Понедельник, 30.11.2020
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Октябрь » 13 » Южнодагестанская коллекция рукописей ал-Кулуфи
19:26
Южнодагестанская коллекция рукописей ал-Кулуфи

Археографическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и Дагестанского государственного университета (ДГУ, г. Махачкала, Дагестан) провела в июле–августе 2005 г. полевые исследования в Табасаранском районе в целях выявления новых книжных коллекций. В состав экспедиции тогда были включены опытные специалисты — выпускники востоковедных факультетов Санкт-Петербурга, Москвы, Ташкента, Махачкалы, аспиранты Института ИАЭ и Даггосуниверситета, студенты IV курса факультета востоковедения Дагестанского государственного университета. Экспедиция выявила множество новых, неизвестных в науке книжных коллекций (частные и мечетские), датируемых в пределах XII–XX вв.

В состав экспедиции вошли: проф. А.Р. Шихсаидов (род. 1928, автор, руководитель проекта, руководитель экспедиции), к. филол. н М.С. Киктев (1943-2005), Институт стран Азии и Африки МГУ, научные сотрудники Института ИАЭ ДНЦ РАН и преподаватели факультета востоковедения ДГУ к. и. н. А.Р. Наврузов, ученый секретарь ИИАЭ, к. и. н. Р.И. Сефербеков, арабист З.Ш. Закарияев (род. 1971), к. и. н. П.А. Ибрагимова, научные сотрудники Ш.Ш. Шихалиев (род. 1974), Д.М. Маламагомедов, А.М. Нурмагомедов, старшие преподаватели М.А. Гасанов, А.Х. Хизриев, аспирантка Д.Г. Алиева, студенты курса факультета востоковедения.

В Табасаранском районе в сел. Кулиф была обнаружена коллекция Хамдуллы Таибова. Коллекция принадлежала деду Хамдуллы — Хаджи-Тайгибу, знатоку арабского языка и литературы, преподавателю местного медресе. В коллекции насчитывается 45 книг, датированных в основном XIX–XX вв. Характерная особенность — наличие рукописей и печатных книг, большое число владельческих записей, среди печатных книг традиционные учебные пособия, изданные преимущественно в знаменитой «Исламской типографии» Мавраева в г. Темир-Хан-Шуре (ныне г. Буйнакск, Дагестан) литографическим способом.

К слову кулифская коллекция Х. Таибова отличается не только большим числом литографических изданий, в основном дагестанского происхождения. В ней представлены также ценный документальный материал, официальные и частные письма, канцелярские записи о повинностях и налогах, выписки из сочинений дагестанских авторов. Также мы имеем дело с источниками по хозяйственной, административной деятельности, интеллектуальной жизни региона: сборник писем представителей духовенства; рисала — трактат о курении, написанный Мухаммадом из сел. Кулиф, «будучи факихом в селении … в доме сардара в 1302/1884 г.»; выписки из сочинения известного дагестанского ученого ал-Хасан-Эфенди ал-Алкадари (1834–1910) по вопросам брака; вопросы дагестанского ученого Татилава ал-Карати из сел. Карата и ответы Дауда ал-Усиши (1686–1757) из сел. Усиша; запись о книгах, которые «прочитал ‘Абд ’Аллах ал-Кулуфи»; записка о выдаче участников восстания 1877 г. материалы обычного права; перечень пахотных и сенокосных участков жителей сел. Кулиф и т. д).

Немалый интерес представляют и тексты на языках народов Дагестана: собрание стихов ’Абу Суфйан ал-Казаныши (1872–1931) на кумыкском языке (г. Темир-Хан-Шура, 1322/1914, 3-е издание); перевод на азербайджанский язык сочинения Джалал ад-Дина ал-Махалли (1389–1459) по проблемам мусульманского права. Перевод (350 с. по 16 строк) выполнен (или переписан) Тайибом ал-Кулуфи (из сел. Кулиф) в 1387/1967-68 г.; копия «Книги по основам веры» на кумыкском языке, выполненная ‘Абд ’Аллахом ал-Курихи (1886–1989) из сел. Курих «для своего брата набожного ученого Тайиб-Эфенди из сел. Кулиф в 1388/1968-69 г.».
 
