Пятница, 19.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Июль » 18 » Современные проблемы Лезгинского народа и пути их решения
10:21
Современные проблемы Лезгинского народа и пути их решения

До прихода русских на Кавказ лезгины доминировали на всем Восточном Кавказе, активно боролись против татаро-монгол, тюрков, персов. Вот как описывает борьбу лезгин против персов в начале XVIII историк Есаи: "После взятия города Шемахи иранские правители Гянже и Еревана известили об этом персидского шаха, заявив протест, а сами выступили со всем войском и пришли в албанский город Партов на берегу реки Куры. Там собрались ереванский хан со всеми правителями районов, хан гянджинский со всей знатью и остальные с множеством войск до 30.000 чел...

Искусные же лезгины, от одного имени и голоса которых приходили в трепет все, кто находился поблизости, в это время, подобно опытным охотникам, пришли тихо и бесшумно, собрались на другом берегу великой реки Куры и в одну ночь так же бесшумно переправились на другой берег. А народ персидский, по своему обыкновению всю ночь до утра пьянствовал, пировал, к утру же впал в глубокий сон и только по восходу солнца поднялся и стал готовится к битве.

Пока персы медленно готовились, лезгины, ударив на них, разбили их, бросились за ними, погнали их до подножья Арцахских гор к реке Трду (ныне Тертер-чай) и к долине реки Хачен.

Таким образом, персы были посрамлены и обманулись в своих ожиданиях, а лезгины, забрав добычу, радостные возвратились к себе. Это случилось осенью 1721 г."

В этом же году было восстановлено лезгинское государства под руководством полководца лезгин Хаджи Давуда.

Как боролись лезгиноязычные народы против Надир-Шаха, "грозы вселенной", пишет русский консул в Иране С.Арапов: "Горские лезгины, называемые чарские, шахова Надир-шаха брата Ибрагим-хана убили, с ним войско было близ сорока тысяч, а ни двух тысяч от того войска в собрании ушедших нет, больше тридцати тысяч персидского вой ска пропало".

С покорением Кавказа Россией все лезгинские ханства входят в состав России на договорных началах, где Россия обещает охрану лезгинских земель от внешних агрессий. В частности, в 5-й статье договора говорится: "...Для охранения особы его высокостепенства, его дома, так же как и всех его владений, поставить в Шушинскую крепость Всероссийского войска с пушками 500 человек с их штабом и оберофицерами, а на случай большой обороны главноуправляющий Грузией обязан будет, смотря по обстоятельствам и по нужде, усиливать отряд тот и военною рукою оборонять владения его высокостепенства, яко Всероссийской Империи при надлежащие".

С середины тридцатых годов советского периода под прикрытием лозунгов "расцвета и слияния наций", пролетарского интернационализма" и т.д. развернулся широкомасштабный процесс "унификации" национального состава СССР", создания советских народов. В Азербайджане этот процесс вылился в тюркизацию не тюркских народов и создания на их основе "азербайджанского народа". Именно с 1936 года отменено обучение детей на родных языках коренных народов в Азербайджане, закрыты национальные театры, книгоиздательство, преподавание род ных языков и т.д.

ПАНТЮРКИЗМ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ

СИТУАЦИЯ НА КАВКАЗЕ

Распад СССР и превращение России и Азербайджана в независимые государства превратили существующую между ними административную границу в государственную, тем самым изменив геополитическую обстановку на южной границе Российской Федерации в пределах Республики Дагестан.

Данное историческое потрясение произошло на исконных территориях расселения народов лезгинской языковой группы и прежде всего лезгинского, оказавшихся разделенными между двумя государствами (Россией и Азербайджаном).

Вместо прежнего целостного национального развития лезгинский народ оказался под угрозой раздельного существования.

Кризис усиливается и тем, что он происходит в условиях углубляющегося социально-экономического отставания этой зоны от остальной части, как в пределах Азербайджана, так и России, с одной стороны, сложной политической обстановкой на Северном Кавказе и Закавказье - с другой.

Распад СССР, получение бывшими союзными республиками, в том числе и мусульманскими, статуса независимых государств, вновь возбудили аппетиты Турции. В мусульманском мире вновь запахло пантуркизмом.

Подтверждений этому предостаточно это раздел Кипра, открытая агрессия Турции на Север Ирака с целью уничтожения курдов, претендующих на свою автономию, нашествие турок с активным проникновением капитала практически во все бывшие национальные республики Союза и др.

Наипервейшей задачей пантюркизм считает утверждение на Восточном Кавказе ваххабизма. Осуществляется это через Азербайджан, который пригрел у себя изгнанное из Москвы ваххабистское правительство.

Без сомнения, особое место в державных планах Турции отводится соседнему азербайджанскому государству, значительная часть населения которого - потомки турецких пришельцев. Уже сегодня Азербайджан широко распахнул двери Турции, твердо держа протурецкую ориентацию.

Этим объясняется и отказ нынешнего руководства Азербайджанской республики от предложенного Президентом России варианта совместной охраны внешних границ государств СНГ пограничными войсками Российской Федерации и других стран содружества.

Страны треугольника - Россия - Турция - Иран в своем отношении к Кавказу по-существу вернулись в исходное, в досоветское и досоциалистическое состояние. История может повториться, как бы игнорируя 70 с лишним лет реальной истории, когда Кавказ был органической частью СССР.

На политическом ринге наших дней Турция выглядит более инициативным и энергичным соперником, чем Россия.

Опираясь на военно-стратегическую мощь НАТО и США (в т. ч. на 60 военных объектов, а также на собственные вооруженные силы), пользуясь материальной и финансовой поддержкой наиболее развитых стран, входящих в систему НАТО, организовав вместе с Пакистаном региональное пространство экономического сотрудничества и являясь членом Организации Исламской конференции (ОИК), Турция активно стремится вовлечь в сферу своих интересов "мусульманские" республики и народы Кавказа.

