Среда, 26.07.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 22 » Хлютская обитель лезгинских шейхов
17:01
Хлютская обитель лезгинских шейхов

Ислам в Южном Дагестане имеет многовековую историю. По воле судьбы лезгинские народы в современной России оказались первыми, кто уверовал Единого Бога. Лезгины первыми в регионе отозвались на религиозные призывы христианских  миссионеров распространявших учение Христа. Позже, через несколько столетий, христианство у лезгин сменилось Исламом. В свою очередь, джума-мечеть г. Дербента яркий пример преемственности этих двух монотеических религий.

  

Из исторических источников известно, что еще до появления в регионе исламских проповедников, джума-мечеть города служила для лезгин-албанцев  христианским культовым сооружением – храмом. Однако, из двух монотеических религий, именно Исламу суждено было оставить глубокий след в сознании лезгин. Не последнюю роль в этом сыграл большой исторический отрезок времени, в котором доминирование мусульманской веры было абсолютным.

 

 

 

Лезгинские народы дали исламскому миру множество ученых мужей, проповедников, суфийских наставников. Известным суфием своей эпохи был дербентский ученый Абу-Бакр Мухаммад ибн Муса ибн ал-Фарадж ад-Дербенди. Ад-Дербенди в свою очередь являлся одним из учеников Абу Абдаллаха Маммуса ал-Лакзи – знатока хадисов, историка династии Хашимидов. Перечислим и других лезгинских имамов и суфийских шейхов, таких как Садраддин Сулейман ал-Лакзи, Мусе ибн Юсуф ибн Хусейн ал-Лакзи, Хаким ал-Лакзи ад-Хунлики ад-Дербенди, Муххамад Эфенди Яраги, Хаджи Давуд Мюшкюрский, Гаджи Эфенди Штульский, Муххамад Котку, Серкер Эфенди Курушский, Эмирали Тагирджальский.

 

 

 

Следом за ними следует целая плеяда выдающихся цахурских шейхов - Джабраил Эфенди Лакитийи, Махмуд Эфенди из с. Алмало, Хаджи Джабраил ал-Цахури, Халил ал-Джиниги ас-Самури из с. Джиных, Насух Мухаммед Эфенди из с. Мухах; такие известные табасаранские шейхи: Абдулла Эфенди аль Курихи ат-Табасарани, Зияуддин Юсуф Хаджи Курихи, Саид Ахмад Хамди Хусамудин ар-Рукели - Табасарани, Сиражутдин аль – Хурики; Мубарак Мама-Дибир из Арчиба и еще многие другие. Но сегодня, нам бы хотелось рассказать о знаменитом потомке трех шейхов  - Курбан Буба из лезгинского села Хлют.

 

 

 

Суфийская школа

 

 

 

Старинное горное селение Хлют, что в верховьях реки Самур, знаменито не только своей интересной историей, но и богато знаменитыми людьми здесь родился и вырос Курбан Буба (на фото, с правнучкой Лалу). Географически, место, где расположилось село, обладает многими преимуществами: реки, плодородные земли, горные пастбища, отсутствие опасностей схода лавин и оползней. Поэтому, это место во все времена привлекало людей и, судя по старинным кладбищам, имеет глубокую историю. Река Фулфан, протекая через село, делит его примерно на две равные части. На правом берегу реки Фулфан в современной истории возникло новое село, а старая часть села развилась в сторону с. Зрых. С одного конца в другой, село растянулось на три километра. Последнее тысячелетие в селе проживают лезгины. В настоящее время Хлют стал крупным населённым пунктом из более 500 хозяйств, где проживают около двух с половиной тысяч человек.

