Называемый в связи с географическим расположением «Северными воротами», город Гусар является последним крупным населенным пунктом на севере Азербайджана. Поднявшись по тропе за щитом с надписью «Гусар» при въезде в город, можно добраться до местечка Гачагуч и выпить в раскинувшемся на высоте лесу ароматный чай. Кстати, это единственная точка, с которой открывается прекрасная панорама на весь город. В расположенном под Гачагучом ущелье находится местность под названием Гарабулаг. Это широкое ущелье уже давно является любимым местом отдыха местных жителей, а также приезжающих сюда гостей. �?менно поэтому в Гарабулаге расположены почти все отели Гусара. В Гусарском районе много очаровывающих своей неповторимой красотой мест. Здесь и высокие, покрытые вечными снегами и ледниками, вершины, и прохладные даже в самые жаркие дни плато, и цветущие равнины. 20% территории этой курортной зоны покрыты лесами. Топоним Гусар Предположительно слово «гусар» произошло от названия племени или имени его предводителя. Некоторые утверждают, что оно произошло от названия племени хиссар, которое когда-то проживало в этой местности. Говорят, это племя сыграло большую роль в формировании этногенеза местного населения, прежде чем постепенно исчезнуть с исторической сцены. Слово «гусар» трактуют также как «небольшой отряд всадников». На венгерском языке это слово означает «разновидность конницы», и есть мнение, что город назван в честь некогда расквартированного здесь гусарского полка. Нынешний город Гусар был заложен в 1810 году. В 1816-1870 годах здесь действовала школа по подготовке офицеров при Ширванской пехотной дивизии. Изначально город именовался Гейсяри – в соответствии с названием обитавших здесь, по преданию, но потом перебравшихся в другую местность одноименных племен. Сохранившись в названии некоторых сел, впоследствии оно трансформировалось в нынешнее название города. Согласно другому преданию, на расположенных вокруг города Гусар холмах находятся 4 могилы, и название города образовалось от лезгинских слов «гуд» – четыре и «срар» – могила, т.е. «четыре могилы». До нашей эры лезгины были последователями религии гутсар, что позволяет предположить происхождение названия города и от этого верования. Еще одна версия – название города произошло от слова «кас» (мужчина) или «сар» (мужчины), которое объединяет в себе такие присущие лезгинскому народу качества, как мужество, отвага, стойкость и пр. Соседние племена назвали появившийся здесь первый населенный пункт Ксархур «поселением мужчин». Со временем частичка «хур», означающая «село», отпала, а оставшаяся часть слова «ксар» со временем приобрела форму Гусар. Лезгины Лезгины составляют 95% населения района и занимают особое место среди проживающих в Азербайджане прочих народов. Ареал их компактного проживания - северная и северо-западная части страны. Некоторые авторы толкуют слово «лезгин» как «жители гор». �?х прародителями считаются леги, являвшиеся одними из основных народов Кавказской Албании. В ходе исторических изысканий выяснилось, что основным этническим ареалом легов была территория на левом берегу реки Самур, которая находится ныне в Дагестане. На протяжении столетий часть лезгинских племен постепенно переселилась в предгорную зону на юге. Как пишет Страбон, в формировании основного албанского языка большую роль сыграли язык гар-гаров и диалект проживавших на севере легов. Современный лезгинский язык относится к шахдагской группе языков. Лезгины составляют 2,2% населения Азербайджана и исповедуют ислам. «Джан…» Самая популярная форма обращения лезгин – «джан…». Так в Гусаре начинается и заканчивается каждое предложение. Наиболее часто употребляют его женщины, и оно придает их речи особую привлекательность и искренность: «Джан, добро пожаловать, джан», «Джан, чего тебе, джан», «Джан, будьте нашим гостем, джан»… А погостив у лезгин, вы увидите настоящий пример восточного гостеприимства и отведаете блюда, вкус которых запомнится надолго. Хяряк Так называется хлеб, выпекаемый в Гусаре. Пекут его в специальном, характерном для северной зоны, тендире (печь из глины) – хяряк. В отличие от тендиров в других регионах, хяряк имеет четырехугольную форму. Причем эти печи служат не только для выпечки хлеба, но и для приготовления других мучных блюд лезгинской кухни. При нормальной комнатной температуре хлеб, выпеченный в хяряке, хранится целых семь дней, а в холодильнике и того больше - 15-20 дней. Готовое тесто делят на небольшие комочки и раскатывают. Потом его прокалывают специальным пучком из индюшачьих или петушиных перьев. Это способствует проникновению горячего воздуха внутрь теста, что помогает быстрому приготовлению и приобретению специфической формы. Хлеб готов уже через 5 минут. �?