Суббота, 16.12.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Апрель » 26 » О ЛЕЗГИНСКОЙ ПРОБЛЕМЕ
08:55
О ЛЕЗГИНСКОЙ ПРОБЛЕМЕ

В Дагестанской республики лезгины являются вторым, по численности, народом, составляя около 500 тыс.человек или 22% населения, уступая только аварцам (732 тыс.чел. или 31%). Однако, если иметь в виду все лезгинское население Кавказа, включая Азербайджанскую республику, где они насчитывают не 130-160 тыс. по официальной статистике, а не менее 800 тыс.чел., то из всей численности народов Дагестана на них приходится 42%, а общую численность лезгин следут определить в 1300 тыс.чел. В современной России сопоставимую численность имеют башкиры, чуваши, татары, проживающие в Татарской республике, превосходя по численности все иные народы, представленные автономными государственными образованиями. В самом Дагестане, лезгины в 3.6 раз превосходят лакцев, в 1.5 раза - кумыков, на даргинцев, то есть наиболее крупных этносов Дагестана. И чтобы представить место лезгин в демографии всех Кавказских народов, то они составляют 19.8% от их общей численности. Следует, также отметить, что к лезгинскому этносу относят два небольших народа Дагестана - табасаранцев - 123 тыс.чел. и рутульцев - 27 тыс.чел.

По показателям прироста численности, лезгины (2.16%) немного уступают чеченцам ингушам, даргинцам, кумыкам, то есть основным народам Северного Кавказа, но значительно превосходят азербайджанцев (не более 1% в год).

По особенностям исторического прошлого, культурно-религиозной ориентации, менталитету лезгины относятся скорее, не к дагестанским народам, а представляют собой периферию культурного мира иранского Ширвана. Это обусловило несеверо-кавказскую политическую ориентацию лезгин, которые несмотря на это не стали и в полной мере частью ирано-ширванской политической систеиы. Это имело место и в самом начале российско-персидского соперничества в Прикаспии, в 17 веке, и в период кавказских войн, которые вели против России вайнахи ( то есть чеченцы и ингуши), аврцы и даргинцы. Лезгины, по существу не участвовали в кавказских войнах и в каком-либо общекавказском противостоянии России. Интересы чеченцев, аврцев и других народов Дагестана не волновали лезгин. Они, больше были заняты противоборством с тюркскими ханствами Ширвана (Шемахинскими, Кубинскими, Бакинскими и Нухинскими). Со стороны дагестанских народов, и особенно, со стороны чеченцев никогда не считались "своими", но до каких-либо жестких противоборств это не доходило, в значитиельной мере по причине относительной обособленности ареала расселения лезгин.

Данная, исторически обусловленная, позиция лезгин "классически" проявилась и в период развала СССР. Лезгины - стали совершенно индифферентным направлением "дагестанской политической проблематики", и этот народ остался совершенно равнодушным к Новой кавказской войне.

В 1991-93гг. Азербайджанская республика развивалась на глазах у всего Кавказа, народы, которого понимали это лучше, чем какие-либо политологи в России и в Европе. Для лезгин открывалась благоприятная перспектива создания объединенного государства на обеих берегах реки Самур. Национально-освободительное движение "Садвал" стало наиболее организованным в Дагестане и представляло собой реальную угрозу территориальной целостности Азербайджана. Однако, не имея возможности в достаточной мере манипулировать карабахскими армянами, Москва отыгралась на лезгинах, по существу, продав их национальные интересы Азербайджану. Подавление "Садвал" со стороны Москвы, расщепление его, стало целесообразным исходя из "текущих" интересов России. Москва опасалась создания постоянного фронта вооруженного противоборства лезгин с Азербайджаном, вовлечение в эту борьбу других народов Дагестана, что привело бы к полной изоляции Азербайджана от России, создания реально-существующего объединенного лезгинского государства и двусмысленность положения самой России, и что самое досадное - исключение перспективы реализации "северного" маршрута нефтепровода. То есть, лезгино-азербайджанский конфликт стал бы находкой для Турции и нефтянных компаний. (Хотя, при данной ситуации, для нефтянных компаний и финансовых групп стала бы неинтересной чеченская война).

Конечно, не только позиция Москвы стала фактором снижения уровня лезгино-азербайджанского противостостояния. В значительной мере причины содержались в самом лезгинском обществе. Каковы данные причины?

Значительная часть этнических лезгин оказалась, еще в советское время, интегрированной в азербайджанскую государственно-административную систему, составляя довольно заметный "процент" в системе управления, в образовательных учреждениях, в экономическом управлении, то есть занимая весьма престижные позиции в Баку. Местная элита в лезгинонаселенных районах Азербайджана характеризуется очень низким культурным уровнем, традицией безусловного подчинения властям, принадлежностью к различным родам, не отличающихся сплоченностью. И бакинско-лезгинская и местная провинциальная элита не хотят рисковать своим жалким, унизительным, но "сытым" положением. Существуют противоречия между лезгинами Дагестана и Азербайджана, преследующие, порой различные экономические цели. Однако, главной причиной спада лезгинского национально-освободительного движения явилось отсутствие видения политической перспективы. Так, до конца не была осмысленна и принята концепция политической борьбы - что собственно преследуется - сознанеие отдельного, но объединенного лезгинского государства под протекторатом России, либо присоединение лезгино-населенных районов Азербайджана к Дагестану. Однако, движение "Садвал" не умерло, а переживает новый подъем.

