Пятница, 26.05.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Ноябрь » 2

Возрождение религиозной жизни, в том числе и суфийских братств, в республике началось со второй половины 80-х годов ХХ в.

Новые законы РФ и РД о свободе совести, значительно расширившие права верующих, способствовали резкой активизации деятельности религиозных организаций, в том числе и суфийских братств в Дагестане. После упразднения в 1991 г. Совета по делам религий в Москве суфийские общины вышли из под негласного государственного надзора.

В мае 1989 г. был созван съезд мусульман Северного Кавказа, где было принято решение о смещении с должности старого муфтия Махмуда Геккиева и формирование нового Духовного управления мусульман Северного Кавказа. Не останавливаясь подробно на истории формирования нового муфтията в постсоветскую эпоху, хочется просто отметить, что именно с этого периода за весь досоветский и советский периоды ... Читать дальше »

Просмотров: 249 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Арабскую книжную традицию характеризует особый способ документировать сообщения о фактах и событи­ях, отрезки текста и целые книги. Еще на заре письменности у арабов была выработана своеобразная техника передачи знания, и соответствую­щая терминология. Чтобы понять эту технику и терминологию, нужно обратиться к раннему периоду и даже попытаться заглянуть в более древ­нюю эпоху, потому что сами термины прозрачно указывают на то, что они могли возникнуть только в устной сфере. Уже тогда, когда устная пе­редача была единственно возможной, существовали, очевидно, определенные нормы и правила, призванные обеспечить надежную сохран­ность словесно выраженной информации, предотвратить случайность и произвол. Хранение и передача информации выделились в род заня­тий, стали уважаемой профессией.

Знаток (рави, мухаддис, касс, ахбари, шейх, устаз, ‛алим), выступая в роли учителя, рассказывает и ... Читать дальше »

Просмотров: 322 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

В начале XIX в. наблюдается обновление суфийского течения в Дагестане, что связано с распространением халидийской ветви Накшбандийа. О существовании накшбандийского ордена в Дагестане впервые упоминается в XVII в. Здесь следует отметить, что согласно трудам дагестанских суфийских шейхов обязательным условием правомочности того или иного накшбандийского шейха является силсила — цепь духовной преемственности шейхов, которая восходит к основателю ордена, а через него — к Пророку Мухаммаду.

Одна из ветвей (ордена) Накшбандийа, которая имеет своих последователей в Дагестане в настоящее время, проникла в первой четверти ХIХ в. Первым шейхом накшбандийского тариката на Кавказе был Исмаил Кюрдамири, через которого в Дагестане распространились основные ветви этого ордена — собственно Накшбандийа-Халидийа и Накшбандийа-Махмудийа.

Сам Исмаил Кюрдамири был преемником известно ... Читать дальше »

Просмотров: 668 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Наиболее крупным движением против советской власти в период коллективизации было восстание под руководством шейха Штульского, охватившее Курахский, Касумкентский и Табасаранский районы Южного Дагестана.

Руководство республики, проанализировав события, связанные с восстанием весной 1930 г. в этих районах, выяснило, что уполномоченные органы власти приступили здесь к насаждению колхозов путем административного нажима, и к концу февраля 1930 г. в районе было создано 44 колхозов с вовлечением в них 2168 хозяйств. Одновременно местные властные структуры без соответствующей агитационно-пропагандистской работы, без учета мнения сельских жителей вели работу по насильственному изъятию вакуфного имущества мечетей, закрыли 48 мечетей, при этом арестовали всех протестующих против такой акции властей.

К другим мотивам восстания относились случаи насильственного изымания всего хле ... Читать дальше »

Просмотров: 339 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Гонения на представителей духовенства, осуществляемые в Дагестане, являлись составной частью политики советского правительства. 15 мая 1932 г. комиссией Политбюро ЦК ВКП (б) был принят план - «безбожная пятилетка».

Предполагалось к 1 мая 1937 г. ликвидировать в стране все культовые сооружения, вытравить из сознания людей религиозные убеждения. Дагестанские органы государственной власти старались не подвести центральное правительство и внести свой вклад в искоренение мусульманской религии в республике. Большинство репрессированных, навсегда расстались с Дагестаном. Переписка с родственниками на родине находилась под строгой цензурой. В лучшем случае от властных структур приходили в Дагестан уведомления о смерти того, или иного ссыльного.

В докладе Дагестанского отдела ОГПУ за 1933г. приводились данные о сокращении числа мулл и ... Читать дальше »

Просмотров: 270 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

В одном ряду с выступлением шейха Штульского стоит так называемое Хновское восстание. В нем участвовали не только жители Хнова, но и жители нескольких соседних сел Рутульского и Ахтынского районов. Причиной того, что именно Хнов стал центром восстания, было географическое и административное расположение села: на границе двух республик - Дагестана и Азербайджана и на стыке двух районов - Ахтынского и Рутульского. Древнее село с богатой историей закономерно оказалось во главе движения против насильственной смены вековых устоев, ликвидации частной собственности и притеснения религии.

