Пятница, 26.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Октябрь » 12 » Пантюркизм на службе мировой реакции. Введение (1 часть)
09:15
Пантюркизм на службе мировой реакции. Введение (1 часть)

Предлагаем Вам большой материал, посвященный исследованию идеологии и доктрины пантюркизма, текст для удобства чтения, был разбит на десять частей.

На протяжении всего своего существования человечество выработало не один десяток идеологических установок, различного рода мировоззрении, в конечном счете, некоторые из которых в своем развитии, оформились в полноценные идеологии (1). Сегодня, говоря о «идеологии», подразумевают некую систему концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).

В тоже время идеология не является наукой. В отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни. Согласно Фрицу Эрику Хёффельсу, идеология - результат отбора, в условиях социального господства. При этом каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения. Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире. Различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, своего представления о будущем.

Термин «идеология» был введен во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основы человеческого знания. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, де Траси ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства, как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права. Дестют де Траси и Кондильяк пытались оказать влияние на политику, проводимую оказавшимся у власти Наполеоном, который счел, что они пытаются заменить политическую реальность абстрактными утверждениями, и негативно отнесся к выдвинутым предложениям. С легкой руки великого исторического деятеля слово «идеология» приобрело уничижительный смысл, который закрепился за ним вплоть до настоящего времени.

По мнению Жижека, идеология это «не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность». Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности.

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена. Основные современные идеологии сложились в XIX веке.

Угрозы глобального характера

Распад СССР вызвал существенные изменения в глобальной и региональной геополитике, раскладе сил в мире и соответственно корректировку роли Турции в стратегических планах США и блока НАТО в целом. Сфера геополитических притязаний Турции распространяется на важнейшие регионы Евразии: Балканы, район Черного и Эгейского морей, Восточное Средиземноморье, Ближний и Средний Восток, Кавказ, Крым, Поволжье.

Западные державы постоянно стремились к сдерживанию России, противодействуя росту ее влияния активной поддержкой, прежде всего, Османской империи, власть которой в пору ее зенита распространялась на Балканы, Северное Черноморье, Крым и Кавказ. Когда создавались соответствующие военно-политические условия, западные державы, как правило, переходили от политики сдерживания к политике наступления и отбрасывания, к политике расчленения и разрушения российского государства. В осуществлении этой геостратегической задачи на южном направлении Турции отводилась особая роль.

В условиях подготовки к Первой мировой войны идеи агрессивного пантюркизма были взяты на вооружение османской правящей верхушкой, находившейся под сильным влиянием Германии. Циркуляр «младотурок» (2) так объяснял мотивы вступления Турции в войну против России в 1914 году: «Национальный идеал нашего народа и нашей страны требует от нас уничтожения московского врага, чтобы достигнуть естественных государственных границ, которые охватят и объединят всех наших сородичей. Наше религиозное чувство побуждает нас освободить мир ислама от господства неверных».

В Первой мировой войне Османская империя, как известно, потерпела поражение, от нее отпали почти все области, населенные не турками. Возникшая на развалинах империи Турецкая республика строилась на основе светского национализма, или тюркизма. Пантюркистская доктрина была на время отброшена и даже сделалась запрещенным учением.

Новое возрождение пантюркизма (3) началось после Второй мировой войны, когда Турция стала играть важную роль в блоке НАТО. Находившаяся у власти в Турции в 1949-1960 гг. Демократическая партия, позднее оппозиционная Партия националистического движения и ряд других активно использовали в своем идейном арсенале те или иные установки пантюркизма. Американский резидент на Ближнем Востоке Ч. Хостлер в книге «Turkism and the Soviets» (L., 1957) писал: «Тот факт, что Турция издавна провозглашает свою заинтересованность в освобождении тюркских народов Советского Союза и что в случае возникновения Третьей мировой войны пантюркизм будет иметь решающее влияние на политику Турции, повышает ее значение для Запада».

Соответственно Закавказье превращалось в щит, прикрывающий глубокий тыл России — населенные тюрко-исламскими народами и потому политически уязвимые Северный Кавказ, Поволжье, Приуралье, юг Сибири и Среднюю Азию. В XX в. первые масштабные попытки расчленения и разрушения российского государства были предприняты во время Первой и Второй мировых войн, когда Германия и Турция дважды заключали военно-политический союз, предусматривавший установление "непосредственного соприкосновения" Турции с тюркским населением Российской империи (1914—1917) и Советского Союза (1941-1944), что означало поддержку будущей территориальной экспансии для реализации планов пантюркизма.

При активной поддержке стран Запада модернизируются вооруженные силы современной Турции, повышается их мобильность, численность и боевая мощь. Военно-политическое сотрудничество с США и другими странами НАТО по-прежнему рассматривается Турцией как "гарантия национальной безопасности" перед лицом различных угроз, возникающих по периметру ее границ. Развитие рыночных отношений позволяет Турции использовать свой экономический потенциал для завоевания новых рынков сбыта и источников сырья на постсоветском пространстве, в результате чего расширяется ее сотрудничество со странами СНГ, особенно тюркоязычными республиками. Экономическая политика Турции в Закавказье и Центральной Азии, а также в северокавказском регионе России осуществляется при тесном взаимодействии с США и Азербайджаном.

Как ни странно, но в своем современном виде доктрина пантюркизма возникла не в Турции, где она нашла благодатную почву для своего дальнейшего развития, а в России в конце XIX в. среди волжских и крымских татар. Исторически большое влияние на возникновение пантюркизма оказали общие либеральные тенденции в дискурсе российской интеллигенции в 70-80е гг. XIX в. В этом отношении пантюркизм выступил как один из вариантов, постоянно предлагаемых тюркско-татарской мусульманской интеллигенцией будущих социальных и политических преобразований.(4)

Исследовательские и аналитические центры США на протяжении десятилетий активно пропагандировали идеи пантюркизма, но ныне пантюркизм рассматривается не как геополитическая доктрина, а скорее как культурная парадигма. Формально США не вынашивают планов создания единого тюркского политического пространства под доминантой Турции, а заинтересованы лишь в поддержке суверенитета новых независимых государств Центральной Евразии. Впрочем, к созданию интегрированного экономического и культурно-языкового пространства, имеющего общность интересов, – отношение спокойное. Но пантюркизм опасен и в статусе культурной парадигмы - таковая не обоснована, ни исторически, ни культурно, ни экономически, ни с позиций безопасности. Сильнейший удар по пантюркизму, по мнению экспертов, нанесла организация «Договор о коллективной безопасности», членами которой стали и два тюркских государства – Казахстан и Кыргызстан, а также исламский Таджикистан. Туркменистан стремится к внешнеполитическому нейтралитету. Политики и экспертное сообщество США считают идею пантюркизма чрезвычайно иррациональной, архаичной и нереалистичной. Ранее США в гораздо большей мере привлекали стратегии, объединенные в доктрину неоосманизма, предполагающую доминантное влияние Турции на тюркские, но еще более - нетюркские народы и страны, в различные времена, входившие в состав Османской империи.

АЛИ АЛБАНВИ, ФОНД «ЛЕЗГИНЫ»

http://lezghins.com/index.php?option=com_idoblog&task=viewpost&id=711&Itemid=0

Просмотров: 697 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024