Среда, 24.05.2017
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Кавказская Албания [0]
Ислам в Лезгистане [10]
Геополитика на Кавказе [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Март » 9 » В ПОИСКАХ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО Часть вторая
10:46
В ПОИСКАХ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО Часть вторая

Огромен вклад Г. Гасанова в становление музыкальной культуры аварцев, кумыков, лакцев и другие народов Дагестана. Первая музыкально-художественная экспедиция по собиранию народной музыки, возглавляемая Г. Гасановым, отправилась из Буйнакска по маршруту Араканы — Кудутль — Гергебиль — Могох — Хунзах — Чох — Согратль и собрала интересный материал: 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий, записанных на фонографические валики [29]. "Поездка с фонографом имела сама по себе характер сплошного триумфа, — писал Гасанов в отчете об экспедиции. Жители селений битком наполняли помещения, в которых производились записи, в свою очередь сопровождавшиеся нескончаемыми выражениями удовольствия и изумления. В Могохе мы получили совершенно искренние комплименты по адресу Советской власти, интересующейся творчеством крестьянства" [30].

"Результатом экспедиции явилось также исследование Г.Гасанова "Песни аварцев", законченное в 1927 г." [31]. Представляя собой по форме отчет о поездке, оно, в сущности, подвело итог знакомству с музыкой аварцев в 1921-1927 гг. и подводило научные основы исследования музыкальной культуры аварцев. "Содержание работы отмечается большой широтой, смелостью и насыщенностью обобщений. В первой части приведено обстоятельное описание наиболее распространенных аварских музыкальных инструментов: кумуза (тамура), чаганы, лалу, зурны, их устройства, настройки, техники исполнения, технологии их изготовления, народно-музыкальной терминологии и т.п. Второй раздел труда Г.Гасанова раскрывает музыкальную структуру аварской песни, общую классификацию аварского песенного фольклора" [11].

Публикация Г.Гасанова получила высокую оценку: зачитанная как доклад на заседании этнографической секции Государственного Института Музыкальной науки в Москве в августе 1927 г., она принесла автору признание научной общественности. Ему была присвоена степень члена-корреспондента ГИМНа. В "Песнях аварцев" Г.Гасанов заложил основы методики научного исследования народного творчества и значительно обогатил аварскую музыкальную фольклористику внесением в нее элементов лезгино-дагестанских мелодий. "Идеи этого исследования интересны и в наши дни" [11].

В том же году был напечатан сборник "Мотивы дагестанского танца: 12 лезгинок, исполняемых зурнами", составленным Г.Гасановым, М.Джамаловым. Это первое издание лезгино-дагестанских мелодий, а также первый и до настоящего времени единственный сборник народной танцевальной инструментальной музыки. "Мы считаем, что издаваемые двенадцать танцевальных мотивов являются неоспоримым музыкальным богатством, требующим фиксации во избежание исчезновения, тем более что некоторые из них уже не играются вовсе" — писали составители в предисловии к сборнику [32].

Им удалось отобрать художественно совершенные и разнохарактерные образцы национальных плясов, наигрышей под лезгинку. Указанный сборник определил важнейшие принципы и формы собирания, нотирования и публикаций Восточно-Кавказской народной музыки, ставшие направляющими для развития фольклористики; отбор наиболее привлекательных образцов, "обобщающие" приемы нотной записи, условная запись переменной метроритмической структуры, отсутствие сопровождающих, "аккомпанирующих" инструментов (в данном случае — ударных) и т.д." [11].

Как отмечено выше, под руководством Г. Гасанова в 1926 году был открыт музыкальный техникум.

"Важнейшее значение Г.Гасанов придавал разработке методики работы с учащимися-горцами по музыкально-теоритическим предметам, а также созданию специального дидактического материала и художественно-педагогического репертуара на фольк-лорной основе. Выдвинутая им идея "изучения музыкальной теории на основе изучения родных мотивов была новаторским явлением в музыкальной педагогике тех лет" [9]. Уже в 1927 г. музыкальным техникумом был издан сборник фортепианных пьес Е.Юдиной "Дагестанским детям". В предисловии к сборнику Г.Гасанов писал: Нетрудно также понять, почему мы избрали народные песни в качестве материала для педагогической работы: во-первых, нашим ученикам-горцам эти мотивы уже знакомы и вполне вяжутся с культурным миром той среды, которая создала этих детей; следовательно, ознакомление их с приемами гармонизации (с точки зрения развития вкуса) гораздо лучше построить на знакомом и близком материале, чем на мотиве придуманном, а порой и национально чуждом; во-вторых, выпуском настоящего сборника дагестанский мотив выдвигается из народных гущ к эстраде, хотя бы ученической, что, безусловно, имеет немалое культурное значение в направлении развития и обогащения местной музыки" [33].

К работе в техникуме Г.Гасанову удалось привлечь не только наиболее опытных местных педагогов, но и выпускников музыкальных вузов Москвы и Ленинграда. Классы фортепиано вели Д.Далгат, Е.Юдина, О.Тимушева, скрипки — И.Сафанов, В.Клин, сольного пения — М.Андреева — Петровская, В.Зайцева, духовых инструментов — А.Клейзмер. Наличие довольно большого числа специалистов — музыкантов высокой квалификации обеспечивало высокий уровень преподавания и позволило развернуть интересную концертную просветительную деятельность. В программах концертов Дагмузтехникума звучало много произведений музыкальной классики-сочинения И.С.Баха, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Н.Метнера, М.Равеля, фортепианные концерты Р.Шумана, П.Чайковского, С.Рахманинова. Здесь же исполнялись сочинения на дагестанские темы Г.Гасанова, Д.Далгат, Е. Юдиной и И.Сафанова.

Г. Гасанов подготовил таких выдающихся музыкантов, как С. Агабабов, М. Кажлаев, Ш. Чалаев и др.

Г.Гасановым написаны детский балет "Карачач", опера "Хочбар", песни для пьес "Айгази", "Любовь Асият" и др., прочно укрепившиеся в репертуаре Кумыкского театра. Его концерт для фортепиано с оркестром часто и в настоящее время исполняется оркестрами России и в других странах зарубежья. Творчество Г.Гасанова высоко оценило правительство СССР. Он дважды удостоен звания лауреата Государственной премии, имеет почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и ДАССР.

К сожалению, и Г. Гасанов предан сейчас забвению, его музыкальное наследство варварски используют представители других народов, даже не ссылаясь на его опубликованные произведения…

Не менее трагична сложилась судьба музыкального творчества другого выдающегося композитора — Зейнала Гаджиева, уроженца селения Куруш Ахтынского района. Он окончил Казахскую государственную консерваторию, после чего работал в знаменитом ансамбле Моисеева в Москве…

"Мне посчастливилось работать с Зейналом Гаджиевым, — говорит И.Матаев. — З.Гаджиев был композитором, яркий талант которого внес большой вклад в развитие музыкальной культуры Дагестана. Его прекрасные произведения "Мой Дагестан", "Самур-Дивичи-Канал", "Лезгинская колыбельная", сотни музыкальных произведений, написанных им для ансамбля "Лезгинка", снискали большую любовь дагестанских народов. Каждое его музыкальное произведение пронизано любовью к своему народу, выражает думы и чаяния простого человека"…

"Зейнал Микаилович, — говорит далее Иосиф Матаев, — в своих произведениях старался отразить самое сокровенное и поэтому каждое его произведение воспринималось как событие музыкальной культуры. Он был демократическим композитором, будь ли это песня или аратория, или музыкальная сценка — в его произведениях превалировал мелодизм. От малого до велика пели его песни. Можно сказать, что он основатель современной хореографической музыкальной культуры Дагестана"…

В 1957 году 3. Гаджиев переехал в Махачкалу, сперва работал в ансамбле "Песни и танцы Дагестана", а с созданием Хореографического ансамбля "Лезгинка" — в последней. В "Лезгинке" 3. Гаджиев работал до последних своих дней (умер в 1971 г.).

В 1959 году, через два года после переезда в Махачкалу, 3. Гаджиев выпускает книгу лезгинских народных песенных и танцевальных мелодий. К сожалению, мне ее не удалось найти. Как пишет Н. Ибрагимов в "Лезги газет" (04.09.93.), в книге были собраны такие народные шедевры, как: "Шагьсенем", "Суначан", "Алагуьзли", "Загъадурзагъа", "Магьидилбер чан", "Ай, Дилбер", Вацран эк-вер", "Жанисат," Колхозчи рушаз", "Кьасумхуьр", "Ст1алар", Усугьчай", "Тала", "Абас", "Телефонар", "Хинер", "Яхлар", "Рипе къуьл", "Къуба къенфетар" и др.

В первые годы создания "Лезгинки" в ней значительное место занимали танцы лезгино-язычных народов, а музыкальное оформление было основано, в основном, на лезгинских танцевальных мелодиях.

По словам народного артиста России, лауреата Государственной премии России и Дагестана, художественного руководителя "Лезгинки" Иосифа Матаева, 90% музыки при постановке всех танцев "Лезгинки", будь это татский или аварский танец или танец другого дагестанского народа, написаны заслуженным деятелем искусств Дагестана Зейналом Гаджиевым.