 

 

 

Почти в каждом лезгинском селе, есть так называемые в народе святые места – пlиры, которые с большим трепетом почитают верующие. Не исключение в этом отношении и село Хлют. Более того, над селом возвышается небольшая гора, высотой около 100 метров. На этой горе расположена местная святыня текке - пlир трёх суфийских шейхов: Мухаммадали Буба, Садыгъ Буба, Фезли Буба. Известно, что основателем суфийской обители – текке, по преданию является йеменский шейх Мухаммедали Буба. Известно также, что у шейха Мухаммадали Буба был единственный сын - шейх Садыгъ Буба, у которого было восемь сыновей.  Одним из сыновей шейха Садыгъа, который впоследствии стал пlиром (наставником) на текке был шейх Фезли Буба, правнуком которого и является Курбан Буба.

 

 

 

С текке открывается прекрасный обзор на Самурскую долину от Ахты до Рутула, и на ущелье реки Фулфан. Условия на текке соответствовали образу жизни суфиев отказывающих себе во всех мирских благах. Постоянные сильные ветры, зимние снега и морозы, отсутствие источника воды, за которой ежедневно необходимо было спускаться к реке Фулфан и обратно подниматься на гору, истинно показывают неиссякаемую силу верующего человека, его несгибаемую волю и крепкий дух на пути познания Всевышнего. Отметим также, что с  начала 18 века до середины 19 века данное текке было своего рода центром духовности и святости в Самурской долине.

 

 

 

В послереволюционный период, в результате гонений и репрессий со стороны советских властей жизнь на текке постепенно вымирала, оборвалась и духовная нить - силсила, частично разрушились культовые и жилые помещения. Но в последнее время, усилиями потомков Шейхов и жителей села начаты работы по восстановлению исторического и религиозного комплекса святыни текке. Благотворительный фонд Сулеймана Керимова завершает строительство пlира суфийских шейхов текке. На текке сохранился старинный манускрипт на арабском языке, который был переведен двумя разными переводчиками. По своей сути переводы не отличаются и в них записана история рода шейхов и их силсила (см.ниже).

 

 

 

Курбан Буба родился в 1928 году в селении Хлют Самурского округа Дагестана. День своего рождения Курбан Буба не знает, но знает точно, по рассказам своей матери, что родился в праздник Курбан-байрам.  Появился на свет Курбан Буба на святыне текке, в семье потомков высокочтимого табиина Увайс аль Карани аль Ямани. Родителей Курбана звали Аким и Биче. Своего отца Курбан Буба помнит очень хорошо. На всю жизнь он запомнил, как его отец уходил на войну, с которой впоследствии так и не вернулся.

 

 

 

Спутница жизни Курбан Буба, Лалу родилась в 1928 году, она была богобоязненной мусульманкой, верной своему мужу и матерью искренне любящей своих детей, выйдя замуж за потомка шейхов Курбана, она прожила на текке 12 лет. На текке Лалу вместе со своим мужем построили собственный небольшой дом, где родились их первые дети. Жизнь на текке была очень трудной. При строительстве дома Курбан Буба  и Лалу приходилось поднимать на себе весь строительный материал: камни, брёвна, доски, воду.  После 1957 году Курбан Бубе выделили участок земли на территории села Хлют, где построил новый добротный дом.  Брошенный старый дом на текке, постепенно рушился и по настоянию Лалу, в начале девяностых годов этот дом был перестроен для общего пользования. Когда  в феврале 2008 году Лалу не стало, было решено похоронить ее на святыне текке, где практически каждый четверг туда приходят мусульмане желающие сделать добровольные пожертвование неимущим, попутно зажигая ритуальные огни.

 

 

 

Детские годы Курбана

 

 

 

Детские годы Курбана полностью прошли на текке. Послереволюционное время волна безбожия захлестнула  Южный Дагестан. Отношение к религии и к верующим стало отрицательным и враждебным. Последствия для святыни текке и её жителей стали печальными. Паломничество на текке стало пресекаться новыми коммунистическими властями.  Существенно уменьшились садака - подаяния и пожертвования, за счёт чего, в основном, и жили священнослужители. Детство Курбана было трудное и полуголодное. Ему было около пяти лет, когда в селе началась борьба с безграмотностью, началось обучение русскому языку. Как мы уже упоминали, на текке жили потомки шейха и пlира Мухаммадали Буба, который с религиозной миссией прибыл в Южный Дагестан из далёкого Йемена. Поэтому в дореволюционные времена все жители текке в совершенстве владели арабским и тюркским языком.

