В АЗЕРБАЙДЖАНЕ И ДАГЕСТАНЕ СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД На территории Восточного Кавказа проживают народы, которых в научной литературе именуют «лезгинские народы» – это агулы, табасаранцы, рутульцы, цахуры, удины, крызы, будухцы, арчинцы, хиналуги названия получили, в основном, по месту проживания. Основанием для их выделения послужила несомненная близость языков на лексико-граматическом уровне, единство в культурно-бытовом укладе. В Российской Федерации лезгинские народы проживают в южной части Республики Дагестан (Юждаг). Последний охватывает около 34% площади Дагестана и включает 10 административных районов Ахтынский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Хивский Рутульский, Агульский, Докузпаринский, Дербентский, Табасаранский. Общая численность населения Юждага более 750 тыс. человек, из них более 450 тыс. человек составляют чистые лезгины, 670 тыс. человек лезгиноязычные народы. В Азербайджане лезгины компактно проживают на своих исконных землях во многих городах и компактно проживают в 29 районах. По данным журнала “Элм вэ хаят” (N 11, Баку, 1988 г. С. 21) лезгины составляют 9,6 процента от общего числа населения, т.е. более 800 тыс. человек. Фактически в Азербайджане проживает более 1,5 мил. Человек. Территория исторического расселения лезгинских народов имеет богатые культурно-цивилизационные традиции. Здесь находился один из ареалов древнейшей земледельческой культуры, расцветшей в переднеазиатском регионе со II тыс. до н.э. В дальнейшем эти земли были составной частью Кавказской Албании (конец I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). По Страбону, албанская народность образовалась из 26 племен, которые имели «свой язык и своего царя». Как пишет Ф.Мамедова , “число упомянутых Страбоном 26-ти племен, относящихся к задолго до страбоновскому периоду, к началу первых веков сильно сократилось. Это были албаны, гелы, леги, утии, гаргары, чилбы, сильвы, липины, цоды, каспии – автохтоны, в основном, лезгинского происхождения”. Сказанное подтверждает открытие текстов на древнелезгинском языке, найденных несколько лет тому назад в православном монастыре Св. Екатерины на горе Синай (Египет), которые были расшифрованы с помощью удинского языка (язык лезгинской группы) А.З. Алексидзе – член-корреспондентом НАН Грузии, директор института рукописей им. К.С.Кикелидзе – одним из главных участников московского научного форума 14-15 мая 2008 г. Найденный Лекционарий представляет собой один из древнейших сохранившихся текстов Евангелия. Это имеет огромное значение для христианского мира. В VIII в. под ударами арабов пала и Кавказская Албания. Однако на определенных территориях бывшей Кавказской Албании лезгинский народ сохранил свои государственные образования - Лакз (VIII – ХV вв.) и Ширван (VIII – ХVI вв.). Албано-лекский народ первым встречал завоевателей с юга. Поэтому нашему народу приходилось прилагать огромные усилия для защиты Родины, вписывая в историю Кавказа немало героических страниц. Освободительную борьбу лезгинских народов в начале ХVIII в. возглавил Хаджи-Давуд Мюшкюрский. Хаджи-Давуду приходилось воевать то с иранцами, то с турками. Ему удалось восстановить лезгинское государство на большей части Лезгистана в 1712-1728 годах. Во второй половине ХVIII Фетали-хан Лезгинский опят восстановил государственность лезгинских народов. В его ханство входили территории от Баку до северных окраин Дербента. Во время покорения Кавказа царской Россией все лезгинские ханства и вольные общества вошли в состав России на договорных началах, в которых указывались, что Россия оградит их от внешних завоевателей и сохранит единство народа. Однако в 1860 году царская Россия по отношению к Лезгинскому народу совершила репрессивный акт, расчленив единый этнос на две части: между впервые созданной Дагестанской областью и Бакинской губернией. При Советской власти 20 января 1921 г. было издано Постановление Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), где указывалось на необходимость решения жизненно важного для лезгинского народа вопроса – воссоединения лезгинских земель Азербайджана и Дагестана. Тогда воссоединению лезгин воспрепятствовал азербайджанец-тюрок Нариманов, работавший в те годы вначале председателем Закавказской Федерации, затем сопредседателем ЦИК СССР. Представители лезгинского народа и в Советское время постоянно обращались в ЦК КПСС, ЦК КП Азербайджана для разрешения лезгинских проблем. Результатом многочисленных обращений лезгин в центральные органы власти стала публикация в “Известиях ЦК КПСС”, № 10, 1989г.: “Предоставить автономию лезгинам, проживаю-щим в ряде северных районов Азербайджанской ССР, либо передать эти районы в состав Дагестанской АССР. Есть также предложения образовать отдельную Лезгин-скую АССР на базе рада районов Дагестана и Азербайджана, в которых преобладает лезгинское население”. В 1963 году ЦК партии Азербайджана вынужден был издать Постановление «Об удовлетворении социально-экономических и культурных потребности лезгин в Азербайджане». Ни один пункт этого постановления не был выполнен. Организаторов Обращений открыто стали преследовать, некоторых убили, многие были сняты с ра-боты. Понимая сложность положения лезгинского народа, видя, что проблемы лезгинского народа не решаются руководствами Дагестана и Азербайджана, 28 сентября 1991 г. в с. Касумкент Лезгистана состоялся представительный Съезд полномочных представителей лезгинского народа. На съезде присутствовало более 700 человек. Из них 475 человек – полномочные делегаты. 