Основой "Лезгинки" были и остаются такие танцы, как "Зегьметчияр" ("Труженики"), "Дагьларин таватар" ("Горские мелодии"), "Мехъер" ("Свадьба"), "Атлуйрин чамарар" ("Атлуйские конные состязания"), "Пуд паюникай ибарат Египетрин кьуьл" ("Египетский танец"), "Къайтагьи" ("Кайтаки"), "Унцукулвияр" ("Унцукуль-цы"), "Партизанар" (Партизаны"), "Гичинар гвайбурун кьуьл" ("Танец с кувшинами"), "Къвепаюникай ибарат ас-керин кьуьл" ("Танец воинов"), Рутулрин Масха" ("Рутульский Масха"), "Дарго" ("Даргинцы"), "Дагъдин хуьре — сувар" ("Сельская свадьба"), Ногьайрин "Айлоний" (Ногайский танец "Айлоний"), рушарин къуьл "Гатфар" (девичий лирический танец "Весна") и.т.д.

И сегодня основой практически всех мелодий "Лезгинки" является танцевальная музыка 3. Гаджиева, однако об этом нигде уже не упоминается. Передо мной последний проспект "Лезгинки", изданный на русском и английском языках, однако в нем ни слова не найдешь о музыкальном основателе ее — Зейнале Гаджиеве!

З. Гаджиев написал музыку для более десяти спектаклей лезгинского театра, функционирующего в г. Дербенте, среди которых "Фундугь-бег", "Саяд", "Чам гваз катна", "Етим Эмин", Муьгъуьббатдикай риваят" и т.д.

С изданием "Лезгинских песен и танцевальных мелодий" прошло 35 лет, за это время ни одно произведение 3. Гаджиева более не издавалось!

Иосиф Матаев с теплотой и восхищением вспоминает и о другом выдающемся лезгинском музыканте — Урудже Абубакарове — заслуженном артисте РСФСР и народном артисте Дагестана, который возглавлял исполнения музыкальных произведений. Рассказывая об Урудже Абубакарове, И.Матаев вспоминает такой факт. На одном из конкурсных концертов в Москве художественный руководитель национального оркестра Армении снял свой номер, поскольку посчитал, что после выступления коллектива, возглавляемого Уруджем Абубакаровым, неудобно выступать. Настолько высоко было исполнительское мастерство Уруджа Абубакарова! Последний великолепно играл почти на всех национальных инструментах Дагестана…

На далеком севере работает Тарланов Замир Курбанович — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, декан филологического факультета Петрозаводского госуниверситета, заслуженный деятель науки Карелии.

3. Тарланов один из тех патриотов, который хотел бы передать свои знания и опыт родному народу. Он успешно работает над изучением языка и культуры агульцев, добился в этом деле больших успехов. Но труды лежат на полке личной библиотеки…

Его жена, Лидия Владимировна Тарланова, также доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Карелии, заведующая кафедрой русского языка Петрозаводского педагогического института. Лидия Тарланова является прямой наследницей А.С. Пушкина (в шестом колене). К сожалению, для этих замечательных людей нет места среди своего народа…

В Баку лезгины живут со дня его основания. Об этом говорит и тот факт, что в Баку до недавнего времени функционировала "Лезги мечеть", построенная в 1169 году. Теперь тюрки-азербайджанцы пытаются скрыть этот и другие исторические факты, чтобы поставить лезгин в Баку в положение пришельцев со стороны. Имеет место и другое: все, что создавалось в Азербайджане лезгинами, будухцами, хиналугами, цахурами, рутульцами, удинами, кризами, татами, талышами, армянами, курдами, русскими, приписывается тюркам, назвав всех перечисленных народов азербайджанцами, народу, которого не было и нет. О последнем говорят сами тюрки — азербайджанцы.

Теймур Яхьяев, азербайджанский политолог в "Российской газете" (19.8.93) пишет: "Перед Г.Алиевым по сути стоит задача мессианского свойства. Ведь еще немного, и может распасться не только государство, но и сам этнос. Так, не закончивший формирование азербайджанский этнос, может вновь распасться на народности и племена, уйти в небытие. Такой полураспад нации хорошо виден в Баку…"

Вот что пишут сами тюрки-азербайджанцы в редких публикациях, касающихся лезгин. Э.Ахундова (ЛТ, 23.12.92): "Тысячи лезгин — народа бесконечно трудолюбивого — … работают на нефтяных промыслах Апшерона. Они и сейчас составляют большой отряд азербайджанских нефтяников. Лезгины же одними из первых откликнулись на призыв построить близ Баку индустриальный спутник — Сумгаит. Ныне в этой печально знаменитой мертвой зоне на экологически вредных металлургических и нефтехимических производствах наряду с азербайджанцами трудится около ста тысяч лезгин".

То, что при Советской власти стало называться азербайджанской культурой, по существу, является культурой не одних тюрок, но и всех местных аборигенных народов. В этом легко убедиться при сопоставлении, например, музыкальной культуры "азербайджанцев" и лезгин.

В Среднюю Азию тюркские племена пришли в первом веке нашей эры, а в Турцию (ранее Византию) — в XII — XIII вв. [34]. Если носителями нынешней "азербайджанской музыки" были тюрки, то она была бы очень близка к туркменской и турецкой музыке. Однако мы наблюдаем разительное различие между азербайджанской музыкальной, с одной стороны, турецкой и туркменской — с другой. В этих условиях возникает другой вопрос, откуда она, на какой базе она создана?

Сравним теперь лезгинскую и азербайджанскую музыку. Здесь мы находим практически полное совпадение. Те нюансы, которые можно наблюдать между лезгинской и "азербайджанской" музыкой, то они появились после обработки основополагающей музыки — музыки лезгино-язычных народов. Музыка лезгиноязычных народов практически до сих пор осталась в своей колыбели — ее обрабатывали в основном самодеятельные композиторы, а в Азербайджане это было поставлено на широкую профессиональную основу, поэтому лезгинская музыка в Азербайджане звучит более богато.

Сравним теперь азербайджанскую и армянскую музыку. Порой ряд мелодий армянской и азербайджанской музыки не отличишь.

Общеизвестно, что армянская музыка имеет тысячелетнюю историю, она существовала до появления тюрков на Кавказе. Откуда же тогда такое сходство?

Территория нынешнего Азербайджана до появления тюрков была заселена лезгиноя-зычными народами. Живя по соседству, лезгины, армяне, грузины, конечно, повлияли друг на друга во всех сферах — в музыке, танцах (лезгинка), культуре, письменности и т.д. Например, уже указывалось, что албано-лекский алфавит в 415 году был усовершенствован армянским ученым Месропом Маштоцем, танец лезгинка стал любимым танцем кавказцев.

Как видим, основой азербайджанской музыки является классическая музыкальная культура лезгинского народа, а не наоборот, как это приходится нередко слышать. Да и создавалась музыка в Азербайджане в основном лезгинами. Назову хотя бы несколько имен, тех, кто является не только авторами крупных произведений музыкальной культуры Азербайджана, но и основателями профессиональной музыки.

Эльза Ибрагимова. Энвер Гулиев, заслуженный работник культуры Азербайджана, пишет в статье "Не отрекись от любви земной" ("Дагестанская правда", 02.04.94.): "Незабвенный Рашид Бейбутов, заливаясь соловьиной трелью, поет песню композитора Эльзы Ибрагимовой "Эй Ветен" ("Родина моя").

В комнате, кроме меня и Чингиза, никого. Оба, затаив дыхание, слушаем. Такое ощущение, что песня "Эй Ветен" в исполнении Рашида Бейбутова звучит для нас впервые.

Вдруг неожиданно для меня:

— Это песня моей сестры.

— Как? Эльза-ханум — Ваша сестра?

— Да.

Действительно. Ведь и Чингиз по фамилии Ибрагимов.

Хоть мы и сотрудники с ним, друзья, то, что он брат композитора Эльзы Ибрагимовой, я услышал впервые.

Чингиз мне рассказал случай, связанный: песней "Эй Ветен".

1976 год… Рашид Бейбутов прослушал концерт из произведений Эльзы Ибрагимовой и по окончании его позвонил автору, поинтересовался ее творческими делами, высказал свое мнение об услышанных песнях, которые ему очень понравились и запали в душу. Эльза-ханум только завершила работу над песней "Эй Ветен". Благодетель и "импресарио" композитора брат Чингиз, взяв с собой новую песню, а также клавиры нескольких лирических песен, передал их в тот же вечер Рашиду Бейбутову. И с того времени песни "Эй Ваетен" заняла достойное место и репертуаре Рашида Бейбутова, став лейтмотивом его творчества, сопровождала его во всех гастрольных поездках по странам и континентам.

На протяжении четверти века лирико-романтические, пронизанные духом патриотизма, песни Эльзы-ханум я слушаю с большой теплотой и радостью, всегда с нетерпением жду новых произведений любимого композитора.

Первая ее песня прозвучала 16 апреля 1969 г. в исполнении знаменитой Шовкет Алекперовой. Это была "Ялан ха деил" (на слова народного поэта Азербайджана Мамеда Рагима). В исполнении народной артистки Азербайджана Флоры Керимовой прозвучали также песни "Гедже булаг башында" (на слова народного поэта Азербайджана Бахтияра Вагабзаде) и "Сен бир нагме, мен бир нагме" (на слова Энвера Алибейли), заслуженной артисткой Азербайджана Ильгамой Кулиевой исполнена песня "Билмездим" на слова Октая Шамиля), а заслуженным артистом Азербайджана Акифом Исламзаде — песня Турбан верердим" (на слова Рафика Зека) — они до сих пор на слуху у народа, да и можно ли остаться к этим песням равнодушным?

