Пятница, 28.04.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 18 » Тбилисские иллюзии
20:53
Тбилисские иллюзии

В мире не так уж много моноэтнических государств, ещё меньше их на постсоветском пространстве, относительным исключением, пожалуй, является лишь Армения. В то же время национальная тематика во внутренней политике государств, в части взаимоотношении со своими национальными меньшинствами, является чувствительной на всём пространстве СНГ без исключения.

 

После скоротечной «августовской» войны, ставшей возможной лишь благодаря авантюрной политике президента Грузии Михаила Саакашвили, Грузия «официально» потеряла контроль над своими мятежными республиками Абхазия и Южная Осетия. Однако, значит ли это, что с сепаратистскими поползновениями остальных национальных меньшинств отныне «покончено», а «новые» границы государства незыблемы? Сложно сказать — здесь и автономная республика Аджария с откровенно протурецкими симпатиями; это и Самцхе-Джавахетии с армянским преобладанием населения; регион Квемо-Картли (Борчалы) с азербайджанским большинством. При этом, на наш взгляд, сегодня, любопытна модель складывающихся взаимоотношений между Грузией и её южным соседом Азербайджаном. Интересна она, прежде всего тем, что позволяет рассматривать взаимоотношения между государствами сквозь призму проблем ведущего азербайджанского меньшинства Грузии — по двум следующим причинам.

 

Во-первых, мы сегодня являемся свидетелями выстраивания на Большом Кавказе Михаилом Саакашвили новой геополитической реальности, где Грузия пытается строить стратегические отношения с Азербайджаном с одной стороны, и с откровенной враждебной риторикой по отношении к РФ, с другой. В конце прошлого года Грузия приняла новую концепцию национальной безопасности, где было записано, что одним из главных приоритетов внешней политики и национальной безопасности Грузии являются отношения с США и Азербайджаном, которые на данном этапе определяются никак иначе, как «стратегическое партнёрство». Отношения с Арменией определены скромно, как «тесное партнёрство». К слову, турецкому государству в концепции национальной безопасности отведена роль «ведущего регионального партнёра». Вторая причина — собственно азербайджанская община Грузии, активность которой в «отстаивании» своих прав на данном этапе привела к тому, что она стала устойчивым азербайджанским внутриполитическим фактором Грузии.

 

По результатам переписи, прошедшей в 2002 году, население Грузии составило около 4,5 млн. чел. Наиболее крупными национальными меньшинствами на сегодня являются азербайджанцы (284761 чел.), и армяне (248929 чел.). Отметим, что по данным всё той же переписи в Квемо-Картли насчитывалось 497530 человек. Из них: 45,1% — азербайджанцы, 44,7% — грузины, 6,4% — армяне, 1,5% — греки, 1,3 % — русские. В свою очередь в Самцхе-Джавахети проживало 207598 человек. Из них: 54,6% — армяне, 43,4% — грузины. Представители других этнических групп составляли менее 1% населения региона. В религиозном отношении состав населения Грузии распределился следующим образом: православие — 84% (этнические грузины), ислам — 9,9% (преимущественно азербайджанцы и другие малочисленные дагестанские народы), армяно-апостольская церковь (армяне) — 3,9%.

 

Что касается других цифр, озвучиваемых независимыми экспертами то, например, представитель уполномоченного по правам человека Грузии в регионе Квемо-Картли Эльбрус Мамедов считает, что численность азербайджанцев Грузии сильно преувеличена. По его мнению, называемые разными экспертами цифры в 300—500 тысяч азербайджанцев по всей Грузии или данные, приводимые официальным Тбилиси в 284 тысячи человек, не соответствуют действительности. В действительности, по его мнению, численность азербайджанцев Грузии не превышает 150—180 тысяч человек. По мнению правозащитника, всё это является следствием политики властей Грузии, проводимой последние лет 20 и направленной на изменение демографической ситуации в азербайджанонаселённом регионе Грузии — Квемо-Картли, с целью выживания оттуда наиболее активных этнических азербайджанцев.

