Суббота, 20.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [28]
Геополитика на Кавказе [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Май » 26 » Первые деньги Кавказской Албании назывались Арцами
13:10
Первые деньги Кавказской Албании назывались Арцами

Думаю, на сегодняшний день нет необходимости доказывать, что люди, живущие на территории Кавказской Албании (Кура-Араксское междуречье и Южный Дагестан) издревле со времен неолита, в том числе и до образования государства Кавказская Албания (государство лезгин и лезгино-язычных народов, просуществовавшее полтора тысячелетия), осуществляли межплеменной, а также с другими народами обмен разнообразными продуктами, предметами обихода и сырьем. Но перед тем как поставить вопрос об изготовлении первых денег в Кавказской Албании и их предположительном названии, наверное, было бы разумнее поставить другой вопрос: с каких времен обитатели Кавказской Албании знакомы с технологиями добычи металлов, из которых они впоследствии изготавливали деньги? То есть, в какой период произошло расширение сферы и ассортимента товарообмена, в том числе металлами и металлическими изделиями, а потом, соответственно, переход ценных металлов в денежный эквивалент?

Не менее интересны и важны и такие вопросы: как могли выглядеть первые деньги Кавказской Албании? Как они назывались? Где изготавливались?

То, что территория Кавказской Албании насыщена большим количеством месторождений разнообразных твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, считаю, доказывать не нужно. Считаю также, что обитатели Кавказской Албании с незапамятных времен были знакомы с добычей таких металлов, как золото, серебро, ртуть, медь, свинец и др. То есть если бы не осуществлялась добыча металлов из недр, то и не существовало бы в лезгинском языке слов, обозначающих данные и другие металлы, и, соответственно, названия данных металлов были бы заимствованы из других языков, как, например, чугун. Лезгины, как и другие народы, тысячелетиями знали о существовании железа и добывали его с дальнейшей при необходимости переработкой в сталь. Выплавку осуществляли следующим образом: измельченную железную руду выплавляли в обычных накрытых сверху ямах, позднее в невысоких глиняных печах. В них древесным углем при температуре около 900 градусов Цельсия из руды восстанавливали железо без расплавления руды. Полученный продукт представлял собой бесформенный пропитанный шлаком пористый кусок железа, так называемая крица. Для удаления шлака крицу в разогретом состоянии неоднократно проковывали. Тогдашняя технология добычи железа не допускала получения чугуна из руды, и они заимствовали его название из русского языка.

Сделаем попытку осуществить поиск добычи металлов, имевшихся на территории Кавказской Албании, осуществив поиск добычи металлов на прилегающих территориях, технологии металлодобычи и обработки, которые могли быть заимствованы обитателями Кавказской Албании. Итак, вот что пишет С. И. Венецкий (статья приводится в сокращении в книге «В мире металлов», М., «Металлургия», 1988, стр.15) по поводу вышепоставленного вопроса и возникновения на Земле металлургии и добычи меди: «Осенью 1958 года английский археолог Джеймс Меллаарт приступил к раскопкам восточного холма Чатал – Хююк (холмы Чатал – Хююка высятся среди солончаковых степей на Анатолийском плоскогорье в Турции, в долине реки Коньи). Оказалось, что здесь когда-то находилось поселение древних земледельцев и скотоводов. Радиоуглеродный анализ позволил определить время существования этого поселения: примерно 6500—5700 годы до н.э. Восемь с половиной тысячелетий! Столь почтенный возраст Чатал-Хююка не мог не вызвать огромного интереса к этому памятнику неолитической эпохи.

Были найдены неплохо сохранившиеся хижины, домашние очаги, предметы обихода. Щедрым оказался Чатал-Хююк и на произведения искусства древних мастеров: настенные цветные фрески, барельефы, изящные статуэтки, керамические изделия. Но все же наибольшую научную ценность, пожалуй, имели не они, а маленькие медные вещицы, найденные на одном из самых нижних (а значит, и самых ранних) горизонтов раскопок: мелкие шильца, крохотные бусинки и трубочки, служившие украшениями для женской одежды. Эти невзрачные на вид, окислившиеся и позеленевшие крупицы меди были древнейшими на тот момент металлическими изделиями, которые удалось найти на нашей планете.

