Пятница, 26.05.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Июнь » 28 » Двуличная политика этнокриминальной элиты Дагестана в зеркале «Съезда чиновничьего Дагестана»
09:35
Двуличная политика этнокриминальной элиты Дагестана в зеркале «Съезда чиновничьего Дагестана»

«Молитвы рабов не будут услышаны»- Шейх М. Ярагский.

Факт обращения дидойцев к парламенту Грузии подтверждение неоколониальной политики эко-этно-геноцида руководства России и этнокланового Дагестана в отношении коренных малочисленных «нетитульных» народов Дагестана.

Шовинистический антикавказский всплеск, как следствие длящейся на Кавказе гражданской войны, инициированной реваншистскими силами Кремля, в полной мере показал предельный вариант нагнетания непреодолимой бездны между русско-славянским и кавказским населением России. То, что славянские и кавказские народы не могут жить совместно, уже видно явно и является естественным результатом как в общей российской империалистической политики в отношении народов Кавказа. Съезд должен был в такой обстановке безусловно поставить вопрос о будущей судьбе народов Дагестана и Кавказа. Инициатива дидойцев» - шаг отчаяния от нерешенности, в основном, вопросов:

1. Деколонизации коренных народов Кавказа

2. Восстановления права репрессированных и депортированных народов;

3. Полноправно жить согласно традиционного джамаатского управления на основе традиционного мусульманского права.

Съезд должен был дать оценку фактически, развивающемуся на Северном Кавказе худшему сценарию процесса деколонизации, согласно которому сама метрополия Империи охвачена такой болезненной ксенофобией, которая абсолютно исключает какое-либо сожительство русского и кавказских народов. Шовинистическая антикавказская пропаганда путинской чиновничьей России- «Мочить в сортире», «Уничтожения», «Ликвидации нелюдей», «Джамаат- преступная терминология» в ходе гражданской войны в Чеченской республике с бытового –«Понаехали тут» доросло, что толпа молодых российских фашистов требует выселения из Москвы и из всей России кавказцев под лозунгами «Москва для русских», «Россия для русских». В то же время, Кремль не желает и слышать о предоставлении независимости народам Северного Кавказа. Фактически, место имеет попытка построить империю на основе русского национализма. Кавказцы и другие нерусские коренные народы, доведены до уровня бесправных рабов, которым ФЗ № 309 о государственном компоненте образования запрещено получать образование на родных языках. Им, в лучшем случае, оставляют право выживать под присмотром этно- криминала усиленного сотни военных городков построенных в самовольно захваченных- оккупированных землях коренных малочисленных народов. Дидойцам- цезам представлено право кратно худшая, что им впору завидовать американским индейцам, которые самосохраняются в резервациях.

Мусульманское право

Доктрина мусульманского права как нормативно- юридической системы социального регулирования в Дагестане складывалась постепенно, усложняясь и приобретая дополнительные характерные черты на основе синтеза с традиционным обычным правом народов.

Наука мусульманского права, или, точнее, доктриальное изложение мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает "корни" и объясняет каким образом и благодаря каким источникам возник комплекс правил, составляющих божественный закон - шариат; и изучает "содержание", то есть решения, содержащие нормы материального мусульманского права.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран - священная книга ислама, затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога, в- третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества, и, наконец, в- четвертых, кийас, или умозаключения по аналогии.

В Чеченской республике прошел международный форум «Ислам – религия мира и созидания». На нем сопредседателем Совета муфтиев России, главой Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов в текст резолюции конференции внес поправку о недопустимости осуждения введения Шариата.

«Никто из здесь присутствующих мусульман не может выступать против шариатского правления», - заявил Бибарсов,- подчеркиваю, речь идет именно о правлении, а не государстве». Он же ответил на вопрос- В чем же разница между шариатским государством и шариатским правлением?- »Если мы говорим о первом, то это подразумевает создание отдельного независимого государства. Второе же – внедрение норм Шариата в рамках существующей государственно-правовой системы. Это разные вещи. В качестве примера можно привести введение мусульманских норм в гражданское судопроизводство, в регулирование семейно-брачных отношений, в наследственное право, а также в экономическую сферу в плане обеспечения деятельности вакфов и создания условий для ведения бизнеса в соответствии с требованиями Ислама.

Шариатское правление в нашей истории уже было. В Российской империи, например, в некоторых регионах на законодательном уровне действовали нормы Шариата. Более того, в какой-то степени власти даже насаждали их. На заре Советской власти на Кавказе также было легализовано мусульманское право. Это общеизвестные вещи. Думаю, что в будущем в России элементы шариатского правления в рамках даже действующей конституции, скорее всего, будут введены. Не исключаю, что это же произойдет и в Европе. Человек должен иметь выбор. Сегодня можно обычному суду предпочесть присяжных. Почему бы не ввести для тех, кто хочет, мусульманское гражданское судопроизводство, не ущемляя, конечно, прав и интересов остальных групп населения.

Кстати, шариатские нормы уже имеют официальный статус в некоторых странах, где проживают мусульманские меньшинства, например, в Греции и в Индии. Даже в Канаде недавно на государственном уровне шла речь о введении определенных положений исламского права. Не говоря уже о том, что почти повсеместно на Западе созданы условия для шариатского банкинга».

Для шариатского правления должно быть готово сознание людей. Ведь человеку, выбравшему шариатский суд, следует четко понимать, что он обязан принять его решение, даже если оно ему не понравится. Поэтому, прежде всего, необходима кропотливая воспитательная и просветительская работа.

Говорить о введении в нашей стране элементов мусульманского права на государственном уровне – это вопрос даже не завтрашнего дня. Для этого должно смениться несколько поколений людей, которые имели бы исламское мировоззрение.

Основанием становления и развития российских правовых систем с учетом национального правосознания и этноправовых особенностей будет демонстрировать подлинную ценность систем права ее народов и всего права в целом. На формирование стабильного правового порядка на Северном Кавказе исторически влияли юридические, нормативно-регулятивные системы северокавказских этносов- адат и шариат.

Протекающие в наше время на Северном Кавказе негативные процессы, связанные с распространением исламских фундаменталистских символов- «исламское государство», «шариатское правление», «джихад», «салафизм» («ваххабизм») - вызваны, кроме прочего, забвением со стороны государства народных юридических воззрений, игнорированием существующей здесь веками мусульманско-правовой традиции. Актуализацию мусульманской правовой традиции для современной России крупнейший отечественный исследователь шариата Л.Р.Сюкияйнен объясняет несколькими причинами, одни из которых связаны с природой самого ислама, а другие - с особенностями его нынешнего состояния в нашей стране.