Турция инициировала проведение в июне 1991 года в Стамбуле конференции стран черноморской зоны. Совершив визит в Москву, председатель Великого национального собрания Турции Джиндорук фактически добился признания Стамбула столицей черноморской зоны.

В азиатском регионе Турция также достигла заметных успехов в вовлечении бывших советских республик в сферу своих интересов. В Анкарской декларации, принятой при участии президентов Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркмениста, Узбекистана и Турции подчеркнута необходимость организации тесного политического и экономического сотрудничества тюркоязычных стран своего рода "тюркский общий рынок". Это предполагает снятие между тюркоязычными странами экономических барьеров, упрощение таможенного режима, безвизовое перемещение граждан, создание регионального банка реконструкции и развития, создание единого языка письменности и общения.

Планы Турции вполне осуществятся, поскольку США проявляют большой интерес к Кавказу и Средней Азии из-за больших запасов нефти и газа. Предполагается, что запасы нефти и газа превосходят ресурсы Ирана и Ирака (или США и Мексики), равны Кувейтским и составляют 2/3 запасов Саудовской Аравии. В связи с этим у США появились большие экономические и стратегические интересы. Прежде всего, США желают получить доступ к нефтяным запасам Каспийского моря и их безопасную транспортировку на западные рынки. США и Запад уже приступили к реализацию своих планов. Такие западные компании как АМОСО и ВRIТISН РЕТRОLЕUМ, лидируют в консорциуме АIOС, главном подрядчике по морским месторождениям Каспия; Шеврон разрабатывает гигантское месторождение Тенгиз в Западном Казахстане и компания Атлантик Ричфилд является держателем акций российского нефтяного гиганта Лукойл, еще одной заинтересованной стороне в этом регионе.

Исторически Россия и Иран доминировали в регионе Каспийского моря. Теперь на первое место выходит Турция и Азербайджан, которых активно поддерживают США.

И что же Россия?

Увлеченная "перестройкой", "радикальной экономической реформой", вхождением в "общеевропейский дом", расширением полномочий Президента, Парламента, референдумом, Россия на указанном политическом ринге в паре с Турцией выглядит как боксер, ожидающий, что его секунданты выкинут на ринг полотенце.

"Танцующие в церквях большевики", придя к власти в России 17-ом году, не имея опыта руководства страной, не принятые мировым сообществом, хватаются за соломинку - устанавливают союзнические отношения с Турцией, помогают последней в материальном и в военном отношении против Запада. До 30-х годов XX в. Турция активно работает в Восточном Кавказе. Турки и пантюркисты проводят огромную работу по распространению тюркского языка как языка межнационального общения.

В этот период многие топонимы (названия местностей), ойконимы (названия сел, местности, городов), гидронимы (названия рек, озер, морей), урбонимы (названия крепостей, улиц, площадей, базаров) Восточного Кавказа переименовываются на тюркский лад.

Этот процесс продолжается и сегодня. Население Лезгистана полностью охвачено телерадиопередачами из Баку на тюркском языке. В то же время население Ахтынского и Рутульского районов Южного Дагестана не могут смотреть даже телепередачи из Махачкалы, а население лезгинских районов Азербайджана вообще лишены телерадиопередач на лезгинском языке, как со стороны Баку, так и со стороны Махачкалы!

Удивительно, вот с 60-х годов патриоты лезгинского народа просят установить соответствующую аппаратуру и телевышки для телерадиопередачи на сторону Азербайджана для дагестанских народов, это не сделано до сих пор!

Во время первого разлома России в 1917 году турки захватили значительную часть Лезгистана и создали протурецкую республику Азербайджан... После разлома СССР в 1991 году турки пытаются доконать Лезгастан: лезгинские районы Азербайджана оккупированы войсками и осуществляется полный произвол, они заселяются тюрками, а со стороны Дагестана лезгинские земли также подспудно контролируются Азербайджаном, дагестанские азербайджанцы используется как пятая колона.

В Южном Дагестане турки и пантюркисты (азербайджанцы) получили "полную свободу рук" на основании договоров, заключенных между Россией и Азербайджаном, между Дагестаном и Азербайджаном и осуществляют (под прикрытием дагестанских националистов) полный произвол: создали свои отделения спецслужб, выявляют наиболее активных пророссийских граждан из местного населения и преследуют их, убивают неугодных им людей, всячески способствуют появлению внутри лезгинского народа побольше таможенных постов и пограничных режимов, чтобы окончательно доконать лезгинский народ.

Как и на заре Советской власти в Дагестане, теперь эйфория относительно Турции и турецкого языка: открыты и открываются университеты, колледжи, другие учебные заведения на турецком языке, созданы и создаются кружки и группы для изучения последнего...

С 30 июня 1997 г. в Дагестане гостит Сумгаитский Государственный музыкально-драматический театр им. Г. Араблинского. (Худ рук. и директор Агаларов Идрисоглы). Правительство республики Дагестан заставляет администраций южных районов Дагестана принять этот театр и платить за каждый выступление по 2 млн. рублей. Уже состоялись выступления в Дербентском и Табасаранском районах. Выступления ведутся на тюркском языке. Теперь предстоят их выступления в Магарамкентском и Сулейман-Стальком районах.

Зато лезгинскому театру путь в Азербайджан закрыт!