Недавнее присвоение Эльзе Ибрагимовой звания "Заслуженный деятель искусств "Азербайджана" было встречено поклонниками ее творчества с большой радостью, ведь она одна из любимых композиторов Азербайджана, умеющая передать в своей музыке думы и чувства народа.

Еще в годы учебы Эльзы Ибрагимовой в Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова, великого композитора, основоположника национальной оперы, ее самобытной талант и творческие способности были высоко оценены выдающимися композиторами современности: Тихоном Хренниковым, Кара Караевым, Георгием Свиридовым, Джевджетом Гаджиевым, Отаром Тактакишвили, Мурадом Кажлаевым и др. Бахтияр Вагабзаде сказал, что Эльза-ханум — мастер песенного жанра. Она как художник, сотворяющий не только внешний, но и внутренний мир, может тонко передать все наши переживания и чувства. Сплетенный ею песенный узор всегда великолепен. Мы не можем следовать за ее таинственными звуками, которые порхают перед нами, как бабочки, в ее песнях невидимые музыкальные звуки превращаются в образы, а те — в мечты и чувства. Это истинная сила и таинство искусства!

Нет такой песни у Эльзы Ибрагимовой, которая не заставила бы думать, переживать, пробуждать сердца, волноваться, мечтать и любить — вот истинное волшебство прекрасной музыки.

Песни Эльзы-ханум — это мир искренних, душевных бесед со слушателем. В этой беседе стороны верят друг другу. И поэтому каждая ее песня оставляет в нашей памяти неизгладимый след. Когда я слушаю песню "Гедже булаг башында", вспоминаю с трепетом те годы, когда мною были созданы эти стихи, и меня вновь обуревают переживания тех далеких лет. Глубоко прочувствовав мои стихи. Эльза-ханум воплотила чувства в тонком языке музыки.

Эльзой Ибрагимовой созданы произведения различного жанра: прелюдии, сонатины, квартеты, концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма, оратория и более тысячи песен на азербайджанском, лезгинском и русском языках.

Эльза-ханум по национальности лезгинка. Она родилась в районном центре Аджикабул Азербайджанской Республики в семье железнодорожников Имамедни и Соны Ибрагимовых. С детства была большим любителем народной музыки и в особенности мугамов.

Первая женщина — композитор Эльза Ибрагимова в своем творчестве уделяет большое место лезгинским песенным мелодиям, и это не удивительно. Удивляет то, что в Дагестане ее творчество не пропагандируется должным образом. В Махачкале ни разу не был проведен ее авторский вечер, не было официального приглашения.

А как сложились ее творческие дела в Азербайджане, в Баку? Созданные ею произведения могли бы стать украшением авторского концерта в филармонии им. Муслима Магомаева и в других концертных залах республики. Ее песни известны во многих странах мира, однако, как ни странно, ее имени нет и в числе деятелей музыкальной культуры Азербайджана, представляющих искусство республики за рубежом.

Эльза Ибрагимова — автор не только лирических песен. Увы, на протяжении долгих лет ее старались преподнести слушателям только как композитора песенника. Но она работала и в других жанрах. По мотивам трагедии "Афет" драматурга Гусейна Джавида ею была создана одноименная опера, которая до сих пор не нашла сценического воплощения. Вслед за первой композитор пишет оперу "Горящие колыбели" (автор либретто Рамиз Гейдар), выразившую боль Карабахской трагедии.

Без малого 30 лет Эльза-ханум пишет музыку, которая вдохновляет слушателей. Недавно в государственной филармонии на авторском вечере народного артиста Азербайджана Чингиза Садыхова певица Флора Керимова с большим мастерством исполнила песню Э. Ибрагимовой "Где же ты, судьба моя?" на слова Омара Гочулу. Долго не смолкали аплодисменты. Мы еще раз убедились, что прекрасный и любимый композитор Эльза-ханум не ищет легкой жизни, смело идет навстречу трудностям и тяготам и создает прекрасную музыку".

Узеир Гаджибеков. Из "Истории Азербайджана": "У.Гаджибеков написал первую азербайджанскую оперу "Лейли и Межнун", что явилось крупным событием в культурной жизни Азербайджана и положило начало существованию азербайджанского оперного театра… В период 1880-1915 гг. У.Гаджибеков создал ряд новых опер — "Шейх сеган", "Рустам и Зохраб", "Эсли и Керим", "Шах Аббас и Хуршуд Бану", "Га-рун и Лейла" [35].

И далее: "У.Гаджибеков положил начало также азербайджанской музыкальной комедии. В 1909 г. была осуществлена постановка написанной им первой азербайджанской оперетты "Муж и жена". В том же году композитор создал новую оперетту "Не та, так эта" или "Мешади Ибад", а в 1913 г. знаменитую комедию "Аршин мол алан"… Титаническая творческая и просветительская деятельность У.Гаджибекова проложила путь к подъему музыкального профессионального творчества, выращиванию национальных кадров музыкантов и актеров" [35].

Ниязи Гаджибеков. Когда я обратился к лезгинам, жившим в Азербайджане, особенно к тем, кто недавно приехал в Дагестан из-за преследований на националистической основе и по политическим мотивам, с просьбой чтобы они мне назвали фамилии тех, кого они знают из тех, кто внес весомый вклад в экономику и культуру Азербайджана, то в первую очередь назывались имена Узеир Гаджибеков и Ниязи. Как я ни старался узнать фамилию Ниязи, ничего не выходило. Все знали его как Ниязи. Действительно, последнего во всем мире знают только как Ниязи!

Рис. 9.14. Узеир Гаджибеков.

Получилось так, что у меня не было времени копаться в литературе (подспудно думал, что пока не узнаю фамилию Ниязи мне трудно будет о нем что-нибудь найти в каталогах литературы), но я не забывал с нем. При очередной встрече с кладезью знаний — профессором Ахедом Гаджимурадовичем Агаевым, я спросил его о Ниязи. Ахел Гаджимурадович тоже не знал фамилию Ниязи, но сказал, что это нетрудно установить, поскольку его бывшая жена живет в Махачкале — это всеми нами уважаемая народная артистка СССР Барият Мурадова…

Я не замедлил пойти к ней. Позвонил и стою у двери квартиры. Было тихо, никакого снижения в коридоре квартиры. Я подумал, что дома никого нет. Собрался было уходить, но открывается дверь и в ней появ-ляется Барият Солтанмеджидовна. Я представился, меня пригласили в квартиру. Барият Солтанмеджидовна извинилась, указав на постель, что она себя чувствует не совсем хорошо. После небольшого вступи-тельного разговора, когда Барият Солтамед-жидовна сказала, что она в состоянии поговорить со мной, я изложил цель своего прихода. Здесь завязался интересный разговор (имеется запись разговора).

Для меня неожиданными были два момента: что Ниязи родной племянник Узеира Гаджибекова, и, что он носил две фамилии: Таги-Заде и Гаджибеков. В начале я даже подумал, не путает ли что-то с фамилиями, наша уважаемая Барият.

Далее я попросил Барият Солтанмеджидовну рассказать, где они познакомились и почему не сложилась у них совместная жизнь. Барият Солтанмеджидовна рассказала, что познакомились они здесь в Махачкале, когда Ниязи работал (1931-1933 гг) заведующим сектором науки, литературы и искусства в Обкоме партии. Вышла за него замуж. В 1933 году вместе с ними уехала в Баку.

— Ниязи, — говорит Барият Мурадова, — никак не хотел, чтобы я посвятила себя сценической деятельности, стала актрисой. А я не могла жить без театральной сцены. На этой почве отношения не сложились и мы разошлись. — В конце 1933 года Барият Мурадова вернулась в Махачкалу.

Меня, конечно, интересовало, откуда родом Гаджибековы. Барият Солтанмеджидовна сперва ответила, что они выходцы из Дагестана. После этого ответа я попросил ее сказать более конкретно. Тогда Барият Солтанмеджидовна ответила, что Гаджибековы родом из лезгинского селения, расположенного недалеко от Дербента. К сожалению, название селения она вспомнить не могла.

Я знал, что Узеир Гаджибеков, когда жил в Баку, имел тесную связь с моими земляками, в частности, со знаменитой фамилией Гаджиевых. Об этом рассказывала наша замечательная певица, народная артистка России и Дагестана Рагимат Гаджиева. Последняя об этом говорит и в телевизионной передаче (запись имеется на телевидении Дагестана в Махачкале), посвященной ее творчеству.

.

Рис. 9.15. Рагимат Гаджиева.

Раджаб и Абдулмуталиб Гаджиевы жили, работали в Баку и имели тесную дружественную связь с семьей Узеира Гаджибекова. Эта дружба закреплялась и тем, что племянница Узеира Гаджибекова — Махбаба Пашаева и дочь Абдулмуталиба Гаджиева — Рагимат вместе учились на учительских курсах, были неразлучными подружками. Самое главное обе подружки любили петь, особенно старинные народные песни.

В те суровые 20-годы Узеир Гаджибеков активно помогал творческой молодежи. Фактически Рагимат и Махбуба ежедневно бывали в доме Гаджибековых и по мере своих возможностей помогали в творческих исканиях Узеира Гаджибекова пением старинных лезгинских народных песен, которых Рагимат знала множество. Именно Узеир Гаджибеков пророчил большое будущее Рагимат и помог на начальном этапе становления Рагимат как певицы.

Отец Узеира Абдулгусейн Гаджибеков родом из знаменитой семьи Гаджибековых из Ахтов. Кстати, это редкое имя - Узеир до сих пор в ходу в ахтынском тухуме Гаджибековых.