ногда еще не полностью испеченный хлеб вынимают из хярякя, смазывают сверху сыром и яйцом (эта смесь называется «лезгинской пастой») и снова кладут печься на несколько минут. В здешних местах готовят также «афар» – лезгинские гутабы: из теста раскатывают тонкие юха (лаваш), на которые кладут собранную во дворе и в горах различную, мелко нарезанную зелень, смешанную с сухим сыром или шором (подобие соленого творога). Сверху раскладывают еще один слой юха и затем все это кладут в хяряк. Гутабы эти отличаются неповторимым вкусом. Цыкан Это самое знаменитое блюдо лезгинской кухни. Его тоже готовят в хяряке. Круглые шарики из того же, что и для хлеба, теста замешиваются на масле, раскатываются и выкладываются на дно глубокой сковородки. Туда же кладут заранее обжаренные в масле мясной фарш и мелко нарезанную картошку. Покрывают все это сверху юхой и кладут в хяряк примерно на один час. �?нгредиенты могут меняться – рекомендуется попробовать также цыкан из овощей, сыра, куриного мяса. Лезгинское застолье Есть такое широко распространенное выражение – «лезгинское застолье». Это когда досыта наевшийся гость бесцеремонно спешит покинуть гостеприимный дом сразу по окончании трапезы. Над этим, не совсем тактичным, но предельно простодушным поведением горцев смеются и сами лезгины, приговаривая «джан, на здоровье, джан». Туризм Основные, привлекающие туристов достопримечательности Гусара разбросаны по селам. А за информацией о туристских маршрутах лучше отправиться в Парк дружбы. В самом городе тоже есть место, способное привлечь туристов, – старенький дом, в котором в свое время останавливался Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Сейчас здесь действует дом-музей поэта. По территории Гусарского района проходят четыре из девяти существующих в республике климатических поясов. Благоприятные природные условия создают большие возможности для организации в этом районе курортов, зон отдыха и туристических комплексов. Гусар является одним из основных уголков отдыха в Азербайджане. В этом неповторимом по красоте крае с богатейшей флорой и фауной есть все для экотуризма, маршруты которого можно разделить по следующим трем направлениям. Гусар - Газанбулаг На этом маршруте находится буковый лес Алистан баба площадью 7 кв. км. Немало интересного и в расположенных вдоль маршрута селах. Здесь же можно приобрести образцы изделий местного ремесленничества, в том числе знаменитые ковры «Сумах». Гусар – Судур Маршрут пролегает вдоль реки Самур, которая разделяет Азербайджан и Россию. В расположенных по этому маршруту селах можно приобрести изделия народного ремесла, ознакомиться с обычаями и традициями местного населения, с бытом и фольклором лезгинского народа, посмотреть выступление пехлеванов (богатырей). Село Судур Конечная остановка на маршруте, а также последнее село Гусарского района. Расположено на склонах горы Шахдаг на высоте 1800 м. Красота здешних мест очаровывает. Есть все условия для создания горно-туристической зоны отдыха и оздоровления. Село Хил Находится в 17 км от города Гусар и до 1960-х годов был райцентром. Знаменитая местная мечеть XIX века включена в список исторических памятников республиканского значения. Здешняя почва богата глиной. Отсюда и название села – «хил» или «гил», что означает «глина». Село Хязря В XV веке в Ширване, в его северо-восточных областях, царили мир и спокойствие, нарушенные принадлежавшими к династии Сефевидов Шейхом Джунейдом и его сыном Гейдаром. Замыслив захватить Ширван, Шейх Джунейд под надуманным лозунгом «Джихад против неверных черкесов» перешел реку Куру и вторгся в пределы этого государства. Путь ему преградили войска ширваншаха Халилуллы I. В состоявшейся в 1460 году битве возле села Гыпчаг на левом берегу реки Самур войско гызылбашей потерпело поражение, а сам Шейх Джунейд погиб. Мюриды (придворные) шейха перенесли его тело на правый берег реки и похоронили в селе Гюлхан. Речь идет о селе Хязря Гусарского района. Это село, которое находится в 53 км от райцентра, является одной из важнейших точек на туристическом маршруте Гусар - Судур . Название села трактуется по-разному. Скорее всего произошло оно от слова «хязрят» (господин, уважаемый, святой человек). Население села было переселено сюда из �?