Многими видными правоведами, в частности Д.Ю. Шапсуговым, Г.В. Мальцевым, отмечается, что традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя часто наряду, а иногда в противовес нормативно-правовым актам государства.

Политика России на Северном Кавказе по возрождению традиционного джамаатского управлению посредством права, через правовые институты может гарантировать принципы легитимация адатского и мусульманского права официальным законодателем и санкционирование их действия на разных этапах развития систем права России. Это единственное принципиально условие, которое может смягчить и стать «очистительной» распространенное в отечественной и зарубежной историографии мнение о колониальном характере освоения Россией Северного Кавказа, навязывании коренным народам неоколониального правления и права.

Правовое наследия народов Северного Кавказа обусловлена тем, что ислам является одним из факторов политического процесса, а нормы адата и шариата в XXI в., как и прежде, влияют на формирование правосознания этнического социума.

Научное раскрытие объективной основы данной проблемы важно для глубокого осмысления того факта, что адатское и мусульманское правовые образования на Северном Кавказе в XXI в. остаются одной из движущих сил развития народов, компонентом их жизни, неформальным регулятором отношений в современном обществе.

По мнению авторитетных исследователей этой проблемы Г.В. Мальцева и Д.Ю. Шапсугова - инициаторов новейших разработок теории и истории обычного права в России, «феномен права безмерно политизирован и утрачивает в результате рациональной институционализации черты этнической, религиозной и моральной определенности». Движение России к правовому государству неизбежно предполагает поиск современной концепции синтеза позитивного права и этноюридических традиций.

Логика исследования адата и шариата на Северном Кавказе применительно к процессам динамики правовых систем России состоит в том, чтобы сбросить мистико-религиозное покрывало с этих правовых феноменов и показать их регулятивно-нормативную сущность и ориентацию, истинную роль в общественной жизни. Реализация этой задачи, помимо прочего, имеет и то методически важное значение, что позволяет от прошлого переходить к настоящему в историко-правовом истолковании правовых явлений.

Роль и ценность осмысления традиции юридического плюрализма состоят в том, что оно показывает отношение между законом и правовыми феноменами, раскрывает социальный смысл адата, шариата и закона, содействует развитию общеправовой культуры.

Разработке проблем легитимации адатского и мусульманского права, признания его нормативно-регулятивной значимости, конвергенции адата, шариата и систем права России в XIX-XX вв., не уделяется внимания. Чаще всего наукой и практикой общества делается акцент на исламской догматике и культе, а постижение логики развития мусульманско-правовой системы у народов Северного Кавказа, форм использования и применения шариата как юридической системы оказывается вне должного поля зрения.

Такую диспропорцию можно объяснить известным разрывом между теоретическим и практическим видением проблемы. В конечном счете, это оставляет вне поля зрения целостный феномен адатской и мусульманской правовой культуры, идеи которой возрождаются в современных, как ортодоксальных, так и радикальных, исламских движениях.

Невнимание к правовым пластам народов Северного Кавказа ведет к ряду нежелательных последствий. Во-первых, значительно обедняется содержание существующих правовых проблем. Во-вторых, недооценивается влияние традиционных правовых идей на современные юридические отношения и правосознание мусульман. Игнорируется, по сути, принцип преемственности в праве. Заметим также, что важно не только обнаружить преемственность правовых идей и юридических традиций, но и проанализировать сам процесс воздействия северокавказской правовой культуры (юридического плюрализма) прошлого на современную политико-правовую действительность, влияние правовых воззрений и традиций минувшей истории на формирование правового сознания людей сегодняшнего дня.

В обществе распространены в основном узкорелигиозные и «архаические» оценки шариата и адата, которые оттесняют на периферию их социально-регулятивную ориентированность. Такие важные общественные качества адатского и мусульманского права, как соответствие потребностям и интересам народа, верность принципам «совести и справедливости», заслоняются соображениями целесообразности.

Негативный «образ» адата и шариата, сформировавшийся под влиянием принципов советского права, системы и способов общеобязательной нормативной регуляции, в процессе современной правовой реформы нуждается в новом переосмыслении как феномена культуры народов Северного Кавказа. Сведение всего богатства шариата лишь к его религиозному содержанию обедняет представление об одном из сложнейших юридических явлений действительности, ведет к «обожествлению» мусульманского права и сужению его реального смысла, места и роли в нормативном регулировании отношений в этническом социуме.

Узкая трактовка адата и шариата, взятая сама по себе, не раскрывает их широкой социальной роли и нравственной, ценностной характеристики. Весьма распространенные субъективные трактовки во второй половине XX в. этих правовых образований как «тормоза» общественного развития были далеки от понимания творческой роли права. В результате в этот период правовые принципы и нормы адата и шариата стали утрачивать свою нормативно-регулятивную значимость.

Соотношение правосознания северокавказского мусульманского сообщества с современным позитивным правом часто выражается в неформальном использовании и применении норм адатского и мусульманского права вне русла официального правового порядка. При сведении проблемы адата к разумным пропорциям современная правовая система, в сущности, апробирует модель юридического мышления, предполагающую необходимость оценки любой нормативной системы с точки зрения принятой аксиологической системы. Едва ли можно считать ложными, особенно в современных условиях, все проблемы, связанные с неформальной практикой адата и шариата. Как в прошлом, так и настоящем они остаются в известной мере регуляторами многих отношений в этническом социуме, формируя правосознание и поддерживая правовой порядок во многих сферах. Они совмещаются с современными позитивными правовыми понятиями, наполненными иным содержанием. Неосновательны и попытки «сблизить» эти противоположные концепции.

Неформальное применение адатского и мусульманского права на Северном Кавказе вне русла официальной правовой политики влияет на состояние правового порядка. Опыт разрешения проблемы легитимации адата и шариата в прошлом в определенной мере поможет лучше осмыслить и разобраться в современных дискуссиях о нормативно-регулятивной значимости этих феноменов, востребование которых на Северном Кавказе определяется динамизмом социальной жизни, возобновлением и возвышением традиций ислама в этом регионе России.

Степень разработанности темы исследования. Науке присуща широта интересов в вопросах эволюции правовой культуры на Кавказе. Конечно, тема столь большого исторического звучания не могла остаться не замеченной исследователями.

