Пятница, 23.06.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Март » 10 » Шейх Серкер-эфенди
11:42
Шейх Серкер-эфенди

История распространения ислама в высокогорном Куруше начинается со дня основания села святым шейхом Шах-Альбурзом. Как известно, первые арабы-миссионеры, пропагандировавшие ислам, начали свою миссию с народов восточного Кавказа.

Курушец, первый лезгин профессиональный ученый-исто­рик Нажмудин Эфендиев (Самурский) писал: «Как народ высококультурный, арабы легко подчиняли своему моральному влиянию примитивные горские племена и утвердили среди них свою магометанскую веру. Ислам с его воинствующей религиозностью, с его принципом распространять истинную веру силой оружия как нельзя больше пришелся по душе экзальтированным горцам».

А профессор Ахед Агаев объясняет причину восприятия лезгинами мусульманской веры тем, что «они уже испытывали внутреннюю потребность в более разработанной, идеологизированной вере, чем вера мифологического характера».

Сильное влияние религии в курушском обществе, в отличие от соседских сел, отличается также и тем, что Куруш является родиной святого шейха муллы Юсуфа, внука Абу-Муслима. Об этом свидетельствуют древние арабоязычные рукописи «История Абу­Муслима», известное сочинение Махмуда Хиналугского (ХУ в.). По утверждению М. Хиналугского, в крепости Ихир, где проходила встреча всех алимов Докузпары, из Куруша присутствовал суфи Султан-Али. Курушцы давно и близко восприняли ясность и мудрость исламской заповеди: «Ла илагьа илла Ллагь Мухьаммада Ррасулуллагь».

В пяти мечетях-медресе курушских детей обучали Корану и арабской грамоте. Курушцы при строительстве джума-мечети в Шемахе, столице ширваншахов, внесли 464 рубля золотом, чем проявили уважение этому дому Аллаха. И неслучайно, что в течение длительного времени у имама шемахинской мечети шейха Махмуд-эфенди помощником работал курушец Хаджи Сей ид- Али, который похоронен на шемахинском кладбище.

Нужно отметить, что курушцев и ширванцев объединяли длительные тесные экономические и культурные связи. Несомненно, что формирование религиозного мировоззрения курушских мулл проходило под непосредственным влиянием авторитетных шейхов Ширвана. Современники главы тариката в Ширване мюршида Хаджи Исмаила из Кюрдамира и Магомеда Ярагского были курушские алимы Селим-эфенди, Магомед Рафик-эфенди, Заид - эфенди, мулла Алискер, мулла Аллахверди.

Авторитет курушских алимов в мусульманском мире подтверждается следующим фактом: в 1830 году, когда наместник царя на Кавказе Паскевич приказал кюринскому хану Аслану арестовать Магомеда Ярагского и доставить его в Тифлис, тот некоторое время скрывался в Куруше у местного кадия, который был единомышленником мюршида.

В конце ХУIII - начале XIX веков сформировалась новая плеяда курушских богословов, которые являлись признанными авторитетами не только в Куруше, но и во всем южном Дагестане, Шеки и Ширване. К ним относились мулла Абдулла Магомед-Рафик-эфенди-оглы, Алисултан-эфенди, входившие в разные периоды в состав Дивана Самурского округа, мулла Наги Серкер-оглы, мулла Юсуф Алискер-оглы, мулла Бекер Серкер-оглы, мулла Кериб Араб-оглы, Умуд-эфенди, мулла Гамза-оглы, его сын Шемседин-эфенди. Как рассказывают старожилы, одному из курушских алимов, выпускнику Казанского университета, довелось служить в Духовном управлении мусульман Кавказа в Тифлисе. К сожалению, официального материала о его жизни и деятельности в архивах не найдено.

Считая своим долгом посещение святынь ислама - Мекки и Медины, многие курушцы совершали хадж. Некоторые из них, уезжая в паломничество, прощались с семьями, решив остаться и умереть на святой земле. Так, Хаджи Аллахверди Аллах-кули-оглы, глава большой семьи, в 1870 году в 70-летнем возрасте, оставив своих детей на попечение брата Хаджи Магомед-Гусейна, уехал совершать третий хадж и не вернулся.

