Воскресенье, 22.10.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Май » 12 » Об исламе, христианстве и наследии Кавказской Албании: размышления после двух конференций
12:27
Об исламе, христианстве и наследии Кавказской Албании: размышления после двух конференций

С 3 по 6 сентября 2007 г. в Ереване в Национальной Академии наук РА состоялась международная конференция "Государственность Кавказской Албании и ее этнокультурное наследие". Ей предшествовала работа другой международной научной конференции на ту же тему: "Этнокультурное наследие Кавказской Албании", состоявшейся в Баку тремя месяцами ранее, с 21 по 22 мая. Из общего состава участников бакинской конференции, который, судя по информационным сообщениям, был достаточно разнородным, в Ереван приехали Сергей Муравьев (Франция) и Муртазали Гаджиев (Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН). До последнего дня в Ереване ждали прибытия автора албанской сенсации Зазы Алексидзе, директора Института рукописей Академии наук Грузии. Не смогли приехать некоторые известные специалисты по Кавказской Албании, однако они представили свои доклады, которые были озвучены и обсуждены. Научные дискуссии велись при самом активном участии академика НАН РА Паруйра Мурадяна и академика РАЕН Гаруна Ибрагимова, которые с самого начала задали высокую научную планку и строгий академический тон всей конференции. С докладами выступили более 20 исследователей, из гостей - Константин Цуккерман (Франция), Аликбер Аликберов (Институт востоковедения РАН), Тимур Айтберов (Дагестанский государственный универсистет), Игорь Семенов (ИИАЭ), а также общественный деятель, автор нашумевшей книги "Кавказская Албания - Лезгистан" Гаджи Абдурагимов. Специалистов из Армении представляла большая группа исследователей во главе с вице-президентом НАН РА Армении Владимиром Бархударяном, директором Института востоковедения НАН РА Рубеном Сафрастяном и главным организатором конференции Александром Акопяном. Было высказано сожаление, что азербайджанские специалисты не смогли приехать по политическим причинам.

Работа конференции прошла на удивление плодотворно. Ожидаемой политизации дискуссий, которой опасались большинство участников, в целом удалось избежать, за исключением, пожалуй, докладов двух участников из Дагестана - Тимура Айтберова и Гаджи Абдурагимова, которые продолжали дискутировать друг с другом, в чем-то соглашаясь, и в кулуарах конференции. Неявный политический подтекст присутствовал в ходе обсуждения темы о датировке обнаруженных З.Алексидзе древних албанских текстов: лекционария и др. Против предлагаемой исследователем датировки текстов концом IV века выступают некоторые европейские исследователи, которые считают, что лекционарий был написан в начале V века, а возможно, и позже. Наблюдатели полагают, что принципиальные расхождения в датировке памятника имеют в своей основе попытки найти доказательства, опровергающие сведения источников о создании в начале V века Месропом Маштоцем трех алфавитов: армянского, грузинского и албанского. Как известно, в грузинской историографии господствует точка зрения о местном происхождении грузинского алфавита. Паруйр Мурадян подчеркнул, что здесь нет оснований для споров, не нужно буквально понимать сведения источников. Грузинский алфавит, как и албанский, создавал не Маштоц, а его ученики, сами тоже известные ученые того времени, хорошо знавшие фонетические и другие особенности родного языка. История сохранила и имя албанского ученого - Бениамин.

А теперь несколько слов о том, что осталась за скобками, а именно - об интервью в перерывах заседаний, о нездоровом ажиотаже, который сопровождает каждую конференцию по Кавказской Албании, о неизбежности политизации, даже несмотря на то, что тексты, представляющие албанский Лекционарий, уже полностью прочитаны и опубликованы. Они оказались написанными на одном из дагестанских (точнее, лезгинских) языков - удинском. Казалось бы, чего дальше спорить, пора переходить к нормальному научному сотрудничеству, пример которого является и само издание синайских текстов. Но нет.

О крайней степени политизации азербайджано-армянских (или армяно-азербайджанских) отношений свидетельствуют два характерных случая, о которых в данном случае не могу не упоминать. Первый случай связан с моим интервью газете "Голосу Армении", который состоялся в ходе упомянутой ереванской конференции. Дело в том, что опубликованный текст оказался подредактированным, но уж очень избирательно. Допустим, у меня нет особых претензий к тому, что редактор удалил все упоминания о моих азербайджанских родственниках, оставив в тексте интервью только родственников армянского происхождения. Но считаю неприемлемыми искажения по существу, а именно: не "тюрки не могут быть потомками кавказских албанцев", как утверждается в газете, а тюрки-сельджуки, как говорилось в интервью, поскольку они, как известно, появились на Кавказе лишь в XI веке - об этом известно каждому студенту. Дело в том, что современные азербайджанцы - тоже тюрки, более того, в формировании азербайджанского этноса активное участие принимал и продолжает принимать местный кавказский (прежде всего лезгинский и аварский) субстрат. Последующий текст о самих азербайджанцах оказался и вовсе изъят из текста интервью, хотя я совершенно ясно выразился о том, что этнические азербайджанцы также имеют прямое отношение к историко-культурному наследию Кавказской Албании, поскольку албанский субстрат действительно принимал участие в этногенезе азербайджанского народа.

Второй случай произошел через год, уже в Москве, в ходе организации симпозиума по Кавказской Албании. Это была первая конференция по Кавказской Албании в России, хотя Кавказской Албании - самое древнее государственное образование на территории нашей страны (в состав Кавказской Албании входил и Южный Дагестан). Поэтому было решено сфокусировать внимание на лезгинские народы, поскольку именно они населяли и до сих пор населяют историческое ядро Кавказской Албании - Северный Азербайджан и Южный Дагестан. Кроме того, мы, учитывая ситуацию, сложившуюся вокруг Карабахского конфликта, старались максимально соблюдать все формальности и процедуры: из Азербайджана и Армении было приглашено равное количество специалистов, по 5 (пять) человек с каждой стороны. Однако еще до начала конференции в СМИ и Интернете, преимущественно в Азербайджане и Грузии (сказались последствия другого, грузино-осетинского конфликта), была развернута беспрецедентная кампания по дискредитации самой идеи конференции. В результате мне пришлось писать опровержения, что было совсем не сложно, учитывая, что мы посвятили симпозиум открытиям выдающегося грузинского ученого З.Н.Алексидзе, благодаря которым албанистика вышла на совершенно новый уровень. Тем не менее все пять исследователей из Азербайджана не смогли выехать на симпозиум и мы были вынуждены зачитывать их тезисы.

В истории слишком долго пытались найти обоснование современным политическим претензиям, но безуспешно. Общая история должна объединять, а не разъединять народы. А с тем, что история Кавказской Албании была общей для многих живущих здесь народов, с каждым днем убеждается все большее число людей.

Кстати, в историческом центре древнего Дербента армянский храм соседствует с древнейшей на территории России соборной мечетью, основанной в середине VIII в. Большинство мусульманской общины этой мечети составляют этнические азербайджанцы. "Дагестанцы" - не столько этнический, сколько географический маркер, он в полной мере относится и к армянам, и к азербайджанцам, живущим в Дагестане.

А.К. Аликберов

http://islamica.ru/index/3/?uid=167

Просмотров: 335 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017