По-видимому, семья Абдулгусейна Гаджибекова сначала переехала в приморскую часть Лезгистана и жили недалеко от Дербента, а затем перебралась в Шушу. В XIX веке и ранее такие переселения на территории нынешнего Азербайджана и Южного Дагестана были обычным явлением, поскольку на этой территории их объединяло языковое и культурное родство…

Теперь вернемся к Ниязи. Читаем в Музыкальной энциклопедии (М., 1976): Ниязи (настоящее фамилия имя — Таги-Заде — Гаджибеков Ниязи Зульфугарович, родился 7(20) VII 1912 г. в Тбилиси) Сын композитора Зульфигара Гаджибекова.

В 1926-31 учился в музыкальном техникуме им Гнесиных (Москва), Ленинградском центральном музыкальном техникуме, Ереванской консерватории. В 1933-34 занимался в Бакинской консерватории под руководством Л.Рудольфа и С.Штрассера. На развитие дирижерского искусства Ниязи оказали влияние А.Павлов — Арбенин, Л.Штейнберг, а также Н.Голованов, А.Гаук, О.Фрид и др. С 1938 по 1959 годы (с перерывами) — художественный руководитель и главный дирижер Азербайджанскоо симфонического оркестра им. У.Гаджибекова, с 1961-65 — директор, художественный руководитель и главный дирижер Азербайджанского театра оперы и балета им. М.Ахундова. В 1961 г. главный дирижер Ленинградского театра оперы и балета. Талантливый интерпретатор лучших образцов русских, зарубежных и советских классиков.

Автор музыкальных произведений различных жанров, наиболее известны: лирико-романтическая опера "Хосров и Ширин", балет "Читра", симфонический мугам "Раст".

В 1931-33 годах Ниязи работал заведующим сектором науки, литературы и искусства НКП Дагестана. В эти годы Ниязи систематически переписывается с Узеиром Гаджибековым, прислушивается к его советам по творческим и организационным вопросам. В этой связи весьма примечательно письмо Узеира Гаджибекова, датированное 28 февраля 1933 г., в котором он пишет [36]: "Дорогой Ниязи!.. Почему ты на закончил и не выслал мне начатую тобой партитуру… Твоя партитура меня очень интересует. Постарайся завершить ее и выслать мне, потом займешься записью дагестанских песен. Я сейчас экстренным образом оркеструю первый акт оперы "Кероглы". Театр меня очень торопит. Желательно, чтобы ты приехал и послушал первый акт "Кероглы"… Помни мои наставления. Целую твой дядя Узеир".

Напомним, что в то время, когда Ниязи жил в Махачкале, было время взлета творческой и музыкально-педагогической деятельности другого выдающегося лезгинского музыканта Готфрида Гасанова… Недаром вслед за этим Ниязи пишет музыкальные произведения для оркестра: "Закатальская сюита" (1934), танцевальную пьесу "Лезгинка" (1939).

Ниязи — "Герой социалистического труда, народный артист Азербайджанской ССР (1955), СССР (1962), Армянской ССР (1962), Лауреат Всесоюзного смотра дирижеров (1946); Лауреат Государственном премий СССР (1951, 1952), лауреат Государственной премии Азерб. ССР им. Узеира Гаджибекова (1968), лауреат Международной премии им. Д.Неру (1974).

Он награжден орденами: Ленина (1976 Трудового Красного Знамени (1968), Октябрьской революции (1979). Среди зарубежных наград Ниязи — орден "Кирилла и Мефодия" (Болгария), медаль им. Бела Бар-тока (Венгрия), медаль города — Карл-Маркс — Штадт и т.д.

Многранное творчество Ниязи снискало широкое признание в нашей стране и далеко за ее пределами. В этой связи весьма примечательны высказывания о Ниязи выдающихся российских и зарубежных музыкантов:

— Можно смело утверждать, что один из музыкантов, которым азербайджанская музыка обязана своим всемирным признанием, — это талантливый дирижер и композитор Ниязи.

Дмитрий Шостакович

— На протяжении всей своей музыкальной жизни я слежу за интенсивной деятельностью этого ярчайшего представителя советского искусства, которому музыка Азербайджана обязана своим звучанием на различных меридианах планеты.

Тихон Хренников.

— Тонкое понимание авторского замысла, правдивость и искренность чувствований — вот характерные черты исполнительского искусства этого выдающегося советского художника, принадлежащего к числу лучших дирижеров — участников международных фестивалей в Праге.

Вацлав Доблаш Чехословакия

— Самой высокой оценки заслуживает искусство Ниязи — у него необыкновенные руки, большая воля, и сильный характер.

Карло Цекки, Италия

— Я высоко ценю редкий талант этого замечательного мастера, отношу Ниязи к дирижерской элите современности.

.

Аднан Сайгун, Турция

— Под управлением маэстро Ниязи великолепный оркестр "Гранд-Опера" звучат так, как может звучать только под руководством большого мастера.

Пьер Берлиоз. Франция

— По моему мнению, Ниязи — один из наиболее выдающихся дирижеров мира.

Филипп Боноски (США).

— Мне, как композитору, часто приходилось слышать первое исполнение моих наиболее крупных произведений под управлением Ниязи. Могу без преувеличения заявить, что лучшего исполнения мне во всех случаях не оставалось желать.

Кара Караев

Такими были лезгины Узеир и Ниязи Гаджибековы, лезгинка Эльза Ибрагимова чьи гениальные произведения, плоды творческой деятельности стали достоянием тюрко-азербайджанского народа. Теперь музыкальную культуру лезгин да и саму лезгинскую музыку во всем мире знают как музыкальную культуру и музыку тюрко-азербайджанскую! Какая ирония судьбы!

На семье Гаджибековых ярко прослеживается один из путей ассимиляторских процессов: переход от лезгинской фамилии Гаджибековых к тюрско-азербайджанской фамилии — Таги-Заде. Это не частный или единичный случай…

Несколько лет назад я впервые оказался на кладбище г. Кусары Кусарского района Азербайджана. Здесь живут только лезгины, их процент составляет более 95%. Увидев панораму кладбища г. Кусары я был поражен, ошарашен… сплошь и рядом на надмогильных камнях были записи на тюркско-азербай-джанский лад с добавлением к фамилии, имени и отчеству слово "оглы". Выходило, что эта кладбище тюрко-азербайджанского народа. Практически ничего не было, говорящего о том, что здесь похоронены лезгины. — Я спрашивал тогда у товарищей, что, в городе живут так много тюрков-азербайджанцев? — Отвечают — нет! Их очень и очень мало!.. — Вот так, даже после смерти, лезгины в Азербайджане становятся тюрко-азербайджанцами. Таково положение с этим фактом во всех лезгинских районах Азербайджана! Вот где прямое доказательство произвола и ассимиляторских процессов…

Тогда же я спрашивал товарищей, вы хотя бы представляете, что произойдет через 50-100 лет с вашими потомками? Ведь их погонят из г. Кусаров и Кусарского района как "пришельцев, оккупантов" опираясь на те вещественные доказательства", которые вы создали и создаете на кладбищах повсеместно?..

Тогда же товарищи (здесь не привожу фамилии их, чтобы о них не создать ложное представление; они-то как раз и являются настоящими патриотами) рассказали и о том, что из музея, с великим трудом созданного в Кусарах во главе с уважаемым Забитом Ризвановым, бакинские националисты забрали, якобы для изучения, тысячелетней давности надмогильные камни лезгин, а затем они исчезли.. О последнем писали и в периодической печати… Вот как тюрки-азербайджанцы осваивали и осваивают земли лезгин и других аборигенных народов Азербайджана. Стоит ли удивляться после вышесказанного, если известный лезгинскийгенерал Махмуд Авилов или пролавившаяся своим долголетием лезгинская ковроткачиха Зибейда Шейдаева, или же герой итальянского сопротивления Шахбуба Меджидов и многие участники французского и греческого сопротивлений по желанию официальных властей Азербайджана превращаются в азербайджанцев. Это, так сказать, в порядке вещей…

Много сделали лезгины и в других сферах культуры Азербайджана. Первая научная грамматика тюркского языка написана лезгино-азербайджанским ученым С.Джафаровым. В последнее время стали известны и некоторые имена ученых организаторов науки — А.Ибрагимов, М.Гаджиев, И.Мустафаев, К.Полчаева — Адизизалова, К. Керимов, Н.Габибов, Э.Ахмедов…

Немало заслуг представителей лезгин в развитии спорта в Азербайджане. Назову, ставшие известными в последнее время: Карман Магомедов — обладатель кубка мира по самбо, мастер спорта международного класса, Казим Гусейнов — олимпийский чемпион по дзюдо…

Из-за националистической политики руководства Азербайджана и Дагестана почти одна треть наиболее активной части лезгинского народа оказалась за пределами Лезгистана. Крупные поселения лезгин имеются в Поволжье, в Ставропольском крае, в Астраханской и Тюменской областях, в государствах Средней Азии, в крупных городах России, Украины, особенно в Москве, Ленинграде, Волгограде, Саратове, Харькове и т.д.