Из всех алимов-арабистов определенный материал удалось до-

стать о Серкере-эфенди, который имел широкую известность не только в Самурской долине, но и во всем северном Азербайджане, где он проживал в последние годы жизни.

Родился он в 1893 году в семье известного арабиста, муллы Наги Серкер-оглы. Начальное исламское образование получил в школе, где преподавал отец. Наряду с родным языком с детства отец учил его разным молитвам. Еще не освоив письменности, он уже сносно говорил по-арабски. Будущий эфенди с большим желанием учился арабской грамоте. Знание языка и арабской грамоты священнослужителю были крайне необходимы, ведь Коран нельзя перевести на какой-либо язык, его можно изучить, только овладев арабским язы-

ком.

Юный Серкер с помощью отца за короткое время выучил арабский язык, освоил его грамматический строй. Благодаря своим незаурядным умственным способностям будущий эфенди успешно справился с поставленной задачей. Завершив первое полное чтение текста Корана, он получил в подарок родовой Коран, принадлежавший его отцу, мулла Наги.

Вся последующая жизнь Серкер-эфенди была посвящена исламу. Постигая тонкости ислама, он продолжал учиться у таких маститых богословов, как Али-Султан-эфенди, мулла Ибрагим-Халил Шуай-оглы, кадий Самурского округа и др. Вся его жизнь была пос­вящена изучению и осмыслению философско-религиозных книг «Мухтасарул - мингьаж» (<<Сокращение пути») И «Марипатул - ислам» (<<Этика ислама»). Арабскую грамоту он изучал по таким книгам, как «Усулладин», «Тафсир».

С юношеских лет Серкер-эфенди уже сам учил сельских мальчишек грамоте. Его учениками были первые активисты Советской власти в Куруше Баласултан Эскеров, Асвар Юсупов, Джамедин Баглиев, Кахриман Диярханов, Рагим Гасанбеков, Баба Темиров и многие другие, которые затем легко освоили русскую грамоту и оказались наиболее просвещенными людьми своего времени. Они успешно руководили первыми колхозами, сельским Советом, общественными организациями.

Нужно отметить, что с установлением в Дагестане Советской власти Серкер-эфенди терпел много гонений и преследований за свои религиозные убеждения.

«Воинственные сельские атеисты», среди которых, к сожалению, были и сыновья бывших мулл, теперь, перестроившись, неустанно писали доносы на Серкер-эфенди. Часто правоохранительные органы вызывали его в Ахты и требовали прекратить духовную деятельность. К счастью, и тогда в правоохранительных органах были порядочные люди, не потерявшие ягь-намус (честь и совесть), которые с уважением относились к религиозным убеждениям людей. Однажды сотрудник органов безопасности, вынужденный по долгу службы вызвать его на допрос по очередному доносу, сказал:

- Отец, я больше не буду вызывать Вас, свободно исповедуйте веру, но когда умрут эти доносчики, не хороните их как мусульман, а закопайте как паршивых собак.

Увы, не все сотрудники органов госбезопасности были столь великодушны, как тот, о котором мы только что рассказали. Однако жалобы на Серкер-эфенди продолжали поступать в район. Поэтому Серкер-эфенди был вынужден в конце 40-; годов покинуть родной Куруш и поселиться в городе Кусары Азербайджанской республики, где он вскоре стал наиболее влиятельным деятелем ислама, с авторитетом которого считались не только в Кусарах, но и в Кубе и Хачмасе. Все муллы этого региона советовались с ним и учились у него. При проведении мероприятий, связанных с шариатом и исламскими канонами, каждый житель северного Азербайджана считал своим долгом пригласить именно Серкер-эфенди, присутствие которого намного Повышало престиж совершаемого обряда.

Быть особенно разборчивыми он советовал молодым при выборе спутницы жизни: «Как правило, в пору своей восторженной юности впечатлительные поэтические натуры гонятся за внешней красотой, забывая о красоте души. У девушки, желающей стать хо­зяйкой в доме, в первую очередь должны быть прекрасное сердце и искусные руки, только тогда будет крепкая семья и воцарится мир в доме».

