Понедельник, 24.04.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Март » 14 » Там говорил Заратустра
18:25
Там говорил Заратустра

Позитивной особенностью современности является то, что после длительного периода запретов и репрессий многим народам открылась возможность обращения к истокам своей памяти. Это обстоятельство порождает у интеллектуалов стремление глубокого и объективного изучения своей истории. Огромный интерес вызывает у исследователей богатейшая история народов Кавказа - древнейшего очага "мультикультурной цивилизации" (А.Глюксманн). В настоящее время наиболее актуальной задачей исторической науки является изучение истории народов одного из самых полиэтнических регионов - Северного Кавказа, особенно Дагестана.

Дагестан — уникальный край, расположенный в центре Евразийского континента — исторически является не только ареной столкновения воинственных племен, но и своеобразной сферой взаимодействия и синтеза различных культур. Материальная основа кавказской цивилизации в определенной степени освещена в академических исследованиях. Мы хотим обратить внимание на ее духовную сторону.

Одним из существенных факторов, повлиявших на формирование древнейших цивилизаций Северовосточного Кавказа является то, что этот регион был историческим центром этногенеза индоевропейских племен — ариев, “кавказцев”(Гегель). Исследования показывают, что Дагестан является прародиной индоевропеских, яфетических племён - ариев. Источники передают, что родоначальник яфетических народов Иафет - сын Ноя после потопа обосновался в Дагестане. Именно Иафет заложил основы древнейшего на земле города - Дербента. - http://proza.ru/2009/10/03/441

Начиная с III-го тысячелетия до н. э. Дагестан стал эпицентром бурлящего арийского мира. Волны арийских племен из Дагестана устремлялись на север и на юг: в причерноморские степи - далеее в Восточную и Западную Европу; в Месопотамию, Иран, Среднюю Азию, Индию; На Ближний Восток, Египет, Северную Африку; в Малую Азию - далее по всему Средиземноморью. К этому времени арии уже сформировали устойчивую религиозную традицию. Ее элементы сохранились до наших дней у их потомков—брахманов Индии и зароастрийцев Ирана. Несомненно, часть ариев оседло проживала на благодатных землях Дагестана. Арийская этика глубоко укоренилась в менталитете дагестанских народов.

Хранителями религиозной традиции ариев являлись жрецы—МАГУ (маги), которые передавали из поколения в поколение священные гимны—ГАТЫ. Позднее Гаты стали составной частью величайшего памятника древности “Авесты”. Языки народоа Дагестана сохранили базовые лексические элементы, которые встечаются в сакральных текстах древних ариев. Например, в агульском языке слово Гат(хат)обозначает “черта”, “почерк”, “письмена”. А "чакра" - агул. "чахра" - круг, обруч, прялка.

В начале 1-го тысячелетия до н. э. на арене истории появляется величайший пророк Заратустра. Гений Заратустры синтезировал и усовершенствовал древнюю религию ариев, сделав ее сложную мифологическую систему ясной и доступной. Некоторые исследователи считают, что фактически он стал основателем новой монотеистической религии, где верховным божеством является Агура-Мазда(Господь-Разум) — олицетворение света, истины и добра. Божество находится в постоянной борьбе с демоном зла и тьмы Ангро-Манью. Перед древним человеком, ищущим смысл своего существования, ставилась простая задача—стать на сторону Агура-Мазды (творить добро) или Ангро-Манью (творить зло).

Возведя этические категории добра и милосердия на уровень религиозного сознания, учение Заратустры гармонизировало суровые нравы древнего общества.

Предание гласит, что Заратустра с малых лет был весьма восприимчивым и необычным. В возрасте 7 лет он начал учиться священным гимнам. Это свидетельствует о том, что он родился в семье Магов, т. к. авестийские Маги, как и индийские Брахманы, составляли отдельную касту. В 30 лет он достигает совершенства и начинает свои религиозные проповеди. Еще при жизни Заратустры его учение распространяется на значительной территории расселения ариев. В возрасте 70 лет он погибает при защите святилища огня от варваров.

Одним из спорных вопросов является вопрос о времени и месте рождения Заратустры. Древние предания зороастрийских Магов считают родиной пророка регион восточного Кавказа, ориентировочно территорию между современными городами Баку и Дербент. Этой точки зрения придерживаются и современные последователи зороастризма, а также многие специалисты. Открытия последнего времени предоставляют определенный материал, позволяющий уточнить древнюю традицию и в некоторой степени идентифицировать место рождения Заратустры.