Южные районы Дагестана и Северные районы Азербайджана завалены наркотиками, имеет место даже насильственного введение подросткам и школьникам наркотических средств, с целью приучения их к наркотикам, чтобы увеличить число наркоманов. Все это осуществляется при попустительстве органов внутренних дел Азербайджана и Дагестана. К примеру, руководство МВД Дагестана выговаривают своих работников в Южном Дагестана, когда они в своих отчетах отмечают ужасающее положение с наркотиками в Южном Дагестане: "Моль, вы портите на шу статистику".

При такой взрывоопасной ситуации, созданном в Южном Дагестане спецслужбами Азербайджана, включая и некоторых проазербайджанских представителей спецслужб Дагестана, посылают в Москву справки о том, что положение в регионе стабильное. Более того, перепевая голосов спецслужб Азербайджана, представляют "Садвал" как экстремистскую организацию.

ГРАНИЦА МЕЖДУ РОССИЕЙ

И АЗЕРБАЙДЖАНОМ

Вопреки ранее принятым документам по урегулированию проблем разделенного лезгинского народа (протоколы совещаний у С.М. Шахрая и С. В. Степашина от 20 апреля 1993 года и 4 мая 1994 года соответственно, постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1993 года 681 (п.п.4 и 7) и Правительства Республики Дагестан от 21 мая 1993 года 104) Россией осуществляется обустройство государственной границы по реке Самур, не учитывая волеизлияния самого народа. Ускоренным темпом проводится делимитацию границы с Азербайджаном, причем отдавая самые лаковые куски лезгинских территорий Азербайджану с богатейшими природными богатствами, в том числе огромными запасами нефти. Как будто не было следующих постановлений:

1. Из постановления ВЦИК об образовании ДАССР от 20 января 1921 года: "Всероссийский Центральный исполнительный Комитет постановляет: 1. Образовать ДАССР как часть РСФСР, в состав коей включить территорию всей Дагестанской области в прежних ее административных границах, состоящую из округов: Аварского, Андийского, Гунибского, Даргинского, Кази-Кумухского, Кайтаго-Табасаранского, Кюринского, Самурского, Темир-Хан-Шуринского и Хасавюртовского.

Примечание 2. Точное разграничение ДАССР с независимой Аз.ССР, с Автономной Горской ССР и заинтересованными областями РСФСР в спорных территориях определяется специально назначенной Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета комиссией из представителей этих республик и областей РСФСР. Постановление подписано Председателем Президиума ВЦИК Калининым.

2. Из Конституции ДАССР, принятой на I Учредительном Съезде Советов Дагестана 5 декабря 1921 года: "Территория ДАССР объединяет бывшую Дагестанскую область и Хасавюртовский округ Терской области и состоит из округов: Аварского, Андийского, Буйнакского, Гунибского, Даргинского, Казикумухского, Кайтаго-Табасаранского, Кюринского, Самурского и Хасавюртовского и из Каспийского побережья Дагестана, с рыболовным его районом, с городами Махачкала и Дербент с их районами".

Примечание. "Точное разграничение автономной ДАССР с независимой Аз. ССР, с ССР Грузии, с автономной Горской ССР и заинтересованными областями РСФСР в спорных территориях определяется специально назначенной Президиумом ВЦИК комиссией из представителей этих республик и областей РСФСР".

3. Из Резолюции съезда о принятии конституции ДАССР от 5 декабря 1921 года: "Заслушав доклад председателя Дагестанского Ревкома т. Коркмасова о проекте Конституции ДАССР, Вседагестанский учредительный съезд Советов утверждает проект Конституции целиком без изменений. Вместе с тем Вседагестанский съезд предлагает будущему ЦИК ускорить разрешение вопроса о границах с Азербайджаном, Грузией, Горской республикой и пограничными областями РСФСР, дабы присоединить к ДАССР спорные территории, входившие до покорения Кавказа в состав Дагестана и тесно с ним связанные экономическими условиями, бытовыми, этнографическими и другими признаками, и тем облегчить испытываемые беднотой пограничных округов затруднения".

4. Постановление Верховного Совета Дагестана от 18 июля 1992 года, где сказано о нецелесообразности строительства государственной границы по реке Самур.

5. Постановление СНК СССР в 1938 г., где за хозяйствами Южного Дагестана в пределах Азербайджана было закреплено 96744 га земель: за Рутульским районом - 30,9 тыс. га, Ахтынским - 27,0 тыс. га и Докузпаринским - 38,8 тыс. га.

6. По постановлению СНК СССР от 24 мая 1945 года 1162, кроме яйлагов в Кусарском, Кубинском районах, пользовались яйлагами в Кахском районе - 2777 га, Халданском - 23468 га, Геокчайском - 3686 га, Кюрдамирском - 20599 га, Агдашском - 8450 га, Зардобском - 3648 га, Казимагомедовском - 30000 га и Уржарском - 4117 га. Хозяйствам Азербайджана в пределах Рутульского района было выделено 38882 га летних пастбищ.

7. Дагестан в 1956 году переселив курушцев в Хасавюртовский район передал Азербайджану огромную территорию, не имея на это никакое права, поскольку эта была прерогативой правительства РФ. Ниже приводится соответствующая карта. (К сожалению, эти земли не возвращены Дагестану. Ведь необходимо поднять и эти вопросы!).

8.Решение III съезда лезгинского народа от 28 сентября 1991 года о восстановлении государственности на исконных территориях компактного проживания лезгинского народа. В декларации о восстановлении государственности сказано: "Исходя из убеждения, что основным условием для национально-демократического возрождения Лезгинского народа является его национально-территориальное единство, руководствуясь своим конституционным правом на самоопределение с учетом традиционной государственности лезгинского народа, прерванной в XIX веке, съезд выражает вековые чаяния и волю Лезгинского народа к восстановлению и созданию единого национально-государственного образования Лезгистан. Съезд заявляет, что единственным обладателем суверенитета на территории Республики Лезгистан является народ Лезгистана, реализуемый свой суверенитет непосредственно и через уполномоченные представительные органы власти настоящий съезд полномочных представителей Лезгинского народа и избранный им Лезгинский Националь ный Совет".

