Среда, 23.08.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 17 » Две части одного целого
19:57
Две части одного целого

Разделенное состояние лезгинского народа ударило главным образом по его социальному воспроизводству.

 

Распад единого государства двадцать лет назад привёл к тому, что за «бортом» современной России остались десятки миллионов наших соотечественников. Часть из них попала под устойчивое определение «разделённых народов». Больнее всего состояние разделённости отразилось на самочувствии лезгин и малочисленных лезгинских народов, которые оказались на положении национальных меньшинств в обоих государствах.

 

В конце июня прошлого года на государственном уровне впервые состоялись общественные слушания по проблемам разделённых народов. Прошедшие слушания никак не могли повлиять на ратификацию пограничного соглашения между РФ и Азербайджаном (АР), поскольку они проходили уже после ратификаций их Госдумой РФ.

 

По мнению большинства экспертов, ратифицированный РФ пограничный договор не отвечал интересам как лезгинского, так и всего многонационального народа Дагестана. В настоящее время водоснабжение юга Дагестана вследствие большого забора воды Азербайджаном находится по-прежнему на критическом уровне, водообеспечение ближайшего от границы города Дербента отставляет желать лучшего.

 

В свою очередь, выбранное время для обсуждения проблем разделённых народов (ратификация состоялась несколькими днями ранее) наводит на определённые размышления. Но, так или иначе, проведение подобных слушаний для лезгинского народа было исключительно важным событием, так как представителям практически всех лезгинских общественных организации предоставлялась возможность высказать чиновникам напрямую, без республиканских посредников, своё мнение и видение государственной политики РФ в области защиты прав соотечественников.

 

Древняя родина лезгин — район реки Самур. Южный Дагестан населяют преимущественно лезгины и народы одноимённой группы: табасаранцы, цахуры, рутульцы и агулы. Автохтонные земли лезгинских народов находятся и на территории нынешнего Азербайджана. В частности, на севере АР проживает более половины лезгин, цахур, большая часть удин, незначительное число рутульцев, а также так называемые малочисленные народы Шахдага: будухцы, хиналуги, хапуты, джеки и крызы, которые тоже говорят на близких к лезгинскому языках.

 

Исторические эксперименты

 

В советское время государство пошло на политические уступки «национальным окраинам», вводя институт национально-территориальной автономии и стимулируя развитие национального самосознания. Демократизация политической системы СССР была воспринята большинством представителей этнической интеллигенции разных народов как возможность легализовать традиционную культуру. Поэтому был выдвинут лозунг о национальном возрождении, содержание которого включало в себя придание языкам титульных народов статуса государственного, включение компонентов этнической культуры в систему общего образования, пропаганду традиций и обрядов этнической культуры и т. д. Однако реализация этих целей происходила по-разному у различных народов, расселённых на Северном Кавказе.

 

В результате, уже в первые годы существования СССР возникли своеобразные «политические плацдармы» для развития регионального самосознания. На территории РСФСР это были автономные республики, области и округа, в которых складывалась «матрёшечная» идентичность: принадлежность к СССР, принадлежность к России и принадлежность к национально-территориальному образованию. Значимость региональной идентификации оказывалась в целом небольшой, она была как бы скрыта под многими одеждами, но предпосылки для её развития были заложены, поскольку политическая автономия по определению предполагает особое самосознание её субъекта.

 

Титульные народы стали воспринимать свои политические образования как «государства в государстве», форму национальной государственности. Местные элиты в свою очередь всячески этому способствовали. В результате, процессы суверенизации и национального возрождения стимулировали самоопределение жителей республик в отношении приоритетных и вторичных форм идентичности. Таким образом, этно-конфессиональный фактор стал основным для развития регионального самосознания.

 

На Северном Кавказе, где в первые десятилетия советской истории (1920—1930 гг.) было проведено национально-территориальное размежевание, образованы национальные автономии, создана этническая элита, осуществлена настоящая культурная революция. В то же время эти процессы имели и выраженные конфликтогенные аспекты. Так, в результате национально-территориального размежевания, границы созданных автономий далеко не всегда совпадали с этническими ареалами.

 

Нацстроительство на Северном Кавказе было осуществлено в соответствии с общей концепцией решения национального вопроса на основе принципа самоопределения народов. Однако не все относительно крупные автохтонные этносы получили собственные автономии (ногайцы, лезгины). Появились так называемые «негосударственные» народы. Нацстроительство на Северном Кавказе привело к созданию этнических элит, заявивших позже о своём праве на власть в условиях кризиса советской государственности. Возник так называемый феномен титульных и не титульных народов, с последующей этноэкономической стратификацией последних.