Крупнейший специалист по истории зороастризма английский ученый Мэри Бойс пишет, что в начале 1-го тысячелетия до н. э. “через горные перевалы, расположенные к западу от Каспийского моря”, очередная волна арийских племен вторглась в Западный Иран. Сведения об этих племенах содержатся в ассирийских источниках IX века до н. э., описывающих военные походы на Иранское нагорье. Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что среди шести племен, вторгшихся в Иран, особое место занимает племя МАГУ (магов).

Это племя играло ведущую идеологическую и политическую роль в союзе племен. Очевидно, что эти племена проникли в Иран не как варвары, совершавшие набег за добычей, а с иной, более высокой целью. Хронологически их появление на исторической арене совпадает с началом распространения зароастризма. Сообщество МАГУ, которое античные авторы называют привычным для своего времени термином “Племя”, фактически было не этническим объединением, а религиозным. И во главе этого объединения стоял огненный пророк Заратустра.

Возникает вопрос: каким образом во мгле древности появилось это высокоразвитое “племя МАГОВ”, принявшее на свои плечи миссию носителей духовного света? Память об этом великом “племени” надежно сохранили буквально горы и ущелья Дагестана. Когда, минуя цветущую долину Гюльгерычая, едешь из Хива в Агул, то перед глазами открывается потрясающее по своей красоте и загадочное ущелье МАГУ-дере—ущелье Магов. Древнеиранское (арийское) происхождение этого топонима, как, впрочем, и большинство важнейших агульских топонимов, не вызывает сомнения.

Причем, все эти топонимы имеют ярко выраженную религиозную окраску. Известно, что традиция придавать топонимам сакральное значение характерно для социумов с высокоразвитым религиозным сознанием. Попытки многих исследователей идентифицировать этимологию агульских топонимов на базе современной лексики агульского языка оказались безрезультатными. В настоящее время ученые пришли к твердому убеждению, что древнейший “глубинный исторический пласт” агульского языка составляют древнеиранские слова (3. Тарланов).

Известно, что древнеиранский являлся одним из наречий протоязыка ариев. На основе древнеарийского языка этимология агульских топонимов становится совершенно ясной и прозрачной. И не только агульских. Например, считающаяся до сих пор неясной этимология топонима “Кавказ” на базе древнеарийской лексики раскрывается просто и абсолютно адекватно: “каф”—гора, “кас”—человек (сохранился в агульском языке), т. е. горец. Более того, в мифологии ариев гора КАФ является центром мира. Следовательно, Кавказ—это древнейшая прародина ариев.

Магу-дере—центральное ущелье в регионе компактного расселения агулов. Известно, что широкое распространенное в дагестанских языках слово “дёре”—древнеарийского происхождения—означает “ущелье”. Слово “магу” означает “маг”, т. е. жрец. Древние греки заимствовали это слово у зороастрийцев. А от греков оно попало в лексику многих языков.

В магическом свете древнеарийского языка, словно содержимое волшебной шкатулки, раскрылось зашифрованное временем сокровенное значение топонима “Агул”.

Слово “Агул” состоит из двух основ: АГ и УЛ. Слово АГ является фундаментальным понятием авестийской религии. Оно имеет два значения: I) бытие, мир; 2) мысль, жизненные силы. Слово АГ составляет основу теонима АГУРА-МАЗДА, обозначающего верховное божество авестийской религии. В зороастрийской мистике слово АГ приобретает эзотерический смысл. Выдающийся специалист по маздеизму Ю. Терапиано пишет: “Высшее Бытие есть Абсолют, Бесконечное, Само-в-себе утвержденное Бытие—АГ. Проявляясь и становясь Началом Жизни Света это Само-в-себе существующее Бытие становится Жизнедателем АГУРА и Верховным Разумом — МАЗДА”.

Слово УЛ в переводе с древнеиранского означает “наверх”, “вверх”. Например, Завул - Зав-ул - на небе, Лецул - Лец-ул - на реке и т.д. Следовательно топоним АГУЛ буквально означает “бытие наверху” (или “верхний мир”). Учитывая эзотерический характер сакральных топонимов, адекватное толкование слова АГУЛ может означать “небесное бытие” (“небесный мир”).

В зороастрийском предании “О Великий горе” говорится, что существует Небесная Страна, в центре которой находится глубокая долина—Долина Чуда. Там в виде сокровищ из драгоценных камней и металлов хранятся тайны и чудеса АГУРА-МАЗДЫ. В предании говорится, что в древние времена, когда предки зороастрийцев арияне жили в своей стране, они имели более точные сведения о Великой Горе и знали где искать Небесную Страну тем, кто хотел своими глазами увидеть тайны мироздания.