Поначалу Меллаарт предположил, что медь, послужившая здешним жителям материалом для их поделок, имела самородное происхождение. Но Чатал-Хююк преподнес археологам и историкам металлургии еще один сюрприз: рабочие, проводившие раскопки, натолкнулись в тех же нижних слоях на кусок медеплавильного шлака. Стало быть, мастера Чатал-Хююка умели не только обрабатывать самородную медь, но и выплавлять этот металл из руд.

Это открытие имело огромное значение для науки. И хотя вскоре после описанных событий к востоку от Конийской долины, в верховьях реки Тигр, группа американских и турецких археологов нашла остатки древнего поселения со следами меди и медной руды, которое оказалось примерно на пять веков старше Чатал-Хююка (т.е. 7 тыс. лет до н.э., или 9 тыс. лет тому назад), открытие на холме Анатолийского плоскогорья, отодвинувшее чуть ли не на три тысячелетия в глубь времен предполагаемую границу возникновения на Земле металлургии, вошло в историю археологии как одна из самых замечательных ее страниц». Там же (статья приводится в сокращении) на стр.22, 50 говорится по поводу добычи цинка: «Первый цинк? С цинковыми рудами человек знаком с давних времен: еще в древности греки, египтяне, римляне умели выплавлять латунь — сплав меди с цинком (кстати, латунь по-лезгински называется «кишпир», то есть не только вышеперечисленные народы выплавляли латунь). Но в чистом виде цинк долго не давался в руки химикам и металлургам: непросто оказалось извлечь этот металл из его оксида. Все же древние мастера постепенно научились конденсировать пары цинка без доступа воздуха в глиняных сосудах и получать таким путем слитки синевато-белого металла. Вплоть до второй половины XVII века металлургический цинк доставлялся в Европу из Индии.

Именно поэтому большой интерес вызвала находка археологов при раскопках поселения Мешоко в предгорьях Северного Кавказа. В середине третьего тысячелетия до н. э. (селение Мешоко находится недалеко от нынешнего г. Владикавказа – РСО – Алания) в этих местах жили племена скотоводов, пользовавшихся медными и бронзовыми орудиями.

Среди многих найденных здесь в 1962 году мелких металлических поделок оказался сильно окисленный зеленовато-бурый небольшой предмет в форме трубочки, когда-то украшавший, по-видимому, шею одной из местных модниц. Чем же привлекло это скромное украшение современных историков и археологов? Спектральный анализ показал, что в материале, из которого оно было изготовлено, явно преобладал цинк. Неужели этот металл был известен здесь чуть ли не пять тысячелетий назад? Пришлось повторить анализ, но линии спектра вновь подтвердили, что исследуемый предмет сделан из цинка лишь с небольшими примесями меди. Быть может, цинковая поделка имеет более позднее происхождение и случайно оказалась среди действительно очень древних изделий? Но эта версия практически отпала после того, как были уточнены условия находки: цинковое украшение было обнаружено на глубине, соответствующей третьему тысячелетию до нашей эры, куда вряд ли могли попасть более «молодые» предметы.

Таким образом, не исключено, что украшение из Мешоко - древнейшее из всех известных сегодня науке цинковых изделий».

Пусть задолго до индийских и китайских мастеров у наших соседей в Алании встречается производство цинка (в Европе цинковое производство было возрождено в 1743 году в Англии, ранее в Трансильвании, на территории нынешней Румынии, где почти два тысячелетия тому назад находилась римская провинция Дакия, был найден металлический идол, отлитый из сплава, богатого цинком - более 85%), но позднее секрет получения этого металла оказался утерянным.

Возвращаясь к «нашему денежному вопросу», хочу обратить внимание на одну вещицу, которая тысячелетиями сохраняет одну и ту же форму и в статье про медные изделия, найденные в Чатал - Хююке, описывается как «трубочки, служившие украшениями для женской одежды», а в Мешоко - как «предмет в форме трубочки, когда-то украшавший, по видимому, шею одной из местных модниц».

Предположение 1.