Коллекция ‘Абдалвахидова Ша‘бан-Эфенди, сел. Кулиф. Она включает 99 сочинений и принадлежала весьма уважаемому в Табасаране роду ‘Абд ’Аллаха ал-Кулуфи, т. е. Кулифскому, сформировалась в основном в XIX в., но имеет многовековую историю. Сохранилась генеалогия ученых семьи, зафиксированная в начале XX в.: «‘Абд ’Аллах ал-Кулуфи, сын Малла Ша‘бан-Эфенди (ум. 1897), сына Малла Рамазан-Эфенди (ум. 1858), сына Малла Ша‘бана (ум. 1810), сына Малла Мазая (ум.  1797), сына Малла Букая, сына Шули, сына Амтака, сына Раджаба (ум. 1718), сына Рамадана, сына Раджаба, сына Рамазана, сына ‘Абд ’Аллаха, сына Хаджи-Раджаба, сына Йусуфа, сына Михтар Санджаба...». Далее генеалогическая цепь восходит к Хашиму, эпониму рода пророка Мухаммада — хашимита. Таким образом, родословная кулифской семьи ученых представителей восходит в своей исторической части к XVI в.

Кулифская коллекция Абдалвахидова Ша‘бан-Эфенди тематически разнообразна, содержит как нарративные тексты, так и богатый документальный материал, в ней 118 хорошо представлены сочинения дагестанских авторов, в том числе до сих пор неизвестных в науке. Среди старейших рукописей толковый словарь арабского языка «ас-Сихах» — от слова «ракиба» до последней буквы алфавита (31 х 21, 274 л., 27 строк, XVI в.); комментарий на знаменитый юридический трактат ар-Рафии ал-Казвини (1160–1226) под названием «ал-Мухаррар» в копии 1064/1654 г., выполненной в Дагестане (раздел о наследственном праве); грамматический трактат «ал-Джанай», переписанный также дагестанцем в 1082/1671 г.

Комментарий Кутб ад-Дина ар-Рази (1295–1364), известный под названием «Тахрир ал-каваид ал-мантикийа» как комментарий к книге «ар-Рисала аш-Шамсийа» ал-Катиби ал-Казвини (1203–1294)  по проблемам логики и ставший в 1292/1876 г. собственностью ‘Абд ’Аллаха ал-Кулуфи, имеет многочисленные записи о чтении: в 1292/1876 г. чтецом был сам владелец; в 1301/1884 г. читателем стал «бедняга Мамма в медресе Хан-Али-Эфенди»; затем подобную запись сделал Хаджи-Аталав-хан Дарвиш, сын ‘Али-хана ал-Кубали; далее следует ‘Абд ’Аллах, сын Ша‘бана ал-Ханаки (из Табасаранского сел. Ханаг), который учился «у выдающегося ученого, знатока всех наук, особенно сильного в логике, медицине, астрономии Хаджи-Эфенди, сына Закарийа-Эфенди Аджиахурского в вилайете Куба. 5 мухаррама 1314/16.06.1896 г.»; ‘Абд ’Аллах ал-Кулуфи записал также, что в 1292/1876 г. он был «в селении Гуми у знающего ученого Малла ‘Али-Эфенди …. Пользуясь его книгами — тафсирами, такими как «ал-Джалалайн» вместе с комментариями ал-Байдави … (потом) начал читать (книгу по логике) «Шарх аш-Шамсийа» («Комментарии к солнечному трактату») двух имамов — Фахр ад-Дина ар-Рази (1149–1209) и Кутб ад-Дина ар-Рази (ум. 1364), и я прочитал (изучил) у него пятую часть книги …. Свидетелем был опытный ученый Ахмад-Эфенди ал-Гуми».

Особое место в истории формирования рукописных коллекций занимают владельческие записи. Практика фиксации права собственности на книгу была традицией, пришедшей из арабских стран вместе с рукописной книгой. Эта традиция «прижилась» в Дагестане при создании книжных коллекций. Владельческие записи или отметка о покупке или дарении стали обычным явлением. В кулифской коллекции почти все книги имеют подобные отметки: «из книг ‘Абд ’Аллаха ал-Кулуфи, она куплена за 1 манат и 1 аббас» и эта же книга («Субкомментарий на книгу «Джами» по грамматике) раньше была куплена у Моллы Хаджиява за 2,5 маната. Собственностью ‘Абд ’Аллаха ал-Кулуфи аш-Шафи‘и стала, как гласит запись, книга «Кадимир», переписанная в Дагестане в 1098/1687 г.

Кулифская коллекция содержит большое число документального материала, датируемого в пределах XVIII–XIX вв.; запись пахотных и сенокосных участков жителей села Кулиф 1312 г. х. (конец XIX в., образец: «пахотный участок неполивной на 12 кайлов (кайл — мера сыпучих тел., к примеру, «пахотный участок на 1 кайл» — это участок при посеве уходит 1 кайл); сенокосный участок неполивной — 8 кайлов». «Итог: 15 ноября 1886 г. Земли селения Кулиф: лес — на 356 кайлов; пахотные земли — 215 кайлов; мечетские пахотные земли — 25 кайлов; мечетский лес — 11 кайлов».

