Понедельник, 30.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Февраль » 13 » Народ на грани, или Передел собственности
11:06
Народ на грани, или Передел собственности

Закрепит ли наконец статус разделенных народов российско-азербайджанская граница?

6 февраля председатель Госкомитета Азербайджана по земле и картографии Гариб Мамедов заявил о завершении согласования 95% сухопутного участка границы между Россией и Азербайджаном. По информации Мамедова, в ближайшее время в Баку ждут российских экспертов для согласования оставшихся участков границы.

Неслучайно еще 26 января президент России назначил ответственного за определение российских границ. Специальным представителем, который займется делимитацией и демаркацией государственной границы России со странами СНГ (госграницы России с Абхазией, Грузией и Южной Осетией), был назначен Александр Головин, который ранее возглавлял российскую делегацию на переговорах с Украиной по разграничению Азовского и Черного морей, а также по урегулированию вопросов, относящихся к Керченскому проливу. Кроме того, дипломат представлял президента России на многосторонних переговорах по Каспийскому морю — разработке Конвенции о правовом статусе моря. Как можно видеть, опыта Головину не занимать. А опыт спецпредставителю президента и вправду может пригодиться. Не секрет, что делимитация сухопутной границы между Россией и Азербайджаном из задачки успела перерасти в проблему. Но эта проблема для Азербайджана с Россией, при существующем ныне отношении приграничных государств к судьбе народов Восточного Кавказа, может стать настоящим приговором миру и стабильности региона. Брать на себя ответственность за судьбу народов, которых разделяет государственная граница, никто не хочет.

7 февраля в интервью информагентству Regnum глава примыкающего к границе с Азербайджаном Рутульского района Республики Дагестан Давуд Сулейманов выразил сомнение относительно того, что делимитация границы как-то изменит накопившиеся в данном направлении у местных жителей проблемы. «Принципиальным является вопрос о пропускных пунктах на границе, — подчеркнул Сулейманов. — У многих жителей нашего района на территории Азербайджана остались родственники. Граница обрубила вековые связи: ведь даже названия многих сел в Рутульском районе и в граничащем с ним Закатальском районе Азербайджана совпадают. Во времена СССР люди спокойно ходили из нашего района в Азербайджан пешими тропами. Сейчас, чтобы попасть к родственникам в Азербайджан, жителям нашего района надо проехать почти 800 км — сначала по территории Дагестана, затем — Азербайджана, да еще в очереди на границе приходится стоять целый день. Мы ставили вопрос о создании контрольно-пропускного пункта прямо в нашем районе, на перевале, недалеко от села Кальял, чтобы напрямую попадать из Рутульского района в Азербайджан. Есть и другие места, где можно было бы оборудовать переходы. Когда я был в Баку в составе дагестанской делегации, представители Азербайджана в присутствии российского посла заявили, что не видят проблем в создании контрольно-пропускных пунктов в горах. Однако реальных шагов по их созданию не предпринято. В середине 2000-х годов некоторые чиновники в Махачкале говорили мне, что инфраструктура, необходимая для таких пропускных пунктов, должна создаваться за счет муниципальных образований. Однако у меня в районе доходная часть бюджета всего 18 млн руб., мы сами никак не осилим решение такой задачи».

Рутульский район Дагестана является основным местом проживания на территории России двух народов — рутульцев (общая численность в России, по данным переписи 2002 года, — 30 тыс. человек) и цахуров (10,4 тыс. человек). В Закатальском районе Азербайджана, отделенном от Рутульского района государственной границей и Кавказским хребтом, цахуров проживает, по данным переписи населения Азербайджана 1999 года, больше, чем в Дагестане — 12,9 тыс. человек. В других районах Дагестана, примыкающих к границе (Ахтынском, Магарамкентском), живут преимущественно лезгины.