Нужно отметить, что оба эти восстания, как и выступления в Закатальском и Нухинском округах Азербаджана (населенных выходцами из Дагестана), происходили в одно и то же время - весной 1930 года, когда активно насаждался колхозный строй. Причин быть недовольными как у борчинцев, так и у хновцев было достаточно. Это - меры против религии, насиль ... Читать дальше »

Просмотров: 298 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Ислам в Южном регионе РД имеет более 1350-летнюю историю. Религиозная обстановка в Южном Дагестане (Агульский, Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Рутульский, С-Стальский, Табасаранский, Хивский районы, гг. Дербент и ДагОгни) по мнению зам. мин.нац. политики, доцента К.Ханбабаева в целом характеризуется , как стабильная.

Религиозность населения в Южном Дагестане по сравнению с регионами Западного и Северного Дагестана, проявляется в слабой форме: здесь функционирует значительно меньше мечетей – 339 (суннитских: 254 джума-мечетей, квартальных мечетей – 46, молитвенных домов – 13 и 16 шиитских мечетей);мусульманских учебных заведений – 29 (1 исламский вуз ИУ им. шейха Абдуллы Курихского в г. Дербенте – в республике 19 исламских вузов); 9 медресе (всего в республике 97 медресе); 22 мактаба – начальных школ (в республике – 278 мактабов);

... Читать дальше »

Просмотров: 387 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Другим действенным инструментом по изживанию религиозности населения, были так называемые «Союзы воинствующих безбожников»

«Союзы воинствующих безбожников» (СВБ) и прочие антирелигиозные движения и мероприятия, были призваны «зачистить» духовное пространство. Лозунгом СВБ стал призыв: «Борьба с религией - есть борьба за социализм».

В первых числах мая 1929 г. состоялся первый Вседагестанский съезд безбожников с повесткой дня: «Социальные корни и классовая сущность ислама». Решением I Вседагестанского съезда Воинствующих безбожников была поставлена задача: довести организацию безбожников республики до 25000 человек и активно вовлекать в борьбу с пережитками прошлого - женщин-горянок. Таким образом, с этого времени между органами государственной власти и духовенством началась «борьба за влияние на женщин».

При поддержке местных ... Читать дальше »

Просмотров: 307 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Суфизм как религиозно-мистическое течение, оказал значительное влияние на становление и развитие ислама в Дагестане

По мнению ряда исследователей, широкое распространение мусульманской идеологии шло именно в форме суфизма. Исламизацию дагестанского общества историки разделяют условно на несколько этапов, которые отличались друг от друга не только темпами распространения новой религии и социальными условиями, но и носителями и проповедниками религиозных идей. Первый период можно назвать «арабским периодом» проникновения ислама в Дагестан, так во времена раннего средневековья основными распространителями идей ислама были арабы. Утвердившись в Дербенте, они использовали этот город опорной базой для дальнейшего распространения мусульманской религии. Так, укрепив Дербент в 733 г., Абу Муслим (Маслама) совершил поход оттуда в Кумух, Кайтак, Табасаран, которые он обложил налогами и заселил переселенцами.

... Читать дальше »
Просмотров: 346 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Крупнейший идеолог накшбандийского тариката, верховный мюршид Мухаммад-Эфенди Ярагский

В 1822 году Мухаммад Ярагский через своего ученика Хас-Магомед Ширванского, обучавшегося у него в течение семи лет, получает приглашение от мюршида Гаджи-Исмаила посетить его в Кюрдамире. Будучи наслышан о кюрдамирском проповеднике, Мухаммад Ярагский с радостью откликнулся на приглашение. Как пишет М. Махмудбеков, они «рассуждали об истинном смысле мно­гих мест Корана, об упадке их религии, о средствах ее восстановления и о последней и главной цели - поднятия оружия против неверных».

Мухаммад-Эфенди родился в 1870 году в селении Вини-Яраг Кюринского округа (ныне Магарамкентский район РД) в бедной семье местного муллы Исмаила-Эфенди. Дагестанские историки Х.Х. и А.Х. Рамазановы совершенно необоснованно пишут, что «Мухаммад Ярагский – агулец по происхождению, лезгин по ... Читать дальше »

Просмотров: 382 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Как не покажется на сегодняшний день странным, но тогда Советское правительство во главе с революционерами-безбожниками, с первых дней своего прихода к власти, делало ставку на ислам, как на будущего своего союзника.

Располагающего огромными народными массами, якобы готовыми немедленно присоединиться к коммунизму и поддержать большевиков в их усилиях взорвать на всем Востоке установленный веками феодальный порядок, побеждающий его буржуазный капиталистический строй, а прежде всего колониальную и полуколониальную системы, угнетающие и эксплуатирующие мусульманские народы.

