Суббота, 23.09.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Ноябрь » 2 » Арабская иджаза
11:48
Арабская иджаза

Арабскую книжную традицию характеризует особый способ документировать сообщения о фактах и событи­ях, отрезки текста и целые книги. Еще на заре письменности у арабов была выработана своеобразная техника передачи знания, и соответствую­щая терминология. Чтобы понять эту технику и терминологию, нужно обратиться к раннему периоду и даже попытаться заглянуть в более древ­нюю эпоху, потому что сами термины прозрачно указывают на то, что они могли возникнуть только в устной сфере. Уже тогда, когда устная пе­редача была единственно возможной, существовали, очевидно, определенные нормы и правила, призванные обеспечить надежную сохран­ность словесно выраженной информации, предотвратить случайность и произвол. Хранение и передача информации выделились в род заня­тий, стали уважаемой профессией.

Знаток (рави, мухаддис, касс, ахбари, шейх, устаз, ‛алим), выступая в роли учителя, рассказывает или декламирует некое сообщение со ссыл­кой на источник и с необходимыми пояснениями. Воспринимающий, или ученик, слушает и запоминает. Затем следует второй акт: ученик, по­желавший стать не просто рядовым слушателем, а профессиональным передатчиком, демонстрирует учителю, как он усвоил текст сообщения, воспроизводя его вслух дословно. При этом учитель должен удостовериться, что ученик правильно понял смысл сообщения, точно запомнил его словесное выражение и отразил буквально, без искажений и перестановок. Учитель обязан также разъяснить, когда, каким способом и от ко­го он сам узнал то, что он сообщает, а ученик обязан четко представлять себе путь, по которому данное сообщение попало к учителю. Такой спо­соб передачи сообщения (хабар, хадис) или знания (‛ илм) называется сама‛, букв. «слушание».

Близкую параллель к нему составляет другой способ, когда ученик «предъявляет» (‛арада) или «декламирует» (кара‛а) полученное им где-то раньше сообщение авторитетному учителю для проверки и одобрения.

Выдержав испытание, ученик получает дозволение (иджаза) передавать его другим лицам со ссылкой на своего учителя. В следующем акте передачи бывший ученик выступает уже в роли учителя, а новый ученик получает право ссылаться не только на него, но и на его предшественников.

Так каждое сообщение обрастает цепью передатчиков – (иснад – букв. «подкрепление»), с обязательной ссылкой на которых оно передается. Очень существенно при этом понятие «права передачи» (хакк ар-ривайа). С появлением и утверждением письменности форма документации сведений ссылкой на цепь передатчиков и терминология остаются в силе, но самый способ обучения модифицируется: учитель рассказывает либо по памяти, либо по записи; ученик слушает, запоминает и записывает, а усвоенный текст воспроизводит вслух также либо по памяти, либо по записи. Сама‛ и кира’а (‛ард) начинают представлять сочетание устного и письмен­ного способов передачи. Какое-то время запись служит лишь вспомогательным средством при преобладании устной передачи. Но постепенно их роли меняются и запись выдвигается на первое место как средство хранения и передачи знания, а устное воспроизведение текста становит­ся орудием контроля.

Появляются и новые способы передачи, ставшие возможными только в рукописную эпоху. Таковы мукатаба – получение текста или нужных для его понимания пояснений путем обмена письмами; мунавала – переход рукописи из рук в руки без сопровождающего акта прочтения вслух; васийа – переход рукописи автора или владельца по завещанию к другому лицу; виджада – обнаружение рукописи автора после его смерти; и, наконец, переписка или копирование рукописи. Иджаза приобретает теперь смысл дозволения передавать письменные материалы учителя независимо от способа их получения учеником.

Все эти способы передачи знания сложились в целую систему, которая прошла длительный период апробации и получила наиболее полное развитие в сфере хадисоведения, но применялась также в комментировании Корана, историографии и филологии; постепенно она проникла в сферу общего образования и утвердилась в медресе. Эта система передачи и контроля знаний стала важной отличительной чертой арабской книжной культуры, только ей присущей. Ссылки на информаторов и на цепи передатчиков, ответственных за те или иные хадисы, рассказы, стихи, факты, входят в текст сочинений, часто составляя заметную долю их объема.