"Садвал" принял формы существования скопированные с ирландской "классики", то есть опыта Ирландской Республиканской Армии, то есть существование легальной и подпольной частей этой организации. Достаточно сказать, что, если вооруженные формирования аварцев составляют всего 200-300 человек, акинских чеченцев в Дагестане - 600 вооруженных бойцов, а лакцев только 200 бойцов, то вооруженные отряды лезгин насчитывают не менее 6-7 тыс.чел., а по некоторым мнениям всего, в настоящее время, вооружены до 12тыс.лезгин, то по существу все наиболее боеспособные группы населения. Это учитывает и Баку, который дислоцировал в районах Хачмаса и Дивичи до четырех войсковых бригад, а также части внутренних войск и специального назначения. Правительство Азербайджана, проводя достаточно успешную дипломатию с бакинско-лезгинской элитой, понимает, что "диалог" с лезгинами может быть только с позиций силы. Возможности подпольной части "Садвал" в части диверссионной деятельности очень велики, но видимо будут использоваться при наличии определенного контроля. Тем не менее, в настоящее время лезгины в гораздо меньшей мере подконтрольны русским, чем это представляется в Москве. Лезгины ожидают возобновления военных действий на карабахском фронте и серьезной дестабилизации внутриполитического положения в Азербайджане. Вместе с тем, главной задачей лезгин является создание признанного общенационального политического и культурного центра. Это понято, со всей глубиной, лезгинским обществом, которое отбросило все ложные предрассудки и приступило к абсорбции города Дербента, как этого самого центра. В связи с данными целями все более вытесняется из города азербайджанский этнический элемент, при соблюдении корректности по отношению к татам, армянам, лакцам и славянам. Поставлена задача в ближайшие годы превращение Дербента в 100-тысячный город, с преимущественным лезгинским населением, с неформальным университетом, колледжами и прибыльными предприятиями. То есть, лезгины поняли, что для успеха национально-освободительной борьбы они должны создать, ни много - ни мало, национальное общество. (В настоящее время, в военных учебных заведениях России обучаются 300 лезгин, что бесприцедентно, и до 2000 лезгинских студентов обучаются по управленческим, экономическим и технологическим специальностям в ВУЗах Москвы, Саратова и Екатеринбурга.)

Одновременно, экспансия азербайджанских властей в лезгинонаселенных районах и репрессии против лезгинских политиков и функционеров продолжается, в том числе при участии федеральной прокуратуры России. Из лезгинских районов Азербайджана наблюдается ощутимая миграция населения. На всем протяжении азербайджано-российская граница, практически, заперта и приграничные районы плотно блокированы, что по существу разделило этот народ.

На Дагестанской политической арене лезгины не виднеются. Лезгины, чисто формально, представлены в республиканском парламенте, а исполнительной власти, в административной сфере их практически нет. В Махачкале власть делят, пока, что даргинцы и аварцы. Даже попытки амбициозных лакцев пробраться во власть путем известного бунта в Махачкале не увенчались успехом. Лезгины и не пытаются заявить о своих претензиях, которых и нет. Вектор лезгинских проблем направлен на юг.

Вместе с тем, Москва явно стала реанимировать лезгинское движение, что находит отражение в заказных статьях в московской прессе, в активизации "общественного недовольства" в Лезгистане по обе стороны реки Самур. Очередной ли этот маневр Москвы, в части шантажа Азербайджана, приурочено ли это к президентским выборам в Баку, или есть решение о крупномасшабном противостоянии лезгин с Азербайджаном - это покажут ближайшие месяцы. (Характерно, что профанирующие аппаратчики из президентского аппарата в Москве, случайно заметили, что по вероисповедованию многие лезгины исламиты (крайняя форма шиизма, предполагающаая высокий уровень веротерпимости и социальной умеренности), что является гарантией неприятия ваххабизма - как крупной диверссии Саудовской Аравии и США на Северном Кавказе.)

Создание общества, особенно в среде малого этноса - дело не легкое и не одного года. Самой большой помощью лезгинам стало бы содействие их национальной культуры и обеспечение им выхода на международную арену. Дербенту еще суждено стать национальным консолидирующим центром лезгин, но почему бы Еревану не стать таким дублирующим центром для лезгин. В Ереване достаточно потенциала для превращения его в центр для многих угнетенных этносов Прикаспия. Это может устроить и Москву и Тегеран, которые все больше с вниманием относятся к этому народу.

ПОЛИТИКА АЗЕРБАЙДЖАНА В ОТНОШЕНИИ ЛЕЗГИН.

Политика Азербайджана, несомненно, ощутили искусственность и неестественоость своего государства, созданного не усилиями азербайджанского народа, а инициативами иных держав. Нет сомнений в том, что наиболее реалистично мыслящие политики смирились с утратой Нагорного Карабаха и понимают несовместимость сохранения азербайджанской государственности (не говоря уже о его экономическом благополучии) с тотальной борьбой за Карабах. В последне время многие оппозиционные силы страны, руководствуясь условиями предвыборной компании, обвинили администрацию Г.Алиева в попытке предать забвению карабахскую проблему. Но среди оппозиционных сил спектр людей и организаций, примирившихся с свершившимся фактом, гораздо более представителен, нежели среди самой администрации. Это реалистические настроения бытуют и в среде новоявленной буржуазии и частично среднего класса. Крупнейшие промышленные и сырьевые корпорации Европы и Тихоокеанского бассейна, заказавшие аналитические работы по проблеме стабильности в Азербайджане, получили прогнозы об отсутствии большей части политических сил Азербайджана возобновить военные действия в Карабахе. А первую очередь это относится к нынешней администрации и лично Г.Алиеву. (Такие аналитические работы заказаны "Сименсом", "Эрикссоном", "Мицубиси", "Тотал", "Бритиш Петролеум", "Пензойл", "Шеврон" и другими. Выполнялись работы достаточно известными в мире аналитики фирмами: "Икс, А-Дескур", "Артур Андерсон", "SIPU", "Дан энд Брэдстрит", "Калифорния девелормент компани", "Стогольмский институт стратегических исследований".)

В этих условиях, правительство Азербайджана предпринимает целенаправленные усилия по преодолению другого "фронта" национально-освободительной борьбы - в Лезгистане. Возникновение открытой вооруженной борьбы лезгин за отделение от Азербайджана, не только сведет все усилия Баку на международной арене на "нет", но и поставит под вопрос существование азербайджанского государства. В последнее время лезгинское национально- освободительное движение вновь заявило о себе и в условиях "третьего этапа" дезорганизации российской государственности готовится к удару по Азербайджану. Все иллюзии умеренной части лезгинских лидеров развеялись и, видимо, на арену приходят новые, молодые лидеры - более подготовленные и образованные. Поэтому Баку стремится максимально преодолеть новую волну лезгинского движения. В отношении лехгин и Лезгистана осуществляется последовательная политика геноцида.