286 делегатов были избраны на сельских сходах. 189 – народные депутаты СССР, РСФСР, ДАССР и районов с полномочиями делегатов. На съезде присутствовало 114 приглашенных гостей. Среди них представители различных партий, национальных движений народов Дагестана и Азербайджана, национально-культурных обществ, представители прессы. На этом съезде было принято «ДЕКЛАРАЦИЯ О ВОССТАНОВЛЕНИИ АВТОНОМНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ЛЕЗГИНСКОГО НАРОДА», где было сказано: «Исходя из убеждения, что основным условием для национально-демократического возрождения Лезгинского народа является его национально-территориальное единство, руководствуясь своим конституционным правом на самоопределение с учетом традиций государственности Лезгинского народа, прерванной в XIX веке, съезд выражает вековые чаяния и волю Лезгинского народа к воссоединению и созданию единого национально государственного образования (Лезгистан). Съезд заявляет, что единственным обладателем суверенитета на территории Республики Лезгистан является народ Лезгистана, реализующий свой суверенитет непосредственно и через уполномоченные представительные органы власти – настоящий съезд полномочных представителей Лезгинского народа и избранный им Лезгинский Национальный Совет». Верховный Совет СССР был готов предоставить лезгинскому народу статус автономной республики. Пока готовились документы для такого решения, к сожалению, в декабре 1991 года распался СССР! Воля лезгинского народа, выраженная на Съезде лезгинского народа, где было провозглашено восстановление своей автономной государственности на всей территории компактного проживания, фактически никто не оспаривал, не отменял, и отменять не может! Это уже состоявшийся факт! В 1994 году руководство Азербайджана нашло оригинально-изуверское решение лезгинских вопросов. Сами совершив взрывы в Бакинском метро 1994 году, взвалили этот античеловеческий акт на народное движение «Садвал». После этого пошли повсеместно аресты. Все первичные организации «Садвала» в Азербайджане закрыты, было арестовано более 1000 человек, около 100 человек осуждены на длительные сроки. Хотя азербайджанец-тюрок в 1998 году (Газета «Авразия» от 15.04.98), Азер Салман-оглы Асланов на судебном процессе полностью признался в том, что он в целях спасения жизни матери осуществил взрыв на Бакинском метрополитене. Будучи командиром батальона, воюя в Карабахе, после контузии оказался в плену у армянской стороны. Армяне якобы пригласили мать Азера навестить сына и, захватив ее, принудили сына взорвать метро в Баку, за что обещали свободу матери…». Вот так, искажая события в Лезгистане, националисты Азербайджана распространяют ложь о лезгинском народе, о «Садвале», не решают проблемы лезгинских народов! Несмотря на это признание Азер Салман-оглы в совершенном вышеуказанном преступлении до сих пор в азербайджанских тюрьмах в ужасающих условиях сидят более 40 человек лезгин за несовершенное деяние! Причем 7 человек из осужденных погибли в тюрьмах от побоев! Мы требуем немедленного освобождения всех политических за-ключенных-лезгин! Социально-экономический и политический кризис общества, распад СССР на независимые государства, объективные и субъективные трудности в переходе к рыночной экономике и демократическим преобразованиям нанесли тяжелый урон национальному развитию народов, состоянию межнациональных отношений. В особо трагических формах он проявляется у лезгинского народа. Административное разделение его между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой, сменяется межгосударственным разделом, что грозит ему национальным распадом. Лезгинский народ с реальной численностью населения более 1500000 человек и расселенный на хозяйственно целостной территории, превращен в обоих государствах в национальные меньшинства. Резко снизился правовой и социальный статус народа, занимающий по численности среди 23 народов Кавказа 5 место и среди народов Азербайджана 2 место по численности, а среди народов Дагестана – 1 место. Его историческая судьба почти целиком оказывается в распоряжении государственных органов Азербайджана, Дагестана и России. Единый народ, проживая в двух республиках, обладающих существенными различиями в исторических, культурных традициях, в нравственно-психологическом укладе, развивается по-разному. Более того, в Азербайджане продолжается широкомасштабная насильственная тюркизация лезгинского народа. Размещением турок-месхетинцев и тюркского населения, перемещенного из Армении, за последние годы грубо изменен демографический статус лезгинских территорий Азербайджана. После распада СССР в Дагестан вернулось более 150 тыс. лезгин. Все они не получили статус беженцев. Десятки тысяч лезгин, особенно молодых людей, бежавшие из Азербайджана, скрывались в районах Южного Дагестана и в России от преследований по политическим