Среда, 16.08.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Апрель » 30 » Этническая самобытность удин в опасности
11:48
Этническая самобытность удин в опасности

Российское издательство «Европа» издало книжку Михаила Алексеева, Константина Казенина и Мамеда Сулейманова «Дагестанские народы Азербайджана». Книга представляет определенный интерес для читателя, поскольку авторам удалось собрать и скомпоновать разбросанный по разным СМИ достаточно большой материал по исследуемой теме. К сожалению, на выводах авторов и даже на подборе информации сказались их политические воззрения, что принижает ценность работы. Так, в работе используются практически исключительно тенденциозные источники, и эта предвзятость легко чувствуется в выводах авторов.

Чтобы не быть голословными в наших утверждениях, рассмотрим, как преподнесена в новоизданной книге история, традиции и культура удинского народа. Пример удин выглядит тем более интересным, что они являются единственным в Азербайджане албанским народом, сохранившим христианство. Этот факт, а также автохтонность и малочисленность данного народа позволяют азербайджанским пропагандистам преподносить армян Карабаха как некогда арменизированных удин, тем самым «обосновывая» принадлежность Карабаха Азербайджану.

Интересно, что издатели рассматриваемой нами брошюры не сочли нужным собрать неполитизированную информацию о судьбе данного народа. Авторами книги была просто пересказана некоторая информация об удинах из книги Г. Джавадова и Р. Гусейнова «Удины» (на азерб. языке), изданной в Баку в 1999 году. Кстати, эту же информацию можно найти и на сайте действующего в Баку общества удин «Орайин» (Родник) www.orayin.org. По крайней мере, в данной части брошюры некоторые факты истории армян и удин представлены некорректно, что порождает необходимость представить наше мнение по данной проблеме.

Удинский народ на территории Азербайджанской республики является живым подтверждением наличия в Кавказской Албании нескольких десятков (вслед за Страбоном в научной историографии утвердилась цифра 26) племен. Известно, что Албания приняла христианство в четвертом веке нашей эры и первым духовным лидером там был внук армянского просветителя Григория Григорис. Как пишет армянский историк восьмого века Мовсес Каланкатуаци, «После его (Урнайра) смерти из Алуанка (Кавказская Албания) попросили себе в католикосы отрока Григориса, поскольку царь наш Урнайр просил у святого Григора, чтобы (впредь) его святым рукоположением был назначен епископ над его страной. И по сей день, следуя установившемуся порядку, они, Армения и Алуанк, пребывают в единодушном братстве и нерушимом союзе» . Как видно из приведенной цитаты, албанцы сами просили у армянского католикоса назначать епископа над их страной. Посмотрим же, как описывается этот вопрос в книге «Дагестанские народы Азербайджана»: «После арабского завоевания Азербайджана в VII в. и включения всей страны в состав Арабского халифата, подавляющая масса местного населения, в том числе удины, приняла ислам. Часть их сохранила прежнюю веру, вследствие чего в VII в. волею арабского халифа была подчинена армяно-григорианской церкви, которая уже с VI века предпринимала попытки подчинить себе независимую Албанскую церковь» .

В начале упомянутого VI в., а именно в 503 году, армянский католикосат созвал собор в Двине, в котором принял участие албанский католикос Шупхалишо. Объяснялось это тем, что албанская церковь в это время не была автокефальной и подчинялась армянскому католикосату, который, на правах старшего, опекал албанцев от влияния разного рода ересей. «Независимо от участия албанского католикоса в Двинском соборе, видимо, в Албании было сильно влияние халкидонизма и несторианства, а иначе нельзя объяснить причины писем армянских католикосов к албанскому с целью уберечь албанскую церковь от других религиозных течений» . Данное обстоятельство, всего 20 лет назад комментируемое азербайджанскими учеными как опекунство армян над албанцами, сегодняшняя пропаганда преподносит как насильственную деэтнизацию и арменизацию удин. Цель, конечно, ясна, и поставлена она перед азербайджанскими учеными непосредственно главой государства: доказать, что армяне Карабаха являются ассимилированными удинами, следовательно Карабах – это историческая часть Кавказской Албании, «наследниками» которого являются «тюркизированные» кавказские племена. Для этого азербайджанские пропагандисты преподносят видных армянских деятелей, имевших «несчастье» родиться на территории будущей АзССР, в качестве удин и… азербайджанцев?! Для подтверждения этих домыслов, современные азербайджанские ученые, игнорируя научную историю, зачастую искажают даже имена исторических деятелей, придавая им европейское или тюркское звучание. Например, тот же Мовсэс Каланкатуаци именуется Моисеем Утийским (или даже Мусса Каланкатуйлы), «жившего в VIII в. и, по его собственным словам, принадлежавшего к удинскому племени» . Сразу же отметим, что ни в одной сохранившейся рукописи монументального труда Каланкатуаци не ни одного намека на его принадлежность к удинскому племени. Тем не менее, безапелляционно повторяя Г. Джавадова и Гусейнова, авторы книги «Дагестанские народы Азербайджана» приписали к деятелям албанской литературы армян еще и Давтака Кертога (VII в.), Мхитара Гоша (XII в.), Киракоса Гандзакеци (XIII в.) и Давида Гандзакеци (XIII в.) .