Российско-азербайджанская граница стала похожей на сооружение концлагеря: колючая проволока, пограничниками с обоих сторон, сторожевыми собаками, таможней, неслыханной бюрократией и поборами. В материалах лезгинских национальных организаций содержится следующее. "С возведением "лезгино-лезгинскиой" границы, в новоявленной Азербайджанской республике против лезгин, по сути дела, ведется необъявленная война.В то время, когда азербайджанская молодежь призывного возраста не без успеха завоевывает российские рынки, в первую очередь наркотических средств и водки, лезгинских парней бросали на самые гибельные участки азербайджано-армянского фронта. Территории расселения лезгин на севере Азербайджана в высшей степени милитаризованы, с целью морального подавления лезгин, лучшие земли лезгин без их согласия заселяются репатриированными из Средней Азии турками-месхетинцами. Азербайджанские пограничники изощренно вымогают взятки даже у тех, кто вынужденно пересекает границу в сявзи со смертью родных и близких."

По свидетельству функционеров лезгинских национальных организаций из лезгинонаселенноых районов Азербайджана наблюдается массовый отток населения. В настоящее время в южных районах Дагестана сосредоточено более 80 тыс лезгин из Азербайджана, более 100 тыс лезгин из Азербайджана переселилось в области России, например, в Саратовской области проживает 15 тыс лезгин.

Видимо особое значение придает азербайджанское руководство репрессиям против лезгинских лидеров. Это совершенно особая статья политики геноцида. Еще ранее спецслужбами Азербайджана было сфабриковано обвинение в отношении лезгинского национального движения "Садвал". Сто двадцать активистов "Садвал" арестованы и заключены в тюрьмы, подвергаются пыткам. Десятки из них осуждены и получили максимальные сроки заключения, некоторые осуждены на смертную казнь. На территории России правительство Азербайджана сумело создать условия для задержания лезгинских активистов. В Петербурге были задержены и переданы Азербайджану Э.Шайдаев, Дж.Шайдаев и Э.Оруджев. На территории Дагестана задержены и переданы Азербайджану Н.Мегралиев и 8 активистов. На границе России и Азербайджана арестован имам мечети А.Касумов - гражданин России и 5 его сопровождающих. От побоев и пыток в тюрьмах Азербайджана погибло 7 человек лезгин по нацианальности. К сожалению на территории России продолжается практика арестов и передачи Азербайджану лезгинских активистов.

Очень возможно то, что Баку осуществляет смычку с представителями иных народов Дагестана нередко откровенно враждебно относящихся к лезгинам и лезгинскому вопросу. Так, сами лезгинские активисты считают, что их народ непропорционально минимально представлен в органах власти в Махачкале, где власть находится в руках авро-даргинских кланов, которых "на откуп" отдана российско-азербайджанская граница. Обычно лезгины выражают недовольство и и размерами финансирования лезгинских районов из Махачкалы. Поэтому, в последнее время наблюдается политическое и социальное дистанцирование от других народов Дагестана и развивается "лезгино-центризм", стремление сконцентрироваь общественно-политическую жизнь лезгин в Дербенте, который лезгины пытаются превратить в свою столицу.

По мнению лезгинских активистов, "самой главной задачей лезгинского движения является выход из глубочайшей изоляции, в которой сейчас оказался народ и само национальное движение". К сожалению ни одно из политических и общественных движений и сил на Северном кавказе, пока не сопряжено и не заинтересованно в политическом успехе лезгинского движения. К этому надо добавить и большую активность Азербайджана в этом регионе, прежде всего в Чечне. Вместе с тем, в целом, вектор развития событий в Дагестане таков, что рано или поздно приведет к возникновению серьезных противоречий с Азербайджаном. Это связано и с геоэкономическими, и с религиозно-политическими проблемами. Одновременно, вполне допустимо, что аврцам, даргинцам и лакцам станет выгодным политико- административное дистанцирование лезгинского народа о Дагестане, то есть создание отдельной автономной республики Лезгистан в составе России, в результате чего остальные народы Дагестана получат больше прав в Махачкале, а также и при дележе доходов от нефти дагестанской части шельфа Каспийского моря.

В Баку прекрасно понимают, что у флегматичного, доброжелательного лезгинского народа нет стратегического союзника и пытаются недопустить его появления. Однако, как известно, союзники бывают у тех, кто борется. Поэтому взрыв лезгинского национально-освободительного движения скоро произойдет.

Осенью 1998 года органами государственной безопасности Азербайджана подготовлены два доклада для Президента Азербайджана о состоянии лезгинской проблемы и о вероятности активизации национального движения лезгин, направленного против Азербайджана. В данных докладах прогнозируется активизация национального движения лезгин по инициативе Федеральной Службы Безопасности России и военной разведки России. Следует отметить, что данный выводы вполне обоснованы, о чем будет сказано ниже по тексту. В связи с данным мнением спецслужбы Азербайджана, Президент Гейдар Алиев отдал распоряжения об обеспечении координации действий Министерства внутренних дел и Министерс тва обороны с органами государственной безопасности по проблемам лезгинского национального движения. В настоящее время в Главном штабе Министерства обороны Азербайджана имеется соответствующий пакет, в котором предусмотрены воинские части азербайджанской армии и оперативные задачи по подавлению возможного возникновения лезгинского национального движения на территории Азербайджана и на границе с Российской Федерацией. В данном пакете предусматривается задействовать следующие армейские бригады и воинские части: 928, 408, 877, 929, 859, 115. Следует отметить, что данные бригады и воинские части дислоцированны либо на "северном" оперативном направлении, либо в Апшеронском районе, вблизи Баку и Сумгаита, что позволит быстро их использовать в районах, населенных лезгинами. В настоящее время органами государственной безопасности Азербайджана разрабатывается операция по созданию "альтернативной" лезгинской политической организации, предназначенной для действий против "Садвал" и других лезгинских радикальных организаций. Одним из руководителей этой организации должен стать Кемаладин Мамедов (лезгин, проживающий в Баку).

Расстановка политических сил в Дагестане,

создание отрядов самообороны и их направленность.