рана и размещено вокруг могилы Шейха Джунейда во времена правления Шаха Аббаса I (1557-1628). Гробница Шейха Джунейда Возведенная на могиле Шейха Джунейда гробница считается одним из важнейших историко-архитектурных памятников не только Гусарского района, но и всего Азербайджана. Ее называют также и мечетью Шыхдженнет. Внук Джунейда – великий сефевидский государь Шах �?смаил Хатаи перенес останки своего деда в Эрдебиль, а гробница была построена по приказу другого сефевидского правителя - шаха Тахмасиба I. На фасаде сохранилась и дата – 1544 год. Село Юхары Тахирджал Путь в это село с очень красивой природой очень трудный. Население здесь занимается пчеловодством, и пчелиный улей является эмблемой села. Находится в окружении лесов, где растут плодовые деревья. Особенно много диких яблонь. Верхняя, горная часть реки Тахирджал является местом древнего поселения. После землетрясения 1954 года население перебралось в относительно низменный левый берег реки ниже по течению. Открытие Самур-Девечинского канала способствовало увеличению занятости населения, что привело к его оттоку из здешних мест. В летние месяцы число приезжающих в село возрастает. Раньше здесь были три мечети и несколько пиров, которые разрушились при коммунистическом режиме. В селе почти на каждом шагу попадаются захоронения, которые отличаются очень большими размерами. Говорят, местные жители находят здесь и клады. Самый величественный исторический памятник в селе – огромное трехъярусное кладбище. Размеры территории кладбища просто поражают. Создается впечатление, что когда-то здесь происходили крупнейшие битвы, в которых погибли тысячи людей. Поражает и то, что на каждой могиле установлены надгробия, имеющие удивительные формы. Утверждают, что найденные в захоронениях предметы относятся к бронзовому веку. Гусар – Лаза – Сувар По этой, в основном каменистой дороге желательно проехать на внедорожнике. Первая остановка – в селе Аниг. Аниг Расположено в горной местности. Люди жили здесь с древних времен. Село расположено на вершине огромного, защищенного естественными преградами холма. Село Аниг находится в 27 км юго-западнее райцентра, на правом берегу реки Гусарчай, у дороги Гусар – Зинданмуруг. �?менем этого села названа и долина Гусарчая (долина Аниг), охватывающая 9 сел. В этом важном в стратегическом отношении селе, расположенном на склонах горы Шахдаг, была построена крепость для защиты от арабских нашествий. Остатки крепостных стен сохранились до наших дней. В написанной на арабском языке исторической хронике «�?стория Абумуслима» упоминаются несколько существовавших в Х веке в Азербайджане сел, в числе которых и село Аниг. Крепость Аниг существует с IX века. Высота ее крепостных стен составляла 9,3 м, а ширина - 2. Среди местных жителей до сих пор бытует предание, что крепость была разрушена в ходе войны между христианами и мусульманами. В 1288 году в боях против войск Золотой Орды особенно активно участвовали входившие в состав защитников крепости Аниг отряды грузин-христиан, служившие в войсках правителя государства Хюлаки Аргун хана. По преданию, село названо в честь местного правителя Аниг аги. По другой версии, топоним Аниг связан с названием племени гуннов. �?значально он звучал как «унюг», а потом трансформировался в «Аниг». Тадж-Махал по-гусарски Расположенная в центре села мечеть «Махалын Таджы» названа так из-за сходства с Тадж-Махалом в Индии. В Аниге издавна принято строить помпезные, бросающиеся в глаза постройки. Говорят, строительство этой мечети заказал человек, который побывал в �?ндии, увидел там Тадж-Махал и решил построить его подобие у себя на родине. Хотя и утверждают, что возведенной из сырого кирпича мечети 300 лет, табличка на ней гласит, что построена она в XIX веке. Привлекают внимание росписи на стенах мечети, которые хоть и не подвергались реставрации, но сохранили свой яркий цвет. Созданы они натуральными, растительными красками. Пир дервиша Баба В селе Аниг есть кладбище, относящееся к I веку нашей эры. Здесь расположен пир (место поклонения) дервиша Баба. Это был глубоко религиозный и добродетельный человек и поэтому местные жители до сих пор чтят память о нем и посещают его могилу. Купол пира так низок, что при входе приходится наклоняться - тем самым выражается уважение к покоящемуся здесь дервишу Баба. Село Лаза На лезгинском это село называется Латсар. Расположенное в долине между горами, село состоит из двух частей. Вторая часть находится на другом склоне горы, на берегу реки Дямирчай, что на территории Габалинского района. Говорят, именно оттуда перебрались жители села Лаза, которые дали новому селу то же самое название. Село находится в предгорье Большого Кавказского хребта, на склонах горы Шахдаг и вершины Шах яйлагы, на проходящих