мотивам. Они вынуждены были скрываться и в Дагестане, и в России, поскольку на основе договоров, заключенного между Россией (Дагестаном) и Азербайджаном, якобы с целью борьбы с экстремистами и насильниками, беженцев из Азербайджана препровождали в Азербайджан как преступников и сажали в тюрьмы. Десятки тысяч беженцев не имеют российские паспортов и гражданства. Дети лезгин, родившиеся в других республиках бывшего СССР, а ныне государствах, также не могут получить ни гражданство, ни российские паспорта. Недавно осуществлен беспредел в Кусарском районе Азербайджана, где 95% составляют лезгины (08 Февраля 2008г., Автор: Ахмед Халилов /www.shax-dag.ru/). С назначением нового главы исполнительной власти – Шаира Алхасова, последний объявил во всеуслышание о запрещении вывесок и надписей на лезгинском языке и употребления лезгинского языка в государственных учреждениях, в школах, почтах и библиотеках. Одним из скорых последствий подобного незаконного и антиконституционного распоряжения стало задержание и арест в Кусарах предпринимателя лезгина, который оставил на одном из своих торговых объектов вывеску на лезгинском языке и которому в данный момент «пришито» дело. Недавно азербайджанские СМИ уже дали сообщение об его аресте Натика Алиева (11 Февраля 2008г., Автор: Тажудин Саидов, аналитический отдел ИА “Кабал”) в связи с тем, что “во время проверок на принадлежащих ему объектах были обнаружены нарушения”. В числе нарушений указываются “продажа продукции, не имеющей акцизных марок, торговля с использованием иностранной валюты и другие нарушения закона”. В данный момент опечатаны, принадлежащие ему предпринимателю торговый центр и склад. Данные объекты находятся под контролем полиции. На данном примере мы видим, как азербайджанские спецслужбы и прочие силовые органы ведут борьбу с политическими активистами, патриотами своего лезгинского народа. С объявлением Кусарского района зоной, включенной в государственную программу развития туризма с запланированным возведением горно-лыжного комплекса недалеко от лезгинского селения Лацар, район стал лакомым куском для азербайджанских толстосумов из различных регионов Азербайджана, которые жадно рвутся в Кусары с целью захвата наиболее лакомые кусочки зарождающегося бизнеса как туристического, так и промышленного и сельскохозяйственного. Местные предприниматели ощущают себя в полной незащищенности ввиду негласной поддержки правоохранительными органами азербайджанских толстосумов. Логичным результатом происходящих процессов становится столь желанное властям экономическое и культурное доминирование азербайджанского элемента на исторических лезгинских территориях. Азербайджанцам уже принадлежат крупный консервный завод на территории Кусаров, а также сотни гектаров скупленных земель в горных и предгорных районах на подступах и вокруг запланированного горно-лыжного комплекса, а также на равнинных плодородных территориях Кусарского района. На почве экономической экспансии происходит и этно-культурная экспансия с увеличивающейся долей азербайджанской речи и быта на этнических лезгинских землях. В Кусарском районе многие объекты носят имена азербайджанцев, два парка в городе названы именами Гейдара Алиева и Азиза Алиева (тесть Гейдара Алиева.). Помимо это-го, не мало улиц города носят имена различных азербайджанских деятелей, поэтов и писателей ничего общего не имеющими с лезгинами, тогда как имена многих видных деятелей лезгинской национальности предаются забвению. Происходящие события свидетельствуют о том, что добровольно-принудительный отток лезгин из Кусаров и сел района и сужение этнической территории, представленной якобы как результат естественной миграции, – прямой результат антилезгинской политики Азербайджана. Добровольно-принудительный оттока лезгин создается подстрекающие и непреодолимые условия под личинкой различных прокурорских и налоговых проверок наиболее прогрессивных предпринимателей лезгинской национальности. Происходит ползучее и латентное изымание бизнеса и лишение серьезных источников дохода лезгин на своих же территориях. Другой аспект этой проблемы заключается в том, что на фоне акта о запрещении лезгинского языка, в лезгинские села Кусарского района отправлен десант преподавателей-азербайджанцев, выходцев из других районов Азербайджана, для преподавания азербайджанского языка при гораздо более высокой зарплате (по сравнению с преподавателями других дисциплин) и которых исполнительная власть обеспечила хорошим жильем. Дальнейшее развитие событий в этом ключе, при отсутствии адекватной реакции приведет к тому, что лезгины останутся не только без должных источников дохода на своей территории, так и без собственно своей исконной этнической территории Кусарского района, как результат скрытого (а теперь уже явного) и планомерного вытеснения коренного народа. Азербайджанская Республика подписала Рамочную Конвенцию Совета Европы о защите прав национальных меньшинств и обязалась периодически представлять доклады о ходе ее выполнения. В 2002 году Азербайджан представил свой первый доклад. Представленный правительством Азербайджана в Совет Европы доклад не только не соответствует своему назначению, а именно – показать ход выполнения Конвенции, а представляет собой документ, полный измышлений и фальсификаций, в котором дан и такой исторический экскурс: «Древнейший Азербайджан… составлял часть общей цивилизации Междуречья и управлялся тюркскими династиями», «во втором веке до н.