Контр-адмирал Г.А.Гасанов — главный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей. Долгие годы работал с бывшим президентом АН СССР А.П.Александровым. На одном из юбилеев Г.Гасанова А.Александров сказал: "Многие годы совместной работы мы знали Г.Гасанова как крупного конструктора. Недаром мы его называем "железным Генрихом". По работам последних лет должны мы его называть "полиметаллический Генрих; он заслуживает это имя своими выдающимися открытиями, исключительно оригинальными и с новыми принципами построения атомных котлов. Мы шли за ним и достигли больших успехов"… За выдающиеся заслуги перед страной Г.Гасанову были присуждены самые высокие премии: в 1942 г. — Государственная, а в 1958 — Ленинская. В 1970 году Г.Гасанов стал Героем Социалистического труда. Он дважды кавалер Ордена Ленина. Трудового Красного знамени и других орденов и медалей.

Г.Гасанов — брат знаменитого музыканта Готфрида Гасанова, они сыновья Али Гасанова — сына Гасана Алкадари, выдающегося ученого и просветителя XIX века. Генрих Гасанов неоднократно приезжал на свою родину — в родное село Алкадари…

Лезгинцевы. На заре Советской власти имя Михаила Лезгинцева (Магомеда Гусейнова), генерала армии, часто встречаем в постановлениях Совмаркома России, в которых на М.Лезгинцева возлагаются ответственные задания, как главного военного финансиста страны" [37].

В эти годы М.Лезгинцев проявил себя как талантливый организатор, подлинный реформатор. "Разработанные им в годы гражданской войны важнейшие принципы финансирования и снабжения войск, по признанию видных советских военных специалистов в этой области, сыграли свою роль и в годы Великой Отечественной войны" [37].

По инициативе М.Лезгинцева были созданы первые военно-финансовые учебные заведения в стране. К числу их относятся Военно-хозяйственная Академия, Высшая военная и морская финансово-хозяйственная школа. В последней он был начальником, вел основные курсы…

Апрельской ночью 1937г. М.Лезгинцев был арестован и осужден на 5 лет по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и сослан на Крайний Север, на Колыму, где и скончался в марте 1941года. Ему было тогда всего 47 лет.

Георгий Лезгинцев, доктор технических наук, адмирал Военно-морского флота бывшего СССР. Закончив в 1937 году Ленинградский горный институт, Г.Лезгинцев 20 лет проработал на рудниках и приисках золотодобывающей промышленности, как сын репрессированного врага народа. Однако наступили иные временна, талант Г.Лезгинцева пробил себе дорогу – более 25 лет возглавлял институт "Гипрозолотоцветметпроект", проявив себя как крупный организатор проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ в горной промышленности.

Под руководством Г.Лезгинцева были осуществлены крупнейшие проекты строек аламазодобывающей промышленности страны: трубок "Мир" и "Удачная" (Якутия), запущен Зодский ЭРК (Армения), проведены реконструкция ЗДК "Балейзолото", освоены ильменитовые месторождения Ирша (Украина), Карамкенсткая (Магаданская обл.) и Кочкарская ЗИФ (Южный урал), оловодобывающий комбинат Тик-Тук (Вьетнам), вольфрамовый предприятия Грынчарица (Болгария), рудник им. Джамбула (Казахстан), фабрика Советская (Красноярский край) и др.

Долгие годы Г.Лезгинцев был научным руководителем тематики Государственного Комитета по науке и технике по проблеме освоения минеральных ресурсов Мирового океана.

Г.Лезгинцев — автор более 70 изобретений, пять из которых были запатентованы за рубежом — в Англии, США, Канаде, Японии и в других странах.

Г. Лезгинцев был всесторонне талантливым человеком. При громадной загруженности производственной и научной работой он находил время для литературной деятельности, создав ряд крупных художественных произведений. — "В таежной стороне", "Инженер Северцев", "Рудознатцы", "Человек с гор". Его произведения переведены и изданы на языках народов бывшего СССР и за рубежом.

Г.Лезгинцев неоднократно становился лауреатом конкурсов по науке и литературе, деятельность его отмечена правительственными наградами.

Не менее интересна судьба младшего сына М.Лезгинцева — Михаила Лезгинцева. Вот что пишет Мубариз Мурсалов в "Лезги хабарар" [38]: Шел 1980 год… В Афганистане, куда брежневское руководство опрометчиво бросило советские войска, разгорелась война. Противостояние двух сверхдержав — США и СССР — нарастало. Это чувствовалось и на суше, и на море. В океанской пучине ракетно-ядерные субмарины в буквальном смысле охотились друг за другом, а создатели и испытатели вооружения и у них, и у нас спешно "выдавали на-гора" одну новинку за другой…

По известным причинам я не могу назвать подводную лодку и ее вооружение, но о человеке, внесшем большой вклад в их испытания, рассказать могу.

Подводный корабль совершал испытательный поход. Это была головная лодка новой серии советских субмарин. Как в авиации рядовой пилот садится за штурвал только после летчика-испытателя, так и на флоте специалисты-испытатели должны всесторонне проверить новинку во всех режимах и условиях плавания. Только после этого ее вручат "обычным" капитанам и штатному экипажу: семь футов под килем!

Старшим, или по-флотски флагманским, специалистом-испытателем на Черноморском флоте был тогда Михаил Лезгинцев.

Рис. 9.21. Адмирал Михаил Лезгинцев.

Не многим было известно, что направленный после окончания Ленинградской военноморской академии в главную базу Черноморского флота капитан первого ранга Михаил Магомедович Лезгинцев и есть тот самый паренек, о котором в свое время органы НКВД на запросы командования сообщили: "Считаем необходимым проинформировать, что Лезгинцев М.М. является младшим сыном Магомеда Гусейнова — Михаила Лезгинцева, раннерепрессированного за контрреволюционную деятельность".

Младшему сыну Михаила Васильевича Лезгинцева наши хваленые сверхбдительные органы тоже пытались сломать жизнь, но не вышло: время уже было другое, да и спартанский характер горца сказался… Трудное детство выпало ему, но все равно это было счастливое время. Потому что Михаил верил в отца, верил, что будет доказана его невиновность. Того же мнения были и земляки, родные и близкие. И настало время, когда на самом высоком уровне было сказано: "Не виновен!"

…Есть на флоте знак высокого доверия: "Наш батя!" — с уважением говорят моряки, когда уважают командира. Так звали своего капитана подводники. И не одна мать военного моряка писала сыну в письме: "Передай мое материнское спасибо своему командиру"…

Перед очередным выходом в море на испытание капитана первого ранга пригласили к командующему флотом, где Михаила Магомедовича поздравили с присвоением высокого воинского звания контр-адмирала.

Принимая поздравления командующего и сослуживцев, Михаил мысленно представил, как бы обрадовался отец, узнав о его успехах в службе, о высоком звании, которое говорило, что горец навсегда отдал сердце морю.

К несчастью, погоны адмиральские недолго довелось носить сыну горца. На центральном посту новейшей субмарины он вдруг почувствовал острую боль в сердце… Он умер на боевом посту: — так умирают горные орлы — на лету.

Есть в Севастополе кладбище военных моряков. М.Лезгинцев похоронен здесь… Но эта фамилия не вычеркнута из списков офицеров флота. Бороздит океан на Дальнем Востоке подводная лодка, на которой служит Михаил Михайлович Лезгинцев — сын контр-адмирала и внук Магомеда Лезгинцева…

Назовем еще одну знаменитую фамилию — это Шайдаевы. Они выходцы из сел. Цмур Сулейман-Стальского района. Из этой семьи вышли известные военные и ученые.

У Гаджи-балы и Бесханум Шайдаевых был девять детей: 7 сыновей и 2 дочери. Старший сын Магомед-Ганифа в 1939 году окончил физико-математический факультет Дагестанского пединститута. Перед войной работал заместителем начальника Управления трудовых резервов Дагестана. Имея бронь, в 1942 году добровольно ушел на войну. Вот что пишет генерал-полковник М.Х.Калашник в своей книге "Испытание огнем" о Магомеде-Ганифе [39]: "260-й стрелковой дивизии предстояло наступать на главном направлении, вести бои непосредственно за овладение Ковелем. Военному Совету было очень важно знать настроение личного состава ее частей, степень подготовленности их к боям. Поэтому генерал И.Г.Королев сказал мне:

— Поезжайте, Михаил Харитонович, в двести десятую. С ее командиром Василием Ивановичем Булгаковым вы хорошо знакомы. Все обязательно проверьте, потом доложите по телефону свои впечатления и соображения либо мне, либо командующему.

И вот я вместе с начдивом полковником А.И.Колуновым еду в двести десятую. В пути договариваемся с А.И.Колуновым сразу же по приезду накоротке побеседовать с политработниками частей, поставить перед ними практические задачи в связи с наступлением, а где будет возможность, провести солдатские митинги…

Первый митинг состоялся в 783 - м артиллерийском полку. Открыл его заместитель командира полка майор Магомед-Ганифа Гаджиевич Шайдаев. Он произнес короткую, но очень яркую речь. Говорил по-солдатски лаконично, четко. Закончил призывом сражаться с врагом так, чтобы заслужить похвалу Верховного Главкомандования.

— Майор Шайдаев — прекрасный командир, — негромко сказал мне комдив полковник В.И.Булгаков.

Вслед за М.-Г.Шайдаевым выступил командир дивизии. Потом произносили речи солдаты, сержанты, младшие офицеры. Тон, заданный митингу майором М.-Г.Шайдаевым, была выдержан до конца. Все говорили, что называется, с огоньком. В заключение несколько слов сказал я…

После митинга мы с майором Шайдаевым побывали на огневых позициях артиллерийских батарей, беседовали с бойцами орудийных расчетов. Я убедился, что в полку проведена большая воспитательная работа.

