Суббота, 20.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Октябрь » 12 » Пантюркизм на службе мировой реакции. Доктрина пантюркизма (8 часть)
09:23
Пантюркизм на службе мировой реакции. Доктрина пантюркизма (8 часть)

Стратегия пантюркизма по созданию империи "Великий Туран" под протекторатом Турции на протяжении XX в. составляла основу внешнеполитической доктрины турецкого государства и оставалась неизменной при совершенствовании тактических подходов, форм и методов борьбы в соответствии с особенностями исторического времени, роли и места Турции в системе международных и региональных отношений, объективных возможностей главной тюркской страны, расстановки и соотношения внешних и внутренних сил, мировой конъюнктуры.

Доктрина пантюркизма представляет собой систему концепций и политических взглядов на сущность и цели внутренней и внешней политики Турции, и направлена на укрепление политических основ, территориальной целостности, экономики и вооруженных сил страны; формирование моноэтнического тюркского государства, единой культуры и языка; ассимиляцию и подавление (уничтожение) нетюркоязычного населения и национально-освободительных движений в республике; распространение турецкого влияния на тюркоязычные регионы (государства и народы); инициацию интеграционных процессов в тюрко-исламском мире и превращение Турции в региональную державу; развитие многосторонних связей со странами Запада, которые в силу своих геополитических и геоэкономических интересов выступают за ослабление и развал России; активизацию разведывательной и иной подрывной деятельности против интересов России; пропаганду идей пантюркизма, разжигание националистических настроений и экспорт идеологии пантюркистского сепаратизма; создание межтюркского политического объединения "Великий Туран" под протекторатом Турции. (15)

Представляя собой систему идеолого-политических взглядов и концепций на развитие Турции и тюркских (туранских) народов мира, является идеологическим, политическим и организационным национал-шовинистическим движением, выступающим за создание межтюркского государственно-политического образования "Великий Туран" при центральном положении Турции и анатолийских турок. Доктрина пантюркизма составляет внешнюю и внутреннюю политическую программу развития Турции, основными положениями этой доктрины выступают:

1)тюркизм - основа внутренней политики Турции, цель — формирование моноэтнической базисной Турецкой республики с мощной национальной идеологией, внедрением принципа лаицизма (отделение ислама от государства) и светским строительством государственности, стратегическим геополитическим союзом с сильными западными и антироссийскими странами, единым турецким языком и национальной литературой, эффективной экономикой, сильной армией и разведкой, главной силы тюркско-туранского интеграционного процесса. Тюркизм получил развитие в Турции в качестве политики кемализма, эта модель развития тюркских государств в настоящее время активно предлагается Анкарой для новых тюркоязычных государств СНГ;

2) пантюркизм — первый этап внешней политики Турции, цель — объединение Турецкой республики и Азербайджана (тюрок Восточного Закавказья) для завоевания Кавказа и обеспечения геостратегического выхода к Каспийскому морю и Центральной Азии, то есть в "большой тюркский мир";

3) пантуранизм — завершающий этап внешней политики Турции, цель — распространение власти и влияния Турции на географический ареал Туран, страны и народы тюрко-туранского мира от Андриатики до Китая, создания межтюркского государственно-политического образования "Великий Туран".

Пантюркизм также рассматривают в качестве одной из составных частей глобального процесса политизации ислама и всемирного исламского движения, поскольку большая часть тюркских народов (включая анатолийских турок) являются мусульманами, исповедуют преимущественно ислам суннитского течения.

Вместе с тем, пантюркизм, являясь национал-шовинистическим тюрко-туранским политическим движением, имеет определенные системные противоречия геоцивилизационного и религиозного характера с остальным исламским миром (арабским, персидским и внутритюркским, поскольку не все тюркские народы исповедуют ислам). Ислам пантюркистами, как правило, используется в качестве политического инструмента воздействия на нетюркоязычные народы, для экономического сотрудничества с развитыми исламскими государствами мира и богатыми исламскими организациями.