В документации имеется и другая информация (список лиц, вышедших на ремонт дорог, конец XIX в.; свидетельство на имя жителя села Кулиф Кайтаго-Табасаранского округа Муллы-‘Абдуллы-Муллы-Ша‘бан-оглы о его достаточных знаниях для занятия должности сельского кадия, запись о разделе наследия, сделанная рукой Ша‘бана ал-Кулуфи; семейная хроника XIX в.).



Автор: ‘Али АЛБАНВИ




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АДЖИАХУРСКИЙ, ХАДЖИ-ЭФЕНДИ ИБН ЗАКАРИЙА-ЭФЕНДИ — дагестанский учёный-богослов из лезгинского сел. Аджиахур (ныне Кусарский р-он, Северный Азербайджан).

АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-АЛКАДАРИ, АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД ’АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана). Энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) пишет, что во время отбывания своей ссылки в г. Астрахани (Хадж-Тархан) ал-Хасан ал-Алкадари посетил мазар шайха Махмуда, и мазар шайха, известного как Шайх (аз-заман, букв. «времени»). С ним был в это время и его товарищ, подвижник Хаджи-Рамазан аш-Штули ад-Дагистани.

АЛ-ГУМИ— нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Гуми (Табасаранский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ГУМИ, АХМАД-ЭФЕНДИ — дагестанский богослов из сел. Гуми.

АЛ-ГУМИ, МАЛЛА ‘АЛИ-ЭФЕНДИ — дагестанский богослов из сел. Гуми.

ЗАКАРИЯЕВ, ЗАМИР ШАХБАНОВИЧ (род. 1971) — российский учёный-арабист. Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.

КИКТЕВ, МАКСИМ СЕРГЕЕВИЧ (1943–2005) — советский и российский арабист-литературовед. Кандидат филологических наук (1970), доцент (1976). Сын советского дипломата С. П. Киктева (1915–1980).

АЛ-КАЗАНЫШИ, АКАЕВ ’АБУ СУФЙАН АКАЙ-КАДИЕВИЧ (1872–1931) — учёный богослов, поэт, издатель и один из основателей первой исламской типографии в г. Темир-Хан-Шуре (ныне г. Буйнакск). Родился в сел. Н. Казанище Темир-хан-Шуринском округе, Дагестанской области, в семье исламского поэта Акай-кади Арсланбекова (1829–1904), учился в исламском мадраса сначала в сел. Н. Казанище, затем в Тарках, Н. Дженгутае, в г. Темир-хан-Шуре. Там изучал арабскую грамматику, юриспруденцию, хадис, риторику, логику и многие другие богословские и светские науки. Высшее исламское образование получил в сел. Согратль, где учился шесть лет, там же сблизился с будущим основоположником печатного производства М.-М. Мавраевым (ум. 1964). В возрасте 28 лет написал первую свою рукописную книгу о логике «Хавлят ал-усул» на арабском языке. Владел семью языками: кумыкским, аварским, лакским, арабским, даргинским, русским и чеченским.

АЛ-КАЗВИНИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из Казвина (ныне совр. Иран).

АЛ-КАЗВИНИ, ИМАМ АД-ДИН ’АБУ-Л-КАСИМ ‘АБД АЛ-КАРИМ ИБН МУХАММАД АР-РАФИИ (1160–1226) — исламский богослов, правовед шафиитского мазхаба.

АЛ-КАЗВИНИ, НАДЖМ АД-ДИН ‘АЛИМ ИБН ‘УМАР АЛ-КАТИБИ (1203–1294) — среднеазиатский математик, астроном и философ, ученик ал-Абхари и Насир ад-Дина ат-Туси. Работал в Марагинской обсерватории (Иран). Автор трактата «ар-Рисала аш-Шамсийа фи каваид ал-мантикийа».

АЛ-КАРАТИ, ТАТИЛАВ — дагестанский богослов из сел. Карата (Ахвахский р-он).

АЛ-КУБАЛИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из г. Куба, центра Кубинского уезда Бакинской губернии (ныне Азербайджан).

АЛ-КУБАЛИ, ХАДЖИ-АТАЛАВ-ХАН ДАРВИШ ИБН ‘АЛИ-ХАН — дагестанский богослов из г. Куба (г. Куба, Азербайджан).

АЛ-КУРИХИ, ‘АБД ’АЛЛАХ-ЭФЕНДИ (1886–1989) — южнодагестанский шайх накшбандийского братства из сел. Курих (ныне сел. Гурик, Табасаранский р-он).