Излишне доказывать, что данные измышления не соответствует действительности: в научной литературе любой желающий может легко найти достоверную информацию о перечисленных поэтах и историках. Остановимся на простой констатации того факта, что азербайджанцы пытаются унаследовать то, что им по праву не принадлежит. Для этого меняются даже названия трудов армянских авторов. Так, в указанной авторами работе Давтака Кертога (Плач на смерть великого князя Джеваншира), написанной акростихом в соответствии с армянским алфавитом, ими добавлено «Гардманского». Почему бы вслед за поэтом не присвоить заодно и армянскую область Гардманк?

Ассимиляционная политика кавказских татар начала 20-ого века не обошла стороной и удин. Из-за принадлежности к христианству и теснейших с армянами отношений, отношение к этому народу в Азербайджане отличалось особой нетерпимостью. Еще в конце 19-го века на территории современного Азербайджана были известны многочисленные удинские поселения (Араш, Балушен, Бумаван, Гис, Тала, Халхал, Карабулаг, Габала, Марсан, Мирзабейлу, Ниж, Птез, Зоурлу, Сеид Тала, Сйогутлу, Вардашен, Куткашен, Варданлу, Вантам, Улудаш, Падар и т.д.). Сегодня на территории Азербайджана – в селах Нидж и Варташен (Огуз) – проживают всего около пяти тысяч удин.

Политика по отношению к удинам изменилась лишь при президенте Г. Алиеве. По его замыслу, остатки удин должны были стать доказательством религиозной толерантности Азербайджана. В республике было решено отреставрировать возведенную в Нидже церковь, а в 2003 году Госкомитетом по работе с религиозными общинами была зарегистрирована удино-албанская христианская община. Акпер Алиев, например, в одной из своих статей, опубликованной на сайте www.azerros.ru в конце 2005 года, даже предлагает создать на базе селения Нидж историко-этнографический музей под открытом небом.

Однако для полной «реабилитации» необходимо было разрушить их связи с Армянской Апостольской церковью. Заметим, что Албанская церковь с раннего средневековья признавалась Апостольской, ибо на территории исконной Кавказской Албании (левобережье Куры до отрогов Большого Кавказа) проповедовал апостол Елисей.

В 1918 году, совместные войска Османской Турции и кавказских тюрок совершили массовый геноцид христианского и иудейского населения правобережья Куры. Были стерты с лица земли армянский Нухи-Арешский уезд, а также населенные удинские Вардашенский и Куткашенский районы. Спасшиеся жители этих районов перебрались через Алазань и нашли приют в Грузии. Впоследствии часть удин осталась жить в Грузии и обосновала там удинское поселение Октомбер. Оказавшись в условиях двустороннего давления, они вынуждены были согласиться на изменение в канонах собственной религии и влиться в ряды Грузинской православной религии. Однако полного слияния не произошло, и в религиозных обрядах удин Октомбера до сих пор сильно влияние Апостольской церкви. Достаточно сказать, что среди жителей Октомбера продолжает жить обряд религиозного жертвоприношения, чего в православной религии нету.