Делалось все для того, чтобы убедить горские народы встать на сторону новой власти. Основным козырем большевиков, конечно же, было предоставление им широкой автономии и возвращение горцам отнятых царской властью земель. Ленин и Троцкий крепко верили в то, что большевизму удастся в ближайшие же годы ... Читать дальше »

Просмотров: 282 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Убийство шейха Сиражутдина Хурикского наверняка вызовет в дагестанском обществе больший резонанс, чем другие недавние громкие убийства. Независимо от намерений неустановленного заказчика, данное преступление напомнило о слишком многих линиях разделения, имеющихся в сегодняшнем Дагестане.

Сиражутдин публично оппонировал религиозным радикалам (привычно называемым "ваххабитами") в южном Дагестане, где они заметно активизируются в последние годы. Однако это - далеко не единственный сюжет, с которым убитый ассоциировался в дагестанском общественном сознании. Будучи видным представителем "традиционного" для сегодняшнего Дагестана ислама, то есть суфизма, Сиражутдин, однако, был в не самых простых отношениях и с Духовным управлением мусульман Дагестана, не менее суфийским и "антиваххабитским". Сложности здесь могли возникать по разным причинам - например, из-за конкуренции духовных лидеро ... Читать дальше »

Просмотров: 231 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Убийство шейха Сиражудина Исрафилова (Хурикского) продолжило череду покушений на религиозных деятелей, происходящих в последние годы. Как рассказал корреспонденту "Росбалта" эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев, подобные убийства происходят в Дагестане в течение последнего десятилетия.

"Все происходит по отработанному сценарию. Заходят несколько человек в масках, камуфляже, расстреливают религиозного деятеля и уходят. Приезжают и уезжают они чаще всего на автомашинах белого цвета без номеров, которые в транспортном потоке быстро теряются. И, конечно, как у нас всегда бывает, потом обязательно свалят покушение на "лесных братьев" или другие воинствующие салафитские группы. Кстати, итогов официального ... Читать дальше »

Просмотров: 257 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Современный Северный Кавказ – предельно мифологизированное пространство. В обыденном восприятии этого региона не принимается в расчет пережитый вместе со страной имперский, советский и постперестроечный опыт. Реальность заменяется набором методично сконструированных мифов о Кавказе как неком уникальном, почти что заповедном пространстве, где достойная репутация якобы составляет конкуренцию материальной состоятельности, ритуал способен преодолеть хаос и сохранить стабильный миропорядок, седовласые старцы вершат судьбы общин и джамаатов, а мужское и женское сосуществуют не в борьбе, но в единстве противоположностей.

Высшее проявление подобной подмены понятий – представление о неких незыблемых религиозных авторитетах, власть которых, влияя на логику индивидуального и общественного поведения, выполняет на Кавказе функции идеологических скреп.

< ... Читать дальше »
Просмотров: 374 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Настоящее имя Баха ад-дин Мухаммад аль-Бухари, известен также как Шахи Накшбанд и Ходжаи Бузург (1318—1389) — видный представитель суфизма, основатель самого значительного суфийского ордена «Накшбандийа».

Бахауддин родился в 1318 году в деревне Касри-Хиндуван в 10 минутах от Бухары (ныне переименованной в его честь - «Каср-и 'арифан», что означает «замок, познавших божественную истину»). Родом он из семьи ремесленника-чеканщика, отчего и получил прозвище «Накшбанд» (чеканщик). По другой версии, как отмечает аль-Курди в своей книге «Тазхиб аль-Мавахибу Сармадия», название этого суфийского братства произошло от слова накшбанд - то есть «узор на сердце».

Биография Накшбанда практически не известна. Он запрещал ученикам ее записывать и краткие сведения о жизни Накшбанда стали появляться только после его смерти. Основные сведения мо ... Читать дальше »

Просмотров: 467 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Большинство исследователей делят советскую антирелигиозную политику на шесть периодов:

1) время прямого террора против представителей церкви, главным образом православной;

2) время попытки взрыва церкви изнутри и пропагандою (примерно, совпадающее с периодом нэпа, т. е. 1922–1928);

3) первое сталинское гонение, охватывающее годы 1929–1933 и характерное массовыми ссылками священнослужителей, разрушением церквей, мечетей, синагог, закрытием религиозных кладбищ и т. д.;

4) кратковременная «передышка», когда были допускаемы даже весьма единичные, разумеется, возвращения сосланных священнослужителей, и борьба с религией носила более «мирный» характер;

5) второе сталинское гонение – ежовщина, которую, кстати, совершенно неверно изо ... Читать дальше »

Просмотров: 321 | Добавил: Администратор | Дата: 02.11.2011 | Комментарии (0)

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017