Всю жизнь Серкер-эфенди призывал людей к благородству намерений в любых делах и поступках.

- Нельзя спешить, когда берешь у народа, но нельзя опаздывать, когда даешь народу, - говорил он сельчанам.

Много времени мулла Серкер уделял воспитанию молодежи, наставляя их быть серьезными в житейских делах, совершать каждый шаг обдуманно, чтобы потом не сожалеть.

Когда в конце 20-х годов в Куруше начала функционировать 7-летняя светская школа, Серкер-эфенди стал одним из первых учителей. Вместе с ним преподавали также другие арабисты села - Шахаб Гамзаев, Шемседин Мирзеханов, Сейфали Багирли, Яхья У сманов и др.

Мой достопамятный отец в свое время обучался грамоте у Серкер-эфенди и всю жизнь не забывал мудрейшие советы этого высоконравственного и глубоко верующего шейха. Отец искренне благодарил судьбу за то, что она одарила его встречей в начале жизненного пути со столь замечательным человеком. По окончании учебы мулла Серкер говорил своим ученикам:

- Я в меру своих возможностей дал вам образование и преподал уроки жизни. Продолжать пополнение знаний вы должны самостоятельно. До конца своих дней учитесь у жизни, у людей. После того как человек начинает самостоятельную жизнь, за каждое его деяние с него спрашивает уже сама жизнь.

В своей педагогической деятельности Серкер-эфенди особое внимание уделял нравственному воспитанию молодежи. Не замыкаясь в рамках жестких религиозных канонов, он прививал своим ученикам широкие общечеловеческие знания, приобщал их к достижениям восточной культуры, знакомил с шедеврами этой культуры - произведениями таких корифеев литературы, как Низами, Физули Фирдоуси, Навои, Сейид-Азим Ширвани-, Сабир и др.

Серкер-эфенди был не только проповедником ислама и учителем медресе. Он писал стихи, пахал землю, выращивал хлеб. Об этой стороне его жизни вспоминает ветеран труда Январь Забитов: «В годы войны и в первые послевоенные годы, когда я был еще под­ростком, мне приходилось с Сер кер-эфенди распахивать каменистые клочки земли под зерновые культуры. Я до сих пор помню, как по-отцовски добро относился он ко мне, тогда еще подростку, вынужденному работать вместе со взрослыми. К обеденному перерыву обычно он давал отдохнуть быкам, делал омовение у родника и совершал намаз, после чего мы недолго отдыхали. Мне приходилось работать на пахоте и с другими пахарями, которые допускали грубости, не учитывая, что с ними работает подросток, никакой заботы и внимания по отношению ко мне не было. До сих пор передо мной стоит его светлое, красивое, излучающее благородство и доброту лицо».

В свободное время свои чувства и настроение Серкер-эфенди любил излагать в стихотворной форме.

Когда в 1967 году скончался Серкер-эфенди, на его похороны собрались представители почти всех сел северного Азербайджана и южного Дагестана. Отдать дань уважения памяти высокопочитаемого эфенди пришли не только верующие люди, но и ответственные работники партийных и советских органов. Хоронили не только религиозного деятеля, но по-настоящему мудрого человека, который своим непререкаемым авторитетом, благотворным влиянием помогал решать многие житейские проблемы людей нашего региона.

Выступая на похоронах Серкер-эфенди, его последователь, тоже курушец, проживавший в Кусарском районе мулла Зебигъул-лагь Алиев, свои горестные чувства, а также переживания всех имамов региона, его друзей и родственников выразил в стихотворной форме:

Вяде яз къе вун куьч хьана

Чаз даим и кар гуж хьана

Чир хичирар гьак! Миж хьана,

Къадир эгьли Серкер-буба.

Ийизва чна дад, аман

Ваз регьемет хьуй эгьли-иман

Къисмет хьуй ваз женнет макан

Чи дуайрин Серкер-буба.

Гъадис ава пайгъамбардин

Мусибат я алим рекьин

Илим эгълейриз я якъин

Женнет макан Серкер-буба.

http://www.kurushar.ru/content/шейх-серкер-эфенди

Просмотров: 420 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017