Понедельник, 24.04.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Октябрь » 11 » Как делить будем?
22:31
Как делить будем?

Поровну или по-братски?

В республиканской прессе периодически поднимается вопрос об укрупнении районов Дагестана. Отметим сразу, что вопрос достаточно деликатный, так как при явных своих преимуществах имеет также достаточно серьезные недостатки, связанные, прежде всего, с так называемым «земельным вопросом», что, в общем, справедливо отмечается всеми экспертами, ратующими как «за», так и «против» нового административного деления.

Мы хотели бы рассмотреть не экономические бонусы, которые теоретически могли бы получить некоторые районы Дагестана в случае укрупнения (выход к морю, развитие туризма и т. д.), не возможные негативные последствия в плане осложнения межнациональных отношений. А рассмотреть, пожалуй, один из главных критериев самого районирования – развитие региональных идентичностей.

Чьих краев будете?

Региональная идентичность во многом схожа с другими видами идентичностей. Она тоже опирается во многом на социальные мифы об особых качествах местообитания. Ее выраженность во многом зависит от наличия и поддержания коллективной памяти, сложившихся ценностей и норм. Одним из самых сильных влияний на характер социальных взаимодействий оказывает район. Несмотря на то, что развитие техники сильно облегчило путешествия и сообщения через границы районов, люди по-прежнему предпочитают выбирать себе друзей и знакомых в пределах прилегающего района. Региональная идентичность, однако, обладает одним очень важным и глубоко положительным свойством – способностью объединять людей разных рас, профессий, состояний, уровней образования, ломать или снижать барьеры между этими группами.

Как правило, исследователи, говоря о локальной (региональной) идентичности, выделяют около десяти ее плоскостей. Выделим самые главные, на наш взгляд. Психологическая плоскость – это индивидуальная идентификация с локальным сообществом, регионом (субрегионом), его сообществом и культурой. Историческая плоскость – проявляется через индивидуальную (психологическую) и общественную (коллективное переживание) связь с историей региона, его героями и историческими институтами.

Идентичность

Понятие региональной идентичности позволяет по-новому смотреть на проблему районирования. Кажется вполне логичным и очевидным, что если мы в общественном районировании, в отличие от районирования экономического, имеем дело в качестве объекта не с бездушными производительными силами, не с косной материей, а с Человеком, наделенным свободой воли, и главное, сознанием и речью, то имеет смысл спросить самого Человека о том, как именно он использует свою свободу воли для самоорганизации в географическом пространстве и как он членит это пространство.

Это соображение может в корне преобразовать саму процедуру районирования. Тем самым центральной проблемой районирования общества становится не конструирование районов учеными, а «открытие» районов в общественном сознании. Если так, то ядром этой проблемы оказывается, бесспорно, понятие регионального самосознания, или, говоря языком социологии, региональной идентичности. Разумеется, «узнать у самих людей»» – вовсе не значит просто спросить и получить исчерпывающий ответ. Тем не менее, вполне очевидно, что люди повсеместно выдают, прямо или косвенно, свои территориальные предпочтения, на основании которых и можно судить о том, как именно они сами представляют себе собственный район обитания и свои районы-соседи.

Самый простой и эффективный способ районирования – использовать статистику о движении по территории – движении людей, товаров или информации. Они в изобилии и с большой территориальной дробностью собираются во время переписей населения. Вариант той же методики – учет циркуляции местных еженедельных газет, на деле гораздо более точно соответствует задаче – выявлению региональных предпочтений самих граждан. Следующая методика представляет собой исследование литературных источников самого широкого спектра – и путеводителей, и записок путешественников, и сугубо научных работ по фольклору, диалектам, этнографии, истории и т. д.

Вернакулярность

Индивид воспринимает территорию как нечто, имеющее специфические характеристики во всех сферах общественной жизни, оценивает ее. На основании этого формируется определенное отношение к региону. В исследованиях, связанных с проблемой региональной идентичности, все чаще используется термин «вернакулярный район». Как правило, при этом имеется в виду часть территории, жители которой осознают ее как собственное обиталище и которая в этом качестве может быть представлена как часть общественного сознания данной социальной группы.

Подобное представление сплачивает местных жителей в группу единым отношением к этой территории. Вернакулярный – значит обыденный, идущий как бы снизу, не обязательно связанный с научной или художественной рефлексией, а рожденный интуитивно. Вернакулярный принцип может базироваться на устойчивых народных традициях, но у нее нет авторов-зодчих, есть лишь архитектор-искусствовед. Точно так же под вернакулярным районом понимается район, который осознан самими жителями, но у него нет автора – районолога, а есть лишь географ, который изучит артефакты, отражающие сознание местных жителей.

Между тем существует и другая сторона этого феномена, к которой понятие вернакулярного района приложимо как нельзя лучше. Речь идет о тех многочисленных случаях, когда площадь района не особенно и велика, но в его пределах общественное сознание четко фиксирует территориальную общность, дает ей общепринятое название. А местные жители остро ощущают свою принадлежность именно к этому району и ставят свое благополучие в зависимость от благополучного состояния этого района.

Вернакулярный район чаще всего известен, прежде всего, самим его обитателям и непосредственным его соседям, потому, что он служит важным способом маркирования «своей» территории.

Вместе с тем дагестанское общество должно осознавать особенности своей территориальной структуры и ее разнообразие, должно отдавать себе в этом отчет и власть предержащие. Управлять живым, деятельно организующимся обществом, его многочисленными стихийными процессами можно только при здравом понимании сути этих процессов. Навыков управления тоталитарным обществом для этого мало. Эти методы не пригодны из-за своей простоты, прямолинейности и акцента на насилие. Это касается всех сторон общественной жизни нашей страны, но среди них мало таких, где дефицит знания был бы столь велик и удручающ, как в области территориальной, в ощущении разнообразия своей страны, в понимании по сути важности региональной идентичности в новом районировании.

Алихан АМРАХОВ

http://gazeta-nv.ru/content/view/6617/109/

Просмотров: 291 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017