В общеисторической, этнографической литературе освещены отдельные стороны и аспекты адата и шариата. Однако их юридические свойства, институционная, нормативно-регулятивная значимость изучены отнюдь не полностью.

Сведения об адате и шариате на Северном Кавказе можно почерпнуть в исторических и этнографических работах Н.А. Смирнова, М.В. Покровского, Х.М. Думанова, М.А. Казанбиева, А.К. Гарданова, А.И.Першица, В.П. Невской, Г.Н. Малаховой, В.О. Бобровникова, P.M. Магомадова.

В качестве информационной базы, содержащей сравнительное исследование исламского общества, его правовой культуры и анализ исторического назначения права, использованы научные труды С.С. Алексеева, М.А. Абазатова, М.А. Абдуллаева, В.И. Арестова, Ю.В. Бромлея, Г.Э. Грюнебаума, Н.В. Жданова, P.M. Магомедова, A.M. Ладыженского.

В последнее десятилетие произошел новый мощный всплеск интереса к обычному праву. В юридической науке получило распространение воззрение Г.В. Мальцева и Д.Ю. Шапсугова на традиционную правовую культуру, в том числе народов Северного Кавказа, основанное на том, что обычное право - не атавизм из прошлого, а постоянный фактор правового развития общества.

В труде А. Филипса дан обзор исторического развития мусульманского права и его школ (мазхабов). На Северном Кавказе признание получили ханафитский и шафиитский мазхабы, поэтому обоснование им факторов, приведших к различиям между ними, а также и другими мазхабами, имеет существенное значение для осмысления логики данных правовых школ в нашей стране. А. Филипс настаивает на «воссоединении всех мазхабов и устранении всех следов фанатизма и фракционности», что «сделает фикх (мусульманский закон) динамичным, объективно выведенным правовым организмом, чтобы отдельные мусульманские ученые и правоведы ... могли эффективно и стандартно применять Шариат во всех частях мусульманского мира независимо от конкретных социальных, политических и экономических условий».

Динамика и трансформация правовых систем на Северном Кавказе имеют длительную историю, которую можно разделить на четыре периода.

Первый - период до присоединения к Российской империи северокавказских народов, имевших оригинальные юридические системы, формировавшиеся в Античное время, Средневековье, и длившийся до конца XVIII в.

Кавказ был местом активного соприкосновения Востока и Запада, ислама и христианства, взаимодействия восточной и западной культур. Религиозно-духовные, юридические и этические ценности занимали важное место в образе жизни его народов. Анализ сохранившихся юридических памятников показывает весьма высокий уровень достигнутой правовой культуры. Связующей нитью между народами Северного Кавказа был ислам, появившийся здесь в VIII в. и внедрившийся в конце XVII в. в его сообщества. Шариат выступает не только в качестве религиозно-правовой системы, приобщение к которой было большим шагом вперед. Он привнес с собой комплекс институтов, которые охватывали социально-духовную жизнь и оказывали сильное влияние на культурные, национальные и юридические традиции.

Второй - период развития на Северном Кавказе с XIX века, после его единения с Россией, правового строя, складывающегося из законов Российской империи, адата и норм шариата. Конвергенция данных систем обусловила феномен правового плюрализма в регулировании отношений в этническом социуме.

В третий период - с октября 1917 г., после революционного слома старого права и судов, на Северном Кавказе было восстановлено и легализовано действие адатского и мусульманского права и судов, проведена формальная институционализация шариата.

Четвертый период - с развала СССР в конце XX в. и по настоящее время, когда вопросы взаимодействия и сосуществования европейской и мусульманской правовой культур приобретают не только теоретическое, но и практическое значение для России.

На основе и с использованием широкого круга документов и источников в практическом плане доказывается, что адатское и мусульманское право северокавказских народов было включено в законодательство Российской империи, РСФСР и СССР, и формально являлось

Правовая система»- все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими составными элементами правовой действительности — правовой идеологией и судебной (юридической) практикой.

Равноправие народов.

Именем Республики Российской Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин) Народный комиссар по делам национальностей Иосиф Джугашвили (Сталин) 2 ноября 1917 г. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ

Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.

Раскрепощаются крестьяне … солдаты и матросы … рабочие .. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.

Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть преступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.

В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов - с другой.

Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата.

Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.

В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокаций, прикрывающейся словесными заявлениями о "свободе" и "равенстве" народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.

Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.

Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.

Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.

Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

Исполняя волю этих съездов. Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:

1. Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких, национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования комиссии по делам национальностей.

I съезд советов СССР. Декларация и договор об образовании СССР

I съезд Советов начал работу 30 декабря 1922 г. в Москве. Съезд утвердил Декларацию и Союзный договор об образовании СССР и избрал Центральный Исполнительный Комитет Союза СССР (ЦИК СССР).

В Декларации говорилось: "...что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... новое союзное государство явится... новым решительным шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

Суд

Единая судебная система впервые в истории Дагестана была создана на основании Положения об управлении Дагестанской областью, утвержденного 5 апреля 1860 г. До этого судопроизводство осуществлялось по адатам и шариату разными общественными структурами.

Указанным Положением был учрежден Дагестанский областной народный суд, который являлся апелляционной инстанцией для девяти окружных судов. Окружные суды, в свою очередь, были апелляционной инстанцией для сельских словесных судов, созданных во всех сельских обществах.

Все суды работали под руководством военной администрации, находились на государственном обеспечении. Председатели Дагестанского областного народного и окружных судов назначались военным командованием. Депутаты (члены суда) для Дагестанского и окружных судов избирались сроком на 3 года от населения по числу наибств, входящих в округ. Сельский словесный суд состоял из председателя и двух судей, избираемых сельским обществом. Во всех судах судопроизводство осуществлялось по адатам , шариату и особым постановлением военных властей.

После установления Советской власти Дагревком 24 июля 1920 г. утвердил Положение о судах Дагестана, согласно которому учреждались суды двоякого типа. В трех городах (Темир-Хан-Шура, ныне Буйнакск, Петровск, ныне Махачкала, Дербент) были созданы народные суды, учрежденные Декретом ВЦИК. На всей территории Дагестана были учреждены народные шариатские суды (сельские, окружные, Дагестанский), которые действовали на основании Положения о шариатских судах и тоже находились на государственном обеспечении Параллельно с шариатскими, по решению Дагобкома РКП(б), стали создаваться и народные суды.

В ноябре 1927 Вторая сессия ЦИК ДАССР года законодательно закрепила ликвидацию шариатских судов.