Отличительной чертой Дагестана, на фоне всеобщего сепаратизма и социально-политической нестабильности, является отсутствие серьезных тенденций отделения от России и проявлений радикального политического национализма (это являлось характерным и для предыдущего периода распада российского государства в 1917-21гг.). Это объясняется следующими факторами:

- этническая и религиозно-культурная близость большинста народов Дагестана;

- наличие реальной этно-культурной дагестанской общности;

- отсутствие в Дагестане этноса, доминирующего численно, территориально,

экономически и культурно:

- относительная политическая консолидация дагестанских народов перед

лицом "экзистенциального" врага - то есть, отношение, варьирующее от

недоверия до враждебности к соседним народам и государствам, прежде всего

к чеченцам, азербайджанцам-тюркам и в гораздо меньшей мере к грузинам;

- отсутствие традиционно-сложившейся неприязни к русскому народу и

российскому государству;

- определенная географическая изолированность основного масива населения

Дагестана от важнейших коммуникаций и политических центров России;

- наличие ограничителей в общественно-политической инициативе в форме

интересов и позиций различных этносов и стратификационных групп;

- отсутствие крупного родственного дагестанцам народа или суверенного

государства, оказывающего политическое влияние на край;

- отсутствие видения перспективы выдвижения политических или

сепаратистс-ких требований;

- определенное падение уровня пассионарности большинства этносов Дагестана.

В первый период либеризации российского общества предпринимались попытки создания в Дагестане наднационального общественного или общественно-полити-ческого движения универсального характера, содержащего некие социальные идеологии. В этой тенденции значительную роль играли исламские настроения, которые в Дагестане никогда не были достаточно оформлены и самостоятельны. Исламистские идеи в этой мозаичной, экономически и социально неразвитой стране носили, скорее, подчиненную роль, используемые, как некое "поле" поли-тической и социальной конкуренции. Причастность к исламистским движениям придавало их участникам определенный статус в обществе, обязывали и формировали некоторые элементы поведения. Торможению исламского движения и Дагестане, а также иных политизированных движений, могущих создать беспокойство для Москвы, способствовали уже перечисленные выше факторы, инициативы Москвы, и как не странно - война в Чечне. Война в Чечне в значительной мере сдерживало аналогичные устремления в Дагестане, показало возможную"цену"достижения независимости от России и вместе с тем настроило часть дагестанского общества против Чечни, определила настороженность дагестанцев относительно возможных требований хасавюртовских чеченцев (до 100тыс человек.) Что касается Москвы, то к числу ее эффективных инициатив нужно отнести создание высшего органа исполнительной власти в Дагестане - Государственный Совет, ставший ареной для конкуренции и соперничества раз-личных этносов края, так как отсутствие выборности этого органа обусловливали его нелегитимность и нестационарность положения. Если ранее Госсовет еще создавал иллюзии согласованности и консолидированности народов края, то последние два года этот орган стал причиной и поводом для внутриполитических, социальных и даже межэтнических столкновений и недовольства. В частности, волнения в Махачкале, связанные с деятельностью Надиршаха Хачилаева, также базировались на недовольство Горсоветом и его руководителями.То есть, Горсовет сыграл весьма важную роль в преодолении консолидации исогласованности действий различных народов и социальных групп. Однако, в настоящее время эта роль и задача Горсовета, видимо, исчерпана и представляется необходимым создание аналогичной институционализированной модели в структуре власти, как представительной, так и исполнительной. События в Чечне, нестабильность поли-тической и экономической ситуации в Москве и в стране в целом не позволили внимательно отслеживать ситуацию в Дагестане и принять превентивные меры. На протяжении 1994-98гг. Москва постоянно теряла авторитет, влияние и реальное политическое присутствие в Дагестане. Данный вакуум заняли определенные силы и идеи, пришедшие из-вне.

Главными государствами, оказывающими влияние на ситуацию в Дагестане являются Турция,Чечня, Саудовская Аравия (в гораздо меньшей степени Кувейт). Из исламистских политизированных движений - ваххабизм.

Ваххабизм - религиозно-социальное течение "ортодоксального" ислама, созданный в 18 веке в Саудовской Аравии на основе наиболее консервативного и ортодоксального толка (мазхаба) ислама - ханбалитства (ханбаль), распространение которого, сейчас, в исламском мире ограничено. Наиболее "вольнодумным" толком (мазхабом) ислама является ханифитский, который принимался с охотой кочевниками и тюрками, так как данный мазхаб предполагал суждение по аналогии, вольное толкование шариата и относительную свободу личности. Очень близок к ханифитству шафиитский мазхаб, господствующий в Дагестане и в Чечне, что объясняется устойчивостью здесь местных законов и норм поведения - адат (например до сих пор в Дагестане землепользование и наследование, а также интимные вопросы жизни определяется адатам). Поэтому внедрение в регионе ортодоксального ваххабизма является противоестественным, что объясняется двумя обстоятельствами - крупными денежными дотациями и необходимостью привития универсальной, "наднациональной" идеологии. Вместе с тем, ваххабизм, якобы проповедывающий скромность в быту, отрицание роскоши, наличия святых и святых мест на земле, возможность общения верующего с богом, отрицание божественной эманации - тем самым создает идейную базу для фатализма - философии предопределенности, накопительства, стяжательства и бездуховности, то есть по сути являясь исламской версией кальвинизма - религии буржуа.

Религиозные деятели Северного Кавказа, многие местные администраторы, придерживающиеся традиционного для региона шафитского мазхаба, враждебно относятся к внедрению ваххабизма. Поэтому, целесообразно поддерживать и содействовать деятельности служителей традиционного культа, соотвутствующих администраторов. Заслуживает внимание принятые законодательства, приближенного и адекватногго традиционным нормам и правилам, особенно в экономической сфере, а также в формировании в иерархии местных органов власти. То есть, в настоящее время, в условиях экономического кризиса и социального распада, идеологического хаоса, важнейшим оружием против ваххабизма может быть сам ислам в его традиционной форме.

Следует отметить, что недавно правительство Тукменистана и Кыргызстана на закрытых заседаниях приняли решения о борьбе с ваххабизмом, как с антисоциальным политическим движением, противоречащим традициям ислама. Это было поддержено местным традиционным духовенством.