 

Проблемы диаспоры

 

В конце 2010 года был проведён опрос среди двух наиболее крупных меньшинств — армян и азербайджанцев в грузинских районах Квемо-Картли и Самцхе-Джавахетии — на предмет дискриминации и ущемления прав национальных меньшинств. Согласно результатам социологического исследования, проведённого в этих регионах, 60,4% опрошенных жителей этих регионов посчитали, что права этнических меньшинств в стране защищены. Большая часть опрошенных назвала своей родиной Грузию, лишь 6,2% негрузинских респондентов назвали её местом проживания, а 3% — местом рождения. В Квемо-Картли 3,5% респондента назвали своей родиной Азербайджан, а в Самцхе-Джавахетии 28,3% назвали родиной Армению.

 

Но, несмотря на вышеприведённые цифры, большинство общественных деятелей и политиков из числа этнических азербайджанцев Грузии, считают, что официальные власти проводят дискриминационную политику в отношении азербайджанского меньшинства. Касаясь проблем, существующих у азербайджанцев Грузии, наблюдатели выделяют главным образом три основные: это, прежде всего, вопросы, связанные с приватизацией земли, национальным языком и образованием. Существуют также и другие вопросы, связанные с необходимостью вовлечения азербайджанцев в государственные структуры. Недопустимость огрузинивания (по мнению азербайджанских деятелей) азербайджанских топонимов, развитие инфраструктур на территориях проживания азербайджанцев, сокращением безработицы и т. д.

 

Азербайджанские деятели Грузии акцентируют также внимание общественности на проблеме упразднения азербайджанских средних школ. Главной проблемой, по общему мнению экспертов-азербайджанцев в Грузии, является незнание ими грузинского языка. В свою очередь этническая активность (преимущественно протестная) азербайджанцев в Грузии находит широкий патриотический отклик в Азербайджане. В Азербайджане неоднократно проходили съезды различных диаспоральных структур с привлечением, в том числе, и делегатов с Грузии, где у последних появлялась прекрасная площадка для из озвучивания. В августе 2006 г. в Баку был также создан международный совет азербайджанцев Грузии со штаб-квартирой в Баку.

 

Проблемы мусульман

 

Другой проблемной точкой во взаимоотношениях Грузии и Азербайджана, затрагивающей также права национальных и религиозных меньшинств Грузии является учреждённая в прошлом году в Грузии организация Управление мусульман Грузии (УМГ). Напомним, о создании этой организации впервые было объявлено 5 января 2011 года. Тогда в состав УМГ вошли, в том числе и шесть НПО грузинских азербайджанцев. УМГ даже успела провести одну конференцию («Роль грузинских мусульман в построении единого государства»).

 

Вместе с тем, ислам в Грузии представлен, в основном, суннитским и шиитским течениями. Согласно переписи населения, проведённой в 2002 году, в стране проживало 433784 (9,9%) мусульман. А азербайджанцев, большинство из которых исповедуют ислам шиитского толка, в Грузии насчитывается около 284 тысяч человек. В то время как население Аджарии, где, в основном, проживают грузины-мусульмане, и подавляющая часть которых являются суннитами, составляет 376 тыс. человек. Помимо аджарцев, в Грузии проживают также и представители других народов Кавказа, исповедующих ислам суннитского толка: чеченцы, татары, лезгины, аварцы, лакцы и пр. Основными районами расселения последователей ислама в республике являются Квемо-Картли, Кахетия и Аджария. Мусульмане Аджарии и Кахетии в подавляющем большинстве являются последователями суннитского ислама ханафитской религиозно-правовой школы, азербайджанское население Квемо-Карти исповедуют суннизм ханафитского и шиизм имамитского толков.

