Четверг, 28.03.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 15 » Исторические и политические аспекты раздела лезгинского народа. Часть II
10:20
Исторические и политические аспекты раздела лезгинского народа. Часть II

Не случайно, поэтому много сил они отдали созданию Карабахской автономии, совершенно забыв о многочисленных лезгинских народах. Кроме того, следует обратить внимание на то, что большевики создали для народов Грузии автономные образования в составе Грузинской ССР, но безжалостно и бесчеловечно поступили по отношению к лезгинам в Ширване. Об этом стоит задуматься нам, лезгинам.

 

Пятая. Лезгинские национальные силы в период создания в регионе советских государственных образовании  оказались не на высоте своего положения, раздробленными, ослабленными, обезглавленными и неготовыми взять на себя ответственность за собственную судьбу, в результате чего большевистские функционеры все решили за спиной народа, не сообразуясь с его национальными интересами.

 

Как было сказано выше, после овладения Кавказом царские генералы разделили лезгинский народ на три части и по частям включили в состав трех военно-административных единиц. Хотя этот раздел был административным, народ лишился единого государственного образования. Не случайно поэтому две ширванские губернии оказались затем оккупированными турецкими войсками и стали политическим ядром так называемой Азербайджанской буржуазной республики, провозглашенной при поддержке штыков английских и турецких солдат.

 

Кроме того, в такой судьбоносный период у лезгинского народа не оказалось единого национального руководства. Многие лезгины участвовали в социал-демократическом движении и в работе Бакинского Совета. В идеях социал-демократического движения они видели свое спасение, но ошиблись.

 

После разгрома Бакинского Совета руководящее ядро лезгинских большевиков в Ширване распалось. Нажмудин Самурский оказался в Астрахани, возглавлял политический отдел 11-й Красной Армии, Казимагомед Агасиев и Мухтадир Айдинбеков были убиты контрреволюционерами, остальные  ушли в подполье, вели партизанскую борьбу. Единственный, кто мог повлиять на решение лезгинского вопроса в этот период, был Н. Самурский. И он оказался занятым: подавлял восстание Н. Гоцинского в нагорном Дагестане и даже не знал, что собирается съезд народов Дагестана для провозглашения автономии. Об этом говорят его записка и телеграмма Д. Коркмасову, который возглавлял Дагестанский ревком. В разделе народа, проведении съезда народов Дагестана без лезгинского народа не последнюю роль сыграл Д. Коркмасов. В записке Д. Коркмасову Н. Самурский пишет, что «между прочим, не могу высказать своего удивления по поводу съезда в Шуре, о котором я совершенно случайно узнал сегодня. Ваше отношение ко мне, по меньшей мере, странно и не понятно. Вы злоупотребляете тем, что я не могу бросить фронт, приехать в Шуру…» (Н. Самурский тогда был заместителем председателя Дагестанского ревкома и министром внутренних дел, почты и связи). А в  телеграмме он выражает свое несогласие с созывом съезда народов Дагестана. Он знал о неготовности лезгинского народа к съезду.

 

13 ноября 1921 г. состоялся чрезвычайный съезд народов Дагестана. Он прошел без делегации от лезгинских  округов (Кюринского и Самурского), откуда должны были прибыть на съезд по 20–30 делегатов. На съезде выступили: Сталин – от имени Правительства РСФСР, Нахибашев – от аварского народа, Сулейманов – от даргинского народа, Габиев – от лакцев, Коркмасов – от кумыков, Магомедбеков – от имени партийных советских органов.

 

Не было выступлений от лезгинского, табасаранского, рутульского, цахурского, агульского народов, принадлежащих к лезгинской группе народов. 18 ноября в Хунзахе Н. Самурский провел собрание представителей аварских народов, которые не были представлены. Однако аналогичных собраний в Самурском и Кюринском округах проведено не было, и фактически автономия Дагестана была объявлена без представителей лезгинского народа и без учета его прав и интересов. Таким образом, раздел лезгинского народа был запрограммирован авторами ленинской национальной политики и все акты, приведшие к такому положению вещей, не соответствуют международным правовым нормам, являются нелегитимными, и лезгинская общественность вправе пересмотреть эти решения.