Тем не менее, власти независимого Азербайджана занялись «переориентацией» удин из прихожан Армянской апостольской церкви в последователей Грузинской православной церкви. Именно этой цели служила затеянная реставрация церкви в удинском селении Нидж. Последующим шагом стало уничтожение армянских надписей с христианского храма в селении Нидж, что вызвало дипломатический скандал между властями Азербайджана и Норвегии. Дело в том, что Норвежское Гуманитарное Предприятие, выделившее средства для реставрации храма, отказалось от дальнейшего финансирования проекта, не желая быть обвиненным в акте вандализма. ««На церкви была красивая надпись 200-летней давности, она пережила даже военные действия», – заявил посол Норвегии в Азербайджане Стейнар Гил (Steinar Gil) агентству Франс Пресс, добавив, что подобное отношение к историческим памятникам является вандализмом, и Норвегия никоим образом не хочет быть связанной с этим… Как подчеркнул директор НГП в Азербайджане Алф Генри Расмуссен (Alf Henry Rasmussen), «удинам лишь кажется, что они стерли упоминание об армянах: На самом деле они лишились великолепного памятника истории и культуры»» .

Азербайджанское информационное агентство AFP написало тогда, что «Удины требуют при восстановлении церкви удалить со стен храма армянские надписи, которые, по их мнению, вводят в заблуждение посетителей, создавая впечатление “армянской” церкви» . При этом агентство ссылается на Георгия Кечаари (до недавнего времени носившего фамилию Кочарян), который является главой удино-албанской общины и славится своими проазербайджанскими взглядами. Вообще можно заметить, что власти Азербайджана в построении своей политики с удинами не учитывают интересы народа и работают только с отдельными представителями удинов. Кроме Георгия Кечаари, в материалах, касающихся национальной политики Азербайджана, фигурирует также имя Роберта Мобили, одного из лидеров удино-албанской общины Азербайджана, председателя Общества удин Орайин (Родник)). На сайте этой организации расположена не соответствующая действительности антиармянская информация, которая пытается обосновать принадлежность Нагорного Карабаха к Азербайджану. Не думаем, что лидеры проживающих на территории Азербайджана удин «заключили сделку» с властями этой страны в надежде на сохранение этнической самобытности. Скорее, это попытки индивидуального приспособления к существующим в Азербайджане реалиям.

Думаем, что до принятия таких судьбоносных решений, представителям удинского народа нелишне было бы напомнить о недавней истории этого народа. Передо мной лежит копия документа, которая именуется «Челобитная удийцев к Петру I» , датированная 20 марта, 1724 г. Авторы письма, которые называют себя «Агванами, Утийской национальности», рассказывают Петру Первому как их предки стали веровать благодаря проповедям Елише. «… У нашего народа не было власти, чтобы построить славный храм на месте мученической смерти святого апостола: наши предки смогли только построить маленькую церковь, которым мы проводили нашу жизнь. Теперь же неверные сожгли и насильственно нас отрекли: мы в тайне сохраняем наши законы и больших и маленьких силою сабли заставляют стать тюрками» . Тогда удины просили помощи у царя. У кого им просить помощи сегодня, если государство, в составе которого они живут, проводит ту же политику «сабли»? Вновь уничтожаются удинские христианские святилища, продолжается политика ассимиляции, стирается память народа… Этническая самобытность удин в опасности и псевдодружеские исследования лишь ускоряют процесс деэтнизации этого древнего народа.

1. Мовсэс Каланкатуаци, История Страны Алуанк, стр. 28, Ереван, 1984г.

2. М. Алексеев, К. Казенин, М. Сулейманов, Дагестанские народы Азербайджана, стр. 91, Москва ,2006г.

3. Р. Б. Геюшев, Христианство в Кавказской Албании, стр. 76, Баку, 1984 г.

4. М. Алексеев, К. Казенин, М. Сулейманов, Дагестанские народы Азербайджана, стр. 91, Москва ,2006г.

5. Там же

6. Agence France Presse — English February 17, 2005 Thursday

7. AFP, 21.02.05

8. Опубликовано в сборнике документов «Армяно-Русские отношения в первой трети XVIII века», стр. 90 Ереван, 1967. Оригинал документа находится в Архиве Внешней Политики России, ф. 100, 1724г., д.4, л.27

Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

(Ереван, АРМЕНИЯ)

http://realcaucasus.org/86

Просмотров: 501 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017