Воля лезгинского народа, выраженная на III съезде лезгинского народа, где провозгласил восстановление своей государственности на всей территории компактного проживания, никто не оспаривал и не отменял! При этом следует подчеркнуть, что решение о восстановлении государственности принято лезгинским народом на своем представительном Съезде 28 сентября 1991г. до распада СССР и до образования нынешнего Азербайджанского государства!

Провозглашение национального суверенитета лезгинского народа, являющегося закономерным процессом естественного развития, отрицательно воспринято сторонниками имперского, унитарного мышления Дагестана и Азербайджана. Идет преднамеренная дискредитация целей и задач лезгинского народа за автономию, идей федерации, самоопределения.

В то же время под шумок унионистических призывов коммунистических демагогов в Дагестане и Азербайджане продолжается тихая аннексия лезгинских земель, строительство государственной границы внутри единого народа, призванная окончательно лишить лезгин самостоятельного этносубьектного существования.

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕЗГИНСКОГО НАРОДА

За годы советской власти ущемлялись интересы и конституционные права в развитии культуры, языка, получении образования, национальном самовыражении лезгин, проживавших в Азербайджанской ССР, в то же время наметались темпы отставания в экономическом, социальном развитии, были существенные упущения в вопросах кадровой политики в отношении лезгин, проживавших в Дагестане.

Распад СССР обострил эти проблемы, добавил к существовавшим новые, связанные с территориальными спорами, таможенной политикой, разрывом многолетних экономических и политических связей.

На протяжении 20-х годов по настоящее время XX века регион систематически недополучал материальных и финансовых средств, развиваясь преимущественно как сырьевая база республик Азербайджана и Дагестана. Несмотря на широкую полосу лезгинской равнины, удобства транспортных коммуникаций, теплый климат и наличие природных ресурсов, массовой рабочей силы, трудоемкие производства не создавались и не создаются. В результате чего на этнической территории, располагающей большими возможностями для роста производительных сил, к настоящему времени сохранилось менее половины населения лезгин, остальная часть населения превратилась в текучие национальные группы, разбросанные по всему Кавказу, Центральной Азии и России.

Особенно остро отставание проявилось в социальной сфере. Состояние и протяженность дорог, мостов, средств связи, водо- и энергоснабжения не отвечают требованиям, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность населения.

Сегодня в серьезной поддержке и развитии нуждается практически вся инфраструктура (железнодорожный, автомобильный транспорт, система дорог, связи), материальная база торговли, здравоохранения районов компактного проживания лезгинского народа.

Районы Южного Дагестана одними из первых в республике столкнулись с проблемой беженцев. На почве осложнения межнациональных отношений в результате конфликта, происшедшего в июне 1989 г. в городе Новый Узень, в поселках Жетыбай и Ерашево Гурьевской области тогдашней Казахской ССР, в Дагестан на постоянное место жительство вернулось более 2 тыс. семей лезгиноязычных народов (8300 человек). Более 80% прибывших беженцев расселены в Дербентском, Курахском, Хивском, Табасаранском и Сулейман-Стальском районах".

Тысячи лезгин из Азербайджана скрываются в районах Южного Дагестана и в России от преследований по политическим мотивам. Они вынуждены скрываться и в Дагестане и в России, поскольку на основе договоров, заключенного между Россией (Дагестаном) и Азербайджаном якобы с целью борьбы с экстремистами и насильниками беженцев из Азербайджана препровождают в Азербайджан как преступников и сажают в тюрьмы.

5 июня 1991 г. Президиум Верховного Совета Дагестанской ССР принял постановление "О состоянии и мерах по усилению помощи беженцам из Гурьевской области Казахской ССР". Однако в 1993-1995 гг. на жилищное строительство в порядке компенсации беженцам был выделен только 1 млрд. рублей из необходимых 5 млрд. Фактически этим закончилась помощь беженцам.

Усилившаяся в результате экономических реформ в последние годы проблема малоземелья, рост числа беженцев уже после распада СССР, свертывание производства, утрата многих социальных завоеваний прошлого привели к резкому росту безработицы. Фактически сейчас все взрослое население безработно.

Резкое изменение социальной политики государства привело к оттоку молодежи в другие регионы, росту безработицы, снижению рождаемости, сокращению средней продолжительности жизни. Наиболее социально незащищенными оказались дети, учащиеся, инвалиды, пенсионеры. В отдельных селах начался голод. Многие переселенцы, вынужденные возвратившиеся из республик Средней Азии, Азербайджана не могут получить официальный статус беженцев и испытывают серьезные материальные и правовые затруднения.

После острых выступлений в 1991-1992 годах лезгинского народа против своего кабального положения, по изложенным выше вопросам Правительством РФ был подписан Протокол ("Протокол Шахрая", 1993 г.). Постановление 104 "О вопросах, связанных с решением проблем разделенного лезгинского и других народов Республики Дагестан", принятое Правительством РД.

Согласно "Протокола Шахрая", 13 октября 1993 г. был выделен кредит в размере 1 млрд. руб. для поддержания фермерских хозяйств Южного Дагестана, который фактически не дошел до фермеров.

К существовавшим ранее проблемам, сегодня прибавились новые, связанные с возникшими трудностями товарообмена, таможенными барьерами в результате укрепления межгосударственной границы, изменением специализации производства, миграцией населения, необходимостью защиты местного рынка, передислокацией вооруженных сил страны.