Вооруженные отряды в Дагестане никогда не являлись и сейчас не являются многочисленными, что вызвано такими факторами, как малочисленность самих народов края, бедность и отсутствие достаточных денежных средств, отсутствие четкого понимания целей и задач этих вооруженных отрядов и организации, определенной скептицизм, доминирующих в общественно-политической жизни в целом. (Приходилось слышать от Н.Хачилаева,что "вооруженные люди пойдут только за финансовообеспеченными лидерами, обладающими материальной базой". А также, "часто можно слышать - Вы там прохлождаетесь в Москве, а мы здесь с голоду пухнем").

Наиболее многочисленными вооруженными формированиями обладают чеченцы, проживающие на западе Дагестана (чеченцы-акицы), котороые насчитывают более 2000-2500 боевиков. Отряды, непосредственно ваххабитов насчитывают 600-800 человек. Наибольшее число боевиков, относящиеся к ваххабидскому движению дислоцированно в Хасавьюртовском районе, то есть где проживает основная масса чеченцев-акинцев, а также в Кизлярском и Буйнакском. По признанию одного из функционеров лезгинского движения "Садвал" подлинное число ваххабидских боевиков составляет более 8-9 тыс., что однока подвергается сомнению со стороны младшего брата Н.Хачилаева - Теймураза. По мению людей Хачилаева, численность вооруженных ваххабитов не превышает 1500-2000 человек, и территория их влияния ограничена пограничными районами Дагестана с Чечней. Важно представляется то, что ваххабитские отряды уже вступали в бои с российскими войсками - 22 декабря 1997 года, что было приурочено к проведению 10 декабря в Москве тендера на разработку нефтяного шельфа у берегов Дагестана. Данными отрядами ваххабитов руководил подданый Иордании. В результате данного боя подверглась нападению российская танковая дивизия. Тем самым силы, поставленные под сомнение гарантии России относительно безопасности транспортировки нефти по маршруту Баку - Новороссийск.

По мнению политических руководителей Дагестана, ваххабиты в период планируемых ими военных действий в Дагестане надеются привлечь помимо собственных сил до 10 тыс боевиков. (Это мнение исходит от бывшего секретаря Совета Безопасности Дагестана Толбоева, мера Махачкалы - Саиданиров).

Вооруженные формирования, созданные в рамках отдельных этносов по численности, уровню подготовки, эпикировки, материальному обеспечению в значительной мере уступают вахабитам. Вооруженные формирования аврцев - "Фронт имама Шамиля" насчитывает только 300-400 человек, вооруженные формирования лакцев - 400-500 человек. Аварские и лакские отряды выполняют весьма неприглядную роль, то есть призваны защищать финансовые и имущественные интересы их лидеров. Например, в распоряжении Надира Хачилаева находятся не более 200 боевиков в Дагестане и до 90-100 боевиков в Москве, где пытается конкурировать с азербайджанскими и татарскими группировками (включая и религиозную сферу - имеется ввиду "разборку" устроенную Н.Хачилаевым в Московской соборной мечети, когда он вытиснул оттуда татарскую группировку, подвизавшуюся на "религиозном бизнесе". Что касается вооруженных отрядов даргинцев, то так как Председателем Госсовета Дагестана является Магомадов - даргинец по национальности, многие подразделения милиции сформированы из даргинцев, особенно, в столице - Махачкале, то есть содержатся за счет бюджета.

Данные вооруженные формирования, созданные по национальному признаку не идут ни в какое сравнение с формированиями ваххабитов. В настоящее время в Чечне создан "Штаб освобождения Дагестана", который возглавляет бывший президент Чечни Зелимзан Яндарбиев, считающий себя идеологом и носителей идей ваххабизма на Кавказе. Есть мнение, что у чеченцев есть два плана относительно Дагестана - "максимум" и "минимум". "Максимум" означает создание конфедеративного Чеченско-дагестанского государства, то есть по существу захватить Дагестан и поставить под контроль всю страну и дагестансий шельф Каспийского моря. "Минимум"означает при неудаче в реализациях этих целей, присоединить к Чечне два больших и богатых района - Хасавюртский и Новолакский со значительным чеченским населением (в результате чего территория Чечни увеличится на 20%).

По мнению М.Толбаева, С.Саидамирова, Н.Хачилаева, в случае чрезмерно грубых действий чеченцев в Дагестане может произойти противостояние и национальные формирования, безусловно выступят против засилия чеченцев. По мнению этих же лиц, "народы Дагестана не испытывают ни малейшего желания оказаться подчиненными Чечне, цели и настроения которой совершенно чужды им". Одноко, следует учесть, что найдена универсальная идеология, которая может преобрести доминирующее положение в Дагестане, что вызовет противоречия между национальными интересами народов края и ею. Сейчас, с девальвацией коммунистических идей, но при созранении некоторых коммунистических идеалов (справедливости, социальной защиты и равенства), ваххабизм, привнесен и внедряется в массовое сознание, как объединяющая, социальная идеология, что обеспечит ему успех, несмотря на чуждость принципоа ханбалитского толка ислама в Дагестане и в Чечне. В условиях господства либералистских условий, ничто не может противостоять идейно ваххабизму. Поэтому главной задачей в преодолении влияния данного религиозного движения является содействие росту национализма, направленного против соседей, а также демострация возможностей крупного государства в установлении порядка и гарантий безопасности в этом регионе. Дагестанский национализм, в последние 150 лет никогда не был направлен против Российского государства.

Совершенно иная ситуация сложилась на юге Дагестана в районах, населенных представителями лезгинской группы народов (самих лезгин, табасаранцев, ретульцев, будурцев, хингалугцев, цакуров и других). Лезгинский этнос, насчитывающий в пределах Дагестана 733.5 тыс.человек, а вместе с лезгинским населением Азербайджанской Республики не менее 1.3 - 1.4 млн чел, является самым большим этносом Дагестана и составляет 30.1% его нынешнего населения. По уровню культуры в земледелии и ремеслах, в уровне образованности лезгины имеют существенные преимущества перед другими этносами. Как и аварцы они имели в новое время квазигосударство, но более других были связаны торговыми, культурными и политическими связями с Ширваном, Ираном, Арменией и арабами.