 

Тогда решение президента Саакашвили о создании УМГ вызвало обострение противоречий в отношениях между Баку и Тбилиси. Причём политические и духовные лидеры Азербайджана восприняли действия главы соседней страны как проявление враждебности. Известно, что до того исповедующие ислам граждане Грузии подчинялись Управлению мусульман Кавказа (УМК), главный офис которого располагается в Баку. Но решение официального Тбилиси было продиктовано, на наш взгляд, прежде всего, из соображений собственной безопасности. По сути, власти Грузии с созданием УМГ сделали первый шаг в этом направлении, и отныне Азербайджану под предлогом «исламского родства» части её населения было запрещено открыто вмешиваться во внутренние дела Грузии. Наряду с энергетическими механизмами воздействия Азербайджан умело манипулировал и исламским фактором, с которым руководство Грузии тоже вынуждено было считаться до последнего времени.

 

Чуть позже по этому вопросу состоялась встреча новоназначенного посла Грузии в Баку Теймураза Шарашенидзе и главы УМК Аллах Шукюр Пашазаде, которая прошла в «довольно напряжённой обстановке». Пашазаде через посла Азербайджана выразил свой протест. Пашазаде просил создать указанную организацию в рамках УМК, однако руководство Грузии тогда отвергло эту просьбу. Также Пашазаде не удалось включить в состав руководства УМГ близких себе религиозных деятелей. Однако, несмотря на существовавшее прежде формальное подчинение всех мусульманских общин Грузии структурам УМК, по мнению большинства экспертов, создание независимого УМГ означает серьёзное ослабление влияния политики официального Баку на азербайджанское население Грузии. За созданием в Грузии независимого УМГ проглядываются интересы «старшего брата» Азербайджана — Турции.

 

Турецкое влияние

 

Известно, что Турция через свои посольства осуществляет помощь суннитским мечетям и мусульманам, в основном, в виде религиозной литературы. Кроме этого с их помощью молодые мусульмане посылаются в религиозные училища других мусульманских стран, где они получают высшее духовное образование. Упомянутую литературу по своему содержанию можно определить как суннитскую. Изданная в Турции литература рассчитана, прежде всего, на азербайджанцев, последователей суннитского ислама, и на грузин (мусульман-аджарцев). Турция начала предпринимать направленные к исламизации Грузии шаги ещё в 1990-х гг., когда большое число турецких проповедников развернули в Грузии религиозную деятельность. В 2006 году в турецком городе Эрзурум была учреждена Мусульманская демократическая партия Грузии (МДПГ): под декларацией тогда подписался ряд представителей исламских меньшинств Грузии (азербайджанцы, грузины, чеченцы, ингуши, турки-месхетинцы и аджарцы). После грузино-российской войны в турецких и азербайджанских СМИ была распространена информация о том, что якобы Баку и Анкара собираются оказать давление на Грузию, требуя дать реальную автономию Аджарии, присвоить автономию Квемо-Картли. В конце января этого гола грузинская и турецкая сторона договорились о строительстве новой мечети и реставрации церквей.

 

 

 

 

Спорный «Давид Гареджи»

 

Существует между странами также проблема нерешённости вопроса демаркации грузино-азербайджанской границы. Камнем преткновения для обоих государств стала судьба одной из важнейших культурных и религиозных достопримечательностей Грузии — монастырского комплекса «Давид Гареджи», расположенного в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Главным монастырём считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Ситуация на границе Грузии с Азербайджаном обострилась ещё и из-за того, что в конце 70-х годов река Алазани в Сигнагском районе, которая разделяла Грузинскую и Азербайджанскую ССР, поменяла русло, и некоторая часть грузинской территории осталась по ту стороны реки. Грузия в конце 80-х годов построила там деревню и вселила экомигрантов из Аджарии и кистинцев из Ахметского района (жители Панкисского ущелья). Однако азербайджанская сторона настаивает на том, что часть территории комплекса «Давид Гареджи» и село Ерисимеди принадлежат Азербайджану.