"Суды кадията" и субъектность российской уммы

Необходимость обретения российской уммой собственной субъектности в разных ее аспектах все больше осознается мусульманами нашей страны. И повседневный жизненный опыт, и общественно-политическая деятельность отечественных последователей Ислама практическим образом подтверждают потребность в собственных социальных и политических институтах.

Многие исламские аналитики давно высказывают эту мысль - в частности, британский политолог Калим Сиддыки настоятельно рекомендовал мусульманам обретать собственную субъектность, не растворяясь в иных общественных и политических силах. Исламские общины Запада осознали правильность этой идеи, что заметно на практике.

Большинством же российских мусульман, увы, исламская ментальность пока еще не выработана. А без этого и об исламской субъектности говорить бессмысленно. Именно данным обстоятельством объясняется их порой странное равнодушие, пассивность, дистанцирование от проблем, волнующих мировую умму.

Аналогичным образом структурная организованность, система взаимопомощи, отлаженность механизма закята (обязательного пожертвования), садаки (добровольного пожертвования) и вакфа (передачи какого-либо имущества исключительно на религиозные цели) в российской умме, увы, пока стремится к нулю. Безусловно, и среди приверженцев Ислама нашей страны существуют инициативные, пассионарные, волевые личности, осознающие необходимость кардинального изменения существующего положения уммы. Однако для того, чтобы их проекты реализовались успешно, необходимо разбудить от "зимней спячки" основную массу мусульман нашей страны.

Кроме того, существуют и другие факторы, препятствующие пробуждению российской уммы. Это - критически высокий уровень раздробленности и местечковой вражды даже среди пассионарной части уммы, откровенная конкуренция мусульманских лидеров вместо их сотрудничества, непрекращающиеся репрессии со стороны силовых структур против активной части мусульман в разных регионах России, пресловутая зачаточность исламских социальных и политических институтов и многое другое.

На памяти пара случаев, когда мусульманки разводились со своими мужьями из-за плохого обращения и невыполнения обязательств, которые предписаны Шариатом. По ходу этой процедуры у них возникало множество вопросов по поводу необходимых условий и технической стороны развода в Исламе, вопросов идды, махра, наконец, самой формулы бракоразводного процесса. В итоге были подняты силы множества получивших исламское образование мусульманских братьев города, причем в одном из случаев пришлось даже звонить квалифицированным специалистам за границу.

Некий формалист может сказать, что эти сестры таким образом выносят свое личное дело из избы. Однако лишь законченной ханжа может бросить такое обвинение мусульманкам: они экстренно нуждались в компетентной консультации исламского законоведа, специалиста по фикху, да и просто в совете и поддержке в затруднительной ситуации.

И подобные случаи свидетельствуют о необходимости института исламского кадията (кадий - исламский судья), компетентного решать гражданские дела в соответствии с Шариатом - своего рода исламский аналог товарищеских судов, существовавших в советское время.

Дело в том, что, например, если муж отказывается дать развод жене, то она, по Шариату, для разрешения сложившейся проблемы должна обратиться в кадият. Специалист же, изучив ситуацию, наделен правом, согласно исламским канонам, развести пару, даже если супруг не согласен на это.

Без участия третьей стороны с точки зрения Ислама такого рода ситуация не может быть разрешена. Иначе, бросив мужа, не получив развода, женщина совершает грех. Ситуация сложнейшая и в некоторой степени критическая.

Но что делать, если такого органа - кадията - нет? Как быть мусульманам России, которые сталкиваются как раз с подобной проблемой. А ведь участие шариатского судьи необходимо не только в бракоразводных процессах, но и, как минимум, при всех сложностях, касающихся семейно-брачных отношений, раздела наследства, да и в улаживании конфликтов они могли бы сыграть позитивную роль.

Важно отметить, что во многих сферах жизнедеятельности, в частности, таких, как брак, развод, вопросы наследования, мусульмане зачастую предпочитают обращаться не в госструктуры: множество никяхов (бракосочетание) или их расторжений не регистрируется в ЗАГСе, а выполняется мусульманами самостоятельно в соответствии с законами Шариата. Иными словами, исламское судопроизводство в той или иной степени в стране де-факто уже существует и существовало всегда. Важно только его несколько институализировать.

Конечно, сегодня в России существуют имамы мечетей, к которым можно обратиться в связи со сложной ситуацией. Однако они далеко не всегда обладают должным уровнем компетенции, кроме того, эти люди не всегда способны учитывать всю палитру существующих в фикхе правовых мнений.

В общем, необходимость "суды кадиятов" и подготовка соответствующих кадров для них в нашей стране очевидна. Это объясняется как сложившейся ситуацией, так и самим исламским миропониманием.

Но "кадияты", как обшинные суды - это лишь один аспект субъектности исламской общины. Ведь мусульманская инфраструктура - это не только халяльные кафе, отдельные пляжи и бассейны для женщин или специализированные гастрономы и магазины хиджабов.

Ислам пронизывает все стороны жизни, в том числе политическую, экономическую, правовую сферу, а интересы мусульманина не должны сводиться исключительно к наполнению собственного желудка или ублажению тела загоранием на халяльном пляже. Потребность в отдыхе, спорте и полноценном питании никоим образом не отрицается, благо Ислам - не религия монахов, однако сводить задачи исламской субъектности к обслуживанию бытовых потребностей в корне недопустимо.

Поэтому исламская субъектность - это и СМИ, и образовательные учреждения, и интеллектуально-аналитические центры, и социальные организации, и правовые учреждения, и, главное, политическое оформление исламского пространства.

Следует также понимать, что достижение исламской субъектности отнюдь не подразумевает изоляционизма и геттоизации мусульман. Напротив, это должно способствовать тому, чтобы они стали полноценным и самостоятельным участником важнейших процессов, протекающих в стране. Иными словами, займут свое место в формирующемся гражданском обществе России.

А для этого необходимо, чтобы мусульмане не снизу вверх заглядывались на чужие знамена, а сами становились примером организованности, дисциплины и справедливости, вели за собой людей разных вероисповеданий и национальностей, а не были бы слабым, безынициативным, пассивным "электоратом", разменной монетой в играх разных сил.

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О традиционных общинных (джамаатских) судах коренных народов в Российской Федерации

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности традиционных общинных судов коренных народов на территории Российской Федерации.