э. в подавляюще большинстве населения Кавказской Албании говорило на тюркских языках». Цель этих «исторических опусов» двойная, во-первых, убедить европейцев в том, что тюркская община существовала на территории современного Азербайджана и сопредельных территориях с древнейших времен, что, по-видимому, должно было стать основанием для обоснования ее исторических прав на указанную территорию; во-вторых, доказать малочисленность действительных древнейших насельников бывшей Кавказской Албании, поэтому им не нужна никакая культура и автономное существование. В Докладе отсутствуют какие-либо сведения о многих коренных народах Кавказской Албании – лезгиноязычных крызах, капутлинцах, джеках, будухцах, рутульцах, а все сведения о хиналугцах сводятся к упоминанию о том, что они имеют культурный кружок и учебник для первого класса. Согласно Доклада, культурные организации и общества имеют: русские – 4, евреи – 5, татары – 4, грузины – 2. Все указанные народы не являются автохтонными для Азербайджана, которые имеют многочисленные возможности для развития своей культуры и за пределами Азербайджана, поскольку имеют свои государства или автономные республики. В отличие от них все прошлое и настоящее коренных лезгинских народов Азербайджана связаны с их родиной – Кавказской Албанией, где они, к сожалению, лишены всяких прав. Рамочная Конвенция Совета Европы направлена на поддержку нацменьшинств, защите их прав. Это как раз не осуществляется в Азербайджане. Об этом говорит и то, что коренные народы Азербайджана – лезгиноязычные народы – лезгины, удины, хиналуги имеют по одному культурному кружку, которые находятся в убогом состоянии. Для весомости лезгинский культурный кружок «Самур» в Докладе назван «Национальный центр лезгин». Культурные центры или организации не имеют лезгиноязычные крызы, капучины, будухцы, цахурцы, рутульцы, часть из них исчезли из переписей, то есть именно те, предки которых еще до прихода тюрок создали на этой территории культурные памятники, творили историю. В Азербайджанской Республике лезгины компактно проживают в 22 районах и во всех крупных городах. Однако лишь в Кусарском районе АР выходит официальная лезгинская газета под названием «Кц1ар». Она издается один раз в неделю на трех языках: лезгинском, азербайджанском и русском; в ней материалы на лезгинском языке печатаются лишь на 2-3 полосах из 8. С 1992 г. один раз в месяц издается еще одна лезгинская газета – «Самур», орган одноименного лезгинского кружка в г. Баку, поддерживаемая спонсорскими средствами. И ее власти сделали «интернациональной»: она также печатается на трех языках, а материалам на родном языке в каждом номере отводится не более 2-3 полос из 8. Изучение лезгинского языка в 1-9 классах некоторых школ АР по 2 часа в неделю носит формальный характер: учебников родного языка и учебно-методической литературы нет, они не издаются в Баку, не заказываются и в Махачкале (как было в годы Советской власти). В учебных планах нет предмета «Лезгинская литература», не указано изучение истории, культуры и традиций лезгинского народа. А программа лезгинского языка составлена на азербайджанском языке. Таким образом, дети-лезгины в АР искусственно лишаются родного языка и права изучать родную историю и куль-туру. В АР запрещена подписка на газеты и журналы на лезгинском языке в Дагестане: «Лезги газет», «Самур» и др., они просто изымаются при въезде на территорию АР как материалы, призывающие к воссоединению разделенного лезгинского народа»… Между лезгинскими районами и селами, находящимися на территории Дагестана и Азербайджанской Республики, искусственно прерваны экономические, культурные и родственные связи. В Баку с 1906 года функционировал Лезгинский театр. Он практически ликвидирован, перенесен в провинциальный лезгинский город Кусары, где он остался без помещения и государственной поддержки, фактически распался. В 2006 году лезгинскому театру, самому древнему театру в Азербайджане исполнился 100 лет, эта дата не была отмечена никаким образом! Совершенно очевидно, что независимость Азербайджана и его «демократизация» имеет трагические последствия для коренных народов этой страны, которые не могут надеяться на возможность проведения Азербайджаном политики национальной толерантности. Азербайджан как будто добровольно включился в процессы, которые вычерчивают новые пути в их внутренней политике, государство имеет определенные обязательства перед мировым и европейским сообществам, за выполнение которых оно несет ответственность. К сожалению, анализ хода выполнения Рамочной Конвенции по защите прав национальных меньшинств со всей очевидностью свидетельствует о том, что Азербайджан не только не намерен выполнять обязательства, взятые на себя добровольно, но упорно проводит политику на уничтожение коренных народов, оставшихся на его территории. К сожалению, Совет Европы принял такого рода политизированный необъективный Доклад от руководства Азербайджана, не