Водо-разбор

Отдельную проблему приграничных отношений составляет судьба Самур-Апшеронского канала, который был построен в 60-е годы прошлого века и забирает более 80% воды реки Самур на территории Дагестана, направляя ее для водоснабжения азербайджанских городов Баку и Сумгаит. Кстати, все активнее вопрос об «уводе» воды в Азербайджан поднимают жители Магарамкентского района Дагестана.

Эту проблему обозначил в ходе визита в Баку, летом 2008 года, президент Дагестана Муху Алиев, который выразил надежду на то, что сторонам удастся решить вопрос на основе компромиссов.

Конкретных переговоров по реке Самур между сторонами не проводилось. Однако данный вопрос обсуждается в рамках двусторонней комиссии по делимитации и демаркации государственной границы.

По данным российской стороны, Азербайджан забирает из реки Самур около 80 процентов водных ресурсов, «нарушая права жителей Южного Дагестана, занимающихся земледелием». Ведь, согласно российским данным, 213 км реки Самур проходят по российской территории, и только 38 км — по территории Азербайджана.

В Москве полагают, что азербайджанская экономика, благодаря нефтяным доходам, стремительно развивается, и Баку в состоянии платить за использование водных ресурсов Самура по мировым ценам. Между тем в России с целью изменения русла Самура планируют построить новые каналы. В этом случае Азербайджан может столкнуться с большим дефицитом воды, так как один из крупнейших каналов Азербайджана — Самур-Апшеронский черпает ее именно из реки Самур. Кроме того, в 1998 году при строительстве этого канала на эти цели было выделено 160 га земли Магарамкентского района Дагестана. Эксперты не исключат, что эта территория может стать предметом переговоров между Баку и Москвой. По данным российского эксперта Шихсафи Саифханова, Азербайджан каждый год использует бесплатно водные ресурсы Самура на 170 млн долларов с учетом того, что на мировом рынке стоимость 1 куб. метра воды достигла 60 центов. Отметим, что в настоящее время проблема нехватки воды в мире обострилась. Согласно мнению, озвученному прогрузинской информслужбой «Наша Абхазия» со ссылкой на азербайджанских экспертов, Россия, поднимая вопрос о водных ресурсах Самура, стремится оказать давление на Азербайджан. За этим скрываются геополитические игры Кремля, считает источник.

Пути изменения сложившейся ситуации обсуждались во время визита в Дагестан главы Минрегионразвития Виктора Басаргина в декабре 2008 года, но чем закончится вся эта история не берется предсказать никто.

Этно-анклав

В предыдущем номере «НВ» мы затронули проблему двух дагестанских анклавов на территории Азербайджана, которые, с легкой руки наших чиновников, оказались буквально списанными со счетов административных единиц Дагестана. Кто принимает столь опасные решения? Кто попустительствует сегодня столь вольным трактовкам юридических норм и пересматривает по своему усмотрению судьбу народов, чья перспектива на жизнь в будущем охраняется (?) международными правовыми актами, законами, конвенциями, резолюциями и декларациями? Одно бесспорно: передел, перекраивание Кавказа, от кого бы это не исходило, и борьба за собственность, включая и зависимое население, представляет собой одно политическое игрище, которому сопутствует двусмысленная риторика, затягивание и без того проблемных узлов, провокации…

Делимитация границы (лат. — delimitatio — установление границ) есть определение общего положения и направления госграницы между сопредельными государствами путем переговоров.

Материалы делимитации служат основанием для последующего этапа определения границы — проведения ее на местности (демаркации). Демаркация (лат. demarcatio — разграничение) — проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками.