 

Напомним, что Давидо-Гареджийский монастырский комплекс представляет собой высеченные в скалах 20 монастырей и охватывает территории, в том числе и трёх районов Грузии. В связи с тем, что часть монастырского комплекса находится и на территории Азербайджана, он является предметом территориальных споров между Грузией и Азербайджаном с 1991 года. На одном из последних брифингов по этому поводу замглавы МИД Грузии Нино Каландадзе подчеркнула, что грузинская сторона «не намерена транжирить свои земли», и все спорные вопросы между Грузией и Азербайджаном решатся «по соглашению между дружественными странами», когда закончится процесс демаркации и делимитации границ. Отвечая на вопрос, подтверждает ли МИД Грузии распространённую информацию о предложении Азербайджану другой территории взамен «Давида Гареджи», Каландадзе отметила, что решение по этому поводу будет принято в рамках процесса делимитации границ. «Пока по вопросу делимитации мы не достигли соглашения, но вопрос уступки монастырского комплекса никогда не будет обсуждаться», — подчеркнула Каландадзе.

 

В свою очередь грузинский эксперт Мамука Арешидзе не исключает, что Грузия и Азербайджан будут обменивать между собой спорные территории, в результате чего монастырский комплекс VI века «Давид Гареджи» в Сагареджиском районе Грузии останется в её границах, а село Ерисимеди в Сигнагском районе Грузии перейдёт Азербайджану. Грузинская сторона также подчёркивает, что часть комплекса «Давид Гареджи», находящаяся на азербайджанской территории, сегодня находится в «плачевном состоянии». Однако предложение об обмене территориями вызывает резкий протест части общественности Азербайджана, утверждающей, что монастырь является средневековым албанским монастырским комплексом «Кешикчи».

 В пользу этой версии, по мнению историков Азербайджана, свидетельствует нахождении восточной Грузии под контролем и духовным влиянием Кавказской Албании — древнего государства в восточном Закавказье, находившегося на территории современного Северного Азербайджана и Южного Дагестана, костяком населения которого, как известно, были предки современных лезгинских народов, проживающих в обеих сопредельных частях государств. Несмотря на весьма отдалённое отношение к христианству Кавказской Албании предков современных азербайджанцев (племена тюки-огузы, массово появились на Кавказе лишь в 11—12 веках). Интерес со стороны Азербайджана к спорному монастырскому комплексу объясняется планами по воссоздании Албанской Автокефальной Церкви (ААЦ) силами удин, где комплекс «Давид Гареджи» рассматривается как один из значимых элементов будущей церкви. За заявлениями о привлечении к возрождению Албанской церкви грузин-ингилойцев просматривается желание официального Баку вывести грузин-христиан, проживающих в приграничных районах из-под влияния Грузинской православной церкви (ГПЦ).

 

Партнёры поневоле

 

В целом отношения между государствами далеки от идеальных, в виду того, что страны имеют широкий круг нерешённых принципиальных вопросов, которые лишь на первый взгляд обывателя не мешают развитию «стратегических» отношений между странами. Не последнюю роль в этом сыграла позиция РФ в отношении Грузии и «нерукопожатного» её президента. Тесное сотрудничество с Азербайджаном в существующей политической конъюнктуре выглядит скорее шагом вынужденным, нежели закономерным и поступательным развитием. Лукавыми выглядят также утверждения президента Грузии Михаила Саакашвили о том, что в отличии от 90% европейских стран, его стране удалось вырваться из энергозависимости от России.

 

В частности, об этом грузинский президент заявил в конце апреля на церемонии открытия строительства Ненскра ГЭС в Сванети. По его словам, у Грузии сегодня один из самых надёжных источников газоснабжения в мире (имея в виду Азербайджан) и собственная гидроэнергетика — чистый, эффективный и независимый источник энергии. При этом президент не упомянул о формирующееся зависимости от уже нового газового партнёра. В этом смысле, наверно верно утверждение, что у маленьких государств присутствует лишь «формальный» суверенитет (в том числе и энергетический), и которые обречены, по сути, быть разменной монетой у региональных и мировых держав. Симптоматично также, озвученное впервые ещё несколько лет назад, желание Михаила Саакашвили об установлении между Грузией и Азербайджаном конфедеративных отношений, своеобразным «мостом» которого видимо должна выступить всё та же азербайджанская община Квемо-Картли.

 

 

 

Этнокультурный портал «Яран Сувар»

 

Алихан Амрахов

 

http://kavpolit.com/tbilisskie-illyuzii/

 

 

Просмотров: 302 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017