имеющий никакой связи с реальностью! Недаром, ознакомившись с этим произволом в Азербайджане и Дагестане в 1990 году, профессор М. Аджиев (кумык по национальности) пишет : «Даже после Тимура, Надир-шаха в Лезгистане все-таки было иначе: никто не рубил корни дерева – завоеватели лишь обирали плоды»”. Что же мы имеем на сегодняшний день: 1) лезгинский народ как в Азербайджане, так и в Дагестане не только полностью отлучен от власти в лице первых лиц, но идет не только планомерное выдавливание лезгин из всех структур власти, но захват лезгинских территорий иноплеменниками; 2) руководители Дагестана и Азербайджана полностью самоустранились от решения проблем лезгинского народа; 3) завершается строительство унизительной для нашего народа незаконная государственная граница между Россией и Азербайджаном по административной границе; 4) сорван намеченный ранее переговорный процесс между Россией и Азербайджаном о статусе лезгинского народа; 5) предпринимаются очевидные попытки в обход интересам лезгинского народа, решать вопросы межгосударственных отношений Дагестана и Азербайджана в ущерб лезгинского народа; 6) всемерно ожесточая режим перехода границы и превратив ее в источник обогащения разного рода номенклатурных и мафиозных структур, дагестанские и азербайджанские власти делают все, чтобы превратить этот регион в очаг перманентной этнополитической напряженности. При этом укрепление незаконной границы между Дагестаном и Азербайджаном осуществляется, создавая образ врага в лице лезгинского народа, как со стороны официальных структур власти Азербайджана, так и Дагестана; 5) усиливается оккупация войсками лезгинских территорий как со стороны Азербайджана, так со стороны Дагестана с режимами концлагерей; 6) развалены сельское хозяйство, животноводство, молочная промышленность, садоводство, овощеводство; 7) в плачевном состоянии находится социальная сфера, наука, образование, культуры; в опасном критическом положении находится молодежь: нет работы, не могут получить образование, физическую подготовку и т.д.; 9) театры лезгинских народов остались без помещений; 10) безработица дошла до 90 % активного населения; 11) некуда девать выращенную сельскохозяйственную продукцию; 11) причинен огромный вред здоровью жителям Самурской долины, из-за не законсервированных штолен рудника «Кизил-Дере»; 12) целенаправленные репрессии и убийства достигли невероятных размеров для мирного времени. В силу сказанного выше, лезгинские народы не могут использовать новые политические и экономические преобразования в России и Азербайджане: 1. Из-за отсутствия у лезгинских народов властных структур нет возможности: воздействовать на процесс принятия государственных решений в интересах Лезгистана, распределение ресурсов посредством демократических институтов, защищать инвестиционных проектов, потеряна инициативы в выполнении решений государственных органов, касающихся Лезгистана, поскольку она не поощряется, а преследуется. Демократических институтов, не подвластных руководству Дагестана и Азербайджана вообще не существуют, поскольку любая попытка создания таких институтов принимает на штыки руководством Азербайджана и Дагестана. 2. Лезгинские народы не могут воспользоваться выгодной геополитической ситуацией, обусловленной географическим расположением Лезгистана. Преимущества и особенности рыночной формы хозяйствования. Не дают возможности по созданию совместных производств с Республикой Азербайджан, по организации экспортно-импортных операций, в том числе приграничной торговли, ибо это находится под неусыпным оком высокого иноплеменного начальства Дагестана и Азербайджана, которые это контролирует полностью. Под сукном министра национальности Дагестана более 15 лет лежат проекты, подготовленные Правительством России, “Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Азербайджанской Республики о создании на сопредельных приграничных территориях Российской Федерации (Республики Дагестан) и Азербайджанской Республики «Единой межгосударственной экономической зоны». Аналогично обстоит дело с проектом «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве приграничных районов Российской Федерации и Азербайджанской Республики». 3. Несмотря на широкую полосу лезгинской равнины, удобства транспортных коммуникаций, теплый климат и наличие природных ресурсов, массовой рабочей силы, трудоемкие производства не создавались и не создаются. В результате чего на этнической территории, располагающей большими возможностями для роста производительных сил, к настоящему времени сохранилось менее половины населения лезгин, остальная часть населения превратилась в текучие национальные группы, разбросанные по всему Кавказу, Центральной Азии и России 4. Сегодня в серьезной поддержке и развитии нуждается практически вся инфраструктура районов компактного проживания лезгинских народов: дороги, связь, водо- и энергоснабжение, школы, объекты здравоохранения и т.д. Не выполняются чиновниками Российской Федерации и Азербайджана Программам и Законы, имеющих прямое отношение к лезгинским народам. В частности: 1. Постановление Государственной Думы «О рекомендации по заключению международного договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правах лезгинского народа от 1998 года. 2. Проект Соглашения между Правительством РФ и Правительством АР о сотрудничестве приграничных районов РФ и АР (1998 г.). 