2. В общинный суд может по соглашению сторон разбирательства (далее также - стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности традиционных общинных судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

общинный суд - постоянно действующий общинный суд или джамаатский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - общинный суд для разрешения конкретного спора);

общинный судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в общинном суде;

общинное разбирательство - процесс разрешения спора в общинном суде и принятия решения общинным судом;

общинное соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение общинного суда;

правила постоянно действующего общинного суда - уставы, положения, регламенты, содержащие правила общинного разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий общинный суд;

правила общинного разбирательства - нормы, регулирующие порядок разрешения спора в общинном суде, включающий правила обращения в общинный суд, избрания (назначения) традиционных общинных судей и процедуру общинного разбирательства;

стороны общинного разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане-предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в общинный суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд - арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Порядок образования и деятельности традиционных общинных судов

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие общинные суды и общинные суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие общинные суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

Постоянно действующие общинные суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий общинный суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего общинного суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем общинном суде;

3) утвердила список традиционных общинных судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий общинный суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий общинный суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего общинного суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

5. Порядок образования общинного суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 11, пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования общинного суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8-14 настоящего Федерального закона.

6. Правила общинного разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Получение документов и иных материалов

1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.

2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной общинного разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной общинного разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

Статья 5. Передача спора на разрешение общинного суда

1. Спор может быть передан на разрешение общинного суда при наличии заключенного между сторонами общинного соглашения.

2. Общинное соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

3. Общинное соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

4. Общинное соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

5. Спор не может быть передан на разрешение общинного суда при наличии в договоре медиативной оговорки (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ).

Статья 6. Нормы, применяемые общинным судом при разрешении споров

1.Общинный суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Общинный суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то общинный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Статья 6_1. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в общинном суде

1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии общинного разбирательства.

2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить общинному суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

3. В случае, если общинному суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", и указывается в определении общинного суда. На этот срок общинное разбирательство откладывается.

5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в общинном суде, может быть утверждено общинным судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.

ГЛАВА II. ОБЩИННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Статья 7. Форма и содержание общинного соглашения

1. Общинное соглашение заключается в письменной форме. Общинное соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение общинного суда, является общинным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает общинное соглашение частью договора.

2. При несоблюдении правил, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, общинное соглашение является незаключенным.

3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий общинный суд правила постоянно действующего общинного суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части общинного соглашения.

ГЛАВА III. СОСТАВ ОБЩИННОГО СУДА

Статья 8. Требования, предъявляемые к общинному судье

1. Общинным судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей общинного судьи.

2. Общинный судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава общинного суда.

3. Требования, предъявляемые к квалификации общинного судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами общинного разбирательства.

4. Общинным судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

5. Общинным судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

6. Общинным судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

7. Общинным судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) общинным судьей.

Статья 9. Число традиционных общинных судей

1. Стороны могут определить число традиционных общинных судей, которое должно быть нечетным.

2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три традиционных общинных судьи.

3. Если правилами постоянно действующего общинного суда не определено число традиционных общинных судей, то избираются (назначаются) три традиционных общинных судьи.

Статья 10. Формирование состава общинного суда

1. Формирование состава общинного суда производится путем избрания (назначения) традиционных общинных судей (общинного судьи).

2. В постоянно действующем общинном суде формирование состава общинного суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего общинного суда.

3. В общинном суде для разрешения конкретного спора формирование состава общинного суда производится в порядке, согласованном сторонами.

4. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава общинного суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

1) при формировании состава общинного суда, состоящего из трех традиционных общинных судей, каждая сторона избирает одного общинного судью, а два избранных таким образом традиционных общинных судьи избирают третьего общинного судью.

Если одна из сторон не избирает общинного судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных традиционных общинных судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего общинного судью, то рассмотрение спора в общинном суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

2) если спор подлежит разрешению общинным судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании общинного судьи стороны в течение 15 дней не избирают общинного судью, то рассмотрение спора в общинном суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

Статья 11. Основания для отвода общинного судьи

Отвод общинному судье может быть заявлен в случаях несоблюдения требований, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок отвода общинного судьи

1. В случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) общинным судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для его отвода в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

В случае, если указанные обстоятельства возникли во время общинного разбирательства, общинный судья должен без промедления сообщить об этом сторонам и заявить самоотвод.

2. Сторона может заявить отвод избранному ею общинному судье в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона только в случае, если обстоятельства, являющиеся основаниями для отвода, стали известны стороне после избрания ею отводимого общинного судьи.

3. В постоянно действующем общинном суде процедура отвода общинного судьи может быть определена правилами постоянно действующего общинного суда.

4. В общинном суде для разрешения конкретного спора процедура отвода общинного судьи может быть согласована сторонами.

5. Если процедура отвода общинного судьи не согласована сторонами или не определена правилами постоянно действующего общинного суда, то письменное мотивированное заявление об отводе общинного судьи должно быть подано стороной в течение пяти дней после того, как стороне стало известно о том, что состав общинного суда сформирован и есть основания для отвода общинного судьи в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

Если общинный судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона не согласна с отводом общинного судьи, то вопрос об отводе общинного судьи разрешается другими общинными судьями, входящими в состав общинного суда, в десятидневный срок с момента получения письменного мотивированного заявления стороны. Вопрос об отводе общинного судьи, разрешающего спор единолично, разрешается этим общинным судьей.

Статья 13. Прекращение полномочий общинного судьи

1. Полномочия общинного судьи могут быть прекращены по соглашению сторон, в связи с самоотводом общинного судьи или отводом общинного судьи по основаниям, предусмотренным статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, а также в случае смерти общинного судьи.

2. Полномочия общинного судьи прекращаются после принятия решения по конкретному делу. В случаях, предусмотренных статьями 34-36 настоящего Федерального закона, полномочия общинного судьи возобновляются, а затем прекращаются после совершения процессуальных действий, предусмотренных указанными статьями.

3. Основаниями для прекращения полномочий общинного судьи по соглашению сторон, а также для самоотвода общинного судьи являются юридическая или фактическая неспособность общинного судьи участвовать в рассмотрении спора, иные причины, по которым общинный судья не участвует в рассмотрении спора в течение неоправданно длительного срока.

Статья 14. Замена общинного судьи

В случае прекращения полномочий общинного судьи другой общинный судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого общинного судьи.