 

Существовавшее территориальное сегментирование лезгинского народа в советский период ослабило его статусные позиции внутри обеих республик (ныне сопредельных государств). Применительно к Дагестану, сегодня, с учётом существующей негласной политики нацквотирования — статусные позиции лезгин в политическом поле стали определяться исключительно численностью и территорией её заселения. Рассечение территории компактного расселения народа ослабила главным образом именно эти позиции. Что в свою очередь не могло не отразиться на конкурентоспособности народа как этнической группы, которая существенно снизилась во всех главных её сферах.

 

Воспроизводство этноса

 

Главная проблема, стоящая перед лезгинскими народами Азербайджана — поиск приемлемого механизма, способного замедлить ассимиляционные процессы в существующих политических реалиях азербайджанского государства. Государственные институты в Азербайджане при этом абсолютно безразличны к проблемам национальных меньшинств, а где-то даже пытаются ускорить обозначенные ассимиляционные процессы под предлогом интеграции в новую национальную «азербайджанскую» общность.

 

В свою очередь, рост числа межнациональных браков лезгин с титульным азербайджанским этносом говорит о запущенности этого процесса, что этнологами трактуется как один из признаков суженного воспроизводства народа. Развёртывающиеся социально-экономические процессы в Азербайджане в местах компактного проживания лезгинских народов, приводят к такому результату межэтнического взаимодействия как ассимиляция. В такой ситуации происходит постепенная утрата языка этноса, его традиционных норм поведения, ценностных ориентаций.

 

Сужение воспроизводства, в свою очередь, возникает тогда, когда традиционные институты (семья, земляческие общности и пр.) народа всё более утрачивают свои социализирующие функции, которые вытесняются из сферы социализации такими институтами современного общества как: школа, средства массовой информации, сфера искусства и пр., которые не несут этнокультурной информации, а социализируют юношество в ценностях и нормах экономически и культурно доминирующих народа. При суженном типе воспроизводства область этнического самосознания занимает всё меньшее пространство культуры.

 

Касательно статистики межнациональных браков лезгин Азербайджана, то на сегодня нет общедоступных данных, эти данные в свою очередь могли бы конкретней говорить о состоянии и степени ассимиляционных процессов. Вместе с тем, некоторые эксперты озвучивают приблизительную цифру — не менее 25%. В случае подтверждения этих данных, можно предположить, что пройдена «точка невозврата». На данном этапе РФ и АР необходимо предпринять дальнейшие усилия по снятию всех препятствий при прохождении границы, создать условия для полноценного социокультурного общения (обмена) для двух частей одного народа. При сохранении существующих тенденций, можно с уверенностью сказать, что лезгины в Азербайджане через 30—50 лет как самостоятельная этнокультурная единица могут перестать существовать вовсе. Эта ситуация осознаётся представителями этнической интеллигенции как угрожающая сохранению и воспроизводству народа. Состояние территориальной сегментированности народа также выступает фактором возможного развития различных этносоциальных процессов — аккультурации и ассимиляции частей этноса соседними народами или же, наоборот, развитие тенденции к воссоединению различных частей одного этноса.

 

Отметим, что некоторое время назад в Дагестане был взят схожий, с активно практикуемым южным соседом курс на построение новой идентичности. При обсуждениях данного вопроса отдельными деятелями науки, предлагалось даже на законодательном уровне закрепления новой этничности — «дагестанец». Основным маркером, определявшим новую этничность, по их мнению, служило наличие у детей родителей разных национальностей, незнание родного языка детьми, выросшими в городах, но использовавшие в качестве такового — русский. В этом контексте рост числа межнациональных браков властями преподносился как некое достижение, способное ещё больше, по их мнению, сплотить дагестанский народ перед лицом новых угроз.

 

Однако данная инициатива была отвергнута практически всеми народами, так как носила «общую угрозу» малочисленным этносам республики. В конечном итоге власти пришли к выводу о «преждевременности» данной инициативы и «неготовности» дагестанского общества к таким, без преувеличения, системным преобразованиям.

 

Не лучшим образом в этом смысле обстоит ситуация со смешанными браками у дагестанских лезгин, их показатель в республике также один из самых высоких (около 10 %). Более того, как отмечала этнолог Ризаханова, если до 70-х годов XX века основное число смешанных браков относилось к варианту, например, лезгин – представительница другой национальности, то в последующем наметилась явная тенденция возрастания браков между лезгинками и представителями других национальностей.

 

Возвращаясь к выработанным рекомендациям в адрес органов государственной власти, которые были приняты на общественных слушаниях в прошлом году, и о которых мы упоминали выше, отметим, что из более десятка её пунктов, подавляющее большинство, на сегодняшний день остаются по-прежнему невыполненными.

 

 

http://kavpolit.com/dve-chasti-odnogo-celogo/

 

Просмотров: 345 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017