3. Проект Соглашения между Правительством РФ и Правительством АР о создании на сопредельных приграничных территориях РФ (РД) и АР Единой Межгосударственной экономической зоны (1998 г.). 4. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней и др. 5. Федеральный закон от 30 апр. 1999 г. № 82- ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». 6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 7. Указ Президента Азербайджанской республики Эльчибея о защите прав и свобод, государственной поддержке развития языка и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской республике» (Газета «Вышка», 19 сентября 1992 г.) и т.д. Вместо того чтобы помочь лезгинскому народу восстановить единство народа и автономную государственность, потерянные благодаря захвату Царской Россией Кавказа – разрушением ханств Хаджи Давуда и Фетали-хана, а впоследствии разделенного в 1860 году между Дагестаном и Бакинской губернией, определенные структуры власти Российской Федерации и Азербайджана доконает лезгинский народ, установив между РФ (Дагестаном) и Азербайджаном жесткой государственной границы, драконовой 5-и километровой пограничной зоны. Национальный Совет Лезгинского народа, Совет старейшин и «Садвал» стараются решить вопросы лезгинского народа конституционным путем. Ярким примером этого является проведенный 3-4 марта 2006 г. в Институте этнологии и антропологии РАН, г. Москва «Круглый стол» по теме: «ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЗГИН». На этом высоком форуме был принят ряд рекомендаций по решению проблем лезгинского народа. По рекомендации «Круглого стола» было организовано обсуждение в Государственной Думе Российской Федерации проблемы лезгинских народов с повесткой дня: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕЗГИН И ЛЕЗГИНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ». В последнем случае жестко вмещался президент республики Дагестан М.Алиев, и все результаты обсуждения свели к общим декларациям. Предложения Национального Совета по решения лезгинских проблем не были приняты, хотя рекомендации были опубликованы для простой информации , как не обязательные для выполнения! Рекомендации национального Совета лезгинского народа исходили из не выполненных Программ и Проектов, приведенные выше. Лезгинский народ демонстрировал и демонстрирует максимум терпения, надеясь на благоразумие властей Дагестана и Азербайджана. Наши разумные шаги разрушаются, как это случилось в Госдуме! Наше благоразумие считают трусостью и еще более наглеют! Вооружившись с помощью власти и под руководством власти, вооруженные отряды других народов Дагестана издеваются над лезгинским народом. Это очень опасное явление, чреватое серьезными последствиями. Лезгинский народ доведен до предела! Идет открытое издевательство над лезгинским народом, осуществляется систематическое убийства лезгинских лидеров: 1. РАССТРЕЛ МИРНЫХ ЛЮДЕЙ. 25 апреля 2006 года, недовольные главой Докузпаринского района Дагестана, провели акцию протеста в райцентре Усухчай. По этому поводу был отправлен в район ОМОН, который зверски расправился с мирным населением. От огнестрельного ранения погиб 33-летний Мурад Нагметов. Позже в больнице от травм скончался 33-летний Аллахверди Ягибеков из Мискинджа. Десятки людей были ранены… Однако ни один из организаторов и исполнителей этих убийств не наказаны! 2. ВООРУЖЕННОЕ ГЛУМЛЕНИЕ НАД МИРНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ В ЛЕЗГИНСКОМ СЕЛЕ КУРУШ. В Хасавюртовского района 9 сентября 20 часов около 300 жителей кумыкских селений Казмааул, Ботаюрт и Костек приехали в лезгинское село Куруш. Охрана главы администрации Хасавюртовского района во главе с его братом Казбеком Алхаматовым учинили драку и избиение мирных граждан с применением огнестрельного оружия. Было ранено более 20 человек. Курушцы 11 сентября собрали 2-тысячный сход села. Несмотря на приглашение, руководство района во главе с Алимсотаном Алхаматовым на сход не явилось, что расценивается курушцами как неуважение к себе. На сходе было указано на факт отсутствия лезгин-курушцев в администрации района и в правоохранительных органах, ущемления их прав при распределении финансовых средств на социально-экономическое развитие села. Никто из известных виновных лиц не задержан и не наказан! III. ФИЗИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ЭЛИТЫ ЛЕЗГИНСКОГО НАРОДА. Убиты: крупный бизнесмен Арсен Байрамов, глава администрации Магарамкентского района С. Гаджиев, А.Гасанов – директор махачкалинского керамзитого завода, с небольшим интервалом министры печати и внешних связей М. Гусаев и М.