Известно, что Шлиман открыл древнюю Трою; ориентируясь по данным преданий и мифов. Не являются ли сведения из предания “О Великой Горе” ориентиром, указывающим, что Небесная Страна—это АГУЛ, а Долина Чуда— это Магу-дере. Во всяком случае ясно, что древний Агул являлся своеобразным очагом авестийской духовной цивилизации, “Шамбалой” (Тибетом) древних ариев. Учитывая неизменную традицию древних мистиков уединяться в горах с целью сохранения сокровенного знания и общения с Богом, с Космосом, не удивительно, что местом своего обитания авестийские Маги выбрали Агул—великолепный по своей красоте и защищенный от социальных бурь горный край.

Духовным центром Небесной Страны—древнего Агула, на наш взгляд, являлся город Сарфун-шахар, развалины которого сохранились недалеко от селения Бедюк. Выгодное расположение и местность с благоприятным микроклиматом способствовали процветанию города. Слово ШАХАР древнеарийского происхождения означает “город”. Слово САРФУН тоже древнеиранского происхождения состоит из двух основ: САР—голова ФУН—фундамент, основа. Таким образом, САРФУН означает “главное основание”, т. е. “столица”. Очевидно, что от слова САР происходит и русское Царь, а также Царь-град.

Рядом с развалинами Сарфун-шахара находится гора Зайбун. Топоним ЗАЙБУН состоит из двух основ древнеарийского происхождения; ЗАЙ—рождаться; БУН—подножие, причина. Таким образом ЗАЙБУН означает “подножие рождения”. Чье рождение ознаменовали авестийские маги, назвав гору “подножием рождения”? Авестийские маги знали, что нет памятников долговечнее, чем памятники природы. И название этим памятникам они давали только в исключительных случаях.

Попытки установить время и место рождения Заратустры общепринятыми методами являются малоэффективными, т. к. сознание современного человека сугубо материалистическое, приземленное, находится в глубоком противоречии с представлением ариев, чье сознание было в высшей степени космично.

Археологические поиски памятников арийской цивилизации не дают удовлетворяющих результатов, ибо в отличие от современного человека, замусорившего весь мир отходами своей жизнедеятельности, арии строго придерживались экологического принципа чистоты окружающей среды. Поэтому для изучения цивилизации ариев нужно пользоваться методами адекватными уровню их сознания.

Величайшим проявлением космологических представлений ариев была авестийская гороскопная астрология, которая представляла собой точную науку, тесно взаимосвязанную с их духовной, социальной и хозяйственной жизнью. Именно гороскопная астрология дает ключ к разгадке тайны времени и места рождения Заратустры. А тайна эта зашифрована в самом имени пророка. Имя ЗАРАТУСТРА состоит из двух основ древнеарийского происхождения: ЗАР—блеск (сохранился в агульском языке), ТУШТРА (авест. ТИШТРИА)—восходит к индоевропейскому ТРИ-СТРИИОС—“относящийся к созвездию трех светил”, имеется в виду пояс Ориона.

В авестийской мифологии ТИШТРИА—божество, олицетворяющее звезду Сириус. Таким об разом, имя ЗАРАТУСТРА означает “блеск Сириуса”. Сириус играл огромную роль в сознании древних народов. В частности, в астрологии древнего Египта' наблюдения за Сириусом использовались для определения начала ежегодного разлива Нила. Сириус—ярчайшая звезда земного неба, является альфой созвездия Большого Пса. Другое ее название Каникула—Собачья звезда.

Учитывая гелиактический восход Сириуса, авестийские Маги предсказали появление нового пророка в арийском мире. Время его рождения должно было соответствовать моменту совпадения гелиактического восхода Собачьей Звезды в год Собаки с моментом вхождения Солнца в знак Овна. Это означало, что должен родиться человек с высокой двухкратной жертвенностью Собаки, который преданно будит служить человечеству. В нем неоценимые достоинства, признание и слава, даруемые Сириусом, будут сочетаться с колоссальной внутренней энергией и лидерским характером, даруемым Овном. Такой человек должен был преобразить мир или погибнуть.

