Литература во все времена была оппозиционной к власти. Ибо истинная литература, истинный художник, как душа народа, глас народа, должен чувствовать и видеть истину и честно и правдиво ее отражать. Пушкин и славу снискал и властью был признан А зачем власти художник-правдоискатель, который изображает все, как есть, со всеми плюсами и минусами? Естественно, творчество такого художника-реалиста не всегда совпадает с государственными интересами, с доминирующей идеологией. Словом, подобный летописец государству не то что не выгоден, он просто враждебен (вспомним гнев Бенкендорфа на Краевского, когда тот осмелился в некрологе назвать Пушкина великим, или же гнев главы НКВД Дагестана Ломоносова на Стальского, не согласившегося «заклеймить» Самурского как врага народа). Власть начинает вмешиваться в литературный процесс, стараясь вырастить придворных, послушных летописцев, и кое-что ей удавалось на этом поприще... Они никогда не очистятся от въевшейся пыли времени. Истинный художник духовно независим от власти. Но власть делает все, чтобы он зависел от нее, хотя бы физически, создавая непослушному художнику невыносимые условия жизни и деятельности, ограничивая его свободу творчества. При этом власть прибегает к различным методам: политическое преследование, запугивание, приписывание недееспособности, унижение человеческого достоинства, объявление литературной и художественной несостоятельности творчества... При этом показателен метод ущемления таланта и прикармливания посредственности. Также действовала система избирательности: от каждого народа, республики, края избирался и «выращивался» один человек. Перед остальными ставились всяческие заслоны и препятствия. В обойме литературных начальников и идеологических работников всегда находились одни и те же имена. И только через творчество этих особо приближенных к литературному клану писателей делались выводы о всей национальной литературе. Недалеко ушла от всего этого негатива и дагестанская литература. Надо признать, что из многих имен шестидесятников в лезгинской литературе яркими и по сей день остаются поэты и писатели Забит Ризванов, Лезги Нямет, Алирза Саидов, Ибрагим Гусейнов, Азиз Алем, Шихнесир Кафланов, Ханбиче Хаметова. Когда как многие имена попросту были искусственно надуты. И в наше время повторяется подобный подход к литературе. В лезгинской литературе в тени остаются имена Музаффера Меликмамедова, Пакизат Фатуллаевой, Седагет Керимовой, Кахримана Каитмазова, Медета Арзуманова, Азиза Мирзабекова, Бабахана Бабаханова, Саират Ахмедпашаевой, Минаят Абдулмуталибовой, Шахбалы Шахбалаева и др. Сегодня многие (в особенности литературные редакторы) сетуют на то, что свобода и вседозволенность наводнила книжные лавки художественно ущербными изданиями. Да, отчасти это так. Но ведь и в государственных издательствах выходят не лучшие образцы литературы. Наоборот, годами выходила низкосортная, художественно несостоятельная продукция (это продолжается и поныне). Но ведь часто государственные издательства отказываются выпускать нужную, важную, редкую литературу. Тогда, конечно же, такую литературу вынуждены были издать в обход государственных издательств (роман «Кири Буба» Садко Гаджиева, лезгинский эпос «Шарвили», «100 лезгинских народных песен», «Альманах лезгинских поэтов XVIII—XIX вв.», «Неизданные стихи» Сулеймана Стальского, монографии о жизни и творчестве Етима Эмина и Сулеймана Стальского и т. д.). Порой литературно-художественный уровень свободноизданной литературы оказывается выше выпущенной в госиздатах по чьему-либо протеже. Большая проблема дагестанской литературы в том, что мы плохо знаем или почти не знаем, о чем пишут наши писатели на национальных языках. Языковой барьер не позволяет нам удовлетворить этот интерес. По выражению Пушкина, литературная критика является двигателем литературы. Сегодня нет ни одного критика, а сама критика стала одической, подобной крыловской взаимной похвальбе петуха и кукушки. Дагестанская литература остро чувствует нехватку честных критиков, переводчиков, отсутствие русскоязычных литературных журналов. Раньше, в бытность Расула Гамзатова, на каждом заседании Союза писателей Дагестана поднимался вопрос об учреждении такого журнала. Помнится, на одном из заседаний правления СП Дагестана М.-С. Гусаев, тогдашний министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана, обещал финансировать такой журнал. И он появился. Это журнал «Дагестан». Но, к сожалению, он мало отражает литературную жизнь Дагестана и не отвечает запросам широкого читателя. В свое время, когда автор этих строк начинал издавать литературно-художественный и общественно-политический журнал на лезгинском и русском языках «Лезгистан», все его приняли в штыки, начиная от Союза писателей до редакций отдельных журналов и газет. Спрашивается, что же так напугало их? Оказывается, теперь могли быть изданы и те, которых они годами «отфутболивали» от своих порогов; оказывается, теперь на фоне новых произведений многие литературные фавориты могли бы выглядеть не столь презентабельно. Большую тревогу и озабоченность истинных ценителей национальной литературы вызывает отсутствие молодых сил в литературе, что прерывает преемственность поколений. Но откуда могут появиться новые, свежие литературные силы, когда отсутствуют условия для их роста? Родные языки в загоне, быть поэтом, писателем стало непрестижным, литературный труд обесценен донельзя, гонораров практически нет, писатели еле сводят концы с концами. Со стороны государства писатели (наряду со всеми работниками сферы искусства) являются одними из забытых. Даже молодые певицы с завидным постоянством получают звание «народной», а труд писателя почему-то не замечается… Трудно стало писать (во время литературного процесса еще нужно жить и кормить семью), трудно стало издаваться (в издательствах сложилась какая-то странная практика – для одних нет возможности, в то же время для других эти возможности находятся). Писатели поставлены в крайне унизительные условия: не то что гонораров нет, нужно выкупать свои книги, а затем самим же их продавать… Таким образом, помимо своего писательского труда, писателю нужно осваивать ряд смежных профессий: продюсера (для поиска спонсоров), рекламного менеджера (для сбыта своей продукции), продавца (для продажи книг), бегуна-марафонца (чтобы все это успевать вовремя). Если государство печется о культуре, то нужно проявлять заботу и о тех, кто эту культуру создает. Государство могло бы рассмотреть издательскую политику, внимательно относиться к духовным и материальным запросам писателей (не только к юбилеям, не только к концу жизни или после их смерти), организовать, скажем, централизованную закупку писательской продукции для школ, библиотек и других учреждений культуры. В Дагестане много разносторонне талантливых людей, но кому нужен их талант? Они реализовывают свой талант вне Дагестана и становятся знаменитыми личностями не благодаря, а вопреки воле местных серых начальников, в свое время «перекрывавшим им кислород». При правильном государственном подходе и издательское дело (если, конечно, не издавать макулатуру) можно было бы сделать прибыльным. Ведь вкупе с рекреационным потенциалом нужно поднимать и сферу народных промыслов, и сферу литературы, чтобы сделать наш край интересным и привлекательным для туристов и гостей. Автор: Фейзудин НАГИЕВ, кандидат филологических наук, член Союза писателей России http://gazeta-nv.ru/content/view/2153/199/
|