Арухов и др. Десятки лезгинских лидеров в Азербайдане гниют в азербайджанских тюрьмах! Каждый из названых мог занять одно из мест среди первых должностей республики Дагестан и Азербайджан. А ведь такие выдающиеся люди не рождаются каждый день! Фактически лезгинский народ обезглавлен целенаправленными убийствами! На меня руководства Дагестана и Азербайджана организовали 5 покушений только из-за того, что я ставил перед ними проблемы лезгинского народа и требовал решения их! После неудавшихся покушений, я каждый раз обращался к министрам внутренних дел Дагестана и Азербайджана, к руководству указанных республик, чтобы возбудили уголовное дело, нашли преступников и наказать. Однако ни один раз не было возбуждено уголовно дело! Это говорит о многом, а именно, кто являются заказчиками этих покушений! И сейчас я, и моя семья находятся в огромной опасности, поскольку я все пытаюсь помочь своему народу и только! Изложенные выше факты, описанные события освещают лишь часть проблем нашего народа и его трагического положения. Но и они достаточно убедительно и однозначно показывают, что руководство республик Азербайджан и Дагестан рассматривают лезгинский народ и его исконные земли как объекты государственной собственности и колониальной эксплуатации. По существу правительства указанных республик проводят в отношении лезгинского народа политику геноцида, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности. Результатами этой политики являются: узаконенное национальное бесправие и эксплуатация лезгинского народа, расхищение национальных богатств, уничтожение его культуры, кризисное ухудшение экологической среды его обитания, низкий уровень жизни, высокая детская смертность и эмиграция, физическое уничтожение активной части лезгинской интеллигенции, уменьшение численности лезгинского народа на территории его компактного расселения и нулевой естественный прирост – вот непосредственные результаты этой политики. Все сказанное носит античеловеческий, преступный характер. Вся совокупность действий руководств Дагестана и Азербайджана в отношении лезгинского народа на международном правовом языке называется ГЕНОЦИДОМ, за который, как за преступление против человечества, организаторы этого геноцида должны предстать перед международным судом, как международные преступники! Говоря об ответственности Российской Федерации за состояние лезгинского народа надо понимать, что Российская империя, СССР и Российская Федерация – это один и то же Участник межгосударственных отношений и один и тот же участник государственного права. После распада СССР она и выступает на международной арене, как правопреемник Царской России и Советского Союза. Поэтому Российская Федерация полностью ответственна за состояние дел лезгинского народа! Оглядываясь назад, уместно отметить, что ни один лезгинский деятель от имени своего народа не давал согласия на объединение южного Лезгистана с Азербайджаном и Северного Лезгистана с Дагестаном. Тогда этих государственных вообще не существовало! Объективные исторические факты говорят о том, что все лезгинские ханы, удельные владетели и старшины лезгинских вольных обществ изъявили желание вступить в русское подданство. Укажем некоторые из них: «Грамота императора России Павла I подданным дербентского владельца Шейх Али-хана (Дербентский, Кубинский, Сальянский, Мушкурский, Баткубинский и др. областей) о принятии их под покровительство России (1 сентябрь 1799 г.) ; Трактат о принятии Шекинского владельца Селим хана и подвластного ему народа в подданство России (21 мая 1805 г.) ; Грамота императора России Александра I владельцу Селим хану о принятии его в подданство России (10 июля 1805 г.) ; Ведомость подарков, врученных от имени императора Александра I Ибрагим-хану Карабагскому и Селиму-хану Шекинскому, а также их родным и чиновникам по случаю их вступления в подданство России (1805) Трактат, заключенный с Кюринским владельцем Аслан-ханом, о вступлении его с подвластным народом в подданство России. (4 января 1812 г.) ; Условные пункты, на основании которых вступили в российское подданство ахтынцы, алты-паринцы, токус-паринцы и мескинжинцы (7 февраля 1812 г.) ; Известия из Тифлиса об искоренения вражды между грузинами и кахетинскими лезгинами (1 февраля 1829 г.) ; Клятвенное обещание (присяжной лист) старшин и жителей Джарской и Белоканской обласчтей на верность России при вступлении в российское подданство (1830 г.) . Такие же документы о вхождении и принятии в покровительство и подданство России составлены с представителями Табасаранского майсумства, Илисуйского султаната и Джаро-Белоканских вольных обществ . Из изложенного выше явно следует та ответственность, которая лежит на России за целостность Лезгистана, за нынешнее состояние лезгинского народа. Во времена Российской монархии никто не покушался на единство лезгинского народа в его самосознании. Сами лезгины не придавали особого значения тому, что после принятия Российского подданства они были административно разделены между Бакинской, Елизаветпольской губерниями и Дагестанской областью. Россия было унитарным государством и такому разделению не придавали значения. СССР тоже был унитарным государством, но уже с разделением национально-территориального характера, поэтому все годы, следовавшие за распадом Российской империи и становления СССР, прошли в борьбе лучших представителей лезгинского народа за восстановление единства народа и его государственности. Не выполняются Российской Федерацией и Азербайджанской республикой Международных законов и Деклараций по отношению лезгинских народов, проживающих на своих исконных землях: 1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948). 