Место рождения пророка должно было соответствовать тому пункту, откуда во время гелиактического восхода можно было наблюдать необычный блеск (ЗАР) Сириуса, сияющего золотистой искоркой в лучах восходящего солнца. Это событие должно было произойти 21 марта 996 г. до н. э. на Великой Горе, в Небесной стране, т. е. в Агуле. Маги знали об этом, поэтому в ночь с 20 на 21 марта на горе Зайбун (Подножии рождения) они разожгли ритуальный костер огонь—ЭРАН ЦАБУР (арийский костер) и с середины ночи до восхода вступили в молитвенный обряд УШ (агульск. “ночь”), вызывающий силы света.

Так явился в мир великий пророк Заратустра. Его называют Огненным Пророком, т. к. суть его определял знак Овна, олицетворяющего огненную стихию. В зороастрийской мистике Огненный Овен является символом царской власти. В реальной религиозной практике огненная сущность пророка Заратустры проявилась в разжигании ритуальных огней. События, связанные с рождением пророка Заратустры, остались в традициях многих народов, но внутренний смысл этих традиций забыт.

Многие народы с 20 по 21 марта отмечают праздник Новруз (новый день). Некоторые ошибочно считают его мусульманским праздником. В древности этот праздник был приурочен к дню рождения Заратустры. На Руси этот праздник назывался Масленница и отмечался официально вплоть до XIV века.

Аналогичные события повторились на земле почти через тысячу лет. В Библии говорится, что волхвы пришли с востока по звезде, и они точно знали время и место рождения Христа и его предназначение. Мы считаем, что волхвы эти были зороастрийские Маги а звезда, по которой они ориентировались, был Сириус. Таким образом, наши исследования, наконец, раскрывают тайну загадочной Вифлиемской звезды (звезды магов).

В современном Агуле, несмотря на последующие века тюркского, арабского, российского влияния, сохранилось множество фактов, имеющих древнеарийскую основу: в архитектуре, в языке, в петроглифах, в обычаях, традициях, в духовно-нравственных нормах. Наиболее ярким примером является обычай разжигания на вершинах гор ритуального огня—Эран цабур (арийский костер) в ночь с 20 на 21 марта, т. е. в день рождения Заратустры.

Сохранилось целое селение Хутхул, жителей которого называют “язидами”—поклонниками Язда (древнеар. “Бог”). Луну агулы называют словом ВАЗ (древнеар. “молитва”), восходящим к древнеарийскому слову ВАРЗ—божественная сила. Рамки статьи не позволяют нам воспроизводить огромное количество имеющихся материалов. Однако из уже сказанного складывается определенная картина рождения пророка Заратустры и распространения зороастризма.

Под руководством авестийских Магов Заратустра достигает духовного совершенства и начинает свои огненные проповеди. В дальнейшем его судьба напоминает судьбы многих пророков. В начале Заратустра и его сторонники подвергаются гонениям. Но постепенно пророк приобретает множество пассионарных сподвижников, из которых формируется новое сообщество, объединенное не по этническому признаку, а на духовно-нравственных принципах. Это сообщество становится известным в истории как племя Магу—магов.

Зороастрийские пассионарии ощущали себя частью древнеарийского мира и взяли на себя миссию носителей новой религиозной истины. Движимые идеей они начали распространять свое учение среди иранских народов. В дальнейшем зороастризм стал интегрирующей силой в создании основ древнеиранской государственности.

Следует отметить, что зороастрийские Маги никогда не забывали о своей прародине. В основании государственной идеологии древнего Ирана они заложили идею объединения арийского мира. Правители Ирана постоянно совершали объединительные походы на север—Восточный Кавказ, Скифию. Здесь мы видим определенную аналогию с крестовыми походами, вдохновляемыми идеей возвращения гроба господня. Ибо ни одно серьезное усилие в обществе невозможно без идеи.

Построение иранскими царями оборонительных сооружений Дербента имело идеологическое обоснование—защита колыбели зороастрийской цивилизации от нападений с севера. Но история распорядилась по-своему. Удар по арийской цивилизации был нанесен с противоположной стороны—с Аравии. Арабские пассионарии сокрушили Иранскую империю. Зороастрийцы оказали мусульманам упорное сопротивление. Это имело для них драматические последствия. Зороастризм перестал быть государственной религией.

Но с другой стороны, зороастризм, избавившись от догматизма, сохранил и мощно развил свое духовное начало. В последнее время в поисках духовности мы обращаем свои взоры к Индии, Тибету, Японии и т. д. Однако следует вспомнить, что были пророки и в нашем отечестве.

Фатхула Джамалов

Просмотров: 365 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017