 

Как видим, в период создания советских государственных образований в регионе лезгинские национальные  силы оказались неготовыми и раздробленными, и его недоброжелатели использовали такое положение вещей для расправы с самостоятельным народом.

 

Шестая. Находясь в составе двух государственных образований, в чуждой среде, лезгинский народ оказался в окружении враждебных сил, против его национальных интересов ополчилась вся свора недоброжелателей и в том числе государственные структуры СССР, АзССР и ДАССР. Они объявили «холодную войну» лезгинам, организовали надругательство над его национальными интересами. На фоне богатой нефтедобывающей АзССР, которая обеспечивала развитие экономики и оборону всего Советского государства, интересы лезгинского народа и других нетюркских народов АзССР выглядели незначительными и все их требования о создании их советских национальных государственных образований отвергались с порога, хотя они соответствовали ленинской национальной программе большевистской партии.

 

Несмотря на это, вопрос воссоединения народа, создания его самостоятельного национального очага не сходил с повестки дня с первого дня создания ДАССР и АзССР. Это был и остается не праздный вопрос, а вопрос жизни и смерти народа. Он стоял постоянно в центре внимания прогрессивных сил Дагестана. В обращении Дагестанского просветительского бюро еще 24 мая 1917 г. отмечалось: «Наши братья – кумыки и лезгины – были отторгнуты от нас и отнеслись к разным административным центрам. Необходимо выделение горцев Северного Кавказа, дагестанцев, лезгин Кубинского уезда и горцев Закатальского округа в особую  федеративную единицу».

 

Об установлении новых границ между АзССР и ДАССР и воссоединении лезгинских народов говорилось в Постановлении ВЦИК от 20 января 1921 г., подписанном М. И. Калининым, и в резолюции Вседагестанского учредительного съезда Советов, Конституции ДАССР от 5 декабря 1921 г. Все эти решения были проигнорированы. В ход вещей вмешались широкомасштабные процессы укрепления коммунистической державы. Народ, имеющий многовековые государственные традиции, живущий компактно на своей земле, имеющий богатую культуру, население, занимающий по численности 25-е место в бывшем СССР, не получил своей государственности.

 

Лезгинская интеллигенция постоянно обращалась к руководящим партийным и государственным органам СССР, АзССР и ДАССР с просьбой восстановить попранную справедливость. Однако в соответствующих органах не слышали тревожный голос народа. Многие представители лезгинской интеллигенции стали жертвами этой борьбы. Мы находим в архивах более 100 документов, обращений лезгинской общественности к властным структурам. Ни по одному из них не было принято удовлетворительного решения.

 

В нынешних условиях положение лезгинского народа еще более ухудшилось. Против его интересов действуют объединенные силы враждебно настроенных госструктур АР и РД. Они сообща, исходя из своих интересов, подавили народно-освободительное движение «Садвал», создали жесткую государственную границу посередине народа и без зазрения совести торгуют его национальными интересами.

 

Седьмая. В ходе раздельного существования народа в составе двух республик, когда правители СССР, ДАССР и АзССР открыто и нагло осуществляли политическое и духовное надругательство над его национальными интересами (особенно в АзССР), лезгинская политическая элита, интеллигенция и общественные силы стали на позиции соглашательства, не проявили должной твердости и устремленности в отстаивании его национальных интересов.

 

Беспринципность, соглашательство и рабство лезгинских функционеров проявились во всем, начиная с раз дела и раздельного включения народа в состав двух государств, на птичьих правах, и заканчивая вопросами лишения его элементарных политических, экономических, территориальных, национальных прав. Разве общественные силы народа не знали, к чему может привести ликвидация экономической базы существования народа, народнохозяйственного комплекса лезгин? Разве лезгинская интеллигенция не знала, к чему может привести в АзССР ликвидация СМИ, общеобразовательных школ, культурно-просветительских учреждений на родном лезгинском языке?