2. Всеобщая декларация прав человека Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция 217А, от 10 декабря 1948) и т.д. 3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принята резолюцией 1514 (XV) ГА ООН от 14 декабря 1960 г.) 4. «Международной Конвенции о Ликвидации Всех Форм Расовой Дискриминации»(МДПДР),1988г. 5. ООН. Рекомендации о сохранении фольклора (Париж, 15 ноября 1989). 6. Международная Конвенция “О пресечении преступления апартеида и наказания за него”от 30 ноября 1973 г. 7. Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.). 8. Декларация государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (Москва, 24 сент., 1993). 9. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февр.,1995). 10. Декларация Генеральной Ассамблеи о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (18 декабря 1992). 11. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (Страсбург, 5 ноября 1992). 12. ООН. Конвенция об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 окт. 2003). 13. ООН. Конвенция об охране и поощрении развития форм культурного самовыражения. 14. Декларации ООН о правах коренных народов. Сентябрь, 2007. Вместо того чтобы, Новой России, как правопреемнику Царской России и Советского Союза, поднять документы несправедливого раздела лезгинского народа между Дагестаном и Азербайджаном, потребовать от Азербайджана возвращения территорий, населенными с незапамятных времен в Республике Азербайджан Дагестану (когда и близко не было тюрков на указанной территории, не было и Азербайджанской ССР), согласно имеющимся историческим документам, российские чиновники полностью продались руководству Азербайджана и проводить явную антилезгинскую политику! СРОЧНЫЕ МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСТАНОВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА ЛЕЗГИНСКИХ НАРОДОВ Лезгины – государствообразующий народ, как России, так и Азербайджана. Нужны демократические законы и соответствующие решения властей РФ, РД и АР в свете Устава Организации Объединенных Наций и ее решений. I. Руководству Российской Федерации, как правопреемнику Царской России и СССР, необходимо кардинально изменить отношение к разделенному ими же лезгинскому народу и решить его проблемы: 1. Во исполнения Рекомендаций Протокола Совещания у заместителя Председателя Совета Министров – Правительства РФ С.М. Шахрая «О вопросах, связанных с решением проблем разделенного лезгинского и других народов Дагестана» от 20 апреля 1993 г. и Постановления Государственной Думы «О рекомендации по заключению Международного договора между РФ и Азербайджанской Республики о правах лезгинского и аварского народов (4 июня 1997, № 1465-11 ГД), начат переговоры с руководством Азербайджанской республикой о статусе лезгинских народов. Включить на переговорах с Азербайджаном, как полноправную сторону, Лезгинский Национальный Совет, поскольку за нашей спиной Дагестанское руководство и госчиновники Российской Федерации продают интересы нашего народа. 2. Признать, что коренной лезгинский народ, живущий на собственной земле, в 1991 г. подвергся насильственному расчленению между двумя новыми государствами – Российской Федерацией и Азербайджаном. В результате территориальной, социально-экономической и культурной дискриминации лезгинский народ, как в Дагестане, так в Азербайджане, подвергся геноциду, потому ему необходимо дать статус репрессированного народа. 3. Согласно Конституции РФ и международному праву «коренное население имеет исключительные права на свои традиционные земли и их ресурсы, причем земли и ресурсы коренного населения, отнятые у него без свободного и компетентного согласия, подлежит возвращению. Земельные права коренного населения включают права на землю и недра, полные права на внутренние и прибрежные воды…». Поэтому необходимо выполнить Постановление Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) 1921 года, где говорилось о возвращении территорий расселения дагестанских народов в Азербайджане Дагестану. Поднять этот вопрос на международном уровне, для его выполнения. II. В случае препятствия возвращению территорий расселения лезгинских территорий в Азербайджане, в соответствии с Постановления ВЦИК от 1921 года, в лоно Дагестана (Российской Федерации), потребовать, как временную меру, от руководства Азербайджана: 1. Создание на исконных территориях расселения лезгинских народов в рамках Азербайджана Автономную республику. 2. Потребовать от руководства Азербайджана разработать и принять специальную Программу социально-экономического и культурного развития районов, где проживают лезгинские народы. 3. Ввести двойное гражданство для лезгинских народов: России и Азербайджана. III. В Дагестане: 1. Создать в рамках Дагестана Южно-дагестанскую область, иначе никакие вопросы для лезгинских народов в Дагестане не будут решаться. Об этом говорит материалы, изложенный выше. 2. Выполнить все Программы и Проекты с соответствующими коррективами, подготовленные СМ Российской Федерации и Дагестана для решения проблем лезгинских народов. Председатель Лезгинского Национального Совета, профессор Абдурагимов Г.А.
|