Среда, 28.06.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Октябрь » 12 » ПИРЕЙТЫ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ
09:02
ПИРЕЙТЫ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ

По мнению мусульманских богослов, паломничество на пиры, на Шалбуздаге, является богоугодным делом

О существовании древних святилищ на территории Кавказской Албании (КА), писали в своих трудах, многие античные авторы, писатели, путешественники того времени. По их описаниям, в большинстве своем они находились в пещерах, преимущественно на не больших островах Каспийского моря, отмечалось также существование «святых мест», на малодоступных вершинах. Известно о существовании в КА, так называемой священной храмовой горы – «хора».

Сегодня почти в каждом селе Южного Дагестана, имеется почитаемое местными жителями священное место – «пиры», где, как правило, приносятся жертвы, читают молитвы. Некоторые из пиров восходят к доалбанским и албанским пластам лезгинской культуры. Мо мнению специалистов слово «пир»- имеет персидского происхождения, которое использовалось для уважительного обозначения «старца». Также это слово встречается в античных источниках, в том числе и у Страбона – «пирейты», означающие святилищ на территории КА. В современном лезгинском языке Пlир употребляется исключительно в значении святилища.

Пиры лезгин представляют собой в основном горные вершины, каменные изваяния антроаморфных форм, одиночные могилы или небольшие каменные мавзолеи, одиночные деревья или священные рощи, груды камней или одиночный камень. А другие пиры, расположенные в частности на холмах, связаны, как правило, с легендами о том, или ином святом. В некоторых пирах захоронены реальные лица, отличавшиеся при жизни «святостью», каким-либо даром, либо особыми заслугами перед своим народом.

Часто около пиров растут деревья, также считающиеся священными, к которым паломники привязывают куски разноцветных тканей, по форме напоминающие ленты. Вместе с тем, самые почитаемые святилища, расположены именно на труднодоступных горных вершинах. Согласно религиозным представлениям лезгин, горные вершины являются ближайшие к небу точками земли. Поэтому именно на них находятся самые крупные и места поклонения.

Священный комплекс

Шалбуздаг является на сегодня одним из самых популярных святилищ лезгин, в чем мог убедиться лично вовремя недавнего восхождения, помимо лезгин святилище посещают и другие народы региона. На вершине горы Шалбуздаг (высота 4142 м., прежние названия: г. Шал-ал Бурзи, г. Шар-Бус, г. Нерен, г. Эрен-Лар), в скалах имеется святилище, куда с весны до осени стекаются паломники. На горе имеется постройка, сооруженная по преданию одним святым отшельником, который жил в ней, молился и умер.

Среди паломников распространено мнение, что семикратное восхождение на Шалбуздаг приравнивается к совершению паломничества в Мекку – хадж. Высоко в скалах, расположено не большое кристально чистое озеро - Замзам (или Зем-Зем, по аналогии с названием святой воды в Мекке), с очень холодной водой. Испившие ее люди, приписывают ей чудодейственные целебные свойства. Как правило, паломники совершают восхождение с пустой тарой, а на обратном пути наполняют их чистой водой Замзама. Люди, также забирают с собой мелкие, но отшлифованные вековыми дождями, камешки с кремовым оттенком, искренне считая, что они принесут им удачу в жизни.

Предания Горы

О возникновения этого святилища имеются разные мифы. В одном из преданий рассказывается, о том, что когда то к землям лезгин примыкали два моря Верхний Кас и Нижний Кас. Между этими морями проходила дорога на восток. Однажды, пройдя эту дорогу, на земли лезгин напали безжалостные враги. После их изгнания из страны, люди обратились к богу морей Эрену, с просьбой о том, чтоб эта дорога исчезла. И бог Эрен выполнил их просьбу, затопив дорогу. Два моря соединились воедино, и образовалось единое Каспийское море (Кас гьуль). А на севере возвысилась до сих пор не известная гора.

По другим преданиям еще с древнейших времен на горе Шалбуз находилось святилище Сувасара (что в переводе означает «Могила на горе»), или Сувасатара. В своем образе, в мифе о Сувасатаре, воспеваются такие человеческие качества, как честность, доброта справедливость. Согласно преданиям один из пастухов обладал такими качествами, но никто не обращал на это внимания. Но боги, наблюдавшие с небосклона, знали об этом и достойно оценили его. В легенде говорится, что его звали Сувасатар.

Однажды вечером выяснилось, что одна из коров не вернулась с пастбища. Хозяин коровы Кабаш потребовал от пастуха найти и вернуть корову. Сувасатар вынужден был ночью искать животное. Наконец усталый Сувасатар произнес: «Где ты животное? Неужели ты не видишь, я устал?» и услышал в ответ: «Почему ты пришел за мной?». Это говорила корова. Корова объяснила, что она и ее хозяин из одного рода. Когда-то прародитель ее хозяина пожелал превратиться в человека и стал им. Тогда это было возможно. Но этот человеческий род оказался недостойным. Поэтому корова не желает возвращаться ко двору своего хозяина.