 

Разве общественные силы народа не знали о гонениях, организованных как в АзССР, так и в ДАССР, на лезгинских политических лидеров? Избиение народа, ликвидация его духовной жизни, истории, культуры, языка происходили демонстративно. Это было, когда лезгинские политические функционеры солидно представляли партийные и государственные органы в обеих республиках. В первые десятилетия существования новых республик лезгинские национальные силы играли большую роль в их жизни. Представители лезгин в АзССР и ДАССР возглавляли руководящие партийные и государственные органы, целые отрасли народного хозяйства, науки, образования, культуры и здравоохранения. Во главе ДАССР  стоял лезгин Н. Самурский. Почему они допустили беспринципность, беспечность и рабское отношение к национальным интересам своего народа?

 

 Все это в прошлом, но почему сегодня лезгинские функционеры в эшелонах власти РД продают направо и налево его политические, национальные, экономические, территориальные интересы. Разве они не лезгины? Разве их родили не лезгинки? Где они были, когда посередине народа создавали незаконную государственную границу, которая осуществила его межгосударственный раздел и парализовала его жизнь?

 

Разве они и весь лезгинский народ подняли свой гневный голос протеста, когда Президент РФ Д. Медведев совместно с  новоиспеченным правителем РД М. Магомедовым, без зазрения совести, отдали водные ресурсы реки Самур АР, оставив население Юждага без орошаемой воды, а Самурский лес обрекли на высыхание? Кто из них поднял голос протеста, когда властные структуры АР нахально надругались над лезгинскими анклавами Храх-уба и Урьян-уба? Мало этого позора, находятся еще чиновники типа Бекмурзы Бекмурзаева, которые пытаются учить лезгин уму разуму.

 

Нам, лезгинам, давно известно отношение правящих кругов даргино-аварского альянса к нашим проблемам, а почему лезгинские функционеры во властных структурах ведут себя трусливо, когда решаются проблемы народа?

 

Примеров их трусливого и беспринципного отношения много. Нужны ли нам такие горе-руководители, которые занимают лезгинские квоты в эшелонах власти, предают его национальные интересы ради сохранения своих должностей, личных и клановых привилегий?

 

Не пора ли нам организовать отзыв таких представителей из госструктур, чтобы их места занимали более достойные и мужественные люди, способные отстоять его интересы. Нам надо решительно бороться с рабской психологией, национальным нигилизмом и историческим беспамятством наших чиновников в госструктурах и муниципальных органах власти. Анализ исторического процесса раздельного существования народа показывает, что все беды нашего народа исходят от враждебной политики госструктур АР и РД и предательской роли национальных чиновников во властных структурах. Это горький урок, его надо усвоить.

 

Восьмая. Раздельное существование народа, а также политический и полицейский террор, объявленный и проводимый правящими кругами республик, не позволили сформировать общенациональное сознание, отвечающее интересам его национального возрождения. В новейшее время, когда сложились благоприятные условия, связанные с распадом СССР и развертыванием национально-демократических преобразований, общественно-политические силы лезгинского народа оказались неготовыми решать свою судьбу, возродить целостность народа под руководством ЛНД «Садвал». И здесь просматривается предательская роль лезгинских функционеров во властных структурах. Движение «Садвал» не смогло решить проблемы народа из-за неподготовленности народа и его общественно-политических сил, сопротивления правящих кругов республик. Они оказались сильнее и организованнее, чем лезгинские патриотические силы.

 

 Лезгинский народ в очередной раз упустил исторический шанс в решении своей национальной проблемы воссоединения и самоопределения народа в составе одного государства. Существовали и по сей день существуют причины объективного и субъективного характера того, что лезгинский народ как в АР, так и в РД оказался без национального руководства, брошенным на произвол судьбы на задворках двух республик, в условиях внутриколониального режима.

 

 Таковы некоторые исторические и политические аспекты, приведшие к разделу самостоятельного народа и его существованию в составе двух враждебно настроенных по отношению к нему государственных образований, в последующем приведшие к тяжелым последствиям, грозящим национальной катастрофой.

 

 

 

Этнокультурный портал «Яран Сувар»

 

 

 

Мугудин Кахриманов

 

 

http://g-narod.ru/obshhestvo/istoricheskie-i-politicheskie-aspekty-razdela-lezginskogo-naroda-chast-ii/

 

Просмотров: 982 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024