Фактически в политике Дагестана в отношении Южного Дагестана ничего не изменилось: по-прежнему существенно ущемляются интересы Южного Дагестана. На ладан дышит Постановление Правительства РФ от 12 октября 1995 г. 1000 "О неотложных мерах по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения в южных приграничных районах федерации в пределах Республики Дагестан".

К сказанному выше, в этом, 1997 г., прибавились новые беды: многие районы Дагестана подверглись стихийным бедствиям в связи с ливневыми дождями, градом, паводками в июне-июле 1997 г. Особенно пострадали районы Южного Дагестана. Вот некоторые цифры, взятие из Министерства сельского хозяйства Дагестана и Министерства чрезвычайных ситуаций Дагестана:

Агульский район: погибло 570 га садов, 363 голов скота. Пострадали 8 школ, нанесено огромный ущерб строениям общественного и частного сектора;

Курахский район: погибло 152 га садов, пшеница на 518 га, сенокосы на 815 га. Снесено 6 мостов, нанесено огромный ущерб общественным и частным строениям;

Сулейман-Стальский район: Погибло 727 га садов, 10 га овощей, 755 га зерно вых. Огромный ущерб нанесен общественным и частным строениям.

Табасаранский район: погибло 304 га зерновых, 65 га овощей, 95 га виноградника, На 7 км оползень, нанесен огромный ущерб общественному и частному строительству;

Ахтынский район : погибло 362 га садов, 11 га овощей. Снесено несколько ка питальных мостов. Смыты дороги Курукал-Хнов, Курукал Хнов Фий, Курукал Хнов Гдым, Ахты Хкем, разрушены 2 моста, огромный ущерб нанесен общест венным и частным строениям, имеются человеческие жертвы;

Магарамкентский район: Погибло 392 га зерновых, 20 га садов, сенокосы 360 га. Огромный ущерб нанесен общественным и частным строениям.

Не только отдельные семьи остались без жилья и средств существования, а целые селения. В совхозах, колхозах, на фермерских хозяйствах не могут вести с/х работы, поскольку погибло все - негде взять даже на семена!

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Существование любого этноса связано с необходимостью сохранения природной среды, оздоровления экологической ситуации в районах его обитания. Эти проблемы еще больше обострились в результате межгосударственного разделения территории компактного проживания лезгин, отсутствия в связи с этим единой государственной политики в области экологии и природопользования.

Особенно актуальной для лезгинского народа является проблема сохранения Самурского леса. Общественность Дагестана, Азербайджана, Российской Федерации неоднократно выражала серьезную озабоченность продолжающимся уничтожением Самурского леса и экологическим состоянием в бассейне водосбора рек. Под угрозой уничтожения оказалась уникальная система, настоящий памятник природы - Самурский лес. Так, площадь лесов в дельте реки Самур, занимавших первоначально свыше 160 тыс. га, уменьшилась в 14 раз и составляет ныне около 7 тыс. га в виде разрозненных лесных участков. Проблема сохранения этого уникального лесного массива неоднократно рассматривалась государственными органами Дагестана и Российской Федерации, однако практически ничего не делается для сохранения этого уникального уголка природы, житницы лезгин.

В 1990 г. Верховный Совет Дагестана в постановлении "О состоянии и мерах по улучшению экологической обстановки в республике" признал целесообразным в целях сохранения уникальной флоры и фауны Самурского леса организовать здесь государственный заповедник в приемлемых границах.

Совет Министров Дагестана в 1991 г. принял постановление "Об организации Самурскою государственного природного национального парка Министерства лесного хозяйства ДАССР", согласно которому был создан национальный парк на площади 7,1 тыс. га.

В дальнейшем, однако, проверки Министерства по экологии и природопользованию РД показали, что в Самурском лесу не обеспечивается режим заповедной зоны. По-прежнему продолжается уничтожение растительности, животного мира и нерестовых рыб. И сегодня над уникальным памятником природы в Каспийском бассейне нависает угроза исчезновения. Продолжается эксплуатация Самурского гидроузле без учета необходимости охраны леса, воспроизводства рыбы.

Многие проблемы экологического характера носят общефедеральный и общедагестанский характер и требуют для своевременного решения сосредоточения материальных средств только всей республики Дагестан, но и России, однако практически ничего не делается, Самурский лес доживает свои последние годы! После этого эта уникальная зона - житница лезгин превратиться в пустыню!

На Самурскую долину надвигается новая беда. Газета "Новое дело" ( 15 августа 1997 г.) сообщает: "12 августа состоялось заседание конкурсной комиссии Прави тельства РД, на котором был рассмотрен вопрос выдачи лицензий на разработку медно-колчаданного месторождения Кизил-Дере в Ахтынском Районе... В конкурсе приняли участие несколько фирм из Англии, Испании и США. В итоге право на разработку получила американская "Globe Mineral Interhational". Это первый в России проект со 100-процентным инвестированием иностранного капитала. Он рассчитан на 25-50 лет и обеспечит около 1000 рабочих мест. Фирма получит лицензию к концу этого месяца и уже осенью должна начать работы по созданию инфраструктуры проведению дорог, линий электропередач, воды и газа".

После разработки этого месторождения, что будет с Самурской долиной? Кто проводил экологическую экспертизу? Ведь это обернется для лезгин катастрофой! Почему народ не знает об этих распродажах? Почему национальное богатство лезгин распродают чужие люди, кто давал на это разрешение? Где же доля прибыли лезгинского народа от этой распродажи и разработки? Лезгинскому народу отведе но в этом проекте место рабов - появится 1000 рабочих мест - вот и все! А колоссальные прибыли положат в карман люди, которые никакое отношение не имею щие к лезгинским землям!