Рис. 9.22. Генерал-майор Магомед Шайдаев.

К тому времени, о котором я веду речь, М.-Г.Шайдаев был уже заправским артиллеристом… Видно, не случайно комдив упомянул о его трудолюбии и настойчивости. Находясь вместе с Шайдаевым на огневых позициях батарей, я видел, с каким уважением относились к нему бойцы и командиры"…

Рис. 9.23. Генерал-майор Гаджи Шайдаев.

После окончания войны М.-Г.Шайдаев был оставлен работать в Германии, поскольку Магомед-Ганифа Гаджиевич свободно владел немецким, арабским, турецким языками.

В 1947 году М.-Г.Шайдаев переведен в Тбилиси заместителем начальника политотдела артиллерийского училища. С 1950 г. М.-Г.Шайдаев — начальник политотдела бригады в Махачкале, уже имеет чин полковника. В 1953 г. поступает в адъюнктуру при Ленинградском военном институте им. М.Калинина. За год подготовил и защитил кандидатскую диссертацию. За выдающиеся успехи на научном поприще М.-Г.Шайдаев оставлен в институте преподавателем. В 1960 году защитил докторскую диссертацию. В 1974 г. его переводят начальником кафедры артиллерии в военную Академию им. Дзержинского, где он работает до сих пор. В 1980 году получил звание генерала-майора. За время работы подготовил более 50 кандидатов и 18 докторов наук. Им опубликовано более 200 научных работ, из них 15 — монографии.

В годы войны имел 18 орденов и более 20 медалей, был представлен к званию героя Советского Союза, но по непонятным причинам не получил это высокое звание.

Брат — М.-Г.Шайдаева Гаджи — Курбан Шайдаев имеет звание генерал-майора, кандидат исторических наук. С 1950 года работал заместителем министра МВД Дагестана, в 1970 году был переведен в Москву, где работал начальником Военного института повышения квалификации руководящих работников МВД бывшего СССР и содружества социалистических стран. В настоящее время продолжает работать в военной Академии МВД России и является постоянным Представителем Дагестана при президенте России.

Еще два брата — Магомед и Ханмурад имеют воинские звания майоров. Магомед Гаджиевич, кроме того, доктор исторических наук, профессор.

Младшее поколение также пошло по стопам отцов — более десяти человек имеют воинское звания от лейтенанта до полковника, от кандидата до доктора наук…

Не дошла "Звезда Героя" и до другого замечательного нашего земляка — Мустафы Агаевича Набиева. Вот что пишет Д.Бутовецкий в статье "Ночной бой у Шпратау" ("Советское Полесье", 16.5.84): "Был теплый по-летнему сентябрьский день Группа ветеранов 6-й гвардейской дивизии, приглашенная на празднование 40-летия освобождения Шостки, расположилась на берегу Десны. С утра были выступления, встречи, поездки по местам боев, и теперь можно было расслабиться, снять усталость, подставив лицо и грудь мягким прикосновениям солнца.

Бывший командир дивизии генерал-майор Георгий Васильевич Иванов о чем-то оживленно беседовал со стройным седовласым человеком, в котором легко было признать горца. Китель офицера-артиллериста украшали боевые награды: ордена Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды.

— Знакомьтесь, подполковник Мустафа Агаевич Набиев, один из храбрейших наших гвардейцев, — сказал комдив. — Человек интересной судьбы. Мы встретились через сорок лет, и оказалось, что представление на звание Героя Советского Союза, которое я лично подписал в феврале 1945 года, не было видимо, утверждено. А, может, бумаги не нашли в архиве? Так или иначе, но требуется поиск…

Мустафа Агаевич рассказывал о бое у села Шпратау. Увлекшись, чертил прутом на песке схему расположение наших батарей и местонахождения фашистских танков. Генерал-майор кивал головой, подтверждая его рассказ, и все невольно перенеслись мыслями в победный сорок пятый год.

…Двенадцатого января 1945 года войска 1-го Украинского фронта начали Висло-Одерскую наступательную операцию. Войскам предстояло пройти от Вислы до Одера на глубину до пятисот километров, преодолев смесь оборонительных полос, заблаговременно подготовленных противником. Проходили эти преграды по берегам рек Нида, Полица, Варта, Одер.

13-я армия генерал-полковник Пухова, в состав которой входила 6-я гвардейская дивизия, прорвала главную полосу обороны противника. Темпы наступления были столь стремительны, что отстали тылы как дивизии, так и приданного ей 1076 истребительного противотанкового артиллерийского полка. В нем-то и служил 28-летний капитан Набиев, являясь помощником начальника штаба по разведке.

За его плечами были три года войны. Как в дымке, виделся ему иногда родимый аул Ашага-Мака.

Морозным февральским днем сорок пятого года 42 бойца с двенадцатью пушками и штабная машина с разведчиками переправилась на западный берег реки и заняла оборону восточнее села Шпратау, неподалеку от города Герлиц. Возле ветряной мельницы установили наблюдательный пункт. Огонь фашистских орудий отрезал их группу от оставшихся на левом берегу Одера частей. Прямым попаданием снаряда был разрушен пункт связи штаба полка, связь прервалась. Между тем бойцы услышали рокот моторов. К селу приближались танки.

Наши или вражеские? Верную смерть или помощь несут они? Выяснить это взялся Набиев. Взяв собой автоматчика, он тут же растворился во тьме… Взлетала в небо ракета, осветив на миг черные кресты на броне танков и самоходных орудий.

— Огонь… огонь по танкам!

Это — команда Набиева. Гремит выстрел, вихрем пронеслись осколки, застучав по броне, едва не пронзив разведчика. Младший лейтенант Леонид Ондруцкий произвел выстрел осколочным снарядам. Это ошибка могла дорого обойтись батареям.

— Бронебойным, бронебойным бей! Кричит надрывно Набиев:

На этот раз лейтенант точен. Танк загорелся, второй "тигр" стал разворачиваться, но и его достал снаряд. Здесь и там запылали фашистские "тигры" и "фердинанды" в стане врага — паника. Снова и снова слышится голос Набиева:

— Огонь бронебойным!

Схватка идет в ночной тьме. Ошеломленные, поднимают руки гитлеровские солдаты.

Утром поле боя осматривали прибывшие сода комдив 6-й гвардейской дивизии генерал-майор Иванов и командующий артиллерией дивизии гвардии полковник Аршовский. Они насчитали одиннадцать разбитых, обгорелых машин. Шесть таков и два самоходных орудия были взяты исправными, 36 солдат и офицеров пленены. Победа была полной, гвардейцы дрались по-суворовски. И никаких потерь, даже никого не ранило.

— Молодцы, артиллеристы! — похвалил комдив батарейцев. И , повернувшись к Набиеву, добавил: — Подвиг ваш не будет забыт. Вы будете представлены к вышей правительственной награде.

Войну капитан Набиев закончил в Праге. А когда вернулся домой, услышал печальную весть: умер отец, погиб брат Наби. Но уже на другой день Мустафа Агаевич, военком Дербента, впрягся в работу. Дел было хоть отбавляй, и коммунист Набиев радовался тому, что не слышно больше грома пушек над головой.

Прошли годы, много лет. Встречаясь с молодежью, рассказывал Набиев о ратных подвигах артиллеристов, вспомнил и о ночном бое под Шпратау, но мучило ветерана то, что некому было подтвердить его рассказ.

3 апреля 1982 года Мустафа Агаевич смотрел передачу по телевидению. И вдруг вскочил:

— Да это же наш комдив, Георгий Васильевич, генерал Иванов! Такой же, каким был когда-то. Постарел только…

На другой день Набиев выехал в Москву, встретился с комдивом, вместе с ним осенью посетил Шостку. А под новый, 1984 год, генерал-майор приехал в Дербент. Выступая во Дворце культуры стекольного завода, а затем в городском комитете партии, Георгий Васильевич рассказывал о доблести гвардейцев, о подвиге коммуниста, сына Дагестана Мустафы Набиева.

В "Дагестанской правде" (20 ноября 1964 г) перепечатана из "Магаданской правды" статья Г.Колтовского "Разведчик золотых кладов". Статья посвящена нашему знаменитому земляку Азизу Алискерову. Г.Колтовский пишет: "Начав работу на крайнем Северо-Востоке рядовым геологом А.X.Алискеров вскоре был назначен начальником Оротуканского районного геологоразведочного управления, а затем начальником геологоразведочных работ горнопромышленного управления Далстроя. Вся его кипучая энергия была направлена на выявление новых россыпей месторождений золота и организации наиболее эффективной методики его добычи. Под руководством А.Алискерова и при его непосредственном участии разработан и осуществлен генеральный проект разведки реки Берелых, давший, как известно, блестящие результаты.

Рис. 9.25. Азиз Алискеров.

В последние годы своей работы А.Алискеров многое сделал для успешной организации разведочных работ в долине реки Анюй и на Чукотке. Можно смело сказать, что в теперешних успехах магаданских геологов есть и его большая доля труда.

Азиз Алискеров обладал редкой способностью исключительно чутко и справедливо относиться к нуждам и запросам своих подчиненных, всегда находил для этого время. Характерной чертой его была большая любовь к детям, для которых он старался сделать все, что было возможно.

Азиз Хаджиевич Алискеров умер 4 июля 1956 года в возрасте 42 года в полном расцвете сил… Недавно на приисках, в рабочих поселках области прошли собрания и вечера, посвященных 70-летию со дня рождения А.Алискерова. Ветераны Колымы и Чукотки делились своими воспоминаниями об этом замечательном человеке.