Учитывая вышеизложенное, можно с уверенностью говорить, что то, что было известно обитателям Чатал – Хююка, Конийской долины, а также поселения Мешоко, задолго до образования государства Кавказская Албания было известно и обитателям Кура-Араксского междуречья и Южного Дагестана. Соответственно металлургическое производство на территории Кавказской Албании существовало.

Можно также предположить, что «трубочки», имевшие очень простую и незатейливую форму, но изготовленные из достаточно дорогих по тем временам металлов, выполняли функцию не украшений для модниц, а первых денег.

По всей вероятности, данные металлические трубочки являлись первыми металлическими деньгами так же, как в более поздние времена функцию денег выполняли и более тяжелые (чем трубочки) браслеты или кольца разного размера и веса, изготовленные из различных металлов. Они встречаются на территории Кавказской Албании в мужских и женских погребениях конца II - начала I тысячелетий до нашей эры единичными экземплярами и целыми десятками. Браслеты, о которых идет речь, «лишены всякой орнаментации и изготовлены по определенному весовому стандарту». Это подтверждает также предположение о том, что браслеты выполняли функцию денег, и в принципе можно было от браслета при необходимости «отрубить рубль».

Как долго и широко пользовались обитатели Кура – Араксского междуречья и Южного Дагестана этим видом металлических денег? Думаю, со времен неолита до тех времен, когда на территории Кавказской Албании появились знакомые нашему взору заимствованные круглые и других форм античные монеты. А браслетами пользуются и сегодня, но теперь только как произведениями искусства или в качестве украшений.

Предположение 2.

1. Древнее лезгинское название реки Аракс – Арц (Арц вацI). Слово «вацI» означает река.

2. Слово «арцави», встречающееся в различных источниках при описании Кавказской Албании и в более ранние периоды, - лезгинское слово, что подтверждается окончанием «ви», указывающим на принадлежность данного представителя к определенной территории, т.е. смысл слова «арцави» - это лезгинское племя, проживающее по долинам реки Арц. (Даже в современном названии реки Аракс сохраняется корень «Ар», таким же образом «кюреви», или кюринцы, являются людьми, проживающими по долинам реки Кура, а знаменитый поэт Низами Генджеви указывает на то, что он житель города Генджа, и т.д.

3. И сегодня слово «деньги» по-аварски произносится, как «арац». Слово «деньги» по- даргински – «арц». То, что это слово в двух дагестанских языках слышится, как «арц», является ли случайностью? Вряд ли. Скорее всего, во времена Кавказской Албании первые деньги «изготавливались» в районе реки Аракс (Арц вацI) арцами. Эти деньги, представляющие собой металлические браслеты, имели хождение и в Дагестане, в том числе и у других не лезгиноязычных народов. Этимологический отголосок этих денег слышится сейчас в аварском и даргинском языках. В современном лезгинском языке слово «деньги» произносится, как «пул», «манат». То есть лезгины из–за близких контактов с ираноязычными и тюркоязычными народами, длившихся тысячелетиями, заимствовали слово «деньги» у них, а вот у аварцев и даргинцев, проживающих в центральном и северо-западном горном Дагестане, таких контактов не было, что обусловило сохранение старого названия денег.

4. В этимологическом отношении интересно также и то, что по-даргински рубль - «куруш». Известно, что в районе с. Куруш (Южный Дагестан, Докузпаринский район) имеется Курушское рудное поле – свинцово-цинковых руд. Известно также, что с давних времен в данном районе производилась добыча, в основном, свинца. По-лезгински и на языках лезгиноязычных народов – по-табасарански, агульски, рутульски, цахурски - слово «свинец» на русский язык переводится как «песок из Куруша». То есть вполне вероятно, что на территории Дагестана свинец также выполнял денежную функцию.

И напоследок, вольно интерпретируя древнее лезгинское высказывание, хочу сказать «Мы знаем так, Всевышний знает лучше нас», соответственно был бы рад услышать другие мнения по данному «денежному» вопросу именно этого периода на страницах газеты.

Мирзабек Алимов (Махачкалинские известия, № 20 23.05.2008г.)

Просмотров: 1045 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024