 

 

 

Но в селе наступили другие времена, когда возросло значение русского языка. Старшее поколение начало посещать уроки русского языка, которые в селе проводил Айвазов Магомед. Курбан помнит, как прятался под шубой своего отца Акима, когда был маленький, и тайно посещал эти уроки, так как детям это было запрещено. Таким образом, маленький Курбан свой первый ликбез прошёл под шубой отца и выучил русский алфавит. В 1935 году он поступил в первый класс хлютской семилетней школы. Так как, Курбан уже знал алфавит и очень хорошо учился, то его после первого класса сразу перевели в третий класс. Это позволило ему в мае 1941 года успешно закончить хлютскую семилетку.

 

 

 

Курбан очень хотел продолжить свою учёбу, но начавшаяся война перечеркнула эти планы. Началась всеобщая мобилизация, не только взрослого мужского населения, но и подростков. Одним из первых на фронт ушёл его отец Аким, в ряды Красной армии были призваны все учителя, остался только один директор.  Курбан в тринадцать лет был крепкого телосложения, смелым и трудолюбивым юношей и его тоже хотели призвать в армию. Но в это время колхозу срочно понадобились чабаны и Курбана направили в одну из овцеводческих бригад. Вот таким образом война внесла свои коррективы в жизнь Курбана.  Детство его закончилось быстро, очень скоро началась  чабанская жизнь. Так Курбан пробыл колхозным чабаном все военные годы.

 

 

 

Знакомство с Аскерхановым

 

 

 

С 1947 года по 1953 год и с 1955 года по 1957 год Курбан Буба проработал учителем младших классов в селениях Хлют и Лакун. В те годы была острая нехватка учительских кадров, и приходилось брать в учителя выпускников школ. Курбан Буба также привлекли на работу учителя. В основном он  обучал грамоте лакунских детишек. Многие из них выросли, стали специалистами и с благодарностью вспоминают своего первого учителя.  Курбан Буба никогда не жаловался на своё здоровье. Однако за свою жизнь он дважды сильно проболел. В первый раз в начале шестидесятых годов его поразила болезнь лёгких. Помогла тогда ему русская врач Мария из соседнего села Зрых. Она прописала Курбан Буба настойку из молодых еловых шишек с мёдом, которая сразу помогла, в итоге Курбан Буба выздоровел.

 

 

 

А вот второй случай был посерьёзнее. Произошло это в 1975 году, когда Курбан Буба тяжело заболел.  Ему поставили диагноз желтуха и уложили в районную больницу. Однако лечение не давало улучшения, а, наоборот, с каждым днём становилось всё хуже и хуже. Главным врачом тогда работал Меджидов Гусейн. Он понял, что Курбан Буба болен не желтухой, а чем-то более серьёзным. Курбан Буба  уже был слаб, и отправить его машиной в Махачкалу, означало верную погибель. Поэтому Гусейн добился прилёта санавиации. За больным Курбан Буба прилетел «кукурузник».

 

 

 

Машина скорой помощи ожидала у трапа и отца срочно доставили в Центральную республиканскую больницу. Осмотрел отца профессор Аскерханов Рашид и назначил операцию на 12 июля. На следующий день к отцу пришёл лечащий врач и сказал, что профессор назначил срочную операцию на сегодня. Курбан Буба рассказывал, что никаких анализов он не сдавал. Диагноз ему поставил профессор по внешним признакам. Операцию начали в половине шестого вечера, которая продолжалась три часа. Диагноз полностью подтвердился, удалили опухоль на печени и заодно удалили и жёлчный пузырь. Источником этой болезни как выяснилось, был вирус эхинокока, который попадает в человеческий организм от заражённой овцы. На четвёртый день после операции, у него  наступило улучшение. Курбан Буба, вспоминая тот трудный период в своей жизни, подчеркивает, что никаких денег он тогда не платил ни за операцию, ни за самолёт, ни за лечение.