ГЛАВА IV. РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРА В ОБЩИННОМ СУДЕ

Статья 15. Состав расходов, связанных с разрешением спора в общинном суде

1. Расходы, связанные с разрешением спора в общинном суде, включают:

гонорар традиционных общинных судей;

расходы, понесенные общинными судьями в связи с участием в общинном разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;

суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;

расходы, понесенные общинными судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;

расходы, понесенные свидетелями;

расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение общинного суда;

расходы на организационное, материальное и иное обеспечение общинного разбирательства;

иные расходы, определяемые общинным судом.

2. Если правилами постоянно действующего общинного суда не определено, что стороны несут расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, то такие расходы включаются в состав расходов постоянно действующего общинного суда (общинный сбор).

3. Размер гонорара традиционных общинных судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного общинными судьями на общинное разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.

4. В постоянно действующем общинном суде размер гонорара традиционных общинных судей определяется составом общинного суда в соответствии со шкалой гонораров традиционных общинных судей, предусмотренной правилами постоянно действующего общинного суда, а при отсутствии таковой - с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.

5. В общинном суде для разрешения конкретного спора размер гонорара традиционных общинных судей определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такового - общинным судом для разрешения конкретного спора с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.

Статья 16. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в общинном суде

1. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в общинном суде, между сторонами производится общинным судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового - пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.

2. Расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение общинного суда, а также иные расходы, связанные с общинным разбирательством, могут быть по решению общинного суда отнесены на другую сторону, если требование о возмещении понесенных расходов было заявлено в ходе общинного разбирательства и удовлетворено общинным судом.

3. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в общинном суде, указывается в решении или определении общинного суда.

ГЛАВА V. ОБЩИННОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Статья 17. Компетенция общинного суда

1. Общинный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против общинного разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности общинного соглашения. Для этой цели общинное соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод общинного суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.

2. Сторона вправе заявить об отсутствии у общинного суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора.

3. Сторона вправе заявить о превышении общинным судом его компетенции, если в ходе общинного разбирательства предметом общинного разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено общинным соглашением либо который не может быть предметом общинного разбирательства в соответствии с федеральным законом или правилами общинного разбирательства.

4. Общинный суд обязан рассмотреть заявление, сделанное в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.

5. Если общинный суд при рассмотрении вопроса о своей компетенции выносит определение об отсутствии у общинного суда компетенции в рассмотрении спора, то общинный суд не может рассматривать спор по существу.

Статья 18. Принципы общинного разбирательства

Общинное разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности традиционных общинных судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Статья 19. Определение правил общинного разбирательства

1. Постоянно действующий общинный суд осуществляет общинное разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего общинного суда, если стороны не договорились о применении других правил общинного разбирательства.

2. Общинный суд для разрешения конкретного спора осуществляет общинное разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами.

3. Правила общинного разбирательства, согласованные сторонами в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не могут противоречить обязательным положениям настоящего Федерального закона, не предоставляющим сторонам права договариваться по отдельным вопросам.

В части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего общинного суда и настоящим Федеральным законом, правила общинного разбирательства определяются общинным судом.

Статья 20. Место общинного разбирательства

1. В общинном суде для разрешения конкретного спора стороны могут по своему усмотрению договориться о месте общинного разбирательства.

Если стороны не договорились об ином, то место общинного разбирательства определяется общинным судом для разрешения конкретного спора с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.

2. В постоянно действующем общинном суде место общинного разбирательства определяется в соответствии с правилами постоянно действующего общинного суда.

Если в правилах постоянно действующего общинного суда нет указания на место общинного разбирательства либо порядок его определения, то место общинного разбирательства определяется составом общинного суда с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.

Статья 21. Язык (языки) общинного разбирательства

1. Если стороны не договорились об ином, то общинное разбирательство ведется на русском языке.

2. Сторона, представляющая документы и иные материалы не на языке (языках) общинного разбирательства, обеспечивает их перевод.

3. Общинный суд может потребовать от сторон перевода документов и иных материалов на язык (языки) общинного разбирательства.

Статья 22. Конфиденциальность общинного разбирательства

1. Общинный судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе общинного разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников.

2. Общинный судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе общинного разбирательства.

Статья 23. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление

1. Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в общинный суд. Копия искового заявления передается ответчику.

2. В исковом заявлении должны быть указаны:

1) дата искового заявления;

2) наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами общинного разбирательства; фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами общинного разбирательства;

3) обоснование компетенции общинного суда;

4) требования истца;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

6) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

7) цена иска;

8) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае, если исковое заявление подписано представителем истца, к исковому заявлению должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

3. Правилами общинного разбирательства могут быть предусмотрены дополнительные требования к содержанию искового заявления.

4. Ответчик вправе представить истцу и в общинный суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Отзыв на исковое заявление представляется истцу и в общинный суд в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами общинного разбирательства.

Если правилами общинного разбирательства срок представления отзыва на исковое заявление не определен, то указанный отзыв представляется до первого заседания общинного суда.

5. В ходе общинного разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска.

Статья 24. Встречный иск и зачет встречных требований

1. Ответчик вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен общинным судом в соответствии с общинным соглашением.

2. Встречный иск может быть предъявлен в ходе общинного разбирательства до принятия решения общинным судом, если сторонами не согласован иной срок для предъявления встречного иска.

3. Встречный иск должен удовлетворять требованиям пункта 2 статьи 23 настоящего Федерального закона.

4. Истец вправе представить возражения против встречного иска в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами общинного разбирательства.

5. Если стороны не договорились об ином, то ответчик вправе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации потребовать зачета встречного требования с соблюдением требований пунктов 1-4 настоящей статьи.

Статья 25. Полномочия общинного суда распорядиться о принятии обеспечительных мер

1. Если стороны не договорились об ином, то общинный суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми.

2. Общинный суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

3. Обращение стороны в компетентный суд с заявлением об обеспечении иска и принятие компетентным судом обеспечительных мер не могут рассматриваться как несовместимые с соглашением о передаче спора в общинный суд или как отказ от такого соглашения.

4. Заявление об обеспечении иска, рассматриваемого в общинном суде, подается стороной в компетентный суд по месту осуществления общинного разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры.

К заявлению об обеспечении иска прилагаются доказательства предъявления иска в общинный суд, определение общинного суда о принятии обеспечительных мер, а также доказательства уплаты государственной пошлины в порядке и размере, которые установлены федеральным законом.