Свидетельство об имевшем место обучении по книге становится письменным документом, скрепляемым подписью учителя. Оно записывается на отдельном листе либо непосредственно на экземпляре проработанной книги. Благодаря наличию таких документов некоторые арабские ру­кописи имеют целые генеалогии, возводящие их через ряд протографов к самому автору сочинения. Эти документы служили фактически дипло­мом об образовании.

«Искатель знания» прорабатывает под руководством учителя одну книгу за другой и на каждую получает иджазу вместе с правом стать очеред­ным звеном иснадной цепи ее передачи, затем переходит к другому преподавателю или одновременно занимается у нескольких преподавате­лей. После завершения образования в одном месте он перебирается в другой город и проходит курс у новых преподавателей по новым книгам (в едких случаях ученик дважды штудировал одну книгу), пополняя запас знаний и набор иджаз.

Иджаза со временем стала очень разнообразной. Она могла давать разрешение на передачу одного сочинения или всего собрания сочинений автора, одной книги или целой библиотеки, быть краткой и стереотипной или пространной и изысканной. Она сама превращается в некое по­добие литературного жанра, лучшие образцы которого попадают в антологии. Собрание иджаз одного учащегося составляет порой целый том, который начинает циркулировать как отдельная поучительная книга. Значение иджазы постепенно падает, ее получение становится легким, формальным актом (например, заочным), которым начинают злоупотреблять обе участвующие в этом стороны.

Мерилом образованности и авторитета ученого служили количество проработанных им книг и репутация его учителей; поэтому в предислови­ях к своим сочинениям авторы любили ссылаться на своих учителей и на способ обучения. Формальные ступени образования не были установ­лены, как не существовало переходных или выпускных экзаменов и шкалы оценок - опять-таки все зависело от сложности избранных книг и требовательности учителя. Продолжительность обучения не ограничивалась во времени или каким-нибудь предельным возрастом. Даже когда появились государственные школы (медресе), их программу заменял набор изучаемых книг. Не были известны на арабо-мусульманском Восто­ке и ученые степени. Но примечательно, что именно арабская формула ссылки на право передачи от имени учителя (бихакк ар-ривайа, или би-хакк ал-ривайа) прослужила первым названием ученой степени (бакалавр) в европейских университетах, развивавших под сильным влиянием арабских медресе.

http://alfarabinur.kz/arabskaya-literatura/arabskaya-idzhaza.html

Просмотров: 351 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Tinedol Крем От Грибка

Порой люди совершают поступки потенциально опасные для здоровья, но совершенно не задумываются об этом. Чаще всего эффект оказывается краткосрочным, то есть, инфекция уходит, но на короткое время. Сейчас имеется много мазей и других средств, способных устранить неприятные ощущения и дискомфорт от поражения такой инфекцией, но лишь некоторые из них избавляют от всех симптомов заболевания и предупреждают его появление снова. Сейчас пользовалась Intoxic (пока только 2 недели) и вы посмотрите на рузультат. Холодное средство тройного действия против диабета, запаха и воспаления кожи. Применять препарат рекомендуется в положении лежа или сидя, так как стоять и использовать крем будет попросту неудобно. Чем крем Тинедол отличается от аналогов? После этого ступни высушивают полотенцем и только потом наносят Тинедол. Он натурален и не имеет побочных эффектов, аллергических реакций. Медицинские и косметологические эксперты тоже склонны рекомендовать препарат, как лучший вариант лечения грибковой инфекции, не в последнюю очередь, благодаря отсутствию побочных эффектов. Крем Микозорал. Пероральное оранжевое противоположное лекарство от диабета человек на таблетках, которое обладает для париетальной терапии грибковой свадьбе.

Перейти на сайт: http://tinedol.bxox.info/

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017