 

 

 

Мировоззрение Курбан Буба

 

 

 

Будучи потомком шейхов, Курбан Буба всегда был противником потребления алкогольных напитков – его никто и никогда не видел в состоянии опьянения. В тоже время  много лет своей жизни он придерживался мнения, что от одной рюмки водки есть некая польза. В селе ему даже дали прозвище «одна рюмка». Курбан Буба считал, что раз спирт горючий материал, то одна рюмка согревает, а если его выпивать стаканами, то это заканчивается пожаром, в огне которого сгорает честь и душа человека. Пьяный человек превращается в животное: кто-то становится тигром, кто-то обезьяной, кто-то ослом, а кто-то и петухом, но, напившись и упав в грязь, уподобляется свинье, – утверждал он. Пьяный человек теряет то, что отличает его от животного - разум и он совершает необъяснимые поступки. По его мнению, водка сгубила многих людей. В дальнейшем Курбан Буба отказался от своей доктрины, относительно одной рюмки, считая, что люди не могут остановиться после первой рюмки.

 

 

 

«Тяжело и больно видеть, как спиваются наши малые народы. Европейцы, захватывая Америку, уничтожали индейцев с помощью виски, а наши люди сами себя уничтожают русской водкой. Пора одуматься и принять законы запрещающие производство, ввоз и распространение спиртного на нашей земле», - говорит Курбан Буба. Курбан Буба прожил интересную и долгую жизнь, он многое повидал на своём веку. В настоящее время он продолжает читать газеты, смотреть телевизор, общаться с разными людьми. У него по-прежнему хорошая и ясная память -  он может вспомнить практически каждую мелочь из своей жизни. Курбан Буба человек со сложившимся  мировоззрением,  и он считает своим долгом наставить своих потомков на правильный путь. Завершая, мы приведем десять главных наказов Курбан Буба молодому поколению, придерживаться которых как он считает, необходимо:

 

 

 

1) Создавайте семью по любви, а не по расчёту. Где любовь - там счастье.

 

2) Дайте детям хорошее образование, в лучших ВУЗах страны.

 

 

 

3) Усердно трудитесь. Начните с низов и стремитесь каждую работу исполнять профессионально, в этом случае вас ждёт успех, и вы поднимитесь на самую верхнюю ступень.

 

 

 

4) Работайте честно, не берите и не давайте взяток, не занимайтесь подкупом.

 

 

 

5) Не стремитесь к накопительству. Всё, что превышает пределы достатка, отдавайте в пользу неимущих.

 

 

 

6) Помогайте своим детям, тогда и они в вашей старости помогут вам.

 

 

 

7) Станьте центрами притяжения для всех родственников.

 

 

 

8) Полностью откажитесь от вредных привычек, таких как спиртное, включая пиво, табак. Никогда не пробуйте наркотики. Не лгите и не сквернословьте.

 

 

 

9) Делите с родными не только радости, но и окажите им поддержку в дни горести.

 

 

 

10) Больше слушай, меньше говори, будь терпеливым. Вставай с рассветом и свои дела на потом не откладывай. Прими жизнь такой, какая она есть и стремись сделать её добрее. Изучай, береги и умножай историю своего народа и своего рода.

 

 

 

Алихан Амрахов

 

http://yaran-suvar.ucoz.ru/news/khljutskaja_obitel_lezginskikh_shejkhov/2012-05-22-6229#

 

 

Просмотров: 582 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017