по Главному Кавказу караванных путях. Жители называют эту местность, расположенную на высоте 1800 м от уровня моря, «Кюрве перевал». Самым знаменитым историческим памятником села Лаза является расположенная прямо в центре села мечеть, которой 300 лет. Лаза является одним из самых посещаемых туристами сел в Азербайджане. Гостей в селе много и зимой, и летом. Особенно любят приезжать сюда иностранцы. Останавливаются туристы у местных жителей – в специально построенных во дворах сельчан комнатах для них созданы все удобства. Пир Хаджи Сейид Баба Самое примечательное место в селе. Здесь находится остроконечная скала, похожая на макет. Окрестности скалы усыпаны мелкими белыми камешками, ракушками. Посещающие пир люди загадывают желание, после чего должны снять обувь и трижды босиком молча обойти вокруг скалы по камушкам и ракушкам, думая лишь о загаданном желании. Потом необходимо повторить желание и испить из бьющего рядом родника. После этого надо пожертвовать немного денег для пира. Местное население и сегодня посещает священное, по их верованию, захоронение внутри скалы. Обычно те, у кого после паломничества в это место сбылось желание, вновь возвращаются сюда, чтобы принести в жертву животное и угостить малоимущих. Отказ от такого угощения считается проявлением неуважения, а вкусить его – хорошая примета. Подобные паломничества напоминают пикник, а сами ритуалы при этом достаточно увлекательны. На территории Лаза в радиусе примерно 15-20 км есть и другие примечательные места. Среди них пещера «Царь» - глубокая пещера в скалистой стене массива Шахдаг и старинный мост Генчи-Муих через реку Гусарчай. Инструкторов для верховой или пешей экскурсии в находящиеся высоко в горах святые пиры вы можете найти в расположенной недалеко базе. Можно также обратиться к местным жителям, считающимся самыми лучшими проводниками в горах и знающим буквально каждый сантиметр здешних мест. Они проведут вас на плато Шах яйлагы и Шахнабат яйлагы на высоте 3000 м, на вершину горы Шахдаг, высота которой 4242 м, а также на вершину Гейдара Алиева (3650 м) в массиве Гызылгая. Тюркские села В Гусарском районе есть также села с чисто тюркоязычным - азербайджанским населением. Это села Бядишгала, Гюндюзгала, Бябиргала и Гасангала. Существует довольно интересное, связанное с этими селами предание. Говорят, что во времена Оттоманской империи в XVI-XVII вв. в эту местность из города Трабзон на берегу Черного моря переселились 4 брата: Бядиш, Гюндюз, Гасан и Бядир. Впоследствии потомки дали селам имена своих прадедов. Зимние каникулы Зимой природа этой самой высокой в стране местности изумительно красива. Начавший падать уже в ноябре снег лежит до самого марта. Здесь имеются все условия для занятий зимними видами спорта. Можно кататься на лыжах, заниматься сноубордом, альпинизмом и т.д. Намечается также создание зимней олимпийской базы на территории Гусарского района. Парный водопад Находящийся на высоте 2000 м парный водопад является еще одним украшением здешних мест. Местные водопады имеют одну характерную особенность – зимой они замерзают. Между профессиональными спортсменами-альпинистами проводятся соревнования по покорению таких водопадов. Танец лезгинка Самый популярный этнический танец, исполняемый в сопровождении гармони и ударного инструмента нагара. Это общее название танцев кавказских народов. Здесь всюду и все танцуют только лезгинку. Лезгинка очень темпераментный танец, основной особенностью и трудностью которого является то, что его надо танцевать даже не на цыпочках, а стоя на кончиках пальцев. Хотя и говорят, что этот танец посвящен девушке-лезгинке, большинство не согласно с этим. Лезгины называют этот танец также «лязги-хянги». Фольклористы указывают, что это плавный танец, склоняющий к размышлениям, при исполнении которого танцоры мимикой и движениями раскрывают историю. В каждом танце свое повествование – джигитовка, игры чабанов (пастухов) и любовь. Следить за танцующими лезгинку женщинами, которые словно лебеди грациозно скользят по сцене, особое удовольствие. А в сценах джигитов с ножами и кинжалами есть трюки, до полного овладения которыми исполнители получают множество травм и ран. Даже если просто наблюдаешь за танцем, в жилах закипает кровь. А после громких восклицаний хором «упс-а!» и «асса!» уже трудно удержаться. иногда исполняющие соло молодые танцоры подпрыгивают и приземляются на колени с такой силой, что возникает сомнение, смогут ли они снова встать на ноги. Однако они не только встают, но и продолжают танец с еще большим воодушевлением и темпераментом. Айнур ТАЛЫБОВА
|