Применительно к теории и практике пантюркизма следует отметить, что его характерными закономерностями являются глобальная политическая цель геоцивилизационного противостояния интересам ряда евразийских стран и, прежде всего, России, обеспечение межтюркской интеграции, распространение влияния и власти Турции, как основного тюркского государства, на обширные географические районы с преобладанием тюрко-исламского населения и, наконец, образование так называемой туранской конфедерации (ранее — империи " Великий Туран"). При этом Кавказ занимает стратегическое положение в агрессивных устремлениях Турции, поскольку без кавказского региона нет возможности обеспечить пространственную связь с тюркоязычным миром и реализовать цели пантюркизма.

Планы Турции вполне осуществятся, поскольку США проявляют большой интерес к Кавказу и Средней Азии из-за больших запасов нефти и газа. Предполагается, что запасы нефти и газа превосходят ресурсы Ирана и Ирака (или США и Мексики), равны Кувейтским и составляют 2/3 запасов Саудовской Аравии. В связи с этим у США появились большие экономические и стратегические интересы. Прежде всего, США желают получить доступ к нефтяным запасам Каспийского моря и их безопасную транспортировку на западные рынки. США и Запад уже приступили к реализацию своих планов. Такие западные компании как АМОСО и ВRIТISН РЕТRОLЕUМ, лидируют в консорциуме АIOС, главном подрядчике по морским месторождениям Каспия; Шеврон разрабатывает гигантское месторождение Тенгиз в Западном Казахстане и компания Атлантик Ричфилд является держателем акций российского нефтяного гиганта ЛУКОЙЛ, еще одной заинтересованной стороне в этом регионе. Исторически Россия и Иран доминировали в регионе Каспийского моря. Теперь на первое место выходит Турция и Азербайджан, которых активно поддерживают США.

На всех этапах развития Турции в XX в. политика пантюркизма, при сохранении стратегии межтюркской интеграции, подвергалась определенной эволюции в тактике, адаптации к конъюнктуре международных и региональных отношений с четкой ориентацией на сильную державу Запада, выступающую против могущества России, Ирана и Китая. Эта тактика турецкого руководства позволяет рассчитывать на помощь западных союзников в плане ослабления военно-политического и экономического могущества Российского государства. На протяжении XX в. Турция последовательно меняла ориентиры от Германии к Англии и США с целью обеспечения национальных интересов и борьбы против северного соседа.

Важной особенностью пантюркизма выступает расчет на глобальное столкновение интересов великих держав, ибо в условиях мировых конфликтов либо системного ослабления России, Ирана и Китая появляется возможность реализации устремлений пантюркизма и Турции.

Одним из объективных следствий пантюркистской политики Турции выступает стремление Анкары быть лидером в общетюркском процессе интеграции, что мотивируется весомыми достижениями анатолийских турок, связанных с созданием тюркского государства в Малой Азии (Великих Сельджукидов, Румского султаната, Османской империи и Турецкой республики), а также модернизацией и вестернизацией Турции.

В соответствии с условиями времени и места Турция пыталась модернизировать организационно-политическую технологию реализации доктрины пантюркизма. В разные периоды своего развития пантюркисты делали ставку на силовые, пропагандистские, информационные, экономические и разведывательно-подрывные методы достижения целей. Но всегда основой организационного движения пантюркизма выступали пантюркистские организации при координирующей роли политического руководства, спецслужб и других силовых ведомств Турции.

На сегодня Турция рассматривает доктрину пантюркизма как некую политику турецкого глобализма в тюрко-туранском мире, которая представляет собой многоуровневую и высокоэшелонированную программу действий по реализации геостратегии создания "Великого Турана". Эта программа включает в себя ряд этапов, рассчитанные на идеолого-культурную, языковую, экономическую, социальную, банковско-финансовую, энергетическую, траснпортно-коммуникационную, военную, политическую и, наконец, межгосударственную интеграцию Турции и тюркоязычных стран СНГ, так называемой Турецкой республики Северный Кипр, Косово, Албании, Боснии и Герцеговины, после чего инициацию глобальной дестабилизации политической ситуации в тюрконаселенных районах России, Украины, Молдавии, Болгарии, Румынии, Ирана и Китая, отделение этих регионов в пользу "Великого Турана".

