Четверг, 25.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Октябрь » 12 » Пантюркизм на службе мировой реакции. Интересы Турции и российская граница (9 часть)
09:24
Пантюркизм на службе мировой реакции. Интересы Турции и российская граница (9 часть)

Превращение России и Азербайджана в независимые государства превратили существующую между ними административную границу в государственную, тем самым изменив геополитическую обстановку на южной границе Российской Федерации в пределах Республики Дагестан. Данное историческое потрясение произошло на исконных территориях расселения автохтонных народов, прежде всего лезгинского, оказавшихся разделенными между двумя государствами (Россией и Азербайджаном).

Кризис усиливается и тем, что он происходит в условиях углубляющегося социально-экономического отставания этой зоны от остальной части, как в пределах Азербайджана, так и России, с одной стороны, сложной политической обстановкой на Северном Кавказе и Закавказье - с другой. Распад СССР, получение бывшими союзными республиками, в том числе и мусульманскими, статуса независимых государств, вновь возбудили аппетиты Турции.(16)

Страны треугольника - Россия - Турция - Иран в своем отношении к Кавказу по-существу вернулись в исходное, в досоветское и досоциалистическое состояние. История может повториться, как бы игнорируя 70 с лишним лет реальной истории, когда Кавказ был органической частью СССР. На политическом ринге наших дней Турция выглядит более инициативным и энергичным соперником, чем Россия. Опираясь на военно-стратегическую мощь НАТО и США (в т. ч. на 60 военных объектов, а также на собственные вооруженные силы), пользуясь материальной и финансовой поддержкой наиболее развитых стран, входящих в систему НАТО, организовав вместе с Пакистаном региональное пространство экономического сотрудничества и являясь членом Организации Исламской конференции (ОИК), Турция активно стремится вовлечь в сферу своих интересов "мусульманские" республики и народы Кавказа.

Вместе с тем, позиция и политика Ирана в регионе, во многом схожа с позицией России, не так давно иранские информационные агентства открыто обвинили режим Ильхама Алиева в том, что он дискриминирует этнические меньшинства из-за политики пантюркизма, ставшей центральной во время правления действующего президента.

Где национальные меньшинства Азербайджана – талыши, лезгины, аварцы, таты и другие – ограничены в своих правах, несмотря на то, что Баку подписал конвенцию о защите нацменьшинств: вследствие официальной политики паназеризма уничтожаются их культура и язык.

Азербайджан считается многонациональным государством, здесь живут пятая часть миллиона талышей, 750 тысяч лезгин, более 200 тысяч аварцев и десятки тысяч представителей других наций. Из-за пантюркистской политики режима Ильхама Алиева права указанных наций игнорируются. Поводом для критики послужил прошедший 5 июля III съезд азербайджанцев мира, на котором Ильхам Алиев очертил основные проблемы, стоящие перед азербайджанцами в XXI веке. (17)

Увлеченная "перестройкой", "радикальной экономической реформой", вхождением в "общеевропейский дом", расширением полномочий Президента, Парламента, референдумом, Россия на указанном политическом ринге в паре с Турцией выглядит как боксер, ожидающий, что его секунданты выкинут на ринг полотенце.

"Танцующие в церквях большевики", придя к власти в России 17-ом году, не имея опыта руководства страной, не принятые мировым сообществом, хватаются за соломинку - устанавливают союзнические отношения с Турцией, помогают последней в материальном и в военном отношении против Запада. До 30-х годов XX в. Турция активно работает в Восточном Кавказе. Турки и пантюркисты проводят огромную работу по распространению тюркского языка как языка межнационального общения.

Содружество тюркских государств

Турция инициировала проведение в июне 1991 года в Стамбуле конференции стран черноморской зоны. Совершив визит в Москву, председатель Великого национального собрания Турции Джиндорук тогда фактически добился признания Стамбула столицей черноморской зоны.