Блестящая работа А.Алискерова высеко оценена нашим правительством: он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями".

Дмитрий Трунов в "Дагестанской правде" (30 декабря 1972 г) пишет: "Несколько лет тому назад мне довелось встретиться с прославленными золотоискателями Дальнего Востока. Один из них показал мне золотую медаль лауреата Ленинской премии и сказал:

— Этим я обязан вашему земляку Азизу Алискерову.

Позже мне стала ясна эта не длинная, но много говорящая фраза… О нем даже написаны стихи. Мне прислали из Магадана. Приведу только два четверостишия:

Волны мертвые камня серого,

В буйной зелени горный кряж,

Здесь оно и стоит, Алискерово,

Заполярный поселок наш.

Алискерово — имя звучное…

А ведь я его знал живым

И просился к нему в подручные

По тайге поскитаться с ним…

Его именем назван не только поселок золотоискателей, но и прииск золотодобытчиков.

Назовем еще три имени, ставшие известными в последнее время. Это Герои Социалистического труда Мирзеханов Мирзехан, нефтяник, лауреат Государственной премии СССР (работает в Туркменистане), Алимирзоев Алимирзе — Герой Социалистического труда (Узбекистан), Имамат Ибрагимова — также Герой Социалистического труда. Вот что пишет Ш.Дагов в газете "Правда жизни" (N1, 1992, Махачкала) об Имамат: "Мое знакомство с этой славной женщиной произошло, пожалуй, не совсем обычно. Все на чалось с газетной строки. В газете "Советская торговля" от 6 марта 1982 года под рубрикой "В семье единой" было опубликовано интересное выступление заведующей секцией универмага рыбкоопа совхоза "Алма-Атинский". Она рассказала о своих товарищах по работе, о дружбе и сплоченности людей совхоза, в котором живут и трудятся представители тридцати одной национальности. Каково же было мое удивление, когда дошел до строк: "Я коротко перечислю тех, кто работает у нас в универмаге. Я — лезгинка, есть уйгурки, казашки, гречанка, болгарка…

"Лезгинка!" Наша землячка!" — удивился я. Откуда же она родом? Решил написать письмо. Захотелось узнать об этой женщине — герое.

Прошло много дней, а ответа все не было. Я уже перестал надеяться и почти забыл об этом, как однажды, вернувшись с работы, застал у себя дома двух незнакомых женщин, оживленно беседующих с моей женой. На груди одной, рядом со звездой Героя, сверкают ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и другие высокие награды.

— Здравствуйте, Имамат, с приездом! — почему-то я сразу узнал ее.

— Я получила ваше письмо, — улыбнулась она, — но отвечать уже не стала, вы меня извините, а решила приехать. Давно не была в родных краях. И свадьба моей родной племянницы Гюльнары обязывала. Да вот и мать ее, моя сестра. Знакомьтесь, Салимат

— Поворичается она к сестре. — Она живет в селении Куйсун Магарамкентского района, работает медсестрой в детском саду.

— Казахстан стал моей второй родиной, — говорит Имамат. — С того дня, когда отец мой Асали вместе с семьей был выслан туда в 1940 году как кулак, имевший трех коров и трех быков…

Имя Асали Велиметова — знатного табаковода — хорошо было известно в Казахстане. Добросовестный труд бывшего "кулака" был отмечен орденом Трудового Красного Знамени и другими наградами. Трудились на совхозных полях и мать Имамат, Гюзельхан, и остальные члены большой семьи.

Пришло время и Имамат встать на табачные ряды. Это было в год начала войны, Великой Отечественной войны.

В 1949 году при плане 25 центнеров звено Ибрагимовй Имамат собрало с каждого гектара закрепленной за ним площади по 324 центнера сухого табака. Такого результата никому не удавалось добиться. В числе других табаководов — рекордсменов республики Казахстан ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали "Серп и Молот" и ордена Ленина. В это время ей шел двадцать первый год. Она стала одним из первых Героев Соцтруда среди дагестанцев. И вот в следующем, 1950 году, за выдающиеся успехи в труде Имамат Ибрагимова была награждена вторым орденом Ленина, а затем в 1951 году — орденом Трудового Красного Знамени. Но имя ее никогда не упоминалось, да и теперь не упоминается в Дагестане. Может потому, что дочь "кулака"? А может, кое-кому не подходил пункт пятый ее анкеты?

Так и работала бы она, шагая к новым трудовым высотам, если бы судьба не распорядилась по-своему. Имамат тяжело заболела, а врачи категорически потребовали: "Меняй работу!:" А как сменить то, что годами упорным трудом и сердцем прочно вошло в жизнь? Да и перед людьми неудобно: только что Героя получила и тут же подыскивать легкую работу? А к легкому труда она не была приучена.

— Иди в магазин — посоветовал Петр Федорович, директор совхоза.

— Там тоже нелегко, но все же не табачное поле. И помни: не место красит человека"…

Способность к военному и трудовому героизму в крови лезгинского народа. Это доказывает и наша молодежь. В ноябре 1990 г. высокое звание Героя присвоено Абасу Исрафиловичу Исрафилову, погибшему на Афганской войне. Ему было всего 20 лет. Он шел в своему подвигу открыто, мужественно. За один год службы в Афганистане он имел награды: орден Красного Знамени, медали "За отвагу", "От благодарного афганского народа", Грамоту Президиума Верховного Совета СССР, "Воину-интернационалисту.

28 августа 1993 г. газета "Северный Кавказ (N35 (138) написала: "Парламент Калмыкии учредил звание Герой республики Калмыков. Первым героем стал овцевод Ханбаба Мирзаметов. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов вручил ему орден, украшенной золотом, платиной, бриллиантами и рубинами (общая стоимость — 10 млн.руб) и новенькую "Волгу".

40 лет назад приехал юный лезгин из Дагестана в Калмыкскую степь и остался здесь. Кстати, X.Мирзаметов награжден двумя орденами Ленина и имеет звание "Заслуженный животновод Калмыкской АССР".

В статье "Из жизни не исчезнет след" [40] Багавудин Алиев пишет: "Будучи в качестве дипломата на Ближнем Востоке, мне удалось собрать любопытные сведения о дагестанской диаспоре. Одним из выдающихся ее представителей является известный в Сирии военачальник дагестанского происхождения Талеб Дагестани.

Талеб Мухаммед Дагестани — потомок дагестанца Мухаммеда Челеби, выпускника каирского университета Аль-Азхар, лезгина из Рутульского района. Согласно семейным документам, в 1825 году во главе дагестанской делегации Мухаммед Челеби, тогдашний муфтий Шеки и Ширвана, имамом Дагестана был направлен в Константинополь (ныне Стамбул) для ведения переговоров с турецким султаном о поставках оружия. После, казалось бы, удачных переговоров с султаном и прибытия в приграничный Каре, старый Мухаммед Челеби вместе со всеми членами делегации был арестован турками и сослан в Сирию, тогдашний вилайет Османской империи. Там, вопреки своему желанию, он обосновался навсегда. А в Дагестане остались молодая жена, дети от первой (покойной) жены и другие родственники. В семье правнука старого Мухаммеда Челеби (его тоже звали Мухаммедом Челеби) в 1914 году в Дамаске родился Талеб Дагестани.

Завершив учебу в аристократической средней школе "Фрейр" в Дамаске, Талеб поступил в престижное военное училище, предназначенное для детей из семей высокопоставленных государственных чиновников и военачальников. Будучи весьма способным и физически крепким юношей, Талеб блестяще закончил училище и, получив звание лейтенанта, стал адъютантом президента Сирии Таджежина Хасани. При таком высоком назначении, безусловно, учли дагестанское происхождение молодого офицера. В странах Ближнего и Среднего Востока дагестанцы, черкесы и чеченцы пользовались большим уважением за мужество, храбрость и преданность.

Когда Сирия получила независимость, судьба свела Талеба Дагестани с новым президентом страны Шукри Куватли. Впоследствии это знакомство переросло в дружбу. Ее и по сей день поддерживают потомки этих знаменитых людей — сыновья, внуки, правнуки. Именно Шукри Куватли назначил Талеба главнокомандующим пограничными войсками молодой страны. Первый парад этих войск Талеб Дагестани принимал в 1946 году.

Во время первой арабо-израильской войны Талеб Дагестани командовал ливанским, фронтом.

Скоро ситуация в Сирии изменилась. В результате государственного переворота к власти пришло правое крыло национальной буржуазии с Хусни Займом. Свергнутый президент Шукри Куватли эмигрировал в Египет, а Талеб Дагестани был направлен военным атташе в Багдад и Тегеран по совместительству. Фактически Талеб считался личностью опальной и новое назначенение расценивалось чуть ли не ссылкой.

Прошло несколько лет. В 1954 году в результате очередного переворота президентом Сирии стал старый друг и сослуживец Телеба Адиб Шишакли. Президент пригласил Талеба Дагестани в столицу страны, присвоил ему звание генерала и назначил командующим Юго-Западным фронтом (на границе с Израилем).

1955 год. И вновь государственный переворот. К власти пришел Хашем Аттаси. 3а близость к прежнему президенту Талеба Дагестани опять направляют за границу военным атташе, но уже в Анкару.