Самурская долина и так находится в состоянии экологической катастрофы. Ежегодно, в течение почти 40 лет в р. Самур от объектов, где были проведены геолого-разведочные работы в Хнов-Борчинском рудном районе, происходит сброс штольневых сливов содержащих 10-12 тысяч тон ионов металлов, в том числе тяжелых: железа, меди, свинца, кобальта, селена, кадмия индия, серы - всего - 31 элементов. Вследствие этого у людей резко возросли болезни раком, глазными болезнями в тяжелой форме, желудочно-кишечными заболеваниями и другими болезнями.

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

РУКОВОДСТВА ДАГЕСТАНА

Следующей проблемой, наряду с очевидным отставанием экономики, со циальной сферы, культуры, вызывающей справедливое беспокойство лезгинского народа, является кадровая политика Дагестана, как одна из основных возможностей выражения и практической реализации интересов народа через органы власти и управления. За последние более 50 лет ни один лезгин в Дагестане не занимал посты первых лиц в республике.

В последнее время положение лезгинского народа стало критическим: реформы идут по существу без учета интересов народа. Идет активный процесс выдавливания лезгин из всех сфер государственной, экономической и общественно-политической жизни. При активной поддержке руководства Дагестана осуществляется захват ключевых позиций в Южном Дагестане представителями мафиозных групп.

"САДВАЛ"

Лезгинское народное движение "Садвал" ("Единство") является единственным официальным органом, представляющим интересы лезгинского народа. С момента своего образования и по настоящее время ЛНД "Садвал", Лезгинский Национальный Совет множество раз обращались в самые высокие инстанции РФ и РД с заявлениями и обращениями о защите национальных прав лезгинского народа и положительного решения проблемы его воссоединения.

Именно благодаря "Садвал" проблемы лезгинского народа стали известны широкой общественности и по ним были приняты ряд Постановлений Правительств России и Дагестана.

Руководствуясь статьями Закона "Об общественных объединениях", ЛНД "Садвал" проводил и проводит работу по урегулированию проблем разделенного лезгинского народа между Дагестаном и Азербайджаном, деятельность которого нашла понимание в правительстве Российской Федерации и послужила поводом для специального рассмотрения данного вопроса на совещании у заместителя Председателя Совета Министров - Правительства РФ С.М. Шахрая 20 апреля 1993 года. В итоге, в Совете Министров Республики Дагестан (РД) было принято Постановление от 21 мая 1993 года (104) "О вопросах, связанных с решением проблем разделенного лезгинского и др. народов Республики Дагестан и подготовке проекта комплексной программы развития приграничных районов юга РД". Руководство ЛНД "Садвал" предпринимает попытки решать возникающие проблемные вопросы конституционным путем.

Несмотря на то, что за 7 лет официального существования "Садвал", последним не совершено ни одного акта, противоречащего общепринятым правовым нормам и не было отступления в своих действиях от Устава и Программы, коррумпированные националистические силы Дагестана и Азербайджана, включая руководства указанных республик, делают все, чтобы представить "Садвал" как организацию, занимающуюся незаконными действиями, как экстремистскую организацию.

Со стороны националистов Азербайджана и Дагестана "Садвал" подвергается необоснованным нападкам, против него осуществляются репрессивные меры. В Азербайджане первичные организации "Садвал" разгромлены, члены его репрессированы (посажены в тюрьмы) и преследуются. Деструктивные националистические силы Дагестана и Азербайджана, при полной поддержке правоохранительных органов, совершают в Лезгистане (Южном Дагестане и Северном Азербайджане) акты вандализма, убивают невинных людей, грабят население с применением оружия, развращают молодежь наркотиками и.т.д., а затем сваливают это на "Садвал".

Все это называется геноцидом, за который, как за преступление против человечества, советский и постсоветский тоталитаризм в новых государствах должен предстать перед судом истории.

Руководящий в РД альянс представляет Дагестан зоной стабильности. Но это не так. Ситуация очень взрывоопасная. Ведь на пути распространению идей пантюркизма стоит в первую очередь двухмиллионный лезгинский народ АР и РД. Лезгинская проблема ключевая не только для всего Кавказа и России, поскольку только лезгинские территории от Каспийского моря до Грузии отделяют турок от других тюркских народов Кавказа, Крыма и Поволжья. От решения лезгинской проблемы зависит стабильность на всем Кавказе!..

Россия должна выполнить взятые на себя обязательства перед лезгинским народом при вхождении Лезгистана в Россию. В противном случае она должна открыто об этом заявить с тем, чтобы мы могли решать судьбу нашего народа самостоятельно. Мы в состоянии это сделать, но мы еще раз предлагаем: во избежание не гативных последствий, приступить решению следующих неотложных задач.

1. Оказать лезгинскому народу экстренную материальную помощь, особенно тем, кто голодает. Оказать эту помощь непосредственно, адресно, а не через Дагестанское руководство. Иначе до народа со стола дагестанской мафии дойдут крохи.

2. Взять под контроль правительства РФ комплексную программу социально-экономического развития Южного Дагестана и выполнение Постановления Прави тельства Российской Федерации от 12 октября 1975 года 1000 "О неотложных мерах по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения в южных приграничных районах Российской Федерации в пределах Республики Дагестан".

Дагестанское руководство всячески препятствует осуществлению в полной мере вышеперечисленных Программ. Чтобы выделяемые средства Российским Прави тельством дошли до народов Южного Дагестана, необходимо создать региональный банк реконструкции и развития Южного Дагестана под эгидой Дирекции Программы "Юг", куда непосредственно поступали бы выделяемые средства. Иначе, как и ранее, выделяемые средства для развития Южного Дагестана, распределят по всему Дагестана, Южному Дагестана достанутся крохи.