В азиатском регионе Турция также достигла заметных успехов в вовлечении бывших советских республик в сферу своих интересов. В Анкарской декларации, принятой при участии президентов Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркмениста, Узбекистана и Турции подчеркнута необходимость организации тесного политического и экономического сотрудничества тюркоязычных стран своего рода "тюркский общий рынок". Это предполагает снятие между тюркоязычными странами экономических барьеров, упрощение таможенного режима, безвизовое перемещение граждан, создание регионального банка реконструкции и развития, создание единого языка письменности и общения.

Успешным считается прошедший в Анталье 2006 году, уже 10-й по счету Международный тюркский курултай, в работе которого приняли участие около 600 делегатов – общественных и государственных деятелей из различных стран, и 8-й саммит тюркоязычных государств.

Саммит состоялся после перерыва в пять лет и оказался не столь представительным, как предыдущие. Самым серьезным ударом по его авторитету стало отсутствие на нем президента Узбекистана, до сих пор бывшего частым гостем на подобных мероприятиях. По мнению экспертов, Турция «подставилась» под рикошет собственного удара, который она нанесла, поддержав в комиссии ООН предложение Евросоюза, вынести на Генеральную Ассамблею ООН резолюцию, осуждающую нарушение прав человека в Узбекистане.

Самый же главный результат саммита в Анталье – то, что, по-видимому, дело создания Тюркского содружества государств, к которому Турция прилагает усилия уже много лет, начинает сдвигаться с мертвой точки. Во всяком случае, заявлено о создании одного органа Содружества – Совета старейшин. Это была инициатива Нурсултана Назарбаева, который, наверное, превзошел всех действующих политиков мира по числу самых разнообразных интеграционных инициатив. Президент Казахстана предложил и кандидатуру председателя Совета старейшин – экс-президента Турции Сулеймана Демиреля. Однако в каком виде будет существовать Тюркское содружество, какие у него будут функции и даже каким будет его состав – пока совершенно не ясно.

Одним из направлений работы антальского саммита стала выработка общей позиции тюркских государств по ряду внешнеполитических вопросов, необходимость, которой столь торжественно была продекларирована. Не опасаясь обвинений в использовании «двойных стандартов», участники встречи решили, что карабахская проблема должна быть решена на основе восстановления территориальной целостности Азербайджана, а другая сходная проблема, Северного Кипра, наоборот, путем закрепления раздела государства и признания незаконного сепаратистского образования.

Предоставляя тюркоязычным государствам бывшего СССР свои возможности в качестве транзитной страны для дополнительных выходов на мировые рынки энергоресурсов, Турция использует новые транспортные коридоры для интенсификации своего экономического и политического проникновения в регионы Южного Кавказа и Средней Азии. Премьер-министр Турции Реджеп Таип Эрдоган, выступая в Анталье, сказал, что создаваемое Содружество тюркоязычных государств «подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единой позиции. История предоставляет нам уникальный шанс для объединения усилий наших стран, имеющих общие культуры и исторические корни… Либо мы станем субъектом мировой политики, либо ее объектом».

Кроме того, страны – участники саммита обязались взаимно поддерживать друг друга в достижении ими таких внешнеполитических целей, как председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году, вступление Турции в ЕС, избрание Турции, Казахстана и Киргизии в непостоянные члены Совета Безопасности ООН». В ходе саммита президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил «проблема одного тюркского государства должна быть проблемой и для другого тюркского государства».

Итак, Турция не оставляет стремлений к имперскому реваншу, используя для этого идеи пантюркистского единства и пытаясь воплотить их в межгосударственных интеграционных проектах. Нам важно знать, в какой степени реализация идей пантюркизма может угрожать целостности и интересам России? Для этого нам необходимо совершить небольшой экскурс в историю пантюркизма.

Латинская графика в идеях пантюркизма

Работой по расширению объемов культурного сотрудничества Турции с тюркоязычными государствами СНГ и регионами РФ занимается ряд турецких организаций – как государственных, так и неправительственных. Среди государственных наибольшее значение имеет Агентство тюркского сотрудничества и развития (TIKA) при турецком МИДе и Турецкий директорат по религиозным вопросам (TDRA).

