Вторник, 23.05.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Октябрь » 2 » Обряд захоронения с «оболом Харона» на территории Азербайджана
12:51
Обряд захоронения с «оболом Харона» на территории Азербайджана

Среди многочисленных и разнообразных по типу захоронений могил античного периода,

исследованных в разное время на территории исторической Кавказской Албании, встречается и

могилы, где в рот или в руку покойнику была положена монета. Это – хорошо известный в лите-

ратуре, так называемый, греческий элемент погребального обряда, «обол Харона» получивший в

эллинистический период широкое распространение и на Востоке. Этот образ в IV-III вв. до н.э.

зафиксирован на Боспоре (1), в Парфии, в Бактрии и в Согде (2). Проблеме возникновения этого

элемента погребального обряда в Иране и в Центральной Азии посвящена достаточно обширная

научная литература (3).

В Азербайджане впервые обряд с «оболом Харона» зафиксирован при исследовании некро-

поля с погребениями в сырцовых гробницах. Впервые гробницы из сырцовых кирпичей были вы-

явлены и исследованы в 1903 г. Г.О.Розендорфом недалеко от Гянджи. В 1905 г. В.А.Скиндер на

этом же некрополе исследовал еще несколько могил (5).

В 1937-1938 гг. Я.И.Гуммель исследовал на этом некрополе еще 19 сырцовых гробниц (6).

Таким образом, в целом на данном некрополе было раскопано 41 погребение в сырцовых

гробницах.

Основным положением костяка в сырцовых погребениях является вытянутое, на спине, со

скрещенными на животе руками (7), но встречаются и могилы, в которых костяк находился в силь-

но скорченном положение на левом или на правом боку (8); зафиксированы также погребения

с сидячим костяком (9), а также парные захоронения (10). Таким образом, в вопросе положения

костяка в сырцовых погребениях мы сталкиваемся с различными вариантами, что свидетельствует

об отсутствии единой, канонизированной позы трупоположения.

Могильный инвентарь в сырцовых погребениях небогатый. Это – один-два керамических

сосуда, но, несмотря на их немногочисленность, они представлены многообразием типов сосу-

дов. В целом, керамика повторяет образцы из погребений других типов (грунтовые, кувшинные,

срубные, катакомбные, каменные ящики) на территории Азербайджана. Важнейшими находками

в сырцовых могилах, позволившими точно датировать эти погребения и выдвинуть ряд предпо-

ложений, являются монеты. Все три были извлечены из могил с вытянутым костяком и находи-

лись под нижней челюстью костяка. Одна монета из раскопок Г.О.Розендорфа не попала в руки

специалистов, не была идентифицирована, и точных сведений о ней нет. Сохранился только сам

факт ее находки в отчете Г.О.Розендорфа. Но две другие монеты из раскопок Я.И.Гумменя были

определены Е.А.Пахомовым. Это монеты парфянских правителей Фраата III (70-57 гг. до н.э.) и

Орода (57-38 гг. до н.э.), что сразу позволило датировать сырцовые гробницы рубежом двух эр

(11). Хотя в последующие годы в различных некрополях на территории Азербайджана в моги-

лах античного периода и находили монеты, которые иногда находились в руке погребенного (12),

обряд вложения монеты в рот погребенного долгое время был зафиксирован только в сырцовых

гробницах. В 2006 г. в Джалилабадском районе в предгорьях Талыша при исследовании античного

некрополя с грунтовыми погребениями у села Джафарханлы было вскрыто погребение где под

челюстью погребенного была выявлена серебряная монета парфянского правителя Митридата II

(123-188 гг. до н.э.) (13).

Рассматривая факт обряда захоронения с «оболом Харона», исследователи неоднократ-

но указывали на этот факт, как на свидетельство распространения элементов эллинистической

культуры в албанской среде, забывая, что это не элементы материальной культуры, которые дей-

ствительно легко приживаются в быту под влиянием политических, экономических и культурных

связей. Это наблюдается в керамике, в драгоценной утвари, в одежде, в украшениях и т.д. Но в

области духовной культуры, и в частности религиозной идеологии, отражением которой являются

погребальные памятники, дело обстоит намного сложнее. Чтобы какая-то часть автохтонного на-

селения Кавказской Албании ввела в систему своих религиозных представлений чисто греческий

128

обычай, с так называемым, «оболом Харона», нужны были серьезные изменения во всей системе

религиозных представлений. Скорее всего, фиксация этого обряда в Кавказской Албании на рубе-

же двух эр связана с появлением здесь мигрантов – носителей этого обряда. Общеизвестно, что на

рубеже двух эр Рим и Парфия вели борьбу за гегемонию в Передней Азии и на Южном Кавказе. В

I в. н.э. Парфии удалось утвердить на троне Атропатены, а затем – Албании и Армении представи-

телей своей династии Аршакидов.

Не приходится сомневаться, что в целях усиления своих позиций Парфия переселила в пре-

делы Южного Кавказа, в том числе и в Албанию, племена из различных областей своего государ-

ства. Это – практически общепринятая практика всех завоевателей. С этим, несомненно, связано

появление на территории Кавказской Албанией новых, до этого не известных типов погребений

в сырцовых гробницах и керамических ваннах, имеющих на территории Парфии многовековые

традиции. Вместе с мигрантами в Кавказскую Албанию проник и обряд захоронения с «оболом

Харона».

Литература:

Шелов Д.Б. Монетное 1. дело Боспора в VI-II вв до н.э. м., 1956, с.130

2. Литвинский Б.А. Погребальные сооружения и погребальная практика в Парфии. Сб. Сред-

няя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности, с.119-120

3. Литвинский Б.А. Курганы и курумы Западной Ферганы. М.1972, с.113-119; Ставиский Б.Я.

Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М.1977, с.160-165; Пугаченкова Г.А.

О культурах Бактрии в свете археологии. ВДИ, 1974, №3 с.133

4. Розендорф Г.О. Раскопки Г.О.Розендорфа. ОАК за 1903 г. СПБ., 1906, с.86-108

5. Скиндер В.А. Опыт археологической разведки, Пятигорск, 1906 г. с. 5-32

6. Гуммель Я.И. Археологические очерки, Баку, 1940. с.145-160

7. Гуммель Я.И. Сырцовые гробницы Азербайджана и их датировка. СА. 1940, №6, с.294-

295

8. Гуммель Я.И. Сырцовые гробницы Азербайджана и их датировка. СА. 1940, №6, с.295

9. Алиев К. О неопубликованных сырцовых гробницах, раскопанных Я.И.Гуммелем в 1938 г.

Материальная культура Азербайджана, 1973, т.VIII, С.242

10. Гуммель Я.И. Археологические очерки, Баку, 1940. с.156-157

11. Гуммель Я.И. Сырцовые гробницы Азербайджана и их датировка. СА. 1940, №6, с.296

12. Расулова М.М. Торгово-экономические и культурные связи Кавказской Албании с антич-

ным и эллинистическим миром IV в до н.э. – III в н.э., Баку, 2008, с.98-99

13. Алекперов А.И. Античный некрополь Гылыджалы у села Джафарханлы Джалилабадского

района. Сб. Археология, Этнография и Фольклористика Кавказа, Махачкала, 2007, с.118-

119__

Гошгарлы Г. Азербайджан

Международная научная конференция

«АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОЛОГИЯ, ФОЛЬКЛОРИСТИКА КАВКАЗА»

Сборник кратких содержаний докладов

Тбилиси, 25-27 июня 2009 года

gamomcemloba `meridiani~

Издательство «Меридиани»

Tbilisi 2010 Тбилиси

Просмотров: 465 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017