АЛ-КУЛУФИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Кулиф Кайтаго-Табасаранского округа (ныне село в Табасаранском р-оне, Южный Дагестан).

АЛ-КУЛУФИ, ‘АБД ’АЛЛАХ АШ-ШАФИ‘И — дагестанский богослов из сел. Кулиф.

АЛ-КУЛУФИ, РАДЖАБ (ум. 1718) — дагестанский богослов из сел. Кулиф.

АЛ-КУЛУФИ, МАЛЛА МАЗАЙ (ум.  1797) — дагестанский богослов из сел. Кулиф.

АЛ-КУЛУФИ, МУХАММАД — дагестанский богослов из сел. Кулиф, автор трактата «о курении» (1884).

АЛ-КУЛУФИ, МАЛЛА РАМАЗАН-ЭФЕНДИ (ум. 1858) — дагестанский богослов из сел. Кулиф.

АЛ-КУЛУФИ, МАЛЛА ША‘БАН-ЭФЕНДИ (ум. 1897) — дагестанский богослов из сел. Кулиф.

АЛ-КУЛУФИ, МАЛЛА ША‘БАН (ум. 1810) — дагестанский богослов из сел. Кулиф.

АЛ-КУЛУФИ, ТАЙИБ — дагестанский богослов из сел. Кулиф.

АЛ-КУЛУФИ, ША‘БАН — кадий, дагестанский богослов из сел. Кулиф.

АЛ-МАХАЛЛИ, ДЖАЛАЛ АД-ДИН (1389–1459) — видный египетский учёный и шафи‘итский законовед. Комментатор Корана, преподававший в каирских медресе. Наиболее известное свое сочинение — «Тафсир ал-Джалалайн» («Комментарии двух Джалалов») — ал-Махалли дописать не успел. В 1465 г. «Тафсир ал-Джалалайн» был закончен — согласно преданию, за сорок дней — его знаменитым учеником Джалал ад-Дином ас-Суйути (ум. 1505). Поэтому именуется комментарием «двух Джалалов» (Джалалайн — форма двойственного числа).

АР-РАЗИ (араб.) — нисба указывающая на происхождение её носителя из г. Рей (ныне Иран).

АР-РАЗИ, КУТБ АД-ДИН МУХАММАД Б. МУХАММАД АТ-ТАХТАНИ (1295–1364) — мусульманский богослов.

АР-РАЗИ, ФАХР АД-ДИН ’АБУ ‘АБД ’АЛЛАХ МУХАММАД ИБН ‘УМАР АЛ-ХУСАЙН АЛ-ТАЙМИ АЛ-БАКРИ АТ-ТАБАРИСТАНИ (1149–1209) — видный представитель аш‘аритского калама, шестой муджаддид. Служил при дворе гуридских султанов и хорезмшахов. Полемизировал с му‘тазилитами, ханбалитами, исма‘илитами и каррамитами. Ему принадлежит знаменитый незавершенный тафсир «Мафатих ал-гайб» («Ключи от сокровенного»), который он написал в ответ на тафсир му‘тазилита Махмуда аз-Замахшари (ум. 1144).

АЛ-УСИШИ, ДАУД-ХАДЖИ-ЭФЕНДИ (1686–1757) — дагестанский педагог и просветитель из сел. Усиша (Акушинский р-он).

АЛ-ХАНАКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Ханаг (Табасаранский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ХАНАКИ, ‘АБД ’АЛЛАХ ИБН ША‘БАН — дагестанский богослов из табасаранского сел. Ханаг.

ШИХСАИДОВ, АМРИ РЗАЕВИЧ (род. 1928) — советский и российский востоковед, историк, исламовед. Научные интересы: ислам в средневековом Дагестане; арабский язык и арабская литература; арабоязычные источники по истории и культуре Дагестана; арабская рукописная книга; эпиграфика, археография. Родился в г. Дербент (Южный Дагестан).

ШИХАЛИЕВ, ШАМИЛЬ ШИХАЛИЕВИЧ (род. 1974) — дагестанский учёный-арабист, кандидат исторических наук, заведующий Фондом восточных рукописей ДНЦ РАН (Дагестан). Научные интересы: история ислама в Дагестане; историко-филологическое исследование арабоязычных рукописей; археография, кодикология, текстология, источниковедение.



ЛИТЕРАТУРА

Шихсаидов А.Р. Археографическая работа 2005 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 01.02.2018). — Яз. рус.

 

Источник: https://www.proza.ru/2018/09/02/1427

Категория: Ислам в Лезгистане | Просмотров: 126 | Добавил: KIRIBUBA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020