5. Рассмотрение компетентным судом заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в общинном суде, и вынесение им определения об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении осуществляются в порядке, установленном арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. *25.5)

6. Определение об обеспечении иска, рассматриваемого в общинном суде, может быть отменено компетентным судом, вынесшим это определение, по заявлению одной из сторон. Решение общинного суда об отказе в удовлетворении исковых требований является основанием для отмены компетентным судом обеспечительных мер.

Статья 26. Представление доказательств

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Общинный суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.

Статья 27. Участие сторон в заседании общинного суда

1. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

2. Если стороны не договорились об ином, то общинное разбирательство осуществляется в заседании общинного суда с участием сторон или их представителей.

3. Сторонам должно быть заблаговременно направлено уведомление о времени и месте заседания общинного суда. Указанное уведомление направляется и вручается в порядке, предусмотренном статьей 4 настоящего Федерального закона.

Если стороны не договорились об ином, то копии всех документов и иных материалов, а также иная информация, которые представляются общинному суду одной из сторон, должны быть переданы общинным судом другой стороне. Экспертные заключения, на которых общинный суд основывает свое решение, должны быть переданы общинным судом сторонам.

4. Если стороны не договорились об ином, то состав общинного суда рассматривает дело в закрытом заседании.

Статья 28. Последствия непредставления сторонами документов и иных материалов или неявки сторон

1. Непредставление документов и иных материалов, в том числе неявка на заседание общинного суда сторон или их представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания общинного суда, не являются препятствием для общинного разбирательства и принятия решения общинным судом, если причина непредставления документов и иных материалов или неявки сторон на заседание общинного суда признана им неуважительной.

2. Непредставление ответчиком возражений против иска не может рассматриваться как признание требований истца.

Статья 29. Назначение и проведение экспертизы

1. Если стороны не договорились об ином, то общинный суд может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.

Если стороны не договорились об ином, то общинный суд может назначить одного или нескольких экспертов.

2. Если стороны не договорились об ином, то кандидатура эксперта, а также вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определяются общинным судом с учетом мнения сторон.

3. Если стороны не договорились об ином, то общинный суд распределяет расходы, понесенные при проведении экспертизы, в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

4. Экспертное заключение представляется в письменной форме.

5. Если стороны не договорились об ином, то эксперт при условии, что об этом просит любая из сторон или общинный суд считает это необходимым, должен после представления экспертного заключения принять участие в заседании общинного суда, на котором сторонам и общинным судьям предоставляется возможность задавать эксперту вопросы, связанные с проведением экспертизы и представленным экспертным заключением.

Статья 30. Протокол заседания общинного суда

Если стороны не договорились об ином, то в заседании общинного суда ведется протокол.

ГЛАВА VI. РЕШЕНИЕ ОБЩИННОГО СУДА

Статья 31. Обязательность решения общинного суда

Стороны, заключившие общинное соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение общинного суда. Стороны и общинный суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение общинного суда было юридически исполнимо.

Статья 32. Принятие решения общинным судом

1. После исследования обстоятельств дела общинный суд большинством голосов традиционных общинных судей, входящих в состав общинного суда, принимает решение.

Решение объявляется в заседании общинного суда. Общинный суд вправе объявить только резолютивную часть решения. В этом случае, если стороны не согласовали срок для направления решения, мотивированное решение должно быть направлено сторонам в срок, не превышающий 15 дней со дня объявления резолютивной части решения.

2. Общинный суд вправе, если признает это необходимым, отложить принятие решения и вызвать стороны на дополнительное заседание при условии соблюдения положений пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

3. По ходатайству сторон общинный суд принимает решение об утверждении мирового соглашения, если мировое соглашение не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Содержание мирового соглашения излагается в решении общинного суда.

4. Решение общинного суда считается принятым в месте общинного разбирательства и в день, когда оно подписано общинными судьями, входящими в состав общинного суда.

Статья 33. Форма и содержание решения общинного суда

1. Решение общинного суда излагается в письменной форме и подписывается общинными судьями, входящими в состав общинного суда, в том числе общинным судьей, имеющим особое мнение. Особое мнение общинного судьи прилагается к решению общинного суда. Если общинное разбирательство осуществлялось коллегиально, то решение может быть подписано большинством традиционных общинных судей, входящих в состав общинного суда, при условии указания уважительной причины отсутствия подписей других традиционных общинных судей.

2. В решении общинного суда должны быть указаны:

1) дата принятия решения, определенная в соответствии с пунктом 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;

2) место общинного разбирательства, определенное в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

3) состав общинного суда и порядок его формирования;

4) наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами общинного разбирательства; фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами общинного разбирательства;

5) обоснование компетенции общинного суда;

6) требования истца и возражения ответчика, ходатайства сторон;

7) обстоятельства дела, установленные общинным судом, доказательства, на которых основаны выводы общинного суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался общинный суд при принятии решения.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы общинного суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования. В резолютивной части указываются сумма расходов, связанных с разрешением спора в общинном суде, распределение указанных расходов между сторонами, а при необходимости - срок и порядок исполнения принятого решения.

3. После принятия решения каждой стороне должен быть вручен либо направлен экземпляр решения, оформленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 34. Дополнительное решение

1. Если стороны не договорились об ином, то любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение 10 дней после получения решения общинного суда обратиться в тот же общинный суд с заявлением о принятии дополнительного решения в отношении требований, которые были заявлены в ходе общинного разбирательства, однако не нашли отражения в решении. Указанное заявление должно быть в течение 10 дней после его получения рассмотрено составом общинного суда, разрешившим спор.

2. По результатам рассмотрения соответствующего заявления принимается либо дополнительное решение, которое является составной частью решения общинного суда, либо определение об отказе в удовлетворении заявления о принятии дополнительного решения.

Статья 35. Разъяснение решения

Если стороны не договорились об ином, то любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение 10 дней после получения решения общинного суда обратиться в тот же общинный суд с заявлением о разъяснении решения. Заявление о разъяснении решения должно быть рассмотрено в течение 10 дней после его получения составом общинного суда, разрешившим спор.

2. Общинный суд вправе разъяснить принятое им решение, не изменяя его содержания.

3. По результатам рассмотрения соответствующего заявления выносится либо определение о разъяснении решения, которое является составной частью решения общинного суда, либо определение об отказе в разъяснении решения.

Статья 36. Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок

1. Общинный суд вправе по заявлению любой из сторон или по своей инициативе исправить допущенные описки, опечатки, арифметические ошибки.

2. Об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок общинный суд выносит определение, которое является составной частью решения.

Статья 37. Определение общинного суда

По вопросам, не затрагивающим существа спора, общинный суд выносит определение.

