Понедельник, 30.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Февраль » 6 » Говорящий на всех языках
21:36
Говорящий на всех языках

Диплом победителя конкурса на грант Президента РД в области культуры и искусства получила Гулизар Султанова, для реализации нового проекта – книги об актерском искусстве Дагестана.

- Очерки истории дагестанского многонационального театра в двух частях были запланированы к изданию еще в 1990-е годы. Первая их часть издана в 1993 году. В течение последних 15 лет, когда 90-е годы XX столетия стали уже историей, удалось завершить и представить читателю вторую часть очерков, - начала по-деловому наш разговор при встрече Гулизар Ахмедовна, непререкаемый авторитет в театроведении Дагестана. – В последние годы произошло столько событий и добрых изменений, что трудно в это поверить и уместить их в столь недлительный промежуток времени. В театральной среде появилось еще четыре новых театра – Азербайджанский, Ногайский, Табасаранский, театр оперы и балета. Республика стала самой театральной в стране. Нигде в мире нет такого, чтобы на столь небольшой территории было одиннадцать (!) государственных театров, не считая народных. Это наше богатство. А вот целостного очерка об истории театрального искусства республики за полувековой период развития не было. В 2009 году в Дагестанском книжном издательстве вышли в свет очерки истории «Многонациональный театр Дагестана» (часть II), где освещена творческая жизнь театральных коллективов с послевоенного времени практически до наших дней – до 1999 года.

Это вторая книга об истории и становлении театрального искусства Дагестана, но у нас столько актерских талантов, что не раз отмечалось историками, критиками, рецензентами и зрителями во все времена. А они остались вне поля исследований профессионалами. Многие имена стерлись из памяти даже тех, кто по долгу своей деятельности занимается театром, уж не говорю об обычных дагестанцах, которые, я считаю, должны знать о людях, прославлявших «театральные подмостки» республики. Вот я и задумала новый проект – издать книгу об актерском искусстве Дагестана. Идея показалась интересной и Комиссии по присуждению грантов Президента РД, и она сочла нужным поддержать этот проект. Я незамедлительно приступила к работе, и вот уже в издательстве «Наука ДНЦ» выходит новая книга об актерах наших театров.

- Действительно, Дагестан богат талантами вообще и актерскими, в частности. Как вы считаете, где истоки этого явления?

- Высокий уровень актерского мастерства объясняется прежде всего народными истоками национального театра, насыщенностью повседневного быта и досуга горца обрядовыми, зрелищными, театрализованными действиями. Еще с колыбели дагестанец находится в среде, где большие и малые представления, связанные с обрядами, ритуалами, традициями, носят театрализованный характер, в которых он ощущает себя то в роли главного героя, то в качестве активного зрителя. Такая вовлеченность с ранних лет в публичные выступления способствовала формированию и развитию навыков лицедея. В дальнейшем у одних эти навыки развивались, становились востребованными.

До открытия национальных театров актерское искусство Дагестана развивалось в выступлениях на календарных праздниках, во время народных обрядов, ритуальных представлений, носивших систематический характер. Со временем эти зрелища теряли религиозный смысл и приобретали более театральный характер с костюмированными шествиями и массовостью. В конце XIX–начале XX веков появились первые артисты-любители. Становление профессионального театра было тернистым из-за препон, запретов ортодоксального ислама и даже преследований, подавления свободомыслия. Театр не находил поддержки ни в государственных кругах, ни у общественных организаций. Первые актеры – люди разных профессий – взяли на себя многотрудную и небезопасную для жизни задачу - создание национальных театров. Их вклад в формирование сценической культуры грандиозен. Они совмещали профессии драматургов, режиссеров, художников, актеров. Я постаралась в «Актерском искусстве Дагестана» отдать должное великим актерам многонационального театра республики и написала 50 очерков о корифеях, ушедших и ныне здравствующих: А.Абдулхаликове, А.Айгумове, М.Багдулове, Г.Голубеве, Б.Инусилове, И.Карбовском, И.Курумовой, Ш.Кухмазовой, Л.Леташовой, С.Меджидовой, С.Мурадовой, К.Якушеве и многих других.

До открытия национальных театров актерское искусство Дагестана развивалось в выступлениях на календарных праздниках, во время народных обрядов, ритуальных представлений, носивших систематический характер

- Материалы об этих людях я собирала всю жизнь. С тех самых времен, когда писала диплом в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии «Русский театр в Дагестане» и в последующем диссертацию «Историко-революционная драматургия Дагестана». Копалась в Центральном, партийном архивах, пользовалась документами о театральном искусстве Дагестана, рукописными фондами, перелопачивала постановления, указы, решения партийных органов, перечитала массу статей в периодике. Старалась, как можно полнее рассказать о нашем театральном искусстве.

Впервые читатель узнает о высокой оценке московскими театральными критиками работ Б. Инусилова, «всем своим существом, связанного с театром». «Он любил театр, он жил им. Он служил ему, отдавая все силы, - писал о нем режиссер П.Джапаридзе. В журнале «Театр» подчеркивал, что «… игра Б.Инусилова была настолько сильна и величественна, что обязывала, подтягивала и поднимала всех других исполнителей на небывалую высоту».

Об убедительной игре М.Абдулхаликова свидетельствует достоверный факт. Его друг Загид увидел его в роли Яго. «Человек, который играет роль подлеца и негодяя, мне не кунак, убирайся от нашего дома. В тебе сегодня я видел сплетника, вора и подлеца».

А после дипломного спектакля «Кровавая свадьба» Г.Лорки, где И.Курумова играла роль матери, мастера Щукинского театрального училища поклонились ей в пояс и выразили свою благодарность за столь убедительную игру.

«Пешком, верхом и на арбе исходила и изъездила актриса Ш.Кухмазова все лезгинские районы, горные и низменные населенные пункты. С грудными детьми на руках (а их было у нее пятеро) она не оставляла работу в театре ни на день, играла в неотапливаемых помещениях, сельских клубах под мерцающий свет керосиновых ламп», - так пишет Г.Султанова о народной артистке РСФСР Шамси Кухмазовой.

Книга, несомненно, интересна не только преподавателям и студентам художественных факультетов и учащихся, но и широкому кругу любителей театра, о деятелях которого Гулизар Султанова рассказывает не только со знанием дела, но и с огромной симпатией и любовью.

Автор: Светлана Кривоносова

http://dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14853

Просмотров: 1045 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024