Главным фактором, обусловливающим наличие вооруженных формирований у лезгин является национально-освободительная борьба этого народа за воссоединение своей родины. Это единственный этнос в Дагестане, численность которого за пределами национального государственного образования превышает численность внутри него. Движение "Садвал" возникло, как достаточно радикальное движение, объединяющее всех лезгин и тесно связанное с движением армян в Нагорном Карабахе. С самого начала движения "Садвал" оно пробретало вооружения, формировало отряды самообороны, целью которых было защита интересов лезгинского населения в Азербайджане. "Садвал", несомненно, совершал ряд террористических и иных вооруженных актов. Однако, в дальнейшем, тактика "Садвала" изменилась. Это объясняется деятельностью российских и азербайджанских спецслужб, внедривших в движение более умеренных деятелей, а также обработка лезгинских лмдеров в Азербайджане. На время, удалось ограничить требования лезгин, но ненадолго. Даже лезгины-депутаты в парламенте Азербайджана, находясь под серьезной угрозой, требовали прекращения карабахской войны и прекращения призыва лезгинской молодежи в азербайджанскую армию. Во время боевых действий на карабахском фронте сотни лезгин-солдат переходили на сторону армян с оружием и воевали против азербайджанской армии. Одновременно лезгинское национально-омвободительное движение всегда получало политическую и моральную поддержку Нагорно-Карабахской Республики. В Ереване за последние годы, в нелегких условиях, созданы многие культурные и образовательные учреждения лезгин, издается соответствующая литература. По признанию лезгин Ереван, сейчас, является наиболее крупным центром лезгинской культуры и книгоиздания.

В настоящее время, движение "Садвал" состоит из трех частей: политической части, отрядов самообороны, дислоцирущихся в различных районах и диверссионно-террористические группы подпольного характера. Лезгины располагают самыми многочисленными вооруженными формированиями в Дагестане. Отряды самообороны насчитывают, по разным оценкам, до 14 тыс. человек. Вместе с тем, нарезное стрелковое оружие и значительное количество патронов есть, по сути, в каждой семье по обе стороны Самура, то есть и в Азербайджане. Диверсионно-террористические группы доказали, что могут совершать наиболее сложные акции. Однако, в отличие от аварских, лакских, даргинских или ваххабитских отрядов, лезгинские, практически (и видимо нарочито) исключены из политических процессов в Дагестане. Лезгины в целом не участвуют в политических процессах, так как основной целью считают реализацию претензий к Азербайджану. Вместе с тем, составляя до 80% от численности всех национальных вооруженых формирований в Дагестане вполне определеннно ориентированные на Россию и связывающую политическое будущее с Россией, лезгины могли бы, при соответствующей поддержке, стать доминирующей силой в крае, заняв и политические позиции.

Следует отметить, что лезгины, несмотря на умеренность требований внутри Дагестана и внешнее "политическое спокойствие", представляют наиболее организованную силу. В последние три-четыре года создали структуры в диаспоре, задача которых обеспечивать денежными ресурсами "национальную армию". По признанию лезгинских лидеров, они способны мобилизовать и вооружить до 22 тыс.человек(В непосредственной длизости от лезгинских районов, в настоящее время дислоцированы четыре бригады (до 7-8 тыс.чел), не отличающихся удовлетворительной подготовленностью.

Ниже приводится справка "О состоянии лезгинского вопроса", подготовленная лидерами лезгинского национального движения "Садвал" и предоставленная Совету Безопасности России.

О состоянии лезгинского вопроса.

Проблема лезгинского народа после распада СССР и установления государствен-ной границы между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой по реке Самур обретает особую значимость для России в политическом, экономичес-ком и дипломатическом плане. Учитывая всеразрастающие геополитические аппетиты Турции в этом регионе, здесь необходимо предпринять ряд мер по укреплению положения, престижа и авторитета России, сохранения ее террито-риальной целостности, борьбы против обострившегося сепаратизма со стороны некоторых отдельных районов, вплотную примыкающих к границе РФ.

Лезгины - один из древнейших коренных народов Кавказа, создавших собственное государство - Кавказскую Албанию еще в дохристианские времена. Наше государство просуществовало 1500 лет (IIIв. до н.э. - XIIв. н.э.). Располага-лась Кавказская Албания на северной территории нынешней Азербайджанской Республики и южной части Республики Дагестан.

Предки нынешней азербайджанской народности, называвшиеся в Российской империи кавказскими татарами, появились на наших землях лишь на рубеже XII-XIII веков; наименование азербайджанец получило официальное хождение только после 1936 года.

В XIX веке в окрестностях г.Баку начался нефтяной бум, во время которого сказочно разбогатели и представители азербайджанской народности; появилась своя национальная буржуазия. Часть ее, воспользовавшись послеоктябрьским хаосом, благополучно "перетекла" в новую власть.

Хорошо понимая, что истинными собственниками местной земли и ее недр является коренной лезгинский народ, новоявленные комиссары азербайджанской национальности повели яростную борьбу за формирование мононациональной "Азербайджанской суверенной республики".

Еще при царизме лезгинский народ был разделен административной границей, между Бакинской и Дагестанской губерниями. Воспользовавшись этим, при формировании республики, азербайджанские националисты добились сохранения прежней границы. Но в постановлении ВЦИК от 20 января 1921 года северные районы республики, населенные лезгинами были названы спорными территория-ми, ставлся вопрос об их последующем присоединении к Российской Федерации. Этот вопрос не решен до сих пор.

Более того, с ликвидацией СССР между двумя половинами компактно прожи-вающего лезгинского населения возведена государственная граница, со всеми ее атрибутами: колючей проволокой, пограничниками с обеих сторон, сторожевыми собаками, таможнями, бюрократией и т.д.

Теперь же, с возведением "лезгино-лезгинской" госграницы, в новоявленной Азербайджанской Республике против лезгин по сути дела ведется необъявленная война: в то время, когда азербайджанская молодежь призывного возраста не без успеха завоевывает российские рынки, в первую очередь наркотических средств и водки, лезгинских парней бросали на самые гибельные участки азербайджано-армянского фронта; территории расселения лезгин на севере АР в высшей степени милитаризованы, с целью морального подавления лезгин; лучшие земли лезгин без их согласия заселяются репатриированными из Средней Азии турками -месхетинцами; азербайджанские пограничники изощренно вымогают взятки даже у тех, кто вынуждено пересекает границу в связи со смертью родных и близких.Однако следует сказать, что и в Российской Федерации, на территории Республики Дагестан лезгинский народ находится в бесправном положении: имея среди других дагестанских народов наивысший образовательный ценз, лезгины в наименьшей мере представлены в органах власти; производя немалую долю ВНП республики, лезгинские районы получают из Махачкалы мизерное финансирова-ние,"лезгино-лезгинская"граница со стороныРФ отдана на откуп аваро-даргинской мафии, одетой в мундиры таможенников.