Статья 38. Прекращение общинного разбирательства

Общинный суд выносит определение о прекращении общинного разбирательства в случаях, если:

истец отказывается от своего требования, если только ответчик не заявит возражения против прекращения общинного разбирательства в связи с наличием у него законного интереса в разрешении спора по существу;

стороны достигли соглашения о прекращении общинного разбирательства;

общинный суд вынес определение об отсутствии у общинного суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор;

общинный суд принял решение об утверждении письменного мирового соглашения;

организация, являющаяся стороной общинного разбирательства, ликвидирована;

гражданин-предприниматель либо гражданин, являющийся стороной общинного разбирательства, умер либо объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим;

имеется вступившее в законную силу, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда общей юрисдикции, арбитражного суда или общинного суда.

Статья 39. Хранение решений и дел

1. Решение общинного суда для разрешения конкретного спора в месячный срок после его принятия направляется вместе с материалами по делу для хранения в компетентный суд.

2. Если правилами постоянно действующего общинного суда не определен иной срок, то рассмотренное в постоянно действующем общинном суде дело хранится в данном общинном суде в течение пяти лет с даты принятия по нему решения.

ГЛАВА VII. ОСПАРИВАНИЕ РЕШЕНИЯ ОБЩИННОГО СУДА

Статья 40. Оспаривание решения общинного суда в компетентный суд

Если в общинном соглашении не предусмотрено, что решение общинного суда является окончательным, то решение общинного суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения общинного суда.

Статья 41. Порядок оспаривания решения общинного суда

Порядок оспаривания решения общинного суда в компетентный суд, рассмотрения компетентным судом заявления об отмене решения общинного суда и принятия решения (определения) об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления определяется арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Основания для отмены решения общинного суда

Решение общинного суда может быть отменено компетентным судом лишь в случаях, если:

1) сторона, подавшая заявление об отмене решения общинного суда, представит доказательства того, что:

общинное соглашение является недействительным по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом;

решение общинного суда вынесено по спору, не предусмотренному общинным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы общинного соглашения. Если постановления общинного суда по вопросам, которые охватываются общинным соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, которые не охватываются таким соглашением, то может быть отменена только та часть решения общинного суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым общинным соглашением;

состав общинного суда или общинное разбирательство не соответствовали положениям статей 8, 10, 11 или 19 настоящего Федерального закона;

сторона, против которой принято решение общинного суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) традиционных общинных судей или о времени и месте заседания общинного суда либо по другим причинам не могла представить общинному суду свои объяснения;

2) компетентный суд установит, что:

спор, рассмотренный общинным судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом общинного разбирательства;

решение общинного суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Статья 43. Последствия отмены решения общинного суда

В случае отмены решения общинного суда компетентным судом любая из сторон вправе в соответствии с общинным соглашением обратиться в общинный суд. Однако в случае, если решение общинного суда отменено полностью или частично вследствие недействительности общинного соглашения или потому, что решение принято по спору, не предусмотренному общинным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым общинным соглашением, соответствующий спор дальнейшему рассмотрению в общинном суде не подлежит.

ГЛАВА VIII. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ ОБЩИННОГО СУДА

Статья 44. Исполнение решения общинного суда

1. Решение общинного суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении.

2. Если в решении общинного суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

Статья 45. Принудительное исполнение решения общинного суда

1. Если решение общинного суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения общинного суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения общинного суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения общинного суда (далее - исполнительный лист).

2. Заявление о выдаче исполнительного листа подается в компетентный суд стороной, в пользу которой было вынесено решение.

3. К заявлению о выдаче исполнительного листа прилагаются:

1) оригинал или копия решения общинного суда. Копия решения постоянно действующего общинного суда заверяется председателем этого общинного суда, копия решения общинного суда для разрешения конкретного спора должна быть нотариально удостоверенной;

2) оригинал или копия общинного соглашения, заключенного в соответствии с положениями статьи 7 настоящего Федерального закона;

3) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в порядке и размере, которые установлены федеральным законом.

4. Заявление о выдаче исполнительного листа может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения общинного суда.

5. Заявление о выдаче исполнительного листа, которое было подано с пропуском установленного срока либо к которому не были приложены необходимые документы, возвращается компетентным судом без рассмотрения, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

6. Компетентный суд вправе восстановить срок на подачу заявления о выдаче исполнительного листа, если найдет причины пропуска указанного срока уважительными.

7. Заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается судьей компетентного суда единолично в течение одного месяца со дня поступления заявления в компетентный суд. О времени и месте рассмотрения указанного заявления уведомляются стороны, однако неявка сторон или одной стороны не является препятствием к рассмотрению заявления.

8. По результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа компетентный суд выносит определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в выдаче исполнительного листа.

Определение компетентного суда о выдаче исполнительного листа подлежит немедленному исполнению.

9. Определение компетентного суда о выдаче исполнительного листа или об отказе в выдаче исполнительного листа может быть обжаловано в порядке, установленном арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 46. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа

1. При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа компетентный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные общинным судом, либо пересматривать решение общинного суда по существу.

2. Компетентный суд выносит определение об отказе в выдаче исполнительного листа в случаях, если:

1) сторона, против которой было принято решение общинного суда, представит в компетентный суд доказательства того, что:

соглашение является недействительным, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 7 настоящего Федерального закона;

решение общинного суда принято по спору, не предусмотренному общинным соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы общинного соглашения. Если постановления общинного суда по вопросам, охватываемым общинным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение той части решения общинного суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым общинным соглашением, не может быть отказано;

состав общинного суда или общинное разбирательство не соответствовали требованиям статей 8, 10, 11 или 19 настоящего Федерального закона;

сторона, против которой было принято решение общинного суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) традиционных общинных судей или о времени и месте заседания общинного суда либо по другим причинам не могла представить общинному суду свои объяснения;

2) компетентный суд установит, что:

спор не может быть предметом общинного разбирательства в соответствии с федеральным законом;

решение общинного суда нарушает основополагающие принципы российского права.

3. В случае вынесения компетентным судом определения об отказе в выдаче исполнительного листа стороны вправе в соответствии с соглашением обратиться в общинный суд либо компетентный суд с соблюдением правил подведомственности и подсудности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 43 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 47. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Ахмеднабиев Магомед

http://lezghins.com/index.php?option=com_idoblog&task=viewpost&id=582&Itemid=61

Просмотров: 287 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017