В конце своего рассказа она сообщила, что человек увидевший корову, говорящую по-человечески умирает. На следующий день Сувасатар умер. Еще через день, когда родственники вынесли его тело во двор, и, взяв его, направились в сторону сельского кладбища, в небе появились духи посланники богов, в образах семи голубей. Они вцепились в тело и улетели в неизвестном направлении. Спустя несколько дней люди обнаружили его могилу на горе Шалбуз и удивились тому, что рядом с могилой выросло дерево. Могила превратилась в пир-святилище. Сегодня пир Сулеймана имеет современный вид, облицован красным кирпичом, и благоустроен внутри. Здесь паломники совершают определенные обряды: раздают милостыню, обходят ее три (или семь) раза, загадывая желания, и только после этого заходят внутрь, чтобы помолиться и идти дальше.

Исламизация пира

С горой Шалбуздаг связаны многие легенды, предания, в которых проявляется отношение к ней как к воплощению справедливости, а сама гора выступает как строгий и справедливый судья. По мнению историка Ф. Бадалова после принятия ислама, мусульманское духовенство серьезно потрудилось над тем, чтоб превратить этот языческий пир в мусульманское святилище. Как известно, почитание святых, приобрело в исламе концептуальное оформление с распространением суфизма – мистического учения, признающее возможным познание бога и даже единение, слияние с ним, через внутреннее экстатическое озарение. С верой в святых связано и почитание их могил, или прочих памятных мест пребывания. В тоже время, по мнению, мусульманских богослов, паломничество на пиры - могил людей, приравненных к лику в святых, на Шалбуздаге, является богоугодным делом.

После захвата лезгинских земель сефевидами и переселения к подножью этой горы кизилбашей из Ирана (18 век), древний культовый цент лезгин, также был включен в число святынь ислама. Была создана соответствующая легенда. Согласно ей, примерно 300 лет назад из области Шам в Аравии прибыли и осели на территории лезгин два брата. Предание гласит, что один из братьев - Сулейман, осел в с. Лгар, на северной стороне Шалбуздага, а Гасан, с согласия Микрахского джамаата, основал новое село – Теки. Они начали проповедовать ислам, и были приняты местным населением как праведники. Сулейман не имел детей, и умер, когда ему было 80 лет. Якобы пред тем как его похоронить случилось чудо. Откуда-то появились четыре голубя. Они взяли тело Сулеймана, отнесли его на г. Шалбуздаг и там похоронили.

Таким образом, как отмечает историк Ф. Бадалов, уже существовавший миф получил новую трактовку. Лезгинское имя Сувасар, заменили арабским Сулейман. Голубей стало четыре в место семи (число семь, по поверьям лезгин является сакральным). Но историки не сомневаются в том, что Сулейман личность мифическая и легенда о святых братьях придумана не раньше 18 века. Это подтверждается еще и тем, что жители селений расположенных у подножья этой горы (Микрах, Мискинджа, Лгар, Куруш, Теки) считают его своим односельчанином.

По мнению президента Фонда «Лезгины» М. Алимова, «хотя мусульманское законодательство разрешает охоту, и потребление голубей в пищу, жители Ахтынского района, за отношение голубей к шейху Сулейману, не едят их, и по сей день, считая их святыми птицами». Известно, что жителей с. Лгар в середине прошлого века, переселили в Азербайджан, в г. Хачмаз, на сегодня в селе никто не проживает. М. Алимовым в селе, был найден старый пир шейха Сулеймана (позже он разрушился, вследствие оползня), а главное камень с древнеарабскими письменами, венчавший мавзолей. Табличка была передана М. Алимовым, для исследования, уважаемому профессору А. Шихсаидову, перевод которого не оставляет сомнений, о первоначальном месте захоронения шейха Сулеймана:

Все что в этом мире тленно

Это купол шейха пир Сулеймана

А он, из страны курейшитов, и шейха Абумуслима

Реставрировал этот купол, шейх Ш.р.б.? (Ширинбег) ради Аллаха

И мастер этого купола Гасан? Сын Жигерхана

Несмотря на то, что ислам наложил свой отпечаток на характер почитания «святынь», расположенных на горных вершинах, он не смог полностью вытеснить существовавших до него языческие и христианские представления. Очень долго влияние оставалось лишь внешним, ограничивалось чтением различных молитв во время восхождения и жертвоприношения. На сегодня, большинство людей, не только продолжает поклоняться старым пирам, но и сохраняет вложенные в них первоначальный смысл. Переплетений различных мировоззрений (астральной религии, зооастризм, христианство, ислама) не могло не отразиться на этнокультуре лезгин, а их рудименты сохранились до сих пор в языке, фольклоре, в быту, в обрядности народа, влияние в менталитете, в образе мышления. Именно этим в большей степени, можно объяснить то состояние, что, в наши дни открыто проповедуя ислам, лезгины лишены религиозного фанатизма.

Алихан АМРАХОВ, Фонд «Лезгины»

http://lezghins.com/index.php?option=com_idoblog&task=viewpost&id=731&Itemid=0

Просмотров: 511 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017