3. Согласно Конституции РФ и международному праву "коренное население имеет исключительные права на свои традиционные земли и их ресурсы, причем земли и ресурсы коренного населения, отнятые у него без свободного и компетентного согласия, подлежат возвращению. Земельные права коренного населения включают права на землю и недра, полные права на внутренние и прибрежные воды и права на адекватные и исключительные прибрежные экономические зоны в рамках международного права". На основе этих прав нашего народа мы требуем:

а/ Поскольку реки Самур, Кусарчай и многие другие реки являются источниками воды, находящимися полностью внутри Лезгистана, поэтому являются собственностью лезгинского народа. Бесконтрольный забор воды Азербайджаном для нужд южных регионов Азербайджана, включая и Баку, уже привел и экологической катастрофе Лезгистана. Необходимо немедленно прекратить строительство нового водовода подземных вод из региона между реками Самур и Кусарчай.

Расход всех источников воды Лезгистана должен быть поставлен под контроль лезгинского народа. Необходимо заключить новые договора с Азербайджаном на поставки технической и питьевой воды на основе рыночных отношений и полученные средства должны быть израсходованы для восстановления разрушенной природы и для нужд лезгинского народа. Самые скромные подсчеты показывают, что Азербайджан должен платить не менее 350 млрд. рублей в год;

б/ Лезгистан располагает более двухсоткилометровым берегом Каспийского моря. Необходимо прекратить грабеж рыбных богатств как со стороны Дагестана, так и со стороны Азербайджана, поставить их под контроль лезгинского народа. Природные богатства Лезгистана должны быть поставлены, наконец, на службу народа.

в/ На лезгинских землях открыты богатейшие залежи нефти (г.Ялама, Аз. Республика, нефть есть и на российской стороне в Южном Дагестане), они должны послужит в первую очередь для развития лезгинских районов.

4. Садвал категорические возражает распродажи руководством Дагестана американцам медно-колчеданного месторождения Кизил-Дере в Ахтынском районе Дагестана. Это противоречит международному праву. Садвал, как единственное юридически организованная организация лезгинского народа, зарегистрированная в Минюсте РФ, не давал разрешение на распродажу национального богатства лезгин.

5. Чтобы предотвратить экологическую катастрофу, срочно необходимо взять под федеральный контроль процессы, осуществляемые в акватории реки Самур и Самуского леса. Необходимо выполнить все Постановления, принятые в защиту р. Самур и Самурского леса. Виновников этой катастрофы необходимо прилечь к уголовной ответственности.

6. В соответствии с "Протоколом Шахрая" и других Постановлений правительства России возобновить переговорный процесс с Азербайджаном для политического решения лезгинского вопроса. При этом во главу угла должен быть поставлен вопрос о том, что лезгины - единый народ.

Включить в состав Государственной делегации Российской Федерации для проведения переговоров о Азербайджанской Республикой по урегулированию проблем разделенного лезгинского народа представителей лезгинского народного движения "Садвал".

Обращаемся к президентам и правительствам РФ, АР и РД с требованием прекратить строительство государственной границы в любых ее формах и приостановить действий соглашений (договоров), законов и подзаконных актов, решений органов государственной власти и управления, принятых без участия и согласия уполномоченных представителей лезгинского народа в лице ЛНД "Садвал" на правах равноправной стороны в принятии этих соглашений (договоров). Любые вопросы обустройства границы должны быть приостановлены до политического решения статуса лезгинского народа в пределах России и Азербайджана.

7. Границу между Россией и Республикой Азербайджан необходимо установить согласно Постановления ВЦИК от 20 января 1921 и Резолюцию Съезда народов Дагестана от 5 декабря 1921 года, где сказано: "Вседагестанский съезд предлагает будущему ЦИК ускорить разрешение вопроса о границах с Азербайджаном..., дабы присоединить к ДАССР спорные территории, входившие до покорения Кавказа в состав Дагестана и тесно с ним связанные по экономическим условиям, бытовым, этнографическим и другим признакам и тем облегчить испытываемые беднотой пограничных округов затруднения".

8. Если Россия намерена установить межгосударственную границу по административной границе между Россией и Азербайджаном, то, в первую очередь, необходимо определить статус лезгинского народа с учетом волеизлияния народа как единого целостного народа.

Лезгинский народ рассматривает установление государственной границы по административной границе РФ и АР как репрессивный акт, подрывающий основу существования, лишающего его всяких перспектив развития. Лезгинский народ категорически против этого антигуманного акта, об этом он неоднократно заявлял в своих решениях на общенациональных съездах. Такой акт противоречит международному праву о коренных народах, где сказано, что делить народ нельзя!

Чтобы разрешить эти противоречия, предлагаем следующие возможные варианты политического решения лезгинский проблемы:

а/ Одновременное провозглашение национально-территориальной автономии лезгин в Российской Федерации (Южно-Дагестанскую область) и Республике Азербайджан (Северо-Азербайджанскую область) с общелезгинским Координационным органом под опекой международных организаций.

б/ Создание единой свободной экономической зоны на территории компактного проживания лезгин в Российской Федерации и республике Азербайджан при условии обеспечения международных гарантий с особым режимом для народов, про живающих в этом регионе под эгидой Лезгинского национального Совета.

9. Впредь до определения политического статуса лезгинского народа создать трехстороннюю комиссию (Россия, Азербайджан, "Садвал") по разработке и контролю особого режима на "лезгино-легинской" границе, чтобы облегчить положение лезгинского народа.

Ввести для лезгин, проживающих в РФ и АР институт двойного гражданства.