Существует также специальное министерство по связям с тюркоязычными республиками, куда относятся как независимые страны СНГ, так и российские регионы. Из неправительственных – Турецкий международный исследовательский центр Турана Язгана, Образовательный центр религиозной общины Фетхуллаха Гюлена и ряд других. Центр Гюлена действовал в 90-е годы с наибольшим размахом, однако вскоре против его руководителя было возбуждено в Турции уголовное преследование за пропаганду религиозного экстремизма. Это сказалось и на деятельности его организации, обладавшей огромными финансовыми средствами, в государствах постсоветского пространства. Тем не менее, выпускники учебных заведений Центра успели занять видные места в элитах постсоветских государств.

Но вообще, конец 1990-х годов стал временем глубокого кризиса практического пантюркизма. Руководство новых независимых государств с болезненной настороженностью отнеслось к настойчиво проявлявшейся в политике Анкары линии на замещение места ушедшего «старшего брата» – СССР. Отсюда – вынужденный 5-летний перерыв в работе тюркских саммитов, частое подчеркивание стремления Турции строить отношения на основе равноправного партнерства. Политическая модель Турции не обладала привлекательностью в глазах элит бывших советских республик, значительно дальше ушедших по пути создания светского государства. Вступление же Турции в Евросоюз, которое также могло бы стать для государств, преимущественно сотрудничающих с Турцией, дополнительным источником преференций, пока, как построение коммунизма, неизменно отодвигается за линию политического горизонта.

Место пантюркизма в современном идейно-политическом арсенале политического класса Турции можно обозначить так: заметное, но далеко не самое главное. Это даже не идеология, конкурирующая с другими, а один из элементов утверждения внешнеполитической линии и влияния Анкары. Он используется функционально, в зависимости от того, какие цели преследуются в тот или иной период времени, на том или ином направлении. В этом отношении пантюркизм, по его роли во внешней политике Турции, вполне может быть уподоблен другим известным нам по истории сверхнациональным идеологиям с приставкой «пан-» – один из инструментов утверждения авторитета на мировой арене, но не цель, сродни панславизму во внешней политике России конца XIX – начала ХХ вв. или СССР периода 1941–1949 гг.

«Содружество тюркских государств» является важной, но не единственной и не необходимой целью турецкой внешней политики. Тем более что создание такого Содружества сталкивается с существенными трудностями. Однако нет сомнения, что Турция будет неизменно добиваться расширения своего влияния в доступных регионах, используя для этого различные инструменты, среди которых пантюркизм – далеко не последний.

Одним из направлений усиления культурного влияния Турции на тюркоязычные страны служит латинизация алфавитов. Напомним, что в 1926 году руководство СССР провело реформу письменности тюркских народов страны, внедрив для них, вместо письменности на основе арабской графики, адаптированную латиницу. В 1940 году, однако, эта латинизированная письменность была заменена на кириллическую. Новая реформа сопровождалась репрессиями против отдельных партийных руководителей и деятелей культуры тюркоязычных республик.

После обретения независимости бывшими союзными республиками там начался обратный процесс. Азербайджан, Туркмения, Узбекистан восстановили латинскую графику. А осенью этого года, выступая на очередной Ассамблее народов Казахстана, о принятом решении осуществить перевод казахского языка на латиницу объявил Нурсултан Назарбаев.

Аргументом в пользу латинской графики обычно служит желание интегрироваться в «мировое информационное пространство», в частности, облегчить внедрение Интернета на национальных языках. И ссылаются здесь как раз на пример турецкого языка. Фактически же это – одна из форм пантюркизма, только в виде культурной экспансии. В РФ попытка такого рода была предпринята в Татарстане, но Конституционный суд РФ блокировал ее.

Автор: АЛИ АЛБАНВИ, ФОНД «ЛЕЗГИНЫ»

http://lezghins.com/index.php?option=com_idoblog&task=viewpost&id=727&Itemid=0

Просмотров: 883 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024