фундаменте соборной мечети Абу-Муслим ад-Димашки. Уже в это время селение славилось своими мирового значения коврами, не уступающими по красоте и изяществу известным персидским и афганским изделиям. В XVII-XVIII вв. в Самурской провинции образовалось 5 вольных обществ, из них два – под эгидой Ахтов. Это сплотило население аулов, расположенных вокруг Ахтов. Руководили обществами ахтынские аксакалы. Ахтыпаринское общество имело свой устав, согласно которому: 1. Без ахтынских посредников жители остальных аулов не имели права решать свои спорные вопросы; 2. По первому требованию ахтынцев они должны были являться на помощь, в свою очередь, каждое селение имело право на защиту ахтынцев; 3. Ахтынские аксакалы и эфенди проверяли исполнение закята жителями подчиненных аулов (в пользу своих неимущих); Интересно, что если жители какого-либо аула Ахтыпаринского общества обращались за посредничеством в Ахты и получали отказ, то они уже нигде не могли найти посредников, на том основании, что дело, должно быть, крайне запутанное или же нечестное, «ежели ахтынцы – самые умные и старшие из братьев-самурцев» – отказались от участия в нем. В 1809 г. Ахтыпаринское вольное общество изъявило желание получить российское подданство и в феврале 1811 г. подданство было оформлено документально. В акте подчеркивалось, что «отрицая отныне навсегда самовластие, они обязались признавать над собой только власть России и не иметь никаких сношений с врагами России, признавать только ее власть и подчиняться русскому правительству». В XVIII в. в Ахты была построена крепость. Она прикрывала одно из двух удобных мест для переправы через реку и служила резиденцией персидских наместников, а потом и местом дислокации русского гарнизона. В разгар народно-освободительной борьбы Дагестана во главе с имамом Шамилем, генерал Головин в 1839 г. основал и в короткие сроки завершил строительство Ахтынской крепости, по периметру которой были расположены бойницы с пушками и смотровые площадки. Вокруг крепости был сооружен глубокий ров, служивший преградой нападавшим. В 1848 г. крепость прославилось геройской защитой против войск Шамиля. Визитная карточка современных Ахтов – мост, построенный итальянскими архитекторами в начале ХХ в. Над Джума-мечетью возвышается гора Келез-хев – со смотровой площадки которой открывается потрясающий вид на долину Ахты-чая и Самурский хребет. На месте этой площадки в начале ХХ в. были видны остатки древней крепости Шах-Бани, существовавшей еще до татаро-монгол. В Ахтах создан краеведческий музей, равного которому нет в других селениях Дагестана. Инициатива создания и работа по сбору поистине бесценных предметов старины принадлежит династии музейных работников Нурудина Дагларова, его сына и внука. Напротив музея расположен сквер им. Валентина Эмирова – первого Героя Советского Союза – ахтынца. Ахтынцам есть чем гордится. Именно в Ахтах в 1906 г. появился первый в Дагестане профессиональный драматический театр. А в ноябре 2008 г. ахтынцы отмечали 100-летие со дня рождения первой дагестанской балерины, заслуженной артистки ДАССР Аллы Джалиловой, единственной дагестанки, которая 30 лет была в числе солирующего состава Большого театра в Москве. Ее имя внесено в балетную энциклопедию России и в летопись Большого театра.
|