10. Выполнение указанных предложений на данном этапе невозможно без подключения международных организаций. Россия, как член Совета безопасности ООН и как член ОВСЕ, должна включить в повестку дня Совета Безопасности ООН и ОБСЕ лезгинский вопрос в плане политического решения лезгинской проблемы. На примере конкретного решения лезгинского вопроса разработать и внедрить в международную практику правовые акты защиты малочисленных народов.

10. Дилиметация административной границу между Россией и Азербайджаном проводится с большими нарушениями в пользу Азербайджана. Необходимо для проведения этой работы включить в оборот все карты и Постановления бывшего СССР (часть приводится выше), принятые по этой зоне. Непонятно, почему граница должна проходит по "Золотому мосту" в Магарамкентском районе. Ведь административная граница проходила по гребню холма, где стоял памятник Сталину. Мост, электростанция, водозаборные устройства построены на землях Магарамкентского района Дагестана!

Садвал должен участвовать в этой работе, как полноправная сторона, поскольку у лезгинского народа пока нет других общенациональных органов.

11. Тюрки и представители других народностей Дагестана наживаются на лезгино-лезгинской границе. Непонятно, почему пограничными войсками на этой границе руководит татарин (тюрок), который, возможно, служит азербайджанским спецслужбам?!

Всеми армейскими, ОМОНовскими и таможенными структурами в Южном Дагестане должны руководить лезгинские генералы (в России их 8) и другие специалисты лезгинской национальности. Все таможенные и другие структуры на временной лезгино-лезгинской границе поставить под полный контроль лезгинского народа. Эти акты не только ослабят напряженность, но уменьшат безработицу, которая сейчас среди южно-дагестанских народов составляет почти 100%.

12. Немедленно организовать охраняемые лагеря для беженцев из Азербайджана и выделить для организации этой работы соответствующие средства. Необходимо также оказать соответствующую помощь беженцам из бывших союзных республик.

13. Необходимо организовать во всех районах Южного Дагестана наркологические центры, поскольку положение стало катастрофическим!

14. Дагестанские националисты коварно и варварскими методами отлучили лезгинский народ от представительства в Совете Федерации и в Госдуме России. Для восстановления справедливости необходимо образовать Южно-Дагестанский избирательный округ в г. Дербенте. Необходимо выделить квоту в Госдуму от южнодагестанских народов.

15. В министерстве национальностей и внешних связей Дагестана нет ни одного человека на уровне зам. министра, который занимался бы лезгинскими проблема ми. В Россию поступает информация от руководства Дагестана, включая и министерства национальностей Дагестана, подготовленными представителями других национальностей, которые часто искажают факты и передают неверную информацию. Поэтому крайне необходимо выделить в министерстве национальностей Дагестана должность зам. министра и назначить на эту должность лезгина, который бы предметно занимался бы проблемами лезгин.

16. Поскольку даргино-тюркский альянс в руководстве Дагестана решает все вопросы в Дагестане и во взаимоотношениях с Россией и Азербайджаном только с позиций интересов даргинского и тюркского этносов, и полностью предал интересы лезгинского народа, то дагестанское руководство более не правомочно выступить от имени лезгинского народа. Единственным органом, представляющим интересы лезгинского народа, является ЛНД "Садвал". Любые соглашения, протоколы и.т.д., заключенные между Российской Федерацией с Азербайджаном, между Дагестаном и Азербайджаном без участия "Садвал" как полноправной стороны, недействительны.

Стабильность на Восточном Кавказе зависит от правильного и компетентного решения лезгинского вопроса. Последний сложен и потребует огромных усилий со стороны всех заинтересованных сторон. Во главе угла решения этого вопроса должны быть поставлены интересы лезгинского народа. Лезгинский народ не согласен с решением вопросов, касающихся его, за его спиной, без участия его представителей. Единственным официальным органом, представляющим интересы лезгинского народа является ЛНД "Садвал". Поэтому при Президентах и Правитель ствах Российской федерации и Азербайджана должны быть открыты пред ставительства "Садвал".

17. Трагедия в метро г. Баку была воспринята в Лезгтстане как собственная боль. В числе погибших были и лезгины.

Руководство лезгинского народного движения "Садвал" заявляет, что категорически неприемлет сфабрикованные обвинения, решительно отвергает утверждения об участии в террористическом акте представителей ЛНД "Садвал" и вновь подтверждает приверженность нашего движения к упрочению традиционной дружбы между нашими народами и мирного решения проблемы воссоединения лезгинского народа.

"Садвал" решительно осуждает политику официальных властей Азербайджана, направленную на дискредитацию целей и задач народного движения, преследование представителей лезгинской национальности за политические убеждения.

Содействовать освобождению незаконно осужденных и взятых под арест лезгинских активистов по делам заранее сфабрикованных в недрах азербайджанских спецслужб, с целью дискредитации законных требований лезгинского народа в защиту своих человеческих и гражданских прав.

18. Чтобы сохранить единство народа и его культурные ценности, включая и язык, необходимо срочно организовать на сторону Азербайджана телерадиопередачи на лезгинском языке. Для этого необходимо построить мощный идеологический центр в селе Магарамкент Магарамкенского района Дагестана с соответствующими коммуникациями (телевизионные вышки и т.д.).

Необходимо также создать полиграфический центр, чтобы печатать книги, учебники, газеты, журналы на лезгинском языке.

Российские народы не знают проблемы лезгинского народа, поэтому необходимо информировать в средствах массовой информации, включая и телевидение, о проблемах лезгинского народа, чтобы все народы РФ и всего мира прониклись озабоченностью судьбой одного из древнейших народов мира.

15 Января 2008г., Автор: Председатель МО ЛНД "Садвал", профессор Г. Абдурагимов

http://www.shax-dag.ru/showtopic.php?num=227

Просмотров: 1532 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024