То обстоятельство, что сегодня в качестве нового покровителя пантюркизма выступают США - единственная сверхдержава современного мира, усиливает агрессивные возможности пантюркизма. В этом же направлении "действует" и отсутствие прежних противоречий между западными державами по отношению к Турции. Сегодня военно-политические и иные интересы стран Западной Европы в основном зависимы от США.

Пантюркизм ныне перестал определяться эмоциональными амбициями тюркских шовинистов, как это было характерно для прежних периодов его развития, и приобрел очертания продуманной, системной политической доктрины, увязывающей реализацию своих целей с научно-техническим, экономическим, идеологическим, политическим и военным потенциалом Турции как основной движущей силы, с более тщательным и перспективным учетом международной ситуации и эшелонированным поэтапным планированием.

Главной целью Анкары является превращение Турции в "глобальное государство" в XXI в. При этом Турция должна заниматься не выбором между Европой и Азией, а будучи евразийской страной (то есть имеющей черты как европейской, так и азиатской страны) она предлагается в качестве некой модели для других государств мира, прежде всего тюркоязычных республик СНГ. Глобальное государство, по мнению турецких идеологов, это та Турция, которая может стать центром притяжения благодаря своей аккумуляции истории, культурному богатству, демократии, экономике и модернизму, ибо она является лидером тюрко-исламского мира, выступает "успешной моделью" совмещения принципов секуляризма с умеренным исламом, демократии и либерализации экономики.

Сочетание европейского и азиатского векторов внешней политики Турции увязывается со стратегией пантюркизма и включает в себя такие актуальные регионы, как Балканы, Ближний и Средний Восток, Кавказ, тюрко-исламские районы России и Центральная Азия. Концепция турецкой военной политики применительно к тюркоязычному миру сводится к стремлению занять лидирующую роль в обеспечении регионального мира. При этом Кавказ рассматривается пантюркистами в качестве окна Турции в Центральную Азию.

Провозглашение новой поэтапной (политической, экономической, культурной и военной) программы реализации модернизированной доктрины пантюркизма (современного "турецкого глобализма") в форме создания "глобального (тюркского) государства" под протекторатом Турции является серьезной угрозой национальным интересам России, Армении, Ирана, Китая и других не тюркоязычных стран. Вместе с тем, глобализация пантюркизма противоречит интересам и ряда тюркских народов и стран, поскольку Турции отводится главная роль в будущем межтюркском образовании, существуют ряд противоречий политического, экономического, социального, религиозного характера в отношениях между тюркскими народами и государствами. Наибольшую опасность для России на Кавказе представляет Турция и связанный с нею агрессивный пантюркизм. К экономическим выгодам сотрудничества с Турцией добавляется культурно-этническое и языковое единство Азербайджана, приобщение к секуляристским принципам развития, а также выход через Турцию на Запад, доступ к некоторым технологиям и рынкам.

Больше всего Россия теряет позиции именно в полиэтническом Азербайджане, который активно вовлекается в сферу турецких политических и экономических интересов. Лозунг Гейдара Алиева "Два государства — один народ" говорит о многом. Попав в центр внимания мирового бизнеса, учитывая, что Каспийское море превращается в "зону жизненных интересов" США и их союзников, Баку все более дистанцируется от Москвы. Кавказско-каспийский регион приобретает стратегическое значение для России каждый раз, когда реализация программы пантюркизма переводится в политическую область. Так было в 1918-1920 гг., так обстоит дело и на рубеже XX-XXI вв. Хотя по форме борьба за Каспий является правовой проблемой, ее реальное содержание носит геоэкономический и геополитический характер.

Автор: АЛИ АЛБАНВИ, ФОНД «ЛЕЗГИНЫ»

http://www.proza.ru/2011/09/05/428

Просмотров: 1072 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024