В интервью агентству Day.Az (18 января) известный российский политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов, отвечая на ряд поставленных вопросов, упомянул о народах, разделенных госграницами России и Азербайджана. «Армения и Азербайджан — это не Германия, и ни Евросоюз в целом. Это маленькие страны, которые, по определению, не будут самодостаточными, и на них будет оказываться давление в рамках или за рамками решения нагорно-карабахского конфликта. Влияние России на Азербайджан будет в любом случае, хотя бы взять проблему разделенных народов в Дагестане. Она латентная, но есть. Проблема пока сегодня решается в формате Баку — Махачкала. Инструменты влияния есть всегда, и помимо нагорно-карабахского конфликта», — сказал Маркедонов. В Баку эти высказывания считают чуть ли не угрозой, по меньшей мере, попыткой реанимирования идей, озвученных еще 10 лет назад.

Тогда, в марте 1997 года, в «Независимой газете» (№054, от 26 марта 1997 г.) вышла статья «СНГ: начало или конец истории. К смене вех» Константина Затулина (ныне директор Российского Института стран СНГ, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками) и Андраника Миграняна (ныне политолог, председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам глобализации и национальной стратегии развития), в которой говорилось: «Что касается противодействия усилиям Азербайджана вытеснить Россию из региона, то следует и здесь более эффективно использовать имеющиеся у Москвы ресурсы. Во-первых, нужно поддерживать военное превосходство армянской армии над азербайджанской... Во-вторых, стимулировать процесс объединения разделенного лезгинского народа, что сразу же создаст новую ситуацию на севере Азербайджана и в Дагестане... Подтолкнуть федерализацию Азербайджана».

Другое дело, что процитированные высказывания из сегодняшних дней вполне могут преследовать цель «обосновать» возможный приграничный российско-азербайджанский конфликт. Посему в Азербайджане задаются вопросом: по какой причине аспект «разделенных народов» вышел на поверхность именно на нынешнем этапе?

Нет сомнения, что США и Россия будут использовать разделенные народы в своих интересах, и такую почву для них, по убеждению политологов, создали сами власти закавказских республик, которые, прямо или косвенно унижая этнические меньшинства, препятствовали реализации их прав и свобод.

Если верить помощнику депутата Госдумы России, доктору политических наук Мухаммед-Арифу Садыки, то Москва, вкупе с Махачкалой, поэтапно продвигается к реализации собственного плана по обустройству приграничных проблем на Восточном Кавказе. В статье «Как нам реформировать Дагестан» («Независимая газета»//www. ng.ru/printed/221607) Садыки пишет, что «власти федерального центра России и Дагестана, обеспокоенные проблемами разделенных госграницами народов на Кавказе, делают ставку исключительно на создание национально-культурной автономии на сопредельных территориях Дагестана и Азербайджана». В то же время автор делает весьма любопытную ссылку на то, что «специальная межрегиональная комиссия при Совете безопасности Российской Федерации предложила концепцию поэтапного решения проблемы. Согласно указанной концепции (в части призванной, согласно автору, удовлетворить запрос лезгинского народа), предлагается: а) начать переговоры с Азербайджаном о подготовке и заключении двустороннего договора о двойном гражданстве между Россией и Азербайджаном; б) подготовить условия для образования в составе Республики Дагестан на территории проживания лезгин автономного округа или национально-культурной автономии; в) начать переговоры с Азербайджаном об образовании на территории проживания азербайджанских лезгин автономного округа или национально-культурной автономии; г) предпринять усилия для создания на основе обоих национальных образований на территории России и Азербайджана международной культурной автономии (по типу международно-культурной автономии на территории Бельгии и Голландии)». Подобный сценарий, по мнению Садыки, мотивирован тем, что «любой народ стремится к постоянному развитию не просто культуры, а национального самосознания, экономики, научно-образовательной инфраструктуры, всего того, что обеспечивает самодостаточность народа, его способность на равных сотрудничать и конкурировать с другими народами».

Официальный Баку пытается выждать время, притом сохраняя повод для «обострения» взаимоотношений как с Россией, так и с Западом в целом. Несмотря на призывы Кремля, официальный Баку не снимает с повестки дня азербайджано-российских отношений вопрос о поставках оружия в Армению.

Автор: Эркен ЭРКЕНОВ

Просмотров: 820 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024