В 1956 году в Сирии свободные президентские выборы, в результате которых президентом стал эмигрированный в Египет, любимец сирийского народа Шукри Куватли. Последний не замедлил призвать в страну и Талеба Дагестани. Он назначается генеральным инспектором вооруженных сил Сирии с присвоением только что введенного в стране звания дивизионного генерала.

Спустя два года в Сирии произошел так называемый "тихий" переворот и президентом стал Аффиш Бизри, который вынудил Талеба Дагестани подать в отставку. Уставший от бесконечных политических интриг в высших эшелонах власти, Талеб Дагестани принимает решение навсегда уйти из большой политики и заняться семейными делами. Однако дружбу с экс-президентом Шукри Куватли и его семьей он продолжал поддерживать. Пережитое тяжелое сказалось на здоровье мужественного дагестанца.

В один из дней 1975 года Талеб Дагестани, как обычно, за рулем своей машины возвращался домой и вдруг острая боль, поразила сердце. А вокруг — ни души. На улице Багдадской, что в центре Дамаска, расположены старое кладбище и Пантеон Славы. Там и похоронен генерал.

Несколько слов о супруге Талеба Дагестани. Эльхам Кендлж Юсуф Пашазаде, курдиянка, в настоящее время проживает в Дамаске. Высоко отзывается о родине покойного мужа — Дагестане.

Не только Талеб Дагестани, но и некоторые его родственники оставили заметный след в общественной жизни Сирии. Значителен вклад дяди Талеба — Казема Дагестани в философию и социологию. Выпускник факультета права Дамасского университета, Казем Дагестани закончил аспирантуру Сорбонны и впервые в Сирии блестяще защитил докторскую диссертацию по социологии. Он автор десятков фундаментальных трудов по философии и социологии. В 1940-42 годах работал начальником концелярии премьер-министра, а затем канцелярии президента Сирии. В 1946 году назначен представителем Сирии в Лиге арабских стран. Умер 1985 году в возрасте 85 лет.

Известная современная писательница Эльфат Эдельби (род. 1912 г.) является двоюродной сестрой Талеба Дагестани. Ее перу принадлежит более 20 крупных литературных произведений. Некоторые из них переведены и на русский язык. Книга Рассказы моего деда" посвящена жизни ее прадеда Мухаммеда Челеби. В рассказе "Господь великодушен" Эльфат Эдельби пишет об одном из эпизодов патриотической деятельности своего дяди Закарьи Дагестани, бывшего заместителя начальника тюрьмы Дамаска, тайно освободившего заключенных сирийских патриотов во время французской оккупации Сирии.

Сын Талеба Дагестани Шамиль (род. 1943 г) работает в Дамаске генеральным директором комплекса стадионов столицы. Более 15 лет является бизнесменом, капитаном сборной команды Сирии по баскетболу.

Не могу не назвать еще одну фамилию из Далекого Зарубежья — это Тамараханум Керим. Эта замечательная женщина родом из Курахского района. Работает она в США и является президентом трансконтинентальной корпорации по экспорту и импорту одежды.

И в наши дни сотни лезгин на контрактной основе работает за рубежом. Один из них — Загидин Магомедович Рамазанов. Родился он в Белиджи, окончил биологический факультет Дагестанского государственного педагогического института.

В 1981 году З.Рамазанов поступил в аспирантуру при Академии сельскохозяйственных наук им. Тимирязева, а в 1983 году досрочно защитил кандидатскую диссертацию по теме "Механизм регуляции углеродного питания". 27-летнего ученого оставили работать в Академии. Его работа "Молекулярная биология углеродного и азотного метаболизма" стала новым словом в мировой науке.

З.Рамазанов разработал методы увеличения сельскохозяйственной продукции с использованием молекулярной биологии без минеральных удобрений. К сожалению, в России, Дагестане не нашлось места для открытия нашего земляка. Зато его работой заинтересовались зарубежные ученые, бизнесмены. В 1989 году его пригласили в Королевскую Академию Швеции. Два года читал он лекции по микробиологии в университетах городов Умеа и Упсала, занимался научными исследованиями.

Работал он 6 Швеции с удовольствием и плодотворно и вскоре выучил и шведский язык. Там же Загидин получил приглашение из министерства развития и образования Испании. В Испании наш земляк успешно читал лекции по молекулярной биологии в Кордовском университете.

Сейчас З.Рамазанов работает в США, преподает курс микробиологии в Луизианском университете. Он член секретариата Европейского общества биологов. Член Американского общества биологов. Загидин уже имеет на руках новый контракт. Пять лет будет работать в биотехническом Центре по молекулярной биотехнологии на Канарских островах.

Ученый с мировым именем свободно владеет английским, шведским, испанским языками, плодотворно работает со своими аспирантами из США, Испании, Швеции, Кении, Танзании и других стран.

За последние три года Загидином опубликовано более 100 работ, большинство из них — за рубежом. Недавно в Голландии вышла его книга о молекулярной биологии. Она сразу же разошлась, теперь он работает над второй монографией.

В далеких странах З.Рамазанов получил признание, добился успехов в научно-педагогической деятельности. Я не думаю, что он не хотел бы работать у себя на Родине — Лезгистане. Но как?!.. До сих пор в Лезгистане нет ни одного государственного высшего учебного заведения или промышленных предприятий! Поэтому "утекают умы и руки", — как говорил профессор М.Аджиев, — из Лезгистана.

Трудно мне сейчас сказать, сколько у нас генералов, адмиралов, героев Советского Союза, героев труда, крупнейших ученых, выдающихся тружеников. О многих из них мы ничего не знаем, поскольку о них не писали или писали как о "дагестанцах" и "азербайджанцах" без конкретного национального адреса. Поэтому и здесь оставляю символическую страницу, чтобы в будущем восполнить этот пробел.

В связи с сказанным я вспоминаю спор обсуждение одной статьи, появившейся года 4-5 назад в "Дагестанской правде". Статья была посвящена генералу М.Кахриманову . Это было время, когда в разгаре была Афганская война. Генерал Кахриманов служил тогда в Среднеазиатском военном округе. В статье говорилось, какую большую работу проводит М.Кахриманов в налаживании работы военного округа и как помогает он нашим дагестанцам. Однако в статье ни слова не было сказано, где он родился, откуда родом. Мы все гадали на кафедре: лезгин ли он или лакец…

Вот так в Дагестане и в Азербайджане было наложено "табу" на слово "лезгин". Приводимые здесь материалы были опубликованы в основном в так называемых независимых газетах, появившихся в последние 3-4 года.

Что же получается из изложенного? Путем геноцида против лезгинских лидеров на Восточном Кавказе турки лишили наш народ возможности восстановления государственности. Из-за разрушения старых производств, не строительства новых промышленных предприятий при советской власти, особенно за последние пятьдесят лет, наиболее активная часть лезгинского народа оказалась за пределами Лезгистана. Лезгинский народ жил и живет сам по себе со своими заботами и хлопотами, а его интеллигенция — сама для себя, отделенная от него сотнями и тысячами километров в Махачкале, Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Киеве, Саратове, Волгограде…, в Средней Азии, Сибири, Поволжье, Ставропольском крае и т.д. Поэтому нечему yудивляться, что лезгинский народ сейчас находится в таком исключительно трудном и плачевном состоянии. Положение его преднамеренно усугубляли еще тем, что ему десятилетиями внушали, что он — малочисленный народ, без рода и племени, без собственной экономики и культуры!

Давайте посмотрим на конкретных примерах, какими варварскими методами довели лезгинский народ до такого нищенского (и духовно и материально) состояния руководители Дагестана и Азербайджана.

http://lekia.ru/str63.html

Просмотров: 1255 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Интернет магазин инструмента для строительных и ремонтных работ и материалов необходимых для этого инструмента Stoyin ru - наивысшее качество по доступным ценам. В ассортименте шлифовальные ленты, цепи пильные, патроны для дрелей, скобы для степлера, принадлежности к станкам, пики для отбойного молотка, пилки для лобзика, диски, и еще многое другое. Дешевая, а при большом заказе бесплатная доставка или самовывоз с офиса (уточняйте у оператора) отделения в России, Украине, Беларуси, Казахстана. У нас исключительно надежный строительный инструмент с гарантией, ждем от Вас звонков.
https://stroitelnyyinstrument.satom.ru/ - Магазин инструмента для строительных и ремонтных работ

1  
Чем больше человек зарабатывает, тем больше желает, чтобы его жилище смотрелось ни в коем случае не так как у почти всех, но при этом чтобы там было комфортно ему самому.
Любому хотелось бы похвастать восхитительной квартирой, оригинальным стилем и современной бытовой техникой или даже сантехникой. Да и современное многообразие новых материалов и увеличения потенциалов по ремонтному делу возвышают многих созидательных личностей.
Только каким образом сыскать ту «изюминку» в дизайне, каким способом комбинировать любимые материалы и цвета, для того чтобы получилось впрямь красиво? Каким образом выполнить ремонт так, чтобы было при этом не расходно, красиво, комфортно, да еще и экологично для жизни?
Представленный web-сайт призван протянуть руку помощи в этом сложном деле, особенно если уж вы решились произвести большую часть сами, а не брать внаем дорогостоящих профессионалов. Тем более, что каждому под силу осуществить всё полностью и самому, ведь ничего сложно в ремонте нет, особенно когда знаешь, что делаешь. А вот как раз чтобы понимать, и организован этот сайт, как теоретический помощник для лучшей вашей информированности.


http://homeprorab.info/raznovidnosti-keramicheskoj-plitki-dlya-sten-i-pola-vannoj-komnaty/ - плитка для ванной

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017