Массовый исход беженцев лезгинской национальности из Республики Азербайджан принял катастрофический характер. Известно, что в Республике Дагестан, особенно в его Южной части сосредоточено свыше 80 тыс.человек, более 100тыс.чел. из числа беженцев из АР переместились в города и области РФ. В одной лишь Саратовской области беженцев и вынужденных переселенцев из числа лезгин насчитывается до15 тыс.семей.

Так, по заранее сфабрикованным в недрах спецслужб АР планом, Лезгинское народное движение "Садвал" обвинили в терроризме и запретили его деятель-ность на территории АР. Сто двадцать пять активистов ЛНД "Садвал" арестованы и заключены в тюрьмы, где подвергаются изощренным пыткам. Десятки из них получили огромные сроки заключения, некоторых ожидает смертная казнь.

Спецслужбами АР совместно со спецслужбами Республики Дагестан проводится негласная охота за активистами национальных движений и партий на территории РФ. Так, в С-Петербурге были задержаны и переданы в АР Э.Шайдаев,

Дж. Шайдаев и Э.Оруджев. На территории РФ в Республике Дагестан арестовали и передали Азербайджану Н.Мегралиева и 8 активистов. На границе с АР аресто-ван и передан спецслужбам АР священнослужитель, имам мечети А.Касумов, гражданин РФ и пять человек сопровождавших его помощников.

От побоев и пыток в застенках азербайджанских тюрем погибли семеро лезгинских активистов.

Российская Федерация в нарушение международных правовых актов, особенно Конвенции о беженцах, продолжает практику задержания и передачи лезгинских активистов спецслужбам АР.

В широких слоях лезгинского народа созрело убеждение: главной причиной бедственного положения нашего народа является его насильственное разобщение. Поэтому стратегической целью передовой лезгинской общественности является самоопределение лезгинского народа как в Аз.Рес., так и в РФ в виде автономий.

Необходимо напомнить тот факт, что еще в конце XVIII в начале XIXвв весь лезгинский народ добровольно принял протекторат Российской империи и навечно связал себя узами братства и дружбы с народами России. Свидетельством этому является договора 1786г., 1796г., 1812г., 1813г., которые по сей день хранятся в архивах Министерства Иностранных Дел РФ.

28 сентября 1991 года I-ый общелезгинский съезд принял Декларацию о воссоединении лезгинского народа в составе России, руководствуясь при этом историческими договорами периода 1786-1813гг.

Чтобы принять меры по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения лезгинского народа нужна государственная програм-ма поэтапного решения данной проблемы. Поэтому предлагаем принять за основу для дальнейшей разработки программы решения лезгинской проблемы следующее:

1. С целью прекращения ограбления аборигенного лезгинского народа на

территории АР, в соответствии с нормами международного права

потребовать от руководства этой страны согласовывать вывоз природных

богадств, прежде всего нефти, с уполномоченным органом лезгинского

народа. Отдельно оговорить долю лезгинского народа в нефтяном

контракте, с обязательной транспортирорвкой этой нефти по территории РФ.

2. С целью предотвращения дискриминации лезгинского населения в АР,

ввести в состав Посольства РФ в АР должность представителя по

наблюдению за правами лезгин на территории АР и РФ.

3. Впредь, до формирования лезгинской автономий на территории АРиРФ

создать двустороннюю межгосударственную комиссию по разработке и

контролю особого гуманного режима на "лезгино-лезгинской" границе.

4. Ввести для лезгин, проживающих в АР институт двойного гражданства.

5. Учитывая добровольное вхождение лезгинского народа в состав

Российской империи, добиваться впредь от руководства РФ

всеобъемлющей защиты прав лезгинского народа не только на территории

РФ, но и во всех странах СНГ, в первую очередь в АР. В частности,

потребовать от руководства АР открытия СМИ: телевидения, радио,

печатных органов на лезгинском языке. Создания школ с обучением на

лезгинском языке, открытие факультетов в ВУЗах Республики для

подготовки лезгинских преподавательских кадров.

6. Содействовать освобождению незаконно осужденных и взятых под арест

лез-гинских активистов по делам заранее сфабрикованных в недрах

азербайджанс-ких спецслужб, с целью дискредитации законных требований

лезгинского народа в защиту своих человеческих и гражданских прав.

7. При проведении переговоров с заинтересованными сторонами обязательно

включить в состав комиссии лезгинского народа, как с российской так и с

азербайджанской стороны.

8. Лезгинский народ не представлен в органах законодательной власти РФ,

для чего необходимо создать избирательный округ по выборам в Гос. Думу

в южном Дагестане.

В настоящее время завершена переброска в Дагестан еще одного воинского формирования - усиленного парашютно-десантного батальона - седьмой новороссийской дивизии воздушно-десантных войск. В соответствии с директивой российского военного ведомства перед батальоном поставлена задача - не допустить проникновения чеченских ваххабитов в дагестанский город Буйнакск. Тем самым военное прусутствие в Дагестане доведено до предела; отныне на 10 взрослых дагестанцев приходится по одному российскому солдату. Источники утверждают,что насыщение Дагестане российскими воинскими частями и российским оружием происходит без ведома Бориса Ельцина, как и намечаемая цель - создать условия для вооруженного противостояния Дагестана и Чечни.

Верится в это с трудом, но одно обстоятельство остается неоспоримым - Москва не может справиться с мятежной Чечней, что предполагает принятия мер не политического характера, а вооруженного. Вполне возможно, что новое прави-тельство России трезво оценит ситуацию на Северном Кавказе и постарается снять напряжение. Хотя существует мнение, что происходящее на юге России является выражением антикавказской политики Кремля, но логичнее предположить: скорее всего федеральные власти не ведают, что творят за стенами Кремля генералы, создавая для Бориса Ельцина "новые проблемы". . Лучший способ для этого - создавать конфлткты. И вот сложилась очередная напряженная ситуация - политика России в Дагестане доведена до новой кавказской войны. Когда же она разразится? Теперь, когда правительство отправлено в отставку, в том числе и глава МВД России Анатолий Куликов - главный режиссер "антикавказского демарша", можно вздохнуть с облегчением. Старая чиновничья рать лишилась возможности влиять на ситуацию на Северном Кавказе. Как ведут себя новые чины правительства, сказать трудно, хотя не представляет особого труда предположить, что "единство антикавказских взглядов" в новом правительстве наступит не скоро. Вряд ли в МВД появится новый министр, бряцающий оружием. Не появятся и другие вице-премьеры и министры, поощряющие генералов на вооруженные конфликты. Между тем отметим, что население Дагестана разбужено и вовлечено в антирос-сийскую компанию. В глубоком подполье действует штаб центрального фронта освобождения Дагестана, котороый готовится к войне, если ее развяжет Москва. Джихад-газават против российских агрессоров - не иллюзия, а реальность. Исламисты Дагестана не позволят повторения "второй Чечни" на своей территории, свидетельствует исламский центр "Кавказ" в Махачкале. В центре не скрывают, что "братские мусульманские государства" помогают дагестанцам отстоять свободу и равноправие. Ключевую роль в организации играют организационно спаяные ваххабиты. По некотороым данным, дагестанских патриотов финансирует Кувейт за счет американских денежных вливаний. Движение ваххабистов настаивает на выводе из Дагестана "оккупационных российских войск". Увы, их число не сокращается. За последнее время в Дагестан переброшены сводный батальон милиции из Санкт-Петербурга, группа "Каскад" ОМОН, спецназ морской пехоты Черноморского флота "Летучая мышь". Авиационные подразделения для участия в операциях в Дагестане дислоцированы в Ставрополье. В Махачкале действует оперативный штаб по координации всех федеральных силовых структур на Северном Кавказе. Развязывание войны в Дагестане, по оценке экспертов западных центров стратегического исследования, окажется эффективным лишь в одном - начнется распад самой России. Москва сделает своим врагом все мусульманское население Кавказа, и без того оскорбленное за ярлык "лица кавказской национальности". Ваххабиты называют находящихся в Дагестане русских "бледнолицами".

О намерениях российского политического руководства и о ожидаемой

действиях в отношении лезгин и лезгинского национального движения

(на основе непосредственной информации за март 1999 года).

Опасения России в части активизации лезгинского национального движения в Азербайджане и против Азербайджана были обусловлены возможностью распространения данного движения на весь Дагестан, возможностью изоляции Азербайджана от России, вмешательством международных организаций, прежде всего ОБСЕ, высокой вероятностью приостановки в транспортировке нефти по "северному маршруту" - Баку - Новороссийск. События, произошедшие в Азербайджане в связи с заявлениями и конкретными шагами Баку в части размещения американо-турецких войск и нового этапа сближения Азербайджана с Западом сделали данные прежние опасения несерьезными и не имеющими никакого значения. В настоящее время аналитики спецслужб России разрабатывают варианты и рычаги давления на Азербайджан и предусматривают, прежде всего, лезгинский фактор. При этом, данный фактор предполагается использовать в согласовании и в увязке с решениями проблем в Дагестане. В настоящее время Москва осознала, что лучшим способом управления Дагестаном является его расщепление на три или четыре республики - Аварско-Даргинскую, Кумыкско-Ногайскую и Лезгино-Лакскую. Для этого сложились сблагоприятные внутренние условия и большиство политичес- ких лидеров различных народов Дагестана желают этого.

В лезгинском национальном движении, прежде всего, в организации "Садвал" российские спецслужбы пытаются поменять лидеров - сместить либеральных и нерешительных лидеров Ашуралиева, Уружбекова, Айдамирова, Каграманова, Файзалиева и других и поставить во главе движения политически решительных и смелых лидеров, подбор, которых сейчас происходит. Основным политическим лозунгом движения станет создание "Обьединенной Лезгинской Республики" в составе России, включающей и азербайджанские территории. Задачами движения станет подьем масс населения, создания вооруженных и диверсионных групп для борьбы с Азербайджаном. Одной из задач вооруженной части лезгинского движения станет нанесение ударпор по военным и разведывательным обьектам США и Турции в Азербайджане, прежде всего авиабазе "Насосная", а также по радио-локационной станции "Габали", в случае ее передачи США или Израилю. Важной задачей лезгинских вооруженных структур станет нанесение ударов по коммуникациям "Великого шелкового пути", ТРАСЕКА, и "Евразийского коридора".Одновременно в различных странах - в России, в Германии, в Греции будут созданы опорные пункты лезгинского движения в виде различных общественных и культурных организаций. Лезгинской диаспоре в России будут предоставлены благоприятные условия для накопления средств и финансирования лезгинского национального движения. В Москве предполагается создать офис и ячейки лезгинского национального движения.

Предполагается вовлечь в анти-азербайджанскую вооруженную и политическую борьбу не только лезгин, но и аварцев и лакцев. Этим самым значительная часть населения Дагестана будет переориентированна на борьбу с Азербайджана и отвлечена от симпатий к Чечне.

Ниже приводятся политические и общественные организации,

созданные разведывательными службами Турции и США для

деятельности на Северном Кавказе:

1. "Соверокавказский национальный комитет".

2. "Северокавказский национальный центр"

3. "Общество культуры и взаимопомощи тюрок-горцев Северного Кавказа"

4. "Северокавказское культурное общество"

5. "Фонд имени Шамиля"

6. "Горские центры"

7. "Кавказский фонд культурно-образовательной и социальной помощи"

8. "Ассоциация Северный Кавказ"

9. "Кавказское представительство в Турции"

10."Комитет кавказско-чеченской солидарности"

11."Чеченская ассоциация"

12."Борцы за независимость Чечни"

13.Карачаевское движение "Джагамат"

14.Ногайское национальной движение "Бирлик"

15.Кумыкское национальное движение "Тенглик".

Игорь Мурадян

http://www.bvahan.com/armenianway